Если в произведении соблюдается соответствие характеров обстоятельствам и герои оказываются такими, какими они могли стать в определенных условиях, произведения могут быть названы реалистическими. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Если в произведении соблюдается соответствие характеров обстоятельствам и герои оказываются такими, какими они могли стать в определенных условиях, произведения могут быть названы реалистическими.

2021-06-01 46
Если в произведении соблюдается соответствие характеров обстоятельствам и герои оказываются такими, какими они могли стать в определенных условиях, произведения могут быть названы реалистическими. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ориентация на действительность дает себя знать и в принципе создания художественной формы: в сюжетосложении, в композиции они опираются на объективные процессы жизни. Поэтический язык создается с учетом определенных закономерностей действительности.

Именно реалистическое направление со второй половины ХIХ века становится определяющим в детской литературе.

 

Модернизм – (от франц. moderne – новейший, современный) – направление в литературе и искусстве конца ХIХ – начала ХХ века, отразившее кризис сознания, который был связан с пересмотром отношения к действительности, осмыслением стремительно меняющегося мира, ощущением грядущих социальных потрясений.

Характерные черты модернизма: интерес к частному, единичному, индивидуальному; эстетизм; элитарные концепции искусства; идея синтеза искусств (поэзии, театра, музыки, живописи и др.); культ формы и слова; идея преобразующей роди искусства.

Основные течения в литературе русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

 

 

В первые десятилетия ХХ века возникает социалистический реализм.

Его отличительными чертами стали партийность, народность, изображение действительности в её «революционном развитии», пропаганда героики и романтики социалистического строительства.

В последние десятилетия ХХ века новое поколение писателей выступило с произведениями, не укладывающимися в рамки социалистического реализма (Н. М. Рубцов, Ю. В. Трифонов, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, В. Г. Распутин, В. П. Астафьев, В. М. Шукшин и др.). Ведущими темами их произведений становятся возрождение нравственной традиции и взаимоотношения человека и природы.

В литературном процессе последних лет определились два течения: постмодернизм (сознание иллюзорности происходящего, смешение разных художественных методов, стилевое влияние авангардизма – Саша Соколов, В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая, Т. Ю. Кибиров, Д. А. Пригов) и постреализм (традиционное для реализма внимание к судьбе частного человека, пытающегося самоопределиться в условиях унижающей его повседневности – В. М. Маканин, Л. С. Петрушевская).

 

Художественный стиль

Термин «стиль» произошёл от греческого названия заостренной палочки (stylos), которая служила во времена античности для письма на тонких пластинках, покрытых воском. Уже со времён Античности слово «стиль» стало пониматься в переносном значении: почерк, особенности письма.

Это понятие используется в лингвистике, искусствознании и литературоведении. В лингвистике стиль – функциональная разновидность языка. Различают разговорный и литературный (книжный, письменный); официально-деловой, научный, публицистический стили.

В литературоведении стиль – одна из ключевых и в то же время многозначных, подвижных категорий.

В широком смысле – это общие формальные особенности литературных направлений, течений. Говорят о стиле классицизма, романтизма, и т. п. Для сентиментальной прозы, например, характерны такие стилевые особенности, как психологизм (интерес к воссозданию внутреннего мира обычного человека), сентиментальный пафос (особая «чувствительность»), широкое использование просторечных слов и оборотов речи.

В узком смысле под стилем в литературоведении понимается индивидуальная неповторимость творческого почерка, т. е. система языковых средств и художественных приёмов, характерных для отдельного произведения или всего творчества писателя. В индивидуальном стиле отражается жизненный опыт автора, его мировоззрение, особенности психики. Итальянская сказка «Тайна Флорио», вошедшая в круг детского чтения, завершается такими словами:

«Посмотрите на статуи, ваше величество. Они безмолвны, но и сейчас они кричат о том, кто их изваял. Всякое создание искусства, будь то картина, скульптура, музыка, говорит голосом своего творца».

«Своим голосом», своим стилем обладает и каждый талантливый детский писатель. Для А. Гайдара характерно особое построение авторской речи, отражающее искреннее отношение повествователя или рассказчика к происходящему. Обычно это живая, непосредственная беседа с читателем, насыщенная восклицательными конструкциями, разговорно-просторечными интонациями.

Особенностями стиля Э. Успенского являются сочетание жизнеподобия и фантастики как форм отражения действительности; повторяющийся конфликт (одни герои строят и перестраивают мир по своим игровым правилам, другие им мешают); интенсивно используемый принцип пародии.

