эмоционального и артистического развития детей — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

эмоционального и артистического развития детей

2021-05-27 23
эмоционального и артистического развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я считаю, что работа по театрализованной деятельности не была бы полной без учета, который свидетельствует о достижениях и недостатках педагогической работы. При этом речь идет об объективной уровневой оценке музыкального и артистического развития каждого ребенка в динамике. Важно сравнить первоначальные умения и навыки ребенка в начале учебного года (конец сентября – начало октября) с его достижениями к концу учебного года (май). С этой целью я провожу диагностику развития артистических и музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Конечно, диагностика – дело сложное, субъективное, требует много времени, сил, умения описать словами эффективность методики развития артистичности и эмоциональности детей в процессе театрализованной деятельности. Тем более, что многие результаты развития детей невозможно зафиксировать ни в качественной, ни в количественной оценке. Конечно, знания и умения детей тоже являются показателем развития их внимания, памяти, мышления. Поэтому я обращаю внимание на такие проявления детей, которые можно увидеть и зафиксировать с тем, чтобы осознанно отнестись к дальнейшей коррекции развития ребенка в театрализованной деятельности.

 В процессе наблюдения и совместной деятельности с ребенком обращаю внимание на следующее:

- желание ребенка участвовать в игре, активность и инициативность;

- отношение к выбранной или порученной роли;

- развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца);

 - эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, речи);

 - развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, любознательности;

 - умение выразить свое понимание сюжета и характера персонажа (в движении и речи);

 - способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики).

Обращая внимание на проявления в театрализованной деятельности, обращаю внимание на те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребенка.

 

Для того чтобы проверить уровень развития детей, я разработала следующие задания.

1.Цель – развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.

Задание: С закрытыми глазами внимательно послушать звуки окружающего мира. Вопросы: Чьи голоса слышны на улице, в соседнем помещении? Какая машина проехала, легковая или грузовая? Кто прошел по коридору – ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек т т.д.? какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает?

 

2.Цель – развитие выразительности речи и дикции.

Задание: а)Произнести скороговорку – сначала медленно, потом с ускорением:

Над овражком у дорожки

Страшный стражник строит рожки.

Стражник в крепости сидит,

Стражник грозен и сердит.

б) Произнести одно слово с разной интонацией:

 - Киска, как тебя зовут?

 - Мяу! (нежно)

 - Сторожишь ты мышек тут?

 - Мяу! (утвердительно)

 - Киска, хочешь молока?

 - Мяу! (с большим удовольствием)

 - А в товарищи щенка?

 - Мяу! Фф-ррр! (изобразить по-разному: испуганно, трусливо, возмущенно)

 

3.Цель – развитие выразительности и пластики движений.

Задание: а) Взять со стола карандаш так, как будто это:

· Червяк,

· Горячая печеная картошка,

· Маленькая бусинка.

б)Показать, как Баба Яга (Красная Шапочка, Буратино, любопытная сорока) смотрится в зеркало.

 

4.Цель – адекватное выражение эмоций.

Задание: Рассказать и показать движениями стихотворение «Мальчики и девочки» Н.Сорокиной:

Девочки и мальчики (кланяются)

Хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики,

Прыг, прыг, прыг!

Ножками топочут:

Топ, топ, топ!

Весело хохочут:

Ха, ха, ха!

 

5.Цель – развитие умения отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.

Задание: показать, как хитрая Лиса подкрадывается к Колобку;

как Винни-Пух нашел большой горшок с медом.

 

Проведя индивидуальную работу с каждым ребенком группы, я фиксировала полученные результаты, учитывая следующие критерии оценки уровней развития детей:

Высокий уровень (В) – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах деятельности).

 Средний уровень (С)  - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания, ему требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор).

Низкий уровень (Н) – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к музыке, к музыкальной и театральной деятельности. Не способен к самостоятельности.

В результате диагностического обследования на первом этапе (октябрь 2008г.) и на втором, в конце учебного года (май 2009г.) я получила следующие результаты (См.таблицу на с.4).

Из таблицы следует, что в начале учебного года со средним уровнем развития было больше половины детей группы – 55% (11 человек из 20), с высоким уровнем развития – 40% детей (8 из 20) и 5% группы – с низким уровнем развития (1 ребенок из 20).

Конец учебного года дал новые результаты. Занимаясь в течение года в театральном кружке «Театр маленьких актеров», многие дети от среднего уровня подошли к высокому уровню развития творческих способностей. Это наглядно демонстрируют следующие цифры: высокий уровень развития наблюдался уже у 70% детей группы (14 из 20), а средний – у 30% детей.

Развитие детей в сторону повышения уровня эмоциональности, пластичности, выразительности речи, фантазии и творческого воображения хорошо видно из приведенных ниже диаграмм.

