Музейный комплекс Гарварда в Кембридже (2014 г.). Арх. Ренцо Пиано — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Музейный комплекс Гарварда в Кембридже (2014 г.). Арх. Ренцо Пиано

2022-05-12 42
Музейный комплекс Гарварда в Кембридже (2014 г.). Арх. Ренцо Пиано 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

    Музейный комплекс (2014 г.), выполненный по проекту архитектора Ренцо Пиано, объединяет в себе три исторических здания гарвардских художественных музеев – Фогга, Буш-Райзингера и Артура М. Сэклера, хранящих в своих коллекциях около 250.000 предметов искусства. Здание музея Фогга, построенное в 1920-е годы архитекторами Кулиджем, Шепли, Булфинчем и Эбботом, включает выставочные пространства, соединенные с запасниками и учебными классами. Его исторический фасад и внутренний двор восстановили, выполнили пристройку нового крыла, увеличив не только выставочные площади, но и учебные зоны и исследовательские лаборатории.
     Идеей нового музейного комплекса стала концепция объединения «старого и нового» (рис. 78, 79). Внутренний двор со стеклянными аркадами и верхними галереями, сквозь которые просматриваются все пять этажей, перекрыт объединяющей комплекс стеклянной крышей, здесь находится кафе и магазин. Все выставочные залы расположены по бокам и на верхних этажах. Стекло фрагментарно присутствует и в отделке фасадов первого этажа: в северной части нового крыла спроектирован зимний сад. В этом проекте застекленные поверхности музея открывают интерьеры взглядам прохожих и доступу естественного света.

 

Рис. 78. Эскиз музейного комплекса. Архитектор Ренцо Пиано

 

 

Первый, второй и третий этажи включают в себя выставочные пространства, на четвертом этаже находится Центр изучения искусств, в котором размещено несколько зон для проведения лекций, на пятом этаже располагается Центр для изучения консервационных и реставрационных технологий. Два лекционных зала на 300 и 100 мест, помещения для проведения семинаров устроены на подземном уровне, недалеко от музейных хранилищ.


 

Рис. 79. Художественные музеи Гарварда в Кембридже. Архитектор Ренцо Пиано

 

     Музей современного искусства, архитектор Марио Ботта, расположен в
городе Сан-Франциско, недалеко от финансового квартала, напротив центра
искусств Йерба-Буэна. Проект имеет три основные цели: во-первых, использование зенитного естественного освещения в большинстве галерей; во-вторых, создание такой внутренней планировки, чтобы посетитель сразу мог понять идею внутреннего пространства, как только входит в здание; в-третьих, выражение специфического архитектурного языка, который следует культурной моде (рис. 80).

 

 

 

Рис. 80. Музей современного искусства, Сан-Франциско, Калифорния, США.

Эскиз и реализованный проект. Архитектор Марио Ботте

 

 

     Комплекс «Канада-плейс» (Canada Place), выполненный по проекту архитектора Эберхарда Зайдлера, представляет собой футуристическое здание высотой с 23-этажный дом, вытянутое вдоль залива (рис. 81). Музей-порт «Канада-плейс»– пирс, расположенный к западу от Водной станции и по совместительству одна из главных достопримечательностей Ванкувера. Комплекс построили для проведения «Экспо’86».

С виду архитектурный комплекс напоминает гигантский парусник. Такое впечатление создается за счет крыши в форме пяти парусов и «прогулочных палуб» на каждом из этажей. С площадок «Канада-плейс» можно наблюдать за жизнью порта, в том числе за тем, как взлетают и садятся гидросамолеты. В северной части комплекса располагается Административно-информационный центр, где желающие могут посмотреть фильмы о деятельности порта, увидеть фотографии старой набережной Ванкувера и испытать силы в виртуальной загрузке контейнеров.

  Пристань комплекса «Канада-плейс», способная принимать до четырех круизных лайнеров одновременно, находится в средней части комплекса. Помимо пристани комплекс включает конференц-центр, гостиницу, торгово-ресторанные площади и кинотеатр IMAX. Отдельного внимания заслуживает подземный туннель, служащий художественной галереей.

