Так сколько же в Ленинграде львов? — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Так сколько же в Ленинграде львов?

2021-06-30 44
Так сколько же в Ленинграде львов? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проще всего на этот вопрос ответить так: "Много, даже очень много", но указать точное число трудно. Ведь город, раскинувшийся на сто одном острове, огромен, и границы его с каждым годом расширяются во всех направлениях, вбирая пригороды. Попробуйте-ка обойти и осмотреть его, побывать во всех уголках, заглянуть во дворы! А кроме того, случается, что львы меняют свое местонахождение, а иные исчезают, и следы их теряются. И все же сделаем попытку продолжить увлекательную "охоту" на бронзовых, чугунных и каменных львов, побываем еще в скверах, садах и парках.

Старинный Летний сад - ровесник города. Возле Летнего дворца-музея Петра I и на тенистых аллеях расставлены беломраморные статуи работы итальянских мастеров конца XVII и начала XVIII века.

Перед северным фасадом дворца возвышается на пьедестале скульптурная группа - произведение венецианского мастера Пьетро Баратта, исполненное им в 1722 году по заказу Петра I и известное под названием "Мир и Изобилие". Эта группа в аллегорической форме повествует о Ништадском мире 1721 года и победе России над Швецией в Северной войне. Женская фигура, с рогом изобилия в левой руке и опрокинутым факелом - символом окончания войны - в правой, аллегорически изображает Россию; рядом стоит крылатая богиня, венчающая победительницу лавровым венком; в другой руке она держит пальмовую ветвь - символ мира, а ногой попирает издыхающего льва (изображены только его голова и передние лапы), представляющего Швецию (на государственном гербе этой страны помещен лев).

П. Баратта. Мир и Изобилие.

Тонко моделированный мраморный лев красуется и в скульптурной группе Марино Гропелли "Искренность" (конец XVII - первое десятилетие XVIII века). Стройная обнаженная женщина с еле приметной улыбкой на лице - аллегория искренности - в одной руке держит скипетр, другой опирается на льва, символизирующего величие духа. Весьма своеобразно трактована короткая, тупая морда зверя с толстыми, словно надутыми, губами, широкой линией пасти.

М. Гропелли. Искренность.

Интересно отметить ее сходство с мордами двадцати девяти одинаковых чугунных львов, образующих оригинальную ограду перед бывшей дачей Кушелева-Безбородко на Свердловской набережной. Мраморная скульптура Летнего сада неоднократно служила образцом ученикам Академии художеств и молодым скульпторам. Возможно, что и лев из композиции "Искренность" явился прообразом чугунных львов ограды.

Как видно из этих двух примеров, в начале XVIII века и позже изображения животных, в том числе и львов, имели аллегорические и символические значения.

Изваяния львов в Летнем саду явились первыми изображениями этого животного, украсившими северную столицу.

Интересно отметить, что и последняя по времени появления львиная пара в Ленинграде также установлена в саду - Московском парке Победы. Два искусственно созданных квадратных пруда соединяются узким каналом, на обоих берегах которого друг против друга и установлены на постаментах два больших сторожевых льва, опирающихся передней лапой на шар. Львы отлиты из армированного цемента (бетона) и выкрашены под бронзу. Они копируют многочисленные львиные пары сторожевых львов, установленные в разных местах города. Цементные львы были изготовлены в 1946 году и тогда же отправлены в только что заложенный парк.

На Большом проспекте Васильевского острова утопает в зелени больница имени В. И. Ленина (дом 85). Главное четырехэтажное здание с низкими боковыми пристройками обращено к проспекту и отделено от него металлической решеткой и небольшим густо разросшимся садом.

Львиная маска на доме 1/3 на Красной улице.

В левой части сада, при пересечении двух аллей, рядом с боковым входом в здание обращают на себя внимание две небольшие оригинальные чугунные статуи львов на невысоких прямоугольных постаментах. Припав на поджатые лапы, изогнув тело и повернув гривастые головы, звери смотрят друг на друга. И хотя грива на затылке и шее поднята, а пасти оскалены, выражение львиных морд вовсе не злобное, а добродушно-лукавое. Львы, как бы играя, вдруг на какой-то миг замерли в одинаковых позах. Но если позы идентичны, то сами статуи имеют некоторое, хотя и малоприметное, различие.