 

 


                                                               70%

 


                             55%     

           40%

                                                                                             

                                                                                         30%


                                           5%

 


    Высокий Средний Низкий         Высокий  Средний

Начало учебного года                      Конец учебного года

Диагностика детей старшей группы детского сада №7 в 2008-2009 уч. году

№ п/п Список детей Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Итоговая оценка
1 Балашов Игорь В В В В В В В  В С   В В   В
2 Бархатов Кирилл С В С В С С С  В С   В С   В
3 Белкин Владик Н Н Н С Н С Н  С Н   Н Н   С
4 Брылёв Саша С В   В  В С В В  В В   В В    В
5 Ваулин Данил С С С  В С С С  В С   С С   С
6 Володина Настя С  В С  В В В С   В С   В С   В
7 Ершова Катя В  В В  В В  В В  В С   В В   В
8 Кыдрашева Кристина С  С С  В С  В С  В С   С С   В
9 Леонтьев Егор В  В В  В С  В В  В В   В В   В
10 Прядкина София С  С С  В С  С С  В С   С С   С
11 Павлов Владик В    В В  В В  В В  В В   В В   В
12 Панфилов Илья С  В В  В В  В В  В С   В В   В
13 Пахаева Соня В  В В  В В  В В  В С   В В   В
14 Спицын Ваня С  В В  В С      В С  В С   В С   В
15 Сумачаков Данил С  С С  В С  С С  В С   С С   С
16 Суслов Ваня С  С С  С Н  С С  С Н  С С   С
17 Сухачев Владик С  В В  В С  В С  В С  С С   В
18 Угрюмова Ксюша С  В В  В В  В В  В С  В В   В
19 Шаповалов Влад С  В В  В С  В С  В С  В С   В
20 Березина Валя С  С С  В С  С С  В С  С С     С

 

Таким образом, анализ развития театральных способностей детей показал, что к концу учебного года дети в основной массе выражали устойчивый интерес к театральной деятельности, эмоционально откликались на происходящее на сцене действие, проявляли желание включиться в театральную деятельность. Они приобрели умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле, понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое, способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц, умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

И самое главное – в результате работы дети стали активными, раскрепощенными, они отличаются положительным восприятием окружающего мира.

 

Литература

 

1..Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. - М.: «ВЛАДОС», 1999.

2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.

3. Анисимов В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. / Музыкальная палитра. СПб: 2006, №4

4. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.

5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.

6. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002

7. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.

8. Горбина Е.В., Михайлова М.А. В театре нашем для вас споем и спляшем. - Ярославль: Академия развития, 2001.

9. Горбина Е.В., Блохина Л.А. Начинаем наш концерт. - Ярославль: Академия развития», 2001.

10. Девятова Т.Н. Звук – волшебник (образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста). – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2006.

11. Дошкольник: обучение и развитие. /Под ред. Н.В.Белкиной, Н.Н.Васильевой и др. – Ярославль: Академия развития,1998.

12. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.

13. Ершова А.П. Вреден ли театр дошкольнику? /Обруч. 1999, №4.

14. Зарецкая Н.В Праздники в детском саду. - СПб., «Литера», 2003.

15. Зарецкая Н.,Роот З. Праздники в детском саду. - М.: «Айрис-Пресс», 2003.

16. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000.

17. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальные праздники в детском саду. - М.: «Просвещение», 2000.

18. Легаспи де Арисменди, Альсира. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.: «Прогресс», 1989.

19. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. - Ярославль: Академия развития, 2002.

20. Липатникова Т.Н. Праздник начинается. - Ярославль: Академия развития, 2001.

21. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.

22. Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду. Сценарии о природе. - М.: «Айрис-Пресс», 2003.

23. Мерзлякова С. Планирование и анализ работы по музыкальному воспитанию. /Дошкольное воспитание. - М.: 2000, №1

24. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред. Ветлугиной. – М.: «Просвещение», 1982.

25. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

26. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. - Ярославль: Академия развития, 1997.

27. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. / Под ред. Е.А.Медведевой. – М.: «Академия», 2002.

28. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная Пресса», 2000.

29. Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев (пособие для воспитателей детских садов). /Сост.Г.Н.Акунова и В.Н.Корхунова. – Горно-Алтайск, 2002.

30. Раевская Е., Соболева Г., Ушакова З. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - Л., 1961

31. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.: «АРКТИ», 2001.

32. Сюрприз театральный (журнал) – 2004 №4

33. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2004.

34. Фольклор – музыка – театр / Под ред. С.И.Мерзляковой. –М.: «ВЛАДОС», 1999.

35..Царенко Л.И. От потешек к пушкинскому балу…. - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС»,1999.

36. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

37. Шорыгина Т.А. Красивые сказки. Эстетика для малышей. - М.: «Книголюб», 2003.

38. Цветкова О. Театр+мы.=… /Детский сад. Управление. 2002 №22.

39. Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.

40. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.

 

 

 

                  

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.