Конспекты театральных занятий — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Конспекты театральных занятий

2021-05-27 27
Конспекты театральных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

кружка «Театр маленьких актеров»

Занятие 1.

Программное содержание:

Театральная азбука. Познакомить с особенностями театра как вида искусства, историей возникновения театра, видами театров (кукольный, детский, драматический, театр оперы и балета).

Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка».

Сценка «Маленькая прачка» М.Яснова

Ход занятия.

Звучит приятная инструментальная музыка (Кассета «Шедевры инструментальной музыки»), дети входят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель (МР).

МР: Здравствуйте, дорогие мои! Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас будет необычное занятие. К нам пришла Фея Театра, вот она! (Показывает куклу, сделанную из кегли.) Вместе с ней мы поговорим о театре и сами попробуем стать актерами. (Ставит куклу на столик, предлагает детям сесть на стулья, расставленные полукругом.)Садитесь поудобнее и давайте поговорим о театре. Были ли вы когда-нибудь в театре? Какие спектакли смотрели? (Ответы детей,)

 

I. А вы знаете, как возникло театральное искусство? Давным-давно, много тысяч лет назад на месте современной Греции жили люди, которые называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. Эллины верили, что в мире обитает множество высших бессмертных существ - богов. Древние греки думали, что боги живут на высокой горе Олимп, где они пируют и веселятся. Иногда боги спускались с Олимпа и приходили к людям. Вот об этих богах древние греки придумывали разные истории и легенды. И наступило время, когда они поняли, что подвиги богов и знаменитых героев будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать - разыгрывать. Так возникло театральное искусство

Позднее театром стали называть и здание, где демонстрируются спектакли. Уже более 2 тысяч лет существует театр. По-гречески слово «Театрон» означает - «зрелище». Театры в Древней Греции сооружались под открытым небом на склонах гор так, чтобы ряды каменных скамей для зрителей охватывали круглую площадку «орхестру», поднимаясь вверх по горе.

Театры вмещали более 10 тысяч человек. (Показывает иллюстрацию в

учебнике «История Древнего мира», 5 кл., с. 179,181)

Театр состоял из 3-х частей: места для зрителей, в первых рядах которых сидели самые почетные граждане. За остальные места зрителям приходилось платить. Другая часть театра - орхестра, круглая площадка, на которой выступали актеры и хор. Третья часть театра называлась скене. К ее стене крепились декорации. Внутри скене хранились костюмы актеров.

Позднее театры появились в других странах, а также в России. В древности по русским дорогам путешествовали бродячие актеры - скоморохи, которые разыгрывали целые спектакли, веселя людей на ярмарках и праздниках. Они разыгрывали веселые игрища с плясками, песнями, показывали медвежьи представления, распевали веселые скоморошины и героические былины. В 17 веке появился еще один вид народного театра - кукольный. С рождением кукольного театра рождается и герой комедии — веселый и хитрый человек, лукавый и насмешливый Петрушка.(Достает из-за ширмы и надевает на руку Петрушку, меняет голос, говорит)

1) Эй, мальчишка из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь, что это за игрушка?

А я - Петрушка!

Остер колпачок.

Еще острей язычок.

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,

Да так, что и вы расхохочетесь сами!

МР: Вот какой веселый герой наш Петрушка! (убирает куклу)

Театры бывают самые разные. Театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, действия и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для этой пьесы, - это опера.

Театры, в которых артисты не говорят, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, - это балет. Если речь, пение и танец объединяются в одном музыкальном представлении, это называется опереттой. Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых людьми кукол.

Есть театры, в которых объясняются только жестами и мимикой – театры пантомимы. Есть драматические театры, в которых актеры разговаривают,действуют, двигаются так, как в реальной жизни.

Как вы думаете, для чего нужен театр? (Ответы детей.) Он помогает человеку понимать себя и других, посмотреть на жизнь со стороны и в то же время заглянуть в глубь ее.

Театр — это особый мир. Там есть зрительный зал — ряды стульев и кресел, которые называют партер, что в переводе с французского означает «на земле». Взоры и внимание публики обращены к месту, где будут представлять пьесу, оно называется сценой. До начала спектакля ее скрывает красивый занавес. Передняя часть сцены называется авансцена. А еще в театре есть кулисы – боковая одежда сцены, где стоят и ждут своего выхода действующие лица.