Никаких надписей на статуях и плинтах не видно.

Барельеф над входом дома 30 на набережной реки Карповки.

Львиная маска на Биржевом проезде.

Львы во дворе дома 50 на улице Чайковского.

Нет сомнения в том, что львы очутились у больничного здания случайно, хотя они и стоят здесь уже несколько десятилетий. Любопытно, что такие же львиные пары есть на острове Новая Голландия, на Адмиралтейском заводе и в пригородах.

Но когда были созданы и где были отлиты эти львы, кто их автор - все это пока остается загадкой.

Не менее оригинальная львиная пара, также отлитая из чугуна, долгие годы стояла в саду у входа во Дворец культуры имени В. И. Ленина на проспекте Обуховской обороны.

На месте, где сейчас стоит памятник В. И. Ленину (открытый 19 апреля 1956 года), раньше был небольшой пруд, на дне которого случайно обнаружили две небольшие статуи львов.

Барельеф на Александровской колонне. Фрагмент.

Львиная маска на набережной стрелки Васильевского острова.

Львиные маски на воротах дома 17 (б. Строгановского дворца) на Невском проспекте.

Когда и почему они там очутились - неизвестно. Львов очистили от ила, выкрасили в черный цвет и поставили у входа. Летом 1963 года статуи отправили на завод "Большевик", шефствующий над дворцом; там их установили перед помещением теплоэлектростанции, по сторонам цветочной клумбы, на выложенных из кирпича и оштукатуренных постаментах.

Дом 32 б на Суворовском проспекте стоит в глубине сквера, отделенного от тротуара металлической оградой. В сквере растут высокие деревья, а посередине, перед главным входом, разбита большая овальная клумба с кустами сирени. Весной, когда распустится сирень и на фоне свежей зелени запестрят первые цветы, клумба представляет собой яркое, красочное зрелище. В центре ее, на невысоком гранитном постаменте, - беломраморный лев. Статуя исполнена реалистично. Зверь лежит, поджав задние лапы и положив большую, в густой гриве, голову на вытянутые передние лапы. Чуть повернув морду, пристально следит он за происходящим. Поза зверя спокойна, но его настороженный взгляд передает внутреннее напряжение, готовность к быстрому действию.

История этого изваяния пока не выяснена.

В здании некогда размещалась Академия Генерального штаба. Перед главным входом находился памятник воспитанникам Академии, павшим на поле брани, - строгий параллелепипед из темно-серого гранита, украшенный бронзовой военной арматурой.

В бурные февральские дни 1917 года, когда восставший народ и солдаты срывали с правительственных зданий двуглавых орлов и сбрасывали с пьедесталов статуи и бюсты царей, под горячую руку был уничтожен и памятник перед Академией, а на его месте вскоре появился мраморный лев.

Лев у дома 32 б на Суворовском проспекте.

Скульптурные изображения львов можно обнаружить на фасадах и во дворах общественных зданий и жилых домов.

Оригинальные, художественно исполненные и очень большие львиные статуи находятся во дворе дома 5 по проспекту Максима Горького.

В 1915 году по проекту архитектора А. И. Клейна был построен этот пятиэтажный дом.

Большая арка открывает вход в светлый двор. Парадный вход здания украшают львы. Они лежат на постаментах по сторонам лестницы, обращенные друг к другу. Большие, своеобразно красивые головы зверей с волнистой гривой почти касаются передних лап, грациозно спускающихся за край постамента. Статуи воссоздают реальный облик зверя; некоторое обобщение формы продиктовано материалом: двухметровой величины статуи отлиты из бетона с добавлением гранитной крошки.

Львы, очень маленькие и в совершенно ином стиле, - во дворе дома 50 по улице Чайковского. Здесь прямо против въездной арки стоит внутренний флигель; к его входу ведет небольшая лестница, украшенная своеобразными стилизованными чугунными львами.

