Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Терроризм и общественное мнение: роль средств массовой информации

2017-05-23 830
Терроризм и общественное мнение: роль средств массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Терроризм во многих случаях рассматривается как акт наси­лия, цель которого привлечь внимание и затем передать некото-


рое послание общественности (правительству, владельцу больших материальных или финансовых средств и т.д.). Современные СМИ, являясь основным каналом передачи и широкого распростране­ния информации, играют важную роль в расчетах террористов. Распространяя сведения о терроре и насилии с помощью СМИ на большую аудиторию, террористы обеспечивают максимальный политический, финансовый эффект, резко увеличивается вероят­ность достижения основных целей каждого конкретного террори­стического акта.

Классическим примером хорошо срежиссированной террори­стами компании, вошедшим в историю, является освещение аме­риканскими СМИ захвата в июне 1985 г. тремя террористами из группы «Хезболла» рейса 847 «Transworld Air Lines» из Рима в Каир. Террористы требовали освобождения 776 террористов, со­держащихся в израильских тюрьмах. Захваченный самолет был направлен сначала в Бейрут, затем в Алжир и снова в Бейрут. При каждом приземлении пассажиры, не являвшиеся граждана­ми США, отпускались на свободу, пока в самолете не осталось 39 американцев. В Бейруте заложники-американцы были разме­щены в разных его частях, чтобы помешать любой спасательной операции американских спецслужб. За 17 дней кризиса около 500 сообщений были переданы по трем крупнейшим американским сетям: АВС, NBS, CBS. Интенсивное освещение этого происше­ствия осуществлялось большой армией журналистов и съемочных групп (85 человек от трех телеканалов в Бейруте). Наиболее пагуб­ный эффект этого кризиса заключается в признании терроризма выгодной и эффективной тактикой. Администрация президента США Р.Рейгана под воздействием общественности, хорошо об­работанной террористами с помощью американских СМИ, заста­вила правительство Израиля выполнить требования и выпустить из тюрем 756 заключенных там террористов в обмен на 39 амери­канских заложников.

Главный результат активности террористов в этой ситуации — унизительная капитуляция американских СМИ перед точкой зре­ния и жесткой режиссурой террористов.

Еще в XIX в. террористы незамедлительно признали и стали широко использовать возможности новых технологий массовой коммуникации (резкое увеличение количества изданий и тира­жей газет, рост популярности и влиятельности журналистики, телеграф и т.п.). Сложилось взаимовыгодное «партнерство» тер­рористов и СМИ, некий симбиоз: сенсации и соответственно рост тиражей и прибыли для одних и трансляция широким массам читателей требований террористов.

Одна из целей террористов состоит в завоевании известности и привлечении внимания общественности, правительств и между­народных организаций к себе и к своим требованиям. Очевидно,


что террористическая деятельность хорошо приспособлена к име­ющимся в начале XXI в. возможностям ИТ в целом и СМИ в особенности.

Однако вопрос о воздействии СМИ на общественность в про­цессе и после террористических актов не может быть решен одно­значно, как это может показаться на первый взгляд. В США по­следние 20 лет неоднократно исследовалась реакция американ­ских телезрителей (давно занимающих одно из первых мест в мире по объему потребляемой телевизионной информации и по дове­рию к ней) на освещение СМИ действий террористов. Установле­но, что при отсутствии симпатий к террористическим группам, прибегающим к насилию, большинство американцев проявляет неизменный интерес к их действиям.

Отметим две области, где внимание, уделяемое террористам со стороны СМИ, явно негативно отражается на поведении об­щественности и правительства: первая — общественная оценка личного риска пострадать от теракта, обусловливающая нежелание путешествовать (покидать родной дом, город, страну), вторая — жесткие временные рамки, налагаемые действиями СМИ на при­нятие и реализацию решений правительственными структурами по разрешению кризиса, создаваемого террористами.

Искажение в восприятии, которое выразилось в завышенной оценке вероятности пострадать в ходе теракта, является чаще все­го непосредственным прямым следствием несоразмерного осве­щения действий террористов американскими СМИ. В 1990-х гг. более 80 % американцев отменяли поездки за рубеж, продуцированные же сенсационной подачей материалов в СМИ страхи, существен­но превосходили реальную угрозу терактов.

Большое влияние имеет «симбиоз» работы СМИ и «деятель­ность» террористов на принятие правительственных решений.

Непосредственный контакт с широкими кругами населения США и правительственными структурами в течение всего дня (те­левизоры установлены не только дома, но и в кабинетах почти каждого чиновника или политика, в том числе в Вашингтоне) является основой того, что телевидение не только формирует об­щественное мнение, но и становится «политическим двигателем». На экране телевизора можно видеть, как аналитики наперегонки пытаются определить для правительства несколько возможных ва­риантов действия в кризисной ситуации или пытаются предска­зать возможную реакцию общественности на то или иное реше­ние правительства, а также последствия этой реакции. Если в но­востях появляется информация о трагическом событии за рубе­жом, президент и его советники чувствуют необходимость сделать ответное заявление в срок до следующих вечерних новостей. Как правило поспешные решения, особенно связанные с военными операциями за рубежом, не являются достаточно адекватными


реальной обстановке, так как принимаются в условиях недостат­ка информации и давления общественности или давления из-за рубежа (например, решение Б.Клинтона об американском воен­ном вмешательстве в конфликт в Сомали 1993 г., приведшее к потере сотен солдат армии США в первые же дни «урегулирова­ния»).

