Конные монументы украшают площади — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Конные монументы украшают площади

2021-06-30 33
Конные монументы украшают площади 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый в России

  1. Все даты до 14 февраля 1918 г. даны по старому стилю, после - по новому.
  2. А. С. Пушкин. Полное собр. соч. Т. 2, полутом 1. Изд-во АН СССР, 1947, стр. 47.
  3. В 1823 году в Михайловском дворце разместилось Главное инженерное училище, и с того времени его стали называть Инженерным замком.
  4. Современники свидетельствуют, что у высокого худощавого Петра было круглое лицо, редкие темно-каштановые волосы, небольшие темные глаза с длинными ресницами, широкий нос и небольшой, хороший по форме, рот, общее выражение лица внушало доверие и располагало к себе, что фигурой Петр Великий был статен, липом смугловат, черты лица имел живые, волосы кудрявились. Нужно отметить, что, передавая портретное сходство, скульптор подчеркнул в лице Петра I героическое и волевое начало. - В кн.: Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710-м и 1711-м годах. Пер. с нем. СПб., изд. Императорской Публичной библиотеки, 1860, стр. 56. - О портретах Петра I см.: Н. Врангель. Иностранцы в России. - "Старые годы", 1911, № 7-9, стр. 5-94; Ария для Петра Великого. Записки итальянского певца Филиппа Балатри. - "Неделя", 1966, № 14, 27 марта - 2 апреля, стр. 20.
  5. В XVII в. почти обязательным было изображать монарха или военачальника в римском воинском костюме и снаряжении. Одеяние Петра I в конной статуе работы Б.-К. Растрелли, хотя и следует этой традиции, все же не чисто римское: так, мантия, служащая атрибутом царской власти и надеваемая монархом в самых торжественных случаях, украшена российским гербом - двуглавым орлом.
  6. Например, в Париже на Новом мосту - статуя Генриха IV, созданная Джованни да Болоньей; в Лионе на площади Бель-кур - памятник Людовику XIV, выполненный скульптором Дюжарденом; в Берлине - конная статуя курфюрста Фрид-риха III (скульптор А. Шлютер).
  7. И. Годиков. Деяния Петра Великого. Дополнения. Т. 16. СПб., 1795, стр. 64.
  8. Ю. П. Тынянов в повести "Восковая персона" дает такой портрет Растрелли: "... рост его был мал, живот велик, щеки толстые, ноги малые, как женские, руки круглые, красные, малого размера... Нос его был... бугристый, цвета бурдо, как губка или голландский туф..." - Ю. Тынянов. Восковая персона. - Соч. Л., ОГИЗ, ГИХЛ, 1941, стр. 342.
  9. Раньше писали Карло-Бартоломео, в то время как сам Растрелли всегда подписывался Бартоломео, на что впервые обратили внимание Н. И. Архипов и А. Г. Раскин - авторы монографии "Бартоломео-Карло Растрелли" (Л.-М., "Искусство", 1964, стр. 8, примечание 1).
  10. Год рождения Б.-К. Растрелли точно не установлен. В Большой советской энциклопедии указываются 1670-1675 гг.; в отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа и в отделе скульптуры Государственного Русского музея считают, что Растрелли родился около 1670 г.; авторы вышеупомянутой монографии, ссылаясь на итальянскую и немецкую энциклопедии и ряд архивных документов, ставят 1675 г.
  11. Небольшая деревянная модель этого коня хранится в отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
  12. Сама маска не сохранилась, но по ней Растрелли исполнил гипсовую портретную голову и раскрашенный восковой бюст Петра I (Государственный Эрмитаж). Интересна история воскового бюста, о которой можно прочесть в небольшой книжке Н. М. Шарая "Восковая персона", изданной Государственным Эрмитажем в 1963 году (стр. 18, 19). Растрелли снимал и посмертную восковую маску с лица Петра I, а также восковые слепки с его рук и ступней.
  13. См.: П. Н. Столпянский. В старом Петербурге. Памятник Петру I. - "Старые годы", 1913, июль-сентябрь, стр. 209.
  14. Из донесения Канцелярии от строения в правительствующий сенат от 5 декабря 1755 г. - Сборник Императорского русского исторического общества. Т. 17. СПб., 1876, стр. 326. (В дальнейшем - "Сборник...")
  15. В. Н. Петров. Конная статуя Петра I в Ленинграде. 1720-1724. - В кн.: Из бронзы и мрамора. Л., "Художник РСФСР", 1965, стр. 58.
  16. Подробный список работ Б.-К. Растрелли приведен в кн.: Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. Бартоломео-Карло Растрелли. Л.-М., "Искусство", 1964, стр. 100-103.
  17. 22 ноября 1745 г. В. В. Растрелли писал в Канцелярию от строений, что "зачатое дело отцом его графа Дерастрелия, по имянному Ея Императорского Величества указу ведено принять ему, при чем и означенному Мартелию, который при оном деле обретается осьмой месяц... жалованье выдать и до окончания б онаго портрета с тем же жалованьем ему быть" (Сборник.., стр. 328). Однако эти и другие архивные документы, подтверждая сам факт участия Мартелли в работах, нигде конкретно не говорят о его прямом отношении к отливке конной статуи. Авторы монографии о Растрелли также отрицают непосредственное участие Мартелли в отливке. Они пишут, что его роль "свелась, главным образом, к наблюдению за ходом работ, а декоративных статуй и барельефов он исполнить не мог", а "в работах 1745-1747 го-дов главенствующее положение после В. Растрелли занимал присланный из артиллерийского ведомства Степан Копьев - опытный мастер литейного дела" (Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. Бартоломео-Карло Растрелли, стр. 80).
  18. ЦГИА СССР, ф. 470, он. 76/188, д. 301, л. 304.
  19. Сборник.., стр. II.
  20. Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Отдел рукописей, ф. Штелина, д. 5, л. 29. (В дальнейшем - ГПБ.)
  21. См.: Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Ч. 1. Под ред. П. Н. Петрова. СПб., 1864, стр. 408- 410, 417.
  22. Перечисленные ученики за выполнение двух барельефов к монументу Петра I были удостоены первых золотых медалей. - См.: Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто дет ее существования. Ч. 1, стр. 415.
  23. О. Беляев. Кабинет Петра Великого. СПб., изд. Императорской Академии наук, 1800, стр. 183.
  24. Там же, стр. 183, 184.