 

 

 

Рис. 81. «Канада-плейс» (музей-порт), Ванкувер, Канада, 1986 г.

Архитектор Эберхард Зайдлер

 

Океанографический музей в Штральзунде (рис. 82, 83) в плане напоминает «несколько овальных «валунов» – башен, в каждом из которых размещена тематическая экспозиция. Пространство между ними заполнено «водой» – объемы соединены между собой стеклянными атриумами» главного фойе, в котором расположены кафе, магазины и зона отдыха.

 

Рис. 82. Океанографический музей в Штральзунде. Решение внутреннего

пространства музея [64]. Авторы проекта Behnisch Architekten

 

 

Рис. 83. Океанографический музей в Штральзунде. План, вид здания.

 Авторы проекта Behnisch Architekten

      Музей современного искусства, архитектор Тадао Андо, расположен в
городе Форт-Уэрт в США, посреди огромного парка. Стратегией архитектора
явилась идея создать проект, в котором нет строгих границ между интерьером и
экстерьером, где все пространства растворяются и подходят для экспонирования произведений искусства. Графический поиск концептуальной части приведен на рис. 84.

    Другой яркий архитектурный образ архитектор воплотил в Музей искусств Титю (Chichu Bijutsukan) - один из известнейших музеев современного искусства. Он был построен в 2004 году по проекту японского архитектора Тадао Андо. Музей располагается в южной части маленького, рыболовецкого острова Наосима (Naoshima) префектуры Кагава (Kagawa) в Японии. Музей является частью большого культурного проекта Benesse Art Site Naoshima, который включает различные арт площадки, осуществлённые на расположенных рядом островах Наосима (Naoshima), Тэсима (Teshima), Инудзима (Inujima). Целью этого проекта является пропаганда природной красоты Внутреннего Японского Моря (Сэто-Найкай). Музеи и другие арт пространства должны пробуждать туристический интерес к этому живописному району.

   Музей Титю задумывался как место, где должны быть осмыслены особые отношения между природой и человеком. Название музея "Chichu Bijutsukan" буквально переводится как "Музей искусств в земле". Большая часть музея находится внутри холма, с целью сохранить неизменными пейзажи Внутреннего Моря. Несмотря на это, главным в подземном непрерывном пространстве музея является свет: "музей в земле" наполнен естественным светом.

  Важным элементом музейного комплекса является сад музея. Он расположен между кассами и основным зданием музея, занимает территорию в 400 квадратных метров. В нём собрано около двухсот видов деревьев и цветов, которые так или иначе появлялись в произведениях Клода Моне, который сам был страстным садовником. А в нескольких прудах сада растут кувшинки из знаменитой серии. Музей Титю и его превосходная коллекция появились благодаря уникальному сотрудничеству художников и архитектора. В процессе они постоянно обменивались идеями и мнениями, поэтому весь музей можно рассматривать как одно большое произведение site-specific art. Само здание музея является прекрасным примером современной архитектуры - оно сливается с окружающей средой, сохраняет тонкое равновесие материалов - бетона, металла, стекла и дерева и, самое главное, - света. Все это позволяет назвать музей Титю одним из самых важных культурных сооружений в мире, (рис.85-87).

 

Рис. 84. Музей современного искусства, Форт-Уэрт, США, 2002 г. Архитектор Тадао Андо

 

Рис. 85.   Музей искусств Титю, Япония 2004 г. Архитектор Тадао Андо. Вид сверху.

 

 

Рис. 86.   Музей искусств Титю, Япония 2004 г. Архитектор Тадао Андо. План.

 

 

Рис. 87.   Музей искусств Титю, Япония 2004 г. Архитектор Тадао Андо

 

      Музей в Чикатсу-Асука в Японии, выполненный по проекту архитектора
Тадао Андо в 1990-1994 гг, располагается в живописном природном окружении
(рис. 88). Он одновременно является и научно-исследовательским центром. Основа образа музея – «ступенчатая бетонная плаза с торчащей золотистой башней главного зала. Крыша превращена в амфитеатр, откуда открываются красоты окружения» (рис.88.

