Медведи на улице Достоевского — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Медведи на улице Достоевского

2021-06-30 34
Медведи на улице Достоевского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Петербург, "полночных стран краса и диво", поднимался "из тьмы лесов и топи блат", а где леса да болота, там и разные звери.

И не случайно один из островов, на которых раскинулся город, до сих пор именуется Заячьим; Елагин же остров в начале XVIII века назывался Мишиным, потому что на нем не раз видели медведей, а Васильевский остров еще задолго до основания города имел финское название, означавшее Лосиный.

Медведь у дома 44 на улице Достоевского.

Что касается лосей, то эти лесные великаны и теперь нередко заходят в Ленинград.

А вот медведей на улице сейчас не встретишь. Впрочем, двух медведей, правда, не живых, а бронзовых, можно увидеть на улице Достоевского у дома 44 перед входом.

Обычно подъезды и парадные лестницы многих ленинградских зданий, главным образом бывших дворцов и особняков, украшают грозные сторожевые львы, символизировавшие силу и могущество именитых владельцев. Медведь - редкая декорация, хотя, казалось бы, его скульптурное изображение для северного города уместнее статуи обитателя знойных пустынь.

Медведи у подъезда дома на улице Достоевского стоят на задних лапах, обхватив передней ствол дуба, искусно изображенного в металле и служащего подпорой статуе. Крупная голова, большие когтистые лапы, густая шерсть, вся поза животного старательно и правдиво переданы скульптором; правда, тщательность проработки деталей здесь граничит с натурализмом.

В 1902 году перед главным входом в контору установили бронзовых медведей. После Октябрьской революции на базе предприятия Зигеля был организован завод "Гидравлика", а с 1936 года здесь помещается Ленинградский завод электрических часов.

Скульптурные изображения медведей можно встретить не только на улице Достоевского: каменный "Мишка" с большим шаром украшает фонтан во дворе дома 21 на Невском проспекте.

Памятник собаке

С незапамятных времен служит собака человеку, и из всех домашних животных она ему самый преданный друг. Велика роль собаки как подопытного животного в постановке научного эксперимента, в развитии науки, особенно медицины. А запуски искусственных спутников Земли с собакой на борту? Так разве не заслужила собака, чтобы ей был воздвигнут памятник? 1

Но памятник собаке в Ленинграде уже давно существует; он был сооружен в 1935 году по инициативе академика И. П. Павлова и установлен при физиологическом отделе Института экспериментальной медицины, в саду дома 12 на Лопухинской улице (ныне улица Академика Павлова) 2. Здесь И. П. Павлов проработал сорок пять лет.

В предвоенные годы, незадолго до смерти И. П. Павлова, были проведены большие работы по ремонту и реконструкции старых помещений физиологического отдела. Был разбит сад, в котором установлены бронзовые бюсты Л. Пастера, И. М. Сеченова, Ч. Дарвина, Д. И. Менделеева, а на аллеях сооружены два фонтана. Один из них и представляет собой памятник собаке.

Среди густой зелени, на широкой аллее был сооружен бассейн в виде круглой чаши из серого гладкого камня. Посередине возвышается цилиндрической формы пьедестал, на котором в спокойной позе сидит бронзовая собака, исполненная в натуральную величину скульптором И. Ф. Беспаловым. Навострив уши, она "умными" собачьими глазами смотрит куда-то вдаль. Это не изображение любимой собаки И. П. Павлова. Это памятник безымянной собаке, собаке вообще.

И. Ф. Беспалов. Памятник собаке (фонтан) в саду перед домом 12 на улице Академика Павлова.

Более конкретно идея памятника раскрыта в четырех барельефах, украшающих пьедестал, и поясняющих надписях.

Пьедестал полый и выполнен из свернутой в цилиндр листовой меди; по верхнему краю он украшен скульптурными изображениями голов собак различной породы; из пастей медных псов в летнее время бьют струи воды.

И. Ф. Беспалов. Памятник собаке (фонтан) в саду перед домом 12 на улице Академика Павлова. Фрагмент.

На одном из барельефов изображены четыре человека в халатах, перед ними на столе - подготовленная к операции собака. Внизу надпись: "Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства. И. Павлов".

