Первый в России
- Все даты до 14 февраля 1918 г. даны по старому стилю, после - по новому.
- А. С. Пушкин. Полное собр. соч. Т. 2, полутом 1. Изд-во АН СССР, 1947, стр. 47.
- В 1823 году в Михайловском дворце разместилось Главное инженерное училище, и с того времени его стали называть Инженерным замком.
- Современники свидетельствуют, что у высокого худощавого Петра было круглое лицо, редкие темно-каштановые волосы, небольшие темные глаза с длинными ресницами, широкий нос и небольшой, хороший по форме, рот, общее выражение лица внушало доверие и располагало к себе, что фигурой Петр Великий был статен, липом смугловат, черты лица имел живые, волосы кудрявились. Нужно отметить, что, передавая портретное сходство, скульптор подчеркнул в лице Петра I героическое и волевое начало. - В кн.: Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710-м и 1711-м годах. Пер. с нем. СПб., изд. Императорской Публичной библиотеки, 1860, стр. 56. - О портретах Петра I см.: Н. Врангель. Иностранцы в России. - "Старые годы", 1911, № 7-9, стр. 5-94; Ария для Петра Великого. Записки итальянского певца Филиппа Балатри. - "Неделя", 1966, № 14, 27 марта - 2 апреля, стр. 20.
- В XVII в. почти обязательным было изображать монарха или военачальника в римском воинском костюме и снаряжении. Одеяние Петра I в конной статуе работы Б.-К. Растрелли, хотя и следует этой традиции, все же не чисто римское: так, мантия, служащая атрибутом царской власти и надеваемая монархом в самых торжественных случаях, украшена российским гербом - двуглавым орлом.
- Например, в Париже на Новом мосту - статуя Генриха IV, созданная Джованни да Болоньей; в Лионе на площади Бель-кур - памятник Людовику XIV, выполненный скульптором Дюжарденом; в Берлине - конная статуя курфюрста Фрид-риха III (скульптор А. Шлютер).
- И. Годиков. Деяния Петра Великого. Дополнения. Т. 16. СПб., 1795, стр. 64.
- Ю. П. Тынянов в повести "Восковая персона" дает такой портрет Растрелли: "... рост его был мал, живот велик, щеки толстые, ноги малые, как женские, руки круглые, красные, малого размера... Нос его был... бугристый, цвета бурдо, как губка или голландский туф..." - Ю. Тынянов. Восковая персона. - Соч. Л., ОГИЗ, ГИХЛ, 1941, стр. 342.
- Раньше писали Карло-Бартоломео, в то время как сам Растрелли всегда подписывался Бартоломео, на что впервые обратили внимание Н. И. Архипов и А. Г. Раскин - авторы монографии "Бартоломео-Карло Растрелли" (Л.-М., "Искусство", 1964, стр. 8, примечание 1).
- Год рождения Б.-К. Растрелли точно не установлен. В Большой советской энциклопедии указываются 1670-1675 гг.; в отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа и в отделе скульптуры Государственного Русского музея считают, что Растрелли родился около 1670 г.; авторы вышеупомянутой монографии, ссылаясь на итальянскую и немецкую энциклопедии и ряд архивных документов, ставят 1675 г.
- Небольшая деревянная модель этого коня хранится в отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
- Сама маска не сохранилась, но по ней Растрелли исполнил гипсовую портретную голову и раскрашенный восковой бюст Петра I (Государственный Эрмитаж). Интересна история воскового бюста, о которой можно прочесть в небольшой книжке Н. М. Шарая "Восковая персона", изданной Государственным Эрмитажем в 1963 году (стр. 18, 19). Растрелли снимал и посмертную восковую маску с лица Петра I, а также восковые слепки с его рук и ступней.
- См.: П. Н. Столпянский. В старом Петербурге. Памятник Петру I. - "Старые годы", 1913, июль-сентябрь, стр. 209.
