Проблема тревожности детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Проблема тревожности детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии

2021-05-26 69
Проблема тревожности детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Научный анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности в дошкольном учреждении 14

1.1. Проблема тревожности детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии. 14

1.2. Научные основы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности в дошкольном учреждении 20

1.3. Технологическая модель психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности в дошкольном учреждении. 37

Выводы по первой главе………………………………………………………...42

Глава 2. Экспериментальное исследование организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности в дошкольном учреждении. 50

2.1. Методология и методика построения экспериментальной работы.. 50

2.2. Динамика преодоления повышенной тревожности у детей старшего дошкольного возраста в ходе психолого-педагогического сопровождения 76

2.3. Практические рекомендации по реализации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью 60

Выводы по второй главе………………………………………………………...89

Заключение. 90

Список использованных источников. 95

Приложения…………………………………………………………………….103

 


Введение

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия изменилась социально-экономическая ситуация в России, что привело к обострению различных проблем. Одной из них является проблема усиления тревожности детей дошкольного возраста. В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Исследование детей дошкольного возраста становится актуальным потому, что этот возраст является важным и ответственным периодом жизни с точки зрения развития эмоциональной сферы личности, а также потому, что в дошкольном возрасте тревожность не является устойчивой личностной чертой. Поэтому интересна проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе. Решение практических задач, применительно к конкретной тематике, все еще остается мало разработанной областью.

В настоящее время значительные модификации претерпевает система образования и, в первую очередь, идет поиск новых подходов, ориентированных на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка, в том числе с повышенным уровнем тревожности. Поэтому, на современном этапе развития образования и воспитания обоснованно стал популярным такой процесс, как сопровождение. Он рассматривается в разных источниках как «поддержка» или «сопровождение». В последние годы этот термин широко известен и активно используется многими педагогами и психологами (Э. Александровская, М.Р. Битянова, Т. В. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.). В работе по преодолению тревожности детей данный подход становится особенно актуальным.

Учреждения образования являются тем самым институтом, которые в существующих условиях призваны выступать в роли организатора образовательной среды, заботы о развитии детей. Психолого-педагогическое сопровождение является эффективным способом решения актуальной задачи сохранения психологического здоровья детей, стержнем которого является отсутствие тревожности.

Степень разработанности проблемы. Изучению проблемы тревожности посвящены работы зарубежных (Р. Мэй, Дж. Тейлор, Ч.Д. Спилбергер и др.) и отечественных авторов (В.М. Астапов, А.М.Прихожан, Ю.Л. Ханин и др.). По результатам многочисленных исследований психологов (Э. Берн, А.И. Захарова, К. Изард, А.М. Прихожан, М. Раттер и др.) психологическими причинами тревожности являются социальные факторы, которые связаны с особенностями общения ребенка в семье и в детских учреждениях.

Широкий круг вопросов, значимых для научного обоснования теории и практики сопровождения ребенка в образовательной среде, а также современное состояние исследований в науке по данной проблеме представлено в ряде работ. Так, теоретическим и практическим аспектам психологического сопровождения посвящены работы М.Р. Битяновой, Т.В. Дворецкой, А.Ю. Качимской, Е.А. Козыревой, Е.А. Мартыновой, О.П. Степановой, Ю.П. Федоровой и др. Проблемы психолого-педагогического и собственно педагогического сопровождения получили свое освещение в трудах В.С. Басюк, Т.С. Горолатовой, Т.В. Глазковой, М.И. Губанова, Е.И. Казаковой, А.К. Колеченко, И.Э. Куликовской, Л.Г. Субботиной, Л.М. Шипициной.

Аспектам педагогической поддержки посвящены работы М.В. Алешиной, Т.В. Анохиной, О.С. Газмана, Т.В. Егоровой, Ю.В. Замятиной, Е. Н. Кононовой, Н.Б. Крылова, Е.Е. Кутейниковой, Н.Н. Михайловой Т. А. Ревягиной, Г.И. Рогалевой, Г.Ю. Ульяновой, И.Ю. Шустовой, И.С. Якиманской.