Четырехэтажный жилой дом из красного кирпича на углу-набережной Обводного канала и Подольской улицы отделен от соседнего строения небольшим тупиком. Здесь на месте дровяных сараев и разных хозяйственных построек в конце 1940-х годов был разбит небольшой скверик, отгороженный от улицы металлической оградой. У входа в него на бетонных прямоугольных плитах лежат небольшие чугунные львы. У них добродушное выражение морды с полураскрытой пастью, игриво захлестнутый на спину хвост, грива, покрывая лоб и голову зверя, спускается на спину и грудь. До Великой Отечественной войны и после нее эта львиная пара украшала главный вход дома 31 по Подольской улице. Здание это в 1949-1950 годах было капитально отремонтировано. Львы же были сняты и установлены у небольшого нового сквера.

Много изображений львов можно еще увидеть в Ленинграде. Так, над фронтоном одного из портиков Исаакиевского собора установлена бронзовая скульптурная группа работы И. П. Витали: евангелист Марк со львом.

Скульптурное изображение льва (низкий рельеф) украшает восточный фасад Инженерного замка.

Этих и других львов можно увидеть, совершая прогулки по Ленинграду. Кроме того, немало изваяний львов скрыто за дубовыми дверями парадных входов дворцов и особняков.

Вот Зимний дворец. За Октябрьским подъездом поднимается красивая каменная лестница. У начала ее на постаментах лежат мраморные львы.

Лестница бывшего Юсуповского особняка на Мойке (сейчас Дворец культуры работников просвещения) декорирована двумя мраморными статуями: львы, стоя на задних лапах, держат геральдические щиты с укрепленными на них светильниками.

Не сосчитать в Ленинграде жилых домов и общественных зданий старой постройки, фасады которых украшают львиные маски. Они весьма различны по величине, стилю и по своим художественным достоинствам. Особенно интересны маски на домах 8 по улице Ракова, 17 по Невскому проспекту, 2 на площади Островского, на замковом камне при спуске на стрелке Васильевского острова, на барельефе Александровской колонны.

Львы в пригородах

Петродворец

Многие пригороды Ленинграда уже давно приобрели широкую известность. Каждый, кто хоть раз ненадолго приезжает в город на Неве, особенно в летнее время, горит желанием побывать в Петродворце, городе Пушкине, овеянном памятью о гениальном поэте, Павловске, Гатчине, Ломоносове.

Неповторимые дворцово-парковые ансамбли бывших царских летних резиденций создавались в течение длительного времени прославленными зодчими и скульпторами.

Петергоф, выросший в послевоенные годы в город Петродворец, был создан по замыслу и планам Петра I и явился грандиозным, вечно живым памятником русской боевой славы, памятником победам России в Северной войне.

Петергофский дворцово-парковый ансамбль с многочисленными фонтанами - это и замечательное произведение русского искусства.

К концу XVIII века многие фонтанные сооружения Петергофа обветшали и требовали восстановления. Свинцовую декоративную скульптуру решено было заменить более прочной бронзовой. Эта работа была поручена лучшим ваятелям петербургской Академии художеств.

Город фонтанов расположен на берегу Финского залива.

Возвышаясь на холме, стоит обращенный к взморью Большой дворец, а перед ним на естественном склоне расположен Большой каскад - самое грандиозное и величественное фонтанное сооружение в ансамбле, совершенно изумительное по красоте и силе производимого впечатления. Его украшают тридцать семь статуй, двадцать девять барельефов, сто пятьдесят мелких декоративных скульптур.

Главным украшением каскада служит фонтан "Самсон, разрывающий пасть льва", бассейн которого переходит в прямой, как стрела, канал, спускающийся к морю.

Посередине чаши бассейна на островке из дикого камня туфа высится исполинская, трехметровая атлетическая фигура Самсона - библейского героя, вступившего в единоборство со львом и победившего хищника.

Бронзовый гигант, напрягая все мышцы богатырского тела, раздирает пасть свирепого льва. Но сильный, ловкий хищник, присев на задние лапы и изогнувшись, яростно сопротивляется; его острые кривые когти вонзились в ногу атлета. И все же исход смертельной схватки предрешен: у льва нет сил сомкнуть широко раскрытую пасть, и из нее, как гимн победы молодому герою, с силой взмывает вверх, на высоту пятиэтажного дома, мощная струя воды.

В нишах постамента видны еще четыре львиные головы, из пастей которых низвергаются потоки воды.

