Вести себя родителям с первенцем при появлении в семье второго ребенка — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вести себя родителям с первенцем при появлении в семье второго ребенка

2021-12-07 18
Вести себя родителям с первенцем при появлении в семье второго ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Забыв на время обо всем на свете, буквально «терять голову» от радости при появлении в семье новорожденного. Все резко изменять в семье в угоду «новому ребенку».


Все время восторгаться им и восхищаться на глазах у пер­ венца.

Противопоставлять детей друг другу и сравнивать их день и ночь между собой лишь в пользу младшего в семье.

Как можно ярче разжигать искрящуюся ревность первенца по отношению к сестричке или братику, л*

Бесцеремонно сеять конкуренцию между детьми.

Пытаться сделать старшего ребенка своеобразной «Золуш­ кой» для младшего.

Не уделять ему совсем внимания из - за ухода за новорожден­ ным.

Способствовать рождению у первенца чувства заброшенно­сти и ненужности в семье.

Не допускать ребенка к помощи в уходе за новорожденным или впадать в другую крайность и возлагать на первенца всю тя­ жесть бремени родительских забот..

После рождения младенца отправить старшего ребенка на временное жительство к ближайшим родственникам или знако­ мым.

Все изменения, необходимые для жизни старшего ребенка, производить тогда, когда в семье появится новорожденный.

Наказывать за странные чудачества («возвращение» во мла­ денчество), не признавая их за разновидность форм протеста малыша.

Отказываться играть с ним.

Не подготавливать ребенка к появлению в семье новорожден­ ного, а просто лишь поставить перед фактом, что он теперь у мамы с папой не один.

Менять тип воспитания ребенка.

Ситуация для родителей

Трехлетний Гриша одиноко плакал в детской, узнав, что мама с папой завели себе еще какого - то ребенка. Он ждал с минуты

на минуту возвращения родителей, которые поехали

за незнакомцем, и чувствовал уже себя совсем, не нужным им.

Раздался шум и грохот в коридоре. Дверь отворилась.

Папа внес в квартиру сложенное одеяльце,

а мама множество цветов.Ребенка нету,облегченно вздохнул Гриша

и бросился к родителям. Увидев его, мама с папой ласково заулыбались и подвели


 

238

Плохие привычки хороших детей.

к уже разложенному на диване одеяльцу. На одеяльце лежал

маленький пакетик, а из пакетика смотрели детские глаза.

Знакомься, Гриша,это твоя младшая сестричка.

Она еще такая маленькая и беспомощная, что ей никак

не обоцтись без нас и без тебя. Мы будем всей семьей

ухаживать за нею, чтобы она быстрее подросла и стала такой

умной, доброй, как и ты. Теперь тебе уже не будет скучно, ты будешь не один. Сестричка станет твоим лучшим другом. Ты ведь уже давно просил нас найти тебе друга. Мы выполнили I твою просьбутвой друг перед тобой. Тебе невероятно

повезло!

Гришутка моментально вытер слезы и вместе с мамой стал

рассматривать пакетик. Сестричка тут же улыбнулась Грише.

Во всяком случае, ему так показалось.

1. Правильно ли поступили родители мальчика
в данной ситуации?

2. Как бы поступили бы?

Сколько можно играть?

«Я буду продаватвлем звезд, а ты бу­ дешь менять их на лампы...»

(Алиса Г., 4 года)

Ваш ребенок не нервный, у него все в порядке: нет ни страхов, ни вредных привычек. Он не первый у Вас и уже не единственный. Он — как паинька, как образец. Но опять беспокоится мама, и опять опасения кажутся ей не напрас­ными. Как геологи в недрах земли открывают все время какие-то новые месторождения, так и мамы и папы в ре­бенке своем каждый день открывают массу тайн и загадок.

— Мой Алешенька целыми днями играет, — не то жалу­ется, не то просто рассказывает мне пришедшая на кон­сультацию миловидная мама, с трудом втягивающая за руку не желающего входить в кабинет и упрямо сопротив­ляющегося этому розовощекого малыша.