Итак, сегодня мы с вами благодаря Фее Театра узнали очень много нового о том, как возник театр, какие театры бывают, что есть в театре.

 

П.Люди, которые играют в театре, называются артистами. Стать артистом, или актером, очень непросто. Необходимо владеть мимикой — т.е. с помощью выражения лица передавать настроение героя, реакцию на событие, реальное или воображаемое. Хороший актер должен владеть не только мимикой, но и жестами - движениями рук и головы.

Работа над мимикой и жестами:

1) Упражнение «Вкусный арбуз».

Мама купила большой круглый арбуз, принесла его домой. За обедом арбуз разрезали и каждому дали по большому, спелому, сочному, сладкому куску. Покажите, как вы едите вкусный арбуз.

2) «Мне грустно».

Целый день идет дождь. Мальчик сидит у окна и грустит. Покажите это.

3) «Ем лимон».

Вы ели когда-нибудь лимоны? Знаете, каковы они на вкус? Тогда представьте, что вам дали лимон, разрезали его на части и предложили съесть. Покажите, как.

4) «Я на скрипочке играю».

Мы с вами знаем песенку «Веселый музыкант». Сейчас я буду петь ее, а вы –изображать жестами то, о чем поется: играть на скрипке, на балалайке, на барабане.

III. Сценка «Маленькая прачка» М.Яснова.

МР: Сейчас мы с вами с помощью мимики и жестов разыграем сценку

«Маленькая прачка». (Показывает две плоскостных куклы - Девочка и Филин)

Прачка: Серый филин, пыльный филин!

Филин: (спокойно, с любопытством) Гу-гу-гу!

Прачка: Хочешь, чистым будешь, филин?

Филин: (одобрительно) Гу-гу-гу!

Прачка: Будешь, филин, ты не пылен.

Филин: (радостно) Гу-гу-гу!

Прачка: Ты доволен будешь, филин?

Филин: (довольно) Гу-гу-гу!

Прачка: Я тебя полью водою...

Филин: (раздумывает) Гу-гу-гу?!

Прачка: С порошком тебя помою...

Филин: (удивлен) Гу-гу-гу?

Прачка: Накрахмалю, выжму крепко...

Филин: (хмурится) Гу-гу-гу??

Прачка: И повешу на прищепку.

Филин: (злобно) Гу-гу-гу!

Прачка: Будешь, филин, ты не пылен! Слышишь, филин? (филин думает) Где

ты, филин? (филин прячется под крыло) Ни в лесу, ни на лугу - ни гу-гу.

(Филин прикладывает палец к губам — знак молчания.)

МР: Понравилась вам сценка? Вы все старались, изображая филина. Молодцы! Но вот уже Фея Театра подсказывает нам, что время занятия истекло. Мы должны попрощаться до следующей встречи. Вам было интересно? Тогда приходите на следующее занятие. И вы узнаете еще немало интересного. И, как в театре после спектакля зрители аплодируют артистам, так давайте и мы похлопаем друг другу и споем нашу прощальную песенку.

Дети аплодируют друг другу, поют песенку:

Дружно скажем «до свиданья»

И помашем на прощанье.

Нам недолго встречи ждать –

Мы придем сюда опять.

До свиданья! До свиданья! До свидания!

 

Звучит музыка. Дети выходят из зала и идут в группу.

Занятие 2.

Программное содержание:

Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского.

Работа над дикцией: скороговорки. Сценка с куклой бибабо «Кража» В.Орлова.

Музыкальная игра на развитие жестов «Кто как танцует?». Упражнение на развитие пластики рук «Ловлю комариков».

Знакомство со сказкой «Сорока-белобока» Т.Кирсановой.

Ход занятия.

Под музыку дети входят в зал. Их приветствуют Фея Музыки (кукла из кегли) и МР. Кратко повторяют, о чем говорилось на предыдущем занятии

МР: Сегодня мы продолжим знакомство с театром. Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Мы идем в театр». Написал его Эдуард Успенский, который придумал Чебурашку и Крокодила Гену, кота Матроскина, пса Шарика и мальчика Дядю Федора.

I. Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского. Беседа по содержанию.

