Го род/ чуд ный,/ го род/ древ ний — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Го род/ чуд ный,/ го род/ древ ний

2021-06-01 36
Го род/ чуд ный,/ го род/ древ ний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Ф. Н. Глинка)

+ - / + - / + - / +  -

Двусложная стопа с иктом на втором месте называется ямбом: - +

Уж та/ ет снег,/ бе гут/ ручь и…

(А. Плещеев)

-  +/ - + / - + / -   +

Несколько упрощая, можно сказать, что хорей есть нечетно-ударный, а ямб – четно-ударный стих.

Дактиль – трехсложная стопа с иктом не первом месте: + - -

В пол ном раз/ га ре стра/ да де ре/ вен ска я

(Н. А. Некрасов)

+ -   - / + - - / + - - / + - -

Амфибрахий – стопа из тех слогов с иктом на втором месте: - + -

Сто ят не/ ше лох нясь/ и дуб и/ бе рё за… (К. Ф. Рылеев)

- + - / - + - / - + -/ - + -

Анапест – трехсложный размер, в котором икт завершает стопу:

 - - +

Раз я  ви/ дел, сю да/ му жи ки/ по дош ли…

(Н. А. Некрасов)

- - + / -  - + / - - + / - - +

Такая общая, «идеальная» ритмическая схема стиха в силлабо-тонике называется метром. Стихотворный размер определяется метром и числом стоп в стихе: четырехстопный ямб, трехстопный дактиль, пятистопный хорей и т. д.

Во всех приведенных примерах стихотворные размеры выдержаны с идеальной четкостью. Но в стихотворной практике такое строгое следование избранному метру не всегда возможно: на «положенных» местах не оказывается ударений, или, наоборот, появляются «лишние» ударения. Идеальная метрическая схема нарушается.

Различают три вида нарушений «правильного» чередования иктов и междуиктовых интервалов:

1. В стопе может появиться сверхсхемное, дополнительное ударение. Такая стопа называется утяжеленной  или спондеем:

2. Возможно обратное явление – выпадение в стопе ударения за счет многосложности слова. Такая стопа называется облегченной или пиррихием:

Ту чек/ нет на/ го ри/ зон те…

(Г. Сапгир)

+ - / + - / - - / + -

Строчка написана хореем, в строчке (стихе) четыре стопы. Первая, вторая, четвёртая стопы – сочетание ударного и безударного слогов, третья стопа облегченная, не имеет ударения, необходимого по схеме.

Недостача ударений в двусложниках воспринимается как ритмический эффект, соответствующий параметрам русского языка (русское фонетическое слово в среднем состоит из трех слогов, одного ударного и двух безударных, следовательно, в четырехстопном стихе, состоящем из 8 – 9 слогов, должно быть три, а не четыре ударения).

По сравнению с двусложными метрами трехсложники более однообразны. Пропуски ударений на сильных местах в трехсложниках встречаются исключительно редко и производят эффект выдвижения соответствующих слов. Здесь чаще встречаются сверхсхемные ударения.

Пиррихии и спондеи входят в счет стоп. Счет стопам ведется до последнего ударения в строке. Все, что идет за последним ударением, стопы не образует и считается окончанием.

3. Инверсии (перестановки), в результате которых ударные слоги приходятся на слабые места, а безударные на сильные.

Самый сильный вид ритмического перебоя образуют два вида инверсии: в ямбических стихах первая стопа может быть заменена хореической и наоборот, первая стопа в хореических стихах является ямбической.

Рассмотрим отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»

 +    + / -    + / - +/ - + / -

Швед, рус/ ский – ко/ лет, ру/ бит, ре /жет.   1 стопа – спондей, 2, 3, 4 ямб: СЯЯЯ

 + -/ - +/ -   +/ -       +/ -

Бой ба/ ра бан/ ный, кли/ ки, скре / жет,         1 стопа – хорей, 2, 3, 4 ямб; ХЯЯЯ

 -  + / - + / -   + / - +      

Гром пу/ шек, то/ пот, ржань/ е, стон,            Все стопы – ямбические;        ЯЯЯЯ

 - + /   - + / - + / - +

И смерть,/ и ад /со всех/ сто рон.                    Все 4 стопы – ямбические; ЯЯЯЯ  

Конечные стопы в стихе могут иметь добавочный заударный слог. В таком случае они называются наращенными. Такое наращение мы отмечаем в последних стопах 1 и 2 стихов приведенного выше отрывка. Но могут быть и такие стихи, в которых конечные стопы не обладают необходимым по размеру количеством слогов. Они называются усеченными.

В стихотворении возможны ритмические перебои, переход от одного метра к другому. Посмотрим, как это происходит в стихотворении В. Берестова «Самая первая песня». В начале стихотворения идет считалочный хорей:

Жил-был игуанодон

Весом восемьдесят тонн,

И дружил он с птицею

Птеродактилицею.