Медный всадник

  1. В 1782 г. отмечалось столетие воцарения Петра I и двадцатилетие царствования Екатерины II.
  2. Известно, что это название площадь носила уже в 1763 г. и в последующее время. В связи с установкой памятника Петру I, через день после его открытия, 9 августа 1782 г. вышел указ Екатерины II, в котором говорилось: "Повелено площадь перед Правительствующим Сенатом именовать не Петровскою, а площадь Петра I" (указ был подтвержден и в 1890 г.). На старых планах города встречается и другое название: площадь императора Петра Великого. Но ни одно из указанных названий не привилось. В начале 60-х г. XVIII в. из здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове в палаты А. П. Бестужева-Рюмина на левом берегу Невы был переведен сенат, и с того времени площадь перед ним стали называть Сенатской; это второе, неофициальное название прочно укоренилось и стало общеупотребительным. 14 декабря 1925 г., в связи со столетием восстания декабристов на Сенатской площади, она была переименована в площадь Декабристов. - См.: Очерки истории Ленинграда. М. - Л., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 338, 672, 675; Полный свод законов Российской империи. Т. 21. СПб., 1781-1783, № 15490; "Санкт-Петербургские ведомости", 1782, 9 августа и 4 октября.
  3. В отделе рисунка Государственного Русского музея хранится картина художника А. П. Давыдова "Открытие монумента государя императора Петра I. 1782 год", на которой изображена часть здания Сената с балконом и находящейся на нем императрицей с сановниками. Здание это было снесено в конце 20-х гг. прошлого века и на его месте возведено новое, ныне существующее.
  4. За несколько дней до открытия деревянный забор, окружавший памятник, был заменен высокими полотняными щитами с нарисованными на них и пестро раскрашенными горами. - См.: Сборник... Вступительная статья А. А. Половцева, стр. ХL.
  5. А. С. Пушкин. Полное собр. соч. Т. 5, стр. 147.
  6. С момента открытия и по 1903 г. памятник был огражден высокой решеткой из копий с позолоченными вершиями.
  7. Э. М. Фальконе. Размышления о скульптуре. - Мастера искусства об искусстве. Т. 2. М. - Л., Изогиз, 1936, стр. 133, 164.
  8. Мраморный оригинал находится в Лувре, гипсовая модель 1744 г. - в Государственном Эрмитаже.
  9. А. Г. Ромм. Памятник Петру I в Ленинграде. 1765-1782. - В кн.: Из бронзы и мрамора, стр. 85.
  10. Там же.
  11. Екатерина II отдала Фальконе под мастерскую и жилье небольшое каменное здание, для работы над живой натурой к дому был пристроен просторный сарай. Для создания модели памятника и отливки статуи в бронзе на площади был сооружен амбар. - См.: Центральный государственный исторический архив, ф. 470, оп. 103/537, д. 9. (В дальнейшем - ЦГИА СССР.)
  12. М.-А. Колло (1748-1821) приехала в Петербург вместе с Фалькопе и проживала в России до 1778 г. В Петербурге по заказу Екатерины II выполнила ряд работ: бронзовый бюст Петра I, бюсты Г. Г. Орлова, Д. Дидро, Вольтера и др. (в Государственном Эрмитаже). Лучший выполненный ею портрет - бюст Фальконе. В 1767 году была удостоена звания академика петербургской Академии художеств. Впоследствии вышла замуж за сына Фальконе, художника.
  13. Письмо Д, Дидро к Фальконе от 6 декабря 1773 г. - Сборник.., стр. XXXV-XXXVI.
  14. О. Форш. Первенцы свободы. - Собр. соч. Т. 5. Л., Гослитиздат, 1963, стр. 296, 297.
  15. Трактат был опубликован в 1771 г. под названием "Наблюдения над статуей Марка Аврелия", а позднее озаглавлен "Параллели между пропорциями коня Марка Аврелия и пропорциями природной красоты".
  16. А. Г. Ромм. Памятник Петру I в Ленинграде. - В кн.: Из бронзы и мрамора, стр. 90, 92.
  17. Сборник.., стр. XXXV-XXXVI.
