Идеалом классицистов был человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному, человек, для которого превыше всего высокие нравственные принципы. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Идеалом классицистов был человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному, человек, для которого превыше всего высокие нравственные принципы.

2021-06-01 50
Идеалом классицистов был человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному, человек, для которого превыше всего высокие нравственные принципы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дидактический характер литературе классицизма придавала и нормативная поэтика, которая строилась как система правил и образцов. Существовала строгая иерархия жанров, четко определялись формальные признаки каждого жанра.

Жанры подразделялись на высокие (эпопея, героическая поэма, трагедия и ода), средние (дружеское послание, эпистола, идиллия и др.) и низкие (комедия, басня, сатира).

Сфера «высоких» жанров – государственная жизнь, исторические события, мифология. Их герои – монархи, исторические и мифологические персонажи, полководцы. Сфера низких жанров – повседневная жизнь дворян и горожан. Средние жанры, изображающие внутренний мир отдельного человека, не занимали заметного места в литературном процессе, поскольку литература была проникнута высокими гражданскими идеалами. Каждый жанр в классицизме имел строгие границы и четкие формальные признаки.

Не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Важным вкладом классицизма в дальнейшее развитие литературы стала выработка ясного и строгого языка художественных произведений: «Что ясно понято, то четко прозвучит», –  утверждал Н. Буало.

Формирование и рассвет русского классицизма падает на 1730 – 1750 годы ХVIII века. Представителями русского классицизма были В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин и др.

Становление классицизма в России начинается с языковой и стихотворной реформ. Ломоносовская теория «трех штилей» устранила пестроту и неупорядоченность, характерную для литературного языка русской литературы конца ХVII – первой трети ХVIII вв., упорядочила литературное словоупотребление в рамках того или иного жанра.

Не менее важна и стихотворная реформа В. К. Тредиаковского – М. В. Ломоносова, заложившая фундамент национальной стихотворной культуры.   

Русский классицизм имел свои национальные черты:  утверждал мысль о внесословной ценности человека; имел ярко выраженную сатирическую направленность (активно развивались низкие жанры); избрал материалом для сюжетов национальную историю, а не античность; был тесно связан с народным творчеством.

Под влиянием классицизма складывается специфическая героика детской литературы. Одним из центральных персонажей детских книг, идеалом для подражания становится благородный герой древности.

Яркое отражение в детской литературе нашёл дидактизм. Возникает литература, осуществляющая нравственно-воспитательные цели. Уже в начале ХVIII века было угадано огромное воспитательное значение басни и при Петре Первом отдельной книгой изданы баси Эзопа, складываются жанры наставления, нравоучительного разговора, поучительного рассказа, аллегорической сказки («Сказка о царевиче Хлоре» и «Сказка о царевиче Февее» Екатерины II).

Закладываются начала научной детской литературы (разнообразные энциклопедии, «Письмовник» Н. Г. Курганова, научный очерк, стихотворения о науке).

Произведения Г. Р. Державина привносят в детскую литературу наглядность, сочную картинность

Реформы М. В. Ломоносова в области русского литературного языка сказались и на детской литературе. Язык произведений для детей стал более живым и разговорным. Постепенно в детскую литературу проникает народный язык (Н. Г. Курганов, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин).

 

Сентиментализм

Сентиментализм (от французского sentiment – чувство, чувствительность).

Сентиментализм возник в европейской литературе и искусстве второй половины ХVIII века, в период разложения феодально-крепостнических отношений.

Термин закрепился за литературным направлением благодаря названию романа английского писателя Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768). Именно в Англии сентиментализм получил наиболее законченное выражение. Крупнейшими представителями литературного сентиментализма были Т. Грей, Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо, П. О. Бомарше, А. Лафонтен (Франция); И. В. Гёте (Германия).

В русской литературе сентиментализм представляли Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, А. Н. Радищев, Ф. А. Эмин, И. Ф. Богданович  и др.

Сентиментализм выражал мировоззрение, вкусы, психологию широких слоёв консервативного дворянства и буржуазии.

