Сфинксы из древних Фив на берегу Невы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сфинксы из древних Фив на берегу Невы

2021-06-30 37
Сфинксы из древних Фив на берегу Невы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Столицей Древнего Египта в эпоху Среднего и Нового царства, с XXI века до нашей эры, был город Фивы. Великая река Нил делила город на две части. На восточном берегу пребывал фараон, теснились дома знати и горожан. На западном берегу были кладбища и заупокойные храмы царей Египта, а в жалких лачугах ютились бальзамировщики.

Пристани на этом берегу были облицованы гранитными полированными плитами и украшены статуями сфинксов. От самой большой и торжественной Храмовой пристани дорога вела к величественному храму главного божества - Амона-Ра. С обеих сторон ее украшали каменные сфинксы.

Множество каменных чудовищ с лицами фараона стояло, вытянувшись в два длинных ряда, один против другого. Они не только служили украшением, но и несли сторожевую службу.

Суеверные египтяне верили, что созданные их руками каменные изваяния обладают особой таинственной силой и могут охранять гробницу фараона или храм от воздействия всяких враждебных чар и помыслов. Считалось, что чем больше сфинксов, тем надежнее охрана.

Египтянин, идя в храм по "священной" Аллее сфинксов, все время чувствовал на себе неподвижный, загадочный взгляд широко открытых каменных глаз чудовищ. Страх и трепет охватывал все его существо.

Сфинксы рождались в скульптурных мастерских, находившихся в ведении главного жреца храма Амона-Ра и помещавшихся при храме. В них работали талантливые мастеря. Глыбу камня отесывали, придавая ей прямоугольную форму.

Затем на деревянных катках подтаскивали к берегу Нила, погружали на баржу и отвозили к нужному месту. Работа над статуей начиналась с того, что поверхность камня расчерчивали на мелкие клетки, рисовали профиль и фас сфинкса, вид со спины. Затем рабы скалывали лишние куски камня. Когда статуя была в основном готова, ее шлифовали для придания камню зеркального блеска.

За храмом Амона-Ра возвышалось другое величественное Здание. Это была усыпальница царствовавшего в то время фараона Аменхотепа III.

Чтобы охранять собранные в ней богатства от всякого рода волшебных сил, между берегом Нила и усыпальницей были установлены два больших, изваянных из красного гранита 1 сторожевых сфинкса с лицом фараона Аменхотепа III.

После смерти фараона его погребальный храм через какое-то время был разграблен, а впоследствии подвергся разрушительному действию сил природы.

Горячие ветры пустыни, несущие тучи песка, и разливы Нила привели к тому, что сфинксы, руины храма, вся древняя египетская столица были погребены под толстым слоем песка и ила.

Прошли столетия. В 20-х годах прошлого века в районе древних Фив французами под руководством ученого Ж.-Б. Шампольона производились археологические раскопки, и первой интересной находкой, извлеченной из-под многовекового слоя песка, была пара прекрасно сохранившихся гранитных сфинксов.

С этого момента, по сути дела, и начинается история петербургских сфинксов, и поныне украшающих пристань на Неве перед зданием Академии художеств. История эта сводится к следующему.

Один из откопанных сфинксов был отправлен в Александрию, где его увидел А. Н. Муравьев, молодой русский офицер и путешественник; увидел и загорелся желанием приобрести древние египетские изваяния для России.

Но статуи были оценены в 100 000 франков, и для их покупки нужно было получить разрешение Николая I. Пока письмо Муравьева, сообщавшего о редкой находке, дошло до Петербурга, пока о нем доложили царю, а тот передал его на рассмотрение в Академию художеств, пока совет Академии одобрил прошение Муравьева, пока нужная бумага догнала путешествовавшего царя и он наложил окончательную резолюцию, каменные изваяния чуть было не купила Франция. И не стоять бы сфинксам на невской пристани, если бы не июльская революция. Французскому правительству стало не до покупок исторических ценностей, и тут, уже не мешкая, Россия купила сфинксов за 64 000 рублей ассигнациями. На парусном корабле "Буэна сперанца" ("Добрая надежда") их доставили в Петербург и в конце мая 1832 года поместили на Круглом дворе Академии художеств.

