Ответ на шесть вопросов «формулы Квинтиллиана» делает новость четкой, «жесткой» и готовой к удару как «сжатый кулак». — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Ответ на шесть вопросов «формулы Квинтиллиана» делает новость четкой, «жесткой» и готовой к удару как «сжатый кулак».

2021-06-02 49
Ответ на шесть вопросов «формулы Квинтиллиана» делает новость четкой, «жесткой» и готовой к удару как «сжатый кулак». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Сжатый кулак»  и  «пилюля».  Емкий  абзац  хроники

Журналист стремится к тому, чтобы в максимально сжатой форме рассказать как можно больше, в одной-двух фразах передать смысл новости, писать кратко – значит писать точно, понятно с первого раза, с первого, порой беглого чтения. Схватывать смысл читатель должен в самой неблагоприятной обстановке чтения (например, заглядывая через плечо соседа в им развернутую газету в переполненном метро). Почти всегда находятся резервы сокращений новости, ненужные подробности, повторы, размывающие текст лишние слова, захваченные по привычке, в устойчивом сочетании, слова специальной терминологии, утяжеляющие текст.

Жесткий вариант оперативных сообщений, спрессовывая новость, делает ее предельно целеустремленной. Усилиями журналиста создается нечто вроде «пилюли» – прочно упакованный «смысл новости» подается в форме, удобной для моментального усвоения, «проглатывания».

Девиз кратких новостей в жестком варианте – «ничего лишнего». Очевидно, что определение «лишнее»–«не лишнее» целиком зависит от журналиста, отсекающего ненужные детали. Ему необходимо:

· «отсечь» лишнее;

· выделить главное (установив «иерархию ценностей»);

· «заострить и нацелить» (подчеркнуть).

Смысл и форма в хроникальной заметке теснейшим образом слиты (в истории журналистики были случаи, когда маститым очеркистам и обозревателям предлагали курсы повышения мастерства путем нехитрого тренинга: составлять хронику, обновляя чутье, вкус к точной емкой строке. Тут все – в одной фразе, абзаце; около тридцати слов вполне в состоянии вместить сведения о любом событии. При одном, однако, условии, а именно при условии их четкой организации.

Требование исчерпывающей краткости выдвигает на первый план не краткость, но ясность. Поэтому часто вместо фразы появляется абзац. Емкий абзац.

Так, бывает важно не только указать имя, но и уточнить подробности, должность, социальный статус, ситуативную характеристику: Полномочный представитель правительства страны при ООН... Один из наиболее популярных лидеров новой оппозиции... Человек, проведший в заточении большую часть своей жизни... Делегат, представляющий интересы беженцев... «Имя» может расширяться за счет имиджа: В очередную годовщину гибели одного из лидеров кубинских «бородачей», знаменитого «команданте Че» – полковника Че Гевары – открыт памятник в центре столицы... Может расширяться и за счет особых, значимых обстоятельств: Президент, сам отец троих детей, поддержал законопроект в пользу образования подрастающего поколения... Иногда необходимо подчеркнуть возраст: Самый молодой в истории страны премьер-министр..., 35-летний ветеран сборной по хоккею... То есть, описание личности даже в хроникальном сообщении. Во многих хроникальных сообщениях конкретные имена, фамилии действующих лиц приводить не обязательно, но при этом люди должны быть обрисованы достаточно полно: Сержант – контрактник российских миротворческих сил, которому на днях предстоял перевод на другое место службы, ценой собственной жизни предотвратил аварию...

Другое направление необходимых пояснений в тексте репортерской новости, раздвигающее границы, как минимум, до абзаца, – это необходимые напоминания о какой стране или части света идет речь. Расширению подлежат очень многие названия местностей: В горном селении Зичи (Гальский район Абхазии) сильный оползень разрушил до трети всех домов… В Рангуне – столице государства Ньгама (бывшая Бирма) произошло столкновение сил оппозиции со стражами порядка...

По необходимости расшифровываются термины, аббревиатуры названий учреждений, партий, вводятся пояснения, связанные с названием корпораций, банков, фирм.

Емкий абзац хроники возникает вместо одной строки, если вынужденно расширяются ответы на главные вопросы и текст поневоле растягивается. Если нужно, часть ответов идет во вторую фразу, и тогда сообщение тоже становится «емким абзацем». Для удобства чтения, более четкого восприятия информации первая фраза сообщения дает только часть ответов на вопросы «формулы Квинтиллиана» – те, которые в данном, конкретном случае являются ведущими), часть же ответов менее существенных перекидывается во вторую-третью фразы.

Структура «емкого абзаца»

· Фраза со стилистически сделанным акцентом на наиболее важный элемент сообщения.

