Родовидовые особенности литературы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Родовидовые особенности литературы

2021-06-01 61
Родовидовые особенности литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

…понятие «род литературы»

в составе теоретической поэтики

неотъемлемо и насущно.

В. Е. Хализев

В зависимости от целей и способов изображения жизни произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы (класса), получившие название литературных родов. Это эпос, драма и лирика.

Различие между литературными родами почти не сказывается на анализе художественного содержания, зато всегда влияет на анализ формы: накладывает отпечаток на сам ход анализа, диктует определенные приемы.

Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения. Эпос на ранних этапах искусства был чаще всего стихотворным (русские былины, народные песни). Разнообразные формы существуют в драматическом роде (стихотворные и прозаические сказки пьесы-сказки С. Я. Маршака). Даже лирика, по преимуществу стихотворная, иногда бывает прозаической («Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева).

Понятие литературного рода возникло в античной эстетике, в сочинениях Платона и Аристотеля. В третьей главе аристотелевской «Поэтики» говорится о существовании в искусстве слова трех «способов подражания» жизни: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных» (Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 45). Обозначенные Аристотелем «способы подражания» впоследствии и стали называть литературными родами. Это понятие характеризует как содержательные, так и формальные свойства словесно-художественных произведений.

Эпос и его виды

В переводе с греческого «эпос» означает «слово, речь». Организующим началом эпоса является повествование, то есть рассказ о событиях, явлениях жизни, о персонажах и их поступках.

Повествователь излагает события как бы со стороны (с позиции наблюдателя), вспоминая об имевшем место ранее. Поэтому повествование идет обычно в прошедшем грамматическом времени.

Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования о нем составляет весьма существенную черту эпической формы.

Повествование в эпическом произведении ведётся обычно или от лица повествователя (самой распространённоё формой является повествование от третьего лица), или от лица героя-рассказчика (повествование от первого лица).

Повествователь является посредником между изображенным в произведении и читателем, нередко выступая в роли свидетеля, истолкователя показанных лиц и событий. Текст эпического произведения обычно не содержит сведений о судьбе повествующего, об его взаимоотношениях с действующими лицами. Вместе с тем, речь повествователя обладает не только изобразительностью, но и выразительной значимостью. Она характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего. В любом эпическом произведении запечатлеваются свойственные повествователю видение мира и способ мышления.

Повествование взаимодействует с другими способами эпического изображения – описаниями, высказываниями действующих лиц (их диалогами и монологами). Художественный текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей.

Характеры эпических персонажей могут быть сложными, обладающими множеством черт и свойств, находящимися в движении, развитии.

Эпос обладает полной свободой в организации художественного времени и пространства, может объективно изображать реальную действительность, исследовать сознание автора и действующих лиц (авторские отступления, формы монолога, диалога, полилога). То есть, эпос обладает способностью поглощать в себе элементы и лирики, и драмы, адаптируя их в общей повествовательной структуре. Средства предметной изобразительности здесь используются наиболее свободно и широко.

Произведения эпического рода не знают ограничений в объеме текста. Это могут быть и короткие рассказы, и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение.

Литературный род не может существовать непосредственно, он проявляется через вид (жанр).

Жанр – исторически складывающийся вид художественного произведения. Он свойственен произведениям разных эпох и направлений.

Жанрообразующими признаками являются:

а) содержание произведения (тематика, проблематика);

б) пафос произведения;

в) характер конфликтов и их развитие в сюжете;

г) способ повествования;

д) система образов;

е) отношение автора к изображаемому;

ж) изобразительно-выразительные средства.

Итак, в литературоведении жанрами называют группы произведений внутри литературных родов, объединенные общими формальными, содержательными или функциональными признаками.

Следует заметить, что далеко не все произведения имеют чёткую жанровую природу.