Если для классицистов главной задачей искусства было прославление героя, выполняющего свой долг перед обществом, государством, то сентиментализм выдвинул на первое место частного человека  во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека определялась не его сословной принадлежностью, не имущественным положением, но личными достоинствами. Культу разума у классицистов сентименталисты противопоставляют культ чувства. Чувство является мерилом добра и зла. Предметом художественных наблюдений становится сложная эмоциональная жизнь души («сады и рощи внутри нас», – утверждали сентименталисты). Они считали, что богатым внутренним миром обладают и представители низших сословий. Важнейшим качеством человека сентименталисты объявляли чувствительность, т. е. способность эмоционально реагировать на внешний мир. Верили в то, что чувствительность способна переменить мир.

Хотя чувствительность есть врожденное свойство человека, она развивается воспитанием. Причем, человек обеспеченный, освобожденный тем самым от труда и обязанностей перед обществом, быстро утрачивает свою природную чувствительность, становится жестокосердым и эгоистичным. Если же человек вынужден заботиться о других – он сохраняет и развивает живую душу.

Первостепенная заслуга сентименталистов и заключалась в том, что они обратились к миру человеческих чувств, показали разнообразие эмоций обыкновенного, частного человека. Но сентиментализм утратил масштабность характеров. Чувствительность заслонила героическое начало в природе человека. Сентименталисты, как и классицисты, не пытались еще показать характеры в развитии. Им чуждо представление об индивидуальной неповторимости жизненного опыта каждого человека. Поэтому книги воспринимались как учебники «правильной» чувствительности, с ними сверяли точность своих эмоциональных реакций.

Сентиментализм утвердил в литературе право писателя на проявление своей авторской индивидуальности, привел к появлению жанров, способствующих проявлению авторского «я»: дневников, исповедей, автобиографических мемуаров, путешествий. Повествование велось, как правило, от первого лица,  от лица участника или свидетеля описываемых событий, который сочувствовал героям, заставлял читателей сопереживать, сострадать им.

Сентименталисты полагали, что заложенные от рождения свойства натуры человека могут расцвести только при естественной жизни на лоне природы. Природ – источник добра. Счастлив не тот, кто богат, а тот, кто ближе к природе:

Видел славный я дворец

Нашей матушки царицы;

Видел я ее венец

И златые колесницы.

 

«Все напрасно!» – я сказал

И в шалаш мой путь направил:

Там меня мой ангел ждал,

Там я Лизоньку оставил.

……………………………

Эрмитаж мой – огород,

Скипетр – посох; а Лизета –

Моя слава, мой народ,

И всего блаженство света!

(И. И. Дмитриев)

 Природа воспринималась в соотнесенности с человеком. Пейзаж выступал как своего рода «зеркало души».

Серьёзное внимание сентименталисты уделяли темам любви, семейной жизни, искусства. Следовательно, круг явлений действительности, которые находят отражение в литературе, значительно расширяется.

Сентиментализм, как и классицизм, нормативен. Сохранена система жанров и стилей, лишь сдвинуты ее рамки. На первый план выходят «средние» жанры, прежде всего камерная лирика: идиллия, элегия, послание, мадригал, песня. Широкое распространение получает проза, которая обладает большими возможностями передачи сложных душевных переживаний человека. Появляются жанры семейного, бытового, психологического романа в форме переписки, «чувствительная» повесть, «слёзная комедия». «Низких» жанров у сентименталистов просто нет. «Низкое» – не предмет искусства. Сохранение системы жанров и стилей влечет за собой существование системы требований к определенным жанрам. Но уже допускается смешение высокого и низкого, смешение жанров.

Активно совершенствовался литературный язык посредством введения в него разговорных форм. Порой он подчеркнуто эмоционален, лиричен. Используются такие поэтические средства, как риторические обращения и восклицания, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия:

«Они простились, поцеловались в последний раз и обещались всякий день видеться или на берегу реки, или в берёзовой роще, или где-нибудь близ Лизиной хижины, только верно, непременно видеться. Лиза пошла, но глаза ее сто раз обращались на Эраста, который всё ещё стоял на берегу и смотрел вслед за нею.

Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из неё вышла. На лице и во всех её движениях обнаруживалась сердечная радость. «Он меня любит!» - думала она и восхищалась сею мыслию. «Ах, матушка!» - сказала Лиза матери своей, которая лишь только проснулась. Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Старушка, подпираясь клюкою, вышла на луг, чтобы насладиться утром, которое Лиза такими прелестными красками описывала. Оно и в самом деле показалось ей отменно приятным: любезная дочь весельем своим развеселяла для неё всю натуру» (Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»).

 В России сентиментализм зарождается в 60-70 годы ХVIII века, угасает после 1812 года.

Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад жизни. Как и классицизм, он был дидактичен, т. е. стремился сформировать достойного человека.

На произведениях М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева, Н. М. Карамзина, вошедших в круг детского чтения, воспитывались несколько поколений детей.

В первом русском журнале для детей «Детское чтение для сердца и разума», издаваемом Н. И. Новиковым, обнаруживается влияние как классицизма, так и сентиментализм.

Сентиментализм оказал сильное воздействие на собственно детскую литературу, поскольку удовлетворял требования детской аудитории в эмоциональной литературе. Не случайно первая русская сентиментальная повесть «Евгений и Юлия» Н. М. Карамзина была опубликована в журнале «Детское чтение для сердца и разума». В этой повести для детей намечены уже все основные черты творчества самого яркого русского сентименталиста: уход в мир природы, культ утончённых чувствительных переживаний, поэтизация человеческих страданий, меланхолия, пессимизм. Чувствительность, внутренние переживания, идеализация природы и жизни мирных поселян в творчестве М. М. Карамзина задают новое качество и всей детской литературе. Повестью «Рыцарь нашего времени» (1802 – 1803) Н. М. Карамзин положил начало нового жанра в русской литературе – повести о детстве.

В круг детского чтения вошли почти все жанры, разрабатывавшиеся сентименталистами, но, прежде всего, стихотворения о природе и повести.

С начала Х1Х века русские писатели, воспитанные школой Н. М. Карамзина, активно участвуют в создании детской литературы (В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, А. Погорельский).

 

Романтизм

Романтизм(франц. romantisme от исп. romance –  по-романски).

Литературоведением романтизм рассматривается в основном с двух точек зрения: как определённый художественный метод, основанный на творческом преображении действительности, и как литературное направление, исторически закономерное и ограниченное во времени. Более общим является понятие романтического метода. О нём и пойдёт речь далее.

Петр Андреевич Вяземский в свое время сказал: «Романтизм как домовой: многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметы, как обозначить его, как наткнуть на него палец?»

Романтическое искусство сложилось в конце ХVIII – первой четверти ХIХ века. Это было время общественных потрясений, когда распадался феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй. 

Человек ощущал себя на переломе, на грани двух жизненных укладов: «Все то, что было, уже прошло, все то, что будет, еще не наступило», –  сформулировал это новое мироощущение французский романтик Альфред Мюссе.

Романтизм возник в вихре новых идей, в столкновении противоречивых настроений.

Крупнейшие представители романтизма: Дж. Байрон, У. Вордстворт, П. Б. Шелли, В. Скотт (Англия); В. Гюго, Ж. Санд, А. де Мюссе (Франция); Э. Т. А. Гофман, братья Я. и В. Гримм (Германия); Дж. Ф. Купер, Э. А. По, Г. Лонгфелло, Г. Мелвилл (США); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, Д. В. Веневитинов, А. А. Бестужев-Марлинский, Е. А. Баратынский (Россия). Романтические принципы изображения использованы в ряде произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого.

На рубеже ХIХ – ХХ века возникло течение неоромантизма (Н. С. Гумилев, А. С. Грин, Л. Чарская).

Своеобразие романтизма определяется не предметом изображения, оно зависит от специфики осмысления жизни. Романтика делает романтиком характер его миропонимания и мироощущения.

