Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-10-05 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Неоиерархизм
Каковы замыслы современного глобального политического проекта (с очевидностью американского)? В том, что он существует, сомневаться не приходится. Самое интересное, что эти замыслы не скрываются. По- сле одержанной 70 лет назад победы над фашизмом мир за последующие четверть столетия существенно двигался «влево». Рухнули мировые колониальные империи. Был осужден и в значительной мере преодолен расизм. Ориентир равенства народов и рас становился мейнстримом общественного развития. Но с начала 1970-х гг. западные экспертные и политические круги начинают бить тревогу. Появляются знаменитые доклады Римского клуба. Пафос возникшего дискурса заключался в те- зисе, что при дальнейшей реализации доктрины равенства ресурсов на всех не хватит. Еще одни по масштабу потребления Соединенные Штаты Америки планета не выдержит. И вот левый вектор постепенно замещается правым. Еще в 1974 г. по заказу Трехсторонней комиссии С. Хантингтоном, М. Круазье и Дж. Ватануки был подготовлен доклад
«Кризис демократии». Авторы пришли к заключению, что на смену демократии и равенству приходит «новый иерархизм»2. Спустя 40 лет становится очевидным, что эти разработки имели не столько прогно- зирующий, сколько проектный характер.
При демократии, как известно, право представлять народ дается на основе выборов. Но легитимность новых политических элит не связана с волеизъявлением большинства. Она обеспечивается либо внешним внесуверенным фактором — путем признания их «демократичности» со стороны «международного сообщества», либо национальными
2 The Crisis of Democracy: Report on the Governability of Democracies to the Trilateral Commission // http://www.trilateral.org/download/doc/crisis_of_democracy.pdf
|
финансовыми корпорациями. Выборы при существующих управлен- ческих технологиях манипулируются, а в крайнем случае — фальси- фицируются. Меньшинство заявляет свое особое право формировать политику государства без легитимизации его положения поддержкой большинства. Деньги заменили демократию (рис. 5.1).
Элита
Внешняя легитимизация
|
Демократия
Власть большинства Выборы
Народ
Рис. 5.1. Подмена понятия «демократия»
Могут возразить — при чем тут фашизация? Доминирующие страны оперируют идеей свободы. Образ свободы положен в основу американской семиотики. Фашизм же, наоборот, связан с концептом несвободы. Тут важно посмотреть на реальные исторические вопло- щения идеи свободы. Свобода в системе общественных отношений не может быть абсолютной в принципе. Она всегда связана с несвободой. Несвобода является ее неотъемлемой стороной. Это как бы граница свободы. А сущности без смысловой ее границы не бывает.
В античном и средневековом мире элита, как известно, состояла из людей, которых называли «свободные». Их свобода обеспечивалась несвободным большинством рабов, крепостных. Сегодня дихотомия свободных и несвободных сохранена. Бедный человек, заявил в ста- тусе президента Д.А. Медведев, не может быть свободным3. По этой логике свободным может быть только богатый. Но богатство в совре- менной паразитоцентричной системе обеспечивается эксплуатацией
3 http://www.kp.ru/online/news/737015/
бедных. Свобода богатых основывается, таким образом, на несвободе бедных.
В период Античности в отношении свободы и несвободы суще- ствовало даже геополитическое разграничение. Римско-эллинский мир считался свободным и противопоставлялся несвободному вар- варскому миру. Свободный центр — несвободная периферия — это, идущее с античных времен, разграничение воспроизводится и сегодня. Понятие «свободный мир» для стран «золотого миллиарда» устойчиво используется в риторике политических лидеров Запада. Но «свобода» мирового центра вновь зиждится на несвободе мировой периферии. Несвобода «кормит» свободу.
|
В истории человечества либеральный период предстает как одна из фаз мирового паразитизма. В данном случае важна хронологическая по- следовательность. Появившийся в истории либеральный концепт имел миссию демонтажа, закрытых цивилизационных мир-систем. Идеологе- мы открытости, либерализации, деидеологизации и общечеловеческой унификации на эту задачу действительно сработали. Цивилизационные мир-системы взламывались, расконсервировались. А далее наступала следующая специфическая либеральная фаза. Мировой паразитарный центр уже довлеет над прежними мир-системами, и провозглашаемые либерализмом отношения открытости превращаются в отношения господства. Прежний концепт общечеловеческих ценностей замеща- ется представлением, что человечество не едино, а, соответственно, цивилизационно и страново неравно (рис. 5.2).
