В 1920 году появляется В 1920 г. была образована и Киргизская АССР. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

В 1920 году появляется В 1920 г. была образована и Киргизская АССР.

2017-05-20 271
В 1920 году появляется В 1920 г. была образована и Киргизская АССР. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

· Автономная области. Удмуртская (вотская), марийская, чувашская

Разницы между вторым и третьим, то что у вторых есть свои органы управления аналогичные российским (Сеъды, ЦИК, СНК)

· Окончательно образуется Трудовая коммуна Поволжских Немцев. Их пригласила еще Екатерина. К началу ВОВ эта коммуна достигла статуса АР.

Автономные области, Автономные Республики и Коммуна учитывают национальный принцип.

В данный период усиливается руководство национально-государственным строительством в РСФСР со стороны центральных партийных и советских органов. В отличие от предыдущего периода все образовавшиеся теперь автономии провозглашаются актами ВЦИК, СНК (или того и другого вместе)

 

Конституция о статусе говорит очень скупо. Разной специфики у разных субъектов- нет. Надо смотреть компетенцию местных советов.

 

№17. Чрезвычайные органы государственной власти в период гражданской войны.

 

Особенности этих органов:

А) Чрезвычайные органы собирались ad-hoc(от случая).

Б) Были мобильны по составу и неконституционны.

В) Их решения были обязательны для всех организаций и населения.

· На местах работают «Чрезвычайные уполномоченные комиссары».

Тоже самое, что могли делать генерал-губернаторы при императоре:

Компетенция:

· Введение трудовых повинностей (уборка снега, шитье белья для солдат, чтение декретов советской власти)

· Гужевая повинность.(развозка всего и вся)

· Регулируют режим въезда-выезда.

· Запрещена эвакуация, выселение опасных лиц.

· Регулирование работы раличных организаций(ярмарок, общественных объединений)

· Их можно было закрыть.

· Наложение взыскания.

· Штрафы

· Лишение свободы

· Были отдельные уполномоченные комиссары по вопросам железных дорог:

Компетенция

· Могли заставить чистить эти дороги, ремонт дороги за счет местного населения или организации. Если не обеспечить – могут расстрелять отдельных лиц.

· Также этим уполномоченным подчинялись местные советы.

· Высшим чрезвычайным органом был Совет Рабочей и Крестьянской обороны (ноябрь1918- апрель 1920), потом Совет Труда и Обороны.

СКРАО был Неконституционен. В него входят представители наркоматов:

· Путей и сообщения

· Продовольствия

· Наркоматы военных и морских дел.

Полномочия СРКАО неограниченны.

· СТО (Совет Труда и Обороны)- дек 1920 создан. Действовал на правах комиссии СНК.

Функции СТО:

А) установление единого хоз. плана

Б) направлять работу хоз. наркоматов.

В) осуществлять контроль за исполнением планов.

· На местах действуют Революционные комитеты (могут действовать совместно или без местных советов).

Существовало три вида ревкомов:

· Ревкомы прифронтовой полосы (ЦЕЛЬ: подготовка к борьбе против врага)

· Ревкомы тыла (особенность- действовал не самостоятельно, а на ряду с исполкомами советов. Использовали аппарат управления исполкомов, так как своего не имели. Цель: укрепление тыла, организация помощи КА)

· Ревкомы территорий, освобожденных от неприятеля. (Цель: формирование местной власти)

Состав:

· Представители революционных военных советов (РВС)(армия)

· Представители советских органов(если они есть)(народ)

· Представители партийной организации.(партия)

Задача:

· Восстановление советской власти.

· Мобилизация(полномочия шире чем у военкомтов)

· Снабжение

Происходило на основе круговой поруки. Порой за недостачу несла коллективную ответственность целая деревня. Наказания за недоимки:

· Штрафные сборы

· Заложники

· Переселение

· Если бунтовали:

Расстрел старшего кормильца земли.

4) Борьба с анти - большевистскими формированиям.

5) Контроль за работой промышленности.

· Комбеды

Задачи:

· Распределение ширпотреба среди деревенской бедноты

· Сбор продовольствия

· Всероссийская чрезвычайная комиссия. Задача -борьба с контрреволюционными выступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности + функции органа разведки.

А) вели следствие

Б) выносили приговоры и следили за их исполнением. Могли расправиться на месте (если было вооруженное выступление против Советской власти).

В фев 1919 судебные функции ВЧК перешли к революционным трибуналам. ВЧК подчинялось СНК и было ему подконтрольно. Создавались органы ВЧК в рядах КА.

