До свидания , детский сад , до свидания — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

До свидания , детский сад , до свидания

2021-12-07 19
До свидания , детский сад , до свидания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«В яслях я уже был, в садике - тоже. Так куда же мне теперь идти?»

(Никита К., 6 лет)

От трех лет до шести ребенок Ваш, пожалуй, нам напо­минает ларчик, который открывается непросто. Загадка са­ма себе, для самого себя. Он познаваем нами и непознава­ем одновременно, как Вселенная, где нет конца и края, где только перспектива и далекий горизонт. В нем столько спрятано возможностей, что нам не перечесть. И, превра­щая их в реальность, малыш бежит вверх по ступенькам детства, заглядывая мимоходом туда, куда ему необходи­мо, и вновь, перегоняя сам себя, пытается продолжить свой маршрут и вдруг... вдруг... замирает возле двери, став на пороге, не решаясь приоткрыть ее. И он заглядыва­ет в щелку.


|


Плохие привычки хороших детей.


248


Его Величество Ребенок!..


249


 


Теперь уже все краски детства ему не ярки, потускнели, он в щелке увидал такое, что в искушении соблазна скорее перейти порог и вновь помчаться по ступенькам, по новым лестницам, куда-то еще повыше, где, возможно, он обре­сти сумеет мудрость и станет взрослым и всесильным, как мама с папой, например, случайно потеряв при этом в од-1 ном из лестничных пролетов все состояние свое, которое зовется детством.

Но это будет все потом. Ну, а пока он на пороге еще од­ной ступеньки детства и замер около двери, которую от­кроет завтра. И этим завтра станет школа. Ему исполнилось сегодня уже шесть лет, он не малыш.

Однако, чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться там.

А это будет лишь по силам ему, когда Вы рядом с ним, и он сумеет опереться на Вашеверное плечо. Да, Ваша по­мощь для него - необходимая потребность, благодаря ко­торой он скорее станет «школьнозрелым».

Вы не ошиблись, прочитав о школьной зрелости ребен­ка. Хотя ребенок Ваш не плод в понятном для Вас смысле слова, но он, как плод, должен «созреть», чтоб выдержать нагрузки школы, ее мир правил и инструкций, мир требо­ваний, постулатов, ее учебные программы, межличност­ные отношения между ребенком и детьми, учителями и ребенком и даже между ним и Вами.

Для этого ребенок Ваш должен созреть функциональ­но, чтобы осилить новый способ, вернее, новый стиль сво­ей жизни.

И в шесть лет — это уже- можно. В шесть лет системы организма созрели все почти настолько, что уже могут выдержать даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические.

Однако этот новый уровень развития ребенка имеет по­ка только предпосылки к учебной деятельности его, кото­рые необходимо Вам развить, чтобы быстрее превратить в реальность.

Какие это предпосылки?

Прежде всего, конечно, умственная, интеллектуальная готовность к школе совместно с мотивационной, эмоцио­нально-социальной, личностной готовностью и плюс —


физическая, главным показателем которой является обыч­но состояние здоровья малыша.

Давайте остановимся подробнее на интеллектуальной подготовленности Вашего ребенка к школе. Что кроется за этим термином, что это значит?

Конечно, прежде всего уровень развития различных умственных способностей ребенка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и зна­ний.

К шести годам малыш должен иметь хотя бы элемен­тарные познания об окружающей его действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Все­ленной.

Его мышление должно уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребенок должен научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выде­лять в них главное, второстепенное, существенное, улав­ливая многие закономерности и связи.

Малыш уже способен воспринять количества и множе­ства, он вычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. И хочет все познать.

И эта жажда знаний обычно затмевает собою его преж­нюю потребность в новых впечатлениях, которая не столь уже важна.

Ребенок хочет научиться познавать. И помогает ему в этом взрослый, а также и он сам, его активность, преобра­зующая деятельность, и экспериментирование - путь к творчеству людей. Закваска этого всего, бесспорно, лю­бознательность.

Конечно, жажда к знаниям, пожалуй, один из важных компонентов учебной деятельности ребенка. Однако, что­бы хорошо учиться в школе, одних лишь познавательных мотивов явно мало. Необходимо многое другое. Прежде всего, учиться, как учиться, а это значит - почти все уметь.

Малыш Ваш должен без какого-либо принуждения охотно выполнять задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взро­слых и подражая заданному образу.

Он должен уже интересоваться не только лишь конеч­ным результатом проделанной работы, но и путями ее вы-


Плохие привычки хороших детей.


250


Его Величество Ребенок!..


251


 


полнения, и способами действия. Он должен уже сам оце­нивать свою работу и контролировать себя.

Ему необходимо развивать способность к произволь- 1 ному запоминанию, используя различные приемы, бази­рующиеся на хорошей памяти — и кратковременной, и долговременной, и зрительной, и слуховой.

Ребенок должен обладать и образным мышлением, а также развитою речью с большим запасом слов.

Но главное, что должен делать Ваш ребенок, - владеть собой и подчинять свои желания необходимости. У малы­ша в шесть лет должна быть сила воли.

Обычная интеллектуальная готовность переплетается с другими признаками «зрелости», больше всего, конечно, с личностной готовностью, включающей в себя как со­циальный, так и, бесспорно, эмоциональный компонент. Чтобы успешно заниматься в школе, Ваш ребенок должен усвоить позицию ученика.

Однако Ваш малыш - еще дошкольник, и главное, чем \ он живет, — игра. Но как бы ни казалось это Вам пара­доксальным, благодаря игре его возможно подготовить

к школе.

Играя, он усваивает правила игры и думает, каким пу­тем достичь победы. А это как раз то, что ему нужно.

