Для профессионала есть ряд примет «новости» в событиях, которые он подмечает, чтобы затем развить и подчеркнуть их в своем произведении, – так называемые «классические новостные элементы». — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Для профессионала есть ряд примет «новости» в событиях, которые он подмечает, чтобы затем развить и подчеркнуть их в своем произведении, – так называемые «классические новостные элементы».

2021-06-02 46
Для профессионала есть ряд примет «новости» в событиях, которые он подмечает, чтобы затем развить и подчеркнуть их в своем произведении, – так называемые «классические новостные элементы». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приметы основные

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ. Событие как бы произошло «вовремя», оно очень характерно для сегодняшнего дня, состояния нравов, соответствует ожиданиям («Ничего другого и не следовало ожидать…», «Я так и знал, что произойдет нечто подобное…»); некий эффект предугадывания делает происшествие привлекательным для читателя.

НЕОЖИДАННОСТЬ. («Новость – это то, что заставляет читателя воскликнуть: Боже мой!», в этом шутливом афоризме Рандольфа Херста, американского газетного магната ХХ века большая доля правды). Непредсказуемость, повышенная сенсационность происшествия как внезапно раскрытая тайна очень привлекательна. В сопоставлении с первой названной приметой журналистской новости это качество факта оборотная сторона одной медали (ожидаемое – неожиданное). Часто «медаль» предстает оборотной стороной: то, что казалось «из ряду вон!» уже кажется предсказуемым (например, каждый громкий террористический акт потрясает: «Боже мой! Этого не может быть!», но весьма скоро представляется и, увы! «своевременным», «ожидавшимся» в сегодняшней ситуации).

ПОВЫШЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ. Есть происшествия, события, заявления, которые ощутимо «касаются всех», и репортеры просто не имеют права их упустить. Это могут быть факты политической и экономической сферы («дефолт» например), внезапный уход из жизни «знаковых личностей» – лидеров, природные катаклизмы, экологические катастрофы, прорывы на некоторых научных направлениях, события, связанные с массовым интересом (от международных спортивных состязаний до положения дел в очагах военных конфликтов).

НОВОСТЬ ДЛЯ МОЕЙ АУДИТОРИИ. По сравнению с предыдущей приметой (опирающейся на общность интересов), эта обогащает палитру ежедневных новостей отбором, основанным на избирательности. Необходимо чувствовать и «не упускать факт», особенно привлекательный для женской или молодежной аудитории, особо значимый для читателей компьютерной прессы, важный для городского издания, спортивной передачи, делового профилированного журнала и т. д.

В целом все перечисленные приметы указывают на шанс представить оперативный факт как ситуацию, когда «чужое» узнаваемо и может восприниматься как часть собственной жизни; то, что произошло, – «уместно», соотносимо с этой жизнью. В свете сказанного особое значение приобретает еще одна безусловно важная примета «факта, содержащего в себе новость»; ее еще до журналистов выявили рекламщики на заре ХХ века и дали обобщающее название: «human interest».

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС (human interest) – это намек на связь события с темами, всегда цепляющими внимание «на биологическом уровне» («Все мы – люди», независимо от статуса, пола, расы и пр.) Классическая цепочка тем «человеческого интереса»: жизнь, смерть, любовь, дети, здоровье

Приметы дополнительные

Помимо основных примет, указывающих, что происшествие годится для репортерской обработки, есть и две другие, которые явно дают шанс привлечь внимание аудитории к событию.

ПОВЫШЕННАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ происшествия.

ИМЯ, ИЛИ СТАТУС. Новость усиливается, если происшествие связано с известным человеком или должностным лицом, – «персоной».

В разных изданиях новости, конечно, варьируются. Однако репортеры и политических, и экономических новостей, и судебной, и светской хроник оглядываются на опыт предшественников, делая акцент то на «новость для всех», то на «новость для моего читателя», то на «неожиданное», то на «имя», – в общем, сходятся в том, что достойно быть новостью, а что нет, ценят преимущества активного и осознанного отбора.

Подытожим: не каждое событие заслуживает внимания журналиста. Хотя пресса и объявляет, что сообщает обо всем, но это сделать невозможно и приходится выбирать.

Какими  бывают  новости

Одни факты, несомненно, важны для своей аудитории (горожан, единоверцев, представителей одной из воюющих сторон, людей одной профессии, одного социального статуса, одних увлечений и т. п.), краткие сообщения в этом случае нацелены на конкретное ориентирование: «об этом нельзя не знать», примыкая к определенной общности. Акцент делается на полезность и своевременность информации.

Другая часть новостей – это новости для всех. Делается ставка на человеческий интерес, сопоставимость происшествия с общечеловеческими темами (жизнь, смерть, любовь). Это – «горячие новости» – усиливающие эмоции, сообщения с эффектом внушения. Масштабность события тут несколько преувеличивается – стилистикой, интонацией подчеркивается, что это – новость для многих, или же новость подается как «эмоциональный толчок», сообщение об экстраординарном. Больше учитывается включенность читателя в процесс потребления новостей: ожидание «Я так и знал!..», потрясение – «Боже мой!», узнавание (широко известное имя или должность), всегда задевающее людей ощущение повышенной конфликтности.

Итак, среди кратких сообщений газеты:

· Важные новости (важные для всех, важные для моего читателя) – «объективированные», с нарочито сдержанной интонацией.

· «Свершилось!» («горячие новости») эффект эмоционального толчка.

· Повторные сообщения (с обновлением информационного повода).

· Новости на завтра (Анонсы).

Все они призваны сообщать о происшествии коротко, но исчерпывающе. В каждом кратком сообщении ощущаются и неразрывно слиты с ним – оперативный повод (новость свежая) и информационный повод. Подытожим.

