Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-10-05 | 83 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1.Борис был (высокий бел..курый юн..ша)………………………………………….. с прав..льными тонкими чертами сп..койного и красивого лица. Николай был (курчавый мол..дой человек) ………………………………………………. с открытым выр..жением лица. 2. Куда только (н..)совала меня судьба! Я был послед..вательно (офицер, земл..мер, гру..чик арбузов, подно..чик кирпичей, прод..вец на ц..нтральном рынке в Москве) ………………………………………….
………………………………………………………………………………………………… 19
СИНТАКСИС. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Член предложения вопрос,что обо-значает, от чего зависит | Способ выражения, особенности | Пример |
Определение
от |
Подлежащего
\\
Дополнения
(сущ., мест.)
Какой?
Чей?
(признак
предмета)
какая?
┌──────х
1. Серая машина проехала мимо.
┌──────х
2. Серая от пыли машина проеха-
ла мимо.
х ────┐
Машина, серая от пыли, прое-
хала мимо.
┌────── х
3. Опавшие листья устилали зем-
лю ковром.
┌────── х
|
4. Опавшиес деревьев листья
устилали землю.
х ────┐
Листья, опавшие с деревьев,
устилали землю.
┌───── х
5.Мы нашли свой чемодан.
6.Я живу на первом этаже.
!!! синтаксическая синонимия Чердачная(согласование) лест-ница сломалась. НО! Лестница на чердак (управле-ние) сломалась. |
какая?
х ────┐
1.Лестница на чердак сломалась.
х ────┐
2.Лестница, единственныйпуть
на чердак, сломалась.
┌─── х
3.Мы нашли его чемодан.
х ────┐
4.У меня было одно желание -
учиться. <──────────┘
х ────┐
5. Короткая бородка, чуть тем-
нее волос, очень шла ему.
х ────┐
6.Я живу в доме напротив.
7. Как самая младшая в нашей
┌───── х 20
семье, Катя была избалована.
Какой?
Чей?
(качество
предмета:
пол,
имя // название
возраст,
национальность,
профессия)
НО! Я многое узнал из «Ревизора». |
х ────┐
|
2. В городе Москве много музеев.
каком?
х ──┐ нес. о.
Самара стоит на берегу реки
Волги. <─────────────┘ х
НО! Я живу в городе Сочи. |
х ────┐
3. Петя, мальчик лет пяти, гром-
ко прочитал стихотворение.
4.На завалинке сидел извозчик-
-киргиз. (киргизский извозчик)
НО! (старый) Рядом с ним стоял старик кучер. |
согл.опр. ┌───── х ────┐ прилож.
!!! Великого полководца Кутузова
знает каждый.
|
|
СИНТАКСИС. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ // ПРИЛОЖЕНИЕ.
Грамматическая норма.
1. Использование в речи определения, выраженного причастием
(причастным оборотом).
1. Следует выбирать верную форму залога и времени в зависимости
от контекста:
Работа была выполнена за пять дней вместо (предполагаемых, предполо-женных, предполагавшихся) семи. | ……………………………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………… |
2. НЕЛЬЗЯ(!) смешивать возвратность (-ся) со страдательныи значением
(признак по действию предмета, над которым выполняют действие):
Коровы (отправляющиеся, отправ-ляемые) на убой, хорошо откормлены. Девочка,(воспитывающаяся, воспиты-ваемая) бабушкой, вполне обеспечена. Работы, (выполняющиеся, выполняе- мые) студентами-заочниками, прове-ряются быстро. | ………………………………………………. ………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………. |
3. Если определяемое слово выражено словосочетанием сущ.+сущ., то
возможны варианты согласования с ним определения в зависимости от
|
значения (укажите гл. слово, объясните значение):
Часть книг, предназначенн ая для выставки, уже получена. Часть книг, предназначенн ых для выставки, уже получена. |
4. Если определяемое слово выражено словосочетанием «один из сущ.»,
то определение согласуется с существительным (число, род, падеж)
х ────┐ Одним из принципов, разоблаченн ых Достоевским, является принцип «все дозволено». |
5. Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ определения.
НЕЛЬЗЯ(!) разрывать им причастный оборот.
