Раздел 1. Развитие эмоционального мира дошкольников — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Раздел 1. Развитие эмоционального мира дошкольников

2021-05-27 25
Раздел 1. Развитие эмоционального мира дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

 

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или, наоборот, угасать, зависит от того, как растить ребенка.

Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена программа «Театр маленьких актеров».

Эта программа опирается на следующие основополагающие постулаты.

Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.

Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить кругозор малыша. Важнейшую роль в этом играет театрализованная деятельность в детском саду. Она занимает особое место среди видов художественной деятельности дошкольников.

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя. А в игре он познает мир. Гармоничное сочетание различных видов искусства в театрализованной деятельности позволяет решать задачу художественного развития и формирования творческой активности ребенка. Именно театральная игра воспитывает многие положительные качества личности и является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики.

Именно театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.

 Именно поэтому содержание программы «Театр маленьких актеров» направлено на:

1. развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);

2. художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста;

3. формирование эстетического вкуса;

4. воспитание нравственных начал;

5. развитие коммуникативных качеств личности;

6. воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи;

7. снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

Программа включает в себя следующие разделы:

1.Развитие эмоционального мира дошкольников.

2.Развитие интонационной выразительности речи.

3.Развитие и совершенствование детской пластики.

4.Игры (театрализованные, драматизации, превращения).

5.Спектакли (представления), разыгрывание сказок.

6.Роль педагога в организации театрализованной деятельности.

7.Взаимоотношения с родителями.

8.Диагностика развития эмоционального мира и артистических способностей детей.

        

Программа определяет важнейшие дидактические принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:

· Принцип психологической комфортности.

Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

· Принцип творчества.

Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

· Принцип целостного представления о мире.

Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

· Принцип вариантности.

Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.

 

Примерная структура занятия по театрализованной деятельности:

А) ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;

Б) речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию:

В) упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с использованием кукол, шапочек – масок и т.д.;

Г) упражнения на мимику и жесты;

Д) этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;

Е) поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера и т.д.;

Ж) уточнение знаний детей о театре как о виде искусства: по ходу занятия.

Все части занятия могут выстраиваться в разной последовательности. Это зависит и от возрастной группы детей, времени года (начало, середина или коней учебного года) и, главное, от задач, которые ставит педагог.

Театрализованные занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Театр в детском саду научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Дети играют в театр, они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу. Они рисуют афиши, пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

Автор Программы надеется, что все выше перечисленное позволит развить эмоциональный мир и сценическое творчество детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр – представлений. В зависимости от индивидуальных способностей, уровня развития детей со второго полугодия данная Программа может использоваться на занятиях с детьми средней группы. 

 

Цель и задачи Программы

Цель: Создание условий для развития эмоционального мира, творческих и артистических способностей старших дошкольников.

 

Задачи:

1. Формировать потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний и творческого соучастия.

2. Совершенствовать исполнительские умения и развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.

3. Развивать у детей умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.

 

Уроки театральной азбуки.

Что должен знать ребенок 5-7 лет о театре.

Театр – особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно. Вместо живой природы – декорации, нарисованные художником, различные герои (персонажи) придуманы драматургом и сыграны артистами.

Театр может перенести зрителей в далекое прошлое, в будущее и в сказку. На сцене театра могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Артисты – главные волшебники театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, переживаниях героев.

Кроме артистов, над постановкой спектакля работает много людей: режиссер, композитор, художник, гример, постановщик танцев, хормейстер и т.д.

Пришедшие в театр зрители ведут себя по-особому: в фойе негромко переговариваются, ходят спокойно, рассматривая выставку, портреты актеров; в зрительном зале слушают и внимательно смотрят работу артистов, не мешают другим следить за действием спектакля. Неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиком от конфеты и т.д.

Перед началом спектакля необходимо знать не только его название, но и познакомиться с его содержанием (с программой), в фойе найти портреты актеров, участвующих в спектакле.

В театр можно играть самим. Для этого надо определить любимый вид театра, наметить сюжет и разыграть его.

 Основные средства художественной выразительности: интонация, мимика, жест.

Здесь же следует расширить и уточнить знания детей о разных видах театров:

Театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для этой пьесы, – это опера.