· Революционные трибуналы.

· Органы управления народным хозяйством:

Промышленность, с/х.

· Промышленность.

Органы управления

А) ВСНХ (декабрь 1917),

Б) местные совнархозы.

Тенденции:

А) массовая национализация. Она началась. Чем ближе к 20 году, тем все более мелкие + мелкие предприятия становятся государственными.

Б) Происходят также муниципализация (предприятия переходят в руки местных органов- всякая мелочь, не имеющая большой ценности для всей страны в целом). Этими предприятиями управляют главки и центры ВСНХ. Это называется Главкизм. Суть в том, что главк решает буквально все вопросы жизни и деятельности предприятий. Предприятия лишаются своей самостоятельности.

Сельское хозяйство.

Органы управления:

А) Нарком продовольствия.

Б) Наркомат земледелия.

Функции наркома продовольствия:

1) Сбор продовольственных ресурсов (применялись закупка + продразверстка)

2) распределение этих ресурсов.

3) организационно-производственные функции: посылал рабочих не только на изъятие продуктов, но и на сбор урожая.

4) заботился о снабжении армии.

Впервые намечены социалистические шаги в устройстве землепользования. Социалистические формы хозяйствования – преимущества (коммуны, артели). Они первые получают из рук земельных комитетов зем. участки для обработки и ведения хоз-ва.

1) первый этап - введен натуральный продуктообмен. Первоначально: до лета 1918 года крестьяне не продают свойхлеб, мясо, сено, а меняют с городом на различную технику. Этот обмен привел к ограничению оборота.

2) Второй этап – классовый паек (с мая 1918 года) – на любую семью определено определенное кол-во сельского продукта. Крестьяне пытались наладить нелегальный сбыт – колбасные электрички. Мешочники – те, кто занимается товарообменом между городом и деревней (Пример П.Л. о ребятах с юрфака). Пресекали это продовольственные отряды. Загородительные уборочные отряды –вылавливали хлеб =)Крестьяне перестали заниматься с\х. Стали выращивать только для семьи.

3) Третий этап: В январе 1918 большевики издают декрет о продразверстке. Теперь крестьяне не могли не заниматься с\х. Они ДОЛЖНЫ были производить хлеб для обмена. Землю дали - отдайте продукты.

Плата за пользование землей.

 

№18.Органы юстиции в период гражданской войны.

 

В период интервенции и ГВ дальнейшее развитие получили народные суды и революционные трибуналы. В 1920 г. было издано новое Положение, которое внесло некоторые изменения в области судоустройства и процесса.

В конце ГВ осуществляется переход от коллегиального метода предварительного расследования к единоличному. Вместо следственных комиссий Положение о народном суде РСФСР 1920 г. ввело институт следователей, состоящих при народном суде. Предусматривались более демократический способ замещения должностей следователей и подконтрольность их Советам, которые и избирали следователей.

Уже Положение 1918 г. существенно упростило судебную систему. Вместо прежних многочисленных судебных органов оно вводило единый народный суд, которому были подсудны почти все уголовные и гражданские дела. Исключение составляли лишь контрреволюционные и некоторые другие наиболее опасные преступления, рассматриваемые трибуналами. Таким образом, в ведении народного суда сосредоточивалась основная масса дел, разбираемых им в качестве суда первой инстанции.

Судом второй инстанции являлся Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип: судьями могли быть только трудящиеся.

Защиту, представительство сторон в гражданском процессе и обвинении осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных Советах.

Таким образом, в ходе гражданской войны шло закрепление в законе и на практике важнейших принципов советского судоустройства: выборность судей, притом только трудящимися и из трудящихся, участие в суде народных заседателей, простота судебной системы, делавшие суд абсолютно доступным для населения.

Наряду с народными судами действовали революционные трибуналы, вершившие правосудие по наиболее важным уголовным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. В это время существовали три основных вида революционных трибуналов: общие (территориальные), военно-революционные (введены в 1919 г.) и военно-железнодорожные (учреждены в марте 1920 г.).

Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. Положение 1920 г. расширило его права, возложив на него судебный надзор и руководство местными трибуналами. Кассационный трибунал должен был добиваться единообразия в деятельности всех трибуналов, разрешать процессуальные и иные вопросы, встречающиеся в их практике.

При ВЦИК действовал также Верховный трибунал, который рассматривал дела особой важности, передаваемые ему Президиумом ВЦИК.

