Специфика стихотворной организации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Специфика стихотворной организации

2021-06-01 34
Специфика стихотворной организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В структурном отношении художественная речь существует в двух разновидностях: в прозе и стихах.

Прозой обычно пишутся произведения, авторы которых стремятся к максимально естественному выражению своих мыслей, к спокойно-эпическому повествованию, не стесненному стихотворными размерами и рифмами.

Но стихотворная форма, при умелом владении ею, делает речь более выразительной и проникновенной, то есть, отличается концентрированностью мыслей и повышенной эмоциональностью тона. Поэты воспроизводят действительность в форме взволнованного лирического переживания или рассказа, окрашенного личным чувством.

Об этом пишет поэт Б. Заходер в стихотворении «О границах поэтического творчества»:

Поэт – доподлинный поэт –

Готов воспеть любой предмет.

Весь белый свет (и тьма, и свет),

Восторг и гнев,

Любовь и скука,

Жизнь, смерть,

Свидание, разлука,

Мышиный писк,

Борьба стихий,

Трагедия и анекдот –

Все в дело у него идет,

Все превращается в стихи!

Он воспевает все, что видит,

Что любит или ненавидит.

А то, чего на свете нет

(И, слава богу, не бывает),  – 

еще охотней воспевает!

Но он не станет

Воспевать

Того,

На что ему плевать!

Поэтическое произведение особенно насыщено избразительно-выразительными средствами:

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная зима!

(Дм. Кедрин)

В стихотворении содержится и множество своих, специфических элементов: ритмическая организация, рифма, особая интонация, паузы и др.

Изучением стихотворной речи занимается отрасль литературоведческой науки, которая называется стиховедением.

Прежде всего, стихотворная речь ритмически организована. Ритм – равномерное чередование каких-либо повторяющихся соизмеримых элементов. Он играет важную роль в нашей жизни. Периодически повторяются времена года, время суток, равномерна работа сердца человека, его дыхание. Ритм облегчает трудовые процессы. Благодаря своей организующей, упорядочивающей роли ритм получил художественно-эстетическое значение, стал необходимым качеством таких искусств, как музыка, танец, поэзия.

а) Ритмическая организация поэтической стихотворной речи достигается четким ее членением на относительно равные короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой в ритмико-интонационном отношении (строки или стихи). Каждый из них записывается отдельной строчкой, а в произношении отделяется от предыдущего и последующего стихов паузами.

«Бураны, вьюги и метели…

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни!

Как надоели мне они!» –

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лед сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.

В этом стихотворении В. Берестова восемь стихов, выделенных в восемь стихотворных строк. По длине стихотворные строчки конкретного стихотворения примерно равновелики. Так, в 1, 2 и 5, 6 стихах приведённого стихотворения по 9 слогов, а в 3, 4 и 7, 8 - по 8 слогов. Равновеликость стихов является важным условием ритмичности стихотворной речи.

Деление на стихотворные строчки (стихи) не обязательно совпадает с синтаксисом (делением на предложения и синтагмы). Несовпадение синтаксической и ритмической паузы в стихе, когда конец фразы не совпадает с концом стиха, называется переносом

Но стался влажный след в морщине //

Старого утеса./ Одиноко //

Он стоит, / задумался глубоко, / //

И тихонько плачет он в пустыне. / //

В этой строфе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс» кроме четырех смысловых пауз (отмечены одной вертикальной линией), есть еще четыре стихотворные паузы (отмечены двойными вертикальными линиями), которые нужно обязательно выдерживать при чтении стихов. Поскольку в стихотворной речи гораздо больше пауз, чем в прозаической, темп ее чтения будет медленнее. В первом и втором стихах присутствует перенос.

Перенос, приводя к ослаблению межстиховых пауз, при частом употреблении может служить средством создания небрежной разговорной интонации. При редком употреблении он способен имитировать внутреннее волнение лирического героя:

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам: ужпод ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

(Н. А. Некрасов)

Ритм и интонация стихотворной речи во многом зависят от длины стихотворной строчки (стиха).

«А дальше, ребята, урок листопада.

Поэтому в класс возвращаться не надо.

Звонок прозвенит, одевайтесь скорей

И ждите меня возле школьных дверей!»  

(В. Берестов)

Стихотворение В. Берестова «Урок листопада», передающее спокойную, неторопливую речь печальной и задумчивой учительницы, написано 12 и 11-сложными стихами.

Чем строчки короче, тем чаще перебиваются они стихотворными паузами и тем ощутимее стихотворный ритм. Детские поэты часто стремятся придать стихотворению более четкий ритмический рисунок. Для этого они делят стихотворные строчки на части (подстишия):

Ходит-бродит

В облаках

Гром

В огромных

Сапогах.  

Первая строчка разделена на две части, вторая – на три. Подобное членение в стихотворении С. Козлова "Гром" придаёт речи четкий ритм, создаёт впечатление бодрых, энергичных раскатов грома. Восстановить же полноценный стих из графических строчек возможно, ориентируясь на рифмы (полноценные стихи рифмуются):

Ходит-бродит в облаках

Гром в огромных сапогах.

Деление стиха на части, ведущее к актуализации пауз, зачастую используется детскими поэтами и как прием, помогающий маленькому читателю почувствовать эмоциональную окрашенность текста:

Плачет Киска в коридоре.

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

(Б. Заходер. «Кискино горе»)

Три стиха четверостишия, разделенные на семь подстиший, графически выделяют фрагмент текста, содержащий точку зрения «бедной Киски», что делает более очевидным юмористическое отношение автора к её «горю».  

Если единственным признаком стихотворной организации текста является заданное членение на соотносимые и соизмеримые строки, то мы имеем свободный стих или верлибр:

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся.

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней…

(А. Блок)

 Свободный стих возник сравнительно поздно – в конце ХУ111 века. В русской поэзии он малоупотребителен до сих пор.

б) Обычно членение на строки сопровождается упорядочением самой строки по тем или иным признакам соизмеримости. Стих по природе своей неравнодушен к слогу, предписывает ему ту или иную форму «поведения» внутри строки.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.