Впервые замечательная статуя Самсона украсила Большой каскад в 1734 году; она была установлена к двадцатипятилетию Полтавского сражения, которое произошло 27 июня 1709 года, в день святого Сампсония. Победа русских войск, предводительствуемых Петром I под Полтавой, явилась решающей в Северной войне. Поэтому иносказательный смысл группы совершенно очевиден: Петр I, представленный в образе силача Самсона, побеждает Швецию, на государственном гербе которой изображен лев.

Первоначально эта скульптурная композиция была свинцовой, позолоченной. Автором модели явился скульптор Б.-К. Растрелли 1, а отливку в металле произвели Филипп Шпекле, который управлял пушечным двором, и его помощник - русский литейщик Иван Анисимов.

В 1777 году сильнейшая буря, сопровождавшаяся наводнением, обрушилась на Петербург и берега Финского залива. В парках Петергофа были уничтожены многие фонтаны, уже и без того к этому времени обветшалые. Пострадал и "Самсон", но сняли его лишь в 1800 году.

Второе рождение статуи связано с именем М. И. Козловского (1753-1802), блестящего представителя классицизма в русской скульптуре, выразителя передовых идей XVIII века, в творчестве которого ярко и эмоционально воплотились темы гражданственности и патриотизма.

Скульптор в заново созданной модели воспроизвел и Самсона, и льва, с исключительным мастерством передав напряжение борьбы. Созданный Козловским эпический образ воплотил характерные черты русского народного героя - уверенного, спокойного и могучего, раскрыл красоту и величие его подвига - борьбы с сильным опасным врагом во имя победы добра над злом.

Превосходное знание анатомии, крепкая, мастерская лепка, прекрасно передающая напряжение и игру мускулов атлетического тела, позволили скульптору создать шедевр русской монументально-декоративной скульптуры периода классицизма. Более того, "Самсон" Козловского по силе образной характеристики и пластическому совершенству справедливо причисляется к сокровищам мировой декоративной скульптуры.

В 1801 году "Самсон" был отлит в литейной мастерской Академии художеств замечательным бронзолитейщиком В. П. Екимовым и, сверкая позолотой, снова украсил Большой каскад.

Похищенный в годы Великой Отечественной войны гитлеровцами, "Самсон" обрел свое третье рождение в первые послевоенные годы. Сложную и кропотливую работу пришлось проделать ленинградскому скульптору В. Л. Симонову и его помощнику Н. В. Михайлову, чтобы появилась маленькая, высотой в тридцать сантиметров, модель, точно воссоздающая творение Козловского.

Вначале реставраторам удалось разыскать лишь несколько старых фотографий этой скульптурной группы. Симонов постарался по возможности точно определить место, с которого был сделан тот или иной снимок. Затем силуэт скульптурной группы с фотографии переносился на прозрачную кальку. Работая над маленькой моделью, скульптор время от времени помещал ее за прозрачный экран и сличал ее абрис с контурами, нанесенными на кальку, добиваясь полного их совпадения. Немало труда и искусства потребовалось, чтобы воссоздать колоссальную композицию. Отливка была произведена на ленинградском заводе "Монументскульптура".

14 сентября 1947 года "Самсон, разрывающий пасть льва" вновь занял свое место на островке посередине ковша, и мощная струя воды ударила в небо. Трижды рожденный, он обогатился новым содержанием: "Самсон" стал символизировать победу советского народа над фашизмом, победу света над тьмой. Одновременно он свидетельствует о замечательном мастерстве воссоздавших его советских ваятелей.

При реставрации петергофских фонтанов на рубеже XVIII-XIX веков архитектурная часть работы была поручена А. Н. Воронихину.

На месте деревянных галерей им были построены каменные, которые стали называть Воронихинскими колоннадами.

М. И. Козловский. Самсон, разрывающий пасть льва.

Работы по сооружению галерей велись с 1800 по 1803 год. В середине XIX столетия они были значительно перестроены архитектором А. И. Штакеншнейдером. Одна их часть является зеркальным отражением другой; это как бы одна галерея с колоннадой, завершаемая павильонами и разделенная посредине каналом. Со стороны дворца колоннады имеют входы с лестницами, декорированными львиными парами.

