Глава третья. Дом отважных трусишек — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава третья. Дом отважных трусишек

2022-01-17 31
Глава третья. Дом отважных трусишек 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юрий Иванович Ермолаев

Дом отважных трусишек

 

«Дом отважных трусишек»: Детская литература; Москва; 1975

 

Аннотация

 

Повесть «Дом отважных трусишек» (так называет в книге главный доктор детское отделение клиники) не документальна. В ней не рассказывается о том, какие новые методы лечения нашёл и успешно применяет зауральский доктор. Писатель прежде всего стремится показать маленьких пациентов, передать их огромное желание преодолеть свой недуг и стать здоровыми.

Вместе с Надей Ермаковой и её подружками по палате Варей Осиповой, Джаннат Шамхаловой и маленькой Олечкой ты, читатель, пройдёшь через многие испытания и узнаешь радость победы, которую одержала героиня книги над собой. И эта радость была для неё самой большой на свете.

 

Ермолаев Иванович Юрий

Дом отважных трусишек

 

Дорогой читатель!

Далеко в Зауралье живёт и работает замечательный доктор Гавриил Абрамович Илизаров. Точно сказочный волшебник, возвращает он к жизни, казалось бы, неизлечимо больных людей, делает их здоровыми и счастливыми. Он и его помощники – врачи, медсёстры, санитарки и, конечно, дети, которых они лечат, и дали писателю Юрию Ермолаеву материал для этой книги.

Повесть «Дом отважных трусишек» (так называет в книге главный доктор детское отделение клиники) не документальна. В ней не рассказывается о том, какие новые методы лечения нашёл и успешно применяет зауральский доктор. Писатель прежде всего стремится показать маленьких пациентов, передать их огромное желание преодолеть свой недуг и стать здоровыми.

Вместе с Надей Ермаковой и её подружками по палате Варей Осиповой, Джаннат Шамхаловой и маленькой Олечкой ты, читатель, пройдёшь через многие испытания и узнаешь радость победы, которую одержала героиня книги над собой. И эта радость была для неё самой большой на свете.

 

Глава первая. Согласен!

 

 

 

С подоконника высокого первого этажа Наде виден весь двор. Здесь, у раскрытого окна, её любимое место. Надя знает почти всех жильцов своего дома, хотя он не маленький: четыре подъезда и пять этажей. К ней часто подбегают девочки и мальчики. Что‑нибудь рассказывают, делятся новостями. Только что её одноклассницы Танечка Маркова и Соня Гурова сообщили Наде, что Лена Кузнецова не выйдет гулять, потому что получила двойку по математике. Из‑за этого им нельзя прыгать через верёвочку. Ведь вдвоём можно только крутить верёвочку, а прыгать некому.

– Была бы ты здоровая, так покрутила бы нам прыгалки, – сказала ей толстенькая Танечка и убежала домой за велосипедом.

Танечке купили велосипед «Школьник», чтоб каталась и худела. Катается Танечка ещё плохо. То и дело снимает ноги с педалей и опускает их на землю: упасть боится. Вот Димка Новиков из восьмой квартиры ездит на велосипеде точно акробат. Даже за руль иногда не держится. А это очень трудно. Димка добрый. На его «Орлёнке» катаются все ребята, а малышей Димка сажает на раму и возит по двору сам. Если Надя в это время сидит на подоконнике, Димка обязательно проедет мимо и громко поздоровается с ней, а то бросит Наде спичечный коробок с новой этикеткой. Димка знает, что Надя собирает коллекцию спичечных этикеток. Сейчас Димка тоже катается. Проезжая мимо Нади, он кинул ей на подоконник маленький жёлтый цветок. И тут же исчез за углом дома. Даже Надино «спасибо» не услышал.

Стоит самое хорошее время года – весна. До майского праздника осталось чуть больше недели. Надя очень любит это время. Любит наблюдать, как изо дня в день голубеет серое небо и воздух из холодного и безвкусного становится тёплым и чуть‑чуть сладковатым, как лопаются на деревьях почки и из них выскакивают крохотные зелёные листики, похожие на раскрытые птичьи клювики.

