Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-05-26 | 41 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №41» города Рязани. Исследование носило теоретический и экспериментальный характер (психолого-педагогический эксперимент). Теоретическое исследование было направлено на решение поставленной проблемы, эксперимент как основной метод научного познания дал возможность проверить выдвинутые предположения (гипотезы). Формирующий эксперимент, проводимый с детьми старшего дошкольного возраста (60 человек), позволил через создание специальных условий раскрыть закономерности, механизмы, динамику снижения повышенной тревожности детей.
Цель экспериментальной работы состояла в проверке правильности теоретических основ снижения повышенной тревожности детей путем игрового метода.
В ходе опытно-экспериментальной работы были поставлены и затем решены следующие задачи:
1. Осуществление стартовой диагностики (констатирующий этап формирующего эксперимента) в контрольной и экспериментальной группах.
Этапы:
1) Проведение первичной обработки результатов диагностики.
2) Использование методов математической статистики для подтверждения статистического сходства или различия полученных данных в контрольной и экспериментальной группах.
2. Реализация разработанных технологий.
Этапы:
1) Экспериментальная проверка разработанных технологий (формирующий эксперимент).
3. Итоговая диагностика (контрольный этап формирующего эксперимента) в контрольной и экспериментальной группах.
Этапы:
1) Проведение первичной обработки результатов диагностики.
2) Методами математической статистики подтверждение сдвига исследуемого объекта в экспериментальной и контрольной группах.
|
3) Сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группах в конце формирующего эксперимента.
4) Обобщение результатов формирующего эксперимента.
Характер задач определил стратегию проведения опытно-экспериментальной работы, которая предполагала несколько этапов:
Прогностический этап – создание гипотетической теории объекта исследования, выдвижение гипотез; на основе теоретической модели изучаемого явления выявление параметров функционирования, тенденций и технологий снижения высокой тревожности детей дошкольного возраста.
Диагностический этап – подбор комплекса диагностических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; диагностика и опытно-экспериментальная проверка.
Формирующий этап – реализация разработанных методов и приемов для снижения высокой тревожности.
Контрольно-оценочный, заключительный – систематизация и обобщение результатов снижения высокого уровня тревожности у детей.
База эксперимента: МБДОУ «Детский сад №41» города Рязани, возраст испытуемых – 5-7 лет.
Экспериментальная работа осуществлялась в соответствии с методологией психолого-педагогического эксперимента.
Психолого-педагогический эксперимент – это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.
В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще называется «формирующий») обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.
|
Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными.
В своем исследовании мы опирались на принятую отечественными психологами логику эксперимента, которая предполагает соблюдение следующих правил:
1. Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.
2. Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.
3. Точное определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.
5. Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.
6. Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.
7. Характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента [46].
Характеристика выборки. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (60 детей в возрасте 5-7 лет, из них 28 девочек и 32 мальчика). Состав выборки представлен в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика выборки контрольной и экспериментальной группе
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Общее количество детей: | 30 | 30 |
из них девочек | 15 | 13 |
из них мальчиков | 15 | 17 |
Также в исследовании приняло участие 60 матерей детей, принимавших участие в исследовании (женщины в возрасте 26-34 лет, образование – высшее (63%), среднее специальное (37%).
Отбор диагностических методик осуществлялся в соответствии с логикой научного исследования, а именно в соответствии с факторами и ситуациями, способствующими повышению уровня тревожности детей, а также показателями (внешними признаками проявления тревожности у детей) старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью.