Звери лежат в спокойной позе, повернув друг к другу головы, вытянув передние лапы и полураскрыв пасти. Статуи сильно стилизованы; весьма условно изображены, в частности, уши и грива, покрывающая голову и грудь. Львы изваяны из серого камня с темными вкраплениями.

Со стороны канала на галереи ведут лестницы, тоже со львиными парами, обращенными одна к другой и разделяющему их каналу. Все четыре статуи почти одинаковы и отличаются друг от друга лишь положением хвоста, захлестнутого на бедро задней лапы. Поза зверей статична: они лежат на животе, поджав задние и вытянув передние лапы, смотря прямо перед собой. Резко обозначены надбровные дуги, широкие пасти сомкнуты. Стилизованные, "египтизированные" львиные статуи из гранита розоватых тонов, в отличие от первых, видимо, изображают львиц, так как их головы вместо гривы покрывает платок, спускающийся на плечи и спину, где расходится тремя концами. Иначе моделированы и уши, от которых спускаются на грудь полосы ткани, испещренной поперечно идущими извилистыми бороздками. Обобщение формы, известная условность изображения продиктованы отчасти трудностью обработки твердого и ломкого камня. К тому же благодаря обобщенности формы небольшие по размерам статуи приобрели монументальность.

Модели четырех львиных фигур были исполнены скульптором И. П. Прокофьевым (1758-1828), а подряд на вырубку по ним статуй из камня получил государственный крестьянин Григорий Копылов, о чем свидетельствуют договорное обязательство Копылова и документ об уплате денег за выполненные работы: "Копылову за сделание из его битого камня по моделям г. профессора Прокофьева 4-х львов... 1000 рублей, г. Прокофьеву за четыре модели львов... 500 рублей, Копылову за сделание других четырех львов из битого камня... 600 рублей" 2.

В статуях петергофских львов заметно слабое подражание образцам древнеегипетского искусства.

Две пары древнеегипетских изваяний львов из серого гранита с розовыми прожилками были откопаны в Риме.

Львы изображены в одной позе - лежат на боку, повернув голову в сторону сородича. Эти статуи немного различаются длиной: одна имеет высоту 101 и длину 197 сантиметров, другая на 12 сантиметров короче.

На плинтах обеих статуй вырезаны иероглифические надписи, позволяющие датировать изваяния временем царствования Нектонеба I (378-361 гг. до н. э.)

Статуи львов были перевезены из Египта в Рим предположительно при императоре Августе (63 до н. э. - 14 гг. н. э.) и установлены па площади перед Пантеоном. Возможно также, что эти изваяния украсили площадь и позднее, в связи с реставрацией Пантеона при Адриане (117-138 гг. н. э.). Львы были извлечены из-под слоя земли при папе Евгении IV (1431-1439) и установлены на постаментах на месте их находки. Затем их перевезли на нынешнюю площадь Барберини и в 1586 году они украсили монументальный фонтан Аква Феличе. Папа Григорий XVI распорядился передать львов в Грегорианский Египетский музей Ватикана.

Другая львиная пара, приблизительно тех же размеров, по стилю может быть отнесена к позднему периоду древнеегипетского искусства. Возможно, статуи появились в эпоху Птолемеев, правивших в Египте в 305-30 гг. до н. э.

Статуи были перевезены в Рим в античное время и установлены на Марсовом поле у храма Исиды и Сераписа. А в середине XVI века они были перенесены на Капитолий, к подножию монументальной лестницы, сооруженной по проекту Микеланджело, и превращены в фонтаны, в 1885 году были помещены в Капитолийский музей, а в 1955 году возвращены на прежние места у лестницы, где стоят и поныне.

Лев лежит в спокойной позе с поджатыми задними и вытянутыми передними лапами, смотря прямо перед собой (парная статуя отличается лишь положением хвоста), грива показана условной линией, рельефно выделены анатомические детали. Эти статуи, вероятно, и послужили образцами для многочисленных подражаний, в том числе для двух львиных пар у Воронихинских колоннад, на пристани Белого озера в Гатчине и у Сельскохозяйственного института в городе Пушкине.