Почти все деревья во дворе Надя называет по‑своему. Вишню, на которой за все четыре года не появилось ни одной ягодки, Надя прозвала Марковской, потому что толстушка Таня Маркова тоже никогда никому ничего не даёт и ничем не делится с подружками. А усыпанную белыми лепестками яблоньку – Димкиной. Ведь Димка и посадил её три года назад, когда жильцы устроили во дворе субботник. Рядом с яблонькой зачем‑то сделали песочницу, и теперь яблоньке часто достаётся от малышей. Кто лопатой по стволу стукнет, кто подпрыгнет и сорвёт цветок. Надя жалеет яблоньку. Она не раз кричала малышам, чтобы не трогали её. Но ребятишки редко слушаются Надю. Ведь она не может побежать за ними или крикнуть, что догонит и накажет. Надя даже на костылях ходит с трудом и очень медленно.

Когда ей было четыре года, Надя тяжело заболела и получила осложнение. Папа с мамой уже три раза возили её в детский санаторий к Чёрному морю. Там Надю зарывали по пояс в горячий песок, делали водные массажи, заставляли по часу стоять у стены вытянувшись, насколько она могла. Но все усилия оказались напрасными. Какой Надя приезжала на юг, такой каждый раз возвращалась обратно. Там, на Чёрном море, ей захотелось научиться плавать. Все кругом ныряли, плавали вперегонки, а она только войдёт с мамой за руку в воду, окунётся и сейчас же назад. Зароется на берегу в песок и смотрит, как плавают другие. Вот и дома теперь, когда по телевизору показывают соревнования пловцов, её просто нельзя оторвать от экрана. После каждой передачи Надя долго кувыркается на пружинном матрасе: представляет, что участвует в соревнованиях и плавает, обгоняя всех своих соперниц. Жаль, что на диване нельзя нырять. Но Надя всё же нашла выход. Натянула над диванными валиками простыню, а в ней прорезала несколько круглых отверстий. Потом она залезла под простыню и «поплыла» под ней, то и дело просовывая голову в прорезанные отверстия. (Это для того, чтобы набрать воздуха на поверхности воды для нового затяжного нырка.) Ну и досталось же ей в тот день от мамы за испорченную простыню! Наде и самой было её жалко. А главное, сколько ни играй, стать пловчихой с такими изувеченными болезнью ногами всё равно невозможно.

Теперь Наде только и осталось, что смотреть, как резвятся другие ребята. Надю очень удивляло, что они всё время торчат во дворе. Была бы она на их месте, так ездила бы в Дом пионеров в какой‑нибудь кружок, занималась бы в бассейне и ходила бы на всякие интересные выставки. Так жалко, что она одна даже в автобус влезть не может. А маме ездить с Надей некогда. Она хоть и не работает в учреждении, но берёт в одном издательстве написанные от руки бумаги и перепечатывает их дома на машинке. Надя тоже хочет научиться печатать так же быстро, как мама. Но пока она умеет только стучать по клавишам с буквами одним пальцем и то часто сбивается и ударяет не ту букву, которую нужно.

Но сегодня Надя ни за что не может взяться. И на подоконнике она устроилась не за тем, чтобы смотреть на ребят. То и дело Надя поворачивает голову в сторону дворовой арки: не появился ли там папа. Рано утром он уехал к какому‑то знаменитому хирургу показать снимки Надиных ног. Об этом докторе была большая статья в газете. Там было написано, что он помогает таким больным, как Надя. Может, он возьмётся лечить и её. Доктор живёт где‑то далеко, а в Москву приехал на важное совещание.

Надин папа тоже поехал на это совещание. Он постарается поговорить с хирургом во время перерыва. Папа всё время уверяет Надю, что в конце концов она будет здоровой. И когда уезжала в санаторий, уверял, и когда Наде наложили гипсовые повязки. Но только теперь Надя уже мало верит в это. Теперь папины слова походят на сказку без доброго волшебника. Оттого и конец у неё каждый раз невесёлый.

Надя задумалась. Как часто она представляла себе этого несуществующего волшебника! Вот подходит к окну, возле которого она сидит, обыкновенный старичок и спрашивает её:

«Почему ты, девочка, не гуляешь?»

Надя отвечает. И вдруг старичок, точно настоящий артист‑фокусник, взмахивает руками, произносит какие‑то непонятные слова, вроде: «Крибли‑крабли‑бум!» – и Надя вскакивает, кружится на совершенно здоровых ногах по комнате и тут же бежит к девочкам прыгать через верёвочку. От удивления все так и застывают на месте. А старичок волшебник мгновенно исчезает. Точно его и не было вовсе. А потом Надя записывается в бассейн и, конечно, устанавливает рекорд по плаванию.

