Гугл -культура или : диспут возможен — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Гугл -культура или : диспут возможен

2022-10-03 19
Гугл -культура или : диспут возможен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спустя 500 лет после Гутенберга, Запад подарил миру новое открытие изменившее мир так же сильно как книгопечатание: Интернет. Он стал дерзким вызовом для правительств, желающих отгородить своё население от всемирной системы знаний. Неудивительно, что сначала исламские учёные стали обороняться от Интернета, и предупреждать об опасности скрытых в нём подстрекательств. И снова они вытянули короткую спичку. Многие молодые мусульмане увлеклись интернет-сёрфингом. В Интернете они дискутируют о религии и политике, слушают западную музыку, и смотрят порно. Это меняет не только их моральный кодекс, но и отношение к знаниям. И если молодой мусульманин получая информацию от учителя или религиозного учёного, он больше не воспринимает её как абсолютную истину, а проверяет в Интернете.

И вот мы имеем Фэйсбук-поколение, которое вышло на улицы свергать Мубарака и Мурси в Египте, Бен Али в Тунисе, Салеха в Йемене, Каддафи в Ливии, Башар Ассада в Сирии. Поколение, социализировавшиеся поредством Интернета - Любознательное, критичное, не принимающее более "стену знания" и неприкосновенность религиозных авторитетов.

В 2012 гду я присутствовал на публичной дискусси в Каире. В президиуме сидел известный эксперт по экономике, член МБ. Он делал доклад о экономических планах своего движения: "Если бог поможет нам, то в следующие пять лет мы удвоим количество иностранных туристов, посещающих Египет." Из публики поднялся один молодой человек и возразил: "Я сам - мусульманин, и молюсь пять раз в день, но мы здесь разговариваем о экономике и туризме. Как тут может помочь божья воля? Скажите пожалуйста конкретно: что вы собираетесь предпринять, и какой у вас бюджет? Где вы будете строить отели? И не вмешивайте в это тбога. Ведь если ваши планы провалятся, вы скажете что на то была божья воля." Я был совершенно ошеломлён этим высказыванием. " Не вмешивайте в это бога" - Услышать такое, да ещё от верующего мусульманина!

Благодаря Интернету, сама идея светского государства стала по-другому обсуждаться в арабском мире. Ранее секуляризм считался богохульством. Однако горький опыт пережитого после выборов 2012 г., и прихода к власти МБ, привёл к тому, что сегодня дискуссия о разделении церкви игосударства больше не является табу.

После моего доклада в Каире о религиозном фашизме, ко мне подошёл молодой египтянин и сказал: " Ну вообще-то, вы правы. Однако, я нахожу вашу речь слишком провокативной. Она отпугнула многих. Например, когда вы сказали, что нужно отделить религию от политики, возникло впечатление, что религия - это сдерживающий фактор, тумоор общества, который можно удалить. А что, если сказать: Мы должны пощадить религию от политики."? Тогда бы политика выглядела чем-то земным, грязным, а религия чем-то чистым, что не нужно пакчкать повседневностью."

Я нахожу подход этого юноши креативным. Поймите, дипломатия - это не моё. Я привык называть вещи своими именами. Но тот факт, что он вообще решился выразить своё мнение, для меня - некий знак того что юнные мусульмане постепенно осознают разрушительную роль религии. По ту сторону угнетающей политической реальности арабского мира идёт горячие дискуссии о роли религии в постреволюционных обществах.

В этих дискуссиях принимают участие не только разумные молодые люди, но и так же фанатики, готовые любой ценой защищать право влияния религии на законодательство и политику. И для них, для их мыслей и пропаганды есть место в современных средствах массовой информации, и платформа в Фэйсбуке. Интернет открыт для всех. Среди арабских пользователей Интернета бушует битва культур между теми, кто готов сделать шаг в 21-й век, и теми, кто застрял в 7-м.

Возможно вы задаётесь вопросом: что общего с исламским фашизмом имеет станок Гутенберга, и его запоздалый приход в арабский мир? Вы можете сказать, что в Германии идеи Просвещения были широко распостранены и укоренены, но тем не менее национал-социалим с его человеконенависнической идеологтей имел большой успех. Вы можете ссылать на то, что Гитлер спользовал великолепное изобретение Гутенберга чтобы распостранять тирады, полные ненависти в форме книг и листовок, падавших на головы людям. Всё это так. Немецкие фашисты пользовались всеми подходящими достижениями современности, преследуя свои цели. Не только в идеологическом, но и в техническом смысле они всегда шли в ногу со временем. Это относится к массовому уничтожениию евреев, ии к разработке новых видов оружия.

Но тот факт,что до нацистов был совершенно другой взгляд на мир и людей, облегчило процесс обновления после войны. Немцы провели оздоровление общества, словно нажали на кнопку "reset" на персональном компьютере. Можно без преувеличения сказать, что это навёрсвование времени было очень тяжёлым, и продолжается до сих пор. Я знаю так же, что дети, индокринированные в школе демагогами от нацизма, позже имели большие проблемы, пытаясь от этого избавиться. Этим я хочу сказать, что поле им предложили другую модель общества и ценности, которые они подхватили.

