Размышления над течением времени — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Размышления над течением времени

2021-10-05 21
Размышления над течением времени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Верующий никоим образом не должен наблюдать, как ускользают дни и ночи. Он должен размышлять на тем, почему эти дни и ночи способны приносить новое, приближать далекое, приносить смерть, превращать молодого в старика и забирать силы у пожилых.

Итак, мусульманин не должен слишком легкомысленно воспринимать течение времени и смену дня и ночи, не пытаясь извлечь из этого уроки. Ведь в разных местах вселенной ежечасно и ежесекундно происходят события, одни из которых понятны, а другие нет. В каждый конкретный момент времени разные люди пребывают в самых разных состояниях: одни бедны, а другие богаты, одни больны, а другие здоровы, одни грустны, а другие счастливы, одни прозябают, а другие процветают.

Это важно для тех, кто достаточно мудр, чтобы останавливаться и задумываться над событиями во Вселенной, в результате узнавая, с течением времени, что-то новое. А что касается тех, кто лишен способности видеть сквозь время, то время никогда их ничему не научит, просто лишь потому, что смена дня и ночи для них не имеет смысла. Это явствует из слов Аллаха Всемогущего:

«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом…» (Коран, 3: 190).

В другом аяте Аллах говорит:

«Аллах чередует день и ночь. Воистину, в этом — назидание для обладающих зрением». (Коран, 24: 44).

Как организовать свое время

Мусульманин должен научиться организовывать свое время и составлять выполнимый план для своих мирских и религиозных обязанностей с расчетом на то, что его мирские обязанности не превзойдут его религиозные обязанности. То есть, он должен знать, как распределить свои приоритеты: самое важное и самое неотложное идет первым и выполняется согласно распорядку.

Вот часть того, что поведал Пророкﷺ о книгах пророка Ибрахима: «Здравомыслящий человек — покуда он не лишился разума — должен иметь четыре часа: час на молитвы к своему Господу, час на подсчет своих дел, час на размышление о творении Аллаха (славен Он и велик) и час на удовлетворение своих потребностей в пище и питье» (Ибн Хиббан и Аль-Хаким).

У тех, кто остро нуждается в организации своего времени, обычно есть много дел и обязанностей, о которых нужно побеспокоиться. Их жизнь загружена до такой степени, что они ненароком чувствуют, что их обязанности нуждаются в гораздо большем времени, чем то, которым они располагают.

Организация времени также предполагает отведение места для отдыха и развлечений, поскольку сердцу, как и телу, надоедает непрерывная серьезность.

Поэтому время от времени нужно делать перерыв, но только в допустимых пределах. Это подчеркнул Али (да будет он угоден Аллаху), сказав, что сердце должно постоянно делать перерыв, а иначе, если его все время сдерживать, оно ослепнет.

Итак, мусульманин не должен изматывать себя работой, боясь, что если он пренебрежет своими обязанностями перед самим собой, своей семьей и обществом, то от этого всем будет лишь вред. И это же правило остается в силе, если он до изнеможения поклоняется Аллаху Всемогущему.

Поэтому Пророкﷺ сказал своим последователям, увидев, как они собираются на ночную молитву под его руководством: «Выбирайте себе такие виды дополнительного поклонения, которые выдержите, ибо Аллах никогда не утомится, в отличие от вас; а предпочтительнее всего для Аллаха то дополнительное поклонение, которое делается с наибольшим постоянством, коль даже оно небольшое» (Аль-Бухари и Муслим).

В другом месте Пророкﷺ сказал: «Религия очень проста, и тот, кто перегружает себя своей религией, не сможет точно так же продолжать ее. А посему не впадайте в крайности, а старайтесь быть близкими к совершенству и получать добрые вести (о том, что будете вознаграждены)» (Аль-Бухари и Ан-Насаи).

Тем, кто переусердствует в чтении, онﷺ посоветовал молиться ночью, держать пост, соблюдать умеренность: «Поистине, ваше тело имеет на вас право, ваша жена имеет на вас право и ваш гость имеет на вас право» (Аль-Бухари). Тем же, кто превзошел все пределы при выполнении актов поклонения и в аскетизме, онﷺ сказал: «Поистине, средь вас я самый богобоязненный, но я стою (ночью в молитве) и сплю; я соблюдаю пост и прерываю его, и я женюсь на женщинах, а посему кто отходит от моей Сунны — тот не со мной» (Аль-Бухари).