А сколько раз старичок волшебник приходил к Наде ночью, во сне. Тогда он давал ей трудные задания: выручить из царства Бабы‑Яги Димку, который въехал в её владения на своём «Орлёнке». Или спасти второгодника Сашулю от одолевших его двоек. Если Надя выручит Димку или Сашулю, её ноги станут прямыми и здоровыми, как у балерин на экране телевизора. И Надя не раз спасала Димку с Сашулей. Даже Бабу‑Ягу ей удавалось сделать во сне доброй и отзывчивой старушкой. А проснётся – ноги по‑прежнему больные. И от обиды слёзы навёртываются.

Надя вздыхает: почему так – у ящерицы вырастает новый хвост, а у людей ничего нового не вырастает. Как было бы хорошо, если б больные ноги сами по себе отпали, а на их месте выросли бы новые, здоровые и прямые.

Из‑за больных ног Наде никуда не хочется выходить. Только покажется на улице на костылях, все прохожие оборачиваются и смотрят вслед. Мама успокаивает Надю, говорит, что они её жалеют. А ей от такой жалости не по себе делается. Прямо, куда деться, не знает. Одной тётеньке, которая долго смотрела на Надю, она показала язык. Та разозлилась и сказала громко: «Урод, а ещё дразнится!» Обиделась, наверное.

А Наде разве не обидно, когда её разглядывают, точно какое чудище? Им бы на её месте побывать…

Все ребята, которые приносят Наде уроки, относятся к ней хорошо. Они уже привыкли к ней и не обращают внимания на её больные ноги. С ними Надя чувствует себя здоровой. Особенно с Димкой. Один раз он даже позавидовал Наде:

– Тебе хорошо: ты уже три раза на море была и в Ленинграде. (Надю возили туда показать одному доктору.) И ещё куда‑нибудь поедешь. А я, кроме дачи, нигде не был.

Димка часто говорит Наде приятное, и Наде не хочется огорчать его. А то бы она рассказала, что была не только на море, но и летала туда на самолете «ТУ‑114». А после санатория плыла на большом пароходе «Абхазия» и спускалась на дно Чёрного моря в подводной лодке. Вот на что она маму уговорила! Взяли билеты и целых десять минут пробыли на морском дне. Прожектор от лодки освещал подводное царство. В нём между длинных, как щупальца огромного осьминога, водорослей плавали рыбы. Очевидно, рыбы уже привыкли к свету и лодке, потому что совсем не боялись её. Одна длинная, остроносая рыба проплыла совсем близко от иллюминатора, в который Надя смотрела вместе с мамой. Надя даже от стекла отстранилась: вдруг рыба схватит её за нос. И тут же сама рассмеялась. Стекло в иллюминаторе было выпуклое и очень толстое, его даже пулей не пробить.

Вот сколько всего видела Надя, а Димка катался только на пригородных поездах и больше ничего не видел. Димку Надя считает своим другом. Он, правда, не знает об этом, но Надя всё равно считает. Ведь он ни разу не назвал её «кривулей» или «каракатицей», как другие мальчишки и девчонки. Из‑за этого Надя и не подзывает их к окну. С удовольствием бы позвала. Но вдруг кто‑нибудь скажет ей: «Отстань, Кривуля!» Нет, лучше уж не звать.

Надя хотела остановить Димку, когда он будет проезжать мимо, чтобы показать ему спичечный коробок с новой этикеткой, но во дворе появился папа. Он шёл быстро и чуть‑чуть пританцовывая. Надя сразу поняла: папа скажет что‑то утешительное. И верно: увидя Надю, он тут же закричал:

– Собирайся в дорогу! Берём билеты на самолет. Самый быстрый вид транспорта.

От этих слов у Нади часто‑часто забилось сердце. Она даже ничего не могла сказать, только закивала папе головой, чтобы понял, что она его слышит.

 

Глава вторая. В дороге

 

Поехали Надя с мамой всё же поездом. Мама объявила, что плохо переносит в самолете взлёт и посадку. А в этом рейсе он делает две остановки. Пришлось брать билеты на поезд и трястись двое суток.