Известна и другая египетская львиная пара, послужившая прототипом для многочисленных, в том числе и русских, подражаний. Этот лев, изваянный из красного гранита в эпоху Нового царства, в настоящее время хранится в лондонском Британском музее. Трактовка облика льва в сравнении с более древней статуей эпохи Среднего царства иная: там строгая симметрия, здесь формы мягкие, тело лежит спокойно, даже вяло, только в голове проявляется напряженность, передние лапы льва скрещены, а голову покрывает грива.

Египетские оригиналы в какой-то степени повторяют статуи у бывшего особняка Лаваля, у грота на Пулковской горе, в Марьине Ленинградской области.

Павловск

Композиционным центром обширного дворцово-паркового ансамбля в Павловске служит большой прекрасный дворец, стоящий на природном холме. В 1797 году неподалеку от него по проекту архитектора В. Ф. Бренна (1745-1820) были сооружены так называемые Большие круги, ставшие наиболее парадным участком парка. Отсюда вниз по склону холма в долину реки Славянки спустилась многоступенчатая каменная лестница.

У себя на родине, в садах богатых итальянских вилл, Бренна видел террасы с балюстрадами и статуями; расположенные одна над другой, они соединялись пандусами и лестницами. Нечто подобное он создал и в Павловске.

Итальянская лестница до наших дней сохранила в основном свой первоначальный вид: промежуточные площадки делят ее на несколько маршей, по краям она ограничена гранитными выступами - верхние украшены двумя мраморными фигурами сидящих львов.

На нижних уступах лестницы помещены две небольшие чугунные статуи львов. Необычна композиция этих статуй. Позы зверей очень динамичны, а внешний вид весьма своеобразен. Припав к постаментам на поджатых лапах, широко расставив передние, плавной дугой изогнув длинные хвосты и повернув друг к другу гривастые головы с добродушно-лукавым выражением полуоскаленной морды, львы изображены в момент игры. Они не сторожат вход на лестницу.

Наиболее раннее упоминание об этих львах относится к 1801 году (в документах же Павловского дворца-музея они впервые указаны в описи 1840 года).

Львы на Итальянской лестнице в Павловске.

Если действительно эти статуи появились в конце XVIII или в самом начале XIX века, то, по-видимому, они послужили прототипами аналогичных львиных пар, находящихся в Ленинграде в саду больницы имени В. И. Ленина на Большом проспекте Васильевского острова, на острове Новая Голландия и на Адмиралтейском заводе.

На крутом берегу Славянки, против павильона Трех граций, в 1792 году по проекту архитектора В. Ф. Бренна была построена легкая деревянная беседка Трельяж. От беседки к Большому, или Мариентальскому пруду в следующем году спустилась красивая каменная лестница, имевшая "по боковым уступам шесть мраморных статуй и сначала столько же львов, затем позднее вместо них четыре вазы из русского олонецкого мрамора" 1.

Львы на Итальянской лестнице в Павловске.

В 1803-1804 годах по проекту А. Н. Воронихина у лестницы сооружается каменная площадка-пристань. Эта пристань была декорирована двумя парами лежащих львов, изваянных из розового камня. Высказывалось предположение, что эти львы были взяты из Академии художеств в 1817 году и, следовательно, установлены на пристани уже после смерти Воронихина 2.

Лев на пристани Мариентальского пруда.

А. Н. Воронихин. Пристань на Мариентальском пруду в Павловске.

А. П. Воронихин. Театральные ворота в Павловске.

Трельяж не сохранился, а пристань в настоящее время украшает только одна львиная пара; третья статуя находится у дворца, а четвертая исчезла в годы Великой Отечественной войны (поиски ее на дне пруда были безуспешны).

Стилизованные львы на пристани спокойно лежат, вытянув передние лапы, смотря вперед. Они очень схожи с двумя львиными парами у Воронихинских колоннад в Петродворце: форма их так же обобщена, голову покрывает платок.

Из других работ А. Н. Воронихина в Павловске, также украшенных изображениями львов, следует указать Театральные ворота и Висконтиев мост.

Львиная маска на Театральных воротах в Павловске.

Изящные ворота с двумя львиными масками были сооружены в 1802 году. Они должны были открывать вход к Воздушному театру, задуманному А. Н. Воронихиным, но не построенному.

