Драма как искусство слова и её видовое своеобразие — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Драма как искусство слова и её видовое своеобразие

2021-06-01 48
Драма как искусство слова и её видовое своеобразие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Драма (греч. drama – действие) как литературный род синтетична, вбирает в себя элементы эпоса и лирики. Она обладает объективностью эпического произведения и немыслима без лирического начала, без выявления внутреннего мира персонажей.

 Но, в определённом смысле, драма противоположна эпосу и лирике.

В эпосе основополагающим началом является повествование, основным субъектом речи становится повествователь или рассказчик. В драме сообщение о действиях, событиях приобретает диалогическую форму: текст драматического произведения состоит, прежде всего, из высказываний самих персонажей. То есть, содержание драматического произведения оформляется через процесс речевого общения персонажей, посредством упорядоченного чередования монолога, диалога и полилога.

Если эпическое произведение тяготеет к повествованию об уже совершившихся событиях, то действие драматического разворачивается в настоящем времени.

Отсюда некоторая ограниченность художественных возможностей драмы. Писатель-драматург пользуется лишь частью предметно-изобразительных средств, которые доступны создателю романа, рассказа, повести. И характеры действующих лиц раскрываются в драме с меньшей полнотой, чем в эпосе.

Лирика прямо выражает чувства автора. В драме автор максимально удаляется от выражения своих эмоций и оценок. Способом выявления авторского присутствия в тексте становятся ремарки – краткие пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. Они могут пояснять внешний вид действующих лиц, их душевное состояние, поведение и т. д. Иногда они могут описывать место действия, обстановку.

Специфика драмы как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической постановки. Только на сцене, преображённая замыслом режиссёра, игрой актёров, их жестами и мимикой, музыкой и танцами, декорациями, светом, она полностью «оживает». Сценическая жизнь драмы невозможна и без зрителей. Наглядности драматического действия способствует возникновение зрительского сопереживания происходящему на сцене действию и персонажам. Максимальное сопереживание (катарсис) и есть главная цель драматурга.

«Художественные образы драмы рождаются в сфере литературы, но сознательно ориентированы их создателями на зрительное восприятие и сценическое воплощение, могут воплотиться до конца и полноценно существовать лишь в пространстве иного искусства» (В. Сахаров. Русская драма как искусство слова. М., 2005. С. 7).

Ориентированность на требования сцены порождает особый тип художественной условности и проявляется в следующих особенностях драматического произведения:

а) время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического (несколько часов), это требует соответствующего (небольшого по объёму) размера драматического текста;

б) действие в драматическом произведении концентрированное (в одной точке собирается несколько происшествий), непрерывное и последовательное, возвраты невозможны;

в) драматический конфликт переживается особенно остро;

г) художественный мир драмы мал и тесен, поэтому образность её оказывается броской, театрально-яркой. И это свойство накладывает свою печать на поведение героев драматических произведений. Их речь театрализована, немного неестественна, обладает большей экспрессивностью. Условны «реплики в сторону», которые как бы не существуют для других находящихся на сцене персонажей, но хорошо слышны зрителям. Условны монологи, произносимые героями в одиночестве, наедине с собой, и являющиеся чисто сценическим приемом вынесения наружу внутренней речи. Характеры проявляются через действия и индивидуализированную речь персонажей. Они стремятся к полному своему выявлению, художественной реализации;

д) драма не может существовать без внутреннего «стержня», скрепляющего всё произведение в целостный художественный организм. Им является основная идея пьесы, которая в драме всегда принимает форму конфликта;

е) драматическое произведение может состоять из следующих частей: акт (действие), сценический эпизод (картина, сцена), явление.

Поскольку главным в драме является действие, которое развивается благодаря конфликту, анализ драматического произведения следует начинать с анализа конфликта, прослеживая его движение.

Следует помнить, что изображённый мир построен в драме специфично, сведения о нём читатель получает из разговоров героев и авторских ремарок.

Образы персонажей создаются более скупыми, чем в эпических произведениях, средствами. Они раскрываются через поступки и речевые характеристики. Вспомогательными приёмами могут быть портрет, самохарактеристика и характеристика в речи других персонажей.

Итак, эстетическая природа драмы двойственна. Она принадлежит сразу к двум видам искусства – литературе и театру. Уже эта двойственность определяет особое место драмы среди других литературных родов.