Романтическое искусство необычайно разнообразно, но все же в нем есть определенное видение мира и человека. Суть романтической картины мира заключалась в следующем: романтики были крайне неудовлетворенны действительностью, мечтали о полном обновлении, коренном переустройстве мира и человека, стремились к возвышенному идеалу. Так возникает двоемирие: далёкая от идеала реальность и мечта об идеальном мир, унылое «Здесь» и прекрасное «Там»:

Там не заре пичужка пела;

Даль озарялась и светлела;

Туда, туда душа моя летела:

Казалось сердцу и очам –

Всё там!..

(В. Жуковский)

При этом в творчестве одних романтиков (пассивных, созерцательных, консервативных) преобладала мысль о господстве в мире каких-то роковых, высших сил, недоступных разуму человека, неподвластных его воле, о необходимости подчиняться судьбе. В творчестве других романтиков (активных, революционных) преобладали настроения борьбы, протеста против царящего в мире зла. Но все были едины в отрицании существующего общества, его расчетливости, пошлости, скуки и в надежде на преображение мира при помощи воображения, творчества или борьбы.

Вера в возможность осуществления чуда живет и в литературе ХХ века: в философской сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в повести А. С. Грина «Алые паруса» и других произведениях.

События, из которых складывается романтический сюжет, как правило, яркие и необычные.

Местом разворачивающихся событий становились экзотические страны, необычным было и время: далекое прошлое или будущее. Изображение «исключительных обстоятельств» помогало раскрыть «исключительную личность» героя. Романтическая личность «живет не в обыденности, но создает свой собственный, выдуманный мир, построенный по собственным законам», - писал один из теоретиков немецкого романтизма Фридрих Шлегель. 

Романтический герой не похож на окружающих, он «странный», загадочный. Прежде всего, это подчёркивается портретной характеристикой: бледность, выразительный взгляд. Романтический портрет часто строится на приеме контраста или на гиперболе.

Об исключительности свидетельствует и поведение романтического героя: оно не вписывается в общепринятые нормы. Герой противостоит толпе. Особое внимание романтики уделяли внутреннему миру героя. Впервые они открыли сложность, противоречивость человеческой души, довели до совершенства искусство психологического анализа. Повышенное внимание уделялось индивидуальному, неповторимому в человеке. Поэтому романтикам, в первую очередь, были интересны люди исключительные, личности титанические.

В романтическом герое обычно преобладает какая-то одна черта – положительная или отрицательная. Светотени исключены. И романтический герой, по выражению Белинского, «ищет удовлетворения в одном стремлении», то есть стремится в реализации какой-то страсти, желания. Так, Мцыри М. Ю. Лермонтова «знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Романтические герои часто – индивидуалисты.

Они всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, отщепенцы, скитальцы, странники, бросающие вызов несправедливым общественным порядкам, устоявшимся формам жизни.

Возникает несколько типов романтического героя.

Герой – трагический одиночка и мечтатель, фантазёр, осознающий свою чуждость миру (Мечтатель из «Белых ночей» Ф. М. Достоевского; по-детски смешной и нескладный студент Ансельм из сказки Э. Т. Гофмана «Золотой горшок»; умевшая верить в чудо и ждать его, несмотря на насмешки, Ассоль, героиня повести А. С. Грина «Алые паруса»).

Герой – демоническая личность, бросающая вызов не только обществу, но и Творцу. Он обречён на разлад с действительностью и с самим собой (Демон, герой одноимённой поэмы М. Ю. Лермонтова).

Герой – патриот и гражданин, готовый отдать жизнь на благо Родины. Таков Иван Сусанин из одноимённой думы К. Ф. Рылеева, Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Герой – разочарованный, «лишний человек», утративший прежние мечты и веру в людей (лермонтовский Печорин).

Романтический пейзаж кардинально отличается от сентиментального. Вместо сельских просторов (рощ, дубрав, полей) появляются горы и море, высота и глубина вместо горизонтали. Романтический пейзаж приводят в движение буря и гроза, которые соответствуют страстной натуре героя-романтика.