 

П. МР: На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что необходимо настоящему актеру и пришли к выводу, что он должен владеть мимикой и жестами, которые помогают передать характер человека, повадки разных зверей. И, конечно же, артисту необходимо четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили все слова роли, нужны специальные упражнения, которые называются скороговорками. Сейчас мы поучимся произносить скороговорки:

1) Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

2) Над овражком у дорожки

Страшный стражник строит рожки.

Стражник в крепости сидит,

Стражник грозен и сердит.

3) Живут у меня кукушки.

Варят галушки.

Пекут пампушки.

Поют частушки.

Хорошие подружки -

Пестрые кукушки.

4) Щеголь-щегол

С щеголихой-щеглихой

Считают на счетах

Щеглят-щеголят.

Щеглята щебечут

И щелкают лихо,

Считаться на счетах

Они не хотят.

МР: Но недостаточно только четко и внятно произносить текст. Необходимо овладеть выразительностью речи. Ведь актер одно и то же слово может произнести по-разному, с разной интонацией.

Дети произносят фразу «Приходите завтра» с разной интонацией:

грустно, весело, спокойно, важно, грубо, злобно, нежно. Затем с разной интонацией читают потешку:

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

 

III. МР: Фея Театра предлагает вам стать артистами театра кукол - именно эти

артисты должны великолепно владеть своей речью.

 

Сценка с куклами бибабо «Кража» В.Орлова:

Кра! - кричит ворона, - Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано,

Брошь украл он из кармана,

Карандаш! Картонку! Пробку!

 И красивую коробку!

- Стой, ворона, не кричи!

Не кричи, а помолчи!

Жить не можешь без обмана –

У тебя ведь нет кармана!

- Как?! - подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно, -

Что ж вы раньше не сказали?

Кар-р-раул!

Кар-р-рман укр-р-рали!

Дети пробуют выразительно произносить текст и манипулировать бибабо – ворона и кукла-девочка.

IV. МР: Продолжаем учиться передавать образы с помощью выразительных

жестов. Поиграем в музыкальную игру «Кто как танцует?»

Включается танцевальная музыка. Дети изображают танцующих: зайчика, медведя, лису, листок с дерева, тучу, пугало на огороде, дождевого червяка, кузнечика.

Упражнение для рук «Ловлю комариков».

 

V. Знакомство со сказкой «Сорока-белобока» Т.Кирсановой: чтение текста и беседа о персонажах.

Прощаются аплодисментами и песенкой (см. занятие 1). Уходят в группу.

Занятие 3.

Программное содержание:

Знакомство с театральным жанром - опера. Слушание отрывка из оперы

«Муха-цокотуха» (или «Теремок» М.Красева - сб. «С.Я.Маршак и музыка для

детей»)

Мини-опера «Про двух гусят» Н.Пикулевой. Пантомимический этюд «Котята»

Т.Кирсановой. Ритмический этюд «Шла коза по лесу» А.Бурениной.

Работа над движениями героев сказки «Сорока-Белобока».

Ход занятия.

Звучит музыка. Дети входят в зал. Там их встречают МР и Фея Театра.

МР: Здравствуйте, ребята! Мы с Феей Театра очень рады видеть вас! Рассаживайтесь поудобнее и давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. (Ответы детей) Правильно, из стихотворения «Мы идем в театр» мы узнали, как нужно вести себя в театре. Я хочу еще раз напомнить вам эти несложные правила.

Правило первое: И самое важное. При посещении театра обязательно соблюдайте такт и вежливость. А вообще, следуйте этому правилу при посещении любых общественных мест, тогда и у вас и о вас останутся только хорошие воспоминания.

Правило второе. Вы должны выбрать себе подходящую одежду. Обычно для театра одеваются нарядно. Постарайтесь не опаздывать. Но если так случилось, не торопитесь занять свое место, подождите окончания сцены. Во время представления соблюдайте тишину, а впечатлениями можно поделиться и в антракте.

И последнее. Очень некрасиво по отношению к артистам вскакивать до окончания спектакля и бежать в гардероб. Подождите до полного окончания спектакля и только после того, как закроется занавес, спокойно уходите.

 

I. MP: А сегодня Фея Театра хочет поговорить с вами об опере и оперных

театрах.