 Речь идет об очень смелом решении здания, замысел которого был предельно прост. Упорядочить мир средствами дизайна, а не речи или метафизики, - таким было желание архитектора. Смелая попытка разделить мир на две вселенные с помощью огромной каменной лестницы – это не что иное, как архитектурная амбиция.

Кровля музея сделана в форме лестницы с небольшим уклоном, вымощенной сотнями тысяч кусков белого гранита, над которой возвышаются три башни из бетона серо-пепельного цвета. Ансамбль напоминает греческие развалины или пирамиды, однако мы не можем еще раз помешать представить себе, насколько может быть освобождающей и воодушевляющей форма лестницы, поднимающейся в небо. Это чистое интеллектуальное пространство, рожденное из геометрии. Подиум из белого камня – это порог вечности. То, что находится над ним, является вневременной реальностью, вместилище того, что греки называли «идеями» – первообразами вещей.

Под лестницей помещается «царство страстей». Здесь находится музей, посвящённый кофунам (погребальным курганам), это место, где бродят духи предков, где жив дух места. Это не столько выставочное пространство, сколько подземный театр, играющий на эмоциях. Таким образом, каменная лестница образует границу между двумя противоположными владениями, светом и тьмой, центробежными и центростремительными силами, интеллектом и эмоциями, историей и археологией, музеем и гробницей

Это место является опасным творением, которое нельзя полностью объяснить противоречивыми понятиями «макрокосм» и «микрокосм», этому зданию нет равных. Ни одно другое здание в мире не обладает лестницей, играющей столь важную роль!

Регион, в котором был возведен музей, расположен в южной части префектуры Осака и знаменит 200 погребальными курганами, среди которых находятся императорские мавзолеи и могилы известных исторических личностей, таких как принц Сотоку (574-622) и дипломат Оно но Имоко (ок. начала VII века), Это среда, в которой мы можем ощущать медленное течение времени, от зари истории Японии до наших дней. Музей, посвященный знакомству с культурой кофунов и исследованиям в этой области, также предлагает панорамные виды на окрестные курганы. Ступенчатая кровля служит видовой площадкой, местом для прогулок, театром под открытым небом и искусственным холмом.

 

 

 

Рис. 88. Исторический музей, Чикатсу-Асука, Япония, 1994 г. Архитектор Тадао Андо

 

Рис. 89. Исторический музей, Чикатсу-Асука, Япония, 1994 г. Архитектор Тадао Андо

 

 

      Архитектурный комплекс «Город искусств и наук» является одним из
выдающихся образцов современной архитектуры (рис. 90 - 92). Проект был
разработан архитекторами Сантьяго Калатрава и Феликсом Кандела. Он состоит из пяти сооружений, возведенных на осушенном дне реки Турия в городе Валенсия (Испания). Комплекс состоит из пяти зданий: оперного театра и сцены для других театральных постановок; кинотеатра IMAX, планетария, театра лазерных постановок; галереи-сада; научного музея (по форме напоминающий скелет кита); океанографического парк на открытом воздухе. Весь комплекс окружен парками, ручьями и бассейнами.

 

Рис. 90. Общий вид на Город искусств и наук в Валенсии, Испания [51].

 Архитекторы: Сантьяго Калатрава и Феликс Кандела

 

 

Рис. 91. Музей науки. Архитекторы Сантьяго Калатрава, Феликсом Кандела

 

 

Рис. 92.  Интерьер музея науки

 

