Россия в современной структуре международной торговли товарами и услугами. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Россия в современной структуре международной торговли товарами и услугами.

2021-06-30 71
Россия в современной структуре международной торговли товарами и услугами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Факторы, обусловливающие активизацию страны в системе международного разделения труда, и показатели, характеризующие этот процесс.

Отчет минэка с цифрами: https://www.economy.gov.ru/material/file/66eec1250c653fc9abd0419604f44bbd/VED.pdf

Количественные показатели:

- удельный вес страны в мировом производстве, экспорте и импорте:

По итогам 2019 года, товарооборот России составил 666,6 млрд долл. США, экспорт – 422,8 млрд долл. США, импорт – 243,8 млрд долл. США.

По сравнению с 2018 годом наблюдалось снижение торговли на 3,1% в результате сокращения российского экспорта на 6%. Импорт России в 2019 году, напротив, увеличился на 2,2%.

- экспортная и импортная квоты (их отношение к ВВП):

 

Качественные показатели:

- структура экспорта и импорта (подробно в след пункте)

- структура нац. производства

 

Позиционная и продуктовая структуры российского экспорта и импорта товаров и услуг.

Товарная структура экспорта РФ:

• Топливно-энергетические ресурсы – 55%

• Металлы и изделия из них – 10%

• Машинное оборудование – 6%

• Хим.пром. – 7%

• Древесина + целлюлозно-бумажн. – 4%

• Продовольственные товары + с/х– 8%, др.

Товарная структура импорта РФ:

• машины и оборудование – 46%

• хим.пром + мед– 19%

• с/х и продовольствие – 14%

• металлы – 7%

• текстиль – 6%, др.

 

Структура экспорта услуг:

Структура импорта услуг:

 

Международная специализация экономики России, проблемы развития национальных отраслей импортозамещения.

Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе-декабре 2019 года (по данным ФТС)

В страновой структуре внешней торговли России ведущее место занимает Европейский союз – это крупнейший экономический партнер страны.

Специализация:

В первую очередь это добыча газа, нефти, угля; производство электроэнергии, чугуна, стали, железной руды; пиломатериалов, минеральных удобрений, целлюлозы, древесины, а также продукции агропромышленного комплекса. Кроме того, Россия является одним из основных экспортеров алюминия и никеля на мировой рынок.

Наибольшая зависимость от импорта в данный момент наблюдается в следующих отраслях:

• Транспорт и оборудование

• Продовольственные товары

• Химические товары

Политика импортозамещения основана на стратегии обеспечения внутреннего спроса за счет развития национального производства. Импортоориентированными можно назвать пищевую и легкую промышленность, машиностроение. Для развития импортозамещающих отраслей необходимо повысить их конкурентоспособность.

Проблемы отраслей импортозамещения:

● Низкая конкурентоспособность отечественной продукции (особенно в области машино- и станкостроения)

● Низкий уровень производительности труда

● Завышенные энерго- и материалоемкость производства

● Высокая степень износа производственных фондов страны (приближается к критическому уровню в 70 %).

● Средний возраст оборудования близок к 30 годам, а доля морально устаревших и физически изношенных фондов достигала 75 %

● Недостаточное финансирование фундаментальных и прикладных исследований

● Сложная и нестабильная ситуация на рынке, которая практически сводит на нет долгосрочное планирование.

 

 

Конкурентоспособность российских отраслей и предприятий на мировом рынке.

➢ В рейтинге мировой конкурентоспособности по данным ВЭФ (всемирный эк. Форум) за 2020 г. Россия занимает 43 место из 141, располагаясь между Кипром и Словакией.

➢ Окончательный перечень конкурентоспособных отраслей сегодня включает в себя нефтедобывающую, газовую, алюминиевую, никеле-кобальтовую, лесозаготовительную, атомную, оборонную, авиакосмическую промышленность.

➢ Ограниченность этого перечня не означает, что в других отраслях нет конкурентоспособных производств, но их частные успехи не позволяют квалифицировать эти отрасли как конкурентоспособные.

➢ Россия входит в тройку стран — лидеров по добыче нефти. (Саудовская Аравия, США и РФ)

➢ Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам природного газа. На сегодняшний день на долю России приходится до 6% мирового объема производства СПГ.