В исламском мире же, напротив, такое длительное неприятие книгопечатания, и связанных с ним достижений цивилизации, привело к тому, что ассиметрия общесва была зацементирована. Верность правителю, культ личности, неприкосновенность Корана и абсолютных истин, излагаемых учёными: -это - некая вертикальная система, разделяющаяф внешниий мир на друзей и врагов. Как раз эту картину мира, и эту иерархическую структуру поддурживает исламский фашизм. И как раз против этого выступает поколение-гугл. Они бльше не согласны с тем, что все знания уже содержатся в Коране. Они спорят с учителями, и даже с имамами в мечетях. Скепсис в отношении вертикальной системы знаний пришёл в исламский мир. С запозданием в несколько столетий, но пришёл. Только скепсис - это обно, а процесс погружение в широкое течение знаний - это другое. Протесты, демонстрации, свержение диктаторов - это одно, а построение здоровой, демократической политической культуры - это другое.

Между Гутенбергом и Цукербергом лежит 500 лет знаний и опыта, от которых исламский мир сознательно или безсознательно себя отгораживал. Этого потерянного времени очень недостаёт исламским обществам на их пути в современность. К сожалению его нельзя нагнать несколькими щелчками мыши. И в то же время один щелчок мыши может гораздо больше чем можно себе представить!

Глава 6

ХАЙЛЬ, ОСАМА! - ПРОИГРАВШИЕ ШТАТЫ, ПОБЕДА ТЕРОРИСТОВ

Немногие мусульмане во всём мире открыто празновали теракты 11 сентября как большую победу ислама над надменно-заносчивыми США, как удар по их мировому господству. Но некоторое значительное меьшинство из них осудило эти нападения, и объявило злорадство по этому поводу дурным тоном. Но бОльшая часть мусульман не знала дистанцироваться им от этих ужасных преступлений, или гордиться ими. Прошло немного времени, и камень теории заговора пустил круги: Ну не могут же мусульмане быть преступниками и террористами! Нападения совершили Мосад и ЦРУ. На египетском телевидении выступил некий религиозный учёный, заявивший что не один еврей не погиб 11 сентября. Якобы никто из 4000 евреев в тот день не появился на своём рабочем месте в Международном Торговом Центре. Чистейшая ложь, призванная доказать, что за нападениями стоит Израиль. Эту ложь очень легко разоблачить, но тем не менее она работает! Это полный абсурд, что Моссад обзвонил всех 4000 человек накануне, и просил не приходить на работу. И уж вовсем абсурдно предполагать, что все эти люди последуют такому указанию, а после трагедии не будут испытывать угрызений совести, и не поддадуться искушению сообщить сенсационную информацию Нью Йорк Таймс. И ещё кое-что абсурдное: Тот же самый учёный, возложивший ответственность на Моссад, тут же заявил что Америка справедливо наказана Аллахом за её агрессивную внешнюю политику. Видимо он ещё не решил, кто же стоит за терактами: бог или евреи.

В 2002 году американский политолог Фрэнсис Фукуяма написал эссе под названием "Хайль, Осама!", в котором он выражал удивление тем, что многие мусульмане восторженно приветствуют осаму Бен Ладана, несмотря на то, что он не решил ни одной проблемы исламского мира. И действительно: он как сын успешного саудовского предпринимателя в сфере строительства не построил ни одного здания в исламском мире, но лишь разрушил два здания в Америке. Он не боролся с бедностью, экономической стагнации, безработицей, безграмотностью. Он даже ни разу не упоминал о существовании этих проблем. И почему тем не менее его считают героем, когда многие исламские страны проигрывают борьбу с этими проблемами? Ответ прост: Как всегда проще возложить ответственност за свои собственные поражения на некого зловещего врага.

В своём эссе Фукуяма предупреждает, что мусульмане, восторгающиеся Бен Ладаном сегодня, завтра заплатят ту же цену, что заплатили пламенные поклонники Гитлера, воодушевлённо приветствовавшие стоявшегоо вне критики Фюрера, до тех пор пока он не превратил свою собственную страну и половину мира в руины. Когда велика озлобленность, а беспомощьность ещё больше, бьёт час таких демагогов как Гитлер и Бен Ладан. Всё что им нужно - это подогреть страсти, нагнать страх, разжечь огонь ненависти, и показать людям виновных в их бедственном положении. Заранее подготовленная теория заговора в сочетании с маниакальныим идеями как победить "врага" подталкивает людей к красной черте неадекватности. Намного легче сконцентрировать внимание на мнимом внешнем враге, или на определённой группе внутри общества, чем размышлять о своих ошибках и многогранных поблемах. Намного проще радоваться наблюдая издалека обрушение башень, чем озаботиться судьбой миллионов детей, живущих в собственой стране на улицах, без крыши над головой. Арабские страны настолько отягощены проблемами, что неясно с чего можно начать их решение. а образ врага в школьном преподавании, в проповедях и масс-медиа настолько вездесущ, что мимо него просто нельзя пройти.