Для прозы Ю. И. Коваля характерна живописность, переплетение лирического и комического начал, цельность образов персонажей, органическое чувство слова, мелодии речи.

Но и в произведениях одного автора стили могут меняться. Это зависит от темы, жанра, эволюции мировоззрения писателя. Так, стиль Л. Н. Толстого-романиста резко отличается от стиля его произведений, написанных для детей, и от его «народных» рассказов.

Таким образом, стиль имеет отношение и к системе языковых средств (фонетика, лексика, синтаксические фигуры), и к системе художественных приёмов (принципы построения художественного образа, устойчивые мотивы, соотношение сюжетности и описательности и др.). Мы можем говорить о стиле одного произведения, о стиле всего творчества писателя, о стиле течения, направления или даже едином стиле эпохи (модерн).

Суммируя вышесказанное, стиль можно охарактеризовать как «эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определённой оригинальностью и выражающее некое содержание» (А. Б. Есин. Стиль // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец. М., 2000. С. 352).

Художественный стиль наиболее полно проявляется через систему стилевых доминант, т. е. качественных характеристик, которые и определяют своеобразие данного произведения, творчество автора в целом  или литературного направления.

В процессе анализа литературного произведения следует учитывать следующие стилевые доминанты.

1. Описательность или  сюжетность.

 Если писатель подробно, в деталях, воспроизводит особенности внешнего мира (портреты героев, пейзажи, интерьеры, вещи и т. д.), события же раскрывают некий устойчивый уклад жизни, то следует говорить об описательности, как доминанте данного произведения (рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг», повесть А. П. Чехова «Степь»).

Если внимание автора сконцентрировано на событиях, действие динамично, характеры героев и авторская позиция раскрываются прежде всего через сюжет, то доминантой такого произведения является сюжетность («фабульность» по терминологии В. В. Кожинова). Большинство произведений детской литературы сюжетны (рассказы Н. Носова, В. Голявкина, В. Драгунского, повести Э. Успенского и др.).

2. Писатель может сосредоточить внимание на внутреннем мире персонажа или лирического героя, рассказать о его чувствах, переживаниях, мыслях (лирика М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, некоторые сказки С. Козлова и др.). Такая доминанта определяется как психологизм. В конкретном произведении сюжетность, описательность или психологизм могут выступать как определяющие доминанты. Но они могут сочетаться друг с другом, например, сюжетность и психологизм в рассказах В. Драгунского и В. Железникова, повестях В. Крапивина и т.д.).

3. В зависимости от типа художественной условности выделяют такие стилевые доминаты как жизнеподобие и фантастика. Жизнеподобны рассказы для детей Д. Мамина-Сибиряка, Саши Чёрного, М. Пришвина, Ю. Сотника, произведения В. Железникова и др. Фантастика является стилевой доминантой сказок Лидии Чарской, Софьи Прокофьевой, трилогии о Незнайке Н. Носова и др. Границы между жизнеподобием и фантастикой достаточно подвижны, особенно в детской литературе («Чёрная курица или Подземные жители» А. Погорельского, «Приключения жёлтого чемоданчика» С. Прокофьевой,  «Баранкин, будь человеком!» Ю. Медведева, сказки-несказки в. Бианки и др.).

4. С точки зрения художественной речи выделяют три пары стилевых доминант:

а) стихи (стихотворения детских поэтов, стихотворные сказки К. Чуковского) и проза ((«Каштанка» и «Белолобый» А. П. Чехова, произведения для детей Л. Н. Толстого, рассказы для детей и «Дневник Фокса Микки» Саши Чёрного, рассказы Б. Житкова, Олега Кургузова и др.).

Ритмическая упорядоченность и темповая организация играют значительную роль в формировании эмоционального рисунка стиля.

б) Номинативность и риторичность связаны с мерой использования средств языковой изобразительности и выразительности. Если слово используется в его прямом значении, а синтаксис достаточно простой и естественный, мы говорим о номинативности (произведения для детей Л. Толстого, Б. Житкова, ряд стихотворений детских поэтов и др.). Обилие тропов, фигур художественного синтаксиса, повышенная эмоциональность определяется как риторичность (баллады В. А. Жуковского, стихотворения М. Лермонтова, сказки Н. Вагнера и Л. Чарской и др.).

в) Монологизм и разноречие.