Пока я предлагаю женщине сесть и выбираю игрушку,.; чтобы успокоить ребенка, малыш неожиданно замечает стоящую в уголке палку-указку и, забыв про свое недо*-вольство, стремительно бросается к ней. Еще мгновение, и он уже лихо скачет на палке как всадник на скакуне. '


 


 

239

Его Величество Ребенок!..

- Перестань, - возмущается мама. - Ты же знаешь, как
надо вести себя здесь. Вспомни, что я тебе говорила за
дверью.

Но Алеша не помнит, он просто не слышит ее. Его ло­шадь устала. Ему надо воды напоить скакуна. И он ловит в ладошки, капельки влаги из неплотно закрытого крана умывальника в кабинете.

- Что мне делать с ним, доктор? - В глазах мамы тре­
вога. - Он весь день фантазирует, что-то придумывает,
хотя знает, что в жизни все это не так. Сколько раз я твер­
дила, что лошадь - не палка. У него три пластмассовых ло­
шади дома. Но ему нужны палки. Меня это давно беспоко­
ит. Я прошу Вас, проверьте, здоров ли Алеша.

- Он не просто здоров, идеально здоров. Его жизнь -
игра, а игра - это жизнь. Но в отличие от нас, взрослых,
Ваш Алеша, как и все дети, видит мир изумленными глаза­
ми. Понимаете, изум-ленны-ми... Для него даже сказка -
реальность, а реальность — обычная сказка. Воображение
его фантастично.

Всем родителям надо помнить и знать, что в Алешином возрасте воображение у малышей тесно связано с вос­приятием ими различных предметов, с которыми можно играть. Вот Алеша и скачет верхом на указке, воображая себя лихим всадником на скакуне. Ну, а если бы не было палки-указки или другого предмета, пригодного для ска­кания? В этом случае он бы не смог вообразить уже лоша­ди, точно так, как не смог бы превратить даже мысленно палку в коня, если бы не хотел играть с ней.

Чтобы глубже проникнуть в душу ребенка, надо пом­нить и знать, что во время игры для детей трех- и четы­рехлетнего возраста главное - это сходство предмета, который обычно зовут заместителем, с тем предметом, который, как правило, он замещает. Оттого превращает­ся кресло в каюту, стул - в машину, кушетка - в авто­бус...

Ваш Алеша чуть-чуть повзрослеет, и тогда он, играя, су­меет уже обойтись без предметов, зовущихся заместите­лями. Воображение малыша сможет уже опираться на лю­бые предметы, которые часто не будут похожи совсем на замещаемые.


Плохие привычки хороших детей.


240


Его Величество Ребенок!..


241


 


Ваш Алеша еще повзрослеет, и настанет момент, когда он позабудет вообще о предметах, которые что-то ему за­мещали. Ваш ребенок сумеет уже вообразить сам события, сцены, сюжеты. Вы поймете, что творчество - плод вооб­ражения малыша. А истоки его в бесконечных вопросах: «Что это?», «Зачем?», «Почему?» Всем родителям надо знать, что нередко их дети, задавая вопросы, тут же сами пытаются и дать ответ. Оттого Ваш ребенок и ломает иг­рушку, которую только ему принесли. Не сердитесь, пожа­луйста,, на малыша. Он ее не ломает, он просто проводит «эксперимент», в этот миг ощущая себя лишь исследовате­лем. Ему надо узнать, что таится внутри этой новой машин­ки, собачки, медведицы. Ему надо понять, почему, какжи- :| вые, игрушки в движении.

Словом, дар воображения у ребенка бесценен. Его можно назвать светлым даром, который в дальнейшем пе­рейдет вдруг в способности или ученого, или конструкто­ра, или поэта... Все, что будет доступно ребенку лишь зав-, тра, играя, он может добиться сегодня и даже сейчас.

