Художественно-выразительные средства — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Художественно-выразительные средства

2022-07-03 39
Художественно-выразительные средства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1 Световое оформление спектакля

Свет в спектакле – одно из важнейших художественно-выразительных средств. Разумеется, работа с художником по свету начнется уже во время репетиций на сцене, но еще до встречи с актерами режиссер предполагает световое решение спектакля. Это означает, что он решает, как будет использовать свет. Только для того чтобы было видно актеров, или будет много мистического света, предназначенного для решения каких-то особых моментов. Будет ли много контрового света. Резко будет возникать свет или незаметно плыть, перетекать. Много ли будет световых точек. Будут ли использоваться тени персонажей, ведь тогда свет нужен снизу. Нужны ли прострелы, пушки и так далее.

Световое решение существует в тесной взаимосвязи со всеми остальными компонентами спектакля, жанром, необходимой атмосферой, образом спектакля. Стоит отметить, что режиссер, предполагая световое решение, должен опираться на возможности площадки, на которой он будет ставить спектакль. Не все они настолько оснащены, как хотелось бы.

В дальнейшем, уже после выхода на площадку, режиссер вместе с художником по свету создает партитуру света. И ее экземпляр вместе с описанием светового решения прикладывается в постановочный план.

3.2 Звуковое оформление спектакля

Звуковое оформление спектакля состоит из музыкальной и з вукошумовой части. И также в период работы над спектаклем создается музыкальная партитура. Ее экземпляр прикладывается к постановочному плану.

Музыкальное оформление спектакля.

Музыка - очень сильное средство воздействия, поэтому надо использовать ее очень осторожно, только в действительно необходимых местах. И если можно обойтись без музыки, то не нужно ее использовать.

Музыка призвана усиливать действия актера, выделять события, подчеркивать конфликт, сверхзадачу, темпо-ритм, создавать атмосферу, идти на контрапункте, ведь она – режиссерский инструмент, способный сконцентрировать внимание зрителя на самом важном.

Режиссер решает, будет он пользоваться подбором музыки или пригласит, если у него есть такая возможность, композитора.

Надо учитывать, что композитор – тоже человек, и создать музыкальное оформление спектакля сразу он не сможет. На это нужно много времени. Поэтому первая встреча с композитором должна состояться еще до встречи с актерским составом. А до нее композитор должен ознакомиться с материалом.

Как только режиссер сделал разбор, определил для себя то, какая музыка ему нужна и примерно какие места в спектакле должны быть точно музыкально оформлены, какие задачи музыкальное оформление должно преследовать, он уже должен посвятить композитора в свой замысел.

Здесь речь идет не только о том, чтоб обсудить какую музыку, как кажется режиссеру, он хотел бы иметь в спектакле, а о замысле спектакля в целом. Далее начинается совместная подробная работа над музыкальным оформлением, а затем этап корректировки и только после этого композитор сдает партитуру. Важно чтобы композитор присутствовал при репетиционном процессе постановки спектакля.

После того как музыкальное оформление создано, вне зависимости от того, работал над оформлением композитор или же режиссер сам подбирал музыку, создается музыкальная партитура. В ней отмечаются реплики включения и выключения треков, номер трека, громкость и особенности звучания каждого трека. Например, иногда нужно прервать трек на пару секунд, а потом снова включить. Также туда вносятся нюансы по взаимодействию актеров, действия на площадке и музыки. Необходимо указать по каждому треку как он вводится – плавно или резко, или с какого уровня громкости.

Говоря о музыкальном оформлении нужно обратить внимание на ряд нюансов, о которых стоит подумать:

во-первых, музыкальное оформление должно служить раскрытию режиссерской сверхзадачи, а значит, подчеркивать, в первую очередь, самые значимые моменты, заложенные в сквозном действии. При этом очень важно, чтобы музыка не стала иллюстрацией того, что и без нее есть на сцене. Иногда есть технические задачи, например, помочь актеру, поддержать или прикрыть его музыкой. Так же необходимо музыкально поддержать моменты, где происходит полное выключение света. Но, в целом, музыки не должно быть слишком много. И каждое ее использование должно быть обусловлено той или иной задачей.

во-вторых, во многих спектаклях уместно использование лейтмотива. Это основная музыкальная тема: именно она поддерживает линию сквозного действия. Если в пьесе есть один главный герой, который идет по линии сквозного, то это, чаще всего, его лейтмотив.

в-третьих, музыкальное оформление всегда участвует в создании атмосферы. В любой истории есть информационные куски, а есть моменты, где зритель должен чувствовать мир спектакля, получать определенный настрой.

в-четвертых, музыкальное оформление помогает в организации темпо-ритма спектакля.

в-пятых, в любом спектакле режиссер акцентирует внимание зрителя на тех или иных моментах. Часто они требуют и музыкального акцентирования, а порой, как раз музыкальный момент сам становится инструментом, чтобы заострить внимание зрителя на тех или иных вещах.