На другом барельефе - пять собак, одна из них с фистулой. Надпись гласит: "Собака, благодаря ее давнему расположению к человеку, ее догадливости, терпению и послушанию, служит даже с заметной радостью многие годы, а иногда и всю жизнь, экспериментатору. И. П.".

Следующий барельеф изображает собаку, зализывающую рану на шее другой. "Вылизывая у своего сородича загноившуюся на шее рану после глубокой операции, собака спасает его от смерти и сохраняет для дальнейших научных исследований. И. П.".

На четвертом - собака разгрызла штукатурку стены и легла на нее. "Разломав штукатурку и сделав из нее пористую подстилку, собака подсказала экспериментатору прием, благодаря которому истекающий из искусственного отверстия поджелудочный сок не разъедает брюха. И. П."

На внутреннем дворе дома стоит высокая, в рост человека двухступенчатая плита из битума, на лицевой стороне которой помещены рельефные изображения двух играющих собак. Эта поилка выполнена, как и все скульптурное оформление сада, по проекту друга И. П. Павлова скульптора И. Ф. Беспалова 3.

В 1951 году в Колтушах под Ленинградом был установлен памятник академику И. П. Павлову. Великий русский физиолог изображен с собакой. Автор памятника - народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР В. В. Лишев (1877-1960).

Как много змей!

В декоративном скульптурном убранстве Ленинграда довольно часто встречается изображение змеи.

Образно говоря, змеи заползали в город во все периоды его истории. Еще в петровские времена зашумел молодой листвой Летний сад, в его аллеях были установлены беломраморные статуи; на пьедестале одной из них, изображающей Аполлона, - небольшая мраморная змейка. Взвился на дыбы у края гранитной скалы Медный всадник, и по ее гладкому камню вползает, извиваясь и поблескивая бронзовой чешуей, огромная змея. Вознесся на Александровскую колонну ангел, а у него в ногах корчится громадный змий. На городских кладбищах поверх могильных плит улеглись, свернувшись в кольца, большие и малые каменные и бронзовые змеи. Украсились рельефными изображениями змей и фасады некоторых общественных зданий и жилых домов.

И все же чаще всего бронзовую или каменную змею, а то и целое змеиное гнездо можно увидеть возле больниц и лечебных учреждений. Это и понятно. Ведь с незапамятных времен разные племена и народы наделяли змею чудесными свойствами исцелителя, использовали ее яд для лечения.

Однако, чтобы лучше понять, кого изображает та или иная статуя, памятник перед лечебным учреждением и почему на них мы видим змей, необходимо обратиться к мифам древних греков, римлян и античному искусству.

Аполлон, рассказывают мифы, был не только богом - покровителем искусств, но и искусным исцелителем. Вот почему на некоторых изваяниях этого бога, например на известной статуе "Аполлон Бельведерский", изображена змея.

Сын Аполлона Асклепий в искусстве врачевания превзошел отца и не знал себе равных. Греки и римляне чтили бога врачевания Асклепия (в римской мифологии Эскулапа), строили ему храмы. Там, где чтили Асклепия, священными считались змея и петух. Асклепий (Эскулап) изображался бородатым мужчиной в длинном плаще, опирающимся рукой на посох, который обвивает змея. У Асклепия, продолжают рассказывать мифы, были две дочери: Гигиен (Здоровье) и Панакия (Всецелительница).

Гигиен (от ее имени образовалось слово "гигиена") почиталась как богиня здоровья и изображалась молодой женщиной в тунике, держащей чашу с нависающей над ней змейкой.

В Ленинграде бронзовую статую Гигиен можно видеть на фонтане в небольшом сквере при пересечении Боткинской улицы с проспектом Карла Маркса.

Посередине площадки на двухступенчатом гранитном основании установлена широкая изящная ваза, отлитая из чугуна. В центре вазы - возвышение из дикого камня. На нем бронзовое изображение молодой полуобнаженной женщины, в спокойной, непринужденной позе сидящей на камне, покрытом львиной шкурой. Чуть повернув голову, Гигиен смотрит на чашу, которую держит в левой руке, и как бы предлагает отведать ее содержимое склоненной над чашей небольшой змейке, хвост которой обвивает руку богини. Другая бронзовая змейка, как браслет, обвивает повыше локтя правую руку. На языке символов змея над чашей - это эмблема медицины, а змея, свернувшаяся в кольцо, означает здоровье.