Вдраматургии в последние сто-сто пятьдесят лет происходит размывание жанровых границ, многие пьесы трудно определить в жанровом отношении. Но сохраняются более или менее чистые жанры трагедии и комедии. Они определяются по ведущему пафосу.

Для трагедии первостепенное значение имеет характер конфликта, положенного в основу пьесы. Конфликт трагедии обычно многопланов, выступает и как противоборство персонажей, и как психологический конфликт, обусловленный раздвоенностью персонажей. Он неразрешим, несмотря на активные попытки героев это сделать. Пьеса завершается гибелью главного героя (трагедии Еврепида, Софокла, Расина; «Макбет», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» и другие трагедии В. Шекспира).

В комедии доминантой становится пафос сатиры или юмора, реже иронии. Конфликт разрешается в юмористическом или сатирическом ключе. Персонажи комедии предстают в смешном и окарикатуренном виде. Назначение комедии – показывать «прозу жизни», ее мелочи, ее случайности, воспроизводить и осуждать несовершенство жизни, уродливые и смешные стороны «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, комедии А. Н. Островского).

Драма как жанр соединяет в себе, в своих конфликтах элементы трагизма и комизма, поскольку они в самой жизни соединены неразрывно (психологические драмы А. П. Чехова, драмы А. Вампилова и В. Шукшина).

В круг детского чтения вошли, прежде всего, пьесы-сказки. Основоположником традиции в жанре театральной сказки и пьесы-«обработки» стал Е. Л. Шварц («Красная шапочка», «Снежная королева», «Два клёна»). В центре его пьес – нравственные проблемы: верность, благородство, умение любить, сохранение человечности в человеке. Сказкам Шварца присущ тонкий сплав юмора и лиризма. В них чётко выражено авторское отношение к изображаемому, появляется даже авторский двойник как сказочный персонаж (Сказочник в «Снежной королеве», Хозяин в «Обыкновенном чуде»).

С. Я. Маршак, уловив внутреннюю сценичность народной сказки, обратился к стилизации народных сказочных сюжетов («Теремок», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Умные вещи»).

Легенды, героические предания, обработки классических сказочных произведений положила в основу своих пьес Т. Г. Габбе («Авдотья-Рязаночка», «Хрустальный башмачок»). Её оригинальные драматические сказки («Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» и «Оловянные кольца») также навеяны сюжетами мирового фольклора. Так, в «Городе мастеров» использована средневековая фламандская легенда об освобождении восставшим народом Вольного города мастеров, захваченного чужеземцами.

В становлении советской детской драматургии сыграли определённую роль весёлые детские комедии С. В. Михалкова. Самая популярная из них – «Сомбреро», рассказывающая о разнообразных интригах при распределении ролей в дачном детском спектакле о трёх мушкетёрах.

Элементы драматизации могут проникать в лирические и эпические произведения. Так, в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» воспоминания автора о собственном деревенском детстве и сценка, во всех хрестоматиях называемая «Мужичок с ноготок», обрамляются «театральным действом». В первой части приводится полилог крестьянских ребятишек, а во второй в «актеры» попадает охотничий пёс рассказчика - Фингал. «Театром» же становится деревенский сарай, а «декорациями» – живая природа.

На увлекательное театральное действо похожа сказка П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ней много песен, плясок, прибауток.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Литературные роды – это:

- роман, повесть, очерк;

- стихи, проза, драматургия;

- эпос, лирика, драма.

2. Главным признаком эпоса как литературного рода является:

- изображение объективного мира;

- изображение крупных исторических событий;

- большой объем.

3. Главным признаком лирики как литературного рода является:

- стихотворная форма;

- изображение субъективного мира;

- малый объем.

4. Драма имеет большое сходство:

- с эпосом;

- с лирикой;

- с лиро-эпикой.

5. Основным отличием драмы от эпоса является:

- изображение внутреннего мира героев;

- отсутствие повествователя;

- наличие конфликта и сюжета.

6. Общие свойства эпоса и драмы – это:

- наличие сюжета и персонажей;

- наличие авторской речи;

- наличие лирического героя.

7. Лирический герой – это:

- сам поэт;

- специфический образ человека в лирическом произведении;

- образ рассказчика.