 

Некоторые жанры возникли в глубокой древности, когда словесное творчество существовало в устной форме. Другие образовались намного позже. В ходе исторического развития литературные жанры претерпели значительные изменения. Они усложнялись по форме и обогащались новым содержанием.

Обратимся к эпическим жанрам, вошедшим в круг детского чтения и разрабатываемым детской литературой.

Мифы – древнейшие сказания, в которых отразились фантастические представления первобытных людей об окружающем их мире и о самих себе. В мифах рассказывается о происхождении мира, о богах и бессмертных героях, о чудовищах, олицетворяющих силы природы. В них сказалось и бессилие первых людей перед непознанными законами природы и общества, и страстное желание познать эти законы, овладеть ими. 

Лучше всего, конечно, в позднейших пересказах и переделках, до нас дошли древнегреческие мифы. Мифы стали исходным материалом для создания других жанров.

К мифам близки легенды – полуфантастические сказания о действительно происходивших событиях и реально живших людях. Так, в Древней Греции были широко распространены легенды о войне греков с жителями города Трои в ХII веке до нашей эры. Эти легенды оформлялись бродячими певцами в виде эпических песен, прославлявших подвиги героев.

В устной поэзии восточнославянских народов подобные героические песни получили название былин.

Сказки стали излюбленным жанром устной поэзии всех народов. Возникнув еще во времена мифотворчества, первые сказки очень близки к мифам (волшебные сказки и сказки о животных). Из фольклора сказка пришла в письменную литературу. Возник жанр литературной сказки (сказки А. Погорельского, В. Ф. Одоевского, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. П. Ершова). Временем расцвета русской литературной сказки стал рубеж ХIХ – ХХ вв., когда проявился интерес писателей к миру фантазии, мифологическим и фольклорным истокам русской культуры. Таковы мифопоэтические сборники А. М. Ремизова «Посолонь» (1906) и «К Морю-Океану» (1907). В необыкновенном мире этих сборников причудливо соединились детские игры, игрушки, обряды, поверья и преданья народа, сказки и апокрифы, слившиеся с живыми, яркими картинами природы. Замечательные сказки для детей создали К. И. Чуковский и С. Я. Маршак.

При определении эпических жанров имеет значение их противопоставление по объему. Литературоведческая традиция выделяет жанры большого объема (роман, эпопея), среднего (повесть) и малого (рассказ).

Самыми распространенными жанрами повествовательной детской литературы нового времени являются рассказ и повесть.

Рассказ как эпический жанр обычно предполагает повествование об одном, но ярком, значимом событии в жизни героя. Он невелик по объему, динамичен, количество действующих лиц незначительно. Сюжет рассказа составляет какое-нибудь характерное событие, дающее писателю возможность представить интересующую его жизненную проблему и показать своего героя более или менее полно. В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит характер сюжетной развязки или эмоционального финала. Но концовка может демонстрировать и неразрешимость конфликта (в таком случае мы говорим об «открытом» финале). Малый объем диктует своеобразные принципы поэтики, конкретные художественные приемы. Так, в рассказе не может быть длинных описаний, для него характерны не детали-подробности, а детали-символы.

Таким образом, рассказ идеально соответствует особенностям восприятия читателя-ребенка. Он позволяет кратко и доступно раскрыть перед детьми многообразие быстро меняющейся жизни. Рассказы для детей и о детях создавали  в ХIХ веке К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов и другие русские писатели. Расцвет рассказа в детской литературе приходится на ХХ век.

Интенсивное развитие жанра рассказа и интерес к нему многих авторов привели к появлению различных жанровых модификаций.

Рассказы-миниатюры создал и включил в свои учебные книги («Азбука», «Новая азбука») Л. Н. Толстой. Это рассказы в несколько строчек, состоящие из простых предложений:

«Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры».