В те годы (1832-1834) на набережной Невы против здания Академии художеств велись работы по сооружению большой гранитной пристани с пологим спуском к воде. Проект ее был разработан архитектором К. А. Тоном, руководил строительством инженер-полковник путей сообщения Е. А. Адам. Пристань строилась в центральной, парадной части столицы и была первой на пути иноземных кораблей, плывущих в Петербург со стороны Финского залива. Поэтому новая пристань своим внешним видом и декоративным убранством должна была привлекать всеобщее внимание и радовать глаз.

Пристань со сфинксами у здания Академии художеств.

По проекту, разработанному архитектором К. А. Тоном, предполагалось украсить новое сооружение статуями двух бронзовых коней и двумя высокими бронзовыми столбами. Но отливка таких украшений обошлась бы очень дорого, и в целях экономии было решено использовать для декорирования пристани только что прибывших сфинксов. К тому же подобное украшение отвечало художественным вкусам того времени. После похода Наполеона в Египет интерес к этой древней стране стал всеобщим, и на улицах многих столичных городов появились памятники древнеегипетской культуры. В Петербурге таких памятников еще не было. (Правда, против дачи Безбородко существовала гранитная пристань, украшенная фигурами сфинксов, а в 20-х годах через реку Фонтанку был сооружен Египетский мост, декорированный статуями сфинксов.) И вот в Петербург привозят древнеегипетские изваяния сфинксов. Как же было не выставить их! Установка сфинксов на пристани перед Академией художеств преследовала и чисто педагогическую цель: уже при входе в Академию ее воспитанники "увидят смелое, но еще грубое состояние египетского ваятельного искусства" 2.

В 1834 году пристань была готова; по краям ее и вдоль набережной поднялись массивные гранитные постаменты с лежащими на них изваяниями сфинксов.

Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.
И, видя, что багряным диском
На запад солнце склонено,
Они мечтают, как - давно -
В песках, над падшим обелиском,
Горело золотом оно 3.

Так писал позже о сфинксах на набережной у Академии художеств В. Я. Брюсов.

Удивительное впечатление гармонии, величия и органической связи с окружающим архитектурным пейзажем и широкой гладью реки производит эта пристань.

Две широкие пологие ступени поднимаются прямо из воды и ведут на обширную площадку с симметрично расположенными на ней двумя полукруглыми каменными скамьями, края которых декорированы рельефными металлическими грифонами. Ступени лестницы, расположенные между скамьями и выше их, ведут к набережной. По краям этой лестницы стоят высокие цилиндрической формы бронзовые светильники, украшенные рельефами. А еще выше, уже на набережной, по обеим сторонам пристани, на прямоугольных постаментах покоятся колоссальные сфинксы.

Очень сильное впечатление производят эти каменные изваяния, когда находишься поблизости от них. Поза сфинксов спокойна и полна достоинства; царственно-величавые и равнодушные ко всему окружающему, лежат они, выставив вперед могучие лапы.

Головы изваяний украшают короны царя Верхнего и Нижнего Египта (они вырублены из гранита отдельно и затем укреплены на головах статуй). Лоб до половины закрыт головным платком, который, обрамляя лицо, падает на плечи и концами свисает на грудь. Головной платок – обязательный атрибут царской власти - всегда изображался на изваяниях сфинксов, корона же встречается значительно реже. На лбах статуй - характерное украшение в виде извивающегося урея (кобры), который считался покровителем и защитником фараонов и священным животным. К сожалению, головы у змеек отбиты на обеих статуях.

