Основа поклонения в смирении — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основа поклонения в смирении

2022-07-03 48
Основа поклонения в смирении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ВЗ жертвоприношение явно отождествляется с поклонением. В первом употреблении в Библии слова «поклоняться» (תִשְׁתַּחְוֶהhиштахаваh) обозначает не просто «кланяться» в знак уважения к человеку, а только «поклонение Богу». [Раньше считали его породой Хитпалел от шахаh (שחה – «кланяться»), а теперь порода Ештафал от угаритского прецедента от хаваh (חוה более древняя форма глагола «быть, стать». см. Theological Wordbook of the Old Testament (дальше: TWOT), eds. Harris, Archer, Waltke (Chicago: Moody Press, 1980), 915 (см. также 267-269, 210).] Различные формы русского слова «поклонение, кланяться, поклоняться» в Русском синодальном переводе Библии (далее: РСП) встречаются 173 раза. Этими русскими словами чаще всего переводится еврейское – hиштахаваh. Только в пятнадцати случаях русским словом “поклоняться” переведен не глагол hиштахаваh, а его синоним сагал (в Дан. 12 раз; в Ис. 2 раза) или 'атар (1 раз в Соф. 3:10).

Слово hиштахаваh «чаще всего употребляется для описания конкретных актов поклонения». [TWOT, 268.] Однажды Авраам говорит слугам: «...я и сын пойдём туда и поклонимся (веништахавеh) и возвратимся к вам» (Быт. 22:5). Мы сейчас знаем, что в послушании Богу Авраам собирается принести в жертву всесожжения ('ола) своего сына Исаака. Такая жертва, такое послушание демонстрирует смирение, смысл которого не только в том, чтобы склонить тело свое, но и волю свою к Богу. Такое поклонение является ответом на прямое указание Бога, который требовал конкретной жертвы. Можно сказать, что такое смиренное послушание было наивысшей формой поклонения Авраама Богу.

До этого времени поклонение Аврама Богу состояло лишь в том, что он в разных местах «созидал жертвенники». Хотя о подробностях созидания этих алтарей, о значении жертв, принесённых на них, и форме поклонения перед ними в Священном Писании не говорится, из контекста можно сделать заключение, что поклонение Авраама было выражением благодарности Богу за то, что Он вёл Авраама в обетованную землю (Быт. 12:1, 7 – в Сихем). В Вефиле Авраам «создал жертвенник и призвал имя Господа» (Быт. 12:8; 13:4), также и в Хевроне (Быт. 13:18). Даже десятину, отданную Мелхиседеку можно понять, как жертву благодарения за одержанную победу (Быт. 14:20).

Но принесение в жертву Исаака — поклонение совершенно другого рода. В этом случае Авраам не благодарит Бога за Его верность, не отдаёт часть добычи за помощь, а приносит Богу Исаака — того, кто был дан во исполнение обетования Бога, того, кто был подтверждением верности Бога Аврааму и истинности всех Его остальных обещаний. Полная готовность принести такую жертву доказала, что у Авраама была реальная вера в то, что «Иегова усмотрит» (Быт. 22:14), вера, которая «боится Бога» (Быт. 22:12), вера, которую «Бог вменил ему... в праведность» (Быт. 15:6). Авраам смирил себя, чтобы поступить не так, как он хотел, а так, как этого требовал Бог в поклонении Ему. За то, что Авраам это сделал, Господь утвердил ему обетование, что «благословятся в семени твоём все народы земли» (Быт. 22:18, см. 12:3; 26:4; 28:14). Это событие становится ярким прообразом того, как Сам Бог Отец приносит в жертву Своего Сына вместо нас.

Прямую связь между поклонением и смиренным послушанием подтверждает конструкция «поклоняться и служить» (hиштахаваh и 'авад) – она обычно выражается в форме запрете: «не поклоняйся другим богам и не служи им» (Исх. 20:5; Суд. 2:14; 10:6). Нарушение этого запрета явилось причиной падения Северного царства и переселения израильтян в Ассирию (4 Цар. 17:12, 16, 33, 35, 41). Акцентируя особый внутренний характер поклонения, Библия показывает, что оно совершается в различных позах: «и преклонился (кадад) человек тот и поклонился (hиштахаваh) Господу» (Быт. 24:26, см. ст. 48). А Иаков поклонился «на возглавие постели» (Быт. 47:31, масоретский текст, или «на верх жезла его», Септуагинта). Позже весь народ Божий «вставал и поклонялся, каждый у входа в шатёр свой (Исх. 33:10). Следовательно, смысл поклонения никак не в позе человека, а во внутреннем настрое, в направленности и отношении сердца к Богу, которое отражается в этой позе.