Нет, он не тратит время зря, впустую. Он совершенству­ет его и заполняет содержанием. В игре он созидает свой особый мир «седьмого неба», где нет упреков и запретов, назойливых, как мухи, нареканий. Где нет других авторите­тов, кроме его. Где он - все сразу: и творец и разрушитель. Где только «можно», а «нельзя» зависит от его желаний. Где «можно» — как сияющие грани волшебного алмаза. За-' хочет и осуществит все то, что только взбредет в голову. Захочет, может стать таким, каким мечтает. Захочет, мо-1 жет... И он все хочет, и всё сбывается. Иллюзии становятся реальностью. Реальность превращается в иллюзии.

И с высоты «седьмого неба», испытывая наслаждение, играя, он способен даже «остановить» мгновение. Да, да, действительно «остановить»... Вы не ошиблись. Остано­вить, и если надо, повторить его хоть сотню раз, хоть мил­лион, пока не надоест. Особенно когда такое повторение — воспоминание счастливых минут жизни. Как искры высе­каются из кремня, так и ребенок высекает из игры минуты радости, восторга, вдохновения.

Запомните, игра —одно из самых важных и необходи­мых средств для общего развития ребенка. Недаром взро-


слые обычно называют ее девятым валом детского разви­тия. Игра — не просто времяпрепровождение, а умствен­ная, созидательная деятельность для малыша. Игра - это фантазия и волшебство. И если Вы хотите, чтобы Ваш ре­бенок не отставал в психическом развитии, не тормозите игровую деятельность его.

Игра — модель реальной жизни. И, моделируя, ребенок ощущает себя взрослым, по крайней мере, может играть роль взрослого. А Вы навряд ли даже представляете, как это важно для него.

В свои 3 года Ваш малыш умеет различать игру и не игру. Его уже не могут удовлетворять простые действие с предметами. Он должен быть участником событий реаль­ной жизни, проходящей рядом в его доме, на улице, там, за окном, в других местах, где он бывает. Теперь уже ма­лыш не хочет играть в одиночку. Ему необходимы свер­стники, хотя вначале, даже находясь в компании, обычно дети предпочитают играть рядом, но каждый сам с собою.

Однако ближе к возрасту трех лет малыш, осваивая ро­левое поведение в игре, невольно понимает, что игра дол­жна стать коллективной. И он, помимо сверстников, пыта­ется и Вас втянуть в игру. Пожалуйста, подыгрывайте Вашему ребенку. Найдите время для игры с ним. Не удив­ляйтесь, если он, играя, внезапно стал шофером или док­тором и прямо на глазах вдруг перевоплотился в Барма­лея. Вот он - известный фигурист, вот - капитан команды футболистов. Чтобы лучше играть роль, необходим сцена­рий для сюжета. И он придумывает его, создает из ничего. СюЖет готов, и Ваш ребенок, сам того не сознавая, присту­пает к своей главной роли - роли режиссера. Теперь ему уже подвластно все: захочет — вдохнет жизнь в любой предмет, захочет... и старик Хоттабыч перед ним - никто. Чем ярче выдуманный малышом сюжет, тем больше ролей в нем. И очень часто может совмещаться в одном лице ре­альное и нереальное: Кощей становится водителем авто­буса, а Золушка - заведующей детским садом, у Буратино нос, как у соседа дяди Вани, а Мальчик-с-пальчик продает мороженое.

Нередко дети в возрасте трех-четырех лет придумыва­ют для игры не существующего в жизни воображаемого


 


Плохие привычки хороших детей.


242


Его Величество Ребенок!..


243


 


партнера и могут играть с ним годами. Чем больше одинок ребенок, тем дольше длятся эти игры. Ведь для развития ребенка в этом возрасте необходимое условие - общение. А детское общение - игра. С пяти лет дети ходят в гости с одной целью: поиграть. И ролевая игра начинает совме­щаться с новой игрой - игрой-фантазированием, а вооб­ражаемый мир у дошкольника уже становится не только лишь предметным, но и оформленным словесно. Ребенок может говорить часами о том, что было, хоть этого и не было в помине. Он, как Мюнхгаузен, - герой невероятных происшествий. И происшествий масса... Родители в трево­ге. Что с их ребенком? Почему он неожиданно вдруг стал лгунишкою, обманщиком, вруном?

