Институт международного права и экономики имени  А. С. Грибоедова — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Институт международного права и экономики имени  А. С. Грибоедова

2021-06-02 46
Институт международного права и экономики имени  А. С. Грибоедова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

М.И. Шостак

 

 

РАБОТА  РЕПОРТЕРА

 

Для студентов факультета журналистики

 

 

Москва

Институт международного права и экономики имени  А. С. Грибоедова

2007


Утверждено

кафедрой теории и практики периодической печати

 

 

Шостак М. И.

Ш 78 Работа репортера: Учебно-методическое пособие по курсу «Журналистика новостей». – М.: ИМПЭ им. А.С. Гри­боедова, 2007. - 52 с.

 

 

Рассмотрены ведущие методы и приемы, которые используют хроникеры, авторы расширенных новостных сообщений и репортажей; предложены конкретные рекомендации по подготовке репортерских материалов разных жанров.

Подготовлено на факультете журналистики.

 

 

© Шостак М.И., 2007

ВВЕДЕНИЕ
Особенности  работы  рЕпортера

Сведения, отражающие сегодняшний день, прежде всего интересуют читателя. Как именно рассказано в газете о злободневных событиях, зависит от профессионального умения репортеров.

Новости повышенной оперативности перемежаются на страницах газет и журналов с новостями, в которых сиюминутность не особенно важна; сообщения, подчеркнуто отстраненно, почти сухо излагающие факт, уравновешиваются эмоциональными «картинками происшествий»: зарисовками и репортажами. Какие-то новости заостряют внимание на необычности ситуации; другие дают занимательную информацию; третьи – деловую… Есть тематические специализации репортеров и есть варианты работы, связанные с разными возможностями обработки фактов; журналистика новостей воплощается в разных жанровых формах.

Литературные формы репортерской (новостной) группы: краткое сообщение повышенной оперативности – «жесткая» новость (в хроникальном варианте и в варианте заметки) и менее оперативные сообщения: «мягкая» новость, расширенная и углубленная новость, отчет, зарисовка, событийный репортаж, интервью. В одних случаях важно умение кратко передавать суть происшедшего, конструировать некое информационное резюме события; в иных демонстрировать наглядные особенности происшедшего, как бы воссоздавать событие, привлекать читателя к суждению о нем с помощью «эмоциональных оценок» и «эффекта соучастия»; в некоторых жанрах новость представлена через обмен репликами, детали обстановки и портрета. Рамки этого пособия ограничены рассмотрением работы репортера над заметками, зарисовками и репортажами (интервью как методу и жанру посвящена отдельная брошюра автора).

Все варианты репортерского рассказа о факте, от хроники до репортажа в целом, – произведения особой группы, журналистики новостей.

Журналистика новостей, в отличие от комментирующей журналистики, – это профессиональная деятельность по сбору и подаче фактов как бы «самоочевидных», ясных самих по себе и в комментариях не нуждающихся.

Задачи репортерства, критерии этой работы корректировались на разных этапах истории печати. Отработанные в профессиональном цехе репортеров приемы подготовки, оформления, корректировки материала, проверенные «технологические» ухищрения сочетаются с новыми находками; постоянный творческий поиск репортеров нацелен на то, чтобы читатели активно восприняли факт и отозвались на него.

Факт, переданный и обработанный репортером, дает не столько сиюминутное знание, сколько перспективу, он открыт в будущее как пример либо как предостережение. Важно своевременно реагировать на факт и умело его подавать; важны точность в выборе детали, цитаты или цифры и множество других навыков. Обратимся к особенностям журналистики новостей, посмотрим, что в данном случае означает профессионально сделанный материал, как можно писать качественно и даже, возможно, с творческим блеском.

Событие  и  новость

Задача репортеров – представить изображенный факт как реальный, говорящий сам за себя, представить событие как «новость».

«Новости» (news) – это творчески преобразованные факты, с расчетом на их восприятие аудиторией

Отсюда возникает ряд требований к качеству готового продукта для рынка печатной информации и ряд проблем.

Основные проблемы журналистики новостей:

· проблема отбора фактов в связи с предполагаемым читательским интересом;

· проблема сенсации;

· проблема точности и объективности.

