Львы у построек А.Н. Воронихина — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Львы у построек А.Н. Воронихина

2021-06-30 49
Львы у построек А.Н. Воронихина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Андрей Никифорович Воронихин (1759 или 1760—1814)— выдающийся русский архитектор начала XIX века.

Воронихин широко известен прежде всего как строитель Казанского собора (1801—1811) и здания Горного института (1806—1811) в Петербурге, хотя его творчество широко и многогранно.

Неизвестный художник. Портрет архитектора А. Н. Воронихина. Фрагмент.

В сооружениях Воронихина наблюдается гармоничное единство, синтез архитектуры и скульптуры. Немало его построек украшено статуями львов (реже — сфинксов).

Можно допустить, что по замыслу Воронихина появились лежащие “львы-философы” на набережной Невы, у подъезда дома, перестроенного им для барона А. Н. Строганова, которые затем, в начале XIX века, украсили вход в особняк Лаваля.

В 1794—1796 годах Воронихин строит для графа А. С. Строганова в Новой Деревне загородную дачу, обращенную главным фасадом к Большой Невке 1. Дача представляла собой большой загородный усадебный дом для парадных приемов, обедов и одновременно служила оформлением главного входа в парк, омываемый на большом участке Черной речкой.

Нижний этаж дачи имел три проема с полуциркульным завершением; средний вел с набережной в парк. У входа стояли мраморные кентавры, а впереди, на берегу Большой Невки, по краям пристани, лежали гранитные сфинксы.

Со стороны парка главный портал украшали мраморные статуи Геркулеса и Флоры. У бокового фасада дачи находились два каменных сторожевых льва. Они хорошо видны на старых иллюстрациях 2. У обеих статуй отбиты хвосты, передняя и задняя лапы с одной стороны соединены “пнем”, выполняющим роль опоры, статуи изваяны из пористого камня.

Упоминание об этих львах встречается в идиллии “Рыбаки”, написанной Н. И. Гнедичем в 1821 году:

Вон там, на Неве, под высоким теремом светлым
Из камня, где львы у порога стоят как живые.
Под теремом тем боярин живет именитый... 3

Эти каменные львы копируют гипсовых из Академии художеств, и если они были изваяны одновременно с постройкой дачи для ее украшения, то это подтверждает, что гипсовые еще в начале 1790-х годов находились в Академии. Но каменные львы могли попасть к даче Строганова и позднее, в 1819—1821 годах, из строгановского имения Марьино, где они украшали центральный вход усадебного дома.

В прошлом столетии дача не раз подвергалась перестройкам, последняя, в 1908 году, совершенно исказила ее первоначальный облик. В измененном виде дача сохранялась до лета 1969 года (набережная Адмирала Ушакова, 15).

А. Н. Воронихин. Дача Строганова на Большой Невке.

В начале XX века с дачи бесследно исчезли кентавры и статуя Геркулеса, а Флора и два сфинкса были перевезены во двор Строгановского дворца (Невский проспект, 17). Опустошение претерпел и парк: исчез памятник любимой собаке А. С. Строганова и другие произведения.

Каменные же львы, проделав неведомый путь, в середине 1920-х годов очутились на стрелке Елагина острова, где стоят и поныне.

Одной из сравнительно небольших и малоизвестных работ Воронихина в Петербурге была чугунная ограда, установленная в начале XIX века перед Михайловским (Инженерным) замком 4. Проект ее относится к 1800 году, о чем свидетельствует чертеж, подписанный Воронихиным и датированный 21 декабря 1800 года, изображающий красивую чугунную решетку с монументальными воротами, декорированными двумя статуями сторожевых львов 5. Судя по проекту, они копировали львов Академии художеств.

Львиный каскад в Петергофе. Фрагмент.

Проект с пояснительной запиской и сметой был представлен Павлу I президентом Академии художеств А. С. Строгановым и утвержден 30 декабря того же года с указанием срока окончания работ — 23 марта 1801 года 6.

Руководство работами по изготовлению ограды и ее установке поручается Воронихину 7, 11 января 1801 года в “Санкт-Петербургских ведомостях” появляется публикация: “Желающие построить подле Михайловского замка из дикого камня ворота на готовом фундаменте из собственных своих материалов по данному плану к первому числу марта сего 1801 года... могут являться в Императорскую Академию художеств сего января 15, 16, 17 числа” 8.