Необходимость решения проблемы тревожности детей стало основанием для выявления следующих противоречий, актуализирующих проблему психолого-педагогического сопровождения ребенка с повышенной тревожностью в образовательной среде дошкольной образовательной организации (ДОО):

-между имеющейся общей теорией сопровождения личности ребенка в образовательной среде и слабой разработанностью механизмов реализации сопровождения ребенка с повышенной тревожностью;

-между востребованностью психолого-педагогического сопровождения ребенка с повышенной тревожностью и недостаточной разработанностью его содержательных и технологических аспектов;

- между потребностью системы образования в комплексном, специально организованном сопровождении ребенка с повышенной тревожностью и реальной подготовленностью специалистов к такой работе с детьми в образовательной среде дошкольного учреждения.

Необходимость разрешения названных противоречий обусловила выбор темы данного исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с повышенным уровнем тревожности в дошкольном учреждении».

Проблема исследования: каковы теоретические, методические и организационные основы психолого-педагогического сопровождения ребенка с повышенной тревожностью в образовательной среде дошкольной образовательной организации. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Цель исследования: создать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения, позволяющую снизить уровень тревожности детей с повышенным уровнем тревожности в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста возможно при выполнении следующих педагогических условий:

· выявление факторов и ситуаций, способствующих повышению уровня тревожности детей, внешних признаков тревожности (показателей тревожности) у детей дошкольного возраста;

· организация и применения системы психолого-педагогического сопровождения, разработанной на основе программы К. Бендера и Л. Дункеля «Волшебный круг»;

· включение в систему психолого-педагогического сопровождения детей с повышенной тревожностью элементов психогимнастики, игротерапии, арт-терапии и т.д.;

· включение педагогов, воспитателей и родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с повышенной тревожностью.

Цель работы конкретизироваласьнами в постановке основных задач исследования:

1. На основе теоретического анализа уточнить понятие и сущность повышенной тревожности детей дошкольного возраста.

2. Выявить факторы и ситуации, способствующие повышению уровня тревожности детей, внешние признаки тревожности и определить специфику психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью.

3. Разработать технологическую модель психолого-педагогического сопровождения снижения повышенной тревожности детей старшего дошкольного возраста на основе изучения и обобщения психолого-педагогического опыта.

4. Апробировать технологическую модель психолого-педагогического сопровождения снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста.

5. На основе результатов апробации дать практические рекомендации по реализации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью.

Методологическую основу исследования составили гуманистический и аксиологический подходы, в которых человек является наивысшей ценностью и самоцелью развития общества и образовательного процесса (Н.А. Алексеев, Л.А. Байкова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); системный подход, который позволит в условиях целостного педагогического процесса решать исследуемую проблему (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.); личностно деятельностный подход, который означает ориентацию при разработке и реализации сопровождения на личность как цель, субъект, результат и его эффективности (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Слав­ская, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.П. Ильин, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.);.

Теоретической основой исследования выступили:

· учение о психических основах состояния тревоги (В.М. Астапов, В.К. Вилюнас, Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова), тревожности как личностного свойства (А.М. Прихожан);

· составили подходы к вопросам развития детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.А. Бодалёв, В.В. Столин) и влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка А.И. Захарова, М.И. Лисиной, Н.К. Радиной, С.П. Тищенко, С.Г. Якобсон, П.Я. Якобсон и других;

· концепции педагогического и психологического сопровождения, освещенные в трудах Э.М. Александровской, Г. Бардиер, B.C. Басюк, М.Р. Битяновой, Т.С. Горолатовой, Т.В. Глазковой, М.И. Губанова, Н. Зуевой, Е.И. Казаковой, Е.А. Козыревой, А.К. Колеченко, И.Э. Куликовской, И. Ромазан, Л.Г. Субботиной, Л.M. Шипициной и др.;

· идеи поддержки детей, рассмотренные в трудах Т.А. Ревяудахгиной, Г.И. Рогалевой, Г.Ю. Ульяновой, И.Ю. Шустовой, С.М. Юсфина, И.С. Якиманской;

· современные подходы к проблеме оказания специализированной психологической помощи (К. Бендера, Л. Дункеля).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитический и теоретический (анализ литературы), наблюдение, эмпирические (психодиагностические, педагогический эксперимент) и математико-статистические (корреляционный анализ и др.).