В любом репортерском сообщении необходимы:

· информационный повод («что-то случилось»);

· оперативный повод («случилось только что…»);

· новость (какие-то элементы реального происшествия, которые служат зацепкой за читательский интерес и гарантируют внимание к сообщению).


Проблемы  объективности

Роль журналиста вроде бы скромна – представить все «как было», предоставив читателю самому судить о событии и его значении. Но совершенное беспристрастие зафиксирует решительно все факты и события, происшедшие «сейчас». Отбор же фактов, их осмысление, что важно, а что второстепенно, уже заключает в себе оценку.

В целом, новости исключают декларативное «я» журналиста, избегают излишней субъективности. Репортерские материалы – без прямого комментария. Однако в них немало комментариев косвенных: в отборе деталей, в структуре материала и его стилистике. Хотя автор часто выступает свидетелем происшествий, и в этом случае полная объективность репортерского произведения проблематична: есть изначальный выбор события, есть подчеркивание «главного» в нем.

Журналист, собирающий и пишущий новости, как бы отчитывается о том, что произошло в действительности (report «отчет», reporter – «отчитывающийся»). Но творческая обработка фрагментарных знаний о реальном событии (что на профессиональном языке называется «материалом»), дает уже иной факт – произведение, названное «новостью». Сообщения воздействуют, направляя читательское восприятие тоном и формой изложения, и репортер как профессионал решает, как именно факты освещать, чтобы из «самоочевидного» были сделаны очевидные выводы.

Тут два момента, которые надо учитывать.

Первый – какие именно события освещаются, по какому принципу они отобраны. Важность критерия отбора фактов (о чем речь шла выше) очевидна: совершенное беспристрастие зафиксирует решительно все факты и события, происшедшие в минувший час, что немыслимо, а отбор фактов заключает в себе оценку.

Второй при передаче информации о факте, она не может не дифференцироваться, по-разному распределяется внимание на основе внутреннего решения автора, определения, что важно, а что второстепенно.

Объективность либо необъективность журналистских сообщений – новостей затушевывается тем, что в тексте нет обоснований отбора сведений, составляющих факт (обоснования не представлены читателю). Нет и обоснований «трактовки», нет анализа, открытого рассмотрения фактов.

Чем оперативнее сообщение, тем естественнее предположить его «недостаточную правдивость», связанную с тем, что правду не успели разглядеть. Факт еще не успел «прорасти», полностью проявить себя. Иногда журналисту просто не хватает времени для перепроверки документа, контрольного телефонного звонка. Стараясь опередить соперников, сообщить прежде всех, второпях совершаем много ошибок. Больше надежд рассказать обо всем правдиво, если повествование о происшедшем неспешно; у репортеров тут шансов мало. Оперативность и точность плохо уживаются.

Плохо уживается объективность и с требованием краткости (которое оборачивается фрагментарностью изображения события, не говоря уж об отсутствии сопоставительного фона рассуждений, комментариев).

И еще. В процессе работы над формой новости одни фрагменты события выделяются, другие – «микшируются»; вместо зеркального отображения получается портрет. Стадии этого процесса: локализация (отделение от связей с другими фактами, от последствий, предысторий) и творческое заострение – неизбежно заключают в себе оценку.

«Зеркальность» отображения, точная копия, могла бы (гипотетически) состояться в ту самую долю секунды, когда происходит событие. Но это невероятно. Журналист всегда сообщает «потом», некоторое время спустя. Даже самые быстрые новости – радио, ТВ, Интернет – от событий отстают. Нужно какое-то время для представления читателю события, даже при самых быстрых способах передачи новостей неизбежно возникает «творческая пауза», происходит определенное искажение картины события из-за отставания, запаздывания, несовпадения во времени. Неизбежно существует промежуток между фактом свершившимся и фактом отображенным.

Репортеры часто пользуются скрытым комментарием – прямым внушением средствами композиции, стиля сознательно; из «потенциальной новости» формируется материал, который укрупняет и подсвечивает факт.

В силу всех этих обстоятельств журналистика новостей, не обещая невозможного, ставит задачу добросовестного репортерского выступления, так: надо бороться за приемлемую правдивость кратких сообщений. Это обязательства, связанные с ответственной работой со всей возможной беспристрастностью (качественные издания во всем мире стараются подчеркнуть свою беспристрастность по отношению к личностям, партиям, объединениям, к которым может относиться публикация). Даже самое краткое произведение – хроникальная заметка может обещать не «отражение», но лишь «похожее отображение» с акцентом на суть происшествия.

Ценностные характеристики журналистской новости, читательские ощущения при знакомстве с ней:

· ощущение «согласия» с выбором факта журналистом («об этом следовало узнать»);

· ощущение «свежести» («факт, как рыба, должен быть только свежим»);

· ощущение некоторой необычности, «собственного лица» факта;

· ощущение конфликтности происшествия, его динамики (энергичность, напор, острота).

Все это тесно связано с главным запросом аудитории к журналистике новостей: «Дайте факт!» и соответственно с ведущей творческой задачей репортеров создавать «эффект самоочевидности» изображенных событий.

Вопросы для повторения

1. Чем отличаются журналистские «новости» от реальных фактов?

2. Что влияет на отбор и передачу фактов?

3. Перечислите «классические элементы» новостей.

4. Как соотносятся сенсационное и значимое в новости?

5. Каковы требования к качеству репортерского сообщения?

 

КОНСТАТАЦИЯ  ФАКТОВ
«ЖесткиЕ  НОВОСТИ»

Новость крепко скручена и сообщает о происшествии, акцентируя итог события: такую форму называют «жесткой»: название это пришло в международную практику из англоязычной журналистики («Hard news»).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.