Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-06-01 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В основу Программы положены идеи возрастного, личностного и деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Возрастная характеристика детей дошкольного возраста 3-4 года.
Физическое развитие | 3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой). Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. 3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой). |
Социально- коммуникативное развитие | К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым. Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. |
Речевое развитие | Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения. |
Познавательное развитие. | В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения. объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы память. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать. Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением. Несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут. |
Художественно- эстетическое развитие | Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей. В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей. |
|
|
|
Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
· ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности;
· проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
|
· способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
· активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
· способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
· ребѐнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки грамотности;
· у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
· склонен наблюдать, экспериментировать. обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
· ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержательный раздел
Содержание педагогической работы
В содержательном разделе представлены:
– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие
|
Методики проведения образовательной деятельности по разным видам построены таким образом, что программные задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Форма организации ОД как групповые, так и по подгруппам. При организации педагогического процесса осуществляется оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В практической деятельности применяются исследовательские и опытно-экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать педагогический процесс.
Работа с детьми организуется в следующих формах:
- Образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми.
- Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения.
- Самостоятельная деятельность дошкольников. Педагоги создают условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по интересам и желанию детей.
Предельно допустимая образовательная нагрузка не превышает установленных норм СанПиНа 2.4.1.1249-03.
Во все виды ОД включаются пальчиковые упражнения с целью развития мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие психических процессов, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы.
Физкультурные минутки проводятся с целью смены деятельности физической нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. 2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на прогулке. Обучение заканчивается в мае. К этому времени дети овладевают знаниями, умениями и навыками согласно Основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ.
День недели | Направление деятельности | Время проведения |
Понедельник | 1. Познавательное развитие (ознакомление с окружающим) 2. C оциально-коммуникативное развитие (с/р игры) 3. Физическое развитие | 9.00.- 9.15. 9.25 -9.40 16.00-16.15 |
Вторник | 1. Познавательное развитие (ФЭМП) 2. Физическое развитие Традиции: Творческая гостиная | 9.00 – 9.15. 9.25 -9.40 2 половина дня |
Среда | 1. Художественно-эстетическое развитие (конструирование) 2. Художественно-эстетическое развитие (музыка) Традиции: Сладкий вечер | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.40 2 половина дня |
Четверг | 1.Речевое развитие 2. Физическое развитие Традиции: Вечер игры | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.40 2 половина дня |
Пятница | 1. Художественно-эстетическое развитие (музыка) 2. Художественно-эстетическое развитие (лепка/рисование) Традиции: Вечер приятного досуга | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.40 2 половина дня |
Чтение художественной литературы интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в ходе режимных моментов.
2 половина дня:
Понедельник – ПДД
Вторник – ОБЖ
Среда – ПБ
Четверг – опытно-экспериментальная деятельность
Пятница – СЭБТ
Кружковая работа (2 половина дня):
Младшие группы - 1 раз в неделю (среда)
Продолжительность образовательной деятельности 15 мин.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребѐнка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
1. «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Развитие коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности» (ребенок входит в мир социальных отношений, познает себя и других).
2. «Развитие игровой деятельности» (в игре ребенок развивается, познает мир, общается)
3. «Трудовое воспитание» (развиваем ценностное отношение к труду)
4. «Основы безопасности» (ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мир)
5. «Нравственно – патриотическое воспитание»
Направление 1:
«Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.
Цель: развитие коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности» (ребенок входит в мир социальных отношений, познает себя и других)
Задачи:
- пробуждение эмоциональной отзывчивости;
- приучение к выполнению элементарных правил поведения;
- освоение способов взаимодействия со сверстниками;
- воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- воспитание культуры общения;
- обогащение социальных представлений;
- развитие положительной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений;
- формирование представлений о мире, о многообразии стран и народов мира, нравственных качествах, социальных ролях людей.
Направление 2:
Развитие игровой деятельности (В игре ребенок развивается, познает мир, общается).
Цель: обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие, создание условий для активной, разнообразной, творческой игровой деятельности.
Развитие игровой деятельности.
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого- педагогической работе, а не только в одной из областей. Учитывая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника игре посвящается отдельная глава.
Основные задачи.
· Создание условий для развития игровой деятельности детей.
· Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.