Помимо этого, играя вместе со своими сверстниками в сюжетно-ролевые игры, дошкольники невольно постига­ют все правила общественного поведения людей/ И это тоже подготовка к школе, в которой малышу придется на­лаживать контакты со своими одноклассниками и учителя­ми, одновременно приспосабливаясь к требованиям учи-^

телей.

Придя впервые в первый класс, ребенок уже не сможет занять то же положение среди ровесников и сверстников, которое имел до школы в привычном детском коллекти­ве. Кроме того, не будет рядом ни родителей, ни близ­ких, ни даже воспитателей. И только эмоциональная сво­бода, вернее независимость ребенка, поможет ему это выдержать и устоять. А степень эмоциональной незави­симости малыша зависит главным образом от Вас, от Ва­ших типов воспитания и Ваших взглядов на привязан­ность в семье.


К шести годам уже ребенок в состоянии предвидеть различные последствия поступков, живя теперь не только в настоящем, но также в будущем. Ситуативные поступки почти все сведены на нет.

Малыш теряет непосредственность^ осваивая произ­вольность поведения. И эта произвольность позволяет ре­бенку выполнять такую деятельность,-для осуществления которой необходима произвольность памяти, внимания и восприятия.

Малыш теряет непосредственность. А непосредствен­ность, пожалуй, главное отличие наивного «свободного» ребенка от «несвободного» наивного ученика.

Готовность к школе. Вас оповещает, что Ваш малыш Те­перь подразделяет весь мир на внутренний свой собствен­ный и мир вокруг себя. Он в состоянии сам «укрощать» эмоции, владеющие им, и подчинять их чувствам.

Однако у ребенка может быть и эмоциональная незре­лость, вернее, неготовность к школе, из-за чего он никому и ничему не доверяет. Такая неготовность к школе нередко сочетается с высоким уровнем тревожности ребенка, не только общей, нужной Вам для выживания, но также и с другими ее видами, чаще всего по отношению к ровесни­кам и взрослым, окружающим все время малыша.

Когда ребенок в среде сверстников «играет роль» шута, героя или простофили, рискуя, где не надо, только для то­го, чтоб выделиться среди остальных и быть в центре вни­мания, предпочитая в то же время выбирать себе в друзья детей постарше, то это — признаки тревожности ребенка по отношению его к ровесникам и сверстникам.

Когда ребенок Ваш униженно заискивает перед воспи­тателями или другими взрослыми людьми, с которыми он связан, старается попасть им на глаза, преподнести раз­личные подарки, чрезмерно вежлив или дружелюбен с ни­ми, пытается добиться их любви, то это вовсе не воспитан­ность ребенка, скорее всего просто признаки повышенной тревожности его по отношению к тем людям, перед кото­рыми он демонстрирует себя.

Если ребенок Ваш тревожен в среде сверстников, то это может перейти на одноклассников. Тревожность к взро­слым у него распространяется на первую учительницу


Плохие привычки хороших детей...


252


Его Величество Ребенок!..


253


 


и других учителей. А это, в свою очередь, повысит учебную тревожность первоклассника и приведет в конечном счете к срыву процесса адаптации у малыша. И даже «школьно-зрелый» Ваш ребенок не сможет приспособиться к учебе в школе.

Поэтому, заметив эти признаки тревожности у Вашего.^ ребенка, старайтесь вырвать их, как сорняки.

Чтобы выдержать режим дня первоклассника, нагруз­ки, предъявляемые школой, ребенку прежде всего надо быть здоровым, физически готовым к школе.

Когда ребенок нездоров и у него какое-то заболевание, причем хроническое, постоянно ослабляющее организм, то это может отразиться на его развитии и он не сможет адаптироваться к условиям традиционной школы.

В подобных случаях обычно последние слова за спе*| циалистами, которые решают: направить малыша в вспо­могательную школу, в специальный класс или же просто отложить учебу на год.

Если болезнь ребенка не мешает адаптации к обычной школе, то перед тем, как он пойдет учиться, ему необходи­мо провести по назначению врача профилактические кур­сы реабилитации.

Все компоненты школьной зрелости, которые мы разо­брали выше, обычно характеризуют общую готовность к школе. Под нею также подразумевают, что Ваш малыш уже владеет всеми возрастными навыками поведения, как со­циальными, гигиеническими, так и культурно-эстетиче­скими. Малыш умеет петь и танцевать, загадывать, разга­дывать загадки, он знает много сказок и стихов. Пытается их сочинять сам. Рисует, лепи * конструирует и даже моде­лирует. Участвует в соревнованиях и любит физкультуру. Короче говоря, стремится попробовать все в жизни на свой вкус.

Помимо общей, есть еще специальная готовность к шко­ле: это те значения и навыки, имеющиеся у Вашего ребенка, которые конкретно помогают ему освоить или изучить ка­кую-нибудь дисциплину. К примеру, чтобы заниматься ма­тематикой, малыш должен иметь понятие о форме и вели­чине предметов. И если это он уже усвоил перед школой, то на уроках ему будет легко справиться с заданием.


Говоря о подготовке к школе, хочется еще раз подчер­кнуть, что готовность Вашего ребенка или неготовность тесно связана и с положением его в семье. Если Ваш ма­лыш отвергнут Вами и испытывает дискомфорт, он навряд ли будет «школьнозрелым». Ну а если даже вдруг и будет, адаптация его пройдет с трудом, вероятнее всего со сры­вом в виде невротических реакций. Школа станет пыткой для него.

Изучая разные причины неблагоприятной адаптации детей, поступающих впервые в школу, мы столкнулись и с анамнестическими «факторами риска», проявляющимися в различной степени у большинства таких учеников. Перед Вами эти факторы.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.