В работе репортеров необходима точность акцентов на «новое», свежее (иначе исчезнет самый главный эффект сообщений этого рода). Крайний вариант тут – сенсация.

Оттенок сенсационности придают новостям необычайные черты происшествия или внезапность события (внезапная новость – это «новость вдвойне»). В нашей журналистике было время (советский период), когда объявляли решительной бой сенсационности, следовательно, любой неожиданности. Однако факт, представленный в виде новости, должен быть интересным, чтобы на него обратили внимание, прочитали, а привлекает внимание прежде всего необычное. Часто говорят: «Эта новость не объективна, она сенсационна, новость выбрана не потому, что она важна, но потому, что неожиданна...». Задача профессионала как раз состоит в такой передаче сообщения, чтобы момент сенсационности «не давил», не противоречил изображению главного в новости. Хорошо если сплетаются эти качества, если факт предстает и занимательным, интересным или значительным по той или иной причине.

Значимость определяется не тем, что важно для журналиста лично, но что важно для читателя и входит в русло интересов издания. В этом смысле в более выгодном положении оказываются журналисты изданий и программ профилированных, они точнее знают, что нужно их аудитории.

Редакционные правила ведущих изданий и информационных агентств мирового масштаба предостерегают репортеров от излишней крикливости, призывают усиливать документальную сторону изложения, стремиться к такому качеству текста, при котором факт выглядит весомым и точным.

Основные качества репортерского сообщения:

· документальная точность;

· краткость;

· ясность («прозрачность смысла»).

Для создания «эффекта точности» прикладывается немало усилий при оформлении репортерских новостей: активно используются цифры, цитаты, ссылки, все варианты так называемой «атрибуции» (принадлежности) сведения или высказывания, для удостоверенности и коррекции текста. «Адресность» репортерских выступлений достигается подчеркиванием точного места, времени и обстоятельств изображаемых событий.

Очень ценится в репортерских материалах краткость. Идет борьба с длиннотами – тематическими и текстовыми. Используются приемы, сжимающие текст (например, цифра как аккумулятор смысла). Важнейшее условие краткости – точность и простота подобранных слов, прямая, а не «закрученная» структура фраз. Однако речь идет об «исчерпывающей краткости», лаконизм не самоцель, хороший репортерский материал предполагает сообщение всего необходимого и самого необходимого; к тому же, непременно ясное сообщение.

Проясненность смысла происшествия предполагает в ряде случаев расширение текста из-за необходимости дополнительных деталей, сопоставления источников, сведений очевидцев, собственных наблюдений (прямых, открытых, и с использованием метода «маски»). Для зарисовок и репортажей важна и «прозрачность» позиции автора (не декларированной, но проявляющейся в поведении, выборе фрагментов событий).

Факт, представленный в новости, выделяется:

· значительностью (важностью);

· занимательностью (неординарностью).

Выбор факта для обработки и публикации зависит от его «фактуры», от его естественных возможностей явиться подходящим сырьем.

Какими  бывают  новости

Одни факты, несомненно, важны для своей аудитории (горожан, единоверцев, представителей одной из воюющих сторон, людей одной профессии, одного социального статуса, одних увлечений и т. п.), краткие сообщения в этом случае нацелены на конкретное ориентирование: «об этом нельзя не знать», примыкая к определенной общности. Акцент делается на полезность и своевременность информации.

Другая часть новостей – это новости для всех. Делается ставка на человеческий интерес, сопоставимость происшествия с общечеловеческими темами (жизнь, смерть, любовь). Это – «горячие новости» – усиливающие эмоции, сообщения с эффектом внушения. Масштабность события тут несколько преувеличивается – стилистикой, интонацией подчеркивается, что это – новость для многих, или же новость подается как «эмоциональный толчок», сообщение об экстраординарном. Больше учитывается включенность читателя в процесс потребления новостей: ожидание «Я так и знал!..», потрясение – «Боже мой!», узнавание (широко известное имя или должность), всегда задевающее людей ощущение повышенной конфликтности.

Итак, среди кратких сообщений газеты:

· Важные новости (важные для всех, важные для моего читателя) – «объективированные», с нарочито сдержанной интонацией.