Каменным ликам сфинксов неизвестный нам ваятель придал портретное сходство с лицом фараона Аменхотепа III, что подтверждается надписями на груди статуи. Немного продолговатые, миндалевидные глаза сфинксов широко открыты, а веки обозначены кольцом рельефных тонких полосок (прием, характерный для древнеегипетского искусства). Немигающий, застывший загадочный взгляд устремлен вдаль. Еле уловимая улыбка, а вернее, лишь намек на нее, таится в углах сжатого рта. Подбородки и покрывающие их бороды - фараоны носили накладные крашеные бородки - отбиты на обеих статуях. Тонко и тщательно моделированы уши. Но гладкое округлое лицо не оживлено ни морщинкой, ни складкой, не выделен ни один мускул. Так предписывалось канонами придворного искусства той эпохи.

Сфинксы на пристани у Академии художеств.

На шее сфинкса широкое ожерелье из шести рядов бус. Это традиционное украшение, которое носили не только фараоны, но и их приближенные, знатные египтяне. Плечи сфинкса и часть передних лап покрывает полосатая ткань. Посередине груди выбит в виде медальона картуш, на котором высечено имя фараона, титул царя Верхнего и Нижнего Египта.

Туловище сфинкса изваяно обобщенно, без детализации. Древний ваятель сосредоточил все внимание на изображении головы и лица фараона.

Мудрый, как человек, сильный, как лев, - вот какой сфинкс в понятии древних египтян. Эти качества приписывались и фараонам, власть которых была чрезвычайно велика.

Обе статуи испещрены иероглифами. Они высечены и на картушах, и на груди сфинксов, сплошной лентой тянутся по боковым краям гранитных плит, служащих основаниями статуй. Каждый сфинкс имеет по две надписи, представляющие собой варианты титулов Аменхотепа III.

Впервые полный перевод всех надписей сделал в 1913 году молодой русский египтолог, впоследствии академик В. В. Струве. Надпись на груди и между лапами на обоих сфинксах почти одинакова: "Царь Верхнего и Нижнего Египта, "Небмара". Сын Ра, "Аменхотеп, властитель Фив", любимец Амона Ра". Надпись перед лапами: "Да живет благой бог, "Небмара, отпрыск Ра". Сын Ра, "Аменхотеп властитель Фив", любимец Амона Ра" 4.

На каждом из массивных гранитных постаментов в 1843 году было высечено: "Сфинкс из древних Фив в Египте привезен в град святого Петра в 1832 году".

Много необычного в облике сфинксов. Удивляет и их вес: 23 000 килограммов. Но, пожалуй, больше всего поражает их возраст - ведь им почти 3500 лет!

Грифон на пристани у Академии художеств.

Сфинксов, изображающих фараона Аменхотепа III, искусно изваянных, с двойной короной, с обилием надписей и так хорошо сохранившихся, больше пока не найдено. Поэтому ленинградские сфинксы являются уникальными памятниками древнеегипетского искусства.

Остается сказать об оригинальных крылатых грифонах, декорирующих края полукруглых каменных скамей пристани. Грифоны были отлиты из бронзы на Колпинском заводе. В конце прошлого столетия они исчезли.

В 1958 году советские архитекторы И. Н. Бенуа и А. Е, Поляков на основании сохранившихся архивных документов и старых иллюстраций составили проект восстановления утраченных грифонов; модели выполнил мастер специальных научно-реставрационных производственных мастерских Г. Ф. Цыганков, а отливку их в металле произвели в литейной мастерской Академии художеств.

Еще сфинксы на Неве

Помимо академической, на Неве есть еще одна гранитная пристань со сфинксами. Она является достопримечательностью Свердловской набережной и находится против бывшей дачи Безбородко (дом 40) с ее львиной оградой.

Старый барский дом в центре усадьбы, построенный в 1773-1777 годах по проекту В. И. Баженова, в 1784 году был перестроен Дж. Кваренги.

К концу XVIII века Полюстрово с его целебными источниками стало местом, куда в летние месяцы наезжала петербургская знать. Это обстоятельство в известной мере предопределило перестройку старинной усадьбы, а последняя повлекла за собой благоустройство Полюстровской набережной и сооружение пристани с видовой площадкой и причалом для лодок и мелких судов. Так вверх по Неве, вдали от центра Петербурга появился участок, который долгое время был единственным оборудованным местом на правом берегу реки.