· Развитие у детей интереса к различным видам игр.
· Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно- эстетическое и социально-коммуникативное).
· Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.
· Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная образовательная деятельность детей | ||||
· Сюрпризные игровые моменты · Игровые моменты-переходы от одного режимного процесса к другому · Игры-наблюдения · Подвижные игры · Сюжетно-ролевые игры · Строительные игры | Индивидуальная | Групповая | Коллективная | ||
Игры по выбору Игры-«секреты» | Игры рядом Игры по инициативе детей Игры«предпочтения» | Игры-«события» Игры«сотворчество» | |||
Регламентированная образовательная деятельность детей со взрослыми | |||||
Прямое руководство игрой | Косвенное руководство игрой | ||||
Игра-беседа. Игровые обучающие ситуации Игра-занятие Игра-драматизация Игра-эксперимент Игра-моделирование | Через предметно- игровую среду Проблемные ситуации Игры-путешествия Игры-развлечения Игры-аттракционы | Через сверстников Совместно-игровые действия Игра-диалог Режиссерские игры | |||
Совместная образовательная деятельность детей, педагогов и родителей | |||||
Индивидуальная | Групповая | Межгрупповая | |||
Народные игры Развивающие игры Строительные игры Технические игры | Игры на установление детско - родительских отношений Игровые тренинги Досуговые игры | Игры-конкурсы Неделя игры и игрушки в детском саду Игровые досуги и праздники | |||
| Мини-походы, экскурсии Физкультурные досуги Спортивные праздники, соревнования Дни здоровья Смотры, конкурсы Театрализованные представления Фольклорные праздники | ||||
Психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельностью.
Программа предполагает комплексный метод руководства игрой (по методике Е.В.Зворыгиной, С.Л.Новосёловой).
Обеспечение педагогических условий развития игры | Педагогическая поддержка самодеятельных игр детей |
Обогащение детей знаниями и опытом деятельности | Развивающая предметно-игровая среда |
Передача игровой культуры ребёнку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры | Активизация проблемного общения взрослого с детьми |
Программа рекомендует использование игр в соответствии с классификацией игр дошкольного возраста (по Е.В.Зворыгиной, С.Л.Новосёловой).
Игры, возникающие по инициативе детей | Игры, возникающие по инициативе взрослого | Народные игры |
Игры- экспериментирования: -игры с природными объектами; -игры с игрушками; -игры с животными. | Обучающие игры: -сюжетно-дидактические; -подвижные; -музыкально-дидактические; -учебные. | Обрядовые игры: -семейные; -сезонные; -культурные. |
Сюжетные самодеятельные игры: -сюжетно- отобразительные; -сюжетно-ролевые; -режиссёрские; -театрализованные. | Досуговые игры: -интеллектуальные; -игры-забавы, развлечения; -театрализованные; -празднично-карнавальные; -компьютерные. | Тренинговые игры: -интеллектуальные -сенсомоторные -адаптивные |
Досуговые игры: -игрища; -тихие игры; -игры-забавы. |
Направление 3:
«Трудовое воспитание»
(Развиваем ценностное отношение к труду).
Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
· Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. (Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества).
· Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности).
· Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. (Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности).
· Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. (Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда).
· Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.
Методы организации труда
>
Направление 4:
«Основы безопасности» (Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире).
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Задачи:
· формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
· приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
· передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
· формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения:
· Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке.
· Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке.
· Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил.
· Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
Основные направления работы с детьми |
Направления работы с детьми дошкольного возраста |
1. Формировать представления о некоторых видах опасных ситуаций (бытовых, социальных, природных). 2. Формировать представления о некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях, в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой). 3. Приобщать к способам безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (при использовании колющих и режущих инструментов, бытовых приборов, на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрёстков, при перемещении в лифте, автомобиле) и учить следовать им при напоминании взрослого. 4. Учить обращаться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации. 5. Стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям. 6. Расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе. 7. Расширять и уточнять представления о способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, различных видах детской деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной). 8. Обеспечивать освоение способов безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях и использование их без напоминания взрослого. 9. Обучать способам обращения за помощью к взрослому в стандартной и нестандартной опасной ситуации. 10. Поощрять предложение помощи другому в стандартной опасной ситуации. 11. Поощрять осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям |
Направление 5:
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!