Монологизм предполагает единую речевую манеру для всех персонажей, которая, как правило, совпадает с речевой манерой повествователя («Чёрная курица» А. Погорельского, рассказы Н. Носова, повести  Э. Успенского и др.). Как правило, монологична лирика.

Разноречие проявляется, прежде всего, в разнообразии речевых манер персонажей, в их изолированности друг от друга и от речи повествователя («Бежин луг» И. С. Тургенева). Однако возможно и взаимодействие речевых манер персонажей и повествователя («Детство Никиты» А. Н. Толстого).

5. Стилевой доминантой может стать характер художественной композиции. Выделяют композицию простую (события представлены в прямой хронологической последовательности, выдержаны единство места и времени, использован единый тип повествования) и сложную (нарушение хронологической последовательности, смена повествователей, пересечение разных сюжетных линий, пространственно-временные перемещения). О простой композиции мы говорим применительно к большинству рассказов для детей, сложная композиция появляется в повести Л. Давыдычева «Лёлишна из третьего подъезда», в некоторых повестях В. Крапивина, Кира Булычёва и др.

6. Значимым свойством стиля является и объем произведения. «Расчёт на большую форму не тот, что на малую, каждая деталь, каждый стилистический приём в зависимости от величины конструкции имеет разную функцию, обладает разной силой, на него ложится разная нагрузка» (Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 256).

При анализе произведения выявляется, как правило, от одной до трёх стилевых доминант.

Например, в «Лете Господнем» И. С. Шмелёва стилевой доминантой является описательность. Интерьеры, городской пейзаж, характерные черты быта – в центре внимания автора. Среди композиционных приёмов особую роль играют повтор и усиление. Принципу описательности подчиняется композиция системы персонажей: их довольно много, они равно интересны автору. Неторопливый, размеренный темпоритм усиливает впечатление обстоятельности, точности описаний. Способствует этому впечатлению и живое, «тёплое» разноречие.

Следует помнить, что те или иные стилистические доминанты возникают потому, что этого требуют конкретные содержательные задачи. Появление описательности как доминанты стиля «Лета Господня» объясняется тем, что И. С. Шмелёв ставил своей задачей нарисовать не отдельные лица и судьбы, но создать картину культурно-бытового уклада жизни торгово-промысловой среды Замоскворечья в конце Х1Х века.

Доминанты не носят абсолютного характера, например, элементы психологического изображения могут появляться в произведениях, где психологизм не является доминантой; общая номинативность произведения не исключает появления тропов и фигур синтаксиса и т. п.

В художественной литературе нередко используется стилизация, т. е. сознательное использование характерных особенностей стиля писателя, литературного направления, литературы определённого периода или жанра, в том числе фольклорных жанров (сказки А.С. Пушкина, сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик Кериб»).

Очень близки стилизациям подражания (копирование некоего литературного образца: особенностей мировосприятия автора, художественной формы произведения). Приведём в качестве примера стихотворение А. Усачёва «Кактусик», копирующее широко известное стихотворение Р. А. Кудашевой «В лесу родилась ёлочка»:

В степи родился Кактусик,

В пустыне знойной жил…

Был стройный и зелёненький,

Как будто крокодил.

Самум ему пел песенку:

Спи, Кактусик, бай-бай!

Бархан песком укутывал:

Смотри, не засыхай!

Порой тушканчик серенький

Под кактусом скакал,

Порой голодный злой койот

Рысцою пробегал.

Но вот приехал в прерию

На лошади ковбой.

И, заарканив Кактусик,

Увёз его с собой.

Теперь нарядный Кактусик

В горшочке к нам придёт.

И много-много радости

Детишкам принесёт!

Комическая стилизация, созданная с целью осмеяния, называется пародией. Пародия преднамеренно искажает, преувеличивает (утрирует) характерные черты первоисточника. Существует два вида пародий:

а) бурлеска, когда низкий предмет излагается высоким стилем;

б) травестия, когда о высоком предмете сообщают низким стилем.

Примером бурлескной игры с одической традицией является ода Бориса Заходера «Кошка Вьюшка», с мнимой патетикой воспевающая кошку, которая укладывается спать в самых неожиданных местах:

Есть много известных Кошек,

(Не говоря о Котах!)

Прославленных в разное время

И в самых разных местах.

И вот наша Вьюшка отважно

Вступает в избранный круг –

Простая рыжая кошка,

Почти без всяких заслуг…

 

Славными именами

Украшен кошачий род!

…Кот, Который Наплакал…,

…Кот Ученый… Чеширский Кот…

…Кошка из Кошкина дома…

(Как забыть о ее судьбе!)