В эмпирической части работы были использованы следующие методики.

Для изучения тревожности дошкольника:

1) Тест «Выбери лицо» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена на выявление уровня тревожности;

2) тест на тревожность ребенка Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.

Для изучения факторов, влияющих на формирование тревожности у детей дошкольного возраста:

1) методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин;

2) выявления стиля педагогического общения воспитателя с помощью опросника диагностики стиля общения воспитателя с детьми Г.И. Любиной.

Методами статистической обработки данных являются: коэффициент корреляции «r» Спирмена.

Организация исследования. Исследование проводилось в 3 этапа.

Первый этап (2014-2015) – теоретико-методологический, на котором изучалась методологическая, педагогическая и психологическая литература по проблеме исследования, положительный психолого-педагогический опыт; определялся научный аппарат, цели, задачи, содержание исследования; уточнялись проблема, гипотеза и стратегия исследования; разрабатывалась теоретическая концепция снижения высокого уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап (2015-2016) – мониторинго-поисковый, включающий разработку программы эксперимента, отбор диагностического материала; сбор эмпирического материала, проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

Третий этап (2016) – обобщающе-результативный, заключительный, на котором систематизировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась подготовка и оформление текста работы.

Эмпирическая база исследования. Исследование осуществлялось на базе МБДОУ г. Рязани № 41. Выборку составили 120 человек: 60 дошкольников 5-7 лет, из них 32 мальчика и 28 девочек; 60 матерей (средний возраст 32 года, высшее образование имеют 27 матерей, среднее – 33 матери).

Научная новизна исследования состоит:

- в теоретическом и технологическом обосновании сущности и особенностей психолого-педагогического сопровождения процесса преодоления повышенной тревожности детей дошкольного возраста;

– в расширении представлений о факторах и ситуациях, способствующих повышению уровня тревожности детей, о внешних признаках тревожности и определении специфики психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью;

- в создании технологической модели психолого-педагогического сопровождения по преодолению повышенной тревожности детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость работы заключается

– в уточнении сущности и особенностей психолого-педагогического сопровождения по преодолению повышенной тревожности детей дошкольного возраста;

– в выявлении факторов и ситуаций, способствующих повышению уровня тревожности детей, внешних признаков тревожности и определении специфики психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследованиядля снижения тревожности дошкольников. Этому способствуют:

– созданная и апробированная программа психолого-педагогического сопровождения по преодолению повышенной тревожности детей дошкольного возраста;

– комплекс диагностических методик, позволяющих отслеживать факторы и ситуации, способствующие повышению уровня тревожности детей, внешние признаки тревожности для определения специфики психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью;

- разработанная программа психолого-педагогического сопровождения снижения повышенной тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Полученные данные могут быть использованы в системе психологической службы дошкольных образовательных учреждений для снижения тревожности детей в группе детского сада.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Тревожность детей как определенное эмоциональное состояние, характеризуется субъективными ощущениями напряжения (ожиданием) о возможном неблагополучном развитии событий, которые значимы для личности. Сопровождается данное состояние переживанием чувства опасности и угрозы на неосознаваемом уровне. Тревога может быть чертой личности, которая обуславливает готовность организма к реализации тревожных реакций; может быть ситуативной или актуальной, которая в данный конкретный момент входит в структуру психического состояния.

2. Факторы и ситуации, способствующие повышению уровня тревожности детей следующие: неблагоприятные отношения с матерью; симбиотические отношения ребенка с матерью; чрезмерная требовательность;  авторитарный стиль общения воспитателя; ситуация соперничества, конкуренции; ситуация повышенной ответственности.