· Необходимые уточнения (титул, статус действующего лица, ситуативная характеристика, уточнение времени и обстоятельств), либо ответы на те вопросы из «формулы Квинтиллиана», которые не уместились в первой фразе, были убраны, чтобы не перегружать ее.

Емкий абзац называют гарантом относительной объективности, того, что при «обстругивании» факта не будет убрано самое главное, это почти исчерпывающее сообщение по итогу события дает ответы на основные вопросы, проясняющие ситуацию. При таком варианте у читателя нет догадок или ожидания, надежды выяснить, обнаружить – все ясно с самого начала. Подобный вариант напорист в своей категоричной очевидности.

Для этой формы важен сильный новостной элемент в происшествии, повышенная оперативность («только что произошло», «вот-вот произойдет»). Подчеркивается итог, результат, основные параметры события. Такие материалы намеренно отвлекаются от подробностей, превращая новость в «сжатый кулак».

«Смысловые  зерна»  и  идеи  кратких  новостей

Важно четко представлять себе – о чем сообщение, выделять его смысловые зерна. В отличие от структур других журналистских произведений, постепенно раскрывающих самое существенное, «смысловые зерна», зароненные в лиде, еще называют «ведущими идеями», поскольку именно они концентрируют в себе журналистскую концепцию. (В кратких жестких новостях никаких разъяснений нет и развития событий нет.)

Если в происшествии есть два или более ведущих «смысловых зерна», необходимо «составное» или «многоцелевое» сообщение. У такого варианта – своя специфика и свои возможные неточности. Читатель может, к примеру, воспринять случившееся с человеком как результат его действий, или в его сознании отпечатается первостепенная важность заявления политика, которую журналист объединил в лиде с фактом экстренного заседания правительства, хотя повод для заседания был совсем иным.

Краткое сообщение, преподносящее читателю новость, может быть четко монотемным, но может заострять внимание на нескольких (обычно, двух сразу) происшествиях, одинаково важных и взаимосвязанных. Сюда относятся быстро развивающиеся «новости с продолжением»: например, направление тайфуна – беды, разрушения – международное участие – летят спасатели; а также «складные новости», вбирающие в себя много векторов происшествий и много последствий: например, летняя забастовка машинистов электропоездов под Ла-Маншем – противостояние правительства и профсоюзов, убытки туристических кампаний, сорванные отпуска и англичан, и европейцев, протесты и переговоры.

Простая хроника: Вчера начался судебный процесс над участниками заговора…

Многоцелевое сообщение в виде хроники: Вчера начался долгожданный процесс над участниками заговора, но защитники немедленно подвергли сомнению пригодность судебной комиссии и прокурора.

Второй вариант сообщения таит опасность объединения действительно существенного с неважным; равнозначность двух новостей, порой, весьма сомнительна.

Структура краткой новости определяет содержательную сторону информации, нацеливая на определенное восприятие, вызывая негативное или позитивное отношение к действующим лицам. Вчера министр финансов Японии Хироси Мицудзука на экстренно созванной пресс-конференции объявил о своей отставке. Это случилось после того, как выяснилось, что арестованными взяточниками из министерства финансов оказались главный финансовый инспектор страны и его помощник. Но этот же материал можно подать так, что «жест порядочности» будет затушеван, имя министра окажется напрямую связано со взяточничеством. Что и было проделано одной из оппозиционных газет: Публичные обвинения во взяточничестве, а затем и арест высших чинов министерства финансов вынудили его главу – министра Хироси Мицудзука уйти в отставку.

Как видим, в первом сообщении – в виде хроникального емкого абзаца – проявились дополнительные «смысловые зерна», и этот материал более объективен, нежели второе сообщение в виде предельно сжатой хроникальной строки, «огрубившей» факт.

Замысел определяет приоритет того или иного момента события (акцентирующего важность результата, «известное лицо», трагизм ситуации, время свершения и пр.). Соответственно, меняется и структура сообщения. Вариации шести элементов «формулы Квинтиллиана» – как вариации семи нот: на основе комбинаций создаются бесчисленные произведения.

Заметка  в  стиле  «hard»

В газетных подборках новостей, помимо хроники – «емкого абзаца», употребляются и более развернутые сообщения. Кроме основных сведений о факте, в текст входит «подкрепляющий материал». И надо выбирать – какая форма более подходит, более выигрышна в данном случае. Такие сообщения иногда называют «liderette» (заметка с лидом).