8. Литературные жанры – это:

- группы произведений внутри литературных родов, отличающиеся общностью формальных и содержательных принципов;

- результат формальной классификации литературных произведений по разным признакам;

- то же самое, что литературные роды.

9. Для определения жанра существенным признаком является:

- проблематика;

- тематика;

- время создания произведения.

10. Какое свойство объединяет жанры басни, эпопеи, новеллы?

- это стихотворные жанры;

- это жанры с неожиданной развязкой;

- это эпические жанры.

11. Определите жанр следующих произведений А. Гайдара:

«Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Поход», «Горячий камень», «Судьба барабанщика».

12. Какова жанровая природа следующих произведений:

Лисица и виноград

Лисица увидала – висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены ещё».

(Л. Н. Толстой)

 

Лев и Лисица

Лиса, не видя сроду Льва,

С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.

Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,

Но уж не так ей страшен показался.

А в третий раз потом

Лиса и в разговор пустилася со Львом.

-----------------------------

Иного так же мы боимся,

Коль к нему не приглядимся.

(И. А. Крылов)

 

Литература

Антонов С. Я. Я читаю рассказ. М., 1973.

Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. / Под ред. Л. В. Чернец. М., 1999.

Введение в литературоведение. / Под общ. ред. Л. М. Крупчанова. 2-е изд., исправл. М., 2007.

Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.

Современный словарь-справочник по литературе. М., 1999.

 

Глава Х.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Литература – живое, развивающееся явление. Каждый писатель осваивает художественный опыт своих предшественников (основные темы и мотивы прошлой литературы, интересные для него жанры, устоявшиеся компоненты художественной формы: стилистические фигуры, тип стихосложения). Таким образом он соотносит свое творчество с традицией. Прежде всего, литература осваивала опыт устного народного творчества. Так, на фольклорном материале создавал свои сказки А. С. Пушкин. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха», «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». 

Но уникальность художественного мира писателя, его эстетические поиски приводят к тому, что традиции переосмысливаются, постоянно идет процесс обновления, развития литературы.

Под литературным процессом и понимается литературная жизнь определенной страны и эпохи, а также многовековое движение всемирной литературы, «динамика литературы в большом историческом времени» (В. Е. Хализев).

На каждом этапе своего движения литература приобретает какие-то новые свойства. Эти свойства определяются тем, как писатели воспринимают объективный мир (первичную реальность) и как отражают его в произведениях, создавая вторичную реальность (изображенный мир).

Совокупность основных идейно-эстетических принципов, следуя которым писатель осваивает действительность и воссоздает ее в своих произведениях, называется художественным (творческим) методом.

Термин «метод» греческого происхождения (methodos), переводится как «путь исследования». Употребляется термин в разных областях знаний и обладает множеством значений. В литературоведение он был перенесен из философии и политики, постепенно насыщаясь эстетическим содержанием. Понятие художественного метода включает в себя:

1. Принципы эстетической оценки действительности с позиции идеала (концепция мира и человека).

2. Принципы художественного отбора и обобщения (типизации).

Эти две позиции определяют тип художественного мышления.

Уже в V в. до н. э. драматург Софокл афористически обозначил два противоположных типа художественного мышления: «Он (Еврепид) изображает людей такими, каковы они есть на самом деле, а я такими, какими они должны быть». Иными словами, одни писатели стараются возможно более точно изображать действительность. Другие писатели озабочены ее преобразованием, ориентируются на свои идеальные представления о должном.

В ХIХ веке В. Г. Белинский назвал первый тип художественного мышления (сознания) реальным, т. е. стремящимся наиболее точно воспроизводить жизнь «во всей ее наготе и истине», а второй тип – идеальным, стремящимся «пересоздать жизнь по собственному идеалу». В соответствии с тем, какой тип художественного сознания лежит в основе художественного метода, выделяют две разновидности:

приоритет субъективного, изображение жизни, какой она должна быть (идеальная разновидность);

приоритет объективного, изображение жизни, какой она есть на самом деле (объективная разновидность).

 Поэтому при анализе произведения с точки зрения метода следует, прежде всего, оценивать степень достоверности в изображении характеров и ситуаций и их соответствие реальным обстоятельствам того времени, когда формировались эти характеры.

3. Принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства (поэтика).

Количество методов, имеющихся в мировой литературе, однозначно не определено. Кроме того, они могут взаимодействовать и пересекаться.