Театры, в которых артисты не говорят, а танцуют, и все чувства выражают танцевальными движениями, – это балет.

В театрах оперетты речь, танец и пение объединяются в одном музыкальном представлении.

Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых актеров, а на кукол, управляемых артистами.

Есть театры, в которых объясняются только жестами и мимикой, – театры пантомимы.

Ну, и, конечно, драматические театры, в которых актеры разговаривают, действуют, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.

Есть особый вид театра – детский. В нем ставятся спектакли для детей.

Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которых в обыденной жизни мы не употребляем.

Зрительный зал, ряды стульев и кресел. Эти места называют партером, что в переводе с французского означает «на земле». Взоры и внимание публики обращены к месту, где будут представлять пьесу, оно называется сценой. Скрывает ее до начала спектакля красивый занавес. Передняя часть сцены – авансцена. И еще в театре есть кулисы – боковая одежда сцены, где стоят и ждут своего выхода действующие лица.

На занятиях по знакомству с театром можно использовать стихотворение Э.Успенского «Мы идем в театр».

Рекомендуется показать детям фотографии, иллюстрации, видеозаписи различных спектаклей, отражающих разные виды театров.

Заключение.

Мастерство актера - сценическое действие... О каком же «мастерстве» может идти разговор в детском саду? Это все, чем педагог и дети занимаются при подготовке к спектаклю: этюды на заданную тему, перевоплощение, способы словесного воздействия, сценическое движение. Спектакль, театральная постановка дают возможность ребенку почувствовать себя автором творческой работы, которую он выполняет. При этом он понимает, что театр — это прежде всего труд всего коллектива, в данном случае - группы. И путь к спектаклю лежит через целый ряд занятий.

Эмоциональное поле в работе с детьми должно быть светлым, добрым, искренним. Глаза, жесты, мимика, интонация педагога должны выражать доброжелательность, радость от общения с детьми. Почаще хвалите детей, улыбайтесь им, смейтесь, шутите. Все это благотворно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Относитесь к ребенку бережно, с уважением, умейте слушать и слышать его, и он ответит вам тем же. Превращайте каждое занятие в праздник для ребенка. Прислушивайтесь, не обижайте, не предавайте, а, наоборот, прощайте, общайтесь, играйте, сочиняйте...

А самое главное — любите детей!

 

 

Учебно-тематический план работы кружка

«Театр маленьких актеров»