  18. Антон Павлович Лосенке (1737-1773) -известный русский художник, исторический живописец и портретист, с 1772 г. был директором петербургской Академии художеств. Сделан-ный им рисунок модели памятника Петру I был одобрен Фальконе и понравился Екатерине П. Изображение памят-ника по его рисунку было награвировано на одной стороне медали в начале марта 1775 г. (На другой стороне медали помещен портрет Екатерины II.)
  19. Малая модель обычно отливается в одну десятую величины памятника, но Фальконе увеличил ее размеры. Впоследствии модель сломалась, и скульптор, зрение которого к тому времени ослабло, просил в 1776 г. Екатерину II разрешить повторно вылепить ее своей ученице и помощнице Марии-Анне Колло. - См.: Сборник.., стр. 243.
  20. Сборник.., стр. НО.
  21. Сборник.., стр. 116.
  22. Сборник.., стр. XXVI.
  23. См.: Сборник.., стр. 232, 237.
  24. О выплаченном Хайлову вознаграждении см.: Обозрение царствования и свойств Екатерины Великия Павлом Сумароковым. Ч. 2. СПб., 1832, стр. 153. Дочь Хайлова впоследствии обратилась к министру двора с прошением уплатить деньги, не выплаченные в свое время ее отцу за работы по отливке памятника Петру I. - См.: ЦГИА СССР, ф. 467, оп. 103/537, ед. хр. 20, св. 4290.
  25. Сборник.., стр. 244.
  26. На поиски камня Академия художеств откомандировала каменотесного дела мастера Андрея Пилюгина, но местонахождение подходящего камня около Лахты указал крестьянин Семен Вишняков.
  27. По требованию Академии художеств камень для пьедестала должен был иметь: длину 5 сажен (10,6 м), ширину 2 сажени и пол-аршина (4,6 м), высоту 1 сажень и 2 аршина (3,6 м).
  28. О транспортировке "Гром-камня" по суше и воде см.: ЦГИА СССР, ф. 467, оп. 73/187, д. 101; И. Бакмейстер. Историческое известие об изваянном конном изображении Петра Великого. СПб., 1786.
  29. "20 генваря" - дата посещения и осмотра Екатериной II перевозки камня по суше (миниатюрист Фан Бларемберг изобразил момент прибытия императрицы со свитой). Штемпель медали вырезал немецкий медальер И. Г. Егер; позднее была изготовлена копия медали, лицевую сторону которой исполнил С. Иванов, а оборотную П. Брусницев. Медали хранятся в отделе нумизматики Государственного Эрмитажа. Кроме медали, были изготовлены бронзовые памятные доски: на одной изображен "Гром-камень" в том виде, в каком он был найден, на другой - когда он был вырыт, на третьей - в момент перевозки камня по суше; на досках было выгравировано подробное описание находки и перевозки камня.
  30. Фальконе, предлагая летом 1769 г. ввести в композицию памятника изображение змеи и желая узнать на этот счет мнение императрицы, писал ей: "Петру Великому перечила зависть, это несомненно, он мужественно поборол ее, это также несомненно: такова участь всякого великого человека".- Сборник.., стр. 79 (см. также стр. 80, 81).
  31. Об этом прямо сказано в статье "Памятник Петра Великого", помещенной в журнале "Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития" (Ч. 1. М., 1835, стр. 106): "Надпись памятника, сочиненная А. П. Сумароковым, превосходна; она состоит только из четырех слов: Петру Первому Екатерина Вторая, и эти слова равно отличаются замысловатостью, краткостью и полнотой" (см. также: Обозрение царствования и свойств Екатерины Великия Павлом Сумароковым. Ч. 2. СПб., 1832, стр. 153). С другой стороны, и сам Фальконе в письме к Екатерине II от 14 августа 1770 г. писал: "На подножии статуи я поместил эту краткую надпись: Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая. Очень бы я желал, чтобы и на самом камне догадались не писать ничего более". На это императрица ответила: "Остаюсь при известной Вам состоящей из четырех слов", то есть изъяла слово "воздвигла" (Сборник.., стр. 119, 122).
  32. Ж.А. Мацулевич. Монументальная скульптура. В кн.: Город великого Ленина. Лениздат, 1957, стр. 489.

