Фрески Софийского собора в Киеве как один из источников изучения физической культуры Древней Руси — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Фрески Софийского собора в Киеве как один из источников изучения физической культуры Древней Руси



История прошлого, как и историческое осмысление современности, имеет громадное познавательное, воспитательное, теоретическое и практическое значение. Труды, раскрывающие содержание самобытной физической культуры народов России как составной части общей культуры, играют важную роль в опровержении инсинуаций фальсификаторов истории, утверждающих, будто народам нашей страны извечно была присуща отсталость, будто роль России в мировом культурном процессе была незначительной, второстепенной.
Изучение истории физической культуры прошлых эпох важно еще и потому, что в народных формах физического воспитания находят отражение этический и эстетический идеалы народа – творца истории, всей культуры человеческого общества.
Вместе с тем ряд источников (летописи, литературные произведения, фресковая и иная живопись) еще не освоен в полной мере историками физической культуры. Это относится, в частности, к фрескам одного из древнейших русских храмов – Софийского собора в Киеве (Софии Киевской).
Главный собор Киевской Руси, колыбели русского, украинского и белорусского народов, был возведен в начале XI века вскоре после крещения Руси. Древнерусское феодальное государство со столицей в Киеве существовало с IX до середины XII века и было одним из крупнейших и культурнейших государств Европы. Культура Киевской Руси – важный этап в истории русской и мировой культуры. Вершины своего могущества и расцвета древнерусское государство достигло в период княжения Владимира (978–1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019—1054). В Киеве этого времени имелись школы, строились церкви, создавались библиотеки, получила развитие церковная живопись. Столица древнерусского государства была одним из мировых культурных центров.
Подъему культуры Древней Руси способствовало введение христианства как государственной религии в 988 г., т. е. 1000 лет назад новое развитие получили литература, живопись, архитектура, музыка. [68 - Ипатов А. Н. Православие и русская культура. – М., 1985.-С.15.]
В культурной жизни Киевского государства особую роль играл Софийский собор, будучи не только главным христианским храмом, но и общегосударственным центром новой феодальной культуры, а также местом проведения торжественных собраний, приема послов и т. п. Неудивительно, что он своими формами и убранством отражал господствовавшие идеи того времени – возвеличение славы древнерусского государства, мощи феодального строя, его идеологии, силы княжеской власти. Все это нашло отражение в архитектуре храма, его мозаиках и фресках. Наряду с шедеврами мирового мозаичного искусства в украшении храма большое место занимает фресковая живопись, в том числе светская. Ее значительная часть посвящена отображению отдельных моментов, которые можно рассматривать как элементы физической культуры.
Светские фрески лестничных башен Софии издавна привлекают внимание историков и искусствоведов. Однако представленное в настоящей статье исследование их с позиций оценки физического воспитания того периода предпринимается впервые. В специальной литературе имеется лишь общее упоминание о том, что на фресках Киевской Софии «ярко изображены моменты воинских и охотничьих состязаний». [69 - Новоселов Н. П., Синицын С. Д., Харабуга Г. Д. История физической культуры народов СССР. – М.: ФиС, 1953. – С. 24.]
О чем же рассказывают фрески? Их изучение искусствоведы начали еще в середине прошлого века после освобождения живописи от более поздних масляных записей. Последние исследования приводят к убеждению, что роспись представляет собой триумфальный великокняжеский цикл, повествующий о важном событии в истории древнерусского государства – заключении матримониального союза при Владимире Святославовиче в 988 г., который стал прологом христианизации Руси. В стенописи башен получили отражение те исторические эпизоды, которые наиболее полно отвечали поставленной заказчиком росписи задаче – прославлению Руси и великокняжеской династии: чествование русских послов на константинопольском ипподроме (южная башня), а также коронация в столице Византии невесты Владимира Святославовича Анны (северная башня). И хотя действие, изображенное на фресках, происходит в Константинополе, все же можно связывать их с древнерусской жизнью, которая шла в русле единого общественно-исторического процесса. Эти сцены имели общезначимый характер, были знакомы и понятны современникам и находили у них, по-видимому, живой отклик – именно так можно объяснить их появление в палладиуме Древней Руси – Софийском соборе.
Центральное место в южной башне принадлежит 14-метровой композиции «Ипподром», состоящей из нескольких сцен, расположенных последовательно снизу вверх на стене башни [70 - Радченко А. Д. – В кн.: София Киевская. Материалы исследований. – Киев, 1973.-С. 35—37.]. Нужно сказать, что верховая езда, различного рода состязания, развлечения на лошадях – конские ристания – были весьма распространены в Древней Руси. Из летописи известно, что, например, князь Изяслав Мстиславович на Ярославском «дворе» в Киеве устроил пир с конскими ристаниями (запись 1150 г. [71 - История физической культуры и спорта. – М., 1975. – С.53.]), хотя о сооружениях, подобных византийскому ипподрому, сведений нет.
Другие фрески также, по-видимому, связаны с упомянутым историческим событием, но в большей мере отражают сцены древнерусской действительности. Так, на фресковой композиции «Скоморохи» (южная башня) изображены играющие на различных инструментах люди. В эту группу входят и два акробата, помещенные справа: атлетического сложения мужчина держит на плече шест, по которому взбирается мальчик, пытающийся достать установленную на шесте тарелочку. Искусство скоморохов (народных акробатов и музыкантов), распространенное на Руси, пользовалось большой любовью народа.