Как только поезд отошёл от московской платформы, Надя прилипла к окну. Снег за городом почти весь растаял, и берёзки росли, точно в прудах. Придорожные телеграфные столбы тоже утонули в воде. Кое‑где на бугорках виднелась жёлтая прошлогодняя травка, похожая теперь на маленькие взъерошенные клочки сена. Но любопытнее всего была железнодорожная насыпь, по которой шёл поезд. Она то начинала быстро‑быстро расти, точно торопилась взобраться на гору, и становилась тогда крутой и высокой, то стрелой падала вниз и, сровнявшись с полем, исчезала совсем, тогда рядом с железной дорогой появлялись домики с усадьбами. Почти у каждой усадьбы стояли массивные деревянные ворота с калиткой. Надю это очень развеселило:

«Зачем открывать калитку, когда рядом с воротами нет никакой ограды, возьми и проходи на усадьбу где хочешь».

На второй день пути леса стали гуще, а вместо воды под деревьями лежали длинные серые полоски снега. Около некоторых железнодорожных домиков висели на врытых столбах качели, – значит, здесь были дети.

Дорога стала такой извилистой, что из предпоследнего вагона, в котором Надя ехала с мамой, ей несколько раз был виден электровоз и половина состава. А в одном месте получилось даже так, что электровоз ехал чуть ли не навстречу их вагону. Вот какой крутой поворот попался!

Леса часто сменялись полями, а поля – строительными площадками. И тогда вместо тракторов, которые, как жуки, урча, копошились на полях, там возвышались подъёмные краны.

Раньше, ещё маленькой, Надя любила ездить в поезде с детьми. С ними можно играть или просто дурачиться. Но когда подросла, ей стало казаться, что они хоть и играют с ней, но смотрят как на больную, снисходительно. И сейчас Надя была очень рада, что с ними в купе ехала только одна тихая и молчаливая старушка. Четвёртое место оказалось незанятым.

А совсем хорошо было вдвоём с мамой, когда старушка отправлялась обедать в вагон‑ресторан или выходила в коридор постоять у окна. Тогда они садились рядом на одну нижнюю полку и прижимались друг к другу. Мама гладила Надю по голове и говорила:

– Ну вот, может быть, на этот раз всё будет хорошо.

А Надя ещё крепче прижималась к ней и говорила шёпотом:

– Мне нравится так сидеть с тобой. Мне хорошо‑хорошо.

Но такой спокойной и ласковой Надя бывала не всегда. Часто она капризничала и сердилась на маму:

– Почему ты не взяла мою новую куклу? – начинала придираться она.

– У нас и так много вещей, – оправдывалась мама.

– Всегда ты не берёшь то, что мне хочется, – продолжала она капризничать.

Мама понимала тревожное состояние дочери перед предстоящими операциями и сносила её маленькие придирки молча. Тем более, что за этим очень скоро наступал мир. И они снова были довольны друг другом.

 

 

К ним в купе часто заглядывала разговорчивая проводница. Ей не терпелось узнать, почему у девочки, которая едет с интересной, молодой мамой, больные ноги. Но спросить об этом сразу проводница не решалась. Заговаривала о чём‑то со старушкой, а сама всё время смотрела на Надины костыли. Наконец не вытерпела и, разливая по стаканам чай, спросила Надину маму:

– От рождения ваша дочка такая или болела чем?

– Болела, – коротко ответила мама. Она тоже не любила таких расспросов и старалась не продолжать этот разговор.

– Ах ты невезучая… – проявляя сочувствие, завздыхала проводница. Теперь вся жизнь сломлена. Кто ж такую замуж возьмёт?

– Ну, до этого ещё далеко. Может, поправимся, – сказала мама и улыбнулась Наде не своей, деланной улыбкой.

– А что, – оживилась проводница, – у нас одного припадочного никто вылечить не мог, а какая‑то бабка пошептала – и здоровым стал! Всякое случается.

– Всякое, – повторила мама и нарочно полезла на верхнюю полку за чемоданом, чтобы потеснить проводницу к выходу.

– А вы, бабушка, как себя чувствуете? – обратилась проводница к старушке. – Не укачало вас?

– Ничего, я к дорогам привыкла, – ответила старушка и добавила: Чай‑то у вас не остыл бы.

– Так я подогрею, долго ли, – не поняла её намёк проводница, но всё же ушла в следующее купе.