          Гетти центр (Getty Center), выполненный по проекту Ричарда Майера в
1997 году, располагается в районе Брентвуд (Brentwood) около гор СантаМоника и является одним из значимых на сегодняшний день культурных центров Лос-Анджелиса, в котором хранится большая коллекция произведений искусства (рис. 93, 94). В его состав входят пять павильонов, в которых произведения искусства располагаются в хронологическом временном порядке:
выставочный, северный, восточный, южный и западный павильоны, в которых
выставляются живопись, графика, скульптуры, манускрипты, декоративно- прикладное творчество. В выставочном павильоне проходят временные тематические выставки. В северном павильоне представлена экспозиция живописи, искусства и скульптуры вплоть до 1600 г. Восточный павильон включает в свою экспозицию искусство XVII века (Барокко), а так же голландскую, фламандскую, французскую, испанскую живопись, итальянское декоративно-прикладное искусство 1600 до 1800 г. Живопись XVIII века и большая коллекция декоративно-прикладного искусства размещены в Южном павильоне. В западном павильоне скульптура и декоративно-прикладное искусство Италии 1700 – 1900 г.

    В галереях на первом этаже каждого павильона выставляются фотографии. Вторые этажи павильонов связаны между собой застекленными мостиками и открытыми террасами с которых открывается вид на окружающие холмы и центральную площадку музея. На открытых террасах и в садах между зданиями центра расположены скульптуры. Центральный сад с бассейном спроектирован так, чтобы подчеркнуть игру света, цвета и отражения. Одной из самых важных составляющих внутреннего пространства интерьеров является присутствие естественного света. Многие стены выполнены из стекла, чтобы картины в галереях были представлены посетителям в естественном освещении.

 

Рис. 93. Гетти центр (Getty Center), Лос-Анджелес, США, 1997 г.

Общий вид комплекса. Архитектор Ричард Майер

 

 

 

Рис. 94. Гетти центр, Лос-Анджелес, США, 1997 г. Архитектор Ричард Майер

       Образ Средиземноморского музея современного искусства в Кальяри, создан архитектором Заха Хадид. Базовыми элементами музейного комплекса являются библиотека и конгресс-холл, представляющие собой три конуса, примерно одинаковых по массе, но разных по сечениям и диаметрам, по-разному срезаных и ориентированных в пространстве (рис. 95). «В своих основаниях все три бесшовно срастаются, сливаются с динамично изгибающимся… переменного сечения телом музея. Сама Хадид видит форму белой коралловой массой… Еще предлагается ассоциация с «плывущей» пластикой прибрежных песчаных дюн, наметаемых ветром и неуловимо меняющихся в своих мягких очертаниях. Какими бы ни были природные ассоциации, неоспорим, с одной стороны, факт укорененности архитектуры в местную культурно-историческую традицию, а с другой – факт вызывающей ее современности и невиданности». Объект удачно расположен на изгибе берега, вписан в особенности окружения и «одновременно выделяется пространственным ориентиром в пестрой и многоликой панораме портового города».

 

Рис. 95. Средиземноморский музей современного искусства в Кальяри, Италия, 2006 г.

 Архитектор Заха Хадид

         Концепция Музея транспорта в Глазго, построенного по проекту архитектора Заха Хадид, представляет собой образ здания как динамической проекции плоского двухмерного фасада, протянувшегося вдоль несимметричного участка от одного конца порта до другого. «Здание музея построено в исторически значимой точке города, где сливаются воедино реки Келвин и Клайд, и в очертаниях здания известный архитектор символически передает мощь и энергию стремительных потоков воды. Здание, практически на всей своей протяженности приземистое и достигает пика высоты только с одной стороны, выходящей на набережную. Профиль крыши представляет собой череду пиков и провалов, а фронтальный вид, в зависимости от угла зрения, меняется от круглого до остроугольного и резко очерченного. Здание обшито металлическим сайдингом, который придает постройке и ее окружению еще более строгий внешний вид. Внутреннее пространство музея организовано по принципу туннеля, открытого на концах в сторону городского центра и набережной реки Клайд. В некотором смысле музей выступает связующим звеном между городской средой и естественным речным ландшафтом. Крутые повороты туннеля преумножают выставочное пространство и расширяют его функциональные возможности…» (рис. 96).

 

Рис. 96. Музей транспорта в Глазго, Шотландия, 2004 – 2010 гг. 