В отличие от классицистов, романтики живо интересовались историческим прошлым. Исторический подход к воссозданию действительности связан с требованиями национальной самобытности искусства. Романтики стремились воспроизводить не только внешние приметы национальной жизни, но и «дух времени». Под «духом времени» они понимали особенности национального уклада, верований, обрядов, поведения людей различных эпох и национальных культур. Именно в эпоху романтизма исторический роман прочно вошёл в число популярных жанров (романы В. Скотта, В. Гюго, И. И. Лажечникова)

Изучение романтиками истории и культуры своего народа обратило их внимание на народное творчество. Романтики активно собирают народные песни, предания, баллады, исследуют и издают их. В России в 1800 году было опубликовано «Слово о полку Игореве», а в 1804 году вышли воспроизведенные с записей ХVIII века «Древне российские стихотворения» Кирши Данилова, которые содержали основной репертуар русских былин и исторических песен. Народная культура превращается у романтиков в одно из средств обновления искусства.

Романтики разрушили каноны классицизма, отказались от нормативности в искусстве. Они выступили против резкого разграничения высокого и низкого стилей, против торжества рассудка над чувством и воображением, провозгласив господство интуитивного и субъективного начала в искусстве. Их главное требование – требование свободы в воспроизведении настоящей жизни. С максимальной полнотой и яркостью в литературе романтизма проявился художественный вымысел. «Гений не подчиняется правилам, но творит их», –  утверждал И. Кант.

Романтизм внес в литературу стихию лиризма, что привело к трансформации многих литературных жанров. Большое распространение получает лиро-эпическая поэма, медитативная и философская лирика, полная размышлений о человеке и мире. Лирическое начало проникает в повествовательные и драматические жанры, значительно их видоизменяя. Возникает лирическая драма, лирическая повесть и др. Излюбленными жанрами романтиков стали баллады, поэмы, фантастические повести и драмы, волшебные сказки.

Писатели романтического направления чаще, чем реалисты, используют условные формы выразительности, особенно символику, ибо она лучше подходит для воспроизведения неясной, неустоявшейся жизни переломной эпохи.

Романтизм принес с собой обогащение поэтического языка, он существенно расширил возможности поэтического слова за счет многозначности, ассоциативности, сгущенной метафоризации, за счет открытий в области стихосложения, метрики, ритма.

Романтики проповедовали взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии.

 Как и всякое живое явление, романтизм подвержен постоянному развитию и изменению, его идейные и художественные принципы необычайно многообразны даже в пределах одного и того же исторического периода и одной и той же национальной литературы. Каждой национальной культуре он дал возможность осознать свою самостоятельность, народные корни, непрерываемую связь с историей, преданием, многовековой традицией.

Именно романтизм открыл тему детства, что признаётся многими учёными одной из главных заслуг романтизма: «ХVIII век видел в ребёнке лишь маленького взрослого. С романтиков начинаются детские дети, их ценят самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые», –  писал Н. Я. Берковский. Детское для романтиков – синоним подлинного, не искажённого условностями и лицемерием. Нравственная чистота, присущая ребёнку, делает его, вероятно, самым светлым из романтических героев. Поэтому в произведениях часто звучит ностальгический мотив неизбежной утраты детства («Чёрная курица, или подземные жителя» А. Погорельского, «Игоша» В. Ф. Одоевского и др.) 

Романтизм привлек внимание малышей сказками, а юношество – историческими романами.

Становление и оформление русского романтизма тесно связано с двумя историческими событиями: Отечественной войной 1812 года и трагедией 14 декабря 1825 года. В русском романтизме выразился не идейный кризис, а рост и пробуждение общественного самосознания в связи с событиями войны 1812 года. Поэтому его особенностями стали:

Преобладающий пафос вольнолюбия и борьбы;

синтез элементов (отдельных свойств классицизма, доромантической лирики и т.д.);

активнейшее развитие лирики.

