Ку льтовые места: Кокшаровский холм, Останец Старичный, Исетское Правобережное I , Исетское XIII В, Палатки I , гора Петрогром , Шарташские Каменные палатки , с р. Адуй, Камень Балабан. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Ку льтовые места: Кокшаровский холм, Останец Старичный, Исетское Правобережное I , Исетское XIII В, Палатки I , гора Петрогром , Шарташские Каменные палатки , с р. Адуй, Камень Балабан.

2022-10-03 38
Ку льтовые места: Кокшаровский холм, Останец Старичный, Исетское Правобережное I , Исетское XIII В, Палатки I , гора Петрогром , Шарташские Каменные палатки , с р. Адуй, Камень Балабан. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дополняет представление о керамическом комплексе батырской культуры опубликованные данные керамических комплексов культовых мест:Кокшаровский холм [Шорин, Зыков, Вилисов, 2013, с. 119-129] и Останец Старичный [Викторова, Чаиркин, 1999, с. 166-172].

Опубликованы и взяты из архивных источников информация о керамике с культовых мест – гора Петрогром, Палатки I, Шарташские Каменные палатки, Исетское Правобережное I, с р. Адуй, Камень Балабан.

3.4. Керамика культового места Кокшаровский холм (рис. 116-117).

«На Кокшаровском холме из 36 средневековых сосудов у 11 (30,5% от общего числа) восстанавливаются диаметр горла, форма тулова, поэтому возможна графическая реконструкция. Однако во всех случаях форма дна сосудов не ясна, хотя можно предположить, что все они имели округлую форму. Девять реконструируемых сосудов представлены горшками, два небольших, с диаметром горла 10.8–12.5 см – банки. Из горшков семь имели высокие закрытые, а два – короткие прямые шейки. Венчики их самые разнообразные: прямые с внешним и внутренним карнизами, скошенные назад, часто с карнизом.

По орнаментации можно выделить следующие типы:

Тип 1 – 17 сосудов, 47,2% от общего числа. Они украшены отпечатками шнура. Сосуды этого типа представлены крупными горшками с диаметром горла 16.6–32.2 см. Венчики плоские и скошенные назад. Собственно сосудов, украшенных только шнуровой орнаментацией, в этом типе практически нет – только два маленьких фрагмента стенок. Во всех остальных случаях шнуровая орнаментация сочетается с оттисками гребенчатого штампа. Последние всегда покрывали поверхность венчиков.

Внутри этого типа выделяется подтип 1А – 4 сосуда. Они орнаментированы не только оттисками шнура и гребенчатого штампа, но и оттисками решетчатых фигурных штампов: ромбического или овального (по два сосуда). Горшки имеют скошенные назад венчики, один из них – венчик с большим карнизом. У двух сосудов на шейках и на их внешней поверхности имелся ряд ямочных наколов, нанесенных поверх орнамента. Это редкий для этого типа прием орнаментации.

Тип 2 представлен 15 сосудами (41,7 % от общего числа), украшенными только оттисками гребенчатых штампов, из них 5 графически реконструируются: 3 горшковидной и 2 баночной формы. На 11 шейках сосудов этого типа выявлено 7 скошенных назад венчиков (из них 4 с заметными карнизами) и 3 прямых (из них 2 с задними карнизами). На шейках этого типа ямочная зона встречается в большинстве случаев – 8 сосудов (72.7% от 11 шеек). Гребенчатые штампы во всех случаях с 3–5 мелкими тесно поставленными зубцами. Орнамент монотонный. Состоит из горизонтальных полос прямо или наклонно поставленных гребенчатых штампов, гребенчатой “елочки”, зигзага. Столбики из горизонтально поставленных в линию гребенчатых штампов встречаются только в четырех случаях: на одном сосуде такие столбики заключены между горизонтальными полосами на его шейке; на трех остальных они в качестве фестонов завершают орнаментальные композиции. Абсолютное большинство сосудов 2-го типа имеет довольно насыщенную орнаментацию, состоящую не менее чем из четырех горизонтальных полос оттисков гребенчатого штампа. Лишь на одном низкогорлом горшке имелся относительно бедный орнамент из двух горизонтальных полос наклонно поставленных оттисков гребенчатых штампов.