Полученное письмо от читателя бы-ло опубликовано. Вовремя оказанная помощь пациенту принесла положительный результат. | ……………………………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………….. ……………………………………………….. |
6. Для полноты высказывания причастие (как правило) должно иметь
поясняющее слово.
Вошедших граждан просят оплатить проезд. Поступившие рукописи отправлены на рецензирование. | ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………… 24 |
2. Согласование определений и приложений:
1. Если определяемое слово выражено существительным общего рода
(калека, зануда, невежа…), то определение согласуется с ним в зависимости от
значения.
Этот маленький простофиля (м.р.) все перепутал. Эта маленькая простофиля (ж.р.) все перепутала. |
2. Если определяемое слово выражено существительным женского рода
(знаменитость, личность, персона…), то определение ставится в ж. р.
На литературном горизонте появилась новая личность - Чехов. Городская знаменитость журналист Иванов получил премию мера. |
3. Если определяемое слово выражено существительным мужского рода
(педагог, профессор, врач, шофер…), не имеющим пары женского рода, то
определение ставится в м.р.
Виноградова – известный мастер спорта и опытный педагог. (!) Виноградова – один из опытнейших педагогов России. Внимательный врач Петрова оказала ребенку помощь. НО! Врач Петрова, внимательная к больному, точно поставила диагноз. |
4. Если определяемое слово выражено сочетанием видового и родового
понятий (или составным словом), то определение согласуется с родовым
(основным).
х Реликтовое дерево эвкалипт осушает болото. х В саду благоухает прелестный цветок камелия. х Купили огромную диван-кровать. х Открыли недавно отремонтированную автомат-закусочную. |
3. Согласование географических названий с определяемым словом
согласуются названия | не согласуются | |
1. городов
в городе Москве
под городом Петропавловском-
Камчатским;
2. рек на реке Оке
| 1. составные названия городов в городе Набережные Челны; (!) в официальных документах Администрация города Кинешма 2. озер, заливов, островов, гор, полуостровов, мысов, вулканов на озере Байкал в пустыне Сахара 3. станций и портов на станции Лихая в порту Находка 4. астрономические названия орбита планеты Венера 25 | |
!!! несогласованные приложения (прозвища и названия) У Всеволода Большое Гнездо было много детей. Пьеса «Враги» поставлена впервые. В газете «Правда» опубликована большая статья.
|
4. Использование в речи придаточного определительного (9 класс)
1. Так как нельзя использовать однотипные придаточные в одном предложении, для замены придаточного определительного, применяется синтаксическая синонимия (причастный оборот).
На конференции, которая проходила в июне, были подняты вопросы, кото- рые многих заинтересовали. Ему надо покинуть квартиру, в которой он живет, из-за ремонта, который планируют в ней сделать. | ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ……………………………………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………… |
2. Придаточное определительное не используется в позиции разрыва относительно определяемого слова:
Жирным шрифтом выделены слова в предложениях, которые нужно разо-брать брать по составу. Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован. Посетители выставки обратили внимание на картины художников, которые рассказывали о войне. | ………………………………………………. ………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. |
3. Нельзя соединять (в качестве однородных) причастный оборот и придаоч-точное определительное.
Дома, высотные и которые построили в микрорайоне недавно, отличались качеством отделки. | ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………… |
4. Нельзя в придаточных определительных использовать союзные слова, не подходящие к данному контексту (пространственные, временные):
Эпизод, где Печорин вызывает Груш-ницкого на дуэль, очень динамичен. | ……………………………………………… ……………………………………………… |
5. Необходимо согласовывать союзное слово с другими членами придаточ-ного предложения:
Мать дает Митрофану любовь, которую тот не заслужил. | ………………………………………………. ………………………………………………. |
6. Нельзя использовать лишние указательные слова:
Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки. | ……………………………………………… …………………………………………… 26 |
СИНТАКСИС.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ.