➢ По данным на 2018 год, доля цветной металлургии в российском ВВП составляла 2,8 %, в промышленном производстве — 7,0 %. На первом месте по масштабам в отрасли находится производство алюминия. В 2018 году Россия находилась 2 месте в мире по выплавке алюминия, уступая только Китаю.

➢ 10 место в мире по экспорту целлюлозы; 2 место в мире по экспорту пиломатериалов.

➢ Неорганическая химия (5 место в мире по объему экспорта, 1 место в мире по экспорту удобрений + аммиак).

➢ 2 место в мире по экспорту пшеницы.

➢ РФ занимает 2 место в Европе по мощности атомной генерации.

➢ РФ занимает 2 место по продаже оружия на рынке вооружений. (Входит в топ-5 стран по экспорту вооружений во всем мире).

 

Участие России в деятельности международных экономических организаций и соглашений, регулирующих процессы развития мирового обмена (Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации, Киотской конвенции об унификации и гармонизации таможенных процедур, международных товарных ассоциаций и соглашений и т.п.).

➢ ВТО (Всемирная торговая организация) - РФ стала полноправным членом в 2012 году.

➢ ВТамО (Всемирная таможенная организация) – член с 1992 (в качестве государства - продолжателя СССР). ВТамО объединяет 180 государств, на которые приходится 98 процентов мировой торговли. Эта международная организация позволяет странам упрощать и ускорять движение мировой торговли.

➢ Киотская конвенция Киотская конвенция является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим практически все таможенные вопросы. Конвенция обязывает страны-члены применять одинаковые международные стандарты в работе таможенных служб, упрощенные и автоматизированные таможенные процедуры, а также предусматривает переход на использование электронных документов и создание электронных систем единого окна. Россия присоединилась в 2010 г. Данный шаг является необходимым этапом на пути вступления России во Всемирную торговую организацию.

 

Участие страны в процессах международной региональной экономической интеграции на пространстве «дальнего зарубежья» и СНГ.

➢ Евразийско Азиатский Экономический Союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Армения, Киргизия — межгосударственный договор о создании единого экономического пространства (создан в 2010) Свободы: оборот товаров услуг, рабочих сил и капитала.

➢ Зона свободной торговли у России со странами СНГ

➢ Насчет дальнего зарубежья: Россия участвует в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), БРИКС (группа быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) и ряд других объединений. Большинство - азиатской направленности.

 

 

61. Внешнеторговая политика России и основные средства ее осуществления.

 

Внешнеторговая политика России как составная часть общей системы государственного регулирования внешнеэкономических связей страны.

Внешнеторговая политика - составляющая экономической политики государства, которая направлена на обеспечение эффективного участия страны в системемеждународного разделения труда, посредством экономических и административных рычагов.

Современная ВТ политика государства реализуетсячерез:

- национальную систему мер таможенно - тарифного регулирования; ​

- систему двусторонних соглашений;

- участие страны в системе многостороннего регулирования международной торговли.

Национальная внешнеторговая политика представляет собой важнейшую составную часть общеэкономического курса правительства, а в более узком плане – одну из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанную с регулированием объёмов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков.

 

Становление и развитие государственной внешнеторговой политики России в ходе проведения рыночных преобразований в стране.

Первая половина 90х – распад СССР, крупномасштабная приватизация, прекращение государственного финансирования науки и производства, отмена государственной монополии на внешнюю торговлю, которая однако не привела к ожидаемому увеличению товарооборота страны (1991 год).

Вторая половина 90х - 2008 – улучшение внешнеэкономического положения страны в связи с заметным ростом цен на основные товары российского экспорта и дальнейшее ухудшение из-за мирового экономического кризиса.

Настоящее время – смена правовой базы и организационной структуры во внешней торговли, связанные со вступлением в ВТО и образованием Таможенного Союза, наличие серьезных проблем, связанных с утечкой капитала, товарная структура ВТ РФ в основном имеет те же особенности что и в СССР, то есть преобладание товаров топливно-сырьевой группы.