Перевернутая  пирамида
(рейтинг  «смысловых  зерен»  сообщения)

Структура оперативных кратких новостей должна быть достаточно продумана. Итак, надо писать о самом существенном: кто, где, когда, как, зачем, и что именно совершил. Сумма ответов и ляжет прочным основанием рукотворной постройки. Вспомнив о самой внушительной из них – египетской пирамиде (чья форма не оставляет сомнений в том, где тут верх, а где низ в отличие от кубиков современных зданий) – структуру краткой новости сравнили с «перевернутой» («опрокинутой») пирамидой, решив начать с «основания» – с ответа на шесть вопросов «формулы Квинтиллиана», а дальше располагать весь материал по убывающему интересу.

Репортер располагает все, о чем хочет сообщить, начиная с самого важного. В результате получается конструкция, известная с тридцатых годов ХХ века как «перевернутая пирамида» (inverted piramid). Основание, опора такой «пирамиды» при этом оказывается вверху; происходит слияние информативного и оперативного поводов, их концентрация. Сколько не сокращай с конца, отсекая лишнее, при такой структуре новость устоит. Рейтинг «смысловых зерен» будет соответствовать правде факта. Примерно так была создана, освоена и активно используется по сей день специфическая литературная форма оперативных событийных откликов – так называемые жесткие новости (hard news).

В хронике принцип перевернутой пирамиды используется для установления рейтинга ведущих ответов по «формуле Квинтиллиана». Последовательность ответов – на выбор журналиста. Составляя «пирамиду», журналист демонстрирует тем самым избирательность, творческую активность, во многом – свою оценочную и нравственную позицию.

В емком абзаце происходит дифференциация между первой, второй и, если нужно, третьей фразами (опять-таки, по принципу убывающего интереса: самое важное – вначале).

В форме же заметки из двух абзацев «в стиле hard» идея перевернутой пирамиды оказывается ведущим конструктивным принципом, особо выделяя первую ведущую фразу как «лид» – главную часть сообщения.

Суммирующий  лид  и  его  варианты

Для осуществления идеи «перевернутой пирамиды» в сообщении репортера выделяется «лид» – ведущая фраза, открывающая сообщение. Лид – это та же хроникальная строка, но это и ответственное начало репортерского материала. Вслед за англоязычными репортерами, эту часть сообщения стали называть «лид» (lead), объединяя с такими однокоренными словами как «лидер», «лидировать» – «вести», «быть ведущим». (Предполагается, что если в кратком сообщении есть и дополнительная информация, помимо основной, – она идет за лидом.)

Лид требует особого внимания, нередко выделяется шрифтом: он должен вовлечь читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес. А еще лид известен как «нос» сообщения, который помогает «принюхаться» к событию. И это не просто начало, преамбула к чему-то главному, он и есть самое главное.

Лид говорит о главном в новости, выделяет наиболее важный элемент сообщения – его итог в виде основных информационных параметров и, кроме того, устанавливает тон повествования.

Начало жестких сообщений, основание «перевернутой пирамиды», составленное по рецепту «формулы Квинтиллиана», носит название «суммирующий лид» (summary lead).

Другое его название – Прямой лид: репортер прямо излагает ситуацию в виде итога, пользуясь собранными воедино главными параметрами происшествия, их «суммой». В отличие от арифметической суммы, части которой сливаются, единый ответ журналиста на шесть вопросов должен располагать ответы в какой-то последовательности. Уточняя основные характеристики факта, автор подчеркивает ответ на какой-то один из вопросов: «кто» или «что», «когда» или «как», «при каких обстоятельствах» совершил действие или оказался к нему причастен, выделяет те или иные «смысловые зерна» интересной и важной новости.

Разновидности суммирующего лида

Лид «одноэлементный». Используется, если в новости есть сильный момент, который следует выделить (все сосредоточено на имени или на итоге или на времени происшествия. Например, заход с «что» – это важность результата, первостепенное значение конкретизации итога. Конфликтные новости, спортивная хроника часто особо отмечают: «где» и «как». Заход с «кто» подчеркивает главное действующее лицо. Такое начало заметки называется «лидом одного элемента».

От предложенных вариантов жесткой конструкции может кардинально меняться смысл новости. Выделяется то, что журналисту хочется выделить, и это заметно при сопоставлении публикации разных изданий и разных агентств, откликающихся на одну тему. Так, однажды в центральной советской газете дали подборку очень разных сообщений о благополучном приводнении американских астронавтов, завершивших свой полет: в то время как американское информационное агентство, сдержанно ликуя, выделяло героев (элемент «кто»), другое агентство, советское, более чем сухо, добросовестно перечисляло «где» и «когда» состоялся финиш. Во втором случае действующие лица, масштабность их деяния не выделялись; автор как бы отказывал событию в яркости и подготавливал соответствующее восприятие («Ну и что?..», дескать, ничего существенного не произошло...).

Лид «двух элементов». Если особо важны связки «кто – почему» или «что – как», «что – когда» и т. п., необходимо конструировать лид иной.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.