Широкая система судебных органов требовала четкой организации управления ими, которое осуществлял Народный комиссариат юстиции. Местные органы Наркомюста - отделы юстиции губисполкомов, уездные бюро юстиции, состоявшие при уездных исполкомах, ведали организацией судебных и следственных органов, юридических консультаций, наблюдали за их деятельностью. Однако в этот период функции Наркомюста и его местных органов не ограничивались вопросами судебного управления. На них возлагались также надзор за законностью действий местных органов управления, судебных органов, органов милиции, заведование местами лишения свободы, организация исправительно-трудовых работ, консультационная и редакционная помощь органам власти и управления при издании ими различных нормативных актов.

В условиях гражданской войны органы ВЧК имели широкие права. Они вели следствие, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных выступлений против Советской власти, бандитизма ВЧК могла применять непосредственную расправу к виновным на месте преступления.

Последующее развитие советской судебной системы и борьба за укрепление законности привели к некоторому ограничению компетенции ВЧК. Декретом ВЦИК в феврале 1919 г. судебные функции органов ВЧК были переданы реорганизованным трибуналам, хотя в особых случаях (например, контрреволюционный мятеж) за ВЧК сохранялось право внесудебной репрессии.

ВЧК подчинялась Совнаркому и контролировалась им. Ее местные органы находились в двойном подчинении, работая на правах отделов исполкомов местных Советов. В начале гражданской войны действовало около 40 губернских и много уездных чрезвычайных комиссий.

 

№19.Органы охраны общественного порядка и государственной безопасности в период гражданской войны.

 

Правовое положение и организационные принципы построения Рабоче-крестьянской милиции во время гражданской войны существенно изменяются. Практика показала, что идея всеобщего вооружения народа, создания нерегулярных вооруженных сил, выполняющих одновременно задачи обороны и охраны общественного порядка, в современных условиях не может быть осуществлена.

В милицию не принимались лица, опорочившие себя службой в царских карательных органах или совершившие преступления.

Основной задачей милиции была охрана революционного порядка, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Милиция проводила дознание по уголовным делам, осуществляла в этих целях определенные процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры.

Уголовный розыск, созданный еще в начале 1918 г. в системе Наркомюста, теперь был передан в ведение милиции.

Органы милиции строились на основе двойного подчинения. Центральным органом милиции стало ее Главное управление, организованное в составе НКВД (Нар. комиссариат внутр. дел). В губерниях и уездах создаются губернские и уездные управления Рабоче-крестьянской милиции. Территории уездов делятся на участки во главе с начальником милиции, в подчинении которого находятся милиционеры и старшие милиционеры.

Круг деятельности милиции определялся насущными задачами, продиктованными условиями гражданской войны: участие в обеспечении продовольственной разверстки, трудовой повинности и т.д. Особо важным делом милиции была борьба с бандитизмом, носившим в основном политический характер. В этой области ее функции переплетались с функциями ВЧК, с которой милиция была связана и организационно.

Всероссийская Чрезвычайная Комиссия и ее местные органы боролись с контрреволюционными преступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности. Кроме того, она выполняла функции органа разведки.

 

 

В условиях гражданской войны органы ВЧК имели широкие права. Они вели следствие, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных выступлений против Советской власти, бандитизма ВЧК могла применять непосредственную расправу к виновным на месте преступления.

Последующее развитие советской судебной системы и борьба за укрепление законности привели к некоторому ограничению компетенции ВЧК. Декретом ВЦИК в феврале 1919 г. судебные функции органов ВЧК были переданы реорганизованным трибуналам, хотя в особых случаях (например, контрреволюционный мятеж) за ВЧК сохранялось право внесудебной репрессии.

ВЧК подчинялась Совнаркому и контролировалась им. Ее местные органы находились в двойном подчинении, работая на правах отделов исполкомов местных Советов. В начале гражданской войны действовало около 40 губернских и много уездных чрезвычайных комиссий.

 

№20.Трудовое право в период гражданской войны

Трудовое право. Важнейшим нормативным актом этого периода стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.). Кодекс закрепил завоевания трудящихся, достигнутые в результате победы Октябрьской революции. Впервые в нем было провозглашено право граждан РСФСР на труд. Правда, в рассматриваемый период это право не могло гарантироваться Советским государством; однако само его провозглашение имело важное политическое значение. В Кодексе были закреплены основные положения, регулирующие порядок найма на работу и увольнения с нее, рабочее время и время отдыха, организацию охраны труда. Действие Кодекса распространялось не только на государственные предприятия, но и на частные.