Сама пристань была построена в конце 90-х годов XVIII века и, может быть, также по проекту Дж. Кваренги 1. Она была украшена двумя парами сфинксов, имевших женский облик, изваянных из серого гранита, но все четыре статуи бесследно исчезли во второй половине прошлого столетия и заменены новыми, установленными в 1958 году при реставрации, вернувшей пристани ее первоначальный вид.

Пристань на Свердловской набережной у дома 40.

Сфинкс и львиная маска на пристани Свердловской набережной у дома 40.

Сооруженная в виде обширной террасы, пристань имеет две площадки: нижнюю, служившую причалом, и верхнюю, видовую, с которой можно любоваться панорамой Невы; последняя находится на уровне набережной и является своего рода крышей прямоугольного выступа. Видовая площадка, квадратная в плане, с трех сторон ограждена невысокой кованой решеткой, а по углам укреплена камнями, которые одновременно служат постаментами для двух сфинксов. Изваяния обращены друг к другу, и их профили отчетливо видны на фоне реки и неба.

Сфинкс на пристани Свердловской набережной у дома 40.

Передняя, обращенная к Неве стена выступа прорезана аркой, на ее замковом камне рельефное изображение головы льва. Арка закрыта решеткой. Когда-то здесь начинался подземный ход, ведший к дому, но он давным-давно засыпан.

К боковым стенам выступа примыкают лестницы, по которым можно сойти с набережной на широкую прямоугольную нижнюю площадку, несколькими ступенями спускающуюся к воде. И здесь, на углах, по краям пологой лестницы, установлены два сфинкса. Они точно такие же, как и верхние, только лежат не вдоль Невы, а обращены к воде.

Изваяния невелики (длина статуй около метра), грубовато вырублены из серого гранита. Голову каждого сфинкса покрывает обрамляющий лицо головной платок.

Эти сфинксы не подражают древнеегипетским изваяниям, они скорее ближе к образам античного искусства, благодаря чему гармонируют с классическим стилем пристани и здания.

Пластическая форма сфинксов обобщена. Служа целям декорации, статуи предназначены для рассматривания с далекого расстояния, когда мелкие детали не видны.

В 1957-1958 годах по заказу Ленмосттреста силами специальных научно-реставрационных производственных мастерских при Архитектурно-планировочном управлении Ленгорисполкома была произведена реставрация пристани. Работы велись под общим руководством архитектора А. Л. Ротача. Фигуры сфинксов вырубили из гранита камнерезчики А. И. Осипов и Л. М. Комаров. При этом была использована небольшая акварель художника Сергеева 2, изображающая пристань со сфинксами в 1800 году, то есть вскоре после ее сооружения. Моделью послужили сфинксы во дворе Строгановского дворца на Невском проспекте.

Загадки сфинксов

Речь пойдет о двух небольших каменных сфинксах во дворе Строгановского дворца (Невский проспект, 17), но сначала немного о самом здании.

Дворец - замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века В. В. Растрелли и один из лучших архитектурных памятников периода расцвета русского барокко. Строился он с 1752 по 1754 год для богатейшего елизаветинского вельможи С. Г. Строганова 1. Роскошный дворец своим внешним видом, отделкой и убранством внутренних помещений подчеркивал богатство его владельцев.

В 90-х годах XVIII века архитектор А. Н. Воронихин перестроил дворец, переделал в соответствии с изменившимися художественными вкусами внутренние помещения второго этажа. Но внешний вид растреллиевского здания остался прежним и сохранился до наших дней.

Большая арка посередине главного, невского, фасада раньше служила для проезда карет во двор к парадному ходу. При входе в арку и выходе из нее стоят по два литых столба с рельефными львиными головами, над аркой - львиная маска, такие же маски украшают дворовые фасады.

Наверху, под крышей, - мягко закругленный фронтон и на нем родовой герб. Во втором этаже размещались парадные залы, поэтому окна здесь нарядные, украшены лепными львиными масками. Обилие лепных украшений придает дворцу пышный и торжественный вид.

В. В. Растрелли. Строгановский дворец.