Архитектор Заха Хадид

 

 

       Национальный Центр современных искусств в Риме, архитектор Заха
Хадид, имеет подчеркнуто «урбанистический характер, но не высящимися
объемами и массами, а своей впаянностью в город. Его главные оси и контуры
внутренних пространств развивают градообразующие направления Тибра и
улицы Гвидо Рени. Взаимодействие переплетающихся криволинейных
направлений дополняется также отзвуком геометрии планировочной решетки
города, что еще крепче связывает комплекс с городским контекстом и дает
возможность дальнейшего его развития» (рис. 97, 98). «Супрематические особенности композиции обширного урбанизированного комплекса дополняются акцентировкой направлений движения. Плоскости активно артикулируются параллельными линиями – бороздами, гребешковыми выступами, прорезями. Возникает особый «динамизм стремления».
Характерная «горизонтальная расчерченность», приобрела не только особую выразительность, «но и качество всеобщности, включаясь и развивая концепцию поля…». «Движение широкого фронта представлений от объекта к
полю имеет универсальный характер, во всяком случае – в мире современного искусства. Не может оно не затронуть и архитектуру, в том числе ее отношение
к художественным произведениям, которые должны экспонироваться в ее пространствах». «В рамках такого сценария Центр отдает предпочтение широкому полю варьирования в показе искусства и архитектуры».

 

Рис. 97. Национальный Центр современных искусств, Рим, Италия, 1998.

 Архитектор Заха Хадид

Рис. 98. Национальный Центр современных искусств. Рим, Италия, 1998 [60]. Фасад, разрез, макет. Архитектор Заха Хадид

      Королевский Музей Онтарио, архитектор Даниэль Либескинд, в 2007 году объединил в своем комплексе «старое и новое». Старое здание, построенное в 1912 году в неороманском стиле, стало основой для реконструкции. Новое здание по своей форме напоминает кристалл, словно прорастающий через историческую постройку, в форме которого совмещены пять различных объемов. Он включает в себя выставочные залы, галереи, вестибюли, зимний сад и ресторан (рис. 99). Выбирая образ будущей пристройки, автор лично посетил все комнаты и детально рассмотрел экспонаты. Его взгляд остановился на выставочном зале, где находились настоящие кристаллы. Именно они так заворожили Либескинда, что стали образом, который он воплотил в гигантскую многоугольную пристройку.

Срисовав в общих чертах форму кристалла на салфетку, которая была первым, что попалось под руку, архитектор принялся за разработку величайшего музея Канады. Выбор направления – только первый шаг в нелегкой работе по проектированию зданий, на разработку и планировку того, как будет выглядеть Королевский музей Онтарио ушло около семи с лишним лет.

Но и это еще не конец, само возведение сложнейшей конструкции, призванной чуть более расширить размеры музея, заняло четыре года. То есть более одиннадцати лет вершилось великолепие, которое не оставит равнодушным ни одного посетителя. Старое ничем не приметное здание теперь сверкало расположенными ассиметрично острыми углами и по-новому воспринималось как жителями, так и внезапно нахлынувшими в Торонто туристами.

Музей назвали в честь Майкла Ли-Чина – мецената, который финансировал постройку.


Рис. 99. Королевский музей Онтарио (культурный и естественноисторический музей), Торонто, Канада, 2007 г. Архитектор Даниэль Либескинд

      Специалисты одного из самых известных австрийских архитектурных бюро Coop Himmelb(l)au, под руководством Вольфа Д. Прикса, реализовали очередной интересный проект. Здание первого в Австрии музея хлеба PANEUM состоит из двух частей и сочетает в себе строгий бетонный фасад цокольного здания и оригинальный объем верхних этажей, скругленный деревянный каркас которых облицован черепицей из нержавеющей стали.

На первом этаже расположены конференц-залы и смежные комнаты. Эта область может использоваться для проведения различных мероприятий: презентаций, приемов или семинаров для 120 посетителей.