Не паникуйте. Ваш ребенок - не лгунишка, не обман­щик и не врун. Его рассказ-повествование - игра. Он про­сто фантазирует и верит в свои фантазии, настолько входя в придуманный им образ, как будто это в самом деле про­изошло недавно с ним.

Теперь ему уже нужны не просто новые игрушки, а те игрушки, которые необходимы именно для данной и ника­кой другой игры.

Малыш взрослеет, постепенно уделяя игре все меньше и меньше времени. И перед школой игра невольно отсту­пает на второй план.

Советы родителям

Представьте себе, что разгар игры - это машина без 'тормоза. И ее просто невозмржно остановить. Поэтому резким окриком не пытайтесь прервать игру, а лучше най­дите способ, чтобы ее продолжить немного позже. И Ваше обещание малышу о ее продолжении неожиданно сделает чудо: у машины появятся тормоза и довольно... надежные.

Помните, что посредством игры ребенок выражает свое «я». И если Вы грубо прервали игру, то «убили» и волшеб­ство, и вдохновение. Гораздо проще использовать игру в насущных целях, подыграв ребенку и направив детские игры в необходимое Вам русло.

Никогда не забывайте, что игра - очень нужная сту­пенька для развития ребенка и фантазия в ней - предтеча


творчества. Если дети играют друг с другом, а Вы - только лишь наблюдатель, не вносите свои коррективы в игру. Не довлейте советами. Помните, что фантазия творчества -певчая птица. И чтоб пела она - нужна ей свобода, а не клетка, которую Ваши советы ей невольно возводят.

При игре сразу с несколькими детьми не превращайте игру в «яблоко раздора» и не пытайтесь сделать старшего ребенка Золушкой для младшего. Отыщите золотую сере­дину. Ориентируясь в игре на младшего, ни в коем случае не тормозите развитие старшего,

Не волнуйтесь, когда Ваш малыш изо дня в день, без устали, как робот, играет в одну и ту же игру и исполняет все время знакомую роль. Это не признак задержки разви­тия. Это нормально. Причина в другом. Он еще просто плохой сценарист и режиссер. Он не имеет опыта жизни, а пусковой механизм воображения у него только в зачатке.. И чуть-чуть позже на Ваших глазах этот зачаток даст бур­ный росток.

Или другая причина...                                    .'

Образ роли ребенка настолько пронзил его полно­стью, так оказался эмоциональным для него, что он не хочет и не желает даже на время расстаться с ним. Ваша задача - понять, почему? В чем притяжение роли? Из-за каких свойств эта роль...стала магнитом для малыша? В чем ее свойства гипноза? Может быть, в этой роли раз­гадка - что беспокоит ребенка, что ему надо, чего не хва­тает. Может быть, этой ролью малыш Ваш подает услов­ные знаки. И сам того не сознавая, в игре вывернул душу свою наизнанку.

Вы попытайтесь понять этот «эзопов» язык и разга­дать - где же, в чем ахиллесовы пяты ребенка. И лишь по­няв и разгадав, подберите ключик к душе малыша.

Если ребенок стал старше, а игры его трафаретны, ро­дителям необходимо пронаблюдать за игрой. Лишь на­блюдая, Вы убедитесь, что Ваш ребенок, как мастер, играя, каждый раз занят шлифовкой сюжета.

Нет повода для беспокойства, если малыш Ваш, играя, придумывает для себя не существующего рядом партнера. Воображаемый ребенком партнер по игре, каким бы нере­альным он Вам ни казался, - кусочек фантазии малыша,


Плохие привычки хороших детей.


244


Его Величество Ребенок!..


245


 


его будничное волшебство, на которое так щедра магия детства. И если партнер ему симпатичен, он будет с ним рядом на протяжении нескольких лет. И эта реальная не­реальность - отдушина для ребенка, глоток ключевой во­ды, порыв свежего ветра. А может быть, даже второе «я». И в нем сфокусировано все то, чего не хватает ребенку в нем самом.