По замыслу зодчего каменных дел мастером Висконтием в 1808 году был сооружен мост, явившийся одним из лучших украшений долины реки Славянки. Своеобразный по силуэту, с красивым арочным пролетом, мост был декорирован скульптурной львиной головой. В годы Великой Отечественной войны Висконтиев мост был разрушен, но сейчас восстановлен.

Город Пушкин

Так называемый Запасный дворец в городе Пушкине, находящийся под охраной государства как архитектурный памятник начала XIX века, имеет давнюю историю.

Он был построен в 1817-1818 годах на участке, пожалованном жене известного политического деятеля В. П. Кочубея. В 1834 году дача была продана департаменту уделов, в 1859 году стала официально называться царскосельским Запасным дворцом.

После Октябрьской революции в здании размещались различные культурно-просветительные учреждения. Сейчас это Дом пионера и школьника города Пушкина.

Дворец был построен, как считают, по проекту А. А. Менеласа (1753-1831), однако есть основания полагать, что некоторую роль в разработке проекта сыграл архитектор П. В. Неелов 1. Дворец неоднократно перестраивался: в 1856 году - И. И. Шарлеманем (1782-1861), а затем Г. А. Боссе (1812-1894); в 1867 - после пожара, здание было восстановлено архитектором Видовым; он же в 1875 году расширил дачу новыми постройками вспомогательного назначения. Но, несмотря на все многочисленные перестройки и разрушения в годы Великой Отечественной войны, дворец после реставрации в 1955-1959 годах обрел в целом свой первоначальный облик.

Здание находится против Екатерининского парка. Перед одним из фасадов красуются на постаментах две мраморные статуи сидящих львов высотой более метра. Позы зверей спокойны; морды выразительны, но мало похожи на львиные. Статуи своеобразны, красота их холодная, академическая.

Львы перед Домом пионера и школьника (б. Запасный дворец) в г. Пушкине.

Эти львы могли появиться здесь во время постройки дворца, то есть во втором десятилетии прошлого века, но их могли установить и позже, по воле одного из титулованных владельцев. В проектах же постройки и последующих перестроек дворца статуи и места их установки не обозначены.

Неподалеку от бывшего Запасного дворца, занимая целый квартал, находится здание Ленинградского сельскохозяйственного института, на котором укреплена доска с надписью: "Памятник архитектуры XVIII века. Здание построено в 1750-х годах. Арх. С. И. Чевакинский. Перестроено в 1822- 1827 гг. арх. В. П. Стасовым. Охраняется государством".

Лев у здания Ленинградского сельскохозяйственного института в г. Пушкине.

К этому можно добавить, что в 1932 году здание бывшей дворцовой оранжереи было перепланировано, расширено и приспособлено для размещения в нем сельскохозяйственного института. В годы Великой Отечественной войны оно было разрушено, а в начале 1950-х годов восстановлено. При этом две фигуры лежащих львов, украшавшие главный вход, были заново вырублены из пористого известняка дипломантами Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Образцом им послужили изваяния львов на пристани Белого озера в Гатчине, Каменные звери перед главным входом в институт лежат по сторонам пологой лестницы, вытянув передние лапы, смотря вперед. Статуи, не представляя собой большой художественной ценности, все же служат неплохой декорацией.

Однако наиболее интересные, высокохудожественные скульптурные изображения львов в городе Пушкине следует искать не на улицах, а в глубине Александровского парка.

На пересечении двух извилистых дорожек вблизи земляного вала с остатками стены, на низких каменных плитах покоятся два больших чугунных льва. Статуи мастерски моделированы и отлиты в металле. Грозные звери лежат на боку, повернув головы друг к другу. Своеобразен и выразителен весь их облик и особенно головы с широко раскрытыми пастями. Густая, вся в переплетающихся прядях и крупных Завитках грива, покрывающая грудь и свисающая к передним лапам, выпуклые бугры у переносицы, широко раскрытые глаза с обозначенными зрачками, складки на приподнятой верхней губе, обнаженные десны со страшными зубами придают львиным мордам свирепый вид и живую выразительность. Мягко и по-кошачьи грациозно изогнута передняя лапа, касающаяся края чугунного плинта.

Марьино

На берегу извилистой реки Тосны, в девяти километрах на юго-запад от железнодорожной станции Ушаки Ленинградской области, стоит старинный усадебный дом бывшего строгановского имения Марьино 1.

