Методология и методика построения экспериментальной работы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методология и методика построения экспериментальной работы

2021-05-26 41
Методология и методика построения экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №41» города Рязани. Исследование носило теоретический и экспериментальный характер (психолого-педагогический эксперимент). Теоретическое исследование было направлено на решение поставленной проблемы, эксперимент как основной метод научного познания дал возможность проверить выдвинутые предположения (гипотезы). Формирующий эксперимент, проводимый с детьми старшего дошкольного возраста (60 человек), позволил через создание специальных условий раскрыть закономерности, механизмы, динамику снижения повышенной тревожности детей.

Цель экспериментальной работы состояла в проверке правильности теоретических основ снижения повышенной тревожности детей путем игрового метода.

В ходе опытно-экспериментальной работы были поставлены и затем решены следующие задачи:

1. Осуществление стартовой диагностики (констатирующий этап формирующего эксперимента) в контрольной и экспериментальной группах.

Этапы:

1) Проведение первичной обработки результатов диагностики.

2) Использование методов математической статистики для подтверждения статистического сходства или различия полученных данных в контрольной и экспериментальной группах.

2. Реализация разработанных технологий.

Этапы:

1) Экспериментальная проверка разработанных технологий (формирующий эксперимент).

3. Итоговая диагностика (контрольный этап формирующего эксперимента) в контрольной и экспериментальной группах.

Этапы:

1) Проведение первичной обработки результатов диагностики.

2) Методами математической статистики подтверждение сдвига исследуемого объекта в экспериментальной и контрольной группах.

3) Сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группах в конце формирующего эксперимента.

4) Обобщение результатов формирующего эксперимента.

Характер задач определил стратегию проведения опытно-экспериментальной работы, которая предполагала несколько этапов:

Прогностический этап – создание гипотетической теории объекта исследования, выдвижение гипотез; на основе теоретической модели изучаемого явления выявление параметров функционирования, тенденций и технологий снижения высокой тревожности детей дошкольного возраста.

Диагностический этап – подбор комплекса диагностических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; диагностика и опытно-экспериментальная проверка.

Формирующий этап – реализация разработанных методов и приемов для снижения высокой тревожности.

Контрольно-оценочный, заключительный – систематизация и обобщение результатов снижения высокого уровня тревожности у детей.

База эксперимента: МБДОУ «Детский сад №41» города Рязани, возраст испытуемых – 5-7 лет.

Экспериментальная работа осуществлялась в соответствии с методологией психолого-педагогического эксперимента.

Психолого-педагогический эксперимент – это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще называется «формирующий») обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными.

В своем исследовании мы опирались на принятую отечественными психологами логику эксперимента, которая предполагает соблюдение следующих правил:

1. Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.

2. Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.

3. Точное определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.

5. Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.

6. Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.

7. Характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента [46].

Характеристика выборки. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (60 детей в возрасте 5-7 лет, из них 28 девочек и 32 мальчика). Состав выборки представлен в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Характеристика выборки контрольной и экспериментальной группе

  Экспериментальная группа Контрольная группа
Общее количество детей: 30 30
из них девочек 15 13
из них мальчиков 15 17

 

 

Также в исследовании приняло участие 60 матерей детей, принимавших участие в исследовании (женщины в возрасте 26-34 лет, образование – высшее (63%), среднее специальное (37%).

Отбор диагностических методик осуществлялся в соответствии с логикой научного исследования, а именно в соответствии с факторами и ситуациями, способствующими повышению уровня тревожности детей, а также показателями (внешними признаками проявления тревожности у детей) старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью.

