Замените сложное предложение простым, где это возможно. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Замените сложное предложение простым, где это возможно.

2021-10-05 33
Замените сложное предложение простым, где это возможно. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу.

2. Охотники вздрогнули и оглянулись, потому что услышали в кустах шорох.

3. Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность.

4. По мере того как путники углублялись в лес, растительность становилась всё

 более дикой.

5. Когда они поднялись на горную вершину, то уви­дели вдали море.

6. Лес стоит молча, неподвижно, словно он всмат­ривается куда-то.

7. Как только туча приблизилась, началась буря.   

8. Я не мог идти, так как повредил ногу.                                                       31

 

                                                               СИНТАКСИС. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                                                               ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Однородные члены предложения - это сочинительное словосочетание,

                                                                                                  нераспространенные

любые члены главное слово,            могут быть * Мы идём по лесу тихо,

предложения, вопрос,              НО! разные          с остановками.

У которых           функция                  части речи   распространенные

совпадают                                                                      * Мы идём очень тихо,

                                                                                           не говоря ни слова.

  связь     пример
бессоюзная О, О, О                                          * На столе разложены книги, журналы, тетради.  

союзная:

Сочини-тельный

Союз

Соедини- тельный    одиночный                 О и  О   (простой)                      да (и)   составной        как О, так и О                           не только О, но и О   повторяющийся ни О, ни   О * На столе есть и книги, и журналы, и тетради. Противи-тельный одиночный             О, а    О (простой)                       но                                   да(но)                                               однако                                                зато составнойхотя О, но О                           если не О, то(и) О                          хоть    О, всё же О * На столе разложены если не книги, то т етради.   Раздели- тельный одиночный              О или    О (простой)                       либо повторяющийся   то О, то О                              не то О, не то  О                          то ли О, то ли О * На столе лежат то ли книги, то ли альбомы.  

!!!     Связь при помощи сочинительных союзов  используется и в сложносочин-

 ённом предложении.

* Садовниквысадил в грунт розы и поливал их.      [ О и  О ]. 

* Садовниквысадил в грунт розы, и   самполивал их. [ - = ], и [ - = ].

 

Однородными являются зависимые части сложноподчинённогопредложения, если они имеют общее главное слово и одинаковое средство связи.

            ?

  [ х ], ( с.с ), ( с.с ). * [ Яуверен ], (что сдам экзамены), (что поступлю в ВУЗ).

 [ х ], ( с.с ) и ( с.с ). * [Мне нравилсядом ], ( который стоял на пригорке) и

                                    (в котором никтоне жил).

 [ х ] не только ( с.с ), но и ( с.с ). *[ Печорин знал ] не только (когда Казбич  

                      прибудет в крепость), но и (когда его конь останется без присмотра.) 33                                                                                                                                       

                                                     СИНТАКСИС. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                                                      ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

                                                                                   Грамматическая норма.

В творческих работах (при построении предложения) необходимо учитывать смысловые особенности фраз с однородными членами.

1. незамкнутый ряд                                              2. незамкнутый ряд

  однородных членов предлож.-я                 однородных членов предл.-я        

    (бессоюзная связь)                                       (с повторяющимся союзом)

          О, О, О.                                          О, и О, и О.

в спокойной повествовательной речи,       с логическим интонационным    

     если не имеет                                      выделением, хотя и не имеет

исчерпывающего значения:                     исчерпывающего значения:

 * Солдаты учились стрельбе,                      * Солдаты учились стрельбе, и

рытью окопов, маскировке.                          рытью окопов, и маскировке.

 

      3. замкнутый ряд  

                             О, О и О.

                            во всех стилях речи и

                                   имеет

                         исчерпывающее значение

          * Надя принесла топор, пилу и горсть гвоздей.

 

                               4. в попарный ряд  

                                   объединяются

                             О и О, О и О.

                                        

близкие                                     противоположные            несовместимые

по смыслу понятия                по смыслу понятия       по смыслу понятия  

для уточнения деталей      для придания яркостидля создания коми-

                                                                                           ческого эффекта

* Голос его и спокойное * Он мог быть нежным       * В сени вбежали девки           

лицо, тепло и свет в      и грубым, внимательным со свечами и радост-

комнате успокаивали.   и равнодушным.                 ными лицами.

 

      Использование однородных членов предложения.

1. (!!!) НЕЛЬЗЯвнейтральнойречи использоватьнесопоставимые понятия:   

                                                     ИСПРАВЬ!  

"Слово о полку Игореве" - это памят-ник литературы и умная книга.   ……………………………………………….. ……………………………………………….

2. Необходимо следить за тем, чтобыглавное слово сочеталось по

смыслу и форме с каждымиз однородных членов предложения:

 Автор произведения восхищается мужеством героя и его честолюбием.   ………………………………………………. ………………………………………………….
Произведение имеет патриотическую и лирическую направленность.   ………………………………………………. ……………………………………………….                                                             34
Автор «Слова» хотел разобраться и рассказать о личности князя.   …………………………………………………. …………………………………………………

3. (!!!) НЕЛЬЗЯсочетать   родовые и видовыепонятия:

Князь Игорь обратился с речью к воинам и дружине.   ……………………………………………….. ………………………………………………..
(Природа впала в беспокойство.) Закричали птицы по дубам, лисы,  волки и дикие звери.   …………………………………………………. ……………………………………………….. ……………………………………………….