Развивается дидактический (М. Зощенко, В. А. Осеева, Р. Погодин, Н. Артюхова, С. Георгиев и др.;

  исторический (С. П. Алексеев, А. Митяев, Б. Алмазов и др.);

юмористический (Н. Носов, Ю. Сотник, В. Драгунский);

  природоведческий (В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин, К. Паустовский, Ю. Коваль и др.), в том числе и зообеллетристический рассказ, основоположником которого стал Л. Н. Толстой («Лев и собачка», «Булька», «Мильтон и Булька» и др.). Толстой знакомит детей с повадками животных, наделяет их индивидуальными чертами характера. Традиции Толстого будут развивать Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, А. П. Чехов, детские писатели ХХ века;

   игровой (О. Кургузов, Ю. Вийра, М. Есеновский, Т. Пономарева, Тим Собакин и др.) рассказ. Специфика детской литературы для дошкольников и младших школьников настоятельно требует сказочных и игровых элементов. Материал для игры, фантастики, сказки дает сама природа. Его можно почерпнуть и в самой обыденной жизни.  Для авторов игровых рассказов важны язык текста, игра смыслов. Привычные фразеологические сочетания прочитываются ими по-новому, звучат интригующе. «Игровым называется тот текст, где фантазия автора создает небыличный мир. Здесь соединяется несоединимое, происходит игра понятиями…» (З. А. Гриценко. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. М., 2004. С. 175).

Повествователь в таких рассказах – такой же игровой персонаж, как и мир, в котором он функционирует, мир на грани реальности и фантастики. Пограничным является часто и место действия.

Игровой рассказ многофункционален. Он не только чтение для детей, но и ребяческая потеха для взрослых, прежде всего для самих авторов, переходящая в материал для размышлений. Приведём в качестве примера маленький рассказ Ю. Вийра «Площадь у Кремля» из книги «Кот Петра Великого, летающий балкон и другие завиЙральные истории»:

«Давно это было. Ванюше, внуку царя Иоанна 111, ещё не исполнилось года, ходить мальчуган не умел и, сидя на лужайке в деревянном манеже, играл с игрушками: лошадками, зайчиками, бегемотиками. Одну за другой выбрасывал из манежа, а мамки и няньки подбирали игрушки и возвращали обратно. А он их снова выбрасывал. Когда мамки и няньки, заболтавшись, забывали поднимать игрушки, Ваня хмурился и грозил кулачком. Мамки и няньки посмеивались: «Ох и грозен наш Иван!» Прозвище к Ванюше прилепилось. Как царя Ивана 1У называют? Иваном Грозным, не иначе. А на месте зелёной лужайки, где стоял его манеж, теперь Манежная площадь».

Для детской литературы характерно стремление к циклизации. Появляются циклы рассказов и сказок, объединенные сквозными персонажами и рассказчиком. Это рассказы Ю. Сотника о Лёше Тучкове («Как я был самостоятельным», «Маска», «Как меня спасали», «На тебя вся надежда» и др.), цикл В. Драгунского «Денискины рассказы», цикл В. Голявкина «Тетрадки на асфальте», цикл «Мы с Мишкой» Н. Носова и др.

Крупные жанры эпоса – повесть и роман – различаются по своему содержанию, в первую очередь, по проблематике

О повести часто говорят как о жанре, среднем между рассказом и романом. Она больше рассказа и по объему и по количеству действующих лиц, но меньше романа. Однако границу между повестью и рассказом надо искать не в их объеме, а в особенностях композиции. Повесть излагает материал более хроникально. Как правило, она построена в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. Таковы биографические повести С. Аксакова, Л. Толстого, Н. Г. Гарина-Михайловского и др. 

В повести сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. Очень широко представлена повесть в современной детской литературе (А. Алексин, В. Железников, Р. Погодин, Ю. Коваль и др.).

Самым сложным эпическим жанром является роман. Роман – многоплановое многопроблемное произведение с большим количеством действующих лиц, со сложным и остро развивающимся сюжетом, позволяющим романисту дать увлекательное и разностороннее воспроизведение личной и общественной жизни людей изображаемой эпохи. В литературе, адресованной младшим школьникам, жанр романа-сказки представлен «Золотым ключиком, или Приключениями Буратино» А. Н. Толстого, трилогией Н. Носова о Незнайке («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на луне»).