В Книге Бытие 24:27 и 48, когда раб Авраама прославил Бога за милость, оказанную ему тем, что он нашёл невесту Исааку, Ревекку, в ответ на его молитву Богу раскрывается третий аспект поклонения. Сначала автор описывает его действия: «И преклонился (קָדַדкадад) человек тот и поклонился (תִשְׁתַּחְוֶהhиштахаваh) Господу, и сказал: благословен (בָּרַךбарак) Господь Бог...» и далее следует прославление (Быт. 24:26-27). Потом раб Авраама сам так рассказывает о своём поклонении Богу: «И преклонился (קָדַדкадад) я и поклонился (תִשְׁתַּחְוֶהhиштахаваh) Господу, и благословил (בָּרַךбарак) Господа, Бога...» (Быт. 24:48). В этом случае благословение абстрактно, оно не самостоятельно, а стоит в одном ряду с поклоном и поклонением. Мы видим, что благословение является не только высказанным выражением поклонения, — оно является одним из трех равнозначных, составляющих акта поклонения: внутреннее преклонение, внешний поклон и славословие.

Многообразие прославления

В подтверждение названия книги Роберта Уэббера (Robert Webber), «Поклонение – это глагол», [Robert Webber, Worship is a Verb (Waco, TX: Word Books, 1985), 12.] в этом разделе мы разберём употребление основных глаголов еврейского языка, описывающих формы поклонения, выраженные в словах, в музыкальных произведениях и в различных эмоциональных проявлениях.

Каждый из глаголов, исследуемых ниже, хотя бы один раз переводится в РСП глаголом «прославлять». Эти слова представляют целый спектр оттенков прославления в процессе поклонении Богу. Чаще всего, когда говорится о поклонении (תִשְׁתַּחְוֶהhиштахаваh) Богу, используются различные глаголы, обозначающие словесное прославление Бога.

Словесное поклонение

Два еврейских глагола בָּרַךбарак и הודוhоду («благословить» и «благодарить») в контексте прославления отражают все ту же трехмерность поклонения, включающую в себя внутренне преклонение перед Богом, выраженное во внешней форме.

Только трижды в ВЗ глагол בָּרַךбарак передаёт буквальное значение «преклонять колени» (Быт. 24:11; 2 Пар. 6:13; Пс. 94:6). [ТWOT, 132] Однокоренное слово «колено» (בֶּ֫רֶךберек) не случайно указывает место, где Иаков получил благословение и наследие от Исаака (Быт. 48:12). Глагол барак однозвучен с существительным «благословение» (בָּרַךбарак). С первых случаев употребления глагола «благословить» понятно, что он имеет двоякое направление: в одних случаях он говорит о людях, а других — о Боге. Обычно человека благословляют каким-то материальным «благословением», а Бога благословляют, прославляя Его за то, чем Он благословил поклоняющегося (см. Быт. 9:26; 14:20).

Прославление Бога в благословении обязательно начинается с осознания достоинств и характера Бога, особенно Его благости (товаh). Бог признается Подателем всех благ и благословений, которые человек получает в жизни (см. Втор. 8:10; 28:12; 3 Цар. 8:56; Пс. 33:9; 106:1). «Важно заметить, что чаще всего “благословляют” Бога за Его милость (хесед) и верность ('емет)». «Его присутствие воспринимается, как благословение (2 Цар. 6:11120), и лишь во имя Его человек способен передать благословение другим (Втор. 10:8, и др.)». [ТWOT, 132]

Можно сделать вывод, что в контексте поклонения Богу глагол «благословлять» означает — провозглашать, что Бог Сам является источником всех благословений.

Подобно глаголу барак, глагол הודוhоду означает «благодарить» Бога, как источника всех благословений. Но это слово – не благодарность отцу, который передаёт наследство у своих колен, а благодарение Подателя, дающего конкретные блага из собственных рук. Чаще всего это повелительная форма глагола в породе «хифиль» от глагола «бросать, кидать» (יָדָהйадah) и существительное «рука» (יָדйад).

По этимологии корень слова «благодарение» (hоду) тесно связан с жестикуляцией, выражающей благодарность или демонстрирующей, что благой дар передаётся «из рук в руки». Важно знать, что еврейский глагол הודוhоду употребляется исключительно по отношению к Богу и чаще всего находится в контексте ритуального поклонения или литургического пения. Соответственно, глагол hоду следует переводить словом «воздайте», в тех случаях, когда предполагается прямое дополнение «хвалу» или «славу». Там, где в Библии употребляется подобное выражение, употребляются более простые глаголы «давать» (натан, йаhав) или «устроить» (шим) с существительным «величие» (годел Втор. 32:3) или «слава» (кавод 1 Цар. 6:5; Пс. 65:2).

