Урок 2 8. И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Урок 2 8. И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

2021-10-05 111
Урок 2 8. И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурико­ва «Зима»; обучать пониманию поэтической речи, правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сти­хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэ­та; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворе­нии; находить рифмующиеся слова.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Сурикова, его портрет.

Ход урока

CCXVI. Организационный момент

CCXVII. Речевая разминка

Умные совята

Совята у совушки Умные головушки:

На каждый совушкин совет Глазами хлопают в ответ.

И. Котляр

CCXVIII. Прочитайте жужжащим способом.

CCXIX. Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)

CCXX. Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем -сов-? (Совет.)

CCXXI. Прочитайте с интонацией удивления (еще: с вопроситель­ной интонацией, сердито, радостно).

CCXXII. Сейчас прочитайте выразительно.

CCXXII. Проверка домашнего задания

Чтение отрывка наизусть. Показ иллюстраций.

CCXXII. Введение в тему

CCXXIII. Сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение Ивана Су­рикова.

Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И, куда ни взглянешь, Все кругом светло, На лугу пестреют Яркие цветы; Золотом облиты Темные листы, Дремлет лес: Ни звука, — Лист не шелестит, Только жаворонок В воздухе звенит, Да взмахнет порою Птичка под кустом, Да, жужжа, повьется Пчелка над цветком, Да золотокрылый Жук лишь прошуршит, — И опять все тихо, Все кругом молчит. Хорошо!.. И если б Пруд не призывал, Долго бы весною В поле простоял.

CCXXIV. Понравилось стихотворение? Стало вам тепло? Мне хо­телось показать вам, как Суриков писал о поздней весне. Если вам захотелось прочитать другие его стихи, найдите их в библиотеке или дома. Обязательно почитайте.

CCXXV. Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Дружно вытянули шеи И, как гуси, зашипели. Пошипели, помолчали И, как зайки, поскакали. Поскакали, поскакали И за кустиком пропали.

CCXXVI. Продолжение работы по теме урока

CCXXVI. Чтение стихотворения «Зима»

• Вот мы и вернулись обратно в зиму. Откройте с. 76 учебни­ка. Прочитайте название стихотворения. {«Зима».)

• Кто его написал? (Иван Захарович Суриков.)

• О чем может рассказать нам автор в этом стихотворении? (Предположения детей.)

• Ознакомимся с ним. (Учитель читает, а учащиеся следят по учебникам.)

• Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения? {Чувство покоя, радости, что наступила зима...)

• Какие слова помогают понять, что наступила зима? {Белый снег, пушистый / В воздухе кружится... И под утро снегом / Поле забелело... Вот пришли морозцы — / И зима настала.)

• Как понимаете слово «пеленою»? В каком значении оно здесь употреблено?

Пелена — сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон (первоначально — кусок ткани, то, во что пеленают).

• Ждал ли кто-нибудь наступления зимы? Кто? {Да, наступ­ления зимы ждали природа, люди.)

(Дети зачитывают отрывки, подтверждая свой ответ.)

• Прочитайте, как крестьянин готовился встретить зиму. {Уж давно крестьянин / Ждал зимы и стужи, / И избу соло­мой / Он укрыл снаружи.)

• Почему поэт называет сани — санишки? {Наверное, пото­му, что они маленькие, а может быть, потому, что они уже старенькие.)

• Какая интонация соответствует содержанию стихотворе­ния: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении.

Выразительное чтение стихотворения

Сравнение в стихотворении

• С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым сне­гом? Что дает нам такое сравнение? (Ответы детей.)

Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы ис­пользуют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в об­разе живого существа.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

CCXXVII. Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения, метафоры, эпитеты.

CCXXVII. Рефлексия


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.