Мама с Надей благодарно посмотрели на старушку, и все трое принялись пить чай вприкуску.

Всю дорогу мама Нади думала об операциях, которые предстояли её дочери, и ещё о новых аппаратах, изобретённых этим хирургом. Несколько раз перечитывала вслух статью о нём. А Надя радовалась, что после операций больные у доктора, к которому она ехала, не лежат по нескольку месяцев в кроватях, а почти сразу же начинают ходить. И никакого гипса им не накладывают. Исправленную кость держат в нужном положении эти самые аппараты.

«В клинике доктора строевой режим», – было напечатано в статье. И эти слова особенно нравились Наде. Ведь до сих пор у неё во время лечения был только постельный режим. Надоел он Наде хуже горькой редьки.

 

Глава четвёртая. Знакомство

 

Лифт в детском отделении совсем не такой, как в жилом доме. Он широкий, большой и весь покрашен белой краской. Вдоль его стен приделаны откидные низкие скамеечки. Поднимается лифт плавно‑плавно. Надя даже не почувствовала, что едет. Только увидела, как лифт проехал второй этаж.

– Лифт теперь будет твоим первым помощником, – сказала Наде маленькая нянечка. – На операцию ты на нём поедешь и после операции будешь спускаться гулять, и в свою палату подниматься. – Тут нянечка пошутила: – Лифт у нас как живой: всё видит и за всех вас переживает.

Надя посмотрела на дверцы лифта, и дырочки в них ей показались глазами, а разведённые в разные стороны ручки от дверей открытым ртом. Тут лифт остановился, звякнул ртом‑ручкой, и нянечка с Надей вышли. Напротив лифта была дверь с надписью: «Ординаторская».

– Это что за комната? – спросила Надя.

– Кабинет врачей, – объяснила нянечка, – тут они от вас отдыхают.

Надя улыбнулась. Выходит, «Ординаторская» – то же, что в школе «Учительская». Когда Надя приходила в школу на праздничный утренник, то видела комнату с надписью: «Учительская», и мама ей объяснила её назначение почти так же: «Здесь учителя от вас отдыхают».

Только «Учительская» понятно: комната для учителей и ребятам там делать нечего. А почему «Ординаторская»? – пожала плечами Надя. Написали бы лучше «Врачебная». Вот за ней «Гипсовая» комната. Очень понятно. Здесь гипс накладывают. И дальше «Перевязочная», тоже ясно без объяснений. А «Ординаторская» непонятно. Можно подумать, что в этой комнате врачей награждают орденами за трудные операции. Но для этого незачем делать отдельную комнату. Награждать надо в большом зале, в торжественной обстановке, чтобы все видели и радовались.

Не успели нянечка с Надей дойти до следующей двери с надписью: «Классная комната», как она распахнулась и из неё вышли в коридор четыре мальчика и три девочки. Все они были на костылях и казались невероятно неуклюжими.

«Это оттого, что у каждого закутана в толстый белый мешок нога», догадалась Надя.

Но вот из классной комнаты вышел ещё один мальчик, у которого белый мешок был на шее, и потому его голова откинулась назад. Точно он ужасно воображал. Даже нос у него смотрел не на Надю с нянечкой, а в потолок. Ему было трудно смотреть на окружающих, он мог только опускать вниз глаза. У девочки лет восьми, которая вышла из классной комнаты следом за мальчиком, левая рука лежала на каких‑то металлических пластинках. Из‑за этих пластинок рука тоже торчала вверх. Можно было подумать, что девочка кого‑то приветствует или держит вверх руку, чтобы ответить учительнице.

Надя догадалась, что в мешках спрятаны те самые аппараты, которыми здесь лечат. Вот бы посмотреть на них!

А ребята тем временем рассматривали Надины ноги.

– С рассечкой операцию сделают, – сказал мальчик с перевязанной шеей.

– А вот и нет – бескровную, – заспорили с ним двое других.

– Слышала наших профессоров? – усмехнулась нянечка. – Скоро и ты такая же учёная будешь. В каком классе‑то занимаешься?

– В третьем училась, – ответила Надя, – но из‑за отъезда я уже сдала экзамены и меня перевели в четвёртый.

– А лежать будешь с третьеклассниками, они‑то ещё не доучились, сказала нянечка и добавила: – У нас все палаты по классам разбиты. В первой первачки лежат, а в десятой – десятиклассники. Девочки в палатах «А», а мальчики – в «Б».

