Обсуждение темы «Противоречия в размере». — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Обсуждение темы «Противоречия в размере».

2021-05-27 28
Обсуждение темы «Противоречия в размере». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На доске изображены три схемы:

 

 

Учитель:

– На улице Размер есть музей. В нём четыре зала. Над входом в первый зал висит схема 1. Что она обозначает и какие предметы могут здесь находиться?

– …

(Предметы, которые состоят из больших и маленьких частей, например у велосипеда большие колёса и маленькие гайки, стул большой, а ножки маленькие; страница большая, а буквы маленькие и т. д.)

Учитель:

– Над вторым залом висит какая‑то необычная схема: большое равно сумме маленьких. Как это можно понять и что может быть в этом зале?

– …

(Дом (из маленьких кирпичей), забор (из досок), радуга (раз дождинка, два дождинка…) и т. д.)

Игрушка:

– А третью схему я сама могу легко объяснить: что‑то было маленькое, прошло время – и стало большим. В этом зале будем мы с Осьминожком жить, мы вначале были маленькие, а теперь выросли!

Учитель:

– Игрушка, не торопись, посмотри внимательно на схему: вначале было что‑то большое, которое потом стало маленьким. Эта схема не про тебя, ты же уменьшаться не собираешься?

Игрушка:

– Тогда я не знаю. Может, ребята смогут придумать?

– …

(Сосулька – растаяла, шарик – сдувался, лужа – испарилась, гора – разрушилась и т. п.)

 

5. Домашнее задание.

Учитель:

– А в четвёртом зале музея находятся предметы, которые могут изменять свой размер, становиться то большими, то маленькими. Этот зал недавно открыли, даже табличку ещё не сделали и экспонатов в нём совсем немного…

(Учитель показывает несколько возможных предметов, например складной нож, зонт, веер…)

Игрушка:

– А можно, чтобы ребята в следующий раз принесли такие предметы, которые могут изменять свой размер? Я только посмотрю, что это такое, и сразу отдам!

Учитель:

– Хорошо, Игрушка, думаю, что наши ребята постараются найти и принести много таких предметов, чтобы ты могла их изучить.

 

Фантазирование.

– В сказках часто встречаются не только герои обычного роста, но ещё и разные великаны и лилипуты. Назовите «больших» и «маленьких» сказочных героев.

– …

– Быть великаном – это хорошо или плохо? Почему?

– …

– А если стать совсем маленьким, как точечка, что в этом хорошего и плохого?

– …

– А вот если бы можно было изменять свой рост по желанию: когда захотел – стал большим, когда захотел – маленьким. Давайте попробуем придумать сказку про человека, который умел изменять свой рост.

Придумывается имя героя, чем он занимается (где работает), различные истории, происшедшие с ним.

Рекомендуется рассматривать ситуации из реальной жизни. При этом для развития сюжета нужно подбирать нестандартные случаи: «обычная» ситуация – «ехал в автобусе» – не даёт толчка воображению; а когда что‑то «случается» (погас свет, спустилось колесо, закончился бензин, вбежала злая собака, на дорогу упало дерево и пр.), то герой сказки может использовать свои необычные способности для решения данной проблемы.

 

Подведение итогов.

Игрушка и Осьминожек благодарят ребят за работу; отмечают детей, чьи ответы были самыми интересными.

 

Занятие 12

Улица «Вещество»

 

Оборудование:

предметы, сделанные из различных материалов;

оборудование для демонстрации плавания и горения.

 

Речевая разминка.

Скороговорка или стихотворение на тему движения, например:

 

Паровоз кричит: «Ду‑ду‑у!

Я иду, иду, иду!»

А колёса стучат,

А колёса говорят:

«Так‑так, так‑так,

чуф‑чуф, чуф‑чуф.

Приехали!»

 

2. Проверка домашнего задания.

Дети демонстрируют предметы, которые могут изменять свой размер.

После этого обсуждение вопроса: из чего (из каких материалов) были сделаны эти предметы?

 

Задание Стражника.

– Сегодня мы отправляемся на улицу Вещество, но, чтобы туда попасть, нужно выполнить задание Стражника: назвать не меньше пятнадцати различных материалов.

 

Работа в группах.

Каждая группа детей получает «кусочки» определённого материала (дерево, стекло, металл, бумага, пластмасса, ткань и пр.) и готовит краткий рассказ о нём. Затем остальные группы по описанию должны узнать материал.

Образец рассказа учитель не даёт, дети в свободной форме рассказывают всё, что им известно о данном материале.

 

5. Домашнее задание.

Сделать аппликацию на произвольную тему, используя как можно больше различных материалов.

 

Практическая работа.

На доске заранее нарисована таблица:

 

 

В клетки первого столбика таблицы учитель прикрепляет 6–7 образцов наиболее распространённых материалов: бумаги, ткани, пластмассы, резины, металла, дерева, стекла и т. д.

Затем поочерёдно идёт заполнение каждого столбика таблицы: вначале дети дают ответы «теоретически», исходя из имеющихся представлений, а затем следует их «экспериментальная проверка».

Утвердительный ответ на вопрос «Плавает?» или «Горит?» записывается в таблицу знаком «+» или словом «да», отрицательный – знаком «–» или словом «нет».

Чтобы проверить, плавает ли соответствующий материал, его опускают в прозрачный сосуд с водой. Для ответа на вопрос «Горит?» материал нагревается на пламени свечи или спиртовки, при этом учитель подчёркивает соблюдение правил техники безопасности: предмет удерживается при помощи пинцета; рядом стоит сосуд с водой. При наблюдении желательно отмечать все происходящие изменения (дым, запах, изменение цвета и др.).

При заполнении последних двух столбиков таблицы «эксперимент» проводится только в тех случаях, когда не требуется специальное оборудование.

Перед заполнением столбика «Как соединить?» желательно обсудить варианты типа «Можно ли склеивать железо? соединять шурупами ткань? сшить две дощечки? и т. д.». Затем дети предлагают «правильные» способы соединения и название «соединителя» (клей, нитки, гвозди и т. д.) записывается в таблицу.

При ответе на последний вопрос дети называют «инструменты», при помощи которых можно нарушить целостность предмета, изготовленного из соответствующего вещества.

Вариант заполнения таблицы:

 

 

При проведении практической работы желательно обращать внимание детей на то, что в таблицу заносятся типичные свойства данных веществ, которые в конкретных случаях могут отличаться. Например: кусок железа тонет, а корабли плавают; дощечка плавает, а деревянный шар может утонуть; деревянную доску руками не сломаешь, а спичку можно сломать; бывают огнеупорные ткани и т. д.

Можно предложить детям привести свои примеры, когда «правило», записанное в таблице, может нарушаться.

 

Подведение итогов.

Желательно подчеркнуть, что различные вещества обладают разными свойствами и знание этих свойств помогает правильно их использовать.

Если позволяет время, можно обсудить варианты применения различных материалов: почему мебель делают в основном из дерева или пластмассы, а не из железа или стекла? почему одежду делают из ткани, а не из бумаги или резины? почему машины «железные», а не деревянные? и т. п.

 

Занятие 13


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.