   На верхних этажах находится экспозиция музея, исследующая многовековую историю хлеба и способов его изготовления. Эту часть здания также называют "Wunderkammer des Brotes" (нем. "Волшебная камера хлеба"). Она представляет собой круговой атриум, в котором отдельные предметы коллекции подвешены непосредственно к потолку. Атриум окружен винтовой лестницей, чтобы посетители могли рассмотреть выставленные предметы с разных ракурсов. Лестница обеспечивает доступ к двум выставочным уровням, где объекты размещаются на стенах, а также столах и шкафах, встроенных в архитектуру. Кроме того, здание оснащено лифтом. Естественный свет попадает в атриум сверху, а в выставочных помещениях предусмотрено искусственное освещение. Внутри атриума видна самонесущая деревянная оболочка выставочной конструкции. Она состоит из кругов слоистой древесины. Применение данного материала позволило получить столь оригинальную форму. Здесь использовалась технология 3D CNC (компьютеризированное числовое управление), благодаря которой существенно сократилось, временя сборки конструкции. Кроме того, эстетичный вид древесины, покрытой линь слоем краски, стал отличной альтернативой излишней внутренней отделке.

 

 

Рис. 100. Музей хлеба, Австрия. Coop Himmelb(l)au

 

 

      

Рис. 101. Музей хлеба, Австрия. Coop Himmelb(l)au

 

 

 

                                                                 План 1 этажа

 

 

 

 

       

                     

 

 

План 2 этажа

 

 

                          

 

План 3 этажа

 

 

План 4 этажа

Рис. 102. Музей хлеба, планы этажей, Австрия. Coop Himmelb(l)au

 

 

 

 

 

Рис. 103. Музей хлеба, интерьеры, Австрия. Coop Himmelb(l)au

 

Музей современного искусства и градостроительная выставка – MOCAPE,   Китай, Шэньчжэнь

   Музей, порученный австрийским архитекторам по итогам крупного открытого конкурса в 2007, соединяет в себе два совершенно разных учреждения – Музей современного искусства (MOCA) и градостроительную выставку (PE), поэтому внутри здание поделено на две почти независимые части (рис.104 -105).

Снаружи постройка, тем не менее, представляет собой вполне слитный объем, обшитый панелями натурального камня. Остекленная вставка в центре позволяет заглянуть с улицы в промежуточное пространство – «Плазу» – между музеем и выставкой, где помещено серебристое «Облако» – причудливый объем, служащий смысловым и визуальным центром здания. Там находятся кафе, книжный и музейный магазины, также «Облако» связывает мостиками и пандусами выставочные залы обеих частей. Из «Плазы» можно можно попасть в зрительные залы, многофункциональный зал и библиотеку MOCAPE.  

«Плаза» приподнята над уровнем земли на 10 метров, как и основные уровни других сооружений Квартала культуры Футянь: MOCAPE завершил его ансамбль, разместившись между центром юношества и комплексом библиотеки и оперного театра. В подиуме постройки расположены офисы администрации, магазины и многофункциональные пространства. Залы MOCAPE лишены опор и варьируются по высоте от 6 до 17 метров; они получают естественное освещение через проницаемые перекрытия и панорамное остекление, также открывающее эффектные виды на Шэньчжэнь. Среди «зеленых» компонентов проекта – использование солнечной энергии и геотермальная система охлаждения помещений (рис.106-108).

 

 

Рис. 104. Музей современного искусства и градостроительная выставка – MOCAPE,   Китай, Шэньчжэнь, Coop Himmelb(l)au

 

 

Рис. 105. Музей современного искусства и градостроительная выставка – MOCAPE,   Китай, Шэньчжэнь, Coop Himmelb(l)au

 

 

 

 

Рис. 106. Музей современного искусства и градостроительная выставка – MOCAPE, интерьеры, Китай, Шэньчжэнь, Coop Himmelb(l)au

 

Рис. 107. Музей современного искусства и градостроительная выставка – MOCAPE, планы этажей, Китай, Шэньчжэнь, Coop Himmelb(l)au

Рис. 108. Музей современного искусства и градостроительная выставка – MOCAPE, разрезы, Китай, Шэньчжэнь, Coop Himmelb(l)au


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.