· «Свершилось!» («горячие новости») эффект эмоционального толчка.

· Повторные сообщения (с обновлением информационного повода).

· Новости на завтра (Анонсы).

Все они призваны сообщать о происшествии коротко, но исчерпывающе. В каждом кратком сообщении ощущаются и неразрывно слиты с ним – оперативный повод (новость свежая) и информационный повод. Подытожим.

В любом репортерском сообщении необходимы:

· информационный повод («что-то случилось»);

· оперативный повод («случилось только что…»);

· новость (какие-то элементы реального происшествия, которые служат зацепкой за читательский интерес и гарантируют внимание к сообщению).


Проблемы  объективности

Роль журналиста вроде бы скромна – представить все «как было», предоставив читателю самому судить о событии и его значении. Но совершенное беспристрастие зафиксирует решительно все факты и события, происшедшие «сейчас». Отбор же фактов, их осмысление, что важно, а что второстепенно, уже заключает в себе оценку.

В целом, новости исключают декларативное «я» журналиста, избегают излишней субъективности. Репортерские материалы – без прямого комментария. Однако в них немало комментариев косвенных: в отборе деталей, в структуре материала и его стилистике. Хотя автор часто выступает свидетелем происшествий, и в этом случае полная объективность репортерского произведения проблематична: есть изначальный выбор события, есть подчеркивание «главного» в нем.

Журналист, собирающий и пишущий новости, как бы отчитывается о том, что произошло в действительности (report «отчет», reporter – «отчитывающийся»). Но творческая обработка фрагментарных знаний о реальном событии (что на профессиональном языке называется «материалом»), дает уже иной факт – произведение, названное «новостью». Сообщения воздействуют, направляя читательское восприятие тоном и формой изложения, и репортер как профессионал решает, как именно факты освещать, чтобы из «самоочевидного» были сделаны очевидные выводы.

Тут два момента, которые надо учитывать.

Первый – какие именно события освещаются, по какому принципу они отобраны. Важность критерия отбора фактов (о чем речь шла выше) очевидна: совершенное беспристрастие зафиксирует решительно все факты и события, происшедшие в минувший час, что немыслимо, а отбор фактов заключает в себе оценку.

Второй при передаче информации о факте, она не может не дифференцироваться, по-разному распределяется внимание на основе внутреннего решения автора, определения, что важно, а что второстепенно.

Объективность либо необъективность журналистских сообщений – новостей затушевывается тем, что в тексте нет обоснований отбора сведений, составляющих факт (обоснования не представлены читателю). Нет и обоснований «трактовки», нет анализа, открытого рассмотрения фактов.

Чем оперативнее сообщение, тем естественнее предположить его «недостаточную правдивость», связанную с тем, что правду не успели разглядеть. Факт еще не успел «прорасти», полностью проявить себя. Иногда журналисту просто не хватает времени для перепроверки документа, контрольного телефонного звонка. Стараясь опередить соперников, сообщить прежде всех, второпях совершаем много ошибок. Больше надежд рассказать обо всем правдиво, если повествование о происшедшем неспешно; у репортеров тут шансов мало. Оперативность и точность плохо уживаются.

Плохо уживается объективность и с требованием краткости (которое оборачивается фрагментарностью изображения события, не говоря уж об отсутствии сопоставительного фона рассуждений, комментариев).

И еще. В процессе работы над формой новости одни фрагменты события выделяются, другие – «микшируются»; вместо зеркального отображения получается портрет. Стадии этого процесса: локализация (отделение от связей с другими фактами, от последствий, предысторий) и творческое заострение – неизбежно заключают в себе оценку.

«Зеркальность» отображения, точная копия, могла бы (гипотетически) состояться в ту самую долю секунды, когда происходит событие. Но это невероятно. Журналист всегда сообщает «потом», некоторое время спустя. Даже самые быстрые новости – радио, ТВ, Интернет – от событий отстают. Нужно какое-то время для представления читателю события, даже при самых быстрых способах передачи новостей неизбежно возникает «творческая пауза», происходит определенное искажение картины события из-за отставания, запаздывания, несовпадения во времени. Неизбежно существует промежуток между фактом свершившимся и фактом отображенным.

