Что же входит в идейно - тематический анализ? — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Что же входит в идейно - тематический анализ?

2022-07-03 34
Что же входит в идейно - тематический анализ? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Изучение творчества автора, его гражданской позиции, круг тем, затронутых автором.

2. Тема выбранной пьесы

3. Идея

4. Фабула

5. Сюжет

6. Конфликт

7. Авторский жанр

Рассмотрим каждый из них.

1. Итак, про то, как вести изучение всей биографии писателя, думаю говорить не нужно, любой с этим справится. Хочется лишь обратить внимание на некоторые аспекты, важные для режиссера.

Во-первых, важно изучить литературную обстановку того времени, в которое писал данный автор, потому что творчество любого "художника" существует в тесной взаимосвязи с течением общественной мысли. Эпоха романтизма дает одни задачи и векторы, эпоха классицизма обращает взор на другие аспекты. И творчество автора, какой бы яркой личностью он ни был, все равно связано с эпохой, хотя бы потому, что сама эта личность автора формируется под влиянием общих тенденций. Для того чтобы вскрыть и понять произведение, нужно понимать и то, под каким углом его рассматривать.

Во- вторых, нужно изучить именно гражданско-художественную позицию автора. Ведь ее отголоски будут в каждой его пьесе, рассказе, повести. Это поможет точнее и быстрее понять каждое отдельное произведение.

2. «Тема - основной круг вопросов, поставленных художником в произведении искусства и раскрытых на определенном жизненном материале - важнейший момент художественного содержания этого произведения»[1] - гласит «Краткий эстетический словарь». Станиславский определял тему как жизнь «человеческого духа».

Определений «темы» очень много, и чтобы не запутаться в многообразии формулировок нужно, в первую очередь, понимать, что суть темы - это выделенная автором проблема, требующая разрешения. Это тот острый, конфликтный аспект жизни, который автор взялся изучать, так как его волнует данное явление, данная проблема в обществе.

А.А. Баранов, преподаватель режиссуры и актерского мастерства, в своем учебном пособии для студентов СПбГУКИ, написанном в 2001 году, - «Путеводителе по режиссуре и актерскому мастерству» - формулирует ее таким образом: «Тема пьесы - это проблема, поставленная драматургом на отобранном жизненном материале, организованная в пьесу и требующая разрешения с определенных идейных позиций»[2].

3. Идея в искусстве – ведущая, главная мысль произведения, выражающая эстетическое и нравственное отношение к реальной жизни.

Идея - главная мысль произведения, так же, как и сверхзадача у режиссера. Ради идеи автор и создает произведение.

Важный момент, который необходимо понимать – тема и идея существуют в тесной взаимосвязи. Идея существует только на основе проблематики темы. Это, по сути, вывод по теме. Если в режиссерском разборе они определены в «разных плоскостях» и никак не связаны друг с другом, значит, определены неверно. Момент проверки своего разбора является обязательным.

Тема, по сути, отвечает на вопрос «про что» или «что»: про что идет речь, какую область жизни, какое социальное или, скажем, духовно-психологическое явление исследует данная пьеса. Идея - это вывод автора по данной теме, это мнение автора. Его приговор.

4. Фабула – от латинского «повествование». В Словаре иностранных слов этот термин означает «краткое содержание, изложение действий и происшествий, изображенных в романе, повести, драме и тому подобном, в их последовательной связи»[3].

В режиссуре здесь принято понимать очень краткое изложение событий по линии конфликта, по сути это - процесс развития конфликта.

5. Сюжет – от французского «предмет», в режиссуре подразумевает развернутое содержание во всех взаимосвязях действий и событий. Познавая сюжет, мы полностью познаем пьесу во всех ее нюансах, познаем все предлагаемые обстоятельства героев, истоки их поступков, причины поведения, действия.

Для освоения пьесы нужно прочесть ее не единожды. По сути, знать пьесу нужно досконально. Сколько именно раз следует ее прочесть? Это, конечно, индивидуально. Столько, чтобы знать ее почти наизусть. Не один и не два.

Зачем в режиссуре выделяются эти две позиции, чем отличаются друг от друга и почему им уделяют такое внимание? Постараемся ответить на этот вопрос.

Режиссер, как уже говорилось, должен познать пьесу досконально, здесь на помощь приходит работа с сюжетом. Расписать всю пьесу по событиям, действиям, во всех причинно-следственных связях. Причем молодому режиссеру полезнее именно расписать на бумаге. Это помогает лучшему усвоению общего.

Фабула же, короткая как анекдот, призвана вычленить главное. Можно, описав ее, скажем, в 50 словах, постепенно сокращать лишние, чтоб осталось всего десять. Это суть истории. Режиссёр должен уметь и в большом видеть малое, и учиться видеть тот айсберг, который находится «под водой».

Хорошо поработав с фабулой и сюжетом, режиссер уже находится на очень глубокой стадии познания материала, на основе которого будет создан его спектакль.