По объявлению пришел крестьянин Григорий Копылов, и с ним 17 января заключили договор, по которому он “помимо всей каменной работы должен был поднять и поставить на пьедесталы двух медных львов и укрепить их как показано будет” 9.

Восковые модели львиных статуй для ворот были сделаны, о чем говорится в представлении адъюнкт-ректора Академии Ф. Г. Гордеева, И. П. Мартоса и профессора М. И. Козловского от 8 января 1801 года: “За расчистку двух восковых львов, назначенных на ворота к Михайловскому замку художникам Матвею Думнину и пенсионеру Василию Демуту за каждого льва по сту пятидесяти рублей” 10.

Когда, где и кем были отлиты по восковым моделям бронзовые львы и были ли они установлены на пьедесталы по краям ворот, пока установить не удалось.

И. П. Прокофьев. Лев у Воронихинских колоннад в Петродворце.

Помимо Петербурга, в конце XVIII и начале XIX века Воронихин много и плодотворно работал в пригородах столицы — Петергофе, Павловске, Стрельне.

В самом конце XVIII века в западной части Нижнего парка Петергофа, вблизи Эрмитажа, сооружается так называемый Эрмитажный каскад. На площадке, выложенной плитами, были возведены две параллельно расположенные невысокие стены. На стенах стояло восемь ваз, из которых били струи воды, ниспадающие в бассейн. Фонтан украшали статуи Геркулеса и Флоры.

В 1801 году эти статуи были заменены бронзовыми золочеными львами (что соответствовало воронихинскому проекту), и все сооружение получило название “Львиный каскад”.

История отливки этих львов такова. В августе 1800 года с руководителем литейной мастерской при Академии художеств В. П. Екимовым был заключен договор на отливку из меди статуй тритонов, Юпитера, Юноны и двух львов. 8 декабря формы статуй львов были доставлены для изготовления восковых моделей в мастерскую, а 22 декабря после формовки в пятнадцати ящиках перевезены в “магазейн” (на склад). В марте львы были отлиты в металле, а в июне доставлены в Петергоф, где украсили каскад. Однако подпоры (“пни”), соединявшие с одной стороны переднюю и заднюю лапы, портили вид статуй, их решили уничтожить, тем более что бронзовые фигуры не нуждались в подставках. В июле статуи львов вернулись в литейную, и Екимов отрубил “пни” и плинты с ногами львов. Затем он сам сделал модели, по ним отлил недостающие части ног и спаял их. Он получил “июля от 25 дня за исправление им на Петергофской каскаде следующих работ, а именно за вырубление у львов пней и плинтов с ногами, также за отливку к двум львам новых медных четырех ног и за приделку оных на места по 200 рублей... итого 400 рублей” 11.

И. П. Прокофьев. Лев у Воронихинских колоннад в Петродворце.

После этого львы снова вернулись на Львиный каскад. Петергофские львы копировали статуи с площади Синьории. Формы же, по которым отливались бронзовые статуи Львиного каскада, имелись в Академии художеств и соответствовали гипсовым львам на главной лестнице Академии

Однако в литературе встречается утверждение, что львы для Львиного каскада были отлиты по моделям скульптора И. П. Прокофьева 12. Вероятно, это утверждение основывается на том, что во “Втором журнале определениям совета Императорской Академии художеств по отливанию медных статуй и прочего” есть следующая запись: “... 1801 год февраля 19 дня в Императорской Академии художеств определено: 1-е по рапорту формовального мастера Михаилы Иванова декабря от 22 1800 года находившимся у переноски форм львиных в пятнадцати ящиках и форм тритонов работы г-на профессора Прокофьева из литейной в магазейн...” 13

В рапорте указывается, что только формы тритонов сделаны по моделям Прокофьева.

В “Отечественных записках” приведен подробный перечень работ Прокофьева 14, но о сторожевых львах там нет ни слова. Да и в делах Академии художеств, где говорится об уплате денег скульпторам за созданные ими модели и расчистку отлитых статуй, имя Прокофьева в связи со статуями львов не упоминается.

С петергофских львов не раз снимались копии: по ним были отлиты медные для дворца в Стрельне, чугунные для Елагина и Михайловского дворцов и для аракчеевского имения в селе Грузине (бывшей Новгородской губернии).