Такова позиция Пророка и таков стиль его поведения, которым присущи умеренность и средний путь между тем, что надлежит Аллаху, и тем, что надлежит самому себе.

Именно по этой причине ислам разрешает человеку отводить часть своего времени на наслаждение радостями жизни, если только он делает это в допустимых пределах. Поэтому Пророкﷺ услышав, как Ханзаля, один из его сподвижников, обвиняет себя в лицемерии из-за того, что когда он вместе с Пророком, то думает так, а когда вместе с семьей, то думает иначе, сказал: «О Ханзаля! Покуда ты пребываешь со мной, ангелы один за другим будут жать тебе руку, но, о Ханзаля, [есть один] час и [есть другой] час» (Муслим).

Этот хадис означает, что час отводится на своего Господа и час — на свое сердце, как гласит известная пословица.

Аль-Асмаи поведал о том, как он увидел одну бедуинскую женщину, которая держала в руке четки и одновременно прихорашивала себе лицо. Он сказал ей: «Как ты можешь это делать вместе с этим?», имея в виду, что он не ожидал, что она является одной из тех женщин, которые поминают Аллаха и при этом развлекаются и украшаются. Ответ этой женщины был кратким и метким: «У Аллаха есть на меня право, и я никогда не пренебрегаю этим правом, а у меня есть развлечения и свободное время». Аль-Асмаи сказал, что, как он понял из ее ответа, она женщина праведная и имеющая мужа, для которого она и прихорашивалась.

Каждому делу свое время

Добропорядочный мусульманин должен знать, какую работу и в какое время нужно делать, будь то работа сердца, языка или других органов тела [т.е. духовная или физическая работа]. Иными словами, он должен знать, что все дела нужно делать в свое время, поскольку это позволит ему приложить максимум сил для выполнения дела, а также обрести угоду Аллаха.

Эта мысль звучит в совете Абу Бакра Умару, когда тот готовился стать преемником первого халифа. Абу Бакр велел Умару помнить о том, что обязанности, положенные Аллаху в дневное время, не принимаются, если они исполнены ночью, а обязанности, положенные Ему ночью, не принимаются, если они исполнены днем.

Аллах Всемогущий говорит:

«Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время». (Коран, 4: 103)

А о посте Он, Всевышний, говорит:

«В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. а если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны». (Коран, 2: 185).

О паломничестве Он, Всевышний, говорит:

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (Коран, 2: 197),

А о закяте Всемогущий говорит:

«Он — Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и различия. Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки, но не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных» (Коран, 5: 141).

Сердце и язык точно так же должны работать в нужное время и в нужном месте. Один мудрый человек сказал, что каждый человек в разное время должен пройти через четыре вида испытаний. Он должен пройти через время благодатей, время невзгод, время повиновения и время неповиновения. В каждом из этих испытаний он должен Аллаху определенную обязанность, лишь потому, что Аллах — это Творец.

Это можно разъяснить так. Когда человек пребывает в состоянии повиновения, он должен быть благодарен Аллаху, Который его к нему привел. Когда он пребывает в состоянии, в котором получает благодать, он также должен благодарить Аллаха с веселым сердцем. Но когда он пребывает в состоянии неповиновения, он должен покаяться перед Аллахом и попросить Его о прощении. И, наконец, когда он пребывает в состоянии невзгод, он должен быть терпелив.

Эти четыре случая упомянуты в достославном Коране. Например, по поводу повиновения мы читаем:

«Скажи: «Это — милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают» (Коран, 10: 58).

По поводу случая с получением благодати есть другой аят:

«В поселении сабейцев было знамение — два сада справа и слева. Вкушайте из удела вашего Господа и благодарите Его. Прекрасная страна и Прощающий Господь!» (Коран, 34: 15).

По поводу случая неповиновения Аллах Всемогущий говорит:

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (Коран, 39: 53).

И по случаю невзгод Он, Всевышний, говорит:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся» (Коран, 2: 155, 156).

Пророкﷺ также говорил: «Дела верующего чудесны. Все они воистину приносят ему благо, и так не происходит ни с кем, кроме верующего: коль ему дается нечто приятное, он проявлет благодарность, и это для него благо; а коль его постигает нечто вредное, он проявляет терпение, и это для него благо» (Муслим).


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.