Репортеры часто пользуются скрытым комментарием – прямым внушением средствами композиции, стиля сознательно; из «потенциальной новости» формируется материал, который укрупняет и подсвечивает факт.

В силу всех этих обстоятельств журналистика новостей, не обещая невозможного, ставит задачу добросовестного репортерского выступления, так: надо бороться за приемлемую правдивость кратких сообщений. Это обязательства, связанные с ответственной работой со всей возможной беспристрастностью (качественные издания во всем мире стараются подчеркнуть свою беспристрастность по отношению к личностям, партиям, объединениям, к которым может относиться публикация). Даже самое краткое произведение – хроникальная заметка может обещать не «отражение», но лишь «похожее отображение» с акцентом на суть происшествия.

Ценностные характеристики журналистской новости, читательские ощущения при знакомстве с ней:

· ощущение «согласия» с выбором факта журналистом («об этом следовало узнать»);

· ощущение «свежести» («факт, как рыба, должен быть только свежим»);

· ощущение некоторой необычности, «собственного лица» факта;

· ощущение конфликтности происшествия, его динамики (энергичность, напор, острота).

Все это тесно связано с главным запросом аудитории к журналистике новостей: «Дайте факт!» и соответственно с ведущей творческой задачей репортеров создавать «эффект самоочевидности» изображенных событий.

Вопросы для повторения

1. Чем отличаются журналистские «новости» от реальных фактов?

2. Что влияет на отбор и передачу фактов?

3. Перечислите «классические элементы» новостей.

4. Как соотносятся сенсационное и значимое в новости?

5. Каковы требования к качеству репортерского сообщения?

 

КОНСТАТАЦИЯ  ФАКТОВ
«ЖесткиЕ  НОВОСТИ»

Новость крепко скручена и сообщает о происшествии, акцентируя итог события: такую форму называют «жесткой»: название это пришло в международную практику из англоязычной журналистики («Hard news»).

Хроника

Кратчайшие сообщения в один абзац (иногда в одну строку) заметнее всего на первых полосах газет и в экстренных выпусках новостей. Это своеобразная форма журналистского выступления, «только фиксирующая» факт, нацеленная на мгновенное проникновение в сознание читателя. Подобные репортерские материалы известны также и как «аварийные сообщения» («breaking news»), «точечная информация» (новость – «пятнышко»). В российской журналистике ее называют хроникой.

Тут все на виду: смысл, форма, слова сплетены так, что любой неверный ход непоправим, пояснять у автора нет возможности; суть дела должна быть очевидна сразу. Есть рекомендация: писать новость, представляя, что она бежит и светится бегущей строкой над высоким фронтоном здания. Это в общем-то помогает не растекаться мыслью… (Мощный взрыв произошел...). Кажется, что новость узнают прямо во время происшествия.

Заметка  в  стиле  «hard»

В газетных подборках новостей, помимо хроники – «емкого абзаца», употребляются и более развернутые сообщения. Кроме основных сведений о факте, в текст входит «подкрепляющий материал». И надо выбирать – какая форма более подходит, более выигрышна в данном случае. Такие сообщения иногда называют «liderette» (заметка с лидом).

Перевернутая  пирамида
(рейтинг  «смысловых  зерен»  сообщения)

Структура оперативных кратких новостей должна быть достаточно продумана. Итак, надо писать о самом существенном: кто, где, когда, как, зачем, и что именно совершил. Сумма ответов и ляжет прочным основанием рукотворной постройки. Вспомнив о самой внушительной из них – египетской пирамиде (чья форма не оставляет сомнений в том, где тут верх, а где низ в отличие от кубиков современных зданий) – структуру краткой новости сравнили с «перевернутой» («опрокинутой») пирамидой, решив начать с «основания» – с ответа на шесть вопросов «формулы Квинтиллиана», а дальше располагать весь материал по убывающему интересу.