…Первая Кошка (которая

Бродила Сама по Себе)…

 

В древнем Египте кошки

Числились даже в богах;

Есть ли на свете невежда,

Незнакомый с Котом в Сапогах?..

…И к этим-то славным Кошкам

(И знаменитым котам)

Присоединяется Вьюшка,

Которая Спит Не Там.

 

Да, Вьюшка не ищет покоя,

Уюта и темноты –

Того, что ищут все Кошки

(И некоторые Коты!).

НЕ ТАМ она спит, где надо,

А только наоборот –

ТАМ, где спать не подумает

Ни Кошка, ни даже Кот.

 

Вы спросите: «И за это,

За это к ней слава пришла?

Не за какой-нибудь подвиг

А за то, что она спала?»

Вы скажете: «Так не бывает!»

Вы фыркнете: «Ерунда!»

Вы, может быть, расхохочетесь…

А я вам отвечу: «Да!»

 

«Да, можете не сомневаться! –

Я вам скажу в ответ, -

За это и только за это

Воспел нашу Вьюшку поэт!

И верьте – на громкое имя

Имеет она все права:

Она в своем деле добилась

Небывалого мастерства!»

 

Кто может спать в мясорубке

(Если мама готовит фарш!),

На граммофонной пластинке

(Когда исполняют марш!),

Под душем (когда купаются),

На Венике (если метут),

А Вьюшка – не сомневайтесь! –

Спит себе, тут как тут!

 

Нет места в нашей квартире,

Где бы она не спала –

От А

(бажура)

До Я

(щика письменного стола).

Вы можете перечислить

(Если сможете!) весь алфавит, -

Ручаюсь, на каждой букве

Эта рыжая кошка спит!

 

Надеюсь… Нет, я уверен:

Теперь вы согласны со мной –

Слава досталась Вьюшке

Отнюдь не дешевой ценой!

Недаром толпы поклонников

Так и ходят за ней по пятам,

И просят (1) автограф у Кошки,

Которая Спит Не ТАМ!

---------------

1. Боюсь, что понапрасну!

Часто элементы пародии включаются в литературные произведения и становятся частью их художественного мира (Э. Успенский).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Творческий метод – это:

- способ повторения художественной формы произведения;

- система общих принципов отражения действительности;

индивидуальные приемы работы над произведением.

2. Существенным признаком классицизма является:

- требование «трех единств»;

- требование воспроизводить облагороженную действительность и подражать античным образцам;

 3. Существенным признаком романтизма является:

- так называемое «романтическое двоемирие», то есть устремленность к возвышенному и земному одновременно;

- яркость, выразительность и оригинальность стиля;

- наличие в произведении исключительных личностей и обстоятельств.

4. Какие черты романтизма присутствуют в балладе В. А. Жуковского «Лесной царь»?

5. Кто из русских поэтов принадлежал к направлению романтизма:

- Державин;

- Крылов;

- Жуковский.

6. Существенным признаком реализма является:

- тяготение к социальному анализу;

- воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах;

- жизнеподобные образы.

7. Какое определение стиля представляется вам наиболее точным: приведённое выше определение А. Б. Есина или формулировка О. И. Федотова, определяющего стиль как «целостную систему всех элементов, из которых состоит литературное творчество, художественное произведение и включающий их в себя литературный процесс» (Федотов О. И. Основы теории литературы. в 2-х ч. Ч. 2. Стихосложение и литературный процесс. М., 2003. С. 180). 

8. Назовите основные стилевые доминанты.

9. Подумайте, какие доминанты определяют стиль следующего фрагмента:

Встаёт заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчицею голодной

Выходит на дорогу волк;

Его почуя, конь дорожный

Храпит – и путник осторожный

Несётся в гору во весь дух;

На утренней заре пастух

Не гонит уж коров из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их не зовёт его рожок;

В избушке распевая, дева

Прядёт, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.

 

Литература

Анализ художественного текста: Эпическая проза. Хрестоматия / Сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2005.

Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1976.

Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд. М., 1989.

Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М., 2000.

Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы: учебное пособие / под ред. В. Ф. Чертова. М., 2006.

Теория литературы. Литературный процесс / Гл. ред. Ю. Б. Бореев. М., 2001.

Толмачев В. М. От романтизма к романтизму. М., 1997.

Федотов О. И. Основы теории литературы. В 2 частях. Часть 2. Стихосложение и литературный процесс. М., 2003. С. 184 – 217.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.