в-шестых, подбирая или создавая музыкальное оформление, надо учитывать режиссерское решение спектакля. Если спектакль связан с конкретным историческим периодом, с соблюдением традиции: в костюмах, декорациях, жанре - то нужно использовать музыку, подходящую к эпохе, не используя те музыкальные инструменты, которые были созданы уже значительно позднее. Звук электрического пианино неуместен в средневековье, если это, конечно, не обусловлено жанром спектакля.

То есть и в «Гамлете» может звучать рок музыка. Но для этого нужно соответствующее режиссерское решение всего спектакля. Тоже самое и в отношении национальных и социальных групп. Например, можно подчеркнуть национальный колорит, используя мотивы национальной музыки, песни.

в-седьмых, у каждого из персонажей тоже может быть своя музыкальная характеристика.

в-восьмых, музыка может быть создана непосредственно на сцене. Или включена на сцене. Герои могут играть на инструментах, или могут, скажем, включать радио, где звучит мелодия, под которую герои захотят потанцевать.

Шумовое оформление спектакля.

В любом спектакле, помимо музыки, всегда есть звуки и шумы. Ведь спектакль, это пусть отобранная, но все же жизнь, а наша жизнь наполнена шумами. Шум дождя, проезжающей машины, звук дрели, которую использует сосед. Вот и на сцене тоже могут быть сосед, машина, дождь. Использование всех этих эффектов, так же, как и в случае музыки, необходимо отбирать исходя из сверхзадачи. Использование шумов и звуков должно быть направлено на ее воплощение. Ведь звукошумовое оформление – это режиссерские акценты, поэтому есть ряд нюансов в их использовании.

Начинать репетировать сцены спектакля с шумами и звуками надо как можно раньше, чтобы актеры не изображали, что слышат звук, которого нет, а слышали реальные звуки. И к этим звукам актерам надо пристроиться. Понять, что для данного персонажа этот звук. Чтобы впоследствии правильно оценивать, чтобы эта оценка вошла в жизнь персонажа. И зритель отнесется к шумам с определенной долей внимательности, наблюдая за оценками персонажей, через них понимая всю многогранность каждого шума.

Заполняя собой пространство, шумы и звуки могут наполнить мир пьесы атмосферой места или времени действия. В лесу поют птицы, а летом звук ночи наполняют сверчки. Сцену во время военных действий могут дополнять звуки взрывов и пулеметных очередей. Так же есть звуки, которые не просто задают атмосферу места действия, но и помогают усилить зрительские и актерские ощущения данного мира. Например, монотонный звук падающих капель в тюремной камере становится очень эмоциональным акцентом, усиливающим атмосферу не только тюрьмы, но и одиночества, безысходности и т.д.

Важно, чтобы все эти звуки были хорошо отобранными и точными. Фальшивый звук плача ребенка, да еще доносящийся с другой стороны от люльки, не только не добавит зрительского сострадания, но наоборот уничтожит веру в происходящее, а то и вызовет недоумение или ненужный смех.

Уровень «натуральности» звука зависит от жанра. Чем острее жанр, тем больше можно пробовать различных вариантов звучания. Главное, чтобы звуки и шумы точно вписывались в законы мира, установленные режиссером, в меру условности данного спектакля.

Где-то нужен очень точный, естественный звук, а где-то стилизованный. Где- то звуки создают ритм, превращаясь впоследствии в музыкальный фон и т.д. Иногда шумы и звуки становятся чуть ли не действующим лицом спектакля или являются предвестниками событий. Все это необходимо придумать. Должно быть звукошумовое решение, как решение сцен, событий, образов персонажей. И это тоже часть замысла спектакля.

Все звуки и шумы, взятые в спектакль, вошедшие в его ткань, тоже включаются в общую музыкальную партитуру, а студенты, защищающие дипломный спектакль, прикладывают ее в свой постановочный план.

Сценография спектакля

Сценографическое решение спектакля – художественное оформление, состоящее из декораций и реквизита спектакля, костюмов, направленное на раскрытие сверхзадачи спектакля, создающее образ спектакля, соотносимый с его жанром.

В театре этим занимается художник, и если студенту-дипломнику повезет, то и в театре, в котором он будет ставить, с ним тоже будет работать художник по созданию сценографического образа спектакля. Если такой удачи не будет, то сценографическое оформление ложится на плечи режиссера.

Если у вашего спектакля есть художник-сценограф, то встреча с ним должна произойти до встречи с коллективом. Но уже после того как сложится режиссерский замысел спектакля. Связано это с тем, что художнику, так же как и композитору, нужно время для прочтения пьесы, и ему необходимо ознакомиться с режиссерским замыслом.

На первой встрече со сценографом режиссер излагает ему свое решение спектакля, рассказывает о тех законах, которые он хочет использовать. О жанре, к которому хочет прийти в репетициях, способе существования, природе чувств и многом другом. Но главное - это сверхзадача, которую режиссер хочет подарить зрителю. Немаловажно, что еще до встречи с художником режиссер должен представлять себе, какое место в структуре спектакля будет занимать визуально-зрительная сторона, то есть какую роль играет оформление, какова его функция.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.