Далее он сменяется плавным, строго ударным анапестом, веселье сменяется некоторой печалью:

Ничего эта птица не пела,

Лишь зубами ужасно скрипела.

И хрипела она, и стонала,

А других она песен не знала.

И снова хорей:

Но в восторге хрип и стон

Слушал игуанодон,

Радуясь певице

Птеродактилице.

А в финале вновь появляется размеренный анапест:

Ибо звуки ужасные эти

Были первою песней на свете,

Самой первою песней на свете,

На безлюдной, на дикой планете.

Итак, в конкретном стихотворном произведении выступает уже не идеальная схема (метр), а размер стиха. Что же нужно сделать для определения размера?

а) Запомнить схему ритмической организации, поскольку у каждого размера есть своя цифровая «формула»:

в хорее ударный слог – нечетный; формула хорея – 1, 3, 5, 7, 9…

в ямбе – четный; формула ямба – 2, 4, 6, 8, 10…

в дактиле ударные – 1, 4, 7, 10… слоги;

в амфибрахии ударные 2, 5, 8, 11… слоги;

в анапесте ударные – 3, 6, 9, 12… слоги.

б) Выписать из текста 2 – 4 стиха (чтобы избежать ошибок) и расставить ударения в словах (при затруднении в постановке ударения произнесите слово вслух, ударный гласный можно протянуть). Следует помнить, что хотя в принципе каждое отдельное слово требует себе отдельного ударения, не все они звучат отчетливо, многие «сглаживаются» или переходят на соседний слог. Чем меньше мы поставим необязательных ударений, тем меньше будет путаницы.

в) Составить схему этих стихов, отмечая соответствующими значками сильные и слабые слоги (помним, что слогообразующим является гласный звук, следовательно, сколько в слове гласных, столько и слогов).

г) Выявить закономерность появления икта: если икт возникает через один безударный слог, перед нами двусложная стопа; если икт появляется через два безударных слога – стопа трехсложная.

д) Подсчитать, на какие по счету слоги в строке падают ударения и какой схеме это соответствует. Помнить, что возможно утяжеление или облегчение стоп.

е) Обратить внимание на последние стопы в стихах, выяснив, есть ли там усечение или наращение.

ж) Подсчитать количество стоп в стихе.

Приведем в качестве примера строфу из стихотворения Ф. И. Тютчева:

Неохотно и несмело        - - / + -/ - -/ + -

Солнце смотрит на поля. + -/ + -/ - - /+

Чу, за тучей прогремело, + -/ + -/ - -/ + -

Принахмурилась земля.    - -/ + -/ - - /+

Приведенные стихи написаны четырехстопным хореем. Во всех четырех строчках третья стопа облегченная (пиррихий), в первой и четвертой строчках облегченными являются и первые стопы. В третьей и четвертой строчках последние стопы усеченные.

Когда поэт сочиняет – вначале возникает общая звуковая схема («гул – ритм», по определению В. Маяковского), далее схема реализуется в определенных словосочетаниях, дающих различные ритмические вариации метра.

Ямб – размер гибкий, плавный, может передавать различные интонации. В том числе – разговорные. Ведущий размер для поэзии – 4-х стопный ямб. Это самый универсальный размер. 5-стопный ямб связан с традицией стихотворной драмы и трагедии. 6-стопный ямб передает интонацию философских размышлений, меланхолических раздумий, мотивы тоски, скорби (используется в жанре элегии («Вечер» В. А. Жуковского). Разностопный ямб связан с жанром басни и комедии (басни И. А. Крылова, «Горе от ума» А. С. Грибоедова). Он воспроизводит интонации непринужденной, раскованной разговорной речи.

Хорей – динамичный, иногда плясовой размер. 4-х стопный и 3-х стопный хорей – «народные» размеры (литературная песня; стихотворные сказки Пушкина, Ершова, Чуковского, Маршака, Михалкова; детская поэзия).

Трёхсложные размеры в ХVIII веке употреблялись редко. В пушкинскую эпоху они использовались в балладах. Широкое распространение трехсложные размеры получили в поэзии Н. А. Некрасова.

Амфибрахий – лиро-эпический, балладный размер:

Бойцы вспоминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

(А. С. Пушкин)

Двустопный амфибрахий передает разговорную интонацию (стихотворение Н. А. Некрасова «Накануне светлого праздника»).

Анапест – плавный, напевный размер, близкий по звучанию к фольклорному стиху:

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом…

(Н. А. Некрасов)

Анапест может создавать неповторимые мелодии на грани музыки:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу

(А. Фет. «Вечер»)


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.