Мотивы выбора сферы трудовой деятельности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Мотивы выбора сферы трудовой деятельности

2021-05-28 90
Мотивы выбора сферы трудовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отвечать на вопросы анкеты следует в “Листе ответов”. Если считаете, что названный мотив отражает ваше мнение, то рядом с цифрой вопроса поставьте знак +, если не согласны, —.

Перечень мотивов:

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

4. Влияние родителей, друзей или знакомых.

5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности.

7. Желание оказывать помощь другим людям.

8. Привлекает индивидуальная работа.

9. Мечта заниматься творческой работой, открывать новое.

10. Уверенность, что выбранная сфера деятельности соответствует Вашим способностям.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Стремление сделать свою жизнь интересной, увлекательной.

13. Возможность проявить самостоятельность в работе.

14. Привлекает предпринимательская деятельность.

15. Необходимость материально помогать семье.

16. Желание приобрести опыт в негосударственном учреждении.

17. Интерес к деловым контактам с людьми.

18. Привлекают условия работы по профессии.

19. Желание работать в престижном месте.

20. Стремление к руководящей работе.

21. Влияние средств массовой информации.

22. Желание приносить пользу людям.

23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

24. Привлекают внешние свойства профессии (форма одежды, возможность путешествовать, быть в центре внимания).

 

При обработке результатов сначала подсчитывается количество плюсов в столбце (А), который включает следующие номера вопросов: 3, 4, 6, 18, 19, 21, 24. Затем количество плюсов в столбце (Б), включающем вопросы 5, 8, 11, 14, 15, 16, 17, 23. И в третьем столбце (В): 1, 2, 7, 9, 10, 12, 13, 22. Из трех столбцов выбрать тот, по которому набрано наибольшее количество баллов. По этому показателю делается вывод о преобладающей мотивации.

Лист ответов

А Я Я  
3 5 1  
4 8 2  
6 11 7 Сумма баллов:
18 14 9 А=
19 15 10  
20 16 12 Б=
21 17 13  
24 23 22 В=

 

В первом случае (столбец А) Вас больше привлекает престиж профессии. В своем выборе хотите реализовать свой высокий уровень притязаний. Однако часто не учитываете свои возможности и те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к человеку.

Во втором случае (Б) Вы стремитесь к материальному благополучию, желание приобрести больше денег. В этом нет ничего плохого, но он часто не подкреплен практической подготовленностью к труду, который хорошо оплачивается. Наблюдается стремление заработать большие деньги и не тратить много сил на приобретение квалификации.

В третьем случае (В) у Вас преобладает желание лучше узнать содержание профессии, обязанности специалиста в избираемой сфере труда. Вас привлекает творческая работа, стремление сделать свою профессиональную деятельность увлекательной и полезной для людей.

ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ.

При оценке целеустремленности воспитанников важно знать уровень их притязаний к будущей трудовой деятельности, которые выражаются в потребности достигать успехов в труде, приобрести определенный социальный статус. С этой целью возможно использовать предлагаемый опросник, включающий 22 вопроса. Ответ в виде знака “+” или “—” надо написать в листе ответов, против каждого номера вопроса.

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от упорного труда, чем от случая.

2. Если я лишусь любимого занятия, то моя жизнь будет скучной.

3. Для меня в любом деле важен успешный результат.

4. Обычно я настойчив(а) в достижении своей цели.

5. По моему мнению, я легко переживаю неудачи и неприятности.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Деятельностные люди мне нравятся больше, чем эмоциональ­ные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь придумать что-нибудь новое.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о еде.

10. Мои родители считают меня талантливым ребенком.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Обычно я довожу начатое дело до конца.

13. Решительность, инициативность важнее, чем кропотливая работа.

14. Лень, а не сомнения в успехе, вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я целеустремленный человек.

18. Когда все идет гладко, мое желание достичь успеха усиливается,

19. Мне больше нравятся книги об изобретениях людей, чем о путешествиях.

20. Мои близкие обычно одобряют мои планы.

21. Уровень моих требований к жизни выше, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Посчитайте количество плюсов. За каждый начисляется один балл. 17—22 балла—у вас высокий уровень потребности в достижении успехов в жизни, настойчивы в преодолении препятствий, уверены в своих силах. 11—15 баллов—средний уровень. Претендуете вы на цели невысокой сложности, умеренно рискуете. 1— 10 баллов — не уверены в себе, стремитесь избегать ситуации соревновательности.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПВК.

Производится в группе на каждого учащегося по 10-балльной шкале проявлении

  Фамилия Имя
1. Трудолюбие  
а) добросовестность в труде  
б) настойчивость в преодолении трудностей  
2. Дисциплинированность  
а) знание правил работы  
б) знание правил поведения  
в) доведение работы до конца  
3. Самостоятельность  
а) целенолагание  
б) исполнение  
и) контроль хода работы  
г) оценка результатов труда  
4. Творческое отношение к труду  

 

В качестве экспертов выступают товарищи, классный руководитель. Дается и самооценка ПВК. Далее проводится сравнительный анализ.

 

ОПРОСНИК ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ (ОПГ)

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос. На него Вы должны дать 2 ответа. В первом ответе Вы показываете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе. Во втором ответе на этот же вопрос Вы выражаете свое отношение к описанному действию, поступку, т. е. нравится, хочется, интересно Вам это делать или нет. Свои ответы Вы оцениваете в баллах (от 0 до 2).

 

ШКАЛА ОЦЕНОК В БАЛЛАХ.

 

“а”   “б”  
у меня это хорошо получается 2 мне это нравится, хочется делать 2
  у меня это получается средне     мне все равно (нет четко  
(не очень хорошо,   выраженного отношения ни  
но и не слишком плохо) 1 положительного, ни отрицательного) 1
    у меня это получается плохо       Не нравится, не хочется это делать  
(не умею это делать). 0 (желание и интерес никогда не 0
    проявлялись)  

 

Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В одной и той же клетке под пунктом “а” Вы записываете оценку своих умений, а под пунктом “б” — оценку своего отношения.

Отвечать “у меня это хорошо получается” можно только в том случае, если вы уже не раз это делали и у вас хорошо получалось.

Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то под пунктом “а” и “б” поставьте прочерк.

Если в вопросе перечислено несколько действий, а Вы умеете хорошо делать что-либо одно из них, то это действие Вы и оцениваете двумя оценками.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: “часто, легко, систематически, сразу” и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

1. Систематизировать текстовый материал (делать вырезки из различных текстов, выписки из книг, статей и т. п. и систематизировать их по определенному признаку).

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять, собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.)

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно выращивать дома, в кружке, оранжерее какие-либо растения (кусты, цветы, деревья).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать интересные сочинения на свободную тему.

5. Управлять своими эмоциями, настроением, поведением (не отвечать резкостью, грубостью на подобные (несправедливые) высказывания окружающих, не показывать своего плохого настроения и т. п.).

6. Выделять из текста основные положения и представлять их в виде логически связного краткого конспекта, плана, нового текста.

7. Решать задачи по физике, разбираться в физических процессах и закономерностях.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением; замечать все изменения, которые с ним происходят (появление новых почек, ростков, цветков, изменения во внешнем виде и пр.)

9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, материала, металла, засушенных растений и т. п.

10. Спокойно, терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. В письменных работах по русскому языку, литературе и др. сравнительно быстро и легко находить ошибки: грамматические, син­таксические, орфографические, стилистические, ошибки записи и др.

12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи и упражнения по химии.

13. Знать названия, особенности роста и развития, внешние характеристики многочисленных видов растений, свободно отличать одно растение от другого.

14. Создавать различные произведения изобразительного искусства (произведения живописи, графики, скульптуры и т. п.).

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. Запоминать иностранные слова, фразы,

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл и др.), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, выключатель, светильник и др.)

18. Терпеливо, равномерно, систематически выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений: копать, полоть, поливать, удобрять, пересаживать и т. п.

19. Сочинять музыку, песни.

20. Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, телевизор, магнитофон и пр.)

23. Самостоятельно, полностью отвечая за него, выращивать дома или в зоокружке какое-нибудь животное.

24. Разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Легко увлекать игрой, делом, рассказом детей младшего возраста.

26. Сравнительно легко, быстро запоминать различные формулы, формализованные законы, условные обозначения, цифровую информацию.

27. Чинить, отлаживать предметы быта: замки, краны, мебель, игрушки,

28. Регулярно, без напоминания со стороны взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, выгуливать, чистить (животное и место его содержания), лечить, обучать и т. п.

29. Критически оценивая произведения искусства (музыкальную пьесу, картину, роман, фильм, архитектурное сооружение и пр.), всегда чувствовать или видеть, что сделано автором талантливо, а что ему не удалось.

30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, манипулируя цифрами, формулами.

32. Выполнять работы, требующие хорошей координации движений и ловкости рук (управлять автомобилем, мотоциклом; работать на электрической швейной машине, станке, производить монтаж и сборку изделий, моделей из мелких деталей и пр.)

