Раскройте скобки. Объясните употребление в составном именном сказуемом форм именительного и творительного падежей. Вставьте пропущенные буквы. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Раскройте скобки. Объясните употребление в составном именном сказуемом форм именительного и творительного падежей. Вставьте пропущенные буквы.

2021-10-05 83
Раскройте скобки. Объясните употребление в составном именном сказуемом форм именительного и творительного падежей. Вставьте пропущенные буквы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Борис был (высокий бел..курый юн..ша)………………………………………….. с прав..льными тон­кими чертами сп..койного и красивого лица. Николай был (курчавый мол..дой человек) ………………………………………………. с открытым выр..жением лица. 2. Куда только (н..)совала меня судьба! Я был послед..вательно (офицер, земл..мер, гру..чик арбузов, подно..чик кирпичей, прод..вец на ц..нтральном рынке в Москве) ………………………………………….

………………………………………………………………………………………………… 19

                                                             СИНТАКСИС. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                                                     ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Член предложения вопрос,что обо-значает, от чего зависит Способ выражения, особенности Пример

Определение

     

 

  от

Подлежащего

    \\

Дополнения

 

(сущ., мест.)

 


Какой?

Чей?

 

(признак

предмета)

 

Согласованное - связан-ное с главным по типу   согласования 1. прилагательное        х ──────┐ 2. прилаг. + завис. слово (прилагательный оборот)   3. причастие           х ──────┐ 4. причаст.+ завис.слово (причастный оборот)   5.местоимение 6.порядковое числительн.  

 

         какая?

   ┌──────х

1. Серая   машина проехала мимо.

                   ┌──────х          

2. Серая от пыли машина проеха-

ла мимо.

        х ────┐

Машина, серая от пыли, прое-

хала мимо.

    ┌────── х

3. Опавшие листья устилали зем-

лю ковром.

                            ┌────── х

4. Опавшиес деревьев листья

устилали землю.

      х ────┐

Листья, опавшие с деревьев,

устилали землю.

                       ┌───── х

5.Мы нашли свой чемодан.

6.Я живу на первом этаже.

!!! синтаксическая синонимия Чердачная(согласование) лест-ница сломалась.          НО! Лестница на чердак (управле-ние) сломалась.

           какая?

       х ────┐

1.Лестница на чердак сломалась.

        х ────┐

2.Лестница, единственныйпуть

на чердак, сломалась.     

                    ┌─── х

3.Мы нашли его чемодан.

                                            х ────┐

4.У меня было одно желание - 

учиться.          <──────────┘

                          х ────┐

5. Короткая бородка, чуть тем-

нее волос, очень шла ему.

                 х ────┐

6.Я живу в доме напротив.

7. Как самая младшая в нашей

┌───── х                                     20

семье, Катя была избалована.

Несогласованное -связанное с главным по типу управления                \\        примыкания     1. существительное        х ──────┐ 2. сущест.+ завис. сл.     3. местоимение   4. инфинитив (Н.ф.г.)     5. сравнительная сте- пень прилагательного   6. наречие 7. оборот с союзом КАК Приложение     от подлежащего     \\ дополнения (сущ., мест.)
 


Какой?

Чей?

 

(качество

предмета:

пол,

имя // название

возраст,

национальность,

профессия)

    1. существительное (!!! не согласуется)   2. сущ.-имя собственное      имена, названия городов,      рек (!!! согласуется)   3. сущ.+зависимое слово   4. существительное в обратном порядке                                  чью?                          х ────┐ нес.опр. 1.Я прочитал комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». <───┘                     какую?
                 НО! Я многое узнал из «Ревизора».         

        х ────┐

2. В городе Москве много музеев.

                                 каком?

                                х ──┐ нес. о.

Самара стоит на берегу реки

Волги. <─────────────┘ х

                НО! Я живу в городе Сочи.

   х ────┐        

3. Петя, мальчик лет пяти, гром-

ко прочитал стихотворение.

 

4.На завалинке сидел извозчик-

-киргиз. (киргизский извозчик)

  

                НО! (старый) Рядом с ним стоял старик кучер.                      

согл.опр. ┌───── х ────┐ прилож.       

!!! Великого полководца Кутузова

знает каждый.         