Памятник Николаю I

  1. Проект собора был утвержден Александром I в феврале 1818 г., а работы по его осуществлению начались в 1819 г., но из-за допущенных ошибок вскоре приостановлены и вновь начаты с 1825 г. Собор был закончен вчерне в 1842 г., а его внутренняя отделка продолжалась до 1858. - См.: М. К о л о -тов. Музей-памятник Исаакиевский собор. Л., "Художник РСФСР", 1963; М. Ко лотов. Исаакиевский собор. Л. - М., Стройиздат, 1964.
  2. Николай I был шефом лейб-гвардии конного полка, поэтому и на памятнике он изображен в мундире конногвардейца.
  3. Более подробно об этом замечательном русском скульпторе-анималисте говорится в разделе "Кони Клодта".
  4. Дневник А. С. Пушкина (1833-1835). М. -Пг., ГИЗ, 1923, стр. 18.
  5. В Александровском парке города Пушкина (б. Царское Село) сохранилось место захоронения любимых царских коней: полуразрушенные ряды мраморных плит с неразборчивыми остатками надписей на них. Здесь покоятся останки Л'Ами - коня, бывшего с Александром I в Парижском походе, Флоры, носившей Николая I под Варной, и других. - См.: Э. Голлербах. Детскосельские дворцы-музеи и парки. Пг., Госиздат, 1922, стр. 99.
  6. Открытие памятника было приурочено ко дню рождения Николая I. О торжестве и церемониале открытия см.: Высочайшее утверждение церемониала торжественного открытия памятника императору Николаю I. - "Санкт-Петербургские ведомости", 1859, 23 июня.