Опера — это музыкально-театральное произведение, в котором сочетаются сольное, хоровое и ансамблевое пение, инструментальная музыка и драматическое действие, а оперный театр - это театр, в котором актеры не говорят, а только поют.

Оперное искусство - одно из высоких достижений человеческого таланта. Еще в древние времена пение сопровождало театральные представления. Именно из традиции соединения музыки, голоса и сценического действия родилось современное искусство оперы.

Первые оперные театры появились в Италии, в городе Флоренция. Знаменитый театр «Ла Скала» (что в переводе означает «театр у лестницы») открыл свои двери в 1778 году. Вскоре оперное искусство получило развитие в Германии, Франции, Австрии, Англии, а также в России. В Лондоне находится один из ведущих театров мира - Ковент-Гарден, в Нью-Йорке - «Метрополитен-опера», в Париже - Гранд-опера, в Москве - Большой театр.(Показывает фотографии известных оперных театров — журнал «Сюрприз театральный») Многие великие композиторы писали оперы - П.Чайковский, М.Мусоргский, М.Глинка, А.Бородин в России, Д.Россини, Д.Верди, Д.Пуччини в Италии, Ш.Гуно во Франции и многие другие. Многие композиторы писали оперы для детей.

И сегодня мы с вами послушаем отрывки из детской оперы-сказки «Муха-цокотуха» М.Красева.(слушают отрывок в записи)

 

II. МР: А сейчас мы с вами превратимся в артистов оперного театра.

Мини-опера «Про двух гусят» Н.Пикулевой.

 Дети надевают маски-шапочки.

Ребенок-ведущий: Веселый гусенок по лужам шагал.

Веселую песенку так напевал:

1 гусенок: (весело поет)Га-га-га...

Ведущий: А грустный гусенок по лужам шагал

И грустную песенку так напевал:

2 гусенок: (поет грустно) Га-га-га...

Ведущий: Веселый гусенок к нему подошел:

1 гусенок: Смотри, червячка я какого нашел! Га-га-га!

Ведущий: А грустный гусенок ответил ему:

2 гусенок: (грустно) А мне никогда не найти самому! Га-га-га...

Ведущий: Веселый гусенок сказал ему...

1 гусенок: (радостно, оживленно)3ря! Не надо грустить, если рядом друзья! Гусята: (вместе радостно поют) Га-га-га! (пробуют исполнять разные дети)

 

III. MP: Мы с вами уже говорили, как важно выразительно передавать образ,

настроение персонажа мимикой и жестами.

Пантомимический этюд «Котята»

Нужно показать, как котята:

1) сладко спят;

2) просыпаются, лапкой умываются;

3) зовут маму;

4) пытаются утащить сосиску;

5) пугаются собак;

6) охотятся («Кошка, коль придется, по земле крадется»).

Пантомимический этюд «Котенок» (по А.Барто)

Котенок возится с клубком:

То подползет к нему тайком,

То на клубок начнет кидаться,

Толкнет его, отпрыгнет вбок...

Никак не может догадаться,

Что здесь не мышка, а клубок.

Ритмический этюд «Шла коза по лесу» А.Бурениной

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

 Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем...И начнем сначала!

IV. Игра на развитие слухового внимания.

МР: Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно прислушайтесь: 1) какие звуки на улице вы услышите, что там сейчас происходит, (птицы поют, собаки лают, дети играют, машины проезжают и т.д.); 2) звуки в нашем здании; 3) звуки, живущие внутри нас (дыхание, биение сердца и т.д.) важно научиться внимательно слушать и определять различные звуки.

V.Работа над движениями героев сказки «Сорока-Белобока».

Распределение ролей в сказке (по желанию детей).

Традиционно прощаются, уходят.

 

Занятие 4.

Программное содержание:

Этюды на изменение тембра голоса: «Киска, как тебя зовут?», «У меня кругом

друзья» В.Медведевой. Упражнение на развитие внимания: «Давайте

потанцуем» Н.Сорокиной.

Упражнение на выражение эмоций: «Девочки и мальчики» Н.Сорокиной

Распределение ролей в сказке «Сорока-Белобока» (окончание). Работа с

подгруппой детей по ролям.

Ход занятия.

МР приносит на занятие конусную куклу - Сороку-Белобоку.

I. МР (приветствует детей):Рассаживайтесь поудобнее. Давайте попробуем научиться менять свой голос в зависимости от настроения, характера героя, которого изображаем.