33. Сразу замечать какие-либо изменения в поведении, повадках, внешнем виде выращиваемого животного.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, другие вокальные произведения, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, которая требует обязательных контактов со множеством разных людей (сверстников, младших, взрослых).

36. Систематизировать количественный материал, выявлять закономерности, строить таблицы, сравнивать цифровые показатели и т. п.

37. Из типовых деталей, предназначенных для создания определенных моделей, конструкций, изделий, конструировать, собирать новые, придуманные самостоятельно модели или конструкции.

38. Хорошо разбираться в породах и видах животных: собак, лошадей, птиц, рыб, насекомых и др., знать их характерные внешние признаки, повадки.

39. Создавать (на бумаге, в оригинале) новые, оригинальные варианты моделей одежды, прически, украшений, интерьера поме­щений, архитектурных деталей, конструкторские новинки.

40. Влиять на людей, управлять ими (убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры и пр.)

41. Работать с информацией, предоставленной в условно-схемати­ческом виде: рисовать карты, составлять схемы, чертежи, графики.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве (в геометрии, черчении, при решении пространственных головоломок и т.д.).

43. Направленно (а не случайно) познавать мир природы и научно-популярных или специальных книг, журналов, лекций, бесед.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное, достойное восхищения.

45. Легко вступать в разговор, находить интересную тему для обсуждения, увлекать окружающих рассказом.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять “бумажную” работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять и т. д.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технический, логический, математический и т. п.

48. Выращивать растения или животных, не обращая внимания на какие-либо физические неудобства, связанные с этим: работа в не­благоприятных погодных условиях, ручной физический труд, специфический запах животных, необходимость проводить регулярную са­нитарную обработку животных и мест их содержания и т. п.

49. Настойчиво, длительное время (несколько часов, дней и более) по собственной инициативе и желанию работать, добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Входить в положение другого (не близкого) человека, оказывать ему посильную помощь.

 

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ

а 1 б а 2

б

а 3 б а 4 б а 5 6
а 6 б а 7

б

а 8 б а 9 6 а 10 6
а 11 б а 12

б

а 13 6 а 14 6 а 15 6
а 16 б а 17

6

а 18 6 а 19 6 а 20 6
а 21 6 а 22

6

а 23 6 а 24 6 а 25 6
а 26 6 а 27

6

а 28 6 а 29 6 а 30 6
а 31 6 а 32

6

а 33 6 а 34 6 а 35 6
а 36 6 а 37

6

а 38 6 а 39 6 а 40 6
а 41 6 а 42

6

а 43 6 а 44 6 а 45 6
а 46 6 а 47

6

а 48 6 а 49 6 а 50 6

человек—

человек техника

человек — природа

человек—

Человек- человек

знаковая система

художественный

образ

                               

 

При обработке результатов отдельно подсчитываются суммы баллов, стоящих под пунктами “а” и “б”. Полученные цифры отражают соотношение умений и интересов оптанта в каждой профессио­нальной области.

САМОХАРАКТЕРИСТИКА

Учащимся можно предложить заполнить самохарактеристику по предлагаемой ниже схеме, что не вызывает у них трудностей.

Культура моего труда, умение добиваться высокого качества в работе, рационально планировать трудовые операции; организованность, настойчивость, элементы творчества в труде — смекалка, фантазия, способность самостоятельно решать задачи:________

 

2. Мои способности, творческие наклонности, в чем они проявляются:

3.Мои знания, эрудированность; к каким видам деятельности я проявляю интерес; в чем это выражается?

4. Мое поведение: мои достоинства и недостатки, в чем они проявляются:_____________________________

5. Моя культура общения: проявление доброжелательности, тактич­ности, вежливости к окружающим; мои отношения со сверстниками и взрослыми:__________________________________

6. Мой внешний вид, умение со вкусом одеваться:___________

7. Мое состояние здоровья; выявленные противопоказания к конкретным сферам трудовой деятельности:______________________

 

ТРЕНИНГ “САМООЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ”

В задание включено 20 качеств, каждое из которых оценивается по 3-х балльной системе: 1 — низкий, 2 — средний, 3 — высокий.

КАЧЕСТВА БАЛЛЫ качества БАЛЛЫ
1. Инициативность 1. 2, 3 11. Предприимчивость 1, 2, 3
2. Честность 1. 2. 3 12. Целеустремленность 1, 2, 3
3. Ответственность 1, 2, 3 13. Демократичность 1.2, 3
4. Доброжелательность 1, 2, 3 14. Настойчивость 1. 2. 3
5. Самостоятельность 1, 2, 3 15, Любознательность 1. 2, 3
6. Трудолюбие 1, 2. 3 16. Активность (лидерство) 1, 2, 3
7. Решительность 1.2. 3 17. Хозяйственность 1, 2, 3
8. Расчетливость 1, 2, 3 18. Обязательность 1, 2, 3
9. Организованность 1. 2, 3 19. Общительность 1, 2. 3
10. Творчество 1, 2, 3 20. Самокритичность 1, 2, 3

 

1. Записать набор качеств, по которым следует оценить себя.