I. Период мировой либерализации
II.Период мировой иерархизации Мировой паразитический центр
Мировой паразитический центр
Открытость Унификация
Либерализация Деиделогизация
Локальные центры мир – систем
Цивилизационный проект (идеология)
Региональные центры
Рис. 5.2. Историческая эволюция идеологии мирового паразитизма
Во внутристрановом масштабе либерализм взламывал существовав- шие в рамках сословного общества социальные перегородки. Сложная иерархическая система Средневековья в итоге разрушается. Но вместо нее выстраивается новая иерархия, с новой элитой во главе. Обретают главенствующее значение деньги. Наступает капитализм. Находящийся прежде на периферии общественной системы паразитический анклав в этой иерархии занимает элитаристское положение. Для обоснования неравенства начинает формироваться новая, закрепляющая установив- шийся порядок вещей, идеология.
Расизм, казалось бы, осужден на уровне ООН, и его проявления в современном мире имеют исключительный характер. Действительно, расистские теории сегодня не принято заявлять публично, но они из практики не исчезли. Посмотрим на уровень жизни народов разных стран: диспаритет значителен. Существенно, что он точно соответствует расистским теориям фашистской Германии. Сходство классической для нацистов иерархии рас Ганса Гюнтера с реалиями современного странового неравенства очевидно4.
|
Различие состоит в том, что место немцев, ранее главных носите- лей превосходящего нордического расового духа, заняли англо-саксы. Но в расистских теориях англо-саксы также, как известно, относятся к нордической расе. Расово иерархичной, как будто следуя Гитлеру, представляется современная Европа. Западные славяне помещаются
«ниже» народов Центральной и Северной Европы, а южные славя- не, в свою очередь, «ниже» и их. На низшей ступеньке европейских народов «находятся» представители средиземноморского расового типа. В сленге современных европейцев появился даже специальный этнофолизм PIGS — «свиньи», дешифруемый как сообщество народов средиземноморских стран — Португалии, Италии, Греции, Испании. Русские, как расово смешанный народ, вообще выведены из системы европейского сообщества. В XXI в. вновь возникли ассоциации с идея- ми Гитлера о жестком отделении азиатов-русских от цивилизованной Европы (рис. 5.3).
Фашизм нужен кое-кому как своеобразный жупел против либе- ралов и центристов. Одной из сакральных работ для приверженцев либеральной идеологии является работа Карла Поппера, посвященная открытому обществу. Но зачастую оставляют без внимания ее полное название. Книга Поппера называется не просто «Открытое обще- ство», а «Открытое общество и его враги». Вторая составляющая тут
4 Гюнтер Г. Избранные работы по расологии. М.: Белые альвы, 2005.
не менее важна, чем первая5. Открытое общество, по Попперу, может функционировать только идентифицируя врагов. Без них это общество нечем будет удерживать, оно атомизируется и распадется. Ему нужен образ онтологического врага свободы. Для этого и изобретаются со- ответствующие фашистские жупелы, поддерживается искусственно нарратив о мировых злодеях. Но, мобилизуясь на борьбу с врагом, открытое общество лишается своей исходной парадигмы — свободы индивидуума. Оно само начинает эволюционировать к обществу фа- шистскому.
|
Рис. 5.3. Расовая иерархия в фашистской теории и современных политических реалиях
Корпоративизм как компонента фашизма
Бенито Муссолини видел в качестве синонима фашизма корпора- тивизм. «Фашизм, — заявлял дуче, — правильнее называть корпора- тивизмом, ведь он означает сращивание власти корпораций и прави- тельства». На сегодня корпоративизм — это реальность, отражающая суть государственной трансформации. Модель государства-нации, по сути, замещается моделью государства-корпорации (рис. 5.4).
Логика принятия решений диктуется в рамках новой модели ин- тересами учредителей корпораций, которые могут (а чаще всего это именно так) противоречить интересам государства и большинства. Но, согласно Муссолини, государство-корпорация — это аналог фашист- ского государства. До полного воплощения фашизма не хватает одного
5 Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона; Т. 2.: Время лже- пророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 1992.
шага — принятия соответствующей сути корпоративной иерархии идеологии антропологического превосходства. Характерна в этой связи позиция либертарианца Ноама Хомского. Главную угрозу он видит не в прежних государственных тоталитарных режимах, а в новом тота- литаризме «корпоративной тирании». Происходящая трансформация видится им в том, чтобы «перенести принятие решений, касающихся жизни и чаяний народа, в руки частнособственнических тираний, ра- ботающих тайно и без публичного надзора и контроля»6.
Государственная власть (выразитель воли нации)
Делегирование властных полномочий
Обладатель суверенитета
Учредители корпорации
Государственные чиновники — менеджеры
Нация (народ)
Обладатель суверенитета
А. Государство-нация
Корпорации в корпорации
Социальное дно
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!