Надо отметить, что в прошлом под фабулой подразумевалось, как раз расширенное повествование, а сюжет считался коротким «анекдотом». Даже если взять изначальные значения, сюжет обозначает предмет, а фабула повествование. Где и как произошла подмена? Почему понятия поменяли свои значения? Возможно, некоторые театральные школы до сих пор используют их в обратном значении. Самое главное здесь помнить, что вам важно научиться разбирать пьесу во всех ее мельчайших подробностях, и уметь собрать ее в короткую, отражающую саму суть, историю.

6. Конфликт – от латинского «столкновение», разногласие, спор. Если в жизни конфликтом называют возникшее между людьми противоречие, которое они выражают в острой форме, то «под сценическим конфликтом принято подразумевать «столкновение противоположных человеческих поступков, взглядов, идей, чувств, стремлений интересов и страстей» [4], как пишет А.А. Баранов в «Путеводителе по режиссуре и актерскому мастерству».

Конфликт – основа борьбы противоборствующих сторон. Причем, под сторонами здесь понимаются не конкретные персонажи, а их мировоззрения, их приоритеты. В конфликте сталкиваются два мира противоположных идей.

Г.А. Товстоногов писал, что конфликтность является движущей силой сценического действия, что конфликт - это «борьба с обстоятельствами малого круга за достижение цели», и это и есть основное содержание действенного процесса. «Развитие действенного процесса тесно связано именно с этой борьбой, с преодолением препятствий на пути к цели».

Конфликт и его проявления в каждой сцене пьесы, в каждом отрывке прозаического произведения, это материал для построения будущего спектакля, для выстраивания событий, создания мизансцен.

Конфликт нужно очень точно сформулировать, как, впрочем, и все остальные «пункты» разбора, найдя истинную суть противоречия. В книгах Г.А. Товстоногова все формулировки абсолютно точны. Например, формулировка конфликта «Отелло» Шекспира: «между варварством, которое заложено в цивилизации, и мавром, подавляющим варварские инстинкты в себе».

 

Авторский жанр.

Жанр, в сегодняшнем понимании искусства, это угол зрения автора произведения на мир. Краткое понятие, но очень точное. Почему так? Жанров в реальной жизни не существует. Но в восприятии художника, в его сознании, действительность может преломляться, своеобразно отражать этот самый мир. Способ отражения личностен, субъективен.

Выражать свое видение действительности каждый художник может разными способами, инструментов для этого достаточно. Писатель отражает свое видение в прозаических произведениях. Драматург в пьесах, ну а режиссер создает спектакль. Причем, если драматург «отражает» действительность только реальной жизни, то режиссер - действительность пьесы, на основе законов реальной жизни. Способ отражения пьесы и становится жанром спектакля.

Нужно понимать, что жанр литературного произведения и жанр спектакля по этому произведению не обязательно должны совпадать. Товстоногов писал, что у каждого спектакля жанр свой. Это очень точное изречение. Ведь каждый спектакль индивидуален, следовательно, и жанр имеет свое особое преломление. Даже если пьеса и спектакль по этой пьесе будут в ключе, скажем, комедии, то нельзя поставить просто комедийный спектакль. Комедия будет все равно с каким-то «искажением».

Тема жанра спектакля в данной работе будет раскрыта отдельно, при рассмотрении режиссерского разбора и замысла будущего спектакля.

 

 

_________________

 

Г.А. Товстоногов

Беседы с коллегами: Попытка осмысления режиссерского опыта / М.: Книга по требованию, 2013.-558с.

 


 

Режиссерский анализ

Режиссер, проделав огромную работу по изучению пьесы и автора, разобравшись с сюжетом, авторским жанром и определив конфликт, уже готов к работе над своим спектаклем. Он создает свой постановочный план, на основе которого и ставится спектакль. Студент выпускного курса обязан, помимо самого спектакля (вживую или в видеозаписи), представить этот постановочный план в напечатанном и оформленном виде. Вся работа по постановочному плану происходит до встречи с коллективом.

Постановочный план, который должен быть представлен студентом выпускного курса на государственном экзамене, включает в себя идейно-тематический и режиссерский анализ. Постановочный план пишут не только студенты дипломники, но и профессиональные режиссеры. Вся работа «за столом» до встречи с актерами как раз и отражается в нем. Идейно-тематическая часть была описана ранее. В этой главе речь идет о режиссерском анализе. В него входят:

1. Исходное предлагаемое обстоятельство

2. Исходное событие

3. Основное событие

4. Ведущее предлагаемое обстоятельство

5. Сквозное действие

6. Центральное событие

7. Финальное событие

8. Главное событие

9. Сверхзадача

10. Жанр спектакля

11. Световое оформление

12. Музыкально-шумовое оформление спектакля

13. Сценография спектакля

 

Подробно рассмотрим каждый из них:


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.