Д. И. Иенсен. Фонтан "Гигиея" в сквере на углу улицы Боткина и проспекта Карла Маркса.

У правой ноги Гигиен стоит высокий кувшин с рельефным изображением на нем крылатой колесницы, управляемой стоящей во весь рост женщиной, в одной руке которой лекарственное растение, а в другой чаша, схожая с той, что держит богиня здоровья.

Фонтан, несмотря на пятиметровую высоту, кажется легким и изящным. Когда же в летнее время здесь били струи воды, он был еще более эффектным.

При осмотре фонтана на бронзовом валуне можно обнаружить вензель скульптора и дату изготовления статуи Гигиеи - "1871".

Автором проекта фонтана и его постамента в виде чугунной вазы был архитектор А. И. Штакеншнейдер, а статуя Гигиен отлита по модели скульптора Д. И. Иенсена.

Давид Иванович Иенсен (1816-1902) родился в Дании и воспитывался в копенгагенской Академии художеств. В 1841 году он был приглашен в Петербург и вскоре принял русское подданство. Впоследствии ему было присвоено звание акаде-мика. Скульптор исполнил большое количество декоративных скульптурных украшений петербургских сооружений.

Не случайно бронзовая богиня здоровья установлена в сквере на Боткинской улице. Сквер входит в комплекс зданий старейшего лечебного учреждения города - Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Преподаватели и слушатели этой Академии носят погоны, на которых изображена золоченая эмблема медицины - змея, обвивающаяся вокруг чаши.

Скульптурное изображение медицинской эмблемы нередко служит украшением главных фасадов больниц и других лечебных учреждений. А, находясь у больницы имени В. В. Куйбышева (Литейный проспект, 56), эмблему встречаешь дважды: перед решеткой, отделяющей больничный сад от тротуара, и на фронтоне главного здания.

С. С. Пименов. Слава. Фрагмент скульптурной группы Нарвских триумфальных ворот.

Змея. Деталь надгробия Пуколовых в некрополе Александро-Невской лавры.

Больница, первоначально именовавшаяся Мариинской, была заложена в честь столетнего юбилея Петербурга и сооружена в 1803-1805 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги. Центр главного здания выделен восьмиколонным портиком с фронтоном.

Н. Ф. Вальтман. Змея, обвивающая чашу, перед зданием Куйбышевской больницы.

В конце 1930-х годов плоскость фронтона была украшена большим лепным изображением государственного герба Советского Союза и чаши с обвивающей ее змеей. Эмблему медицины вылепил известный ленинградский скульптор И. В. Крестовский.

С Литейного проспекта портик с фронтоном и гербом виден плохо, так как все здание заслоняют высокие густые деревья разросшегося сада, обнесенного оградой, которая в средней своей части делает полукруглый изгиб в сторону сада. На ртом месте стоял памятник принцу П. Г. Ольденбургскому, субсидировавшему постройку больницы. В начале 1930-х годов на его месте появилась бронзовая чаша со змеей, которая стоит и поныне. Она установлена на высоком цилиндрическом постаменте из серого полированного сердобольского гранита посередине цветочной клумбы.

В.И. Демут-Малиновский. Декоративная скульптура Египетских ворот в г. Пушкине. Фрагмент.

Изящная по форме широкая чаша снаружи украшена рельефным узором. Большая бронзовая змея, тело которой покрыто мелкой чешуей, обвив хвостом подставку и плавно изгибаясь, склонилась над чашей; рот широко раскрыт, видны острые ядовитые зубы, далеко высунут тонкий, раздвоенный на конце язык.

Эта эмблема медицины была отлита в 1932-1933 годах К. И. Миглиником по модели скульптора Н. Ф. Вальтмана.

Целое змеиное гнездо из четырех бронзовых змей можно обнаружить в сквере перед физиологическим отделом Института экспериментальной медицины на улице Академика Павлова (дом 12).