Осама Бен Ладан и его аль-Каида черпают свои мифы из трёх источников: хроническая душнвная болезнь исламского мира, необоснованные претензии на мировое господство, и бьющие ключом нефте-доллары, позволяющие производить впечатление благополучая, не производя ничего кроме нефти. Мохамет Атта, и другие 18 террористов 11 сентября были детьми поколения, воспитанного в консервативных традициях своей страны. Они получили образование на Западе, и отведав запретных плодов, испытывали угрызения совести. Их ненависть к Америке была настолько велика, что они были готовы погибнуть вместе с тысячами неповинных людей, только чтобы причинить Америке боль. Эта акция показала всю саморазрушительную силу исламизма. Сколько времени, денег, способности планировать, и силы воображения это стоило! И как это пригодилось исламскому миру? Или скорее: насколько оно повредило ему? У них был шанс обогатить Запад своими знаниями и представулениями о мире. Вместо этого они радикализировались. До них не дошло значение и важность гражданских свобод. Они использовали религию как щит в борьбе против перемен, против современности. Как бывший курильшик ненавидит курящих, так и они, вернувшись к своей вере, ненавидели грешников, которыми сами раньше были. Они хотели уничтожить следы своих грехов, уничтожив то место, где они начались. они не стали искать ошибки в собственной культуре или самих себе, вместо этого они прокляли культуру, якобы их соблазнившую.

Террористы, взорвавшие башни, представлят целое поколение, искалеченное шизофреническим разрывом между западным стилем жизни и реальностью родной культуры. К этому поколению принадлежит сегодня большинство учителей, имамов, профессоров в исламском мре. Абсолютное меньшинство из них стали террористами. Они работают, смеются, смотрят западные фильмы, болеют за Барселону или Арсенал, носят джинвы и слушают музыку. Но не смотря на это они являются носителями мутировавшего вируса, который в любой момент может возбудить болезнь. Этот вирус называется джихад. Нет ни одной мусульманской страны, где ещё не представлен воинствующий исламизм. В любой из них или уже случались теракты, или есть террористы, совершившие их в другой стране. То же самое касется стран, где мусульмане в меньшинстве - в Европе, Азии, Африке. В богатых странах Залива, или в бедной Северной Африки, В Индонезии или Нигерии, в Таиланде, Сомали, Германии, Испании или в Англии - агрессивный вирус джихада везде активен.

Во всём мире можно встретить эти радикальные настроения и готовность к насилию. Феномен исламизма невозможно отделить от ислама, потому что вирус джихада черпает свою разрушительную силу в учении ислама и его истории. Концепция джихада - это не находка современных исламистов, это - изобретение Пророка Мухамета. Претензии ислама на универсальность, и травлю неверных можно найти не только в писаниях Саида Кутбаи Маудуди, но ив Коране. Ислам невозможно понять, если не ухватить его политическую суть. В отличии от христиан, которые были вынуждены жить три столетия как меньшинство, мусульмане были политически успешны, и уже почти при жизни Мухамета создали своё государство. Мухамет вёл войны за расширение и укрепление своей власти, и обещал мусульманам мировое тосподство. Эти войны, и стремление исламизировать весь мир, многие мусульмане сегодня понимают как божий замысел, который спустя 1400 лет после смерти Пророка должна быть исполнена.

И всегда выходит так, что степень поражения вирусом джихада соотносится с силами мусульманина: Есть "малый джихад" - вооружённая борьба с врвгами ислама, и "большой джихад" - "неутомимый труд на пути к богу". Но не стоит поддаваться на этот обман.

После 11 сентября 2001-го Шейх Юсуф Аль-Кардави написал довольно объёмную книгу (1400 сраниц) под названием "Понимание джихада". В ней разъяснено, когда джихад является необходимостью, кто, и при каких обстоятельствах может к нему призывать. Многие арабские интеллектуалы после этих терактов опубликовали апологетические тексты, в которых ислпм представлен религией мира, отрицающей любую форму насилия. И почти никто не осмелился сказать, что этот вирус очень стар. Так же стар, как и сам ислам. Собственно проблему представляет такой джихад, каким его понимал и практиковал Пророк. Деление мира на верных и неверных - вот проблема. Неприкосновенность Пророка и Корана - вот рпоблема. Невозможность удрать из хадисов и Корана агрессивные высказывания - вот где проблема. Джихад как самоцель - проблема. Джихад, который будет длиться до конца дней.

Главва 7

ДЖИХАД И ПОРНОТОПИЯ РАЯ

В 9-й суре Корана бог мотивирует мусульман на борьбу за своё дело: "За жизнь и добро верных заплатит Аллах раем. Они за Аллаха воюют, они убивают, их убивают (...) Порадуйтесь вашей сделке с самим всемогущим богом, ведь это - великое счастье."


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.