– А в какой палате дошкольники? – поинтересовалась Надя.

– Дошколята? – улыбнулась нянечка. – Вон в той, в «Птичьей».

Она подвела Надю к закрытой стеклянной двери, на которой были нарисованы снегири и попугайчики. Из палаты в самом деле доносилось птичье щебетание.

– Погляди‑ка, какие тут у нас птенцы в гнёздышках лежат, – пропела нянечка и приоткрыла в «Птичью палату» дверь.

Малыши, точно по команде, повернули к вошедшим свои головы и насторожились. Очевидно, подумали, что к ним идут доктора. Почти все они лежали в кроватках с сетками. Только двое малышей, лет трёх, сидели на полу и строили из кубиков пирамиду. Каждый из них брал кубик одной рукой. Другая и у худого подстриженного, и у кудрявого крепыша была обтянута белым чехлом, из которого вылезали на ладошку блестящие тоненькие спицы.

– Играйте, играйте, мы на вас поглядеть пришли, – сказала нянечка и, прикрыв дверь, пошла с Надей дальше по коридору.

На стенах коридора висели различные вазочки, из которых свисали растения, похожие на длинные зелёные бороды.

Больница Наде понравилась. А вот какая у неё палата и кто в ней лежит, ещё неизвестно.

 

Глава шестая. Первое утро

 

Девочки напировались так, что маленькой нянечке Нине пришлось отводить их ужинать под конвоем. После ужина все смотрели в холле телевизор, а потом легли спать.

– Кто какой сон увидит, рассказывать не скрывая, – закутываясь в одеяло, объявила Джаннат Шамхалова.

– Хорошо, – ответила ей Олечка и тут же уснула.

– Что рассказывать, если мне почти ничего никогда не снится, – зевая, возразила Скульская.

Надя тоже скоро уснула и спала крепко, без всяких снов, до тех пор, пока их всех не разбудила усталая и немного бледная после ночного дежурства маленькая нянечка.

– Девочки, просыпайтесь! Скоро врачи придут, а вы ещё неумытые.

Надя приоткрыла глаза и увидела, что нянечка Нина стаскивает одеяло с Олечки. Она была ужасно сонная, но всё равно очень хорошенькая, прямо куколка из магазина.

– Ну, Ниночка, ну дай ещё немножко поспать, – капризным голосом просила она. – Я сон не досмотрела.

– Запомни, на чём остановилась, и в тихий час досмотришь, – ответила ей маленькая нянечка и, чтобы окончательно разбудить Олечку, спросила: – А тебе что снилось‑то?

– Ой, что мне снилось! Просто чудо! – садясь на кровать, всплеснула здоровой рукой Олечка. – Будто я приехала домой совсем здоровая. Всё‑всё у меня срослось как нужно. А аппарат с кольцами и спицами везде за мной ходит. Куда бы я ни пошла, везде за мной идёт. Я даже рассердилась на него и ногами затопала. А потом позвала тётю Ганночку, и она его в кладовку заперла.

– Всё‑то в твоём сне перепуталось, – потягиваясь в постели, фыркнула Галя Скульская. – Тётя Ганна здесь работает, а во сне ты уже дома была. Как же она могла запереть аппарат в кладовую?

– А вот так: взяла и заперла! – рассмеялась Олечка, показывая свои ровные, белые зубы.

Надя ещё не видела тёти Ганны, но вчера во время пира узнала от девочек, что тётя Ганна «директор» всех колец, спиц, зажимов, костылей и ортопедических подушек, обтянутых клеёнкой и набитых войлоком. Их подкладывают больным после операции, чтобы ноги и руки находились в нужном положении. Девочки очень хорошо относились к тёте Ганне. Даже ворчливая Галя сказала:

– Её Глафирой Павловной зовут, а Ганночкой старшие ребята прозвали за то, что она очень внимательная к больным.

– Она мне так после операции постель взбила, что нога сразу перестала ныть, – протирая платком очки, сказала Варя.

– А мне костыли бинтами знаешь как обмотала! Даже под мышками совсем больно не было, – сверкнула своими чёрными глазами Джаннат Шамхалова.

– Всё равно лучше всех у нас сестра‑хозяйка, – подпрыгивая на кровати, объявила Олечка. – Она мне всегда расшитые полотенца даёт.