Конечно, очень многое из провозглашенного Кодексом не могло быть проведено в жизнь в обстановке гражданской войны и интервенции. В 1919 - 1920 гг. приняли значительное число актов, отменяющих нормы КЗоТ. Прежде всего, здесь надо назвать Общее нормальное положение о тарифе от 2 мая 1919 г. и Общее положение о тарифе от 17 июня 1920 г., которые не только определяли способы оплаты труда, но и регулировали порядок найма и увольнения с работы и пр. По сути дела, Положения о тарифе заменили КЗоТ 1918 г.

Особое внимание в декретах по трудовому праву обращалось на привлечение граждан Советской Республики к общественно полезному труду. Конституция РСФСР, а вслед за ней и КЗоТ закрепили всеобщую трудовую повинность, т.е. устанавливалась обязательность труда для всех трудоспособных.

Советское государство, записав в Конституции 1918 г. принцип "не трудящийся, да не ест", стремилось к привлечению к общественно полезному труду буржуазии и других нетрудовых элементов.

Цели учета всего трудоспособного населения республики должна была служить выдача всем трудящимся гражданам трудовых книжек, которые со временем должны были стать единственным удостоверением личности. Такой подход был обоснован. Для республики трудящихся трудовая книжка должна была заменить паспорт. Согласно Декрету СНК РСФСР от 5 октября 1918 г. "О трудовых книжках для нетрудящихся" выдача продовольственных карточек обусловливалась наличием трудовой книжки и соответствующих отметок в ней об отбывании трудовой повинности <*>.

Условия гражданской войны наложили определенный отпечаток на методы привлечения к трудовой повинности. Руководствуясь Декретом СНК РСФСР от 29 октября 1918 г. "Об отделах распределения рабочей силы", государство сосредоточило в своих руках все сведения о наличии рабочих мест и безработных, чему способствовала национализация промышленных предприятий. Устройство на работу осуществлялось только через государственные органы учета и распределения рабочей силы. При этом свобода заключения и расторжения трудовых договоров была в определенной мере ограничена. Отделы распределения рабочей силы могли направлять безработного на менее квалифицированную работу, чем он мог выполнять. В этом случае работник не снимался с учета. При необходимости можно было направить безработного в другую местность для устройства там на работу. Было издано Постановление СНК РСФСР от 3 сентября 1918 г. "О воспрещении безработным отказываться от работы". Наряд, направляющий на работу, был обязательным и для предприятия. Возможность ухода трудящегося с работы по собственному желанию была затруднена: заявление об уходе поступало на рассмотрение профсоюзного комитета, и последний решал, удовлетворить его или нет. В 1919 г. был принят Декрет СНК РСФСР "О воспрещении самовольного перехода советских служащих из одного ведомства в другое".

Одним из наиболее действенных методов проведения трудовой повинности явились трудовые мобилизации. С их помощью государство укрепляло квалифицированными кадрами предприятия, как правило, оборонного значения. В необходимых случаях практиковалась и милитаризация промышленных предприятий, т.е. перевод их работников на положение военнослужащих.

КЗоТ 1918 г. содержал главы, регулирующие рабочее время и время отдыха, а также труд женщин и детей на производстве. Кодекс закреплял максимально возможную продолжительность рабочего времени и минимальную продолжительность времени отдыха. На практике, при заключении коллективных договоров между работниками и администрацией, а также при выработке правил внутреннего трудового распорядка эти условия могли изменяться. В частности, рабочие одного из предприятий Петрограда установили, что работа прекращается за 10 минут до обеда и на 2 часа раньше перед выходными днями. В то же время гражданская война заставила увеличить в ряде случаев рабочий день и отменить отпуска.

Много сложных вопросов возникло при проведении в жизнь норм о труде подростков. Запрещая детский труд, законодатель исходил из интересов сохранения здоровья детей. Однако в условиях недостатка детских учреждений (школ, детских домов и интернатов) увольнение детей с работы вело бы к увеличению детской безнадзорности и связанной с ней преступности. Кроме того, достаточно часто дети являлись единственными кормильцами в семье. Поэтому практика пошла по пути допущения детского труда, за исключением подземных и вредных для здоровья работ.

Особую остроту приобрел в годы гражданской войны вопрос о воспитании социалистической дисциплины труда. Большую роль сыграли в этом деле рабочие дисциплинарные товарищеские суды, введенные Декретом СНК РСФСР от 14 ноября 1919 г. <*>. Нарушения трудовой дисциплины были нередки. Особую опасность представляли прогулы. Для борьбы с ними СНК в 1920 г. принял Декрет "О борьбе с прогулами", предусматривавший обязательную отработку прогула. Укреплению трудовой дисциплины, повышению производительности труда способствовала и система поощрений. Декреты СНК предлагали активнее использовать меры материального поощрения, в том числе премирование в натуральной форме.