В круг детского чтения входят и очерки. Уже в очерках К. Д. Ушинского «Поездка из столицы в деревню», «Поездка в Ростов», «Поездка за Волхов», «Путешествие к Волге» содержится большое количество исторических, географических, этнографических и других сведений, преподнесённых в увлекательной форме.

К эпическим жанрам относят басню, хотя в ней есть элементы лирики и драмы. Басня – небольшое, обычно стихотворное, произведение нравоучительно-сатирического характера. Отличительной особенностью басни является то, что ее образы, как правило, имеют иносказательный смысл. Чаще всего басня строится на резком столкновении контрастных образов и напряженном развитии действия. Почти обязательным компонентом басенной композиции является диалог. В композиции басни обычно выделяются две части – фабула (она нередко развёртывается в форме диалога персонажей) и мораль – авторская оценка и осмысление изображаемого. Она может быть помещена в начале или конце произведения. Существуют басни и без открыто сформулированной морали. Русская стихотворная басня обычно пишется вольным ямбом, что позволяет приблизить интонационный рисунок басни к разговорной речи. Речевая форма басни приближена к разговорному языку и благодаря использованию в ней просторечия.

Основоположником жанра басни считается древнегреческий баснописец Эзоп (VI – V вв. до нашей эры). По имени Эзопа иносказательную речь стали называть эзоповым языком. Широкую известность получили басни французского поэта Ж. Лафонтена и прославленного русского баснописца И. А. Крылова.

Для детей жанр басни разрабатывал Л. Н. Толстой. Его басни прозаические, созданы на основе эзоповских, но максимально приближены к детскому восприятию, создают цепь динамических художественных картин, изложены лаконично и просто. Мораль басен не отвлеченная, а живая и конкретная. Так, в басне «Отец и сыновья» отец наглядно показывает сыновьям, что нужно жить в согласии, предложив им сломать веник. Оказалось, что целиком сломать его невозможно, а по прутику – очень легко:

 «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».

 Басни Л. Н. Толстого воспитывают доброту, трудолюбие, честность, смелость. В ХХ веке басни для детей пишет С. В. Михалков.

Значительным разделом в детском чтении становится научно-художественная литература.

Первые её образцы созданы В. А. Жуковским («Овсяный кисель») и В. Ф. Одоевским («Городок в табакерке»). Становление ее связано с творчеством Б. Житкова, В. Бианки, М. Ильина. В. Бианки создал жанр научной сказки (сказки-несказки) на фольклорной основе. Его сказки эмоциональны, оптимистичны, пронизаны любовью к родной природе («Лесные домишки», «Приключения Муравьишки», «Чей нос лучше», «Мышонок Пик» и др.). События и явления в сказках-несказках описаны так, как происходят в жизни, но животные, растения, природные явления и объекты наделяются способностью общаться, рассказывать о себе.

В сегодняшней детской литературе книги о природе занимают одно из первых мест. Творчество современных детских писателей, разрабатывающих тему природы, многообразно и многожанрово. Они создают документальные повести и сюжетные рассказы, охотничьи были и очерки натуралистов, занимательные сказки и путевые дневники. В цикле рассказов Н. Тихонова «Удивительные маленькие истории» описываются дружба кота с вороной, встреча сиамской кошки с белкой, ссора воробьёв с котом. В этих маленьких историях поэтичность переплетается с юмором, любовь к природе – с реализмом изображения. Автору важно, чтобы дети почувствовали вековую мудрость природы, чтобы в них пробудился талант сопереживания с живущими рядом существами. Научно-художественные произведения созданы С. Ивановым, Н. Сладковым, Г. Снегирёвым, В. Сахарновым. При разнообразии жанров, сюжетных ситуаций, героев, творческой манеры писателей главная их задача – проблема дальнейшей гуманизации человека.