Фасад, обращенный к набережной Мойки, более прост, но и здесь треугольный фронтон украшен таким же родовым гербом, как и на главном фасаде. Два больших пушистых соболя, приподнявшись на задние лапы, передними держат щит, разделенный на две части: на нижней изображен мех, на верхней - медвежья голова, повернутая вправо; над щитом - шлем и опять большая голова медведя. Медведь - хозяин тайги, соболь - ценнейший пушной зверь, их изображения на родовом гербе говорят о безграничной власти Строгановых в Сибири, где они владели обширными землями, и о несметном богатстве этого края.

Сфинксы во дворе дома 17 (б. Строгановского дворца) на Невском проспекте.

Скульптура не только на фасадах здания, есть она и во дворе. У дверей бывшего парадного входа на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Облик сфинксов женский. И снова - невозмутимо спокойная поза, холодное равнодушие безжизненного лица и отчужденный взгляд. Головной платок, ниспадающий концами на грудь, обрамляет лицо. Ровную гладкую поверхность платка оживляют узкие, продольно идущие бороздки. Плечи и спину покрывает ткань. Форма львиного туловища обобщена, слабо обозначены ребра и когти.

Соболи на фронтоне дома 17 (б. Строгановского дворца) на Невском проспекте.

Но почему они здесь? Когда и как попали сюда? Им бы лежать у воды, украшая пристань или мост, либо находиться у здания более позднего времени, построенного в классическом стиле. Однако недоумение рассеивается, как только начинаешь прослеживать их историю. А она берет начало в конце XVIII века и связана с постройкой А. Н. Воронихиным для графа А. С. Строганова роскошной загородной дачи на берегу Большой Невки. От причала широкая лестница вела на пристань, которую и украшали статуи двух гранитных сфинксов. Это были первые по времени сфинксы, появившиеся на набережных Петербурга. Вслед за ними еще две пары таких же гранитных изваяний украсили пристань перед загородной дачей А. А. Безбородко. Можно предположить, что все они были изваяны одним и тем же скульптором, имя которого осталось неизвестным.

В 1908 году дача Строганова была перестроена, а сфинксы после некоторого "блуждания" попали на их нынешнее место.

Совершенно оригинальные сфинксы находятся во дворе ленинградского Горного института. Середину двора занимает небольшой старинный сад с газонами, густо разросшимися кустами и деревьями. От калитки идет прямая аллея, по сторонам которой стоят массивные чугунные вазы в виде античных жертвенников - курильниц на мощных львиных лапах, с рельефными украшениями в виде бараньих и козлиных голов, а в глубине аллеи - два сфинкса и каменная чаша с цветами между ними. Статуи невелики, установлены без постаментов, но благодаря черной окраске резко выделяются на фоне зелени; совершенно одинаковые, они хорошо сохранились. Выразительны и благородны их лица. На голове вместо традиционного платка густые вьющиеся волосы, собранные узлом на затылке, локонами лежащие на шее. Легкое нарядное платье облегает высокую грудь, а спину покрывает богатая, отороченная кружевами накидка. Руки ниже локтя переходят в пятипалые звериные лапы с плавно изогнутыми круглыми когтями. Туловище и поджатые задние лапы явно львиные.

Мягкая лепка, тщательная моделировка и ювелирная отделка деталей характерны для этих декоративных статуй, предназначенных для обозрения с близкого расстояния.

Сфинкс во дворе Горного института.

Само здание Горного института было перестроено из ранее стоявших на его месте небольших домов по проекту А. Н. Воронихина. Монументальное здание с мощным двенадцатиколонным дорическим портиком возведено в 1806- 1811 годах. Прекрасный рисовальщик, Воронихин не только намечал в проекте все наружные и внутренние скульптурные украшения, но и детально прорисовывал их. По-видимому, и рисунок женщины с львиным телом был сделан им же. Модель, по которой сфинксы отливались в металле, вылепил скульптор, имя которого пока также документально не установлено, хотя известно, что в оформлении здания принимали участие В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов.