Этюд на изменение тембра голоса:

1)

-   Киска, как тебя зовут?

-   Мяу! (нежно)

-   Стережешь ты мышку тут?

-   Мяу! (утвердительно)

-   Киска, хочешь молока?

-   Мяу! (с большим удовольствием)

-   А в товарищи щенка?

-   Мяу! Фф-ррр! (изобразить по-разному: трусливо, испуганно, возмущенно)

2) «У меня кругом друзья» (В.Медведева):

 Со мной здоровался петух:

-   Ку-ка-ре-ку! - пропел он вслух.

-   Ко-ко, - услышал я от кур.

Мурлыка-кот мурлыкнул:

-   Мурр...

И пес Барбос, меня узнав,

Пролаял вежливо:

-   Гав-гав.

И протянул теленок:

-   Муу... -

Мол, здравствуй, скучно одному.

 И воробей на ветке вмиг

Чирикнул:

-   Жив я, чик-чирик...

«Как хорошо, - подумал я, -

Что у меня кругом друзья.»

3)Упражнение на развитие внимания «Давайте потанцуем» Н.Сорокиной.

 МР: Давайте потанцуем. Но будьте внимательны. Девочки пляшут только тогда, когда я подниму цветок, а мальчики - когда я подниму флажок. Если ч подниму одновременно и цветок, и флажок, танцуют все.

Звучит русская народная мелодия (в записи), дети импровизируют танцевальные движения.

4) Упражнение на выражение эмоций «Девочки и мальчики» Н.Сорокиной:

Девочки и мальчики (кланяются)

Хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики,

Прыг, прыг, прыг!

Ножками топочут:

Топ, топ, топ!

Весело хохочут:

Ха-ха-ха!

Выразительные движения по тексту потешки: голова чуть откинута, на лице улыбка.

5) «Расскажи стихи руками» (на развитие мелкой моторики).

«Мы — шоферы» (Е.Алябьева)

Едем, едем на машине,    Имитация движений рулем;

Нажимаем на педаль, ногу согнуть в колене, вытянуть;

Газ включаем, выключаем, воображаемый рычаг повернуть рукой к себе, от себя;

Смотрим пристально мы вдаль. ладонь ко лбу.

«Дворники» считают капли,

вправо, влево. Чистота! руки согнуты в локтях перед собой, ладони   раскрыть от себя, одновременно вправо-влево.

Волосы ерошит ветер. Поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами.

Мы — шоферы хоть куда! Большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак.

6) Скороговорка:

Сова советует сове:

«Спи, соседка, на софе.

 На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится».

7) Развитие пластики тела:

Игра «найди свою половинку и пригласи на танец»

Открытки, разрезанные пополам, перемешать, раздать детям. Включается музыка, дети ищут партнеров и импровизируют танцевальные движения.

П.Распределение ролей в сказке «Сорока-Белобока»(окончание).

Работа с подгруппой детей по ролям. Остальные дети в это время рисуют

персонажей сказки - тех, которых запомнили, или тех, которых хотели бы

сыграть.

В конце занятия аплодируют друг другу, прощаются песенкой и уходят.

Занятие 5.

Программное содержание:

Музыкальное оформление сказки «Сорока-Белобока».

Познакомить детей с новым словом - декорация, а также с театральными

профессиями костюмера и гримера.

Упражнения-превращения «Деревянные и тряпичные куклы», «Лисичка

подслушивает». Упражнение на интонационную выразительность «Курочка и

Петушок» С.Насауленко. Упражнение на развитие дикции: скороговорка «Вез

корабль карамель».

Работа над выразительным исполнением ролей в сказке «Сорока-Белобока».

Подбор и примерка костюмов героев.

 

Ход занятия.

Звучит музыка. Дети приходят в зал, приветствуют друг друга.

Мимическая игра «Передай улыбку соседу» (по кругу)

МР представляет Сороку-Белобоку, говорит, что «сегодня Сорока будет заниматься и играть с нами».