Названные факторы порождают внешние признаки проявления тревожности детей: страхи, неуверенность, незащищенность; беспокойство, несамостоятельность, пассивность и зависимость; постоянное напряжение из-за страха не выполнить требования взрослых; демонстративность.

3. Психолого-педагогическое сопровождение детей рассматривается как особый вид профессиональной деятельности психолога и педагогов при поддержке и участии родителей, направленное на решение определенных проблем тревожного ребенка, создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка. Ребенок в педагогическом взаимодействии выступает одновременно в роли объекта и субъекта самовоспитания и саморазвития. При этом объектом является не сам ребенок, а его качества, способы действия, условия его жизни.

Технологическая модель психолого-педагогического сопровождения тревожных детей старшего дошкольного возраста опирается на теоретический анализ сущности психолого-педагогического сопровождения тревожных детей, анализфакторов и ситуаций, способствующих повышению уровня тревожности детей и включает: цель (создание оптимальных условий для снижения тревожности детей дошкольного возраста); субъекты психолого-педагогического сопровождения (педагогов, психолога, родителей и детей); структурные составляющие психолого-педагогического сопровождения по нормализации общения дошкольников и технологии (игровые занятия М.А. Панфиловой; психогимнастика Е.А. Алябьевой; игротерапевтические упражнения Л.М. Костиной; программы К. Бендера, Л. Дункеля «Волшебный круг»; игротерапия, релаксационные упражнения); результат – снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста.

4. Экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности позволила нам сделать некоторые выводы:

у детей снизился уровень тревожности в целом и при контактировании с родителями в ситуациях повседневного общения по поводу бытовых вопросов: еда, одевание, умывание; область внутрисемейных отношений перестала для детей быть источником тревоги;

дети экспериментальной группы стали проявлять меньше беспокойства и робости в стрессовых ситуациях, таких как, при выступлении на утренниках, ответе на занятиях, в играх,  установлении контактов с другими детьми, что позволило им занять более высокое статусное положение в группе сверстников; дети стали с большим желанием посещать детский сад, у них появились друзья на улице, и почти исчезло выражение постоянной беспомощности на лице;

дети экспериментальной группы овладели навыками общения, совместного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что проявилось  в большей заинтересованности в коллективной деятельности, в появлении большей уверенности при обращении к другим людям, лучшем понимании реакции окружающих на их поведение;

в работе по преодолению повышенной тревожности детей большое  значение имеет совместные и согласованные действия психолога, педагогов, воспитателей и родителей, при особой роли личности педагога, что определяет необходимость его специальной подготовке.

5. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности у старших дошкольников разработана на основе программы К. Бендера, Л. Дункеля «Волшебный круг» направлена на снижение и профилактику тревожности у дошкольников 5 – 7 лет. Программа предполагает развитие личностной и социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста: раскрытие умения понимать себя, свои чувства и переживания; развитие умений слушать, понимать чувства и мнения окружающих; содействие формированию позитивных ценностей и толерантных установок; укрепление самооценки и уверенности в собственных силах.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается применением комплекса современных, взаимодополняющих методов исследования, соответствующих объекту, предмету, целям, задачам и логике исследования и методов статистической обработки; оптимальным сочетанием эмпирического и экспериментального аспектов исследования и непротиворечивостью опытно-экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в научных статьях и тезисах. Они подверглись обсуждению и были одобрены на семинарах, фестивалях опытно-экспериментальных площадках, методических объединениях (в заседании «Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков» г. Рязани), на научно-практических конференциях различного уровня: Международной VII научно - практической конференции, посвящённой 100-летию С.А.Есенина (8-10 октября 2015 г., г. Рязань);  межвузовской (XXIII Рязанские педагогические чтения, посвящённые проблеме модернизации современного образования (24 марта 2016 г., г. Рязань).

Структура и объем работы. Работа изложена на 104 страницах, содержит 9 таблиц, 4 рисунка и состоит из введения,  двух глав, заключения и 6 приложений, списка использованных источников, включающего 84 наименования.