2. Класс делится на группы по желанию по 5 человек. Группа оценивает сформированность этих качеств у каждого члена этой группы.

3. Классный руководитель оценивает сформированность этих качеств у каждого учащегося класса.

Далее полученные оценки переносятся на один лист по каждому ученику.

4. Подсчитывается суммарное число баллов по каждому эксперту: оценка классного руководителя; оценка товарищей; самооценка для каждого качества, выводится средний балл.

5. Средние баллы сложить. Сумму сопоставить со шкалой развития деловых качеств:

1—20 — низкий уровень

21—40 — средний уровень

41 —60 — высокий уровень

Определить уровень развития деловых качеств, уровень самооценки, соотнести самооценку с оценкой экспертов как показатель того, знаем ли мы себя.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Преобладающих особенностей психического склада личностей, выбирающих различные сферы профессиональной деятельности.

Учащиеся, выбравшие сферу “Человек—человек”, имеют ярко выраженную способность к адаптации в межличностных отношениях, проявляющуюся в повышенной готовности к сотрудничеству, установлению широких контактов с людьми, в устойчивом интересе к человеческим взаимоотношениям, быстрой приспосабливаемости к изменяющейся ситуации межличностного общения. Им свойственны оптимизм и выраженная эмоциональная экспрессивность, Учащиеся данной группы отличаются повышенной зависимостью от оценки окружающих, активным принятием социальных•норм, инициативностью, психической выносливостью.

У учащихся, выбравших сферу “Человек—техника”, наблюдается тенденция к ограничению контактов с окружающими, критичность, эмоциональная сдержанность, точность и методичность в работе, устойчивый интерес к решению интеллектуальных задач, стремление к логическому обоснованию поступков.

Для учащихся, выбирающих сферу деятельности “Человек—знаковая система”, характерны добросовестность, уравновешенность, дисциплинированность, высокое чувство долга, выраженное стремление к соблюдению моральных норм.

Учащиеся, намеревающиеся выбрать объектом своей будущей профессии “художественный образ”, отличаются оптимизмом, импульсивностью, своеобразием подходов при принятии решений о выборе линии поведения, склонностью к нахождению нестандартных связей в явлениях окружающего мира, эмоциональностью в межличностных отношениях.

Школьники, выбравшие сферу “человек-природа”, по психологическим характеристикам схожи с лицами, выбравшими сферу “человек—художественный образ”, но отличаются от них более конкретным характером мышления, а также невысокой потребностью в общении.

Для группы школьников, которые затрудняются сформулировать свои профессиональные намерения, характерна неопределенность в принятии решения, робость, смена установок и убеждений в сочетании с незрелостью социальных позиций (решение с неопределенностью).

Учащиеся, склонные к переоценке своих возможностей, к завышению уровня притязаний и недооценке трудностей, отличаются эгоцентричностью, тенденцией строить свое поведение без достаточного учета мнения окружающих. Это позволяет предположить, что данные личностные особенности могут затруднить процесс профессионального самоопределения (решение с риском).

Школьники, которые могут четко сформулировать свои профессиональные намерения, отличаются уверенностью в себе, эмоциональной устойчивостью, реалистичностью суждений, установок, сдержанностью, склонностью к интеллектуальному самоанализу, чувством ответственности (решение с уверенностью).

Данные о доминирующих личностных характеристиках учащих­ся, выбравших ту или иную сферу профессиональной деятельности, отражают лишь значимые тенденции и не являются абсолютными характеристиками учащихся, отдающих предпочтение разным сферам профессиональной деятельности. Однако основные свойства и тенденции личности позволяют прогнозировать ее собственные требования к профессии, путь освоения, стиль общения, стремление к профессиональному росту, различные стороны самооценки.

Это означает, что каждого школьника следует рассматривать в единстве его личности, условий жизни и деятельности. При таком подходе психический склад личности, ее индивидуально-личностные свойства представляют синтез активного и положительного отношения учащегося к той или иной деятельности (склонности), желания учиться (общая сообразительность), мобилизация возможностей учащегося при реализации учебных, трудовых задач (продуктивность направленных усилий). Данный “алгоритм” способствует выявлению преобладающих качеств личности, помогает уточнить выбор сферы профессиональной деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.