|
Таблица 3
Диагностический инструментарий исследования в соответствии с факторами и ситуациями, способствующими проявлению тревожности у детей
Факторы и ситуации, способствующие повышению уровня тревожности детей | Показатели (внешние признаки проявления тревожности детей) | Диагностика психологического здоровья детей дошкольного возраста |
Неблагоприятные отношения с матерью (невозможность удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите) | Страхи, неуверенность, незащищенность («Если я сделаю плохо, меня не будут любить») | Тест «Выбери лицо» на выявление тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена Тест на тревожность ребенка Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко Опросник родительского отношения Варги-Столина (ОРО) |
Симбиотические отношения ребенка с матерью (мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни) | Беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Несамостоятельность, пассивность и зависимость | Опросник родительского отношения Варги-Столина (ОРО) |
Чрезмерная требовательность (жесткий контроль, строгая система норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание) |
Постоянное напряжение из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им, приступить жесткие рамки | Опросник родительского отношения Варги-Столина (ОРО) |
Авторитарный стиль общения воспитателя (порицания, окрики, отрицательные оценки, наказания) | Опросник диагностики стиля общения воспитателя с детьми Г.И. Любиной | |
Ситуация соперничества, конкуренции | Демонстративность и стремление быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Боязнь контроля. | Тест «Выбери лицо» на выявление тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена Тест на тревожность ребенка Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко |
Ситуация повышенной ответственности | Неуверенность и страх не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым. Систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно | Опросник родительского отношения Варги-Столина (ОРО) |
|
Исследование тревожности у детей дошкольного возраста проводилось с помощью следующих методик:
1. Тест «Выбери лицо» на выявление тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена
Цель: определение общего уровня тревожности ребенка. Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. Эта методика представляет собой детский тест тревожности, который разработали американские психологи Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Задача состоит в том, чтобы в типичных для ребенка жизненных ситуациях исследовать и оценить его тревожность, где соответствующее качество личности в наибольшей степени проявляется. При этом тревожность сама рассматривается как личностная черта, функция которой состоит в обеспечении на психологическом уровне безопасности человека и которая вместе с тем имеет негативные последствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность обычно сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач, что препятствует стремлению к достижению успехов существенно.
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно в другой социальной ситуации будет точно так же проявляться, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, в данной и иных жизненных ситуациях приобретенного ребёнком. Именно негативный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение у ребёнка.
Повышенный уровень личностной тревожности говорит об эмоциональной неприспособленности, недостаточной адаптированности ребёнка к вызывающим беспокойство жизненным ситуациям. Психологическая диагностика тревожности выявляет к определённым социальным ситуациям внутреннее отношение данного ребёнка, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см. (см. Приложение 1). Каждый рисунок представляет собой сюжетно некоторую типичную ситуацию для жизни ребёнка-дошкольника. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (изображён на рисунке мальчик) и для девочек (представлена на рисунке девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и сам он. Лицо данного ребёнка полностью не прорисовано, дан лишь только контур его головы.
|
Каждый рисунок представлен двумя дополнительными изображениями головы ребенка, по размерам на рисунке точно соответствующими контуру детского лица. На одном из дополнительных изображений представлено лицо ребёнка с улыбкой, а на другом - печальное. Представленные рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми дети-дошкольники сталкиваются и которые могут у них вызывать повышенную тревожность. В процессе психодиагностики ребёнку рисунки предъявляются в строгой последовательности, один за другим. Показав рисунок ребёнку, экспериментатор даёт инструкцию к каждому из них - разъяснение следующего содержания:
К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое будет лицо у ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) с малышами играет».
К рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Ты как думаешь, какое у этого ребёнка лицо будет: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
К рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое у этого ребёнка лицо будет: весёлое или печальное?»
К рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребёнка будет: весёлое или грустное? Он (она) одевается».
рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое будет лицо у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, у этого ребёнка какое лицо будет: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».
К рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое будет лицо у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, у этого ребёнка какое лицо будет: весёлое или грустное?»
К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое будет лицо у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, у этого ребёнка какое лицо будет: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
К рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое будет лицо у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис.13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое будет у этого ребёнка лицо: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое будет у этого ребёнка лицо: весёлое или печальное? Он (она) ест».
Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную. Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.
ИТ = Количество эмоционально негативных выборов/ 14 * 100%.
По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:
Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.
Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.
Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%. В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис.4 (одевание), 6 (укладывание в постель в одиночестве), 14 (еда в одиночестве). Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмоциональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 (ребёнок и мать с младенцем), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование) и рис. 11 (собирание игрушек), с большой вероятностью получат высокий или средний индекс ИТ.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!