Дополнение     от сказуемого (глагол)  кого? что? ВИНИТЕЛЬНЫЙ падеж (предмет, на который   переходит действие) РОДИТЕЛЬНЫЙ ДАТЕЛЬНЫЙ ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДЛОЖНЫЙ падеж (предмет,  связанный с  действием   \\  другим предметом)   Прямое дополнение 1. имя существит.-е (в винительном. п.) 2. неделимое сочетание   Косвенное дополнение 1. любая часть речи в роли существитель- ного в косвенном падеже   2. местоимение в косвенном падеже 3. неделимое сочетание   4.оборот с союзом как (в значении отождествле-ния)   5. оборот в значении   включения          \\ исключения           \\ замещения                 кого? что?               х ────┐ 1. Мать любит дочь.              х ────┐ 2.Я прочитал много книг.                   в чём?    о чём?               ┌───── х ────┐ (сущ.) 1. В повести говорится о любви.                       х ────┐ Я много думал о давнем.(прил.)                                      х ────┐ Завтра не будет похоже на се- годня.(наречие)                   х ────┐ Меня попросили рассказать о себе. (инфинитив)                        21    ┌───── х К пяти прибавьте тридцать .(числ.)     х ────┐ 2.Приплыла к нему рыбка. (мест.)                    ┌───── х 3. Нам с братом повезло .(н\соч.)                             х ────┐ 4.Относитесь ко мне как к другу.           х ────┐ 5.Никого, в том числе и детей, не было дома. (включая)       х ────┐ Никого, кроме детей, не было дома. (исключая)                   х ────┐ Надел шляпу вместо шапки. (за, взамен) Обстоятель-ство     от сказуемого (глагол)   \\ обстоятель - ства   (признак  действия     \\ другого   признака) образа действия степени места времени   условия   причины   цели   уступки     1. наречие     2. существительное     3. деепричастие           \\ дееприч. + завис. сл.   при этом что делая?  (добавочное действие)   4. фразеологизм   5. сравнительный обо- рот   6. предложное сочета- ние (существит. с производным предлогом)   7. Инфинитив (Н.ф.гл.) ……………………………….. Как? Каким образом? Как? В какой степени? Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? При каком условии?   Почему? Отчего?   Зачем? Для чего?   Несмотря на что? Вопреки чему?                                 где?                              ┌───── х 1. Звонко кукушка вдали куковала.        └──────────── х     куда?           как? ┌───── х 2. В дом ворвался холодный ветер.     при этом что делая?        х ────┐ 3.Погасла, падая, ракета.               при этом что делая?                        ┌───── х Медленно падая, гасла ракета.                        как?                       х ────┐ (упорно) 4. Мы трудились не покладая рук.             где?       как? 5. Вода в прудуместами  на                             х ────┐ солнце сверкала, как сталь.         почему? (благодаря кому?)                           ┌───── х 6. Благодаря маме я выздоровел.                    з ачем?                    х ────┐ 7. Мы позвали его пообщаться. …………………………………………                        х ────┐ Спортсмен бежал медленно. (наречие) Облака, как гигантские птицы,    х проплывали над головой.       22 (………………………………..)                         (быстро) Он помчался сломя голову. (……………………………………)   Кругом пели птицы. (………………)   Заяц выскочил из лесу и побежал   полем. (……………………………..)   Из деревни многие уехали. (……………………………………….)   Я приехал вчера. (………………)   Мы тебя прождали около часу. (……………………………………)   Бабушка от рассвета до заката трудилась. (………………………….)   При старании вы добьетесь успеха. (………………………………)   Он освобожден от занятий по болезни. (…………………………..)   Споткнувшись, брат упал. (….. ………………………………………)   Занятия отменили, в связи с усилившимися морозами. (……………………………………..)   Я ехал в Москву лечиться. (….. ………………………………………)   Несмотря на мои старания, ничего не получилось. (………………………………………)   Невзирая на плохие условия, раскопки продолжались. (………………………………………) Ночь, вопреки ожиданиям, была теплая. (……………………………..)                                                   23

 

                                                            СИНТАКСИС. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                                                    ОПРЕДЕЛЕНИЕ // ПРИЛОЖЕНИЕ.

                                                                  Грамматическая норма.

1. Использование в речи определения, выраженного причастием

        (причастным оборотом).

1. Следует выбирать верную форму залога и времени в зависимости

от контекста:

  Работа была выполнена за пять дней вместо (предполагаемых, предполо-женных, предполагавшихся) семи. ……………………………………………….. ………………………………………………. ………………………………………………

2. НЕЛЬЗЯ(!) смешивать возвратность (-ся) со страдательныи значением

(признак по действию предмета, над которым выполняют действие):

Коровы (отправляющиеся, отправ-ляемые) на убой, хорошо откормлены. Девочка,(воспитывающаяся, воспиты-ваемая) бабушкой, вполне обеспечена.   Работы, (выполняющиеся, выполняе- мые) студентами-заочниками, прове-ряются быстро. ………………………………………………. ……………………………………………….   ………………………………………………. ………………………………………………..   ……………………………………………….. ……………………………………………….  

3. Если определяемое слово выражено словосочетанием сущ.+сущ., то

возможны варианты согласования с ним определения в зависимости от  

значения  (укажите гл. слово, объясните значение):   

Часть книг, предназначенн ая для выставки, уже получена.           Часть книг, предназначенн ых для выставки, уже получена.  