Переход России к формированию рыночной экономики открытого типа, кардинальное изменение ее геополитических позиций вследствие распада СССР создали принципиально новые условия для внешнеэкономического развития страны. Радикально изменился характер российской внешнеэкономической деятельности (ВЭД). С ликвидацией государственной монополии на внешнеэкономические операции прямой выход на внешние рынки получили десятки тысяч российских предприятий и вновь образовавшихся предпринимательских структур. Для многих из них ВЭД стала неотъемлемой частью повседневной хозяйственной практики. Интересы хозяйствующих субъектов выступают ныне в качестве решающего фактора, определяющего состояние российского экспорта и импорта. В их распоряжении концентрируется также основная часть доходов от внешнеэкономических операций.

Проводимая Россией внешнеэкономическая политика явилась катализатором рыночных преобразований в стране. В то же время она способствовала решению некоторых текущих хозяйственных задач, связанных, главным образом, с поддержанием "на плаву" российской экономики в условиях кризиса. Для производителей топлива и сырья экспорт явился главным источником "выживания", обеспечивающим реализацию невостребованной внутренним рынком продукции. За счет импорта удалось наполнить торговые прилавки в нашей стране разнообразными дефицитными в прошлом товарами.

Либерализация российских внешнеэкономических связей создала потенциальные возможности для преодоления былой автаркии (без импорта и экспорта) и реальной интеграции страны в мировое хозяйство. Конъюнктура и требования мировых рынков стали важным фактором, определяющим цены и пропорции воспроизводства, общехозяйственную ситуацию в стране. В международных экономических организация Россия признана страной с переходной экономикой, что облегчает ее доступ к финансовым ресурсам Запада и открывает путь к снятию практикуемых развитыми странами дискриминационных ограничений в торговле.

Крупные потери несет государственный бюджет. В течение реформенных лет государство, формируя единый для всех хозяйствующих субъектов механизм регулирования ВЭД, время от времени вносило в него изменения, дававшие преимущество некоторым отраслям, предприятиям и регионам в форме индивидуализированных льгот по уплате таможенных пошлин, НДС и продаже валютной выручки от экспорта. Указанные льготы по экономическому содержанию являлись скрытым дотированием из бюджета внешнеэкономических операций отдельных производственных и коммерческих структур. Ломая один из важнейших рыночных принципов - равенство условий для всех субъектов, льготы к тому же сокращали доходную часть бюджета и давали возможность их получателям проводить весьма прибыльные внешнеторговые операции.

Таким образом, надо отметить, что в целом курс на либерализацию ВЭД и открытие отечественной экономики соответствует общим принципам и направлениям рыночных преобразований.

Между тем, как показывает зарубежный опыт, в современных условиях протекционистские тарифы приобретают все большее значение в регулировании внешнеэкономических связей. При этом страны, применяющие эти тарифы, стремятся избегать протекционистской терминологии, оправдывая их использование необходимостью защиты национальных интересов, утверждения в международной торговле принципов справедливости и взаимности.

 

Современная система мер тарифного и нетарифного государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Внешнеторговая политика строится на соблюдении тарифных и нетарифных регулирований. К тарифным методам относится применение "постоянно" действующих ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Тарифные методы - основаны на использовании таможенных тарифов (все виды таможенных пошлин, таможенные сборы и другие виды таможенных платежей) - экономические меры, влияющие на цену

Пошлина - обязательный платеж при пересечении товаром границы

Ставка пошлины - размер пошлины

Таможенный тариф - документ, свод ставок пошлин. Охватывает всю номенклатуру товаров.

Нетарифные методы - остальные меры, включающие в себя:

● количественные - квотирование, лицензирование, ограничения;

● скрытые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов;

● финансовые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта)

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся НДС и акцизы.

Меры контроля цен представляют собой действия против искусственного занижения цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает международную конкурентоспособность последних (компенсационные меры).

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Методы количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз конкретных товаров. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов):

индивидуальные, ограничивающие ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;

групповые, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;

глобальные, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Лицензирование состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа - лицензии. С введением лицензирования осуществляется мониторинг за торговлей данными товарами. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более чем на один год.

Монополистические меры. В различные периоды времени отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет государственную компанию.

Технические барьеры устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики, так как они:

● не связаны какими-либо международными обязательствами;

● более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

● позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

● не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

 

Особенности реализации основных положений государственной внешнеторговой политики в отношениях России со странами «дальнего зарубежья» и СНГ.