Небольшая живописная усадьба была приобретена в 1726 году баронессой Марией Яковлевной Строгановой. В конце XVIII и начале XIX века граф А. С. Строганов и его сын расширили именье и назвали его по имени первой владелицы - Марьино. По желанию графа архитектору А. Н. Воронихину было предложено составить проект перестройки трехэтажного барского дома в классическом стиле по типу усадьбы в Городно под Калугой. Чертежей с надписью Воронихина не обнаружено, но все же можно предположить, что и здесь по его замыслу дом должны были украшать львы. Проект по ряду причин не был осуществлен при жизни Воронихина, умершего в 1814 году.

Новый проект с учетом воронихинского замысла, а затем и перестройку усадебного дома в 1815-1819 годах выполнил ученик Воронихина крепостной архитектор И. Ф. Колодин, подпись которого стоит на двух сохранившихся чертежах 2. Он придал барскому дому более величественный вид. Четыре боковых входа украсились парами львов.

В фондах Государственного Русского музея хранятся акварели крепостного художника Е. И. Исакова с видами Марьинской усадьбы 3. На одной из них (выполненной в 1820 году) видны статуи львов.

Лев перед б. домом Строгановых в Марьине.

Заказ на вырубку львов из пудостского камня получил камнетес Семен Балакшин. Летом 1817 года статуи были готовы и в августе перевезены из Петербурга в Марьино. Известно также, что за доставку этих изваяний было уплачено 100 рублей.

К сентябрю 1817 года наружные работы в основном были закончены. Очевидно, к этому времени и каменные львы были установлены перед входами.

Львы перед б. домом Строгановых в Марьине.

Но следует вернуться к рисунку Исакова, который дает повод сделать некоторые догадки. Возможно, что еще до завершения перестройки дома было высказано пожелание или принято решение установить (следуя симметрии) сторожевых львов на крыльце центрального входа, и художник поспешил изобразить их на бумаге. Если же рисунок был сделан с натуры, то, значит, главный вход какое-то время украшала пятая львиная пара. Но сторожевых львов, опирающихся на шар и вырубленных из пудостского камня, у главного входа сейчас нет. Не удалось обнаружить и каких-либо их следов, да и само крыльцо, по-видимому, перестроено. Когда же исчезли львы и куда они девались?

И тут рождается догадка: а может быть, львы были перевезены в другое имение графа - к даче Строганова на Большой Невке? Первые сведения о них (стихи Н. И. Гнедича и старые иллюстрации) относятся к 1820-м годам, а перестройка дома в Марьине была закончена в 1819 году. Если Это действительно так и было, то каменные сторожевые львы, предназначавшиеся для главного входа Марьинской усадьбы, сейчас находятся в Ленинграде, на стрелке Елагина острова. Помимо львиных статуй, перед усадебным домом находилась ограда из соединенных цепью чугунных литых столбов со львиными головами. Первоначально она стояла у дворца Строгановых в Петербурге.

Почти без изменений здание в Марьине простояло до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны оно было разрушено и восстановлено в 1960-х годах. Как и прежде, стоит оно у небольшой извилистой речки, выделяясь на фоне окружающей зелени.

В плане здание имеет вид растянутой подковы. Все четыре выхода в дом расположены симметрично и декорированы львиными парами. Одна пара сторожевых львов с лапами на шарах копирует флорентийскую и ее гипсовые слепки, находящиеся в Академии художеств; на другой "пни", служащие подпорками для статуй и соединяющие лапы, несколько иного вида.

Два боковых крыльца украшают лежащие "египтизированные" львы, повторяющие "львов-философов" у воронихинского грота на Пулковской горе и у подъезда особняка Лаваль.

Все статуи львов в Марьине изваяны из пудостского камня.

Рассказ о львах в пригородах Ленинграда не окончен - поиски могут привести к новым находкам: так, в Тайцах каменная львиная пара сторожит подъезд бывшего Демидовского особняка, в Лопухинке два гранитных льва стоят перед входом в старинное здание дворца, где сейчас помещается школа.

 

Три моста в оформлении П.П. Соколова

Ленинград справедливо называют музеем мостов: около трехс


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.