Репортер располагает все, о чем хочет сообщить, начиная с самого важного. В результате получается конструкция, известная с тридцатых годов ХХ века как «перевернутая пирамида» (inverted piramid). Основание, опора такой «пирамиды» при этом оказывается вверху; происходит слияние информативного и оперативного поводов, их концентрация. Сколько не сокращай с конца, отсекая лишнее, при такой структуре новость устоит. Рейтинг «смысловых зерен» будет соответствовать правде факта. Примерно так была создана, освоена и активно используется по сей день специфическая литературная форма оперативных событийных откликов – так называемые жесткие новости (hard news).

В хронике принцип перевернутой пирамиды используется для установления рейтинга ведущих ответов по «формуле Квинтиллиана». Последовательность ответов – на выбор журналиста. Составляя «пирамиду», журналист демонстрирует тем самым избирательность, творческую активность, во многом – свою оценочную и нравственную позицию.

В емком абзаце происходит дифференциация между первой, второй и, если нужно, третьей фразами (опять-таки, по принципу убывающего интереса: самое важное – вначале).

В форме же заметки из двух абзацев «в стиле hard» идея перевернутой пирамиды оказывается ведущим конструктивным принципом, особо выделяя первую ведущую фразу как «лид» – главную часть сообщения.

Суммирующий  лид  и  его  варианты

Для осуществления идеи «перевернутой пирамиды» в сообщении репортера выделяется «лид» – ведущая фраза, открывающая сообщение. Лид – это та же хроникальная строка, но это и ответственное начало репортерского материала. Вслед за англоязычными репортерами, эту часть сообщения стали называть «лид» (lead), объединяя с такими однокоренными словами как «лидер», «лидировать» – «вести», «быть ведущим». (Предполагается, что если в кратком сообщении есть и дополнительная информация, помимо основной, – она идет за лидом.)

Лид требует особого внимания, нередко выделяется шрифтом: он должен вовлечь читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес. А еще лид известен как «нос» сообщения, который помогает «принюхаться» к событию. И это не просто начало, преамбула к чему-то главному, он и есть самое главное.

Лид говорит о главном в новости, выделяет наиболее важный элемент сообщения – его итог в виде основных информационных параметров и, кроме того, устанавливает тон повествования.

Начало жестких сообщений, основание «перевернутой пирамиды», составленное по рецепту «формулы Квинтиллиана», носит название «суммирующий лид» (summary lead).

Другое его название – Прямой лид: репортер прямо излагает ситуацию в виде итога, пользуясь собранными воедино главными параметрами происшествия, их «суммой». В отличие от арифметической суммы, части которой сливаются, единый ответ журналиста на шесть вопросов должен располагать ответы в какой-то последовательности. Уточняя основные характеристики факта, автор подчеркивает ответ на какой-то один из вопросов: «кто» или «что», «когда» или «как», «при каких обстоятельствах» совершил действие или оказался к нему причастен, выделяет те или иные «смысловые зерна» интересной и важной новости.

Разновидности суммирующего лида

Лид «одноэлементный». Используется, если в новости есть сильный момент, который следует выделить (все сосредоточено на имени или на итоге или на времени происшествия. Например, заход с «что» – это важность результата, первостепенное значение конкретизации итога. Конфликтные новости, спортивная хроника часто особо отмечают: «где» и «как». Заход с «кто» подчеркивает главное действующее лицо. Такое начало заметки называется «лидом одного элемента».

От предложенных вариантов жесткой конструкции может кардинально меняться смысл новости. Выделяется то, что журналисту хочется выделить, и это заметно при сопоставлении публикации разных изданий и разных агентств, откликающихся на одну тему. Так, однажды в центральной советской газете дали подборку очень разных сообщений о благополучном приводнении американских астронавтов, завершивших свой полет: в то время как американское информационное агентство, сдержанно ликуя, выделяло героев (элемент «кто»), другое агентство, советское, более чем сухо, добросовестно перечисляло «где» и «когда» состоялся финиш. Во втором случае действующие лица, масштабность их деяния не выделялись; автор как бы отказывал событию в яркости и подготавливал соответствующее восприятие («Ну и что?..», дескать, ничего существенного не произошло...).

Лид «двух элементов». Если особо важны связки «кто – почему» или «что – как», «что – когда» и т. п., необходимо конструировать лид иной.