Клаус Вестерманн (Claus Westermann) отмечает, что благодарность между людьми в ВЗ выражается только глаголом «благословить» (барак), а глагола «благодарить» (человека), как такового, нет в ВЗ. Итак, Бога «хвалят» за Его характер, за Его дела, а глаголом hоду выражают Ему «благодарность». [ТWOT, 365.]

Впервые мы встречаем этот глагол в Библии, когда Лия, родившая четвёртого сына, сказала: «Теперь-то я восхвалю (אֹודֶה –– 'одеh) Господа», и в связи с этим назвала сына Йеhудаh (Быт. 29:35).

Псалом 106 начинается с известного изречения хвалы: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!» (הוֹד֣וּ לַיהוָ֣ה כִּי־ ט֑וֹב כִּ֖י לְעוֹלָ֣ם חַסְדּֽוֹ׃h оду л'Адонай ки тов, ки ле'олам хасдо, Пс. 106:1). Припев этого псалма повторяется 4 раза: «Да славят (יֹודוּ – йоду) Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих» (Пс. 106:8, 15, 21, 31). Всегда в тексте поясняется «за что» Бога славят; хвала обусловлена даром или обращением Подателя благ, к человеку. Хотя эта обусловленность и очевидна, все внимание обращено на Того, кого благодарят и хвалят. Корень глагола הודוhоду означает – «исповедовать, заявлять или признавать характер и дела Бога, за которые Его восхваляют».

После того как ковчег перенесли в Иерусалим, Давид (в контексте значения корня слова «благодарить» הודוhоду) организовал первую официальную «группу прославления», «чтобы они служили пред ковчегом постоянно, каждый день» (1 Пар. 16:37). В составе этой группы был человек по имени Идифун (Йедуфун, 1 Пар. 16:41), имя которого образовано от корня глагола hоду и означает «благодарность». Эта группа музыкантов предназначалась для будущего храмового служения «чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах» (1 Пар. 25:1). Значение многих слов утрачено при переводе. Например, еврейская фраза – «они были пророками» (евр. нивий’им), переводится в РСП – «чтобы они провещавали». Для нас удивительно – пророки на цитрах? Это означает, что и музыкальное произведение может быть выражением благодарности Богу, и пророческое служение может быть музыкальным и без слов.

Музыкальное прославление

Еще два глагола раскрывают роль и значение не только самой музыки, которая исполняется в прославлении, но также и ее сочинение, и исполнение.

Простой глагол שִׁירшир всегда означает петь соло или хором. Поет только человек. «Тот, кто поет, молится дважды» — это изречение приписано бл. Августину и показывает глубокий духовный смысл глагола шир. Когда человек переживает эмоциональный подъем, он поет о том, что коснулось его сердца. «Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать (שִׁירшир) и прославлять Твое могущество» (Пс. 20:14). «Пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием» (Пс. 32:3).

Воспеть Бога — значит Его прославить. От глагола זָמַרзаммер происходит слово «псалом» на еврейском языке (מִזְמוֹרмицмор). Это слово означает петь, играть на музыкальных инструментах, славословить Богу, прославляя этим Его имя. [ТWOT, 245.] Оно часто употребляется в еврейской поэзии вместе с вышеупомянутым словом שִׁירшир — воспеть в благодарении или прославлении. [ТWOT, 920.]

Так, например, в песне Деворы «Я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву» (Суд. 5:3). Перевод на русский язык «бряцать» является неудачным (см. также 1 Пар. 16:9). Кажется, что лучше бы перевести просто «петь» (Пс. 9:3, 12), но контекст этого глагола явно говорит не только о вокальной музыке, но и о сочинении, и об исполнении вообще любой музыки Богу. Например – «пойте Ему на десятиструнной псалтири» (Пс. 32:2).

Интересно также употребление существительного (זִמְרָתзаммераh) в песне Моисея: «Господь крепость моя и песнь моя» («слава моя» РСП). В этой метафоре скрыта тайная реальность, которую только таким образом можно высказать. Бог не только является источником крепости Моисея или поводом для его песни, но Сам является крепостью Моисея и его песнью. Господь Бог не только дает Моисею способность петь и побуждает его петь. Моисей не только поет о Господе или для Господа, но Моисей Им поет. Таким образом, Сам Бог является содержанием песни Моисея.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.