В отношении стран СНГ:

1 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г. Украина с 2014 г. фактически не участвует в деятельности Содружества, не направляя при этом официального уведомления о выходе из организации.

 

При торговле с государствами СНГ существуют некоторые особенности. Они связаны с тем, что внешнеэкономические отношения между этими странами ближнего зарубежья могут регулировать одновременно несколько соглашений: о содружестве независимых государств, о зоне свободной торговли и ЕАЭС.

При ввозе в страны, не являющихся членами ЕАЭС (Украина, Узбекистан, Таджикистан и Молдавия), применяются таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, а при вывозе товара – экспорта. Декларирование товара для них осуществляется так же, как и в отношении любого товара из стран, не являющихся участниками Договора о ЕАЭС. Однако Россия, как и другие страны Договора о зоне свободной торговли, не применяет при торговле с Украиной, Узбекистаном, Таджикистаном и Молдавией таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к Договору о зоне свободной торговли.

Всем участникам Договора о зоне свободной торговли и отдельных соглашений о свободной торговле для получения указанных преференций при декларировании ввозимых товаров требуется подтвердить, что данные товары произведены именно в СНГ.

Также Российская Федерация заключила с Республикой Грузия отдельное Соглашение о свободной торговле (заключено в г. Тбилиси 03.02.1994). Согласно указанному Соглашению, стороны также не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие на импорт и экспорт товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных к поставке на таможенную территорию другой договаривающейся стороны. Такие же по условиям соглашения подписаны с Азербайджаном и Туркменией.

На торгово-экономическом направлении в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. продолжается работа по открытию рынков и созданию равных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов государств – участников СНГ, предпринимаются шаги по стимулированию взаимной торговли, гармонизации норм, стандартов СНГ и Евразийского экономического союза, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг.

На саммите Содружества 11 октября 2019 г. в Ашхабаде была принята Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников СНГ. Документ призван более полно использовать социально-экономический потенциал каждого государства и Содружества в целом, расширять равноправное, взаимовыгодное и комплексное сотрудничество, наращивать экономические связи, повышать конкурентоспособность национальных экономик.

В рамках реализации поставленных задач на заседании СГП СНГ 29 мая 2020 г. в формате видеоконференции была утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 г., определяющая основные пути и механизмы достижения поставленных на данном направлении целей.

Во внешнеэкономических отношениях со всеми указанными странами (независимо от того, являются ли они членами ЕАЭС или нет) существует один общий момент: все участники внешнеэкономических отношений, зарегистрированные в этих странах с точки зрения валютного законодательства являются нерезидентами. Указанное обстоятельство накладывает на российское лицо, осуществляющее внешнеэкономические сделки с нерезидентами, обязанность по соблюдению валютного законодательства. Резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, вести в установленном порядке учёт и составлять отчётность по проводимым ими валютным операциям. Срок хранения соответствующих документов и материалов составляет не менее трёх лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

 

В отношении стран “дальнего зарубежья”:

В большинстве стран этих регионов реализуются крупные государственные программы, проекты, направленные на модернизацию и развитие отдельных отраслей экономики – энергетики, транспортной инфраструктуры, машиностроения, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства. Это определяет интерес к выходу на данные рынки российских компаний, обладающих необходимой востребованной продукцией, технологиями и компетенциями.

Важными составляющими этой работы являются разработка двусторонних стратегий сотрудничества, совершенствование нормативно-правовой базы, выявление и снятие ограничений и барьеров в торговле, проведение международных мероприятий и решение «точечных» проблемных вопросов в интересах отечественного бизнеса.

С крупнейшими зарубежными экономическими партнерами активно развиваются специальные форматы сотрудничества:

➢ С Китаем – Соглашение о Евразийском экономическом партнерстве, сопряжение строительства ЕврАзЭС и концепции «ОПОП».

➢ С Республикой Корея – дорожная карта реализации концепции «Девяти мостов».

➢ С Индией – Экономический стратегический диалог, Стратегии действий по активизации российско-индийского экономического сотрудничества на период 2019-2021 гг.

➢ С Египтом – стратегическое партнерство.

➢ Со странами Африки – новая концепция экономического взаимодействия.