Месяц, номер занятия   Задачи и содержание
Сентябрь 1. Театральная азбука. Знакомство с особенностями театра как вида искусства, историей возникновения театра, видами театров (кукольный, детский, драматический, театр оперы и балета). Стихотворение «Мы идем в театр» Э.Успенского. Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Ем лимон», «Я на скрипочке играю».
2. Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского. Работа над дикцией: скороговорки. Сценка с куклой бибабо «Кража» В.Орлова. Музыкальная игра на развитие жестов «Кто как танцует?». Упражнение на развитие пластики рук «Ловлю комариков». Знакомство со сказкой «Сорока-белобока» Т.Кирсановой.
3. Знакомство с театральным жанром - опера. Слушание отрывка из оперы «Муха-цокотуха» (или «Теремок» М.Красева - сб. «С.Я.Маршак и музыка для детей») Мини-опера «Про двух гусят» Н.Пикулевой. Пантомимический этюд «Котята» Т.Кирсановой. Ритмический этюд «Шла коза по лесу» А.Бурениной. Работа над движениями героев сказки «Сорока-Белобока».
4. Этюды на изменение тембра голоса: «Киска, как тебя зовут?», «У меня кругом друзья» В.Медведевой. Упражнение на развитие внимания: «Давайте потанцуем» Н.Сорокиной. Упражнение на выражение эмоций: «Девочки и мальчики» Н.Сорокиной Распределение ролей в сказке «Сорока-Белобока» (окончание). Работа с подгруппой детей по ролям.
Октябрь 5. Музыкальное оформление сказки «Сорока-Белобока». Познакомить детей с новым словом - декорация, а также с театральными профессиями костюмера и гримера. Упражнения-превращения «Деревянные и тряпичные куклы», «Лисичка подслушивает». Упражнение на интонационную выразительность «Курочка и Петушок» С.Насауленко. Упражнение на развитие дикции: скороговорка «Вез корабль карамель». Работа над выразительным исполнением ролей в сказке «Сорока-Белобока». Подбор и примерка костюмов героев.
6. Учить детей эмоционально производить приветственные интонации, проговаривать фразы с различной силой голоса: «Кто как здоровается?» Развитие подражательных навыков, воображения. Закрепить умение детей самостоятельно искать способы действий для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестом: 1)мимические этюды «Ем лимон», «Тепло — холодно»; 2)на выразительность жеста: «Артисты пантомимы». Предоставить детям возможность импровизировать движения героев сказки «Сорока-Белобока» в декорациях на сцене.
7. Учить детей композиционному построению сцены. Разыграть диалоги в сказке «Сорока-Белобока». Развивать мимику, жесты, умение интонационно выразить обиду, радость, удивление. Подводить детей к самостоятельному показу сказки. Подготовка с детьми афиши спектакля.
8. Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица. Скороговорки на развитие дикции: «Посреди двора - дрова», «Маша шла, шла, шла», «Шла Саша по шоссе». Генеральная репетиция сказки.
Ноябрь 9. Постановка сказки «Сорока-Белобока».  
10. Закрепить впечатления детей от постановки сказки «Сорока-Белобока». Способствовать развитию творческого мышления и воображения: а) упражнение «Представьте, что вы - художник»; б) упражнение с игрушками «Сочини сказку»; в) на развитие пластики — «У оленя дом большой».
11. Продолжать знакомить детей с различными чертами характера человека и литературного героя: стихотворение «Мишка косолапый». Учить произносить скороговорки, четко выговаривая слова, постепенно увеличивая темп: «Утром, присев на пригорке». Ролевая гимнастика: «У зеркала». Интонационная выразительность: «Песенка Козы» (от лица мамы-Козы, Волка).
12. Предоставить детям возможность самостоятельно выбрать жест, интонацию, выражение лица: «Любимые куклы» Е.Алябьевой. Продолжать развивать внимание и память: «Что изменилось?» (с мелкими игрушками). Танцевальные импровизации: «Снег идет», «Метель». Игра-превращение: «Крылья самолета и мягкая подушка». Упражнение на интонационную выразительность: «Где мой пальчик?»
Декабрь 13. Познакомить детей с кукольным театром как видом искусства, с различными видами театральных кукол. Обратить внимание на движение кукол во время реплик. Вызвать желание работать с куклами. Предложить детям манипулировать куклами бибабо. Коллективно разыграть сказку «Репка». Добиваться плавного вождения кукол на ширме.
14. Продолжать учить детей высказывать мнение о различных персонажах, их характере и поступках. Педагог разыгрывает перед детьми стих. «Волк и Лиса» («Серый волк в густом лесу») при помощи кукол бибабо. Хореографическая композиция «Белоснежка и семь гномов»
Январь 15. Знакомство с музыкальной сказкой «Клубок – шерстяной колобок». Распределение ролей. Учить детей запоминать и пересказывать движение и развитие сюжета, отдельные диалоги героев. Развивать и совершенствовать дикцию детей – «Курочка по зернышкам». Развивать воображение детей – «Заколдованные животные»
16. Познакомить детей с музыкальным сопровождением к сказке «Клубок – шерстяной колобок». Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. Учить слышать различные эмоциональные состояния в музыке и в соответствии с этим передавать различные переживания в движении, танцевальной композиции.
17. Работа по ролям с подгруппами детей. Добиваться яркой выразительности в передаче образов, в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица. Развивать память, мышление, воображение детей: «Запомни позу», «Что изменилось?» (с игрушками), «Кошка выпускает когти».
18. Продолжить работу над выразительностью речи, жестов, интонации. Поддерживать желание детей активно участвовать в спектакле. Формировать у детей чувство сотрудничества и взаимопомощи. Подводить детей к самостоятельному инсценированию сказки. Продолжать закреплять умение двигаться по сцене.
Февраль 19. Постановка музыкальной сказки «Клубок – шерстяной колобок». Приглашаются дети средних групп, родители, сотрудники.
20. Закрепление положительных эмоций, впечатлений от сказки «Клубок – шерстяной колобок».Продолжать учить детей оценивать выступление свое и других детей. Развивать пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается». Скороговорки.
21. Продолжать совершенствовать интонационную выразительность: «Иди сюда!» с различными интонациями (удивление, восклицание, вопрос, ирония, любовь, радость, снисходительность, безразличие, жестокость и др.) Учить выразительно инсценировать песню «Вот какие чудеса» Филиппенко.
22. Вспомнить сказки о животных. Остановиться на сказке «Три поросенка». Чтение сказки С.Михалкова. Беседа по содержанию сказки – учить детей высказывать свое отношение к персонажам, определять их характер различными эпитетами – прилагательными: волк – злой, жестокий, грубый; поросята – веселые, беззаботные; Наф-Наф – находчивый, храбрый, хозяйственный. Учить манипулировать куклами бибабо. Разыграть сказку «Три поросенка».
Март 23. Развивать внимание, сосредоточенность, активизировать творческие проявления детей: упр. «Позовите друга(он спит)», «Позови заколдованным голосом», «Позови из пещеры, из колодца, с вершины горы…» Вызывать желание детей работать с куклами бибабо, выразительно разыгрывать сказку «Три поросенка».
24. Показ кукольного спектакля «Три поросенка» для детей 1,2 младших групп.  
25. Продолжать подводить детей к умению последовательно пересказывать содержание сказки. Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи художественного образа. Развивать способность к свободному выбору движений в танцах. Работа над дикцией: скороговорки. Сценка с куклой бибабо «Кража» В.Орлова
26. Познакомить с понятием «рифма». Использовать сценку «Петя идет в школу» (См. журнал «Музыкальная палитра» №1 2006 г.) Продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в четком, правильном произношении звуков во фразовой речи, работать над интонационной выразительностью речи.
Апрель 27. Учить импровизировать танцевальные характеристики персонажей («Три поросенка»): поросят, волка (под соответствующую музыку, подобранную педагогом). Развивать умение перевоплощаться в того или иного персонажа, используя минимальные средства: маски, шапочки, детали костюмов, отдельные аксессуары. Работа над сценкой «Петя идет в школу».  Подготовка к «Театральному калейдоскопу.
28. Итог всей работы за учебный год – «Театральный калейдоскоп», куда включается знакомый детям материал: этюды, сценки, выразительная декламация стихотворений, танцевальные импровизации, игры на воображение, развитие пластики, вокальные номера из разыгранных ранее спектаклей. Роль ведущего исполняет педагог – музыкант. Приглашаются все дети и родители актеров.