Расширенная заметка

В ряде случаев материал, собранный репортером, и тяготеющий к форме жесткой новости, при литературной обработке подается как развернутое сообщение. Расширенная заметка целесообразна, если:

во-первых, если есть не одно, а несколько «смысловых зерен» происшедшего (в одном событии – несколько событий, и о каждом надо рассказать); это так называемая многосоставная расширенная заметка;

во-вторых, новость односоставная (об одном событии): повествование развернуто за счет подробностей, без которых ситуация выглядела бы недостаточно проясненной, факт казался бы менее значительным.

Структура «составного» или «многоцелевого» сообщения:

1. Лид «смысловое зерно А», «смысловое зерно В».

2. Материал, подкрепляющий лид (часть ответов на главные шесть вопросов, расширение какого-то из этих ответов).

3. Вспомогательный материал. Подтемы. Предыстория.

4. Дополнительные моменты, связанные со «смысловыми зернами» «А» и «В». Отклики и экспертиза.

Структура односоставного расширенного сообщения повторяет обычную структуру заметки. С той только разницей, что расширяются за счет подробностей вторая и четвертая позиции.

1. Лид с четко проявленным «смысловым зерном».

2. Уточнение лида. Здесь, обычно, даются развернутые ответы на один или два вопроса «формулы Квинтилллиана», уже прозвучавшие кратко в лиде. Чаще всего, развернут ответ на вопросы «кто» или «как», «при каких обстоятельствах».

3. Подкрепляющий материал (не само событие, но что-то, связанное с ним, оттеняющее его – предыстория, похожее событие…).

4. «Возврат к теме», к «смысловому зерну», расширенное мнение эксперта или свидетельство очевидца.

И в том, и в другом случае текст расширенной заметки конструируется в соответствии с теорией прямого лида, так же, как и текст заметки в два абзаца. Суть сообщения сконцентрирована в первых фразах. Это основное положение теории прямого лида: главное содержит лид, затем следует материал, развивающий лид, затем вторичный, менее важный материал, и возвращение к теме (линейная композиция).

Случается, однако, что акцент прямого лида ничем не обоснован, явно произволен, когда само событие не дает оснований для выпячивания итога – не особенно важного, не нового и т. п. И просто берет верх привычка строить повествование как «перевернутую пирамиду», располагая факты по убывающему интересу, выделяя то, что лишь кажется важным журналисту. Особенно наглядно проявляются эти «произвольные вариации на тему» при сопоставлении публикации разных изданий и разных агентств, одновременно откликающихся на актуальную тему.

Развернутая жесткая новость менее напориста, нежели краткая, и, часто, менее оперативна. В ней, как правило, усиливается эффект внушения, четче ощущается оценочное отношение к факту и обстоятельствам.

Редакторы отделов новостей настаивают на том, что речь не о простом увеличении протяженности сообщения, но о большей, необходимой в данном случае, обстоятельности в передаче интересных или полезных новостей. К примеру, расширенное «уточнение лида» появляется из-за необходимости дать развернутый ответ на вопрос «кто». При обычном односоставном лиде, опирающемся на «кто», происходит «немедленная идентификация», дается точный и краткий ответ на вопрос о действующем лице; центр новости – личность как субъект действия, обычно – известный человек. «Затянутая идентификация» используется в расширенной заметке, когда лицо само по себе не являет «персону», но стало важным в результате совершенных действий (например, убийства); в этом случае в лиде – краткая фиксация «кто» (например, ситуативная характеристика сбежавший преступник), подробные сведения уходят в «уточнения по лиду».

Другой резерв расширения жесткой новости, не мешающий концентрации «идеи», вписывающийся в рекомендации теории прямого лида, это расширение «возврата к теме» в завершении заметки. Сколько угодно (в пределах разумного) могут расширяться высказывания экспертов и свидетельства очевидцев – и в пересказе и в виде обстоятельных цитат.

Может пойти вразрез с рекомендациями теории прямого лида только неоправданное расширение вспомогательного, подкрепляющего материала (не о самом событии, а о его предыстории или другом факте, близком к главному происшествию, оттеняющим его). Если «третья позиция» перевешивает, собирает все внимание, тогда может разрушиться вся конструкция «перевернутой пирамиды», обозначающая расположение материала по убывающему интересу; «зерно» новости, сфокусированное в лиде, уже не будет главным акцентом заметки, нарушится «идея» репортерского выступления. Поэтому насыщать подробностями «третью позицию» надо очень осторожно, если мы пишем расширенную заметку, стараясь сохранить ту идею, которая была бы и в кратчайшем сообщении об этом событии.