В середине прошлого столетия Львиный каскад был перестроен по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера; фигуры львов остались, из их пастей так же били потоки воды. В годы Великой Отечественной войны каскад был разрушен, а бронзовые золоченые львы похищены фашистами. Сейчас ведутся работы по восстановлению Львиного каскада.

В 1803 году в Стрельне сгорел дворец 15, построенный в середине XVIII века архитектором В. В. Растрелли и принадлежавший сыну Павла I Константину; пожар разрушил также террасу с двумя лестницами, выложенную из пудостского камня. Ее восстановление было поручено А. Н. Воронихину.

При восстановлении террасы Воронихин украсил ее бронзовыми статуями сторожевых львов с лапой на шаре. Это также были копии флорентийских львов, точно такие же, как статуи Львиного каскада.

Во второй половине XIX века дворец в Стрельне переходит к сыну Николая I, великому князю Константину Николаевичу, а вся усадьба приобретает более пышный вид: “Большой каменный дворец с прекрасными террасами и превосходным видом на море. Лестница из белого мрамора, образующая спуск в нижний, раскинутый перед дворцом парк и украшенная по обеим сторонам золочеными львами и оленями, много помогает впечатлению, производимому внешним видом фасада здания” 16.

Описание это относится к 1882 году; из него видно, что террасу украшали не только золоченые львы.

В годы Великой Отечественной войны дворец был сильно поврежден, а золоченые скульптуры похищены оккупантами.

В начале XIX века вдоль Царскосельской дороги, ведущей из Петербурга в летнюю царскую резиденцию (сейчас это Московский проспект, переходящий за площадью Победы в Киевское шоссе), были сооружены фонтаны. Путь в карете на лошадях утомителен; красиво оформленные фонтаны, радуя глаз, вносили оживление, а в жаркую погоду здесь поили лошадей.

На северном склоне Пулковской горы обнаружили родник хорошей питьевой воды и на месте его выхода в глубине грота по проекту А. Н. Воронихина 17 был сооружен фонтан, сохранившийся и поныне.

Он построен в виде античного портика и обращен главным фасадом к дороге. По краям входа две массивные каннелированные дорические колонны несут фронтон с обозначенным на нем годом постройки — “1807”. В глубине грота, на задней стене, помещена маска морского божества; из его рта текла струя воды в каменный бассейн. Вход в грот сторожат лежащие у основания колонн каменные львы.

Львы, изваянные из пористого пудостского камня, в настоящее время почти совсем разрушены, первоначально же они были похожи на львиную пару у особняка Лаваля 18; отличие заключалось в несколько иной манере обработки камня и малоприметной разнице в позе зверей.

В годы Великой Отечественной войны на Пулковских высотах шли упорные, ожесточенные бои, и чудом уцелевший грот не раз превращался во временный медицинский пункт, где оказывалась первая помощь раненым.

В настоящее время фонтан-грот с его классически строгой простотой и монументальностью, совершенством пропорций представляет собой один из прекрасных памятников русской декоративно-парковой архитектуры начала XIX века.

Львы на Елагином острове

Много островов расположено в дельте Невы, при впадении полноводной реки в мелководную часть Финского залива. Три острова — Крестовский, Каменный и Елагин — теперь объединены под общим названием Кировские острова. Елагин остров с 1932 года превращен в Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова.

В далекое петровское время этот небольшой болотистый, поросший густым лесом остров назывался Мишиным, так как на нем не раз видели медведей. Петр I и последующие цари дарили его своим приближенным. В царствование Екатерины II остров был подарен И. П. Елагину, который, не пожалев средств на благоустройство, превратил его в живописный парк.

В прошлом столетии западная часть острова, называемая стрелкой, стала излюбленным местом летних прогулок петербуржцев.

Особенно хорошо на стрелке в белые ночи и тихие летние вечера. Отсюда при закате солнца открывается чудесный вид на широкий морской простор.

Львы на стрелке Елагина острова.