 

 

Таблица 3

Диагностический инструментарий исследования в соответствии с факторами и ситуациями, способствующими проявлению тревожности у детей

Факторы и ситуации, способствующие повышению уровня тревожности детей Показатели (внешние признаки проявления тревожности детей) Диагностика психологического здоровья детей дошкольного возраста
Неблагоприятные отношения с матерью (невозможность удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите) Страхи, неуверенность, незащищенность («Если я сделаю плохо, меня не будут любить») Тест «Выбери лицо» на выявление тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена Тест на тревожность ребенка Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко Опросник родительского отношения Варги-Столина (ОРО)  
Симбиотические отношения ребенка с матерью (мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни) Беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Несамостоятельность, пассивность и зависимость Опросник родительского отношения Варги-Столина (ОРО)
Чрезмерная требовательность (жесткий контроль, строгая система норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание)

 

Постоянное напряжение из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им, приступить жесткие рамки

Опросник родительского отношения Варги-Столина (ОРО)
Авторитарный стиль общения воспитателя (порицания, окрики, отрицательные оценки, наказания) Опросник диагностики стиля общения воспитателя с детьми Г.И. Любиной
Ситуация соперничества, конкуренции Демонстративность и стремление быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Боязнь контроля. Тест «Выбери лицо» на выявление тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена Тест на тревожность ребенка Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко
Ситуация повышенной ответственности Неуверенность и страх не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым. Систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно Опросник родительского отношения Варги-Столина (ОРО)

 

Исследование тревожности у детей дошкольного возраста проводилось с помощью следующих методик:

1. Тест «Выбери лицо» на выявление тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

Цель: определение общего уровня тревожности ребенка. Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. Эта методика представляет собой детский тест тревожности, который разработали американские психологи Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Задача состоит в том, чтобы в типичных для ребенка жизненных ситуациях исследовать и оценить его тревожность, где соответствующее качество личности в наибольшей степени проявляется. При этом тревожность сама рассматривается как личностная черта, функция которой состоит в обеспечении на психологическом уровне безопасности человека и которая вместе с тем имеет негативные последствия. Они заключаются, в частности,  в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность обычно сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач, что препятствует стремлению к достижению успехов существенно.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно в другой социальной ситуации будет точно так же проявляться, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, в данной и иных жизненных ситуациях приобретенного ребёнком. Именно негативный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение у ребёнка.

Повышенный уровень личностной тревожности говорит об эмоциональной неприспособленности, недостаточной адаптированности ребёнка к вызывающим беспокойство жизненным ситуациям. Психологическая диагностика тревожности выявляет к определённым социальным ситуациям внутреннее отношение данного ребёнка, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см. (см. Приложение 1). Каждый рисунок представляет собой сюжетно некоторую типичную ситуацию для жизни ребёнка-дошкольника. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (изображён на рисунке мальчик) и для девочек (представлена на рисунке девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и сам он. Лицо данного ребёнка полностью не прорисовано, дан лишь только контур его головы.

Каждый рисунок представлен двумя дополнительными изображениями головы ребенка, по размерам на рисунке точно соответствующими контуру детского лица. На одном из дополнительных изображений представлено лицо ребёнка с улыбкой, а на другом - печальное. Представленные рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми дети-дошкольники сталкиваются и которые могут у них вызывать повышенную тревожность. В процессе психодиагностики ребёнку рисунки предъявляются в строгой последовательности, один за другим. Показав рисунок ребёнку, экспериментатор даёт инструкцию к каждому из них - разъяснение следующего содержания:

К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое будет лицо у ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) с малышами играет».  

К рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Ты как думаешь, какое у этого ребёнка лицо будет: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом». 

К рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое у этого ребёнка лицо будет: весёлое или печальное?» 

К рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребёнка будет: весёлое или грустное? Он (она) одевается». 

 рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое будет лицо у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, у этого ребёнка какое лицо  будет: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

К рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое будет лицо у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, у этого ребёнка какое лицо будет: весёлое или грустное?» 

К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое будет лицо у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, у этого ребёнка какое лицо будет: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

К рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое будет лицо у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое будет у этого ребёнка лицо: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое будет у этого ребёнка лицо: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную. Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

ИТ = Количество эмоционально негативных выборов/ 14 * 100%.

По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:

Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.

Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.

Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%. В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис.4 (одевание), 6 (укладывание в постель в одиночестве), 14 (еда в одиночестве). Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмоциональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 (ребёнок и мать с младенцем), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование) и рис. 11 (собирание игрушек), с большой вероятностью получат высокий или средний индекс ИТ.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.