➢ С Германией – Декларация о двусторонней инициативе «Партнерство для эффективности».

➢ С Францией – дорожная карта по реализации Совместного заявления Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства экономики и финансов Французской Республики по «новому российско-французскому партнерству для экономики будущего».

Универсальным механизмом постоянного взаимодействия в торгово-экономической сфере с иностранными партнерами, а также средством сопровождения проектов российских экономических операторов является деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время Департамент развития двустороннего сотрудничества обеспечивает функционирование секретариатов 95 МПК. С января 2019 года проведено 35 заседаний МПК (9 высокого уровня) и 26 встреч сопредседателей МПК.

 

Здесь больше про таможку: https://www.4dk.ru/news/d/20190222162950-torguem-s-dalnim-i-blizhnim-zarubezhem (вся прошлая информация была с сайтов мида и минэка)

Еще отдельно по дальнему зарубежью тут:

https://customs.gov.ru/activity/mezhdunarodnoe-tamozhennoe-sotrudnichestvo/sotrudnichestvo-so-stranami-dal-nego-zarubezh-ya

 

 

Перестройка системы мер государственной внешнеторговой политики страны в ходе активизации ее участия в международных региональных интеграционных процессах и встраивания в структуру наднационального регулирования международной торговли на многостороннем уровне.

В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века в России была ликвидирована монополия государства на внешнюю торговлю и валютные операции, осуществлен демонтаж системы жесткого директивного управления внешнеэкономическими связями, сняты многочисленные существовавшие ранее административные ограничения на участие во внешнеэкономической деятельности. Россия начала взаимодействовать с международными экономическими институтами, играющие важную роль в многостороннем регулировании международных потоков товаров, услуг и капиталов - Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирной торговой организацией и др.

В последние годы Российская Федерация все активнее принимает участие в процессах интернационализации экономики, что во многом связано с тем, что мировое сообщество научилось видеть в современной России полноправного партнера.

К основным негативным факторам, препятствующим развитию интеграционных процессов в экономике России, следует отнести: недостаточный уровень внутренней интеграции национальной экономики (неравномерное развитие регионов РФ), отсутствие единой государственной системы оценки развития интеграционных процессов в национальной экономике, а также в экономиках субъектов РФ, Слабо развитая инфраструктура, в особенности неудовлетворительное состояние транспортных систем, исторически сложившаяся роль России как безусловного лидера на постсоветском пространстве (мешает адекватному восприятию соседей из СНГ).

Россия осуществляет тесное политическое, экономическое, научно-техническое сотрудничество на различных уровнях – глобальном, региональном и субрегиональном уровне. На сегодняшний день РФ является участником следующих интеграционных инициатив на: СНГ (Содружество Независимых Государств, 8.12.1991г., всего 11 стран), ЕврАзЭС (Евразийское Экономическое Сообщество, 5 стран), ЦАС (Центральноазиатское сотрудничество, 5 стран), ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности, 15.05.1992г., 7 стран), ШОС (Шанхайская Организация Сотрудничества, 6 стран), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанский Форум Экономического Сотрудничества, 21 страна) и др. Основными и стратегически важными партнерами по-прежнему остаются страны СНГ, Европы и АТР.

 

Литература для подготовки ответа на вопрос № 61

1. Дюмулен И.И. Международная торговля: экономика, политика, практика. – М.: ВАВТ, 2015.

2. Дюмулен И.И. Международная торговля: тарифное и нетарифное регулирование. Учебник. Часть 1 и 2. – М.: ВАВТ, 2017.

3.. Кузнецова, Г. В. Международная торговля товарами и услугами: учебник и практикум для вузов / Г. В. Кузнецова, Г. В. Подбиралина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 720 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13547-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468014

4. Международная торговая политика: учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов [и др.]; под редакцией Р. И. Хасбулатова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 452 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5805-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413240 6. Пискулов Ю.В. Международная торговля товарами и услугами. Россия в ВТО. - М.: ВАВТ, 2015.

5. Пискулов Ю.В. Международная торговля товарами и услугами. Россия в ВТО. - М.: ВАВТ, 2015.

6. Портанский А.П. Многосторонняя торговая система (1947 – 2014 г.г.) и участие в ней России. – М.: Международные отношения, 2016.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.