 

Ход занятия.

Звучит приятная инструментальная музыка (Кассета «Шедевры инструментальной музыки»), дети входят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель (МР).

МР: Здравствуйте, дорогие мои! Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас будет необычное занятие. К нам пришла Фея Театра, вот она! (Показывает куклу, сделанную из кегли.) Вместе с ней мы поговорим о театре и сами попробуем стать актерами. (Ставит куклу на столик, предлагает детям сесть на стулья, расставленные полукругом.)Садитесь поудобнее и давайте поговорим о театре. Были ли вы когда-нибудь в театре? Какие спектакли смотрели? (Ответы детей,)

 

I. А вы знаете, как возникло театральное искусство? Давным-давно, много тысяч лет назад на месте современной Греции жили люди, которые называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. Эллины верили, что в мире обитает множество высших бессмертных существ - богов. Древние греки думали, что боги живут на высокой горе Олимп, где они пируют и веселятся. Иногда боги спускались с Олимпа и приходили к людям. Вот об этих богах древние греки придумывали разные истории и легенды. И наступило время, когда они поняли, что подвиги богов и знаменитых героев будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать - разыгрывать. Так возникло театральное искусство

Позднее театром стали называть и здание, где демонстрируются спектакли. Уже более 2 тысяч лет существует театр. По-гречески слово «Театрон» означает - «зрелище». Театры в Древней Греции сооружались под открытым небом на склонах гор так, чтобы ряды каменных скамей для зрителей охватывали круглую площадку «орхестру», поднимаясь вверх по горе.

Театры вмещали более 10 тысяч человек. (Показывает иллюстрацию в

учебнике «История Древнего мира», 5 кл., с. 179,181)

Театр состоял из 3-х частей: места для зрителей, в первых рядах которых сидели самые почетные граждане. За остальные места зрителям приходилось платить. Другая часть театра - орхестра, круглая площадка, на которой выступали актеры и хор. Третья часть театра называлась скене. К ее стене крепились декорации. Внутри скене хранились костюмы актеров.