- Из донесения Канцелярии от строения в правительствующий сенат от 5 декабря 1755 г. - Сборник Императорского русского исторического общества. Т. 17. СПб., 1876, стр. 326. (В дальнейшем - "Сборник...")
- В. Н. Петров. Конная статуя Петра I в Ленинграде. 1720-1724. - В кн.: Из бронзы и мрамора. Л., "Художник РСФСР", 1965, стр. 58.
- Подробный список работ Б.-К. Растрелли приведен в кн.: Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. Бартоломео-Карло Растрелли. Л.-М., "Искусство", 1964, стр. 100-103.
- 22 ноября 1745 г. В. В. Растрелли писал в Канцелярию от строений, что "зачатое дело отцом его графа Дерастрелия, по имянному Ея Императорского Величества указу ведено принять ему, при чем и означенному Мартелию, который при оном деле обретается осьмой месяц... жалованье выдать и до окончания б онаго портрета с тем же жалованьем ему быть" (Сборник.., стр. 328). Однако эти и другие архивные документы, подтверждая сам факт участия Мартелли в работах, нигде конкретно не говорят о его прямом отношении к отливке конной статуи. Авторы монографии о Растрелли также отрицают непосредственное участие Мартелли в отливке. Они пишут, что его роль "свелась, главным образом, к наблюдению за ходом работ, а декоративных статуй и барельефов он исполнить не мог", а "в работах 1745-1747 го-дов главенствующее положение после В. Растрелли занимал присланный из артиллерийского ведомства Степан Копьев - опытный мастер литейного дела" (Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. Бартоломео-Карло Растрелли, стр. 80).
- ЦГИА СССР, ф. 470, он. 76/188, д. 301, л. 304.
- Сборник.., стр. II.
- Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Отдел рукописей, ф. Штелина, д. 5, л. 29. (В дальнейшем - ГПБ.)
- См.: Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Ч. 1. Под ред. П. Н. Петрова. СПб., 1864, стр. 408- 410, 417.
- Перечисленные ученики за выполнение двух барельефов к монументу Петра I были удостоены первых золотых медалей. - См.: Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто дет ее существования. Ч. 1, стр. 415.
- О. Беляев. Кабинет Петра Великого. СПб., изд. Императорской Академии наук, 1800, стр. 183.
- Там же, стр. 183, 184.
Медный всадник
- В 1782 г. отмечалось столетие воцарения Петра I и двадцатилетие царствования Екатерины II.
- Известно, что это название площадь носила уже в 1763 г. и в последующее время. В связи с установкой памятника Петру I, через день после его открытия, 9 августа 1782 г. вышел указ Екатерины II, в котором говорилось: "Повелено площадь перед Правительствующим Сенатом именовать не Петровскою, а площадь Петра I" (указ был подтвержден и в 1890 г.). На старых планах города встречается и другое название: площадь императора Петра Великого. Но ни одно из указанных названий не привилось. В начале 60-х г. XVIII в. из здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове в палаты А. П. Бестужева-Рюмина на левом берегу Невы был переведен сенат, и с того времени площадь перед ним стали называть Сенатской; это второе, неофициальное название прочно укоренилось и стало общеупотребительным. 14 декабря 1925 г., в связи со столетием восстания декабристов на Сенатской площади, она была переименована в площадь Декабристов. - См.: Очерки истории Ленинграда. М. - Л., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 338, 672, 675; Полный свод законов Российской империи. Т. 21. СПб., 1781-1783, № 15490; "Санкт-Петербургские ведомости", 1782, 9 августа и 4 октября.
- В отделе рисунка Государственного Русского музея хранится картина художника А. П. Давыдова "Открытие монумента государя императора Петра I. 1782 год", на которой изображена часть здания Сената с балконом и находящейся на нем императрицей с сановниками. Здание это было снесено в конце 20-х гг. прошлого века и на его месте возведено новое, ныне существующее.
- За несколько дней до открытия деревянный забор, окружавший памятник, был заменен высокими полотняными щитами с нарисованными на них и пестро раскрашенными горами. - См.: Сборник... Вступительная статья А. А. Половцева, стр. ХL.