Памятник-сатира

  1. С Николаевского вокзала начинался Великий Сибирский железнодорожный путь, шедший через всю страну и оканчивавшийся во Владивостоке. Создание этого пути приписывалось Александру III, поэтому и памятник был установлен на Знаменской площади и обращен к зданию вокзала. Памятник Александру III предполагалось поставить и во Владивостоке перед вокзалом.
  2. В столетний юбилей П. П. Трубецкого в Государственном Русском музее была открыта выставка его работ, собранных из разных музеев страны и частных собраний. В числе представленных произведений была портретная, анималистическая скульптура и модели конного памятника Александру III.
  3. См.: Открытие памятника императору Александру III. - "Санкт-Петербургские ведомости", 1909, 24 мая, № 113.
  4. В. М. Рогачевскии. П. П. Трубецкой. Памятник Александру III. - В кн.: Из бронзы и мрамора, стр. 205.
  5. См.: С. Ю. Витте. Воспоминания. Т. 1. М., Соцэкгиз, 1960, стр. 455-463.
  6. Репин. К 10-летию со дня смерти. Л., "Искусство", 1940, стр. 8.
  7. Д. Бедный. Полное собр. соч. Т. 4. М., "Художественная литература", 1965, стр. 354.
  8. Некоторое время после снятия он находился на складе при пересечении Лиговской улицы с Обводным каналом.

Кони мчатся над городом

  1. В Париже до сих пор въездными воротами считается арка Сен Дени, построенная в 1672 г. в честь побед Людовика XIV во Фландрии. На площади перед Лувром в 1806 г. по повелению Наполеона была сооружена пышная трехпролетная арка работы архитекторов Ж. Персье и Ф. Фонтэна. Первоначально арку венчали античные бронзовые кони, снятые с собора св. Марка в Венеции. Когда же после падения Наполеона французам в 1815 г. пришлось возвратить скульптурную группу Венеции, на триумфальной арке была установлена бронзовая колесница, запряженная четверкой коней, исполненная скульптором Бозио. В Берлине широкую известность получили Бранденбургские ворота, украшенные колесницей, управляемой богиней мира. Следуя давней традиции, триумфальные арки (ворота) в честь военных побед на суше и море сооружались и в Санкт-Петербурге чуть ли не с первых лет его возникновения: сразу семь арок было воздвигнуто в честь Полтавской победы; постройкой арок были отмечены победы молодого русского флота над шведским при Гангуте и Гренгаме и при заключении Ништадского мира со Швецией в 1721 г.

Колесница Славы

  1. В 1773 г. по проекту придворного архитектора А. Ринальди па Петергофской дороге у Обводного канала началось сооружение кирпичных, облицованных диким тесаным камнем въездных ворот, которые простояли с 1782 г. до начала 30-х гг. XIX в. Близ этих ворот специально для встречи возвращавшихся полков построили временные триумфальные деревянные ворота.
  2. А. С. Пушкин. Полное собр. соч. Т. 8. М., Изд-во АН СССР, 1948, стр. 83.
  3. Позднее речка стала называться Таракановкой. Она была засыпана в 20-х гг. нашего века в связи со строительством Дворца культуры им. М. Горького и общим благоустройством площади Стачек.
  4. Собравшиеся на торжество закладки участники Отечественной войны 1812 г. положили в углубление фундамента георгиевские кресты, кульмовские кресты и медали, после чего углубление было закрыто памятной доской. - См.: "Северная пчела", 1827, 1 сентября; "Отечественные записки", 1828. Ч. XXXIII, стр. 11, 12.
  5. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 1, д. 390а.
  6. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 20, ед. хр. 35.
  7. См.: ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 1, д. 390 б. - Распоряжением Николая I Пименов вскоре вообще был отстранен от выполнения каких-либо заказов. Причиной же тому явились бюсты государя и государыни, исполненные скульптором и не понравившиеся царю.
  8. Там же.
  9. Там же.