Позднее театры появились в других странах, а также в России. В древности по русским дорогам путешествовали бродячие актеры - скоморохи, которые разыгрывали целые спектакли, веселя людей на ярмарках и праздниках. Они разыгрывали веселые игрища с плясками, песнями, показывали медвежьи представления, распевали веселые скоморошины и героические былины. В 17 веке появился еще один вид народного театра - кукольный. С рождением кукольного театра рождается и герой комедии — веселый и хитрый человек, лукавый и насмешливый Петрушка.(Достает из-за ширмы и надевает на руку Петрушку, меняет голос, говорит)

1) Эй, мальчишка из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь, что это за игрушка?

А я - Петрушка!

Остер колпачок.

Еще острей язычок.

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,

Да так, что и вы расхохочетесь сами!

МР: Вот какой веселый герой наш Петрушка! (убирает куклу)

Театры бывают самые разные. Театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, действия и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для этой пьесы, - это опера.

Театры, в которых артисты не говорят, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, - это балет. Если речь, пение и танец объединяются в одном музыкальном представлении, это называется опереттой. Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых людьми кукол.

Есть театры, в которых объясняются только жестами и мимикой – театры пантомимы. Есть драматические театры, в которых актеры разговаривают,действуют, двигаются так, как в реальной жизни.

Как вы думаете, для чего нужен театр? (Ответы детей.) Он помогает человеку понимать себя и других, посмотреть на жизнь со стороны и в то же время заглянуть в глубь ее.

Театр — это особый мир. Там есть зрительный зал — ряды стульев и кресел, которые называют партер, что в переводе с французского означает «на земле». Взоры и внимание публики обращены к месту, где будут представлять пьесу, оно называется сценой. До начала спектакля ее скрывает красивый занавес. Передняя часть сцены называется авансцена. А еще в театре есть кулисы – боковая одежда сцены, где стоят и ждут своего выхода действующие лица.

Итак, сегодня мы с вами благодаря Фее Театра узнали очень много нового о том, как возник театр, какие театры бывают, что есть в театре.

 

П.Люди, которые играют в театре, называются артистами. Стать артистом, или актером, очень непросто. Необходимо владеть мимикой — т.е. с помощью выражения лица передавать настроение героя, реакцию на событие, реальное или воображаемое. Хороший актер должен владеть не только мимикой, но и жестами - движениями рук и головы.

Работа над мимикой и жестами:

1) Упражнение «Вкусный арбуз».

Мама купила большой круглый арбуз, принесла его домой. За обедом арбуз разрезали и каждому дали по большому, спелому, сочному, сладкому куску. Покажите, как вы едите вкусный арбуз.

2) «Мне грустно».

Целый день идет дождь. Мальчик сидит у окна и грустит. Покажите это.

3) «Ем лимон».

Вы ели когда-нибудь лимоны? Знаете, каковы они на вкус? Тогда представьте, что вам дали лимон, разрезали его на части и предложили съесть. Покажите, как.

4) «Я на скрипочке играю».

Мы с вами знаем песенку «Веселый музыкант». Сейчас я буду петь ее, а вы –изображать жестами то, о чем поется: играть на скрипке, на балалайке, на барабане.

III. Сценка «Маленькая прачка» М.Яснова.

МР: Сейчас мы с вами с помощью мимики и жестов разыграем сценку

«Маленькая прачка». (Показывает две плоскостных куклы - Девочка и Филин)

Прачка: Серый филин, пыльный филин!

Филин: (спокойно, с любопытством) Гу-гу-гу!

Прачка: Хочешь, чистым будешь, филин?

Филин: (одобрительно) Гу-гу-гу!

Прачка: Будешь, филин, ты не пылен.

Филин: (радостно) Гу-гу-гу!

Прачка: Ты доволен будешь, филин?

Филин: (довольно) Гу-гу-гу!

Прачка: Я тебя полью водою...

Филин: (раздумывает) Гу-гу-гу?!

Прачка: С порошком тебя помою...

Филин: (удивлен) Гу-гу-гу?