 


Глава 1. Научный анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности в дошкольном учреждении

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА

                     
 
   
 
РЕЗУЛЬТАТ: снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста.  

 

 

 

 


Рис. 1. Технологическая модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с повышенной тревожностью


Программа психолого-педагогической коррекции тревожности у старших дошкольников разработана на основе программы К. Бендера, Л. Дункеля «Волшебный круг» направлена на снижение и профилактику тревожности у дошкольников 5 – 7 лет.

Программа предполагает развитие личностной и социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста: раскрытие умения понимать себя, свои чувства и переживания; развитие умений слушать, понимать чувства и мнения окружающих; содействие формированию позитивных ценностей и толерантных установок; укрепление самооценки и уверенности в собственных силах. Подробно программа описана во второй главе.

 

Выводы по первой главе

Тревожность детей как определенное эмоциональное состояние, характеризуется субъективными ощущениями напряжения (ожиданием) о возможном неблагополучном развитии событий, которые значимы для личности. Сопровождается данное состояние переживанием чувства опасности и угрозы на неосознаваемом уровне. Тревога может быть чертой личности, которая обуславливает готовность организма к реализации тревожных реакций; может быть ситуативной или актуальной, которая в данный конкретный момент входит в структуру психического состояния.

Тревожные состояния детей характеризуются субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, предчувствий, при этом на физиологическом уровне происходит активация вегетативной нервной системы.

Эмоциональное состояние, которое порождают тревоги возникает как реакция на стрессовую ситуацию, оно может  быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Тревожное состояние может вызывать эмоциональную, когнитивную и поведенческую реакцию. В поведении тревожных детей выделяются два основных вида реакции на тревоги: мобилизующая и демобилизующая. Мобилизующая реакция стимулирует анализ и решение проблемы, а демобилизующая провоцирует ступор, бездействие, развитие стресса, уход от общения и т.п.

В соответствии со стандартами в работе по психолого-педагогическому сопровождению следует опираться на следующие принципы: рекомендательный характер советов педагогов и психолога ребенку и родителям; приоритет интересов детей в работе по преодолению тревожности; непрерывность и систематичность реализации программы сопровождения; комплексный характер мероприятий, направленных на преодоление тревожности детей; индивидуальный подход к каждому ребенку.

Факторы и ситуации, способствующие повышению уровня тревожности детей следующие: неблагоприятные отношения с матерью; симбиотические отношения ребенка с матерью; чрезмерная требовательность;  авторитарный стиль общения воспитателя; ситуация соперничества, конкуренции; ситуация повышенной ответственности.

Названные факторы порождают внешние признаки проявления тревожности детей: страхи, неуверенность, незащищенность; беспокойство, несамостоятельность, пассивность и зависимость; постоянное напряжение из-за страха не выполнить требования взрослых; демонстративность.

Психолого-педагогическое сопровождение детей рассматривается как особый вид профессиональной деятельности психолога и педагогов при поддержке и участии родителей, направленное на решение определенных проблем тревожного ребенка, создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка.

Ребенок в педагогическом взаимодействии выступает одновременно в роли объекта и субъекта самовоспитания и саморазвития. При этом объектом является не сам ребенок, а его качества, способы действия, условия его жизни.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает принятие безусловной ценности внутреннего мира ребенка; создание условий для самостоятельного творческого освоения ребенком мира и отношений с ним; создание условий в рамках объективной данной ребенку педагогической среды для максимального раскрытия индивидуально-личностного потенциала; осуществление сопровождения преимущественно педагогическими средствами и при ведущей роли педагога-психолога.

В работе психолога в дошкольных образовательных учреждениях одной из важных задач является формирование у детей качества адаптивности как условия их сопротивляемости стрессам и тревогам.

Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение оптимальных условий для снижения тревожности детей дошкольного возраста.