Колесница Победы

  1. В некоторых книгах говорится, что Нарвские триумфальные ворота украшает колесница Победы, а здание Главного штаба - колесница Славы. Такая перестановка названий необоснованна, хотя сами понятия победы и славы близки.
  2. Контракт с обоими скульпторами был подписан только в 1827 г., но работа шла столь успешно, что уже в том же году часть скульптуры была установлена на здании. Колесница Победы над аркой Главного штаба появилась раньше колесницы Славы на Нарвских триумфальных воротах.
  3. Архивные материалы по сооружению здания Главного штаба хранятся в ЦГИА СССР под шифрами: ф. 37, оп. 9, д. 522; ф. 218, оп. 1, д. 67, 75; ф. 468, оп. 35, д. 83, 98; ф. 560, оп. 22, д 534,535.

Квадрига Аполлона

  1. Первоначально скульптурных украшений было больше: так, на аттике, по краям квадриги Аполлона помещались отбронзированные статуи муз с их атрибутами; некоторые изваяния, предназначавшиеся для украшения здания театра, вообще не были установлены. Часть статуй, созданных Пименовым и Демут-Малиновским, скоро разрушилась и в середине прошлого века была снята. Ныне стоящие в нишах статуи Талии, Мельпомены и Клио исполнены заново советскими скульпторами в 1932 г. к столетию со дня открытия театра - См.: ЦГИА СССР, ф. 468, оп. 35, д. 28, л. 249.

Укротители коней

  1. См.: Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. М., "Просвещение", 1957; Мифологический словарь. М., "Просвещение", 1965.
  2. В. П. Урусов. Уход за лошадью. М., "Листок спорта", 1888.

"Диоскуры"

  1. В древних мифах Кастор и Полидевк - сыновья Тиндарея и Леды. Есть такие мифы, в которых говорится, что Кастор - сын Тиндарея, а Полидевк - сын Зевса. - См.: Мифологический словарь, стр. 92.
  2. Квиринал - дворец, служивший с 1870 по 1946 г. главной резиденцией итальянских королей.
  3. Паоло Трискорни исполнил в Карраре в 1810 г. (лат.).
  4. Контракт был заключен 24 августа 1806 г. не с самим Паоло, а с его братом Августином; в контракте, в частности, говорилось, что скульптор должен "по высочайше утвержденному рисунку (коего при делах не имеется). (Рисунок, копирующий римских "Диоскуров" был сделан Дж. Кваренги на его проекте здания манежа. - В. Н.) сделать две группы из каррарского мрамора и самого лучшего мастерства, изображающие каждая человеческую фигуру, держащую одной рукой лошадь". Были указаны и размеры: "вышиною фигура от пьедестала в 3/2, а лошадь 4/2 аршина" и цена: "за обе 15 000 рублей". Срок изготовления был определен в два года. Группы к назначенному сроку в основном были сделаны, размеры соблюдены. - См.: Центральный государственный военно-исторический архив (ЦГВИА). Главное инженерное управление, ф. 3, оп. 6, д. 274, л. 1, 7, 31, 32, 50, 260.
  5. В счете Августина Трискорни при его письме Дж. Кваренги говорилось, что "поставлены им были около новой манежи л. гвард. конного полка два мраморных кентавра".
  6. Ремонт и установка "Диоскуров" на подготовленные пьедесталы были поручены Августину Трискорни и выполнены им. ~См.: ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 1, д. 2685, л. 1-8.