Прачка: Накрахмалю, выжму крепко...

Филин: (хмурится) Гу-гу-гу??

Прачка: И повешу на прищепку.

Филин: (злобно) Гу-гу-гу!

Прачка: Будешь, филин, ты не пылен! Слышишь, филин? (филин думает) Где

ты, филин? (филин прячется под крыло) Ни в лесу, ни на лугу - ни гу-гу.

(Филин прикладывает палец к губам — знак молчания.)

МР: Понравилась вам сценка? Вы все старались, изображая филина. Молодцы! Но вот уже Фея Театра подсказывает нам, что время занятия истекло. Мы должны попрощаться до следующей встречи. Вам было интересно? Тогда приходите на следующее занятие. И вы узнаете еще немало интересного. И, как в театре после спектакля зрители аплодируют артистам, так давайте и мы похлопаем друг другу и споем нашу прощальную песенку.

Дети аплодируют друг другу, поют песенку:

Дружно скажем «до свиданья»

И помашем на прощанье.

Нам недолго встречи ждать –

Мы придем сюда опять.

До свиданья! До свиданья! До свидания!

 

Звучит музыка. Дети выходят из зала и идут в группу.

Занятие 2.

Программное содержание:

Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского.

Работа над дикцией: скороговорки. Сценка с куклой бибабо «Кража» В.Орлова.

Музыкальная игра на развитие жестов «Кто как танцует?». Упражнение на развитие пластики рук «Ловлю комариков».

Знакомство со сказкой «Сорока-белобока» Т.Кирсановой.

Ход занятия.

Под музыку дети входят в зал. Их приветствуют Фея Музыки (кукла из кегли) и МР. Кратко повторяют, о чем говорилось на предыдущем занятии

МР: Сегодня мы продолжим знакомство с театром. Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Мы идем в театр». Написал его Эдуард Успенский, который придумал Чебурашку и Крокодила Гену, кота Матроскина, пса Шарика и мальчика Дядю Федора.

I. Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского. Беседа по содержанию.

 

П. МР: На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что необходимо настоящему актеру и пришли к выводу, что он должен владеть мимикой и жестами, которые помогают передать характер человека, повадки разных зверей. И, конечно же, артисту необходимо четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили все слова роли, нужны специальные упражнения, которые называются скороговорками. Сейчас мы поучимся произносить скороговорки:

1) Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

2) Над овражком у дорожки

Страшный стражник строит рожки.

Стражник в крепости сидит,

Стражник грозен и сердит.

3) Живут у меня кукушки.

Варят галушки.

Пекут пампушки.

Поют частушки.

Хорошие подружки -

Пестрые кукушки.

4) Щеголь-щегол

С щеголихой-щеглихой

Считают на счетах

Щеглят-щеголят.

Щеглята щебечут

И щелкают лихо,

Считаться на счетах

Они не хотят.

МР: Но недостаточно только четко и внятно произносить текст. Необходимо овладеть выразительностью речи. Ведь актер одно и то же слово может произнести по-разному, с разной интонацией.

Дети произносят фразу «Приходите завтра» с разной интонацией:

грустно, весело, спокойно, важно, грубо, злобно, нежно. Затем с разной интонацией читают потешку:

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

 

III. МР: Фея Театра предлагает вам стать артистами театра кукол - именно эти

артисты должны великолепно владеть своей речью.

 

Сценка с куклами бибабо «Кража» В.Орлова:

Кра! - кричит ворона, - Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано,

Брошь украл он из кармана,

Карандаш! Картонку! Пробку!

 И красивую коробку!

- Стой, ворона, не кричи!

Не кричи, а помолчи!

Жить не можешь без обмана –

У тебя ведь нет кармана!

- Как?! - подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно, -

Что ж вы раньше не сказали?

Кар-р-раул!

Кар-р-рман укр-р-рали!

Дети пробуют выразительно произносить текст и манипулировать бибабо – ворона и кукла-девочка.

IV. МР: Продолжаем учиться передавать образы с помощью выразительных

жестов. Поиграем в музыкальную игру «Кто как танцует?»

Включается танцевальная музыка. Дети изображают танцующих: зайчика, медведя, лису, листок с дерева, тучу, пугало на огороде, дождевого червяка, кузнечика.