- А. С. Пушкин. Полное собр. соч. Т. 5, стр. 147.
- С момента открытия и по 1903 г. памятник был огражден высокой решеткой из копий с позолоченными вершиями.
- Э. М. Фальконе. Размышления о скульптуре. - Мастера искусства об искусстве. Т. 2. М. - Л., Изогиз, 1936, стр. 133, 164.
- Мраморный оригинал находится в Лувре, гипсовая модель 1744 г. - в Государственном Эрмитаже.
- А. Г. Ромм. Памятник Петру I в Ленинграде. 1765-1782. - В кн.: Из бронзы и мрамора, стр. 85.
- Там же.
- Екатерина II отдала Фальконе под мастерскую и жилье небольшое каменное здание, для работы над живой натурой к дому был пристроен просторный сарай. Для создания модели памятника и отливки статуи в бронзе на площади был сооружен амбар. - См.: Центральный государственный исторический архив, ф. 470, оп. 103/537, д. 9. (В дальнейшем - ЦГИА СССР.)
- М.-А. Колло (1748-1821) приехала в Петербург вместе с Фалькопе и проживала в России до 1778 г. В Петербурге по заказу Екатерины II выполнила ряд работ: бронзовый бюст Петра I, бюсты Г. Г. Орлова, Д. Дидро, Вольтера и др. (в Государственном Эрмитаже). Лучший выполненный ею портрет - бюст Фальконе. В 1767 году была удостоена звания академика петербургской Академии художеств. Впоследствии вышла замуж за сына Фальконе, художника.
- Письмо Д, Дидро к Фальконе от 6 декабря 1773 г. - Сборник.., стр. XXXV-XXXVI.
- О. Форш. Первенцы свободы. - Собр. соч. Т. 5. Л., Гослитиздат, 1963, стр. 296, 297.
- Трактат был опубликован в 1771 г. под названием "Наблюдения над статуей Марка Аврелия", а позднее озаглавлен "Параллели между пропорциями коня Марка Аврелия и пропорциями природной красоты".
- А. Г. Ромм. Памятник Петру I в Ленинграде. - В кн.: Из бронзы и мрамора, стр. 90, 92.
- Сборник.., стр. XXXV-XXXVI.
- Антон Павлович Лосенке (1737-1773) -известный русский художник, исторический живописец и портретист, с 1772 г. был директором петербургской Академии художеств. Сделан-ный им рисунок модели памятника Петру I был одобрен Фальконе и понравился Екатерине П. Изображение памят-ника по его рисунку было награвировано на одной стороне медали в начале марта 1775 г. (На другой стороне медали помещен портрет Екатерины II.)
- Малая модель обычно отливается в одну десятую величины памятника, но Фальконе увеличил ее размеры. Впоследствии модель сломалась, и скульптор, зрение которого к тому времени ослабло, просил в 1776 г. Екатерину II разрешить повторно вылепить ее своей ученице и помощнице Марии-Анне Колло. - См.: Сборник.., стр. 243.
- Сборник.., стр. НО.
- Сборник.., стр. 116.
- Сборник.., стр. XXVI.
- См.: Сборник.., стр. 232, 237.
- О выплаченном Хайлову вознаграждении см.: Обозрение царствования и свойств Екатерины Великия Павлом Сумароковым. Ч. 2. СПб., 1832, стр. 153. Дочь Хайлова впоследствии обратилась к министру двора с прошением уплатить деньги, не выплаченные в свое время ее отцу за работы по отливке памятника Петру I. - См.: ЦГИА СССР, ф. 467, оп. 103/537, ед. хр. 20, св. 4290.
- Сборник.., стр. 244.
- На поиски камня Академия художеств откомандировала каменотесного дела мастера Андрея Пилюгина, но местонахождение подходящего камня около Лахты указал крестьянин Семен Вишняков.