В ходе психолого-педагогического сопровождения по преодолению тревожности детей могут комплексно решаться следующие задачи:  выявление причин возникновения тревожности детей; диагностика уровня тревожности у дошкольников; организация и проведение коррекционно-развивающих занятий; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, воспитателей, родителей.

Технологическая модель психолого-педагогического сопровождения тревожных детей старшего дошкольного возраста должна опираться на теоретический анализ сущности психолого-педагогического сопровождения тревожных детей, предполагающий анализфакторов и ситуаций, способствующих повышению уровня тревожности детей; включать цель (создание оптимальных условий для снижения тревожности детей дошкольного возраста); субъектов психолого-педагогического сопровождения (педагогов, психолога, родителей и детей); структурные составляющие психолого-педагогического сопровождения по нормализации общения дошкольников (выявление причин тревожности детей, диагностика уровня тревожности у дошкольников; организация и проведение коррекционно-развивающих занятий; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, воспитателей, родителей); технологии (игровые занятия М.А. Панфиловой; психогимнастика Е.А. Алябьевой; игротерапевтические упражнения Л.М. Костиной; программы К. Бендера, Л. Дункеля «Волшебный круг»; игротерапия, релаксационные упражнения); результат – снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста.

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности у старших дошкольников разработана на основе программы К. Бендера, Л. Дункеля «Волшебный круг» направлена на снижение и профилактику тревожности у дошкольников 5 – 7 лет.

Программа предполагает развитие личностной и социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста: раскрытие умения понимать себя, свои чувства и переживания; развитие умений слушать, понимать чувства и мнения окружающих; содействие формированию позитивных ценностей и толерантных установок; укрепление самооценки и уверенности в собственных силах.


Глава 2. Экспериментальное исследование организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности в дошкольном учреждении

Сентябрь

•   Однажды у меня была хорошая мысль.

•   Однажды у меня была плохая мысль.

•   Что мне нравится в детском саду, а что совсем не нравится.

•   Что мне нравится в каком-то определенном человеке, а что совсем не нравится.

•   Что мне нравится в моем домашнем животном или любом другом животном, а что совсем не нравится.

•   Что мне нравится в самом себе, а что совсем не нравится.

•   Я могу сказать что-то об одном месте, которое вызывает у меня какое-то хорошее чувство.

•   Я могу сказать что-то приятное о том, что мне нравится на вкус.

Октябрь

•   Со мной случилось что-то, что было для меня хорошо.

•   Со мной случилось что-то, что было для меня плохо.

•   Случилось что-то такое, что было для меня и хорошо и плохо.

•   Случилось что-то такое, что было хорошо для меня, но плохо для кого-то другого.

•   Случилось что-то такое, что было хорошо для кого-то другого, но плохо для меня.

•   Что такое слова?

•   Для чего нужны слова?

•   У тебя есть любимые слова?

Ноябрь

•   Я считаю что-то.

•   Я прибавляю что-то к чему-то/складываю что-то.

•   Я считаю что-то.

•   Я складываю что-то.

•   Я считаю что-то и прибавляю к этому что-то.

•   Как мне удается контролировать самого себя.

•   Я оберегаю себя от повреждений тем, что я делаю что-то.

•   Я оберегаю себя от повреждений тем, что я не делаю чего-то.

Декабрь

•   Что я могу надеть самостоятельно, или что я не могу надеть самостоятельно.

•   Бытовые приборы, которые я могу использовать самостоятельно.

•   Некоторые вещи, которые я могу сделать в школе самостоятельно.

•   Что-то, что я хочу сделать самостоятельно, но не знаю как.

•   Что-то, чем я горжусь, потому что я могу сделать это самостоятельно. 

•   Я смог/ла получить то, что мне было нужно/в чем я нуждался.

•   Я не смог/ла получить то, что мне было нужно.

•   Я смог/ла получить то, что я хотел/а.

Январь

•   Я не знал/а, что попаду в неприятности.

•   Я знал/а, что у меня были бы неприятности, если я это сделал/а бы.