Следует помнить, что Воронихин был знатоком античного искусства; статуи львов и сфинксов, украшающие его постройки, как правило, подражают античным образцам. И у сфинксов из Горного института можно усмотреть черты античности. Статуи появились в начале XIX века, и им безусловно, присущи стилистические особенности русского классицизма. Сфинксы, если они предназначались для вновь сооружаемого здания (первоначально декоративные статуи могли служить украшением так называемого аванзала), могли появиться в период его постройки или в последующие два-три года (не позднее 1814 года, так как в этом году А. Н. Воронихина не стало).

После смерти Воронихина место архитектора Горного кадетского корпуса, как тогда назывался Горный институт, занимает А. И. Постников (1766-1830), который в период с 1821 по 1825 год заново отделывает ряд помещений. Статуи сфинксов, которые после перестройки аванзала, видимо, остались без места, по распоряжению Постникова в 1826 году были установлены перед только что выстроенным лабораторным корпусом.

Входная дверь со двора в этот флигель была "украшена двумя восхитительными чугунными сфинксами работы неизвестного мастера, относительно которых есть основание думать, что раньше они помещались в воронихинском аванзале" 2.

Лабораторный корпус не сохранился. Сфинксы же не раз меняли свое местонахождение; летом 1966 года их поставили в сквере.

Фонтаны Тома де Томона

Московский проспект, протянувшийся более чем на десять километров, в большей своей части застроен в предвоенные годы и после Великой Отечественной войны.

Однако, хотя Московский проспект считают улицей новостроек, история его уходит в далекое прошлое. С 1806 по 1878 год эта дорога официально называлась Царскосельским проспектом, так как вела из Петербурга в летнюю царскую резиденцию - Царское Село.

В 1770-е годы на дороге устанавливаются оригинальные верстовые столбы в виде гранитных обелисков, некоторые из них - с солнечными часами. Автор столбов - придворный архитектор А. Ринальди. Несколько обелисков сохранилось (первый стоит у Фонтанки).

В начале XIX века дорога на Царское Село и Павловск украшается фонтанами, выдержанными в формах классицизма.

В 1807 году по проекту А. Н. Воронихина сооружается фонтан-грот на северном склоне Пулковской горы, а в 1809 году - три фонтана архитектора Тома де Томона, сохранившиеся до настоящего времени.

Один из фонтанов Томона представляет собой довольно большое сооружение в виде открытого павильона из блоков серого гранита. На высоком цоколе стоят четыре дорические колонны, поддерживающие фронтоны и купол; между колоннами помещена изящная чаша из полированного камня. Все сооружение ограждено парапетом высотой около метра.

Т. де Томон. Фонтан вблизи Пулковской горы.

На парапете покоятся две пары гранитных сфинксов, изваянных по одной модели; с шоссе отчетливо видны профили двух статуй, обращенных в противоположные стороны. У сфинксов женский облик, они напоминают статуи сфинксов, находящиеся во дворе Строгановского дворца, и созданы приблизительно в это же время.

Первоначально фонтан служил украшением дороги; если именитые путники останавливались у воронихинского грота, чтобы утолить жажду родниковой водой, то у фонтана Томона кучера поили лошадей.

Сфинкс. Фрагмент фонтана вблизи Пулковской горы.

Другой фонтан аналогичного назначения был установлен в 1809 году на шестнадцатой версте от Петербурга, у деревни Каменка. В 1945 году его перевезли на площадь Восстания, а затем в только что заложенный Московский парк Победы, где он стоит и сейчас на пляже у Малого пруда.

Фонтан из серого и розового гранита сооружен в виде античной стелы, лицевая сторона которой украшена рельефными изображениями косматой головы бога морей Нептуна, трезубца - символа его морского могущества - и дельфина, которого древние греки считали священным животным.

Третий фонтан Томона, установленный в 1809 году, также был снят с Царскосельской дороги и с 1935 года находится в сквере перед западным фасадом Казанского собора. Он сооружен из серого гранита; на массивном цоколе установлен каменный полуцилиндр с глухой аркой и рельефной маской Нептуна на торцовой части.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.