- По требованию Академии художеств камень для пьедестала должен был иметь: длину 5 сажен (10,6 м), ширину 2 сажени и пол-аршина (4,6 м), высоту 1 сажень и 2 аршина (3,6 м).
- О транспортировке "Гром-камня" по суше и воде см.: ЦГИА СССР, ф. 467, оп. 73/187, д. 101; И. Бакмейстер. Историческое известие об изваянном конном изображении Петра Великого. СПб., 1786.
- "20 генваря" - дата посещения и осмотра Екатериной II перевозки камня по суше (миниатюрист Фан Бларемберг изобразил момент прибытия императрицы со свитой). Штемпель медали вырезал немецкий медальер И. Г. Егер; позднее была изготовлена копия медали, лицевую сторону которой исполнил С. Иванов, а оборотную П. Брусницев. Медали хранятся в отделе нумизматики Государственного Эрмитажа. Кроме медали, были изготовлены бронзовые памятные доски: на одной изображен "Гром-камень" в том виде, в каком он был найден, на другой - когда он был вырыт, на третьей - в момент перевозки камня по суше; на досках было выгравировано подробное описание находки и перевозки камня.
- Фальконе, предлагая летом 1769 г. ввести в композицию памятника изображение змеи и желая узнать на этот счет мнение императрицы, писал ей: "Петру Великому перечила зависть, это несомненно, он мужественно поборол ее, это также несомненно: такова участь всякого великого человека".- Сборник.., стр. 79 (см. также стр. 80, 81).
- Об этом прямо сказано в статье "Памятник Петра Великого", помещенной в журнале "Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития" (Ч. 1. М., 1835, стр. 106): "Надпись памятника, сочиненная А. П. Сумароковым, превосходна; она состоит только из четырех слов: Петру Первому Екатерина Вторая, и эти слова равно отличаются замысловатостью, краткостью и полнотой" (см. также: Обозрение царствования и свойств Екатерины Великия Павлом Сумароковым. Ч. 2. СПб., 1832, стр. 153). С другой стороны, и сам Фальконе в письме к Екатерине II от 14 августа 1770 г. писал: "На подножии статуи я поместил эту краткую надпись: Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая. Очень бы я желал, чтобы и на самом камне догадались не писать ничего более". На это императрица ответила: "Остаюсь при известной Вам состоящей из четырех слов", то есть изъяла слово "воздвигла" (Сборник.., стр. 119, 122).
- Ж.А. Мацулевич. Монументальная скульптура. В кн.: Город великого Ленина. Лениздат, 1957, стр. 489.
Памятник Николаю I
- Проект собора был утвержден Александром I в феврале 1818 г., а работы по его осуществлению начались в 1819 г., но из-за допущенных ошибок вскоре приостановлены и вновь начаты с 1825 г. Собор был закончен вчерне в 1842 г., а его внутренняя отделка продолжалась до 1858. - См.: М. К о л о -тов. Музей-памятник Исаакиевский собор. Л., "Художник РСФСР", 1963; М. Ко лотов. Исаакиевский собор. Л. - М., Стройиздат, 1964.
- Николай I был шефом лейб-гвардии конного полка, поэтому и на памятнике он изображен в мундире конногвардейца.
- Более подробно об этом замечательном русском скульпторе-анималисте говорится в разделе "Кони Клодта".
- Дневник А. С. Пушкина (1833-1835). М. -Пг., ГИЗ, 1923, стр. 18.
- В Александровском парке города Пушкина (б. Царское Село) сохранилось место захоронения любимых царских коней: полуразрушенные ряды мраморных плит с неразборчивыми остатками надписей на них. Здесь покоятся останки Л'Ами - коня, бывшего с Александром I в Парижском походе, Флоры, носившей Николая I под Варной, и других. - См.: Э. Голлербах. Детскосельские дворцы-музеи и парки. Пг., Госиздат, 1922, стр. 99.