Пожалуйста, не вспугните трепещущую мечту и не ли­шайте играющего малыша и в самом деле его верного друга.

Если Ваш ребенок не освоил правила игры, помогите ему. Не умеющий играть дошкольник - обуза для обще­ства сверстников, отвергающих его. А это - травма для ре­бенка.

Помните, что, если Ваш малыш не желает ходить в ясли, в садик и его не выгонишь на улицу, Вам необходимо присмотреться, как играет он среди ровесников. По тому, как Ваш малыш играет, можно прогнозировать отношение других детей к нему. В детском возрасте игра - критерий отношения детей друг к другу. Научив ребенка своего играть, Вы сумеете создать ему эмоциональное благопо­лучие и он перестанет ощущать эмоциональный диском­форт. Словом, в игре тоже должен быть особый профес­сионализм.

Если Ваш ребенок не играет с группой сверстников в связи с тем, что он «кумир семьи», считая, что другие дети не умеют так же хорошо играть, как он, что Вы каждый день пытаетесь внушить ему, искусственно завысив его самооценку. Вы невольно сзми перегнули палку, и един­ственно, чем Вы сумеете помочь ребенку, - это возвратить его в круг сверстников.

Запомните, Ваши запреты играть сравнимы с мечом па­лача. Вы ими лишаете детство детства. И если малыш Ваш «не доиграл», он будет «доигрывать» и в старшем возра­сте, а иногда целую жизнь, но очень редко сумеет стать равным среди равных. Этому будет мешать масса ком­плексов. Ну, например, неуживчивость в обществе или от­сутствие коммуникабельности, скудность фантазии. А по­родили все комплексы Вы. Вы, и никто иной, сами закрыли шлагбаум на тропке ребенка, ведущей его к полноценной,


насыщенной жизни. Чтобы такого действительно не было, надо родителям не запрещать, а, наоборот, помогать стать малышу ребенком иг-раю-щим!

Помните, что как есть возраст любви, так есть и возраст игры. Ив этом возрасте Вам важно знать не только цвет глаз, остроту зрения, остроту слуха, рост, массу тела ре­бенка, но и как он играет с детьми.

И если Вам почему-то вдруг кажется, что он играет не так, как все дети, если Вас что-то обеспокоило при наблю­дении за игрой, не упускайте, пожалуйста, время, а сроч­но, как при симптомах любого заболевания, обратитесь к врачу, потому что это и в самом деле нередко сигнали­зирует об отклонении в нервно-психическом развитии малыша.

* * *

И все - таки, действительно ли так игра важна ребенку,

действительно ли Ваш малыш нуждается так в ней?

Он не нуждается, он просто в ней живет и самовыражает себя

в ней. У всех народов, во все времена... Недаром даже и ООН провозгласила одним из прав ребенка

право на игру.

Игра нужна обычно малышу, как воздух или пища. Она естественная среда обитания ребенка, в которой малыш

себя ощущает как птица в небе или рыба в море.

Игра — среда общения ребенка не только с Вами или взрослыми

людьми, а главноес его ровесниками, сверстниками.

Благодаря игре малыш становится коммуникабельным,

и это облегчает его жизнь.

И наконец, игравторой язык ребенка,

которым он владеет лучше, чем словами, и игровыми

символами Вам передает свои желания, надежды или все то,

что его беспокоит, о чем он вслух не может говорить,

но что его все время угнетает. И... лишь в игре малыш

высвобождает эти чувства и даже «разряжается» от них.

И жизнь вновь приобретает краски. И солнце освещает хмурый

день. Малыш испытывает просветление и радость... и снова

детство улыбается ему.

Процесс игрыисточник радости ребенка.

Ну а от радостирукой подать до счастья.

Короче говоря, играя, Ваш ребенок живет той жизнью°,

для которой был рожден.


 


Плохие привычки хороших детей...


246


Его Величество Ребенок!..


247


 


     

Еще раз о том,

КАК НАДО


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.