Широкая прямая аллея ведет к небольшому зданию музея-лаборатории академика И. П. Павлова. На газонах, среди зелени кустов, установлены бюсты выдающихся ученых, а на аллее привлекает внимание красивый фонтан. Круглый бассейн имеет низкий борт из серого полированного камня с четырьмя симметрично расположенными прямоугольными тумбами. На каждой тумбе покоится бронзовая змея, затейливо свернувшаяся в клубок и приподнявшая характерную плоскую треугольную головку, обращенную к середине бассейна.

В центре его на двухступенчатом гранитном постаменте установлена неглубокая каменная чаша. В летнее время из нее и из змеиных ртов поднимаются вверх водяные струи.

Фонтан со змеями, как и стоящий неподалеку памятник собаке, исполнен в 1935 году по модели скульптора И. Ф. Беспалова. Отливку в бронзе произвел К. И. Миглиник.

Надо сказать, что как в древних мифах, так и в произведениях искусства, змеи изображаются как носители двух начал - добра и зла, мудрости и коварства.

Змея может быть и исцелителем и носителем смерти.

И. Ф. Беспалов. Фонтан со змеями в саду перед домом 12 на улице Академика Павлова.

Самая большая в Ленинграде бронзовая змея воплощает зло. Вылепленная скульптором Ф. Г. Гордеевым и отлитая из бронзы, она помещена на гранитном пьедестале Медного всадника. Придавленная у головы копытом коня змея олицетворяет зависть, хитрость, коварство, напоминает, что "начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни".

Аллегорическое содержание имеет и бронзовая змея монументальной скульптурной композиции на Александровской колонне.

И. Ф. Беспалов. Фонтан со змеями в саду перед домом 12 на улице Академика Павлова. Фрагмент.

Эта триумфальная колонна (Александрийский столп), не имеющая себе равных во всем мире 1, воздвигнута как памятник Отечественной войне 1812 года. Она была сооружена по проекту архитектора О.-Р. Монферрана в 1830-1834 годах и установлена в центре Дворцовой площади 2.

Четырехгранный гранитный постамент со всех сторон украшен бронзовыми барельефами, в аллегорической форме повествующими о войне и мире. На пьедестале высится колоссальный монолитный ствол дорической колонны из отполированного до блеска темно-красного гранита. Колонна стоит, сохраняя прочное равновесие, только благодаря собственной тяжести. Ее основание обрамлено бронзовым лавровым венком. На колонне стоит каменный цилиндр, завершаемый полусферой и фигурой ангела. Подняв к небу правую руку, ангел левой касается креста.

Нижнюю часть креста тугими кольцами обвивает хвост большой бронзовой змеи. Покрытое чешуей толстое тело причудливо изгибается, словно змея корчится в предсмертных конвульсиях. Небольшая плоская голова издыхающего гада безжизненно лежит на полусфере, из раскрытого рта высунут тонкий язык.

Аллегорически фигура ангела с крестом означает мир, воцарившийся в Европе после победоносного завершения Отечественной войны 1812-1814 годов и падения Наполеона. Змея - побежденный враг, все зло и ужасы войны.

Скульптурную группу характеризуют простота и ясность композиционного замысла, четкий силуэт и великолепная пластика. В этом высокохудожественном произведении нет мелких деталей, но при всей своей монументальности группа кажется легкой и изящной. Поднятая на пятидесятиметровую высоту, она четко вырисовывается на фоне неба.

В создании проекта модели скульптурной группы для Александровской колонны участвовали многие ваятели: - С. И. Гальберг, Б. И. Орловский, И. Леппе и другие. Работа замечательного русского скульптора Орловского была признана лучшей, после чего ваятель за восемь месяцев вылепил колоссальную глиняную модель.

Переведенную в бронзу скульптурную группу с целью проверки производимого ею впечатления установили в стенную нишу Троицкого собора 3. Александровская же колонна первоначально была увенчана только крестом.

В конном памятнике Петру I на площади Декабристов и Александровской колонне скульптурное изображение змеи служит аллегорией, помогающей раскрыть идейное содержание произведения. Аллегории и символика получили широкое распространение в монументальной и декоративной скульптуре Петербурга XVIII и начала XIX века.