Но, создавая заметку, репортер может и намеренно разрушить «линейную структуру», намеренно переключить внимание на другое «смысловое зерно», выявить другую «идею» сообщения.

Вопросы саморедактирования новостей «в стиле hard»

Главный критерий качества – заметка должна читаться легко и быть совершенно ясной без дополнительных пояснений и уточнения смысла. При всей краткости текст должен быть достаточно длинным, чтобы включать основные сведения. Если заход слишком сложен, стоит «распутать» громоздкую фразу, разбив ее на две части, на два предложения.

Короткие фразы – дело хорошее, но если они следуют одна за другой, они «монотонны как частокол» (говоря словами, одного из редакторов американского Агентства АП). Их надо уравновешивать более длинными. И в то же время – смелее «скручивать» и объединять фразы (особенно после того, как произведены все возможные сокращения по отдельным словам), помогая читателю преодолевать пространство текста.

Непрофессионализм репортера часто обнаруживает себя и в так называемом «индюкословии» – невнятном бормотании, нечетких словах, объединенных в большой период (Невозможность предсказать продолжительность оппозиции к ликвидации сегрегации...). Подобное возникает, когда репортер в погоне за краткостью пытается «скрутить» в один клубок, в емкую первую фразу слишком многое, причем выбирает слова-штампы так называемого «газетного языка».

Важно убедиться, что достигнута исчерпывающая краткость» путь к искомому результату уплотнение и упрощение материала. «Уплотнение» – эффект туго скрученной пружины, четкий ритм фраз (писать не вяло, но «упруго»). Однако при уплотнении, скручивании фраз есть вероятность нарушения принципа простоты – удобства мгновенного восприятия. «Упростить» – написать как можно выразительнее и понятнее, заменить слова на простые и точные, чтобы читатель мгновенно воспринял все, не перечитывая. Есть опасность искажения смысла в погоне за краткостью, емкостью фраз. Часто факты «упрощаются» с целью добиться краткости, но при этом меняются до неузнаваемости. В азарте обработки факта иной раз обнаруживается, что слишком рьяное обстругивание материала ради краткости и более целеустремленного «удара фактом» грешит против истины. Возможно, «пережимается» трагическая ситуация: пожар кажется грандиознее, перспектива гибели реликтовых серых китов из-за загрязнения океана или отставка правительства – делом завтрашнего дня…

Жесткие новости – именно та форма, которая кажется «простой фиксацией», «документальным отображением» реальности, максимально объективированной «чистой информацией». Однако, как и другие формы, в которые воплощается поиск репортера, жесткие новости способны «подсвечивать», порой – тенденциозно подавать, а порой и искажать факты – вольно или невольно (например, часто из-за того, что если сделано плохо, непрофессионально). Журналисту так просто умолчать о том, о чем говорить не хочется... Например, сообщение, что страна отказалась участвовать в международной экологической конференции может выглядеть просто «отрицательным» фактом. Но если чуть расширить новость, добавить один штрих, прояснив подоплеку, окажется, что тут политический демарш (не было приглашено одно из государств, и отказ другой страны стал демонстрацией солидарности).

«Заостряя и нацеливая» свой материал, выявляя и подчеркивая «смысловые зерна» сообщения, стоит несколько раз проверить свое произведение, имея в виду правдивость, – соответствие того, что получилось, реальной ситуации – и точность, подразумевающую возможную степень объективности при расстановке акцентов.

«Враги» краткой новости:

· перегруженность лида,

· оттеснение новости на задний план,

· монотонность,

· неясности.

Надо еще раз убедиться, что компоновка разумна, что факт, выбранный в качестве главного объекта, подан правильно – что верен центр новости. Убедиться, что написанное ясно и понятно. Что в тексте есть сконцентрированная энергия «пружины», сила удара «кулака», выброшенного вперед... И есть ощущение легкости, изящества фраз, «опрятности», есть чувство удовлетворенности оттого, что вы, автор, сумели и передать суть события, и скрыто прокомментировать его, «просто сообщив».