I. MP: Сегодня мы с вами познакомимся с театральными профессиями костюмера и гримера. Кто же такой костюмер? Может быть, кто-то из вас знает? Это человек, который в театре шьет или подготавливает к спектаклю костюмы для актеров. А гример? Это очень интересная профессия: гример может с помощью грима (помады, разноцветных кремов, пудры, париков) превратить, например, обыкновенную девочку в принцессу, а молодого человека - в старичка. Хотите посмотреть, как это делается?

Гримирует и одевает ребенка (по желанию) как Старичка-Лесовичка.

МР: В театре на сцене действие всегда происходит в каком-либо месте: на лесной поляне или на городской площади, на дне моря, во дворце короля или в маленьком чулане у папы Карло. А чтобы мы живо представили себе это место, нужны декорации - т.е. нарисованные на большом холсте картины, изображающие место действия, а также различные предметы и вещи - деревья, пеньки, столы, диваны и т.д. Запомните это слово — декорация.

П. МР: Мы продолжаем с вами осваивать нелегкое театральное искусство.

Упражнения-превращения:

1) «Деревянные и тряпичные куклы»

Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Выполняются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Тряпичные куклы: расслабить плечи и корпус, руки висят пассивно, ноги слегка расставлены. Поворачивают корпус вправо-влево, при этом голова поворачивается, руки обвиваются вдоль тела.

Исполнять эти движения несколько раз подряд в чередовании, чтобы дети могли почувствовать разницу напряженных и расслабленных мышц.

МР: Отгадайте загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее... (лиса)

2) «Лисичка подслушивает» (на развитие выразительности и воображения)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Поза: ногу выставить вперед, корпус тела также наклонить немного вперед. Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

3) «Иди ко мне»

Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить. Выразительные жесты: присесть, обе руки вытянуть навстречу малышу.

III. Упражнение на интонационную выразительность:

«Курочка и Петушок» С. Насауленко

Петушок бежит в аптеку

 С громким криком:

«Ку-ка-ре-ку!»

Курочка больная —

 Вот беда какая!

У нее температура,

Очень ей нужна микстура...

 Порошки, таблетки,

Мятные конфетки.

 Дали курочке микстуру,

 И прошла температура.

Курочка здорова

И кудахчет снова.

Упражнение на развитие дикции: 1) скороговорка «Вез корабль карамель»

Вез корабль карамель,

Наскочил на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

2) Волки рыщут, пищу ищут.

IV. Работа над выразительным исполнением ролей в сказке «Сорока-Белобока». Разучивание музыкальных номеров. Кукла Сорока (конусная) поправляет детей, хвалит за удачные находки в освоении образа героя. Примерка костюмов и масок.

Прощаются с Сорокой и МР, аплодируют друг другу, под музыку уходят.

 

Занятие 6.

Программное содержание:

Учить детей эмоционально производить приветственные интонации,

проговаривать фразы с различной силой голоса: «Кто как здоровается?»

Развитие подражательных навыков, воображения.

Закрепить умение детей самостоятельно искать способы действий для передачи

образа.

Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться

мимикой, жестом:

1)мимические этюды «Ем лимон», «Тепло — холодно»;

2)на выразительность жеста: «Артисты пантомимы».

Предоставить детям возможность импровизировать движения героев сказки

«Сорока-Белобока» в декорациях на сцене.

Ход занятия.

I.MP приносит на занятие корзинку с мелкими игрушками (собачка, львенок, ежик, котенок и др.)

МР: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я вам сегодня принесла! Это волшебная корзиночка. А что же в ней?

Игра «Кто как здоровается?»

Предлагает детям выбрать любую игрушку и голосом этой игрушки поздороваться со всеми, помогая каждому ребенку найти нужные слова, интонацию и выразительность для характеристики выбранного персонажа.

-   Кто у тебя в руках?

-   Каким голосом он говорит?

-   Как он будет здороваться?

-   Давайте вместе поздороваемся.

МР вовлекает всех детей в словесную игру, переходящую в игру с имитацией

движений «Кто как ходит».

Например:

-   Кто ты? (Медведь.) Как ходит медведь? (Переваливаясь с ноги на ногу.)

Дорогие зверушки. Подходите, я вас кашей угощу.

МР ставит воображаемую миску, а дети, изображая зверей, «едят» кашу, (имитация двигательных движений).

МР: Поели кашу, вам она понравилась? А теперь нужно умыться. (Дети имитируют движения.) Скажите, какая была каша? (Ответы детей.)