Достоверная информация об этом содержится, в частности, в документах Стоглавого собора (1551 г.); эти постановления сформулированы в ста главах, ряд которых содержит важные сведения о быте народных масс, народных играх и обрядах («скоморохи», «гусельники» и т. п.).
В литературе по истории физической культуры аналогичные материалы приводились как примеры борьбы церкви с народными играми. Однако эти важные источники позволяют судить о характере, особенностях, распространении средств физической культуры среди народных масс. Глубокое, разностороннее изучение подобных исторических документов, по нашему мнению, обогатило бы представления об отечественной физической культуре прошлых эпох.
В нижней части лестницы (северная башня) размещен эпизод «Борьба ряженых», перекликающийся с русским обычаем. «Ряженые», как отмечалось выше, – составная часть многих народных праздников на Руси. Рядом расположена сцена «Борцы». Эпизод с борцами, тела которых переплелись в схватке, ассоциируется с широким распространением борьбы у русского народа, у других народов нашей и зарубежных стран. В былинах об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и других, как образно выразился академик Б. Д. Греков, «устных учебниках родной истории» борьба выступает как одна из наиболее распространенных богатырских потех.
Ряд фресок посвящен различным эпизодам охоты. Так, фреска в южной башне изображает нападение хищного зверя на всадника, который в резком повороте поражает копьем нападающего на него разъяренного хищника, видимо барса. В северной башне изображена охота на медведя: отважный всадник, резко повернувшись и изогнув туловище, бьет копьем рычащего зверя, схватив его левой рукой за нижнюю челюсть.
Интересный сюжет, изображающий охоту с гепардами (пардусами) на диких лошадей – тарпанов, расположен на своде южной башни. Охотники высоко ценили этого ловчего зверя, убежать от которого было практически невозможно. Понятно, что от его дрессировщиков требовались смелость, сноровка и прекрасная физическая подготовка. Под сценой охоты на гепардов уцелели фрагменты композиции, изображающей охоту на вепря (дикого кабана). В верхней части лестницы этой башни написана сцена охоты всадников на тарпана. Три всадника с арканом на огромной скорости преследуют несущуюся в отчаянном галопе дикую лошадь.
Сцены охоты, надо полагать, не случайно занимают значительное место в фресковых композициях главного храма Древней Руси. Охота выступала в качестве одного из важнейших средств физического совершенствования: воспитания смелости, мужества и других морально-волевых качеств, боевой подготовки как крестьян, простых воинов, так и представителей господствующего класса, князей. О месте охоты в военно-физической подготовке русской знати рассказывает исторический литературный памятник Древней Руси «Поучение Владимира Мономаха своим детям» (начало XII в.). Верховую езду (ристания) и охоту автор приравнивает к государственным делам. Делясь своим жизненным опытом с сыновьями, Владимир Мономах рассказывает: «Два тура метали меня на рогах и с конем, один олень меня бодал, а два лося – один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч сорвал. Медведь мне около колена подклад откусил. Лютый зверь вскочил мне на бедра и коня вместе со мной повалил». [72 - Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1987.-С. 79.]
Итак, фресковая роспись башен Киевской Софии, отразившая государственные потребности, общественные интересы и запросы Киевской Руси, свидетельствует о важной роли физической культуры в жизнедеятельности наших предков, об уровне ее развития. Фрески подтверждают и дополняют другие исторические данные о широком распространении, большой популярности различных игр и физических упражнений в Древней Руси. Об этом красноречиво говорит и сам факт художественного воплощения на стенах главного собора страны сцен, в известной степени связанных с физическим воспитанием. Анализ фресок углубляет, обогащает наши представления о масштабности средств физического воспитания на ранних исторических ступенях развития нашей Родины, по крайней мере на многие десятилетия передвигает хронологические рамки широкого распространения народных игр в Древней Руси.
Светская фресковая живопись Киевской Софии – наглядное свидетельство тесных культурных связей древнерусского государства с другими странами, в частности с Византией, взаимодействия и взаимовлияния культур разных народов как в области изобразительного искусства, так и в области физической культуры.
Вместе с тем содержание настоящей статьи со всей очевидностью убеждает в существующей потребности большего внимания со стороны историков физической культуры к памятникам и документам прошлых эпох как существенному источнику, отражающему генезис современной физической культуры и спорта, подтверждает важность дальнейших научных поисков в этом направлении, ибо история всегда актуальна, так как без прошлого нет ни настоящего, ни будущего.
Наконец, Софийские фрески говорят нам о необходимости более бережного отношения к памятникам, отражающим народные формы физической культуры, прежде всего к играм, которые мы, увы, постепенно теряем, о более решительных шагах по внедрению национальных видов спорта в практику физического воспитания детей и взрослых.





Печатается по журналу «Теория и практика физической культуры». 1988. – № 6. – С. 44—46. В соавторстве с заведующим сектором методической работы Государственного исторического заповедника «Софийский музей» Н. Н. Никитенко

 






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.