Освоение пьес классического репертуара — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Освоение пьес классического репертуара

2021-12-07 37
Освоение пьес классического репертуара 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучаются 1 – 2 классических произведения с показа, частично по нотам и полностью по нотам.

Если учащийся стремительно осваивает нотную грамоту, можно включить в программу и большее количество пьес классического репертуара для разбора, ознакомления или рабочего технического исполнения. Можно добиваться художественного исполнения фрагментов отдельных пьес.

Однако во 2 «А» классе основой для развития пианистических навыков должны являться Ручные пьесы, позволяющие интенсивно развивать технику и освобождающие время для развития навыков чтения нот по нотным азбукам. Следует помнить, что увеличение количества пьес классического репертуара на данном этапе может существенно замедлить технический рост учащихся и скорость освоения нотной грамоты. Однако наиболее правильная стратегия в отношении разучивания музыкальных произведений по нотам во 2 «А» классе должна быть выбрана в соответствии с индивидуальными способностями и целями каждого конкретного учащегося. 

Со второго класса в программу учащегося следует вводить исполнение фрагментов произведений. (Подробнее см. в разделе «обновление принципов организации контрольных точек»).

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КАНТИЛЕНА

Одним из классических произведений, изучаемых во 2 «А» классе, должна быть пьеса кантиленного плана. Уровень сложности должен соответствовать 4 – 5 классу традиционной программы музыкальных школ. Произведение может быть разучено частично по нотам, частично с показа. Или полностью с показа, если ученик испытывает определенные проблемы с изучением нот. Либо произведение может быть разучено полностью по нотам, если учащийся к этому времени свободно владеет чтением нот и может качественно разобрать пьесу не более, чем за 2 месяца без ущерба для прочих аспектов обучения (развитие техники, навыка чтения ритма, чтения нот). Разучивая с учеником кантилену и работая над её исполнением, следует уделить пристальное внимание анализу элементов фактуры, их динамической, штриховой и микроштриховой дифференциации. Особое значение стоит придать освоению понятий о развёртывании мелодии, её зарождении, стремлении к вершине, тональных переокрасках, разнице в поступенном движении и напряжении скачка, правилу длинной ноты и прочим составляющим выразительного исполнения мелодии. Совершенно необходимо на этом этапе заложить основу красивого, выразительного звука, небанального звукоизвлечения.

Список примерных пьес для прохождения данного этапа:

А. Стоянов «Снежинки» из сборника «Детские пьесы для фортепиано»

Г. Пахульский «В мечтах» соч. 23

А. Эшпай «Перепёлочка»

Б. Дварионас «Вальс»

В. Зиринг «Сказание»

П. Чайковский «Сладкая грёза»

Д. Кабалевский «Новелла» соч. 27

Г. Пахульский «Прелюд» до-минор

А. Гречанинов «Осенняя песенка» соч. 3

Вас. Калинников «Грустная песенка»

и др.

ОСВОЕНИЕ РУЧНЫХ ПЬЕС

Ручные пьесы должны иметь преобладающую долю в репертуаре 2 «А» класса. Смысл игры ручных пьес на данном этапе заключается в интенсивном развитии техники и освобождения времени для глубокого изучения нотной грамоты по азбукам чтения нот. Совершенствование техники во 2 классе «А» имеет приоритетные направления, касающиеся:

а) триады ААГ (аккорды – арпеджио – гаммы)

б) игры виртуозных пьес

в) игры параллельных секст октавной аппликатурой.

В связи с этим, работа над ручными пьесами во 2 классе «А» включают в себя несколько обязательных пунктов:

1) 1 – 2 пьесы на аккордовую технику из списка обязательных пьес 16 уровня.

2) 3-4 пьесы на гаммообразные пассажи, включающие последовательное сочетание пальцев 1-2-3-4-5 и 5-4-3-2-1 из предложенных пьес 13 уровня.

3) Виртуозная ручная пьеса из предложенного списка 18 уровня.

4) Обязательная пьеса НОВОГОДНЕЕ НАСТРОЕНИЕ

5) Пьеса на параллельное движение секстами 1 – 5 пальцами их предложенных пьес 17 уровня.

6) 2– 4 ручных этюда или мини-этюда на другие виды техники по выбору преподавателя.

Со второго класса учащиеся начинают играть 11 положений от ноты «до». Причём, начинается их изучение не с трезвучий, а с септаккорда и его обращений, начиная с одного положения, постепенно добавляя по 1 – 3 новых. В игре 11 положений упор ставится на качественном звукоизвлечении, ровности звука и правильности движений.

Гаммы изучаются в свободном режиме, определяемом преподавателем и в соответствии с индивидуальным планом учащегося, но не менее 4 гамм в год. При игре гамм приоритеты следует отдавать не количеству гамм и развёрнутости их исполнения, а технической проработке, качеству звучания, оптимальной приспособленности и свободе пианистического аппарата. Недопустимо применять общие правила при игре гамм разными учащимися, так как это делает процесс изучения гамм формальным. Приветствуется творческий подход в выборе форм и средств работы над гаммами. Общепринятые нормы в работе над гаммами не должны довлеть над учителем и учащимся. Напротив, рекомендуется сделать процесс изучения гамм максимально приспособленным к потребностям каждого учащегося. Например, можно практиковать игру гамм одной рукой в одном направлении, добиваясь качественного звучания и быстрого темпа. В другом направлении прорабатывать гаммы отдельно. Или, например, выучить сначала все трезвучия с обращениями по белым клавишам, затем с чёрной в середине типа до-минор, фа – минор, соль - минор, позже - типа РЕ – МАЖОР, МИ – МАЖОР, ЛЯ – МАЖОР и т.д. Необходимо играть гаммы в течение всего года, трактуя подобные занятия не как подготовку к техническому зачёту, а как тренировочные упражнения. Зачет по гаммам сдается в свободной форме в начале 3 класса. Учитель и ученик просто демонстрируют – какая работа в отношении гамм проводится – и каковы её результаты.

 

ТРЕБОВАНИЯ ПО УРОВНЯМ ОСВОЕНИЯ РУЧНЫХ ПЬЕС во 2 «А» классе

1 ПОЛУГОДИЕ


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.