- Открытие памятника было приурочено ко дню рождения Николая I. О торжестве и церемониале открытия см.: Высочайшее утверждение церемониала торжественного открытия памятника императору Николаю I. - "Санкт-Петербургские ведомости", 1859, 23 июня.
Памятник-сатира
- С Николаевского вокзала начинался Великий Сибирский железнодорожный путь, шедший через всю страну и оканчивавшийся во Владивостоке. Создание этого пути приписывалось Александру III, поэтому и памятник был установлен на Знаменской площади и обращен к зданию вокзала. Памятник Александру III предполагалось поставить и во Владивостоке перед вокзалом.
- В столетний юбилей П. П. Трубецкого в Государственном Русском музее была открыта выставка его работ, собранных из разных музеев страны и частных собраний. В числе представленных произведений была портретная, анималистическая скульптура и модели конного памятника Александру III.
- См.: Открытие памятника императору Александру III. - "Санкт-Петербургские ведомости", 1909, 24 мая, № 113.
- В. М. Рогачевскии. П. П. Трубецкой. Памятник Александру III. - В кн.: Из бронзы и мрамора, стр. 205.
- См.: С. Ю. Витте. Воспоминания. Т. 1. М., Соцэкгиз, 1960, стр. 455-463.
- Репин. К 10-летию со дня смерти. Л., "Искусство", 1940, стр. 8.
- Д. Бедный. Полное собр. соч. Т. 4. М., "Художественная литература", 1965, стр. 354.
- Некоторое время после снятия он находился на складе при пересечении Лиговской улицы с Обводным каналом.
Кони мчатся над городом
- В Париже до сих пор въездными воротами считается арка Сен Дени, построенная в 1672 г. в честь побед Людовика XIV во Фландрии. На площади перед Лувром в 1806 г. по повелению Наполеона была сооружена пышная трехпролетная арка работы архитекторов Ж. Персье и Ф. Фонтэна. Первоначально арку венчали античные бронзовые кони, снятые с собора св. Марка в Венеции. Когда же после падения Наполеона французам в 1815 г. пришлось возвратить скульптурную группу Венеции, на триумфальной арке была установлена бронзовая колесница, запряженная четверкой коней, исполненная скульптором Бозио. В Берлине широкую известность получили Бранденбургские ворота, украшенные колесницей, управляемой богиней мира. Следуя давней традиции, триумфальные арки (ворота) в честь военных побед на суше и море сооружались и в Санкт-Петербурге чуть ли не с первых лет его возникновения: сразу семь арок было воздвигнуто в честь Полтавской победы; постройкой арок были отмечены победы молодого русского флота над шведским при Гангуте и Гренгаме и при заключении Ништадского мира со Швецией в 1721 г.
Колесница Славы
- В 1773 г. по проекту придворного архитектора А. Ринальди па Петергофской дороге у Обводного канала началось сооружение кирпичных, облицованных диким тесаным камнем въездных ворот, которые простояли с 1782 г. до начала 30-х гг. XIX в. Близ этих ворот специально для встречи возвращавшихся полков построили временные триумфальные деревянные ворота.
- А. С. Пушкин. Полное собр. соч. Т. 8. М., Изд-во АН СССР, 1948, стр. 83.
- Позднее речка стала называться Таракановкой. Она была засыпана в 20-х гг. нашего века в связи со строительством Дворца культуры им. М. Горького и общим благоустройством площади Стачек.
- Собравшиеся на торжество закладки участники Отечественной войны 1812 г. положили в углубление фундамента георгиевские кресты, кульмовские кресты и медали, после чего углубление было закрыто памятной доской. - См.: "Северная пчела", 1827, 1 сентября; "Отечественные записки", 1828. Ч. XXXIII, стр. 11, 12.
- ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 1, д. 390а.
- ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 20, ед. хр. 35.
- См.: ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 1, д. 390 б. - Распоряжением Николая I Пименов вскоре вообще был отстранен от выполнения каких-либо заказов. Причиной же тому явились бюсты государя и государыни, исполненные скульптором и не понравившиеся царю.
