Глава 3. Формирование и воспитание исполнительских навыков. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 3. Формирование и воспитание исполнительских навыков.

2021-12-07 22
Глава 3. Формирование и воспитание исполнительских навыков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

§ 1. Обязательные положения.

1. Общие сведения о вариантах освоения практических навыков игры на инструменте.

 

Стратегия освоения практических навыков игры на фортепиано в настоящей рабочей программе представлена в трёх вариантах, отличающихся скоростью обучения и некоторыми составляющими учебного материала.

Вариант «А» настоящей программы предназначен для обучения особо одарённых детей, мотивированных на получение профессии музыканта.

Вариант «Б» является базовым и может быть освоен учащимися с хорошими музыкальными данными, имеющими благоприятные условия обучения, дисциплину, мотивацию.

Вариант «В» является наиболее простым для освоения. Нередко неспособность учащихся освоить полный объём требуемых знаний приводит к неконтролируемым пробелам, снижающим уровень обучения сразу по всем параметрам, в том числе – ключевым. Целенаправленное упрощение программы варианта «В» предоставляет возможность детям осваивать важный материал полноценно, второстепенные же аспекты специализированных знаний и навыков могут быть сокращены или даже в отдельных случаях не изучаться совсем.

 

В процессе обучения вариант освоения материала может изменяться, как в связи с объективными причинами (изменение графика учёбы, занятости учащегося, семейных обстоятельств и по причинам здоровья), так и из-за субъективных факторов (понижение или повышение мотивации, взросление учащегося и т. д.).

Невозможно до начала занятий определить способность ребёнка заниматься по какому-либо варианту. Выбор варианта должен выявляться в процессе занятий.

 

Все три варианта базируются на методике «РУЧНЫЕ ПЬЕСЫ». Годовые требования по каждому классу имеют подразделы:

1) цели

2) задачи

3) освоение пьес классического репертуара

4) освоение ручных пьес

 

Наиболее детально описаны те аспекты работы, в которых задействованы материалы методики «РУЧНЫЕ ПЬЕСЫ», так как они содержат формы учебной деятельности, ранее не применявшиеся или используемые другим способом, а поэтому, требующие пояснений. Изучение непосредственно «Ручных пьес» рассматривается подробно и пошагово.

Порядок изучения ручных пьес

 

Для удобства ориентации в методике и обозначения шагов прохождения «Ручных пьес», процесс разделён на этапы, а этапы - на уровни. Каждому уровню соответствуют определенные технологические задачи. Характеристики этапов и уровней приводятся в таблице «4 ЭТАПА И 20 УРОВНЕЙ ИЗУЧЕНИЯ РУЧНЫХ ПЬЕС». В соответствующем столбце таблицы указаны пьесы, рекомендуемые для выполнения конкретных задач данного уровня. Прохождение этапов и уровней программы должно вестись последовательно, уровень за уровнем. Однако необходимо учесть, что с переходом на следующий уровень, следует продолжать работу над задачами предыдущих уровней, если это необходимо. Например, какая-то важная для обучения пьеса 12 уровня содержится в программе ученика на протяжении 3 месяцев. Это не означает того, что всё это время ученик остается на 12 уровне. По мере готовности учащийся должен приступать к освоению 13, 14 и т. д уровней, продолжая оттачивать предыдущие задачи и так далее.

Данная таблица касается изучения только ручных пьес. Стратегия изучения классических произведений будет рассмотрена в программе ниже.

ЭТАПА И 20 УРОВНЕЙ ИЗУЧЕНИЯ РУЧНЫХ ПЬЕС

ЭТАПЫ

Исполнительские уровни

ТРЕБОВАНИЯ ПО УРОВНЯМ

Примерные пьесы

ЭТАП

ИГРА ОДНИМ И ДВУМЯ ПАЛЬЦАМИ

(Поэтапный зачёт: Волнение или Дождевые облака)

1   у р о в е н ь

Игра одним пальцем (третьим) без фонограммы.

Учащихся, которые с первых уроков без затруднений играют с фонограммами, сразу переходят на 2 уровень.

Знание всех белых клавиш.

Напротив названий пьес в столбце справа указаны опорные ноты, изучаемые и закрепляемые в пьесах.

На первом уровне важно научиться играть одним пальцем простые одноголосные песенки и пьески. В процессе их изучения производится работа над постановкой руки и знакомство со всеми белыми клавишами фортепианной клавиатуры.

Этот уровень в методике «РУЧНЫЕ ПЬЕСЫ» ничем не отличается традиционного донотного периода за исключением того, что учащемуся следует с первого урока предложить играть с фонограммой. У некоторых детей это получается сразу, в то время как другим для того, чтобы научиться играть с фонограммой, требуется время. Наличие или отсутствие данного исходного умения определяет дальнейшую стратегию преподавателя в работе с каждым конкретным учеником. Подробнее об этом см. в разделе «Фонограммы».

Учащиеся по всем вариантам, как правило, довольно быстро и легко осваивают 1 уровень. Сложности, которые могут возникнуть здесь, чаще всего касаются моторной части процесса. В случае, если двигательные данные ребёнка в отношении игры на фортепиано очень слабы, учащийся может испытывать проблемы уже с постановкой третьего пальца. В таком случае преподаватель выбирает стратегию дальнейших действий самостоятельно в соответствии со своей методикой решения данной проблемы и с индивидуальными качествами учащегося. Говоря обобщённо, в данной ситуации может быть использовано две глобальных стратегии. Первая из них - это максимальное совершенствование постановки третьего пальца без подключения других пальцев до тех пор, пока третий палец не будет справляться с задачей на уровне, удовлетворяющем строгие требования. Вторая же допускает несовершенное исполнение задач третьим пальцем к моменту включения в процесс постановки других пальцев, при этом постепенно постановка третьего и других пальцев совершенствуется, и к определенному моменту все пальцы начинают справляться со своими задачами. В зависимости от избранной стратегии, преподаватель должен подстроить прохождение уровней к своей методике.

Настоящая программа предоставляет особое положение воспитанию ритма, которое начинается с первого урока при помощи книги «Его Величество Ритм». Самые маленькие начинают занятия с ритмических карточек, а к книге приступают по мере готовности. Подробнее об этом смотрим в разделе «Ритм».

МАЛЕНЬКИЙ КОТЁНОК (до) ПРОГУЛКА (до) МЫШИ (ре, ми) КОФЕ С БИСКВИТОМ (си) ХОДИТ МЕСЯЦ (ми) СНЕГ ИДЁТ (ля) СОВА (соль, ми) БАБОЧКА (ми) ЗАВТРАК КОРОЛЕВЫ(до, фа, соль) ДОЖДИК (до, ля) ВОСПОМИНАНИЕ О КОНЦЕРТЕ (до-фа-соль, ре-ля-ми) ХОРАЛ (до, ре, соль) ТАНЕЦ (до-фа-соль, ре-ля-ми) МУЗЫКА ИЗ КИНОФИЛЬМА ДВЕ МЫШКИ – ДВЕ ПОДРУЖКИ   2   у р о в е н ь

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.