«В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь» (С. Сахарнов. «Силуэты на облаках»).

 

Лирика и её виды

Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика отличается от эпоса и драмы, прежде всего, предметом изображения. Развернутое воспроизведение событий, поступков и взаимоотношений людей в ней отсутствует. Если в лирическом произведении и сообщается о событиях, то весьма скупо, без детализации.

Лирика художественно осваивает преимущественно внутренний мир человека: его мысли, чувства, впечатления.В ней максимально воплощается субъективное начало человеческой жизни.

Вместе с тем лирическое творчество содержит глубокие познавательные обобщения. Лирику привлекают душевные состояния, возникающие в результате контакта с внешней реальностью. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания, но и бытия.Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирическое творчество может обретать и религиозный характер.

Таким образом, мы выделяем лирику чувства (авторы обнажают внутренний мир своего героя) и лирику мысли (внимание акцентируется на философских, гражданских, социальных, политических и иных проблемах). Лирические произведения, построенные на развёртывании не переживания, а размышления, называются медитативной лирикой.

Состояния человеческого сознания воплощаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, в задушевных признаниях, исповедальных монологах, исполненных рефлексии, либо по преимуществу косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика).

Лирика несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующей в эпических произведениях. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия (выражение чувств, переживаний) дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста.

Лирика обретает себя главным образом в малой форме, хотя существует жанр лирической поэмы. Принцип лирического рода литературы – «как можно короче и как можно полнее» (Т. И. Сильман. Заметки о лирике. Л., 1977. С. 33).

Малый объем требует напряженной и сложной композиции. В лирике чаще, чем в эпосе и драме, применяются композиционные приемы повтора, противопоставления, усиления, монтажа. 

Главная опорная точка композиции лирического произведения – в его финале, что особенно чувствуется в небольших по объему произведениях.

Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой. На ранних этапах развития искусства лирические произведения пелись, словесный текст сопровождался мелодией, ею обогащался и с нею взаимодействовал.

Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем. Этот термин, введенный Ю. Н. Тыняновым в статье 1921 года «Блок», укоренен в литературоведении и критике наряду с синонимичными ему словосочетаниями «лирическое я», «лирический субъект». О лирическом герое говорят, имея в виду не только отдельные стихотворения, но и их циклы, а также творчество поэта в целом. Поскольку лирическое произведение в основном построено как монолог лирического героя, в нем нет необходимости выделять речь повествователя (она отсутствует) или давать речевую характеристику персонажей. Речь самого лирического героя характеризуется литературной правильностью. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается в большинстве случаев от него неотличимым.

Но лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам. Умение «чужое вмиг почувствовать своим» (А.Фет) – одна из граней поэтического дарования. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой.

Полно воспринять лирическое произведение – значит проникнуться умонастроениями поэта, его чувствами, ощутить и еще раз пережить их как свои собственные, личные. Автор и его читатель образуют некое единое, нераздельное «мы». И в этом состоит особое обаяние лирики.

Специфика лирического рода оказывает влияние и на содержательный анализ. Имея дело с лирическим стихотворением, важно, прежде всего, осмыслить его пафос, уловить и определить ведущий эмоциональный настрой и динамику душевных переживаний лирического субъекта. Зачастую верное определение пафоса делает ненужным анализ остальных элементов художественного содержания, особенно идеи, которая растворяется в пафосе и не имеет самостоятельного существования.

Но в любом случае «изображённый мир лирического произведения – это прежде всего психологический мир» (А. Б. Есин. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М., 2000. С. 214). Поэтому предметно-изобразительные детали, в частности, детали пейзажа, не самоценны. Они создают эмоциональный настрой произведения, являются содержанием лирического размышления, впечатлением лирического героя. Анализ лирического героя, носителя переживания, и приобретает особую значимость.