- Там же.
- Там же.
Колесница Победы
- В некоторых книгах говорится, что Нарвские триумфальные ворота украшает колесница Победы, а здание Главного штаба - колесница Славы. Такая перестановка названий необоснованна, хотя сами понятия победы и славы близки.
- Контракт с обоими скульпторами был подписан только в 1827 г., но работа шла столь успешно, что уже в том же году часть скульптуры была установлена на здании. Колесница Победы над аркой Главного штаба появилась раньше колесницы Славы на Нарвских триумфальных воротах.
- Архивные материалы по сооружению здания Главного штаба хранятся в ЦГИА СССР под шифрами: ф. 37, оп. 9, д. 522; ф. 218, оп. 1, д. 67, 75; ф. 468, оп. 35, д. 83, 98; ф. 560, оп. 22, д 534,535.
Квадрига Аполлона
- Первоначально скульптурных украшений было больше: так, на аттике, по краям квадриги Аполлона помещались отбронзированные статуи муз с их атрибутами; некоторые изваяния, предназначавшиеся для украшения здания театра, вообще не были установлены. Часть статуй, созданных Пименовым и Демут-Малиновским, скоро разрушилась и в середине прошлого века была снята. Ныне стоящие в нишах статуи Талии, Мельпомены и Клио исполнены заново советскими скульпторами в 1932 г. к столетию со дня открытия театра - См.: ЦГИА СССР, ф. 468, оп. 35, д. 28, л. 249.
Укротители коней
- См.: Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. М., "Просвещение", 1957; Мифологический словарь. М., "Просвещение", 1965.
- В. П. Урусов. Уход за лошадью. М., "Листок спорта", 1888.
"Диоскуры"
- В древних мифах Кастор и Полидевк - сыновья Тиндарея и Леды. Есть такие мифы, в которых говорится, что Кастор - сын Тиндарея, а Полидевк - сын Зевса. - См.: Мифологический словарь, стр. 92.
- Квиринал - дворец, служивший с 1870 по 1946 г. главной резиденцией итальянских королей.
- Паоло Трискорни исполнил в Карраре в 1810 г. (лат.).
- Контракт был заключен 24 августа 1806 г. не с самим Паоло, а с его братом Августином; в контракте, в частности, говорилось, что скульптор должен "по высочайше утвержденному рисунку (коего при делах не имеется). (Рисунок, копирующий римских "Диоскуров" был сделан Дж. Кваренги на его проекте здания манежа. - В. Н.) сделать две группы из каррарского мрамора и самого лучшего мастерства, изображающие каждая человеческую фигуру, держащую одной рукой лошадь". Были указаны и размеры: "вышиною фигура от пьедестала в 3/2, а лошадь 4/2 аршина" и цена: "за обе 15 000 рублей". Срок изготовления был определен в два года. Группы к назначенному сроку в основном были сделаны, размеры соблюдены. - См.: Центральный государственный военно-исторический архив (ЦГВИА). Главное инженерное управление, ф. 3, оп. 6, д. 274, л. 1, 7, 31, 32, 50, 260.
- В счете Августина Трискорни при его письме Дж. Кваренги говорилось, что "поставлены им были около новой манежи л. гвард. конного полка два мраморных кентавра".
- Ремонт и установка "Диоскуров" на подготовленные пьедесталы были поручены Августину Трискорни и выполнены им. ~См.: ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 1, д. 2685, л. 1-8.
Кони Клодта
- Возможно, что сама мысль о создании "Коня с водничим" в какой-то степени была навеяна одним историческим фактом: укрощением юным Александром Македонским пугливого и горячего коня Буцефала. Можно также предположить, что прообразом клодтовских "Укротителей" были античные статуи Диоскуров или "Кони" французского скульптора Гийома Кусту, исполненные в 1745 г. и украсившие въезд на Елисейские поля - главную улицу Парижа. Однако, какие бы предположения ни высказывались, бесспорно, что Клодт создал оригинальные произведения. И сама композиция (все группы разные, в них нет повторения позы), и манера исполнения (жизненная правда, лепка с живой натуры), и некоторая романтическая приподнятость образов, и даже русский тип юноши-атлета создали нечто новое, своеобразное.