Художественный или творческий метод лежит в основе литературного направления.

Литературное направление – творческое единство писателей определённой исторической эпохи, пользующихся общими идейно-эстетическими принципами изображения действительности.

То есть, это творческое единство писателей, которые реализуют в своей художественной деятельности общий для них метод. Литературное направление получает то же название, что и художественный метод, лежащий в его основе.

Именно борьба и закономерная смена литературных направлений составляют основное содержание литературного процесса Нового времени.

Итак, разграничивая понятия метода и направления, следует учитывать, что метод – общий принцип образного отражения жизни, а направление – исторически-конкретное явление.

Литературное течение – разновидность литературного направления (частное явление литературного направления): гражданский романтизм и философский романтизм; психологическое и социологическое течения русского критического реализма и т. д.

Литературная группировка – группа писателей, которых объединяет идейно-эстетическая близость и наличие общих творческих установок. Но эта общность не закреплена в программе («Беседа любителей русского слова», «Арзамас»).

Литературная школа – группа писателей, которых объединяет идейно-эстетическая близость и наличие общей творческой программы, заявленной или провозглашенной тем или иным способом («натуральная школа» в русской литературе Х1Х века, «Орден куртуазных маньеристов» в современной литературе).

 

Классицизм

Классицизм(от латинского classicus – образцовый). Обратим внимание, что в литературоведении установилось два термина, значения которых отчасти пересекаются. Классический – т. е. образцовый, художественно совершенный, вошедший в фонд мировой литературы. Классическое произведение, классика – говорим мы о произведениях зрелого Пушкина, Толстого, Достоевского. Классицистический – т. е. относящийся к классицизму как литературному направлению.

Классицизм и получил такое название потому, что его представители считали идеальным, совершенным классическое античное (древнегреческое и древнеримское) искусство. Свою цель они видели в том, чтобы приблизиться к античным образцам, подражая им.

Как целостная система классицизм сложился во Франции к середине ХУ11 века. Расцвет классицизма приходится на годы укрепления и торжества абсолютной монархии, становление которой было необходимым условием успешной борьбы с феодальной раздробленностью.

Постепенно утрачивая свои ведущие позиции, классицизм просуществовал по начало ХIХ века. Теоретические основания классицизма сформулированы во многих манифестах, но определяющим считается стихотворный трактат Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674).

Крупнейшими представителями литературы классицизма были П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен, Н. Буало (Франция); И. В. Гете, Ф. Шиллер (Германия); В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин (Россия).

Идейная основа – критика порядков феодального мира, утверждение идей просвещенного абсолютизма.

Высшим критерием истины и красоты классицисты считали разум. Поэтому целью литературы классицизма стало воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели (высокой нравственности). В произведениях классицизма обличались феодальные порядки и прославлялись просвещённые монархи, разумно управляющие народом; высмеивались невежество, эгоизм, бессердечие и утверждалось человеческое достоинство, исполнение человеком гражданского и морального долга.

Основным конфликтом литературных произведений был конфликт добра и зла, долга и чувства, разума и глупости. Добро, долг, разум всегда одерживали победу; порок наказывался, а добродетель торжествовала, как, например, в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Следовательно, литература классицизма была глубоко дидактичной. Дидактизм – выражение моральных, научных суждений для нравственного воспитания, обучения, духовного наставления.

Классицисты провозглашали принцип подражания природе, т. е. следования объективной реальности. На самом деле, они не стремились воспроизводить действительность во всей ее полноте. Их интересовало не то, что есть, а то, что должно быть согласно представлениям их разума. В произведениях классицизма создавалась идеальная модель мира: мир, каким он должен быть. Поэтому основное свойство классицизма – приоритет субъективного.

Круг жизненный явлений, воспроизводимых в художественном творчестве, классицисты сузили. В центе внимания был лишь человек.

Культ разума влиял и на принципы создания характера. Характер определялся, как правило, одной ведущей чертой: ум, мужество, благородство или лицемерие, алчность, коварство, жестокость и т. д. Свойства характера, по представлениям классицистов, человек получал от рождения. На протяжении его жизни они не изменялись, то есть, характер был однозначным и статичным («Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий», – советовал Н. Буало).Поэтому герои классицистических произведений легко делились на добродетельных и на носителей порока, что подчеркивалось и «говорящими» фамилиями.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.