Сильное наводнение 1924 года нанесло большой урон Елагину острову и полностью разрушило стрелку. В последующие годы она была заново спланирована и к 1927 году благоустроена по проекту архитектора Л. А. Ильина при участии инженера Б. Д. Васильева. Берег укрепили сваями, к воде спустилась двухъярусная терраса, а на мысу сооружена площадка, облицованная светло-розовым гранитом. Главное же, что издали привлекает внимание, это большие, высотой около двух метров, статуи сторожевых львов с шарами. Львы стоят по краям террасы на высоких массивных постаментах и обращены друг к другу. Их профили четко выделяются на фоне воды и неба и хорошо видны тем, кто плывет на лодке или катере. Статуи изваяны из пористого пудостского известняка.

Львы у Елагина дворца.

Монументальные львы, привезенные на стрелку, по-видимому, с Петергофского шоссе (сейчас проспект Стачек) 1, в 1925 году были реставрированы ленинградским скульптором Л. А. Дитрихом.

Эта львиная пара была изваяна, вероятно, в конце XVIII века в связи с постройкой А. Н. Воронихиным дачи А. С. Строганова, но возможно также, что первоначально эти статуи украшали центральный вход усадебного дома в Марьино, а затем были перевезены на Черную речку и установлены у бокового фасада дачи Строганова. В 1821 и последующие годы, вплоть до начала нашего века, львы находились у дачи Строганова. В 1920-х годах их видели в районе Путиловского (Кировского) завода.

В восточной части острова находятся Елагин дворец, его служебные корпуса и другие постройки.

В 1817 году Елагин остров приобрел Александр I для своей матери. Но ее заказу молодой архитектор К. И. Росси возводит в 1818—1822 годах на месте старого барского дома дворец, за которым закрепилось название Елагин.

Двухэтажное в основной части здание поставлено на высокий стилобат — террасу, обнесенную чугунной решеткой художественного литья.

Два парадных фасада дворца различны по своему решению. Главный, обращенный к Масляному лугу, в центре украшен шестиколонным коринфским портиком, а по краям — четырехколонными.

От дворца в парк ведут пологие спуски — пандусы и широкая каменная лестница. По сторонам ее на массивных гранитных устоях сторожат вход величественные чугунные львы.

Гривастые грозные звери с полураскрытой, зло ощеренной пастью стоят, опираясь передней лапой на шар, причем у одной статуи шар до половины утоплен в подножие, а у другой только слегка вдавлен. Обе статуи тщательно моделированы.

И хотя львы походят один на другого и позы их кажутся одинаковыми, при более внимательном осмотре и сличении Этих статуй выявляется различие как в общем композиционном решении, так и в деталях.

У льва, что находится слева (если стоять лицом к фасаду), голова резко повернута в сторону сородича, выражение морды с оскаленной пастью более свирепое, надбровные дуги обозначены резче и ноздри раздуты шире, крутой завиток гривы спускается на лоб, лапа спокойнее лежит на шаре, а последний не выходит за край плинта.

У правого льва голова чуть повернута, зрачки глаз скошены к соседу, пасть раскрыта меньше, грива более косматая, волосы курчавятся на брюхе, тело сухопарое, с сильно поджатым животом. Этот лев более энергично опирается передней лапой на шар и как бы хочет подкатить его к себе.

Росси решил украсить парадный вход дворца копиями сторожевых львов с флорентийской площади Синьории, а в качестве моделей были взяты бронзовые статуи львов Львиного каскада в Петергофе, что подтверждается архивными документами 2.

После заключения договора с директором Санкт-Петербургского казенного литейного завода М. Е. Кларком па отливку в чугуне двух львиных статуй по цене две тысячи рублей за каждую на завод были доставлены из Петергофа бронзовые золоченые львы. По ним сделали формы и произвели отливку.

В комитете по построению Елагина дворца был заведен журнал платежей. 26 июня 1822 года в нем записали, что Санкт-Петербургскому литейному заводу за два чугунных льва уплачено четыре тысячи рублей “... да за провоз как оных на Елагин остров, так бронзовых из Петергофа и обратно, и за поездки смотрителя и мастеровых с инструментами в Петергоф же и на остров... 415 рублей” 3.

Таким образом, чугунные статуи львов были изготовлены в течение трех месяцев, с апреля по июнь 1822 года, и в июле установлены перед дворцом. Надпись на их плинтах гласит: “Изделие С.-П. Казенного литейного завода 1822 г.”. Это была первая в городе пара сторожевых львов, отлитая в чугуне.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.