Романтизм оказал своё влияние и на собственно детскую литературу. Произведения западных романтиков, пользовавшиеся огромной популярностью у русского читателя, вошли в детское чтение. Дети 20 – 30-х годов зачитывались балладами В. А. Жуковского, покорявшими читателя высокими человеческими чувствами – дружбы, любви, гуманности; очаровывавшими рыцарскими подвигами; пленявшими таинственностью и полётом фантазии («Перчатка», «Кубок», «Лесной царь», «Светлана)». Романтическая струя сильна и в его сказках для детей. Так, в сказке «Спящая царевна» судьбами героев, их поступками руководит рок. Предначертанное сбывается до мельчайших деталей: сон царевны должен длиться три века, поэтому все смельчаки, отправляющиеся на её поиски до срока, гибнут.

Появляется сказочная повесть А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители», романтические произведения А. С. Пушкина, стихотворения М. Лермонтова, Ф. Тютчева.

Приёмы романтической поэтики используются современными детскими писателями и поэтами, но чаще всего в целях создания комического эффекта, как это делает Станислав Востоков в стихотворении «Преступление»:

В ночной беззвёздной копоти

Пролез Петров в окно,

Порвав коварно по пути

Рубашку о стекло.

Мелькнули тёмные штаны

На светлом кирпиче,

Сверкнула в отблеске луны

Лопата на плече.

За страшной маскою цветной –

Из галстука отца –

Никто не видел ни одной

Из мрачных черт лица.

Злодей, крадясь вдоль чёрных стен,

Коварно мял газон,

Когда унёс соседей в плен

Полночный сладкий сон.

В неровном свете фонаря

Вдруг выступил забор.

Калитка хлопнула. Скрипя,

Откинулся запор.

Метнувшись хищною змеёй,

Злодей к кустам приник.

И в яме

Тёмной и сырой

Зарыл

Петров

Дневник!

 

Реализм   (от позднелатинского realis – вещественный, действительный).

Реалисты стремились понять и изобразить взаимодействие человека с окружающей средой. В понятие среды они включали и духовные, и материальные компоненты.

Реализм формируется в Европе в 30-е годы ХIХ века. Он генетически связан с пролетарским движением.

В России критический реализм возник в период острого кризиса самодержавно-крепостнической системы.

Крупнейшие представители литературы классического реализма в ХIХ веке: Ч. Диккенс, У. Теккерей (Англия); Ф. Стендаль, П. Мериме, О. де Бальзак, Г. Флобер, Г. де Мопассан (Франция); У. Уитмен, М. Твен (США); А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов (Россия). Крупнейшими представителями реализма ХХ века в России били М. Горький, И. А. Бунин, М. А. Шолохов, А. И. Куприн и др.

Если романтиков интересовали духовные стремления человека, то критические реалисты избирают предметом изображения человеческую жизнь во всех ее проявлениях. Стремясь к правдивому описанию жизни, они создают литературу жизнеподобия. Особое внимание уделялось социально-бытовым обстоятельствам.

Через переплетение конкретных человеческих судеб реализм раскрывает определенные закономерности общества, его причинно-следственные связи, стремится дойти до истоков социального зла. Поэтому, пользуясь методом художественного анализа, реалисты создают картины крепостного или буржуазного строя.

В литературе классического реализма жизнеподобие в изображении социально-исторических условий и бытовых примет жизни героев сочетается с глубоким погружением в их внутреннюю жизнь.

Характеры героев социально и психологически мотивированы. Реалистический персонаж поступает сообразно со своим характером и привычками. Даже автор иногда не властен направить поступки своего героя. Так, А. С. Пушкин жаловался другу И. Пущину, что Татьяна без его ведома вышла замуж. Л. Н. Толстой плакал, когда умер Андрей Болконский. Именно логика развития характера определяет судьбу литературного героя.

Социальная и психологическая конкретность и достоверность присущи и реалистическому портрету (портреты мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин Луг»).

О методе писателя-реалиста мы судим:

- по правдивости изображения;

- по историзму его мышления, т.е. по тому, насколько верно понимается им объективное движение истории.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.