(определение // придаточное определительное)
Замена придаточного определительного причастным оборотом невозможна, если: 1. В главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово(тот, того и т.д.): В доме юбиляра собрались те артисты, которые не были заняты в тот вечер в спектакле. 2. В придаточном предложении союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом: Событие, о котором придет речь, стало уже легендой. 3. В придаточном предложении сказуемое выражено формой будущего времени: Так как мы не смогли отменить встречу, которая состоится завтра, то пришлось срочно выехать. 4. В придаточном предложении сказуемое выражено формой условного наклонения (при сказуемом есть частица бы): Нам нужны специалисты, которые смогли бы вывести нашу эконо- мику из кризиса. |
Счастлив человек, который имеет возможность путешествовать. | ……………………………………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………….. |
Абитуриент, который отлично сдал ЕГЭ, может поступать в любой вуз. | …………………………………………………. ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… |
У памятника, который стоял в начале аллеи, по вечерам собиралась молодежь. | ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… |
Задачи, которые мы должны решить, очень трудны. | ………………………………………………… ………………………………………………. ………………………………………………. |
Портовые воробьи долбили клювами мостовую, которую недавно покрыли асфальтом. | ………………………………………………… ……………………………………………….. ……………………………………………….. |
Я узнал ту звезду, о которой много читал. | ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………. |
Как показали исследования ученых, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было. | ………………………………………………. ………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………….. |
Нет человека, который не мечтал бы быть счастливым. | ………………………………………………. ………………………………………………… ………………………………………………… …………………………………………… 27 |
Тренировочные упражнения.
Упражнение N 1 (определение, приложение)
Найдите предложения с грамматическими ошибками, исправьте их:
1. В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей об
экономике.
2. Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно тро-
гательной красотой, так много говорящие русскому сердцу.
4. Одна из партий, победивших на выборах, отклонила бюджет.
5. Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая
людей со всей России.
6. Крупный камень красивого фиолетового цвета, вставленного в браслет, на
самом деле оказался металлическим сплавом.
7. Окруженный заботой, мальчик очень быстро поправился.
8. Пара деревьев, поваленных бурей, преграждала машине путь, и мы не могли
понять, что делать дальше.
9. 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов
для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте остров.
10.Не раздумывая ни минуты, отважный всадник поскакал наперерез сорвавше-
гося табуна.
Упражнение N 2 (определительное придаточное)
Исправьте грамматические ошибки:
1. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и
занимавшей почти полпарка.
2. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая
славилась обилием рыбы.
3. Поэма, где рассказывается о судьбе Мцыри, написана Лермонтовым.
4. Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил
мне товарищ.
5. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.
6. Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули
луга и пашни.
7. На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было
пятнадцать лет, который тоже поступил в полк.
8. Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда
должно было начаться восхождение на Эльбрус.
9. Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили
теплоходы.
10. Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке
леса, который славился обилием грибов.
11. Разведчики подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой
травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.
12. Главное, на что обращает внимание автор,— это на тщательный отбор
языковых средств.
13. Мы видим в романе, как растёт число сознательных борцов, которые идут в
гущу народных масс, которые ведут революционную пропаганду.
14. Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои,
обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой.
15. Авторские ремарки указывают на разные детали, например на стук топора,
который доносится из-за кулис. 28
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
ЭПИТЕТ (ТРОП)
НЕ ПУТАТЬ!!! | |
Определение – используется в прямом значении, выражено прилагательным, указываю-щим на отличительный признак предмета и не даю-щий его образной характери-стики. * железная кровать (из железа - материал). | Эпитет – троп, то есть красочное определе-ние, выраженное прилагательным (какой?), которое используется в переносном значе-нии, поэтому можно подобрать синоним нейтрального характера. * железная (крепкая) хватка * железный характер * железная леди фразеологизмы Если эпитет характеризует действие (гла-гол), то может быть выражен наречием. * Листья были напряженно вытянуты по ветру. Туго ухала земля. Стилистические группы: 1. Усилительные – указывают на признак, со- держащийся в определяемом слове: * зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспиднаятемень, горегорькое. 2. Уточнительные - называют отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет), подкрепляются сравнением: * лёгкие, как пух, облака. 3. Контрастные - образующие с определяе- мым существительным сочетания противопо- ложных по смыслу слов – оксюмороны: * живой труп, радостная печаль, ненавидя- щая любовь. |
Тренировочное упражнение.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!