Лирическое слово очень ёмко, эмоционально. В лирике, по сравнению с эпосом и драматургией, интенсивнее используются тропы и фигуры художественного синтаксиса. Поэтому необходим анализ приёмов речевой экспрессивности.

Лирика тяготеет к ритмической организации, поскольку слово в стихе более нагружено эмоциональным смыслом, чем в прозе. «Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчётливое выявление звуковой стороны речи, даваемое стихотворной формой, взаимоотношения ритмического и синтаксического строения и т. п. – всё это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, которых проза, в сущности, лишена …» (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 293).

Анализ стихотворных особенностей лирической речи – это, прежде всего, анализ её темповой и ритмической организации. Все стихотворные размеры, кроме четырёхстопного ямба, по темпоритму приближающегося к прозе, обладают специфической эмоциональной содержательностью.

Таким образом, при чтении поэзии понять – не главное. Главное - почувствовать музыку стиха, уловить настроение, созданное автором с помощью слов. Поэзия предназначена для того, чтобы испытать наслаждение от созвучия душ читателя и поэта.

Для выражения одного неповторимого переживания служит жанровая форма лирического стихотворения, написанного или от лица автора или от лица вымышленного лирического героя. В тех случаях, когда автору нужно запечатлеть целый ряд близких переживаний, он создает стихотворный цикл (например, циклы стихотворений А. А. Фета «Весна», «Лето», «Осень», «Снега»). Стихотворения могут объединяться и в книги стихов.

В соответствии с содержанием, целевым назначением и особенностями построения лирических стихотворений их делят на песни, оды, элегии и т. д.

Песни – лирические стихотворные произведения, слова которых первоначально предназначались именно для пения. Это один из самых ранних по происхождению лирических жанров. Из устной поэзии песня перешла в литературу. К жанру литературной песни обращаются почти все детские поэты, например, один из циклов стихотворений Саши Чёрного для детей так и называется «Песенки».

Разновидностью песни является гимн - песня торжественного содержания. В Древней Греции гимны создавались в честь богов и легендарных народных героев. В настоящее время гимном называют торжественную песнь, принятую в качестве символа государственного единства.

Из Древней Греции ведет происхождение ода. Вначале одами называли торжественные песни, исполнявшиеся хором. Затем это название стало обозначать стихотворения, прославляющие значительное общественное событие (чаще всего военную победу) или важное лицо. Почетное место ода занимала в поэзии классицистов (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин). В поэзии ХIХ – ХХ веков ода как самостоятельный жанр почти не встречается, но традиции высокого «одического» стиля продолжают жить в гражданской и философской лирике А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и других поэтов.

«Память» жанра возникает подчас и в детской поэзии. В. Берестов написал «Оду к снежной горке», стихотворение, с большим уважением воспевающее снежную горку, катание с которой учит ребенка преодолевать трудности, помогает победить страх, ощутить состояние полета:

Ухожу… ух, какая досада!

На прощание слух различит

В зимних сумерках плеск водопада –

Это снежная горка звучит.

Развеселое разноголосье,

И визжат на морозе полозья.

Кто-то в горку влезает ползком,

Кто-то с горки летит кувырком.

 

До чего же там весело было!

Влезть повыше – всего и забот.

И за это нам горка дарила

Наслажденье, восторг и полет.

Наслажденье особого свойства –

Превращение страха в геройство.

А про то, как карабкался ты,

Забываешь, летя с высоты.

 

Это в детстве – всего откровенней,

Без прикрас и возвышенных фраз,

Твой огонь, человеческий гений,

Зажигается в каждом из нас.

По древнейшей программе внешкольной,

Обязательной, но добровольной,

Под счастливые крики и смех

Горка учит решительно всех.

 

Значит, каждый, пусть в детскую пору,

За мгновенье полета готов,

Задыхаясь, карабкаться в гору,

Не жалея ни сил, ни трудов.