Девочки поспешили в умывальню, а когда вернулись, увидели на своих кроватях чистое бельё, а на тумбочках новые салфетки. Значит, к ним заходила сестра‑хозяйка.

К обходу врачей девочки были уже умыты, причёсаны и сидели на кроватях с таким видом, точно в гости собрались.

Отворилась дверь, но вместо врачей, к которым Надя приготовилась, в палату просунулся голубой бант с большими любопытными глазами.

– Верив топ‑топ! – объявили любопытные глаза и исчезли, оставив дверь приоткрытой.

– «Птичья палата» всегда всех об обходе предупреждает, – сказала Наде Джаннат Шамхалова.

Почти тут же к ним вошли та самая женщина‑врач, которая осматривала Надю вчера, молодой врач‑практикант и дежурная сестра.

Вероника Ивановна была заведующей детским отделением.

– Доброе утро, девочки, – сказала она всем и стала смотреть температурные листы, привешенные к кроватям.

– Доброе утро, – нестройно ответили девочки, следя за врачом.

Вероника Ивановна осталась довольна всеми. Даже чуть‑чуть повышенная температура у Вари из Братска её не смутила: воспалительный процесс вокруг одной спицы начал затухать.

– Почему не подняли вчера кровать? – спросила она сестру, перейдя к Гале Скульской. – Из‑за вашей небрежности у девочки небольшой отёк пальцев ноги. Сейчас же установите кровать как нужно и сделайте массаж.

Сестра записала в блокнот распоряжение Вероники Ивановны и стала нервно покусывать кончик шариковой ручки. Конечно, ей было неприятно получать замечание при всех. Но ведь она сама виновата. Не подняла с одной стороны ножки кровати, вот у Гали и получился отёк.

Вероника Ивановна внимательно осмотрела у Олечки руку в аппарате и сообщила, что у неё хорошие снимки. Кость срастается правильно, и мозоль уже крепкая.

Олечка была в восторге. Она захлопала здоровой ладошкой по коленке и показала Веронике Ивановне расшитое полотенце, которое оставила ей сестра‑хозяйка.

– Смотри не корми его киселём, – пошутила Вероника Ивановна и, осмотрев Джаннат Шамхалову, строго предупредила: – Надо больше ногу разрабатывать, а то коленка не будет разгибаться.

– Надо, – покорно согласилась Джаннат. – У нас в Баку даже здоровым говорят: «Будешь двигаться – через хребет перевалишь, засидишься – в яму свалишься».

– Вот видишь, – улыбнулась Вероника Ивановна и пошла к дверям.

Надю Вероника Ивановна не осматривала. Ей пока ничего не сделали.

– Кто на что жалуется? – спросила она перед уходом.

Девочки молчали. И вдруг раздалось всхлипывание.

– Ты что, Скульская? – обернулась к ней Вероника Ивановна.

– Мне ногу больно, которая отекла, – выдавила из себя Галя.

– Это неправда, – возразила Вероника Ивановна, – нога у тебя немножко отекла, но болеть она не может.

– А у меня болит, – уже совсем неуверенно пробурчала Галя.

– Любишь ты, Скульская, фантазировать, – укорила её Вероника Ивановна и обратилась уже к Наде: – Тебе у нас нравится?

– Да, – кивнула Надя головой и решилась спросить то, что её мучило уже второй день: – А когда мне сделают операцию?

– Будем тебя готовить, – ответила Вероника Ивановна и сказала сестре: Сегодня же начните делать анализы.

Сестра снова записала распоряжение Вероники Ивановны в свой блокнот. А Вероника Ивановна перед уходом ещё раз погладила Олечку по её кудрявой головке.

Олечка была всеобщей любимицей. Одна Галя Скульская относилась к ней безразлично. По возрасту Олечке полагалось лежать в палате первоклассников, но там нет мест, вот её и положили к старшим. Надя как увидела Олечку, сразу назвала её про себя «Куколкой». Но дня через два, когда Олечка надела свой зелёный халатик, а на волосы повязала красную косыночку, Надя переименовала её в «Земляничку».

Зато Скульскую за её въедливый характер Надя прозвала «Цибулей». По‑украински «цибуля» – «лук». Галя всегда злилась, если лук попадался ей в супе, и кