Навигационное оборудование - система  береговых  и  плавучих — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Навигационное оборудование - система  береговых  и  плавучих

2021-05-28 57
Навигационное оборудование - система  береговых  и  плавучих 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

..

ВВЕДЕНИЕ. 3

АННОТАЦИЯ курса  Организация и управление путевым хозяйством.. 4

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………….4

  Тема 1. Управление внутренними водными путями ………………8

Тема 2. Планирование основной деятельности АБ ВВП… ………. 14

ТЕМА 3.  ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ..22

 Контрольные вопросы………………………………………………………….31

Литература……………………………………………………………………………………..32
                                                            ВВЕДЕНИЕ

 

       Электронное учебное пособие по дисциплине «Организация и управление путевым хозяйством» направлено на формирование профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по уровню бакалавриата направленя 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства и специализированных профессиональных компетенций, установленных университетом:

     ПК-16- способность формировать организационную структуру производственных коллективов при производстве гидрографической съёмки, оснащении водных путей средствами навигационного оборудования и составлении навигационных морских карт и карт внутренних водных путей.

Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по

направление подготовки   26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (профиль- Управление водными и мультимодальными перевозками), и может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций.

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных исследований, включая современные публикации.

 

   

                                                                                       

 

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Организация и управление путевым хозяйством

    Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина “ Организация и управление путевым хозяйством ”

  изучается на 4 курсе в 7 семестре по очной форме обучения и на 5 курсе по заочной форме.

Для изучения дисциплины студент должен:

- знать работы, выполняемые при воднотранспортных изысканиях на ВВП; законы движения воды и наносов в естественных руслах рек и водоемах; основные методы производства воднотранспортных изысканий; способы поддержания и улучшения судоходных условий на ВВП; состав и устройство судов технического флота и судоходных ГТС,, владеть методами метрологического обеспечения измерений, рассчитывать показатели гидрологического режима водотоков, вести простейшие гидравлические расчеты.

Изучение дисциплины обусловлено тем, что ни реки, ни озера, ни во-дохранилища не могут быть использованы без проведения на них комплекса путевых работ – инженерных мероприятий, обеспечивающих безопасность и удобство плавания судов.

Специалисты водного транспорта должны знать методы и способы управления, организацию проведения всех видов путевых работ, а также вопросы планирования, учета и отчетности по содержанию ВВП.

     Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: организационную структуру управления ВВП на федеральном, региональном и зональном уровнях; основы правил содержания ВВП и СГТС;

Уметь: проводить расчеты стоимости содержания водных путей, земснарядов и судоходных ГТС;

Владеть;  принципами  по организации и проведению дно-углубительных, выправительных, обстановочных, дноочистительных, тральных и изыскательских работ на судоходных участках водного пути, а также работ по обеспечению надёжной и безопасной работы судоходных ГТС.

        Объем дисциплины по видам учебных занятий

Объем дисциплины составляет  2 зачетных единицы, всего  72  часа, из которых 51 час составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (17 часов занятия лекционного типа 34 часа практические занятий),  21  час составляет самостоятельная работа обучающегося).

 

                                        ГЛОССАРИЙ

Внутренние водные пути Российской Федерации –реки (свободные и шлюзованные),озера, судоходные каналы, водохранилища - пригодные для судоходства (далее – внутренние водные пути (ВВП)).

 

  Судовой ход-  пространство (подводное и надводное) на судоходном пути, предназначенное для судоходства и обозначаемое на местности и на карте.

 

  Габариты судового хода -  глубина, ширина и радиус закругления судового хода.

Гарантированные габариты судового хода  - установленные на участке судоходного пути наименьшие габариты судового хода при проектном уровне воды.

Проектный уровень воды (ПУ) - расчетный низкий судоходный уровень воды с заданной обеспеченностью.

НАВИГАЦИНЫХ ЗНАКОВ НА ВВП

Судоходный  плес - протяженный участок водного пути с равными габаритами судового хода


Тема 1. Управление внутренними водными путями (ВВП)

 

Тема 2. Планирование основной деятельности АБ ВВП

 

1.Состав производственного плана основной деятельности АБ ВВП.

 

Включает 2(две) части:

· Техзадание (тз)

· План эксплуатационной деятельности.

Техзадание (гос задание) формулирует основную задачу, т.е. указывает на каких водных объектах речного бассейна и на какой период времени необходимо обеспечить судоходные условия с заданными размерами судового хода. Поэтому ТЗ включает 3 показателя:

1. Протяженность водных путей, км;

2. Сроки навигации,сут;

3. Габариты с/х.

В настоящее время ТЗ на предстоящую навигацию для каждой АБ ВВП задаётся в виде государственного задания распоряжением Госморречфлота, в котором указывается:

· Перечень судовых ходов с границами участков обслуживания ВПП и их протяжённость в км;

· Категория ВВП и СНО;

· Гарантированные габариты;

· Названия опорных постов и отметки проектных уровней в Балтийской системе;

· Прогнозируемые (расчетные) даты начала и окончания действие СНО;

· Даты работы СГТС.

 

 

СПРАВКА:      На внутренних водных путях по условиям обеспечения безопасности судоходства устанавливаются следующие категории:

С неосвещаемой обстановкой.

План эксплуатационной деятельности АБ ВВП.

 

На основании технического задания администрация разрабатывает программу обеспечения габаритов пути. В ней установлены объёмы и графики выполнения всего комплекса работ. Этот план включает в себя состав, виды и объёмы работ, а также технические средства.

Виды работ: дноуглубление, СНО, выправление, траление, дноочищение, русловые изыскания, эксплуатация самоходного и несамоходного технического флота, эксплуатация СГТС.

В этом плане показатели объёма путевых работ (а эти работы разнообразны) планируются как в натуральных, так и в стоимостных показателях

 

Дноуглубление – 60-70% общего объёма. Обычно планируются в кубометрах извлекаемого грунта. Такой объём можно определить как сумму объёмов на отдельных объектах (перекатах), при этом определяют объём транзитных работ, которые разделяются на эксплуатационные и капитальные работы, а также внетранзитные работы.

Транзитные работы – для поддержания габаритов на транзитных путях; внетранзитные – подходы и т.д.

Капитальные работы – новый судовой ход.

Эксплуатационные – поддержание габаритов на существующих судовых ходах.

На основании этих объёмов определяется суммарная техническая производительность земснарядов. Причём на свободных реках эта суммарная потребная производительность земснарядов определяется по объёму грунта, извлекаемого в подготовительный период, а для зарегулированных рек – в навигацию. ∑𝑄потрт=𝑉подг/(𝑡подг∙𝐾тех∙24)

𝑄т−производительность, записанная в паспорте землесоса

V дноуглубления планировались в нкч-норма кубометров часов

𝑉нкч= ∑𝑄т𝑇вах𝐾норм.вр

Qт-техническая производительность

Твах-вахтовое время (время землесоса на работе) К н.вр.= Тзад.вах./Тфак.твах.=1

Если > 1, то хорошо, если <1, то плохо

По СНО Vработ определяется в км.сут

Vкм.сут=Lг*Тнав, где

Lг-протяженность в км, Т нав- время действия СНО в сут.

Фотоаппараты необходимы для зажигания огней на СНО

Указывается категория СНО.

Выправление – объём работ планируют в стоимостных показателях.

По другим видам путевых работ удельный вес которых составляет 1-3%, объём работ как правило не планируют, но указывают лишь количество тральных бригад, дноочистительных кранов, изыскательных партий и время их работы.

Также планируется работа самоходного и несамоходного обслуживающего флота с указанием количества судов, мощности двигателя и времени работы.

3. Состав финансового плана. Структура сметы эксплуатационных затрат.

 

Финансовый план состоит из двух частей:

1. План расходов;

2. План доходов.

План расходов – количество денежных средств, необходимых для выполнения производственного плана основной деятельности, т.е. это расходы включаемые в себестоимость содержания ВВП и СГТС.

План доходов – бюджетное финансирование + собственные доходы (внебюджетное финансирование).

План расходов можно представить в виде сметы эксплуатационных затрат по видам работ и элементам затрат. Виды работ: те же, что и в плане эксплуатационной деятельности + затраты на портовый контроль, диспетчерское регулирование, технологичскую связь и содержание административно – управленческого персонала.

Содержание ВВП и  СГТС включает 5 укрупнённых элементов затрат:

1. Оплата труда

2. Отчисление на социальные нужды

3. Материальные затраты

4. Амортизация

5. Прочие

А) В элемент затрат оплаты труда входят:

1. Зарплата по должностным окладам и доплаты, установленные действующими нормативными документами по оплате труда на речном транспорте (ночные вахты, совмещение профессий, полевой характер работы, за недостающего работника, выслуга лет);

2. Премии за выполнение и перевыполнение плана заданий на основании действующих систем премирования;

3. Оплата отгулов, т.е. за работу сверх нормированного времени;

4. Оплата компенсация за неиспользованный отпуск;

5. Рацион коллективного питания членов экипажа судоходного и несудоходного флота;

6. Зарплата работникам, занятых на зимнем ремонте флота;

7. Ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Б) Отчисления на социальные нужды в настоящее время представляет собой систему страховых взносов для формирования 3-х фондов:

1. Пенсионный фонд – оплата пенсий (трудовых, социальных, военных);

2. Фонд социального страхования – оплата больничных, отпуска при рождении детей, материальная помощь;

3. Фонд обязательного медицинского страхования (фомс).

Тарифы этих страховых взносов для бюджетных организаций:

· Пенсионный фонд – 22% от фонда оплаты труда (фот).

· Фонд социального страхования – 2,9% от ФОТ.

· ФОМС – 5,1% от ФОТ.

В) В элемент материальных затрат включают расходные статьи на топливо, электроэнергию, материалы и прочие материальные ресурсы.

1. Статья «Топливо» включает рвсходы на все виды топлива. В настоящее время расходы на топливо в смете имеют 50 и выше процентов в зависимости от времени работы флота, вида и стоимости топлива.

2. Статья «Электроэнергия» включает расходы для СГТС и собственные нужды. Зависят от цены за 1 кВт*ч и объёма перекачанной воды.

3. Статья «Материалы» включает затраты на обтирочные, окрасочные, изоляционные и другие материалы, используемые на флоте, ГТС и других работах. Определяются на основе анализа отчётных данных и норм расхода на единицу объёма. В ней также учитываются денежные средства на ГТС и навигационное оборудование.

Г) В элемент «Амортизация» включаются амортизационные отчисления, идущие на полное восстановление основных производственных фондов (капитальный ремонт и приобретение новых судов технического флота и другого оборудования). Амортизационные отчисления устанавливаются по действующим нормам.

Д) Прочие расходы включают расходные статьи на выполнение ремонта текущего флота, производственных зданий и сооружений. Включаются также расходы по аренде флота, на охрану труда, технику безопасности, командировки, служебные переговоры по телефону и др. расходы.

Для определения себестоимости содержания СГТС и ВП для каждого вида работ подсчитываются расходы по всем элементам и затратам и подсчитывается итоговая сумма, которая и должна определять размер финансирования. Вторая часть финансового плана – план доходов

Оборудования.

 

Для создания безопасных условий плавания судов на ВВП служит навигационное оборудование – система береговых и плавучих знаков, установка и обслуживание которых является одним из основных видов путевых работ и его доля в общем объёме составляет не менее 40-60 %.

С точки зрения надёжности береговые навигационные знаки являются основными и предназначены:

1. Для обозначения ограждения судового хода (створные, перевальные, ходовые, весенние знаки), указатели судоходных пролётов мостов и некоторые другие.

2. Для информации судоводителей (информационные знаки). Они разделяются на запрещающие, предупреждающие и указательные.

Конструктивно береговые знаки состоят из столба и щита на нем разных размеров и окраски. Плавучие знаки чаще всего являются как дополнительные к основным. Они служат для ограждения отдельных навигационных опасностей, указания кромок, осей и поворотов судового хода, свальных течений и др. К плавучим знакам относятся: буи, бакены и плавучие вехи. Надводная часть плавучих знаков в зависимости от назначения имеет определённую форму (силуэт): треугольный, прямоугольный, круглый и линейный и окраску (белая, красная, черная, желтая и их сочетания).

Надо отметить, что на ВВП используют две системы ограждения навигационных опасностей плавучими знаками. Состав и отличительные признаки плавучих знаков первой системы, которая применяется на реках, водохранилищах, каналах и озёрах определяется госстандартом, который называется «знаки навигационные внутренних судоходных путей». В этой системе используются:

1. Латеральные плавучие знаки (боковые), которые подразделяются:

a. Кромочные

b. Поворотные

c. Свальные

d. Разделительные

e. Знаки опасности

2. Осевые, которые показывают ось судового хода и разделяются на осевые и поворотно-осевые.

Этот же ГОСТ определяет состав и отличительные признаки береговых навигационных знаков, применяемых на ВВП.

Вторая система плавучего ограждения носит название система МАМС (Международная ассоциация маячных служб). Она применяется прежде всего на морях, океанах и морских каналах. В тоже время на внутренних водных путях она применяется на крупных озёрах (Ладожское и Онежское), морских устьев крупных рек. (Лена, Обь, Енисей).

Системой МАМС предусмотрено деление мирового океана на 2 региона: регион «А» и регион «Б». Разделение вызвано лишь различием в окраске латеральных знаков и огней. Россия, страны Европы, Африки, Австралии применяют регион «А», т.е. красный цвет знаков и огней принят для ограждения левой стороны фарватеров. Зелёный цвет – правая сторона. Это облегчает заход судна с моря в реку и обратно. Регион «Б» - красный для правой кромки.

 

Система МАМС кроме латеральных и осевых знаков включает так называемые кардинальные знаки, предназначенные для ограждения навигационных опасностей. Их выставляют вокруг опасности по четырём главным направлениям компаса, при этом горизонт вокруг опасности условно делится на четыре сектора: северный, восточный, южный, западный.

Знаки также называются «северные, южные, восточные, западные» и означают стороны с которой следует обходить ограждаемую опасность.

Знаки окрашиваются в желтый и черный цвет и имеют определенные топовые фигуры.

По времени действия в течение суток навигационные знаки разделяются:

· неосвещаемые (несветящие), которые действуют в светлое время суток, применяются на водных путях где судоходство осуществляется в основном днём;

· светоотражающие знаки – действуют полное время суток так как покрытие выполнено из светоотражающих элементов;

· освещаемые (светящие) – действуют полное время суток, в тёмное время знаки имеют сигнальные огни определённого цвета и заданный режим горения (постоянный или прерывистый).

Для нормальной работы освещаемых знаков применяется специальное электрическое светосигнальное оборудование в состав которых входят:

· сигнальные огни;

· оптическая система;

· автоматы управления действием;

·  источники питания.

На судоходном плёсе работами по ограждению руководит прораб либо его помощник. В ведении прораба имеются обстановочные бригады и посты, которые уже непосредственно обеспечивают навигационное оборудование на своём обстановочном участке, протяженность которого составляет от 40 до 200 км и более. Эта протяженность зависит от интенсивности судоходства, наличия плавучих знаков и т.д.