На языке аллегорий свернувшаяся в кольцо и держащая во рту собственный хвост змея являлась символом вечности. В таком значении скульптурное изображение змеи чаще всего можно увидеть на каменных надгробиях. Так, например, в некрополе XVIII века Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры можно увидеть гранитный обелиск на могиле купцов Пуколовых. На одной его грани изображен символ вечности - бронзовая змея, свернувшаяся кольцом и держащая во рту собственный хвост.

Неподалеку погребен адмирал и полярный мореплаватель В. Я. Чичагов. Его мраморное надгробие украшено бронзовыми якорями и скульптурным портретом умершего, окруженным бронзовым змеиным кольцом. (Автор проекта памятника- архитектор Тома де Томон.)

Примеры можно было бы продолжить.

И птиц немало

В скульптурном наряде городских сооружений довольно значительное место уделено изображению разных птиц.

На воротах и фронтонах зданий Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (дом 48 на набережной Мойки) изображены пеликаны, кормящие своих птенцов. Вдоль набережной, фасадом к реке, стоят на некотором расстоянии друг от друга три дома.

На среднем участке в 1750-1753 годах по проекту В. В. Растрелли был построен небольшой дворец, через семь лет перестроенный неизвестным архитектором и с того времени мало изменивший свой внешний вид. Долгое время в нем помещался Сиротский дом, а затем Женский сиротский институт. На фронтоне этого здания и находится крупное рельефное изображение пеликана с плотно прижатым к груди большим широким клювом. Пеликан кормит своим мясом рассевшихся перед ним пятерых птенцов с вытянутыми шеями я широко открытыми ртами. В такой же позе самопожертвования изображен пеликан (но только с тремя птенцами) на воротах ограды перед главным зданием института.

С противоположной стороны к главному зданию института примыкает корпус, построенный в конце 1820-х - начале 1830-х годов. На его фасаде в треугольном фронтоне - опять пеликан с тремя птенцами. Фронтон трехэтажного, с шестью колоннами дома (б. Воспитательный) украшен пеликаном с пятью птенцами.

В старину существовало поверье, что пеликан ради спасения птенцов от голода жертвует собой: вырывает широким клювом из груди куски мяса и кормит ими птенцов.

Рельеф "Пеликан" на учебном корпусе Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (набережная Мойки, 48).

Вот в такой позе самопожертвования - с клювом, прижатым к груди, будто для того, чтобы вырвать кусок своего тела и бросить его птенцам, и изображены пеликаны на фронтонах зданий, в которых раньше жили, обучались и воспитывались дети-сироты. Таким образом, пеликаны - эмблема, раскрывающая назначение общественного здания.

В 1799 году был установлен на Царицыном лугу (ныне - Марсово поле), а в 1818 году перенесен на площадь перед зданием Первого кадетского корпуса на Васильевском острове высокий стройный обелиск, увенчанный великолепным бронзовым орлом. В 1866- 1867 годах на площади разбили сквер, который со временем разросся, и сейчас с Университетской набережной к обелиску ведет широкая прямая аллея.

"Румянцева победам" - гласит краткая надпись на пьедестале. Памятник воздвигнут в честь побед, одержанных русскими войсками под командованием генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского в сражениях при реках Ларге и Кагуле в русско-турецкой войне 1768-1774 годов.

Установленный перед зданием, в стенах которого воспитывался Румянцев, обелиск должен был напоминать воспитанникам корпуса о славном военном прошлом России.

В. Ф. Бренна. Румянцевский обелиск.

Сооруженный по проекту архитектора В. Ф. Бренна, прекрасный обелиск на высоком многоступенчатом постаменте радует глаз удачным сочетанием разноцветного мрамора и гранита, хорошо найденными пропорциями отдельных блоков, строгостью линий.

Завершается обелиск бронзовой сферой и сидящей на ней царственной птицей, распластавшей могучие крылья.

Гордый орел на вершине обелиска славит победы русского оружия, напоминает о военной доблести, о ратных подвигах русских чудо-богатырей. Высота памятника 21,3 метра.

В сквере перед Казанским собором стоят памятники М. Б. Барклаю-де-Толли и М. И. Кутузову, героям Отечественной войны 1812 года. Автор монументов - прославленный русский скульптор Б. И. Орловский, которому А. С. Пушкин посвятил стихи:

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе...
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов 1.

Я. П. Витали. Скульптурная группа "Евангелист Иоанн" на фронтоне Исаакиевского собора.

Бронзовые статуи установлены на высоких четырехгранных пьедесталах, исполненных по проекту архитектора В. П. Стасова. На пьедесталах у ног героев лежат французские знамена, увенчанные бронзовыми орлами; древки знамен сломаны. Орел у ног Барклая изображен в позе взлета, а орел у ног Кутузова повержен на спину. Возможно, скульптор неспроста так расположил знамена. Барклай был вынужден отступать - Наполеон, как хищный орел, расправив крылья, готов был высоко взлететь, а у ног Кутузова - беспомощно лежащий на спине орел, олицетворяющий поверженного Наполеона и в его лице поражение всей французской армии.

14 мая 1908 года в сквере у Никольского собора был открыт памятник "Героям броненосца "Император o Александр III" - девятистам морякам, погибшим вместе с броненосцем в Цусимском морском сражении".

Высота памятника - восемь метров. Монумент представляет собой обелиск из красного полированного гранита на траурно-черном каменном постаменте с бронзовыми досками с надписями и барельефом броненосца и датой его гибели. Главным украшением монумента служит бронзовый орел, который, распустив крылья, опустился на вершину обелиска, как на высокий могильный курган, чтобы водрузить на нем крест. Гордая птица могуча, как и на Румянцевском обелиске, но поза ее совсем не воинственна - ведь здесь орел вещает не о победе, а о трагическом эпизоде из русско-японской войны.

Памятник сооружен по проекту архитектора Я. И. Филотея и офицера гвардейского экипажа Путятина; барельеф броненосца исполнен скульптором А. Л. Обером.

Артемий Лаврентьевич Обер (1843-1900) - скульптор-анималист, автор множества статуэток животных.

Скульптурные изображения разных птиц, в том числе и орлов, чаще всего служат украшением главных фасадов жилых многоэтажных доходных домов, построенных в конце прошлого и начале нашего столетия в стиле модерн. Особенно много таких домов на Петроградской стороне.

Большой проспект за площадью Льва Толстого доходит до набережной реки Карповки. Здесь привлекает внимание шестиэтажный дом, одной стороной обращенный к проспекту, другой к набережной и третьей к Петропавловской улице.

Внешний вид этого дома типичен для построек в стиле модерн: асимметрия в расположении входов и окон (причем окна разной величины и формы), наличие выступающих частей здания – эркеров.

На фасаде, выходящем на проспект, надстройка со скульптурным изображением орла. Царственно-гордая птица сидит, чуть подавшись вперед, широко раскинув крылья; ее голова с круглыми навыкате глазами и хищным крючковатым клювом повернута к реке; широкая грудь и могучие крылья говорят о силе орла. Кажется, будто случайно пролетавший над городом орел, чем-то привлеченный, безбоязненно спустился с подоблачной высоты и только-только сел на крышу большого дома. Этот величавый металлический орел заметен издали.

Угол дома 47 на проспекте Щорса оформлен в виде "фонаря", завершенного фигурной надстройкой со стилизованным рельефным изображением сидящего орла.

Орел на фронтоне дома 83 на Большом проспекте Петроградской стороны.

Наконец, еще один угловой пятиэтажный жилой дом (улица Куйбышева, 36 - улица Чапаева, 2) украшен горельефными изображениями орлов, но на этот раз птицы декорируют входы.

Отлитые из гипса орлы в причудливых позах сидят по краям парадных. Модернистская вычурность отличает эти рельефы. Здесь нет ни какого-либо иносказания, ни связи с архитектурой здания.

Еще чаще на фасадах построек в стиле модерн встречаются совы.

Совы у входа в дом 72 на Невском проспекте.

В 1837 году на Загородном проспекте появилось скромное здание Царскосельского вокзала первой в России железной дороги Петербург - Царское Село (сейчас город Пушкин). В 1902-1904 годах он был перестроен по проекту архитекторов С. А. Бржозовского и С. И. Минаш в стиле модерн. В таком виде вокзал сохранился до настоящего времени; ныне он носит название Витебского.

Здание завершается башней с часами, три стороны которой декорированы изображениями летящих сов, исполненных высоким рельефом.

Неподалеку от вокзала, на углу Загородного проспекта и переулка Ильича, стоит пятиэтажный жилой дом, также украшенный по карнизу каменными совами. Статуи высотой около метра изображают спокойно сидящих птиц.

Почему тут встречаем сов? Может быть, архитекторы хотели напомнить прошлое Загородного проспекта? Ведь местность эта была лесиста. Совы же обитают в глухих местах и чащобах. На языке символов сова означает мудрость или олицетворяет ночь, лесную глушь. К тому же в народе с давних времен бытует поверье, будто поселившаяся вблизи жилья сова приносит в дом покой и благополучие. Модерн же тяготел к мистике. Но как бы там ни было, многие дома, построенные в этом стиле, украшены скульптурными изображениями сов.

Большие, высотой более метра, статуи сов, искусно изваянные из темно-серого камня, размещены на выступах у главного входа дома 44 по Большому проспекту Петроградской стороны. Совы расположены низко, а потому лучше видны с близкого расстояния, что вынуждает скульптора детализировать форму. Облик лесной совы мастерски воссоздан в камне.

Привлекает внимание выразительная полутораметровая каменная сова, сидящая на карнизе под самой крышей главного фасада жилого дома 1-3 на Кировском проспекте (архитектор Ф. И. Лидваль). Еще одна сова служит украшением главного фасада дома 19 по улице Куйбышева.

Ежедневно множество людей посещает дом 72 на Невском проспекте (архитектор С. И. Минаш). По обеим сторонам входа в находящийся здесь магазин "Мечта" таращат на прохожих немигающие глаза две большие совы. Изображение птиц стилизовано. Выразительны головы сов с характерно изогнутыми хищными клювами. Птицы сидят, чуть приподняв крылья и обхватив острыми когтями сук дерева. Головы сов есть и над обоими входами. В простенках окон пятого этажа вылеплены низким рельефом шесть пар плывущих лебедей.

Так же, как предыдущие, низким рельефом выполнены две совы над входом и две по верхнему карнизу дома 19 по Владимирскому проспекту.

Барельефное изображение двух сов над входными дверями можно видеть на главном фасаде дома 23 по проспекту Максима Горького, а совиных голов - над окнами дома 33 по улице Ленина.

На некоторых современных домах встречается в виде украшения голубь - символ мира.

В послевоенные годы вырос и приобрел выразительный архитектурный облик Московский проспект. Организующим ядром застройки его средней части явился парк Победы, заложенный в 1945 году. Через семь лет вблизи парка, на углу Бассейной улицы и Московского проспекта, по проекту архитекторов Г. А. Симонова, Б. Р. Рубаненко и В. С. Васильковского был возведен шестиэтажный дом с башней (дом 190), поднимающейся на высоту семидесяти шести метров. Четырехугольная башня, увенчанная шпилем из белой жести с золоченой пятиконечной звездой на острие, по углам декорирована пирамидами с шарами; на каждой такой пирамиде сидит голубь. Форма птиц, отлитых из гипса и имеющих высоту более метра, обобщена. Это и понятно: ведь статуи, поднятые на большую высоту, предназначены для рассматривания с дальнего, расстояния, когда мелкие детали не видны. Здесь важно, чтобы силуэт статуй был четким и выразительным. Это учел скульптор И. В. Крестовский, исполнивший скульптурное оформление башни по эскизам архитектора Л. М. Хидекеля.

Птица над колонной дома 172-174 на Московском проспекте.

Голубь на фронтоне дома 107 на Невском проспекте.

Большой участок на Московском проспекте занимает дом 172-174. Наружные стены корпусов здесь украшены лепными изображениями голубей с распластанными по стене крыльями, а на многочисленных колоннах установлены отлитые из бетона диковинные жар-птицы, поддерживающие нависающие над ними балконы.

Изображение голубей, исполненное низким рельефом, входит в оформление трех фасадов дома 25 по Кировскому проспекту. Летящего голубя мы видим и на главном фасаде жилого дома 107 по Невскому проспекту, построенного в 1952 году по проекту архитекторов В. Ф. Белова и Е. М. Лавровской.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.