Значит, можно не раз от подножия

Подниматься с привычною ношею.

Значит, крыльями станет потом

То, что кажется нынче крестом.

 

…санки – к стенке. Сажусь за уроки.

Светит лампа моя на столе,

А горящие руки и щеки

Остывают в домашнем тепле.

В Древней Греции зародилась элегия. Это обычно сравнительно небольшое стихотворение, проникнутое грустными мотивами. Особенно часто к жанру элегии обращались поэты сентиментального и романтического направления (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский). В жанре элегии написаны также некоторые стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова.

В поэзии Х1Х века близко к элегии примыкает стихотворная дума. Первоначально думы возникли в устной украинской поэзии ХVI – ХVI1 веков как песни об исторических событиях и народных героях. Позднее думой стали называть стихотворение, посвященное историческому прошлому или выражающее размышления об исторических судьбах родины, народа, своего поколения («Иван Сусанин» К. Ф. Рылеева).

Послание – стихотворное произведение в форме обращения к какому-либо лицу или лицам. Этот жанр возник в древнеримской литературе в творчестве Горация.

С недавнего времени составители учебников по литературному чтению ввели в круг детского чтения жанр хокку (хайку). Хокку – форма японской национальной поэзии. Это лирическое силлабическое трёхстишие, в котором насчитывается 17 слогов (пять в первом стихе, семь во втором и пять в третьем). Рифма отсутствует. Хокку изображает жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве на фоне сменяющихся времён года:

Вместе с хозяином дома

Слушаю молча вечерний звон.

Падают листья ивы.

(Басё)

 

Что же это, друзья?

Человек глядит на вишни в цвету,

А на поясе длинный меч!

(Кёрай)

 

Выпала роса.

И на всех колючках тёрна

Капельки висят.

(Бусон)     

Чем больше развивалась поэзия по пути реалистического освоения действительности, тем разнообразнее и универсальнее становились ее жанровые формы. Поэт-реалист в пределах одного стихотворения нередко использует элементы разных традиционных жанров, образуя на их основе нечто новое и неповторимое. Поэтому за основу классификации лирических произведений поэтов Х1Х – ХХ1 веков чаще всего берут тематику этих произведений. Условно различают:

а) гражданскую лирику – стихи общественно-политического содержания ("Русь" И. С. Никитина, "Бородино" М. Ю. Лермонтова, "Москва" Ф. Н. Глинки, «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» В. Маяковского, «Мистер Твистер» С. Маршака);

б) философскую лирику – стихи-размышления об основных вопросах бытия («Три пальмы» М. Лермонтова);

в) интимную лирику – стихи о личных, преимущественно любовных переживаниях;

г) пейзажную лирику – стихи о переживаниях, вызванных природой. В круг детского чтения вошла мудрая и светлая пейзажная лирика А. С. Пушкина («Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин» и др.). Впервые благодаря его лирике дети узнали непритязательную, но исполненную прелести природу средней полосы:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернее,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Уже в начальной школе маленькие читатели знакомятся с пейзажными стихотворениями  Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, К. Н. Толстого, И. И. Бунина и других русских поэтов.

Первые детские стихи («Песенка на купание» А. С. Шишкова и др.) были еще похожи на фотографию. Взрослый человек с доброй улыбкой рассказывает о детях, любуется ими, но не пытается рисовать словами картины, создавать образы. Детская поэзия ХХ - ХХI веков необычайно разнообразна.

Для детей раннего возраста всегда существовали произведения прикладного характера (прикладная детская поэзия). Современные авторы (Ж. Давитьянц, М. Дружинина, Н. Пикулева и др.) создают различные жанровые формы, напоминающие фольклорные считалки, сговорки, загадки и т. д. Эти произведения знакомят малышей с окружающим миром, учат правилам поведения в доме и на улице, общению со взрослыми и друзьями.