 

4. Если определяемое слово выражено словосочетанием «один из сущ.»,

то  определение согласуется с существительным (число, род, падеж)                          

                х ────┐ Одним из принципов, разоблаченн ых Достоевским, является принцип «все дозволено».

5. Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ определения.  

НЕЛЬЗЯ(!) разрывать им причастный оборот.

Полученное письмо от читателя бы-ло опубликовано. Вовремя оказанная помощь пациенту принесла положительный результат. ……………………………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………….. ………………………………………………..

 

  6. Для полноты высказывания причастие (как правило) должно иметь

поясняющее слово.   

Вошедших граждан просят оплатить проезд. Поступившие рукописи отправлены на рецензирование. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………… 24

2. Согласование определений и приложений:

1. Если определяемое слово выражено существительным общего рода

(калека, зануда, невежа…), то определение согласуется с ним в зависимости от

значения. 

Этот маленький простофиля (м.р.) все перепутал.       Эта маленькая простофиля (ж.р.) все перепутала.

 

2. Если определяемое слово выражено существительным женского рода

(знаменитость, личность, персона…), то определение ставится в ж. р.

           

На литературном горизонте появилась новая личность - Чехов.      Городская знаменитость журналист Иванов получил премию мера.

 

3. Если определяемое слово выражено существительным мужского рода

(педагог, профессор, врач, шофер…), не имеющим пары женского рода, то

 определение ставится в м.р.

           

Виноградова – известный мастер спорта и опытный педагог.   (!) Виноградова – один из опытнейших педагогов России.       Внимательный врач Петрова оказала ребенку помощь.                                      НО!       Врач Петрова, внимательная к больному, точно поставила диагноз.

 

4. Если определяемое слово выражено сочетанием видового и родового

понятий (или составным словом), то определение согласуется с родовым

(основным).      

                                     х   Реликтовое дерево эвкалипт осушает болото.                                                         х   В саду благоухает прелестный цветок камелия.                                                       х     Купили огромную диван-кровать.                                                                                                х       Открыли недавно отремонтированную автомат-закусочную.

                        

3. Согласование географических названий с определяемым словом

 

согласуются названия не согласуются
1. городов в городе Москве под городом Петропавловском- Камчатским;
               НО! в поселке Лазаревское в городе Сочи

2. рек

 на реке Оке

 

1. составные названия городов в городе Набережные Челны; (!) в официальных документах Администрация города Кинешма 2. озер, заливов, островов, гор, полуостровов, мысов, вулканов  на озере Байкал в пустыне Сахара 3. станций и портов  на станции Лихая в порту Находка 4. астрономические названия  орбита планеты Венера          25

!!! несогласованные приложения (прозвища и названия)

У Всеволода Большое Гнездо было много детей.

Пьеса «Враги» поставлена впервые.

В газете «Правда» опубликована большая статья.                            

                              НО! В «Правде» опубликована большая статья.

4. Использование в речи придаточного определительного (9 класс)

1. Так как нельзя использовать однотипные придаточные в одном предложении, для замены придаточного определительного, применяется синтаксическая синонимия (причастный оборот).

На конференции, которая проходила в июне, были подняты вопросы, кото- рые многих заинтересовали. Ему надо покинуть квартиру, в которой он живет, из-за ремонта, который планируют в ней сделать. ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ……………………………………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………….. …………………………………………………

2. Придаточное определительное не используется в позиции разрыва относительно определяемого слова:

Жирным шрифтом выделены слова в предложениях, которые нужно разо-брать брать по составу. Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован. Посетители выставки обратили внимание на картины художников, которые рассказывали о войне. ………………………………………………. ………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………….

3. Нельзя соединять (в качестве однородных) причастный оборот и придаоч-точное определительное.   

Дома, высотные и которые построили в микрорайоне недавно, отличались качеством отделки. ……………………………………………….. ……………………………………………….. …………………………………………………

 

4. Нельзя в придаточных определительных использовать союзные слова, не подходящие к данному контексту (пространственные, временные):

Эпизод, где Печорин вызывает Груш-ницкого на дуэль, очень динамичен. ……………………………………………… ………………………………………………

 

5. Необходимо согласовывать союзное слово с другими членами придаточ-ного предложения:

Мать дает Митрофану любовь, которую тот не заслужил. ………………………………………………. ……………………………………………….

 

6. Нельзя использовать лишние указательные слова:

Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки. ……………………………………………… …………………………………………… 26

                                                                                                         СИНТАКСИС.

                                       ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ.