Упражнение для рук «Ловлю комариков».

 

V. Знакомство со сказкой «Сорока-белобока» Т.Кирсановой: чтение текста и беседа о персонажах.

Прощаются аплодисментами и песенкой (см. занятие 1). Уходят в группу.

Занятие 3.

Программное содержание:

Знакомство с театральным жанром - опера. Слушание отрывка из оперы

«Муха-цокотуха» (или «Теремок» М.Красева - сб. «С.Я.Маршак и музыка для

детей»)

Мини-опера «Про двух гусят» Н.Пикулевой. Пантомимический этюд «Котята»

Т.Кирсановой. Ритмический этюд «Шла коза по лесу» А.Бурениной.

Работа над движениями героев сказки «Сорока-Белобока».

Ход занятия.

Звучит музыка. Дети входят в зал. Там их встречают МР и Фея Театра.

МР: Здравствуйте, ребята! Мы с Феей Театра очень рады видеть вас! Рассаживайтесь поудобнее и давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. (Ответы детей) Правильно, из стихотворения «Мы идем в театр» мы узнали, как нужно вести себя в театре. Я хочу еще раз напомнить вам эти несложные правила.

Правило первое: И самое важное. При посещении театра обязательно соблюдайте такт и вежливость. А вообще, следуйте этому правилу при посещении любых общественных мест, тогда и у вас и о вас останутся только хорошие воспоминания.

Правило второе. Вы должны выбрать себе подходящую одежду. Обычно для театра одеваются нарядно. Постарайтесь не опаздывать. Но если так случилось, не торопитесь занять свое место, подождите окончания сцены. Во время представления соблюдайте тишину, а впечатлениями можно поделиться и в антракте.

И последнее. Очень некрасиво по отношению к артистам вскакивать до окончания спектакля и бежать в гардероб. Подождите до полного окончания спектакля и только после того, как закроется занавес, спокойно уходите.

 

I. MP: А сегодня Фея Театра хочет поговорить с вами об опере и оперных

театрах.

Опера — это музыкально-театральное произведение, в котором сочетаются сольное, хоровое и ансамблевое пение, инструментальная музыка и драматическое действие, а оперный театр - это театр, в котором актеры не говорят, а только поют.

Оперное искусство - одно из высоких достижений человеческого таланта. Еще в древние времена пение сопровождало театральные представления. Именно из традиции соединения музыки, голоса и сценического действия родилось современное искусство оперы.

Первые оперные театры появились в Италии, в городе Флоренция. Знаменитый театр «Ла Скала» (что в переводе означает «театр у лестницы») открыл свои двери в 1778 году. Вскоре оперное искусство получило развитие в Германии, Франции, Австрии, Англии, а также в России. В Лондоне находится один из ведущих театров мира - Ковент-Гарден, в Нью-Йорке - «Метрополитен-опера», в Париже - Гранд-опера, в Москве - Большой театр.(Показывает фотографии известных оперных театров — журнал «Сюрприз театральный») Многие великие композиторы писали оперы - П.Чайковский, М.Мусоргский, М.Глинка, А.Бородин в России, Д.Россини, Д.Верди, Д.Пуччини в Италии, Ш.Гуно во Франции и многие другие. Многие композиторы писали оперы для детей.

И сегодня мы с вами послушаем отрывки из детской оперы-сказки «Муха-цокотуха» М.Красева.(слушают отрывок в записи)

 

II. МР: А сейчас мы с вами превратимся в артистов оперного театра.

Мини-опера «Про двух гусят» Н.Пикулевой.

 Дети надевают маски-шапочки.

Ребенок-ведущий: Веселый гусенок по лужам шагал.

Веселую песенку так напевал:

1 гусенок: (весело поет)Га-га-га...

Ведущий: А грустный гусенок по лужам шагал

И грустную песенку так напевал:

2 гусенок: (поет грустно) Га-га-га...

Ведущий: Веселый гусенок к нему подошел:

1 гусенок: Смотри, червячка я какого нашел! Га-га-га!

Ведущий: А грустный гусенок ответил ему:

2 гусенок: (грустно) А мне никогда не найти самому! Га-га-га...

Ведущий: Веселый гусенок сказал ему...

1 гусенок: (радостно, ожив


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.185 с.