Вопросы, связанные с взаимоотношениями в триаде «обще­ственность — СМИ — террористы» ждут своего разрешения. Оче­видно, что государственный контроль СМИ особенно необходим в периоды кризисных и критических ситуаций, обусловленных в том числе и террористическими действиями.

Электромагнитный терроризм

Электромагнитный терроризм — одна из форм терроризма, использующая источники мощных микроволновых излучений, формирующих электромагнитные факторы, достаточные для функ­ционального поражения радиоэлектронных средств (РЭС).

Электромагнитные факторы (явления или процессы) обуслов­лены внешними по отношению к РЭС причинами, которые могут вызвать нарушение или потерю работоспособности РЭС в процес­се эксплуатации.

Функциональное поражение РЭС (комплекса РЭС) — нару­шение нормального функционирований РЭС (комплекса РЭС) при воздействии внешних электромагнитных факторов.

Электромагнитная стойкость РЭС (комплекса РЭС) — способ­ность его сохранять нормальное функционирование при воздей­ствии электромагнитных факторов.

Показатель качества функционирования РЭС (комплекса РЭС) — количественная мера функционального поражения РЭС (комплекса РЭС).

Электромагнитный терроризм связан, с одной стороны, с осо­бенностями использования информационных технологий в проти­водействии терроризму, а с другой — угрозами, направленными непосредственно на радиоэлектронные средства, являющиеся ма­териальной базой для реализации информационных технологий, жизненно важных для современного информационного общества.

Объектами электромагнитного терроризма являются РЭС госу­дарственных инфраструктур и федеральных органов власти. Госу­дарственные учреждения расположены, как правило, в черте го­родской застройки. Это создает благоприятные условия для скрыт­ного электромагнитного воздействия на их РЭС с небольших рас­стояний с проезжей части прилегающих улиц.

Размещаемые в незащищенных зданиях, использующие обще­городскую систему электроснабжения и незащищенные инфор-162


мационные и охранные системы государственные учреждения наиболее уязвимы. Их РЭС могут рассматриваться в качестве по­тенциального объекта воздействия при актах ЭТ.

В качестве излучателей используются простейшие, обладающие наибольшей способностью изменять показатель качества функци­онирования РЭС.

Некоторые их характеристики, согласно имеющейся инфор­мации:

• радиус действия до 1000 м;

• частота следования импульсов 1 кГц и более;

• угловая расходимость излучения 5—10 град.

К основным мерам по обеспечению защищенности РЭС объек­тов воздействия от актов электромагнитного терроризма можно отнести:

• выделение вокруг защищаемых объектов охраняемых терри­
торий и использование устройств защиты РЭС от электромагнит­
ного воздействия.

При планировании мероприятий по обеспечению защищенно­сти РЭС необходимо определить их электромагнитную стойкость к электромагнитным факторам, вырабатываемым источниками последовательностей одиночных электромагнитных воздействий.

Так как информационные структуры по крайней мере на время работы источника ЭМВ блокируются, то при решении проблемы борьбы с электромагнитным терроризмом возникает задача немед­ленного обнаружения факта ЭМВ, определения направления на источник ЭМВ и, наконец, его обнаружения и подавления.

Очевидно, что проблемы противодействия ЭТ в высшей степе­ни актуальны. Их разрешение обеспечивается в настоящее время как в технической, так и в организационно-управленческой сфе­рах. Затраты на разработку систем противодействия ЭТ существен­но возросли в связи с развитием инфраструктуры ИТ и ростом ее значимости для современной цивилизации.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем суть понятия «информационные технологии»?

2. В чем уязвимость инфраструктуры ИТ относительно террористиче­ских воздействий?

3. Охарактеризуйте ИТ как эффективное средство противодействия террористическим воздействиям.

4. Укажите основные задачи национальной безопасности, решаемые с применением современных информационных технологий.

5. Каковы общие требования к нормативно-методической базе оцен­ки безопасности ИТ?

6. Как своевременно обнаружить угрозы несанкционированного до­ступа к информационным системам?


7. По каким каналам можно получить несанкционированный доступ к информационным системам?

8. Расскажите о тактике и стратегии защиты информации от несанк­ционированного доступа.

9. Охарактеризуйте ИТ в противодействии терроризму как определя­ющий фактор развития цивилизации.

 

10.Как ИТ могут противодействовать терроризму в отношении ин­формационных систем?

11.Расскажите об уровнях информационной защиты в информацион­ной системе.

12.Как эволюционируют компьютерные сети и технологии защиты?

13.Укажите перспективные средства защиты от сетевых атак.

14.Расскажите о единой информационной среде в области противо­действия терроризму.

15.Как соотносятся.терроризм и общественное мнение, какова в этом роль СМИ?

16.Каковы основные черты электромагнитного терроризма?


Глава 5


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.