Вопросы для повторения

1. Проясните суть терминов «емкий абзац» и «суммирующий лид».

2. Что такое «перевернутая пирамида»?

3. С чего начинать сообщение новости? (Варианты лидов)

4. В чем смысл новости «с двойным дном»?

5. Как проверять и поправлять текст своей «жесткой» новости?

СООБЩЕНИЯ  С  ПОДРАБОТКОЙ  ФАКТОВ
«МягкИЕ»  и  УгЛУБЛЕННЫЕ  НОВОСТИ

Углубленные новости

В углубленной новости сегодняшнее происшествие интересно лишь в свете событий вчерашних; подчас, то, что произошло сегодня, выступает лишь информационным поводом для репортера – поведать о том, что случилось прежде.

Благодаря своей специфике, углубленные новости часто используют для того, чтобы подогреть интерес к уже «остывающему» событию, снова вернуться к нему, использовав в качестве информационного повода какие-то его отголоски. Так происходит, к примеру, после громкого убийства, акта террора, катастрофы и пр.

Особый вариант углубленной новости – популяризация. Когда надо прояснить суть открытия, используется не только образный пересказ, но и дополнительная информация, возникающая в свете предыстории. Тот же прием используется, когда надо уточнить сведения об инициаторах общественного движения, или авторе романа-бестселлера, или о прежних должностях и заслугах человека, ставшего министром или губернатором и т. п. – во всех этих случаях совершенно естественно текстовое расширение (и тематическое «углубление») сообщения о злободневном событии.

Углубленная новость – это факт + подробное досье на данный факт.

В такой новости как бы разворачивается «экспертиза» факта, без настоящего комментария: в наглядном сопоставлении оказываются подробности и расширенные отклики. Углубленная новость дает факт-итог как заявку темы, позволяя «заглядывать за спину факта», – прояснять для читателя и публицистически заострять сообщение

В углубленной новости варьируются и совершенствуются приемы, создающие эффект «движения вглубь», по направлению к интерпретации факта, высказывания или поступка, однако без открытого комментария.

Часто здесь возникают обобщающие сопоставления. Кроме констатации, что свойственно большинству новостей, используются и приемы «картинок», фрагментарно отражено образное восприятие.

Читателю, который знакомится с событием, бывает интересно узнать предысторию, для того чтобы предположить, каким образом можно интерпретировать факт, и «подсказка» журналиста в этом направлении воспринимается как дополнительное, не менее интересное сообщение.

Структура углубленной новости. Первый абзац углубленная новость может заимствовать как у «жесткой», так и у «мягкой» новостей, т. е. открываться либо суммирующим лидом, либо одним из многочисленных вариантов лида «специального».

Основную часть составляют: 2–3 абзаца подробностей; далее – предыстория (почва, на которой «взросло» событие), далее – возвращение к событию в свете предыстории («абзац-связка») и дополнительные сведения о его возможной подоплеке. Например, вводный абзац:

6 марта два сержанта 19 отделения милиции Москвы пытались задержать на улице подозрительного гражданина. В перестрелке один сержант был убит, другой ранен, а подозрительный гражданин задержан. Он тоже оказался милиционером.

После вводного абзаца, ситуация раскрывается в ярком, с элементами «картинок», рассказе о том, как сотрудники двух разных столичных отделений милиции, будучи в штатском, патрулировали, пытаясь предотвратить угоны машин; причем маскировались так ловко, что коллеги друг друга не узнали и, в итоге… перестреляли друг друга. Причина трагедии, по мнению их начальника, в том, что один из оперуполномоченных принял милиционеров за бандитов.

Частый прием углубленных новостей – подача событий в обратной временной последовательности, начало – с яркого эпизода.

Вопросы для повторения

1. Когда репортер выбирает форму «мягкой» новости?

2. Перечислите известные вам «специальные» лиды.

3. Что такое «говорящие обстоятельства»?

4. Какими способами достигается «углубление» новости?

5. Как в углубленных сообщениях используют «двойной план» и сопоставления?

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.