Чистоговорка:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Наша каша хороша!

(Дети проговаривают слова медленно и по возможности четко, с разной силой голоса: тихо — громче — громко.)

Игра на имитацию движений «Представьте себе»

МР: Представьте себе, что у вас в руках музыкальные инструменты. Вы оркестр, а я - дирижер. Я взмахну дирижерской палочкой, и оркестр заиграет.

Звучит инструментальная музыка, дети имитируют игру на музыкальных инструментах.

МР: Все умолкли инструменты, и тогда со всех сторон Раздались аплодисменты! Музыканты, на поклон! Дети кланяются.

Игра на развитие логического мышления и воображения:

«Летает — не летает»

Дети стоят произвольно. МР называет различные предметы, птиц, и т.д.: если летает, дети «машут крыльями и летают» по залу, подражая голосом, если не летает, то приседают и сжимаются в комочек.

(кошка, ласточка, утюг, портфель, облако, ворона, книга, синица, медведь, самолет, воробей, гусь, лебедь)

Развитие выразительности движений и интонации:

Инсценировка стихотворения А. Тараскиной «Воробей»

Ребенок: Воробей, что ты ждешь,

Крошек хлебных не клюешь?

Воробей: Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки!

(МР разучивает с детьми стихотворение и, выбрав роли, они разыгрывают сценку.)

П.Упражнение для развития умения передавать различные чувства.

На развитие мимики и жеста:

Мимические этюды: «Ем лимон», «Соленый чай», «Тепло - холодно».

Этюды на выразительность жеста: «Артисты пантомимы» - «Жарим картошку»:

набираем, моем, чистим, режем, солим, жарим, едим.

Ш.Задания на развитие логического мышления, воображения: «Из какой сказки я пришел?» (сказки - загадки)

1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые, как Баба и Дед. Но оказалось, что в мире живут еще и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть...

2.Всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую – не  обманывает она меня. Выбежала в огород. Вижу – и  правда, моя помощь нужна!

З.Так и знал, что все бедой кончится! Уж больно ветхий я и старый. Столько лет в поле стою! Мечтал и я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал - и рухнул!

4.Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью Бабы, ни с кулаком Деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком - я и разбилось!

5. Мне приятно быть на голове у этой девочки! Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности!

IV. Работа над сказкой «Сорока-Белобока».

МР: Сегодня попробуйте придумать свои движения для героев нашей сказки.

Говорят о характерах персонажей, о том, как они могут двигаться (шагать,

летать, прыгать).

Работа над танцевальными импровизациями персонажей.

МР: Мы уже говорили о том, что такое декорации. Давайте вместе попробуем

выбрать подходящие к сказке декорации и атрибуты. В одном углу зала расположены различные атрибуты, предметы, декорации.

Дети вместе с МР выбирают нужные, расставляют на сцене и работают над пластической выразительностью образов героев.

Прощаются, уходят.

Занятие 7.

Программное содержание:

Учить детей композиционному построению сцены.

Разыграть диалоги в сказке «Сорока-Белобока». Развивать мимику, жесты, умение интонационно выразить обиду, радость, удивление. Подводить детей к самостоятельному показу сказки. Подготовка с детьми афиши спектакля.

Ход занятия.

I. MP: Чтобы стать настоящим артистом, нужно хорошо владеть своим телом, уметь жестами передать настроение, чувства и эмоции.

Игра — пантомима:

(МР читает текст, дети имитируют движения по тексту; после каждой строки делает паузу, чтобы дети успели импровизировать движения)

 Жадный пес –

Дров принес.

Печку затопил,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Испек пирожок

И съел его сам. AM!

Упражнение на развитие выразительной мимики:

«Обиделись», «Сердитый дедушка», «Испугались забияку», «Радость!»

Игра «Продолжи фразу и покажи»: (на развитие имитационных навыков и артикуляционного аппарата)

-   Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)

-   Если вы увидите маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его,

приласкаем)

-   А если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать:

«Ау!»)

-   Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не

шуметь...)

-   Если плачет ваш друг, что вы будете делать? (Утешить, погладить,

заглянуть в глаза...)

МР: Сядем на пригорке да расскажем чистоговорку.

Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Ищут, ищут мячик

Девочка и мальчик.