Существенные изменения в годы гражданской войны произошли и в области социального страхования. Положение о социальном обеспечении трудящихся, принятое Декретом СНК РСФСР 31 октября 1918 г., еще называло в качестве основных источников средств для пособий и пенсий по социальному страхованию отчисления государственных и частных предприятий, но в связи с проведением политики военного коммунизма эти источники не действовали. Взамен социального страхования было введено социальное обеспечение из государственного бюджета для нетрудоспособных и безработных.

РСФСР была первой советской республикой, кодифицировавшей трудовые нормы, российский КЗоТ действовал и в Белоруссии. Остальные советские республики использовали опыт Советской России.

 

№21. Семейное право в период гражданской войны.

В декабре 1917г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.

16 сентября 1918 принят КЗАГС, становление семейного права шло в противоречие в с церковью. РПЦ призывала сохранить церковные правила о браке. Но правящая верхушка всячески показывала непоколебимость позиции по отношению к церкви – необходимо отдалить людей от религии.

+ еще одна причина скорого принятия кодекса: пресечь социализацию женщин – такие декреты издавались анархистами в некоторых губерниях, они искажали политику большевиков.

Проект кодекса, который был подготовлен Наркоматом Юстиции рассматривался во ВЦИК (выступали Гойхбарг, Курский), в прениях была выдвинута идея: «никакого гос вмешательства в брачные отношения», но ВЦИК это не одобрил.

Происходит отделение понятия брака от понятия семьи.

семья ≠ брак: бывает, что брака нет, а ребенок есть – это семья, т.к. основой семьи является кровное родство (тут добавить фразу про уравнение внебрачных и «брачных» детей) => брак, как правовой институт начал отмирать

Кодекс признавал только гражданский (светский) брак, при этом церковные браки заключенные ДО опубликования ДЕКРЕТА О ГРАЖДАНСКОМ БРАКЕ также приравнивались к зарегистр. в загсе.

Теперь можно жениться даже если вы разной веры, ты – монах, или дал обет безбрачия. Можно если тебе не разрешают родители/ опекуны/ начальство. Можно жениться 100500 раз, теперь не преступно прелюбодеяние, кровосмесительство и т.д.

Супруги должны быть:

-♂ (м) - 18, ♀ (ж) -16. Верхнего предела нет.

-здравый ум

-без других зарегистрированных браков

-не родственники по ПРЯМОЙ ↔↕ линии. (дальним родственникам, двоюродным, дядя и племянница – все это можно)

Прекращение брака. [теперь это сделать легко. («любовь при социализме свободна! Если она кончилась, зачем насильно держать людей» ©)]

- смерть одного из супругов/ объявление умершим (по суду)

- обоюдное согласие / желание одного из супругов

Как происходит?

Если есть дети или единоличное желание – разбирательство в местном суде.

Если согласие обоюдное – просто в отделении загса

¤ заявление – в устной/письменной форме + свидетельство о браке

→ ¤ Мб выдано свидетельство о разводе

→ ¤ Мб кассационное обжалование судебного решения

Такая легкость расторжения браков потом приведет к туче неполных семей => увеличение преступности и прочие неблагоприятные последствия, но пока наши законодатели недальновидны и всячески раскрепощают брак.

В кодексе подчеркивается равноправие ♂ (м) и ♀ (ж). F.E.: женщина не обязана следовать за мужем

[в отношении места жительства], может не менять гражданство без желания.

В области имущественных отношений кодекс сохранял принцип раздельной собственности мужа жены = имущ. равноправие.

обязанность – общая фамилия, а также АЛИМЕНТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ – если ребенок/ родитель нетрудоспособен => родитель/ребенок должен содержать его.

♦ уравнены внебрачные и брачные дети. ♦ Отцовство в спорах устанавливалось судом: Женщина подавала заявление в ЗАГС, указывала лицо, котор счит отцом,-> «лицо» может оспаривать = подает в суд. Суд рассматривает док-ва: главное доказать близкие отношения => суд выносит решение об отказе/удовлетворении. Если выяснялось, что у матери в этот момент было много «лиц», то суд обязывал платить всех: D

Если дети остаются без родителей => попечители – они решают только ИМУЩ. Вопросы, помогают распоряжаться.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.