Кони Клодта

  1. Возможно, что сама мысль о создании "Коня с водничим" в какой-то степени была навеяна одним историческим фактом: укрощением юным Александром Македонским пугливого и горячего коня Буцефала. Можно также предположить, что прообразом клодтовских "Укротителей" были античные статуи Диоскуров или "Кони" французского скульптора Гийома Кусту, исполненные в 1745 г. и украсившие въезд на Елисейские поля - главную улицу Парижа. Однако, какие бы предположения ни высказывались, бесспорно, что Клодт создал оригинальные произведения. И сама композиция (все группы разные, в них нет повторения позы), и манера исполнения (жизненная правда, лепка с живой натуры), и некоторая романтическая приподнятость образов, и даже русский тип юноши-атлета создали нечто новое, своеобразное.
  2. Цит. по кн.: Ал. Алтаев, Памятные встречи. М., "Советский писатель", 1955, стр. 251. - Воспоминания сына скульптора, художника Михаила Петровича Клодта, были переработаны М. В. Ямщиковой, писавшей под литературным псевдонимом Ал. Алтаев.
  3. Цит. по кн.: Ал. Алтаев. Памятные встречи, стр. 253. - Находясь в училище, Клодт с братом Владимиром жил на Выборгской стороне в дешевой квартире нижнего этажа, а по окончании учения снимал убогую квартирку на углу Академического переулка и 5-й линии Васильевского острова.
  4. Интересно отметить, что еще до получения заказа к Клодту как-то явился курьер из Зимнег° дворца с приглашением прибыть в манеж для осмотра привезенных из Англии лошадей, знаменитых Мидльтона и Адмирала. Возможно, что и они в какой-то степени послужили живой моделью для создания первых двух конных групп. - См.: Ал. Алтаев. Памятные встречи, стр. 258.
  5. Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Ч. 2. Под ред. П. Н. Петрова, СПб., 1865, стр. 300, 301.
  6. Цит. по кн.: Т. Ф. Попова. Беседы о русской скульптуре. М. - Л., "Просвещение", 1964, стр. 65.
  7. Выставка Императорской Академии художеств 1839 г. - "Журнал Министерства народного просвещения". Ч. 25, 1840, стр. 88.
  8. Прусский король прислал ответный подарок: две бронзовые статуи летящих богинь Славы, отлитых в Берлине по модели скульптора X. Д. Рауха (1777-1857). Статуи увенчали две десятиметровые колонны, которые в 1845 г. были установлены на бульваре (ныне бульвар Профсоюзов) возле здания Конногвардейского манежа.
  9. В настоящее время группы находятся в Потсдаме, под Берлином.
  10. В 1840-х гг. две группы были отправлены в подмосковную усадьбу князей Голицыных Кузьминки и установлены у павильона конного двора. В середине 1850-х гг. две группы, выполненные способом гальванопластики, были помещены в Старом Петергофе у Бельведера и в Стрельне, а в годы Великой Отечественной войны похищены фашистами.
  11. А. Романов. Аничков мост. - "Ленинградская правда", 1945, 2 июня.

Кони украшают фасады

  1. Интересно отметить, что на Волновом кладбище на могиле известного дрессировщика Вильямса Трунци изображены небольшие фигурки лошадей как в виде круглой скульптуры, так и низким рельефом.

Львы стерегут город

Львы у особняка Лаваля

  1. Н. А. Некрасов. Полное собр. соч. Т. 3. М., ГИХЛ, 1949, стр. 26.
  2. Участие Воронихина в перестройке подтверждено исследованиями сотрудников ЦГИА СССР А. Л. Вайнштейн и В. II. Павловой. (См. их статью "Здание ЦГИА СССР - архитектурный и историко-культурный памятник Петербурга - Ленинграда", опубликованную в кн.: Некоторые вопросы архивоведения и источниковедения. Л., "Наука", 1967, стр. 229- 259.)

Мраморные львы Трискорни

  1. См.: Nouvelle collection de Quavante-vues de Saint-Peterbourg et de ses environs. St. Petersbourg, 1825, f. 12, 13.

Следы уводят во Флоренцию

  1. См.: Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Ч. 1. Под ред. П. Н. Петрова. СПб., 1864, стр. 196-198, 593-612.
  2. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 19-111, д. 199, 1801, л. 120. "Бухгалтерский журнал 1801 года".
  3. Рапорт формовального мастера Иванова со счетом на формовку и отливку разных статуй. - ЦГИА СССР, ф. 789, д. 69, 1819, л. 2.
  4. Гипсовая копия этого льва экспонируется в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.