(Произнести несколько раз. Чтобы дети запомнили, затем - с различными интонациями: сердито, с чувством отчаяния, сожаления.)

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик - дедушка,  Поочередно загибают каждый палец, образуя кулачок.

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я!

Дружная семья!

Развитие мышления, воображения, памяти: «Короткие истории»:

1)Мальчик вернулся домой с прогулки, его встретила мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы? 2)Девочка собирала в лесу грибы и заблудилась. Что ей делать?

П. Работа над сказкой «Сорока-Белобока».

МР учит детей композиционному построению сцены.

Репетируются диалоги различных персонажей. МР подводит детей к

самостоятельному показу сказки.

III. Подготовка афиши спектакля с детьми.

МР: Ребята, чтобы люди узнали о том, какие спектакли идут в театре, необходима афиша - это плакат, на котором напечатано название и автор пьесы, фамилии режиссера и актеров, с указанием ролей, которые они исполняют, и, самое главное, - когда состоится спектакль и в какое время. Мы с вами - тоже артисты, т.к. подготовили целый спектакль. Но теперь нужно сделать афишу, чтобы все узнали о том, что мы готовы показать нашу сказку зрителям. Давайте вместе подготовим эту афишу.

(Достает лист ватмана, краски, фломастеры.)

Вместе с детьми рисуют афишу. МР обещает вывесить ее в холле детского сада

незадолго до премьеры.

Прощаются песенкой и аплодисментами, уходят.

Занятие 8.

Программное содержание:

Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с

событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица.

Скороговорки на развитие дикции: «Посреди двора - дрова», «Маша шла, шла, шла», «Шла Саша по шоссе». Генеральная репетиция сказки.

Ход занятия.

МР приветствует детей вместе с куклой Феей Театра.

МР: Вот мы с вами и приблизились к показу сказки «Сорока-Белобока». Сегодня мы еще раз повторим все диалоги, сцены, музыкальные фрагменты, потому что следующее занятие у нас будет необычным - мы будем выступать перед зрителями - детьми детского сада и вашими родителями.

I. Но сначала давайте потренируемся выразительно передавать свои чувства и настроения при помощи мимики и жестов.

1.Этюд на выразительность жестов «Чух, чух, дятел»:

-   Чух, чух, дятел, дома ли Яков?

-   Нет дома Якова, (отрицательно качает головой) в город уехал

Сам на лошадке, в новенькой шапке.(«Едет на лошадке», указывая рукой на голову (шапку))

Жена на баране, в новом сарафане .(«Едет, показывает на воображаемый сарафан)

Дети на кошках, в новеньких сапожках .(показывает на сапоги)

2. Этюд на выражение основных эмоций:

«Уж ты серенький коток»(рус.нар.)

Уж ты серенький коток, (Ребенок изображает хозяйку, грозит пальцем воображаемому коту. Нахмуренные брови, сморщенный нос.)

Не ходи ты в погребок

По сметанку, по творог.

У нас скоро придет зять,

А сметаны негде взять.

3. Этюд на сопоставление эмоций:

«Я медведя поймал» (рус.нар.)

1  ребенок (радостно):Я медведя поймал!

2  ребенок: Так веди сюда!

1  ребенок (удивленно):Не идет!

2  ребенок: Так сам иди!

1 ребенок (огорченно): Да он меня не пускает!

МР: А сейчас мы поиграем. Вставайте в круг!

4. Игра на развитие пластики, чувства ритма:

(выполняют движения по тексту)

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики, (вращение кистями)

 Наковали, наковали, (удары кулачком по кулачку)

Ножницы, ножницы! (перекрещивание рук)

Бег на месте, бег на месте, зайчики, зайчики,(прыжки)

Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе, девочки, мальчики! (пружинка)

МР: Давайте разомнем и потренируем свои язычки.

5. Скороговорки:

Лыжи, ужонок, кружок, утюжок, рожица, жук, моржонок, флажок. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Посреди двора дрова.

Маша шла, шла, шла и игрушки нашла: Кошку, матрешку, шишку, мартышку, Мишку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку, катушку, лягушек, -Кто потерял столько игрушек?

П.Работа над сказкой «Сорока-Белобока».

Генеральная репетиция спектакля (в декорациях). Окончательная примерка костюмов. Раб


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.335 с.