Сосуды Кокшаровского холма 2-го типа с гребенчатой орнаментацией, особенно со скошенными назад венчиками и с ямочной зоной на шейках, обнаруживают большую степень близости с некоторыми типами керамики карымского, зеленогорского и рёлкинского этапов нижнеобской культуры Северо-Западной Сибири.

Тип 3 представлен фрагментами двух сосудов (5,6% от общего числа), украшенных оттисками гладкой палочки. Фрагменты от сосудов, графическая реконструкция которых невозможна, скорее всего, имели баночную форму. Венчики плоские неорнаментированные. На одном имеется небольшое углубление, придающее венчику дуговидный профиль, на другом – внешний и внутренний карнизы. Оба сосуда имеют ямочную зону с внешней стороны шеек, причем ямки наносились уже поверх орнамента по еще сырой глине. На одном ямки на шейке чередовались с жемчужинами, оставленными ямкой, нанесенной с внутренней стороны шейки. Орнаментальная зона на обоих сосудах восстанавливается полностью. Она включает в себя четыре на одном сосуде (и пять на другом) горизонтальные полосы наклонных оттисков гладкой палочки. Эта зона располагалась сразу под венчиком в верхней части сосудов. Оригинален фрагмент низкогорлого горшка с приостренным венчиком и раздутым туловом. Ямочно-жемчужная зона на шейке под венчиком отсутствует. Во всех остальных средневековых сосудах других типов Кокшаровского холма она встречалась в 59.3% случаев. На внешней поверхности сосуд орнаментирован горизонтальными линиями ровных оттисков двузубого гребенчатого штампа. Причем верхний зубец – крупный, каплевидный, а нижний – мелкий, точечковидной формы. Ровность линий оттисков, отпечатанных без сбоев через равные промежутки, заставляет предположить, что орнамент на этот горшок наносился прокаткой колесовидного орнаментира, изготовленного из твердого материала (камня, керамики, кости, дерева).

Очевидно, фрагменты сосудов 1–3-го типов относятся к одному раннесредневековому керамическому комплексу. Они все близки друг к другу по форме венчиков, шеек; в тех случаях, когда удавалось реконструировать большую часть сосудов, и по раздутости тулова.

Сравнивая средневековый керамический комплекс Кокшаровского холма, который автор относит к батырской культуре с материалами наших раскопок на городище Красный яр (Слободо-Туринский район Свердловской области), которое имеет аналогичную культурно-хронологическую принадлежность, отметим следующее.

В керамическом комплексе Кокшаровского холма половину коллекции керамики составляют сосуды, орнаментированные полосой плотных наклонных оттисков гребенки в отступающей технике, иногда образующая рельефную полосу. В нижней части этот орнамент оконтурен линиями из слитных оттисков горизонтальной гребенки или гребенчатого зигзага. Керамика с такой орнаментацией в молчановском керамическом комплексе представлена во второй группе, пятой подгруппе [Гордиенко, 2016, с. 38-39]. Этот тип орнамента дополняется сосудами с наклонными столбиками из гребенки, которые выступают, в основном, в виде завершающей зоны декора, реже располагаются в центральном орнаментальном поле. Сосуды с таким орнаментом образуют первую группу керамики с «протовожпайским» декором [Гордиенко, 2013г, с. 134]. На нескольких сосудах Кокшаровского холма шнур и гребенка соседствуют с фигурными штампами (ромб), которые относятся к первой (основной) группе молчановской керамики [Гордиенко, 2016, с. 37]. Один сосуд, названный А.Ф. Шориным и А.П. Зыковым «оригинальным» [Шорин, Зыков, Вилисов, 2013, с. 124, рис. 2 – 37] соответствует второй группе, четвертой подгруппе молчановской керамики, орнаментированной горизонтальными линиями из слитных горизонтальных оттисков гребенки [Гордиенко, 2016, с. 38]. Вторую часть керамического комплекса Кокшаровского холма образует подобная молчановской керамика всей третьей группа керамического комплекса – орнаментированная шнуром и гребенкой (20%). На городище Пламя Сибири 6, выделяются пять батырских сосудов, отличающихся от основного комплекса технологией (большая примесь слюды, светлый оттенок черепка), формой и декором, отсутствием

Рис. 116. Керамика батырского культового места  Кокшаровский холм [по: Шорин, Зыков, Вилисов, 2015, рис.2].