В состав работ входят:

1. Подготовка к навигации знаков, светосигнального оборудования и плавсредств.

2. Расстановка плавучих знаков, их перестановка и восстановление (в навигационный период), а также снятие их при закрытии навигации.

3. Обслуживание действующих знаков (окраска, ремонт, обеспечение горения сигнальных огней).

4. Ежедневная информация диспетчерского пути о фактических габаритах судового хода и изменения в навигационном ограждении и условиях судоходства, а для этого: регулярные промеры глубин на перекатах, наблюдение за русловыми переформированиями.

5. Проведение необходимых тральных работ;

6. Контроль и приёмка выполненных дноуглубительных работ.

7. Наблюдение за состоянием выправительных сооружений.

8. Оказание помощи судоводителям (по их просьбе) в проводке транспортных судов по участку, особенно в весенний и осенний период и в ледовых условиях, когда часть плавучих знаков может отсутствовать.

Основная задача при этом в организации проведения работы на обстановочном участке состоит в обеспечении безопасных условий судоходства и объективной информации о фактических размерах судового хода.

В настоящее время на обстановочном участке в зависимости от его сложности по судоходным условиям применяются две основные формы способа обслуживания: бригадная форма и бригадно-постовая. Встречается также постовой и патрульный способ обслуживания.

При бригадной форме (90%) на обстановочном участке работает бригада в количестве 5-7 человек во главе с путевым мастером. Протяженность обслуживаемого участка 40-100 км и зависит также от количества навигационных знаков, интенсивности судоходства и местных условий.

Бригада имеет в своём распоряжении специальное самоходное судно, оборудованное лебёдкой, средством связи, местом отдыха и приёма пищи, эхолотом. Мастер пути организует бригаду для выполнения всего состава работ и несёт полную ответственность перед прорабом путевых работ за состоянием судоходных условий на своём участке. Работа бригады ведётся по вахтам продолжительностью 8-12 часов. Днём бригады выполняют промеры глубин, обслуживают знаки, двигаясь вверх по течению, а в тёмное время судно идёт вниз, проверяя работу светосигнального оборудования.

На берегу в пределах своего участка у бригады имеется база для хранения и ремонта навигационных знаков.

Бригадно-постовая форма обслуживания применяется, когда на обстановочном участке имеются сложные перекатные группы, на которых часто повреждаются многочисленные плавучие знаки и требуется немедленное их восстановление, или имеются перекаты, где происходят интенсивные русловые переформирования. Это значит, что требуется постоянный контроль за судоходными условиями. И вот на таких перекатах содержатся обстановочные посты – 2-3 человека, которые выполняют работы по обслуживанию навигационных знаков, а путевой мастер контролирует работу этого поста и оказывает необходимую помощь. Этот способ оказывается эффективный на участках, имеющих длинные плёсовые лощины. Протяженность до 600км.

Постовая форма имеет ограниченное применение и практически не применяется. Обычно такая форма применяется на ВП, где имеется много сложных перекатах, большое количество плавучих знаков и каждый участок водного пути разбит на участки 5-15 км и все работы выполняет пост (2-3 человека).

Патрульный способ (более современный). При этом способе бригада имеет два судна: одно базовое, другое скоростное (2-х 3-х местное), с помощью которого имеется возможность оперативно восстановить сбитые плавзнаки или произвести ремонт знаков в течении светового дня и вернуться обратно. Протяженность обслуживаемого участка значительно увеличивается, но при этом требуются финансовые затраты для приобретения такого скоростного судна.

Литература

 

1 .Гладков Г.Л. и др. Содержание ВВП.Путевые работы. Учебное пособие.. Изд.ГУМРФ им.адмирала С,О,Макарова, 2018

 

2. Гладков Г.Л. и др. Содержание ВВП. Навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства. Учебное пособие.. Изд.ГУМРФ им.адмирала С,О,Макарова, 2018

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

..