Вообще поэтику фольклорных жанров детские поэты используют охотно и интенсивно, создавая литературныеколыбельные песни, считалки, заклички, загадки, прибаутки и т. д.:

Я могу считать до ста –

Времени

Не жалко:

- Раз,

Два,

Три,

Четыре…

Сто –

 

Вот и вся

Считалка.

(Р. Сеф. Считалка)

 

Кто вечно хнычет

И скучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего

Не замечает,

Тот ничего

Не изучает. Кто ничего

Не изучает,

Тот вечно хнычет

И скучает.

 

(Если скучно стало,

Начинай начала!)

(Р. Сеф. Бесконечные стихи)

Успехом у читателя-ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста, пользуется жанр стихотворной подписи или, как его часто называют, подписи к картинке (В. Маяковский. «Что ни страница – то слон, то львица»). Чтобы достичь подлинной художественности, стихотворная подпись должна выполнять как минимум, две функции: во-первых, быть лаконичной; во-вторых, быть, как выражался К. Чуковский, графичной, т. е. давать материал для творческого воображения художника. У Маяковского подписи объединены общей темой - путешествием по зоопарку. Подписи полны лукавства, фантазии, наблюдательности:

Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца.

Образцом этого же жара является цикл стихотворных  подписей к картинкам С. Маршака «Детки в клетке». Они содержат игровой элемент, окрашены юмором. В них даются конкретные, четкие черты облика или повадок животных:

- Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска!

Детские поэты создали жанр поэтической (стихотворной) азбуки. Это азбукаСаши Черного, «Веселое путешествие от А до Я» С. Маршака, лирическая азбука Виктора Лунина, стихотворные «Лесная азбука» и «Журавлиная книга» Г. Сапгира,  "Мохнатая" азбука Бориса Заходера, в которой

Буквы живые:

С хвостами

С усами,

Бегать умеют они

И летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

В. Берестов пополнил собрание стихотворных азбук «азбукой с играми». Она построена как цирковое представление и названа «Парад-Алле!».

Для детской литературы характерна сюжетная поэзия, маленькие рассказы в стихах («Пожар», «Почта» и «Почта военная», «Рассказ о неизвестном герое», «Мистер Твистер» С. Маршака).

Вошёл в детское чтение жанр л ирические зарисовки:

Ветрами наземь сбитая

Листва в саду шуршит,

А яблоко забытое

На яблоне висит.

Скрипят деревья черные:

«Да падай же, пора!»

Но яблоко упорное

Опять висит с утра.

 

Висит оно, качается,

И осень не кончается.

(Ю.Коринец. «Последнее яблоко»)

Широкое распространение получила игровая поэзия.

Создаются стихи-шутки, использующие разнообразные игровые приемы:

Ночью шум стоял в по2ле,

Там 2 гнома побывали,

Залезали на весы.

Часто морщили носы,

Но без гирь они е2ли

На весах свой вес узнали!

(В. Хотомская. «Два гнома»)

На словесной игре построены многие детские стихи, как, например, стихотворения молодых обериутов:

А вы знаете, что у,

А вы знаете, что па,

А вы знаете, что пы,

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

(Д. Хармс)

Поэт Г. Сапгир писал себе: «Я сам – взрослый ребёнок, играю забавными пёстрыми словами…». Примером такой игры может служить известное стихотворение Г. Сапгира «Принцесса и Людоед».

Андрей Усачев играет в «макаронический» стих, приделывая к русским существительным английские «инговые» суффиксы:

Англичане любят

Есть на завтрак ПУДИНГ,

Потому что ПУДИНГ –

Очень вкусный БЛЮДИНГ.

 

Тот, кто любит ПУДИНГ

И часто ходит в ГОСТИНГ,

Не бывает ХУДИНГ,

А бывает ТОЛСТИНГ.

Современная детская поэзия увлекается нонсенсом. Поэты давно приняли правила, заложенные в бессмыслице. Это игра понятиям


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.