Рис. 117. Керамика батырского культового места  Кокшаровский холм (молчановского типа – А.Г.) [по: Шорин, Зыков, Вилисов, 2015, рис.2 (окончание)].

ямочно-жемчужной зоны. Скорее всего, эти сосуды были изготовлены не здесь, и являются принесёнными представителями батырской культуры со среднего течения р. Туры» [Шорин, Зыков, Вилисов, 2015].

Исходя из этих наблюдений, можно заключить, что средневековый керамический комплекс Кокшаровского холма включает молчановскую керамику и является ее памятником. К молчановской культуре относится вся вторая группа с гребенчатым орнаментом (около 50%). Такая ситуация прослеживается и на исследованных автором городищах Красный яр и Боровиково, где молчановская керамика соседствует с батырской.

 

3.4. Керамика культового места Останец Старичный (рис. 118-120).

Керамический материал представлен фрагментами 21 сосуда с примесью крупнотолченного талька в тесте. У большинства сосу­дов плоские скошенные внутрь венчики с карнизиком, шейка вертикальная или слегка ото­гнута наружу, округлое тулово и круглое дно. На карнизик и внешнюю сторону венчика на­носились насечки. Плоский венчик, шейка и верхняя часть тулова орнаментированы опис­ками шнура, резным способом, гребенчатым штампом, полулунными вдавлениями. Чаше всего в украшении сочетались 5-7 поясков шнура с резной сеткой или зигза­гами, реже в орнаменте исполь­зовались и сетка и зигзаг. И лишь один сосуд украшен только горизонтальными поясками оттисков гребенчатого штампа. У шести сосудов орнаментальное поле заверша­лось 4-2 рядами полулунных вдавлений, в од­ном случае отпечатками плоского штампа на­носились кресты, зигзаги, компози­ция завершалась пояском из сдвоенных отпе­чатков.

По форме венчика, профилю и изяществу орнаментации в коллекции выделяются 4 малень­ких сосуда. У них плоский венчик, узкая, сравни­тельно высокая шейка и бомбовидное тулово. Орнамент преимущественно шнуровой, но шнур более тонкий, а поясок косой сетки нанесен инструментом с тонким концом. По форме и способу орнаментации сосуды могут быть отнесены к батырскому типу и близки к посуде с могильников Аятского и Калмацкий Брод [Викторова, Чаиркин, 1999, рис. 3].

Из 21 сосуда со шнуро-гребенчатой орнаментацией выделяются 4, декор которых близок молчановскому (содержит фигурные штампы).

Важен для датировки фрагмент стенки сосуда, украшенный «классическим» молчановским орнаментом из оттисков уголка, гребенки и шнура – что позволяет относить к VI-IX вв. керамику с присутствующим на этом фрагменте декором в виде двойной (или одинарной) полосы полулунного штампа (рис. 119 – 5).

На втором фрагменте полоса каплевидных оттисков, нанесенных «елочкой», и оконтуренные шнуровыми линиями. Это молчановские так называемые «редкие фигурные штампы», унаследованные ей от носителей керамики зеленогорского типа нижнеобской культуры (рис. 119 – 6).

Рис. 118. Керамика батырского культового места  Останец Старичный [по: Викторова, Чаиркин, 1999, рис. 2].

 

 

Рис. 119. Керамика батырского культового места  Останец Старичный [по: Викторова, Чаиркин, 1999, рис. 3].

 

Рис. 120. Керамика батырского культового места  Останец Старичный [по: Викторова, Чаиркин, 1999, рис. 4].

 

 

Так же к керамике, в декоре которые есть «редкие фигурные штампы» относятся сосуды с оттисками в виде крестов (рис. 119 – 1), прямоугольников (рис. 119 – 4).

Исходя из этих наблюдений, можно заключить, что средневековый керамический комплекс Останца старичного также включает молчановскую керамику и является ее памятником. К молчановской культуре относится выделенная и рассмотренная посуда с фигурноштамповым орнаментом (около 10%).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.