                                       (определение // придаточное определительное)

 

Замена придаточного определительного причастным оборотом невозможна, если: 1. В главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово(тот, того и т.д.):          В доме юбиляра собрались те артисты, которые не были заняты в          тот вечер в спектакле. 2. В придаточном предложении союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом:          Событие, о котором придет речь, стало уже легендой. 3. В придаточном предложении сказуемое выражено формой будущего времени:         Так как мы не смогли отменить встречу, которая состоится завтра,         то пришлось срочно выехать. 4. В придаточном предложении сказуемое выражено формой условного наклонения (при сказуемом есть частица бы):          Нам нужны специалисты, которые смогли бы вывести нашу эконо-          мику из кризиса.

 

Счастлив человек, который имеет возможность путешествовать.   ……………………………………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………..
Абитуриент, который отлично сдал ЕГЭ, может поступать в любой вуз.   …………………………………………………. ………………………………………………… ………………………………………………… …………………………………………………
У памятника, который стоял в начале аллеи, по вечерам собиралась молодежь.   ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… …………………………………………………
Задачи, которые мы должны решить, очень трудны.   ………………………………………………… ………………………………………………. ……………………………………………….
Портовые воробьи долбили клювами мостовую, которую недавно покры­ли асфальтом. ………………………………………………… ……………………………………………….. ………………………………………………..
Я узнал ту звезду, о которой много читал. ……………………………………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………….
Как показали исследования ученых, кислорода, которым мы дышим, в составе пер­вичной атмосферы Земли не было. ………………………………………………. ………………………………………………. ………………………………………………. ………………………………………………..
Нет человека, который не мечтал бы быть счастливым. ………………………………………………. ………………………………………………… ………………………………………………… …………………………………………… 27  

Тренировочные упражнения.

       Упражнение N 1 (определение, приложение)

Найдите предложения с грамматическими ошибками, исправьте их:

 

1. В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей об

экономике.

2. Всё вокруг: лес, поле, журчащий ру­чей — было красиво необыкновенно  тро-

гательной  красотой,  так  много  го­ворящие  русскому сердцу.

4. Одна из партий, победивших на выборах, отклонила бюджет.

5. Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая

людей со всей России.

6. Крупный камень красивого фиолето­вого цвета, вставленного в браслет, на

самом деле оказался металлическим сплавом.

7. Окруженный заботой, мальчик очень быстро поправился.

8. Пара деревьев, поваленных бурей, преграждала машине путь, и мы не могли

понять, что делать дальше.

9. 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов

 для плавания на дальние расстоя­ния, различил на горизонте остров.

10.Не раздумывая ни минуты, отваж­ный всадник поскакал наперерез сорвавше-

гося табуна.

Упражнение N 2 (определительное придаточное)

Исправьте грамматические ошибки:

 

1. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и

занимавшей почти полпарка.

2. Деревня, в которой мы провели лето, нахо­дилась на берегу реки, которая

славилась обилием рыбы.

3. Поэма, где рассказывается о судьбе Мцыри, написана Лермонтовым.

4. Книга рассказывает нам интересную историю жизни лю­дей, которую подарил

мне товарищ.

5. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.

6. Туманные по­лосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули

луга и пашни.

7. На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было

пятна­дцать лет, который тоже поступил в полк.

8. Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда

должно было начаться восхождение на Эльбрус.

9. Туристы свернули в лес, кото­рый тянулся до реки, по которой ходили

теплоходы.

10. Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опуш­ке

леса, который славился обилием грибов.

11. Разведчики подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и  высокой

травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос ка­мышом.

12. Главное, на что обращает внимание автор,— это на тщательный отбор

языковых средств.

13. Мы видим в романе, как растёт число сознательных борцов, которые идут в

гущу народных масс, которые ведут революционную пропаганду.

14. Зритель со­чувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои,

обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой.

15. Авторские ремарки указывают на разные детали, например на стук топора,

который доносится из-за кулис.                                                                        28

                                                         ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

                                                                                                        ЭПИТЕТ (ТРОП)

                                            НЕ ПУТАТЬ!!!

Определение – используется в прямом значении, выражено прилагательным, указываю-щим на отличитель­ный признак предмета и не даю-щий его образной характери-стики.   * железная кровать (из железа - материал). Эпитет – троп, то есть красочное определе-ние, выраженное прилагательным (какой?), которое используется в переносном значе-нии, поэтому можно подобрать синоним нейтрального характера. * железная (крепкая) хватка * железный характер  * железная леди           фразеологизмы   Если эпитет характеризует действие (гла-гол), то может быть выражен наречием. * Лис­тья были напряженно вытянуты по ветру. Туго ухала земля. Стилистические группы: 1. Усилительные – указывают на признак, со- держащийся в определяемом слове: * зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспиднаятемень, горегорькое. 2. Уточнительные - называют отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет), подкрепляются сравнением: * лёгкие, как пух, облака. 3. Контрастные - образующие с определяе- мым существительным сочетания противопо- ложных по смыслу слов – оксюмороны: * живой труп, радостная печаль, ненавидя- щая любовь.

Тренировочное упражнение.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.