- Цит. по кн.: Ал. Алтаев, Памятные встречи. М., "Советский писатель", 1955, стр. 251. - Воспоминания сына скульптора, художника Михаила Петровича Клодта, были переработаны М. В. Ямщиковой, писавшей под литературным псевдонимом Ал. Алтаев.
- Цит. по кн.: Ал. Алтаев. Памятные встречи, стр. 253. - Находясь в училище, Клодт с братом Владимиром жил на Выборгской стороне в дешевой квартире нижнего этажа, а по окончании учения снимал убогую квартирку на углу Академического переулка и 5-й линии Васильевского острова.
- Интересно отметить, что еще до получения заказа к Клодту как-то явился курьер из Зимнег° дворца с приглашением прибыть в манеж для осмотра привезенных из Англии лошадей, знаменитых Мидльтона и Адмирала. Возможно, что и они в какой-то степени послужили живой моделью для создания первых двух конных групп. - См.: Ал. Алтаев. Памятные встречи, стр. 258.
- Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Ч. 2. Под ред. П. Н. Петрова, СПб., 1865, стр. 300, 301.
- Цит. по кн.: Т. Ф. Попова. Беседы о русской скульптуре. М. - Л., "Просвещение", 1964, стр. 65.
- Выставка Императорской Академии художеств 1839 г. - "Журнал Министерства народного просвещения". Ч. 25, 1840, стр. 88.
- Прусский король прислал ответный подарок: две бронзовые статуи летящих богинь Славы, отлитых в Берлине по модели скульптора X. Д. Рауха (1777-1857). Статуи увенчали две десятиметровые колонны, которые в 1845 г. были установлены на бульваре (ныне бульвар Профсоюзов) возле здания Конногвардейского манежа.
- В настоящее время группы находятся в Потсдаме, под Берлином.
- В 1840-х гг. две группы были отправлены в подмосковную усадьбу князей Голицыных Кузьминки и установлены у павильона конного двора. В середине 1850-х гг. две группы, выполненные способом гальванопластики, были помещены в Старом Петергофе у Бельведера и в Стрельне, а в годы Великой Отечественной войны похищены фашистами.
- А. Романов. Аничков мост. - "Ленинградская правда", 1945, 2 июня.
Кони украшают фасады
- Интересно отметить, что на Волновом кладбище на могиле известного дрессировщика Вильямса Трунци изображены небольшие фигурки лошадей как в виде круглой скульптуры, так и низким рельефом.
Львы стерегут город
Львы у особняка Лаваля
- Н. А. Некрасов. Полное собр. соч. Т. 3. М., ГИХЛ, 1949, стр. 26.
- Участие Воронихина в перестройке подтверждено исследованиями сотрудников ЦГИА СССР А. Л. Вайнштейн и В. II. Павловой. (См. их статью "Здание ЦГИА СССР - архитектурный и историко-культурный памятник Петербурга - Ленинграда", опубликованную в кн.: Некоторые вопросы архивоведения и источниковедения. Л., "Наука", 1967, стр. 229- 259.)
Мраморные львы Трискорни
- См.: Nouvelle collection de Quavante-vues de Saint-Peterbourg et de ses environs. St. Petersbourg, 1825, f. 12, 13.
Следы уводят во Флоренцию
- См.: Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Ч. 1. Под ред. П. Н. Петрова. СПб., 1864, стр. 196-198, 593-612.
- ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 19-111, д. 199, 1801, л. 120. "Бухгалтерский журнал 1801 года".
- Рапорт формовального мастера Иванова со счетом на формовку и отливку разных статуй. - ЦГИА СССР, ф. 789, д. 69, 1819, л. 2.
- Гипсовая копия этого льва экспонируется в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.