Композиция единой сценической среды. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Композиция единой сценической среды.

2022-07-03 39
Композиция единой сценической среды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Композиция единой сценической среды отвечает на вопрос: «В каком мире живут персонажи спектакля?». Целостность мира строится согласно законам спектакля, времени пьесы. Или безвременья, если режиссер решит не брать в расчет эпоху, а придумает особый закон мира, особую «эпоху». Часто такой прием можно увидеть при работе с классикой, к сожалению, не всегда удачный. Либо при работе над сказками для взрослых. В определенных законах, включающих все элементы, перечисленные ранее, во взаимосвязи и зависимости от режиссерского решения спектакля, решения законов мира, образа спектакля в целом.

Концепция единой художественной среды – художественно созданное единое сценическое пространство спектакля, постепенно открывающее заложенные в нем смыслы и значения.

Что значит «постепенно открывающие заложенные смыслы и значения»? Это значит, что сценическое решение, как уже ранее говорилось, открывается зрителю во всех проявлениях постепенно за счет изменений, метаморфоз. Пластическая среда задает образ мира, который должен развиваться и расти в зависимости от конкретной сценической ситуации.

Композиция сценического пространства.

Композиция сценического пространства – техническая сторона постановки.

Удобность – важнейший ее критерий с точки зрения технических потребностей.

Должно быть удобно играть, то есть должно быть удобное место для событий, должно быть удобно использовать предметы. Ведь если стул настолько тяжёл, что его не поднять, то зачем он вообще нужен, не смотря на временную стилизацию, скажем под эпоху Короля Солнце.

Так же следует сказать о планах сцены.

Первый план – прямо перед зрителем, здесь выгодны монологи или какие-то важные моменты спектакля, апарт и пр.

Средний план – это середина сцены, здесь идет основное действие.

Задний план – используется для определенных моментов. Обычно туда уходят и оттуда приходят герои, и их приходы и уходы могут быть тоже эффектными.

Все это разделение на планы связано с визуальной перспективой. Художники-сценографы работают и с горизонтом спектакля, и с вертикалью (высота декораций, наличие второго этажа, часть декораций, которая находится в воздухе).

Подытожив все сказанное о сценографическом решении выше, нужно заметить, что есть ряд моментов, которые нельзя допускать.

Сценография не существует сама по себе, она должна «вливаться» в спектакль, стать его частью, подчеркивающей замысел, а не наоборот. Она не должна стать главной. Поэтому режиссер должен четко понимать, какое место сценография занимает в общем решении спектакля. И следить, чтобы она, как и другие элементы (музыка, танцы, если они есть, пение вживую) не выходили за рамки, предназначенные им в общей структуре мира спектакля.

Сценография должна быть подчинена артисту и служить ему. Подстраиваться под актера, а не наоборот, когда актер ищет способ, как ходить среди декораций, не запинаясь и не падая. Должна быть удобна.

В работе над созданием сценического образа надо избегать иллюстративности, знаков, шарад и застывшего декорационного оформления.

Сценография не существует отдельно от основной цели спектакля – раскрытия сверхзадачи режиссера. Сверхзадаче подчинено все. Если сценография никак не помогает или мешает, - надо иначе решить спектакль.

Необходимо добиваться единства жанра, способа существования, меры условности, природы чувств и сценографического решения.


 

Заключение

В заключение хочется отметить, что данное методическое пособие, созданное для студентов-режиссеров выпускного курса, подробно рассматривает период, когда режиссер находится наедине с пьесой, когда создает замысел своего первого большого спектакля не на учебной площадке, а на базе театра, или театра-студии, или детской театральной студии. Этот этап работы режиссера очень важен, так как на его основе потом создается спектакль.

В данном пособии мы рассмотрели все моменты, которых должен коснуться режиссер до встречи с актерами. Мы выявили те взаимосвязи, которые нужно учитывать в работе над отдельными областями разбора пьесы и поэтапно отследили то, как создается замысел спектакля. Мы уделили особое внимание сверхзадаче, как главному, основообразующему элементу спектакля и тому, как все элементы разбора взаимосвязаны с ней.

И я искренне желаю вам удачной постановки!

 

Список рекомендуемой литературы

1. Абалкин Н. А. Система Станиславского и советский театр / Н.А. Абалкин; под ред.проф. П.А. Макарова;Всерос. театр.о-во. – Изд. 2-е, доп и переработ. – Москва: Искусство, 1954. – 395 с.,1л портр. – Б.ц.

2. Георгий Товстоногов репетирует и учит / Академ. Большой драм. Театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург. академ. театр. искусства, Рос. Ин-т истории искусств; авт. Лит. Записи С. Лосев. – Санкт-Петербург: Балт. Сезоны, 2007. – 607с.

3. Горчаков Н. М. Беседы о режиссуре / Н.М. Горчаков; Всесоюз. Дом народного творчества им. Н.К. Крупской. – Москва; Ленинград: Искусство,1941. – 306с.: ил

4. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки К.С. Станиславского: беседы и записи репетиций / Н.М. Горчаков. – Москва: Искусство, 1950. – 399с.;

5. Малочевская И. Б. (д-р искусствоведения) Режиссерская школа Товстоногова: учеб. Пособие: (рек…) / И.Б. Малочевская; Учеб. -метод. об-ние вузов в обл. театр. Искусства, Спб. Гос.акад. театр. Искусства. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2003. – 160 с.

6. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля / А.Д. Попов. – Москва: Всерос. театр. о-во,1959. -295с

7. Товстоногов Г. А. Беседы с коллегами: Попытка осмысления режиссерского опыта / Г.А. Товстоногов; предисл. К.Л. Рудницкий. – Москва: Союз театр. Деятелей РСФСР, 1988. – 526 с.

8. Товстоногов Г. А. Круг мыслей: ст., режиссер. коммент., записи репетиций / Г.А. Товстоногов; авт. послесл. Ю. Рыбаков. – Ленинград: Искусство, 1972. – 287 с.

9. Станиславский К.С. Этика [Электронный ресурс] / К.С. Станиславский. - Электрон. текстовые дан. - Москва:Директ-Медиа, 2015. - 52 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427358

10. Станиславский, К. С. Письма 1886-1917 [Электронный ресурс] / К.С. Станиславский. - Электрон. текстовые дан. - Москва:Директ-Медиа, 2015. – 2059с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427359

11. Станиславский, К.С. Не верю!: воспоминания / К. С. Станиславский. - Москва: АСТ, 2015. - 316 с. - (Эксклюзивные мемуары).


[1] Краткий словарь по эстетике / под ред. М. Овсянников В. Разумный.- Москва: Изд-во политической литературы, 1964. - 544с.

[2] А. А. Баранов/ Путеводитель по режиссуре и актерскому мастерству: учеб. пособие. - Санкт-Петербург: изд-во во СПбГУКИ, 2001. - 199с.

[3] Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лёхина и проф. Ф.И. Петрова. - Москва: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1954. - 854с.

[4] А. А. Баранов/ Путеводитель по режиссуре и актерскому мастерству: учеб. пособие. - Санкт-Петербург: изд-во во СПбГУКИ, 2001. - 199с.

Г.А. Товстоногов

Беседы с коллегами: Попытка осмысления режиссерского опыта / М.: Книга по требованию, 2013.-558с.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.