•   Нет возможности избежать этих неприятностей.

•   Кто-то сделал/а так, что у меня появились неприятности.

•   Самые ужасные неприятности, которые у меня когда-либо были.

•   Я сделал/а что-то, что понравилось кому-то.

•   Кто-то сделал что-то, что понравилось мне.

•   Мы сделали что-то друг для друга.

Февраль

•   То, чего стоит бояться.

•   Чего я боюсь.

•   Желание, которое легко исполняется.

•   То, чего стоит бояться.

•   Если бы у меня было три желания.

•   История,о которой я думаю, что это правда.

•   Я знаю, что такое плохое поведение.

•   Я знаю, что такое хорошее поведение.

Март

•   Что было бы,если бы не было слов?

•   У тебя есть любимые слова?

•   Я оберегаю себя от повреждений тем, что я не делаю что –то.

•   Бытовые приборы,которые я могу использовать самостоятельно.

•   Я умею вырезать что – либо.

•   Я могу использовать степлер.

•   Я умею завязывать узел и снова его развязывать.

Апрель

•   Я могу делиться с другими овощами.

•   Я могу тебя поприветствовать.

•   Я могу сделать что –то для тебя

•   Я могу сказать что-то приятное о том, что мне нравится на вкус.

•   Сказать что-то о каком-либо желании.

•   Что-то, что является правдой.

•   Возможные и невозможные вещи.

Май

•   Я смог получить то, что хотел.

•   Мы сделали что-то друг для друга.

•   Я могу пройти по прямой линии.

•   Я могу показать,что я делаю, когда я иду к кому-то домой.

•   Я сделал нечто такое, что оставило во мне чувство, что я хороший человек. 

•   Как я получил то, что хотел.

•   Однажды у меня было хорошее чувство.

•   Я знаю, что такое хорошее поведение.

Поскольку за основу по проблеме снижения высокой тревожности взяла программу «Волшебный круг», то основополагающим фактором при проведении всех занятий в нашей работе стал круг. Проведение образовательной деятельности начинается с особого ритуала, проходящего в кругу. Круг представляет собой коврик из цветной материи. Ритуал начала образовательной деятельности сопровождается музыкой. Дети, сидя в кругу, высказывают свои мысли на тему, которую предлагает им педагог - ведущий. Игра направлена на то, чтобы каждый ребенок научился слушать других и выражать собственные мысли и чувства. После проведения игры отмечаются приобретение детьми важнейших навыков - умение поставить себя на место другого человека, работать в команде, выражать свои мысли и чувства, не испытывать страха перед самостоятельным высказыванием, понимать и принимать другого.

Разработанный комплекс игровых занятий включал в себя три блока:

Первый блок - (развлекательные занятия), включал в себя объединение детей. Предлагаемые приемы обеспечивали создание доброй, безопасной ситуации, где дети чувствуют взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (конспекты занятий – см. Приложение 5).

Второй блок (коррекционно-направленные игровые занятия) осуществляли основную коррекционную работу с детьми: обучение их саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения (Приложение 5). Использовались различные игровые приемы (с принятием ролей, правил и др.), приемы недирективной игровой терапии.

Третий блок (развлекательные, обучающие, контрольные занятия (Приложение 5) включал закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей.

Также в группе нами были созданы условия для снижения высокого уровня тревожности детей - уголок психологической разгрузки, театр эмоций, уголок настроения, дидактические материалы, мешочек желаний и т.д.

Нами был осуществлен и обоснован выбор игровой терапии как наиболее эффективного метода коррекции уровня тревожности у детей. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется работами отечественных исследователей, таких как Л.С. Выготский, В.И. Гарбузов, Ю.Ф. Гребченко, А.И. Захаров, Д.Б. Эльконин, В.В.Лебединский, А.С. Спиваковская, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками в качестве метода коррекции необходимо выбирать такое направление работы, в основе которого лежит игра.

Цели недирективной игротерапии в общем смысле согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Так как данный вид игровой терапии сосредоточивается на личности ре


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.