4. Необходимо следить за тем, чтобысоседствующие  управляемые  чле-

ны предложения входили в один ряд однородных  (а не в разные):

Игорь высказал свою решимость, стремление продвигаться вперед и мужество.   ………………………………………………. ……………………………………………….. ………………………………………………..

 

5. При парном сочетании однородных  нужно следить за  их   сочетаемо-

стью по принципу  близости или контраста:

О "Слове" написано много книг и  лекций, статей и докладов.   ……………………………………………… ……………………………………………….

6. При использовании составного союза нe забывайте, что у него две части:

Не только Всеволод и его воины  проявили отвагу во втором бою.   …………………………………………………. ……………………………………………….

 

7. Каждая из частей составного союза должна стоять непосредственно перед однородным членом предложения:

Автор хотел показать не только  князя мужественным, но и честолюби­вым. ……………………………………………….. ……………………………………………….

 

8.. (!!!) НЕЛЬЗЯупотреблятьнесуществующие составные союзы:

 Затмение было не только плохим пред-знаменованием, а также испытанием целеустремленности  Игоря.   ………………………………………………. ……………………………………………… ………………………………………………

 

9. Будьте осторожны с постановкой частицы НЕ, если за ней следует

союз A:

 Не является пороком стремление к доказательству воинской доблести, а стремление к славе любым путем, даже через гибель войска.   …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. ……………………………………………..

                                                                                                                                35

10. Чаще всего, если перед первым однородным стоит предлог, то перед

последующим он может опускаться ради благозвучия:

Скорбит русская земля по Игорю, по погибшим в далеком краю воинам, по Всеволоду и по Владимиру. …………………………………………………. ………………………………………………… …………………………………………………
Автор "Слова” говорит об упрямстве князя с сожалением и с болью в сердце. ………………………………………………. ……………………………………………….

                                                                  НО!

Разные предлогиопускать НЕЛЬЗЯ, так как искажается высказывание:

 В тот год воины погибали в Тмуто-рокани и Руси.   ……………………………………………… ………………………………………………

 

11. (!!!) НЕЛЬЗЯв качестве однородных членов использовать разные фор-

мы слов (глагола или прилагательного):

Князь Игорь красив и смелый. Князь решает продолжить поход и обратился к дружине с речью.   …………………………………………………. ……………………………………………….. ………………………………………………..
Автор предстает человеком смелым и не боялся гнева князя.   ………………………………………………. ………………………………………………..

12. (!!!) НЕЛЬЗЯ в качестве однородных использовать член простого  предложения и придаточное:

Я хочу рассказать о футболе и почему его люблю.   ………………………………………………. ……………………………………………….

13. Обобщающее слово имеет ту же форму, что и однородные.

Автор гордится всеми участниками похода: и дружинники, и князья. ………………………………………………. ……………………………………………….

                                                                                         Тренировочное упражнение.

       Упражнение N 1

Найдите ошибку, исправьте ее, отметьте номер правила (1-12).

1.Ему свойственна целеустремленность, отзывчивость и внимательность к людям.

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………….()

2. Он прочитал и заинтересовался статьёй о стихах Лермонтова.

……………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………()

3. Ученик не только составил план, но и конспект этой статьи.

……………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………()

4. Музеи Лермонтова есть во многих городах: Москва, Пенза, Пятигорск.

…………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..()

5. Поздравляю вас от всей души и лично от себя.

…………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………() 36

6. Наш парк – любимое место отдыха жителей посёлка Лазаревское, молодёжи и детей.

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………()

7. Светильник висит над диваном и очень красивый.

………………………………………………………………………………………………..() 

8. Гоголь не назвал свое произведение романом, а поэмой.

…………………………………………………………………………………………………()

9. Если не Коробочке, «твердолобой» бабе, и не Чичикову, прохиндею и аферисту,

но Плюшкину точно принадлежит пальма первенства за накопительство.

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….()

10. В хозяйствах Кубани увеличено поголовье крупного рогатого скота, коров и

птицы.

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………()

11. Преподаватели школы искусств научат ребят разбираться и привьют им

любовь к живописи, литературе, музыке.

………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………….()

12. Чичиков был человек обаятельный и с удовольствием льстит чиновникам.

………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………()

13. Он научил нас не только профессиональным приёмам работы с акварелью, но

и раскрыл тайны композиции.

…………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………….()

14. Студенты могут поместить тезисы своих научных работ в специальных

выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………()

15. Необходимо обратить внимание не только на знания стажёров, но и их

практические навыки.

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………()

16. Автор знаменитой поэмы в прозе был также критиком и любителем

итальянской кухни.

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………()

17. Дом Манилова стоял на холме и который обдувался всеми ветрами.

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………()

18. В этом помещении проводили то учебные занятия, то устраивали тема-

тические вечера.

…………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………..()

19.Статистические данные приведены в ряде газетных публикаций: статья, очерк, корреспонденция, заметка.

…………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………()

20. Он писал для театра комедии водевили и драматические произведения.

……………………………………………………………………………………………… 37


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.