ВВЕДЕНИЕ. 3

АННОТАЦИЯ курса  Организация и управление путевым хозяйством.. 4

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………….4

  Тема 1. Управление внутренними водными путями ………………8

Тема 2. Планирование основной деятельности АБ ВВП… ………. 14

ТЕМА 3.  ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ..22

 Контрольные вопросы………………………………………………………….31

Литература……………………………………………………………………………………..32
                                                            ВВЕДЕНИЕ

 

       Электронное учебное пособие по дисциплине «Организация и управление путевым хозяйством» направлено на формирование профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по уровню бакалавриата направленя 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства и специализированных профессиональных компетенций, установленных университетом:

     ПК-16- способность формировать организационную структуру производственных коллективов при производстве гидрографической съёмки, оснащении водных путей средствами навигационного оборудования и составлении навигационных морских карт и карт внутренних водных путей.

Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по

направление подготовки   26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (профиль- Управление водными и мультимодальными перевозками), и может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций.

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных исследований, включая современные публикации.

 

   

                                                                                       

 

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Организация и управление путевым хозяйством

    Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина “ Организация и управление путевым хозяйством ”

  изучается на 4 курсе в 7 семестре по очной форме обучения и на 5 курсе по заочной форме.

Для изучения дисциплины студент должен:

- знать работы, выполняемые при воднотранспортных изысканиях на ВВП; законы движения воды и наносов в естественных руслах рек и водоемах; основные методы производства воднотранспортных изысканий; способы поддержания и улучшения судоходных условий на ВВП; состав и устройство судов технического флота и судоходных ГТС,, владеть методами метрологического обеспечения измерений, рассчитывать показатели гидрологического режима водотоков, вести простейшие гидравлические расчеты.

Изучение дисциплины обусловлено тем, что ни реки, ни озера, ни во-дохранилища не могут быть использованы без проведения на них комплекса путевых работ – инженерных мероприятий, обеспечивающих безопасность и удобство плавания судов.

Специалисты водного транспорта должны знать методы и способы управления, организацию проведения всех видов путевых работ, а также вопросы планирования, учета и отчетности по содержанию ВВП.

     Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: организационную структуру управления ВВП на федеральном, региональном и зональном уровнях; основы правил содержания ВВП и СГТС;

Уметь: проводить расчеты стоимости содержания водных путей, земснарядов и судоходных ГТС;

Владеть;  принципами  по организации и проведению дно-углубительных, выправительных, обстановочных, дноочистительных, тральных и изыскательских работ на судоходных участках водного пути, а также работ по обеспечению надёжной и безопасной работы судоходных ГТС.

        Объем дисциплины по видам учебных занятий

Объем дисциплины составляет  2 зачетных единицы, всего  72  часа, из которых 51 час составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (17 часов занятия лекционного типа 34 часа практические занятий),  21  час составляет самостоятельная работа обучающегося).

 

                                        ГЛОССАРИЙ

Внутренние водные пути Российской Федерации –реки (свободные и шлюзованные),озера, судоходные каналы, водохранилища - пригодные для судоходства (далее – внутренние водные пути (ВВП)).

 

  Судовой ход-  пространство (подводное и надводное) на судоходном пути, предназначенное для судоходства и обозначаемое на местности и на карте.

 

  Габариты судового хода -  глубина, ширина и радиус закругления судового хода.

Гарантированные габариты судового хода  - установленные на участке судоходного пути наименьшие габариты судового хода при проектном уровне воды.

Проектный уровень воды (ПУ) - расчетный низкий судоходный уровень воды с заданной обеспеченностью.

Навигационное оборудование - СИСТЕМА  БЕРЕГОВЫХ  И  ПЛАВУЧИХ

НАВИГАЦИНЫХ ЗНАКОВ НА ВВП

Судоходный  плес - протяженный участок водного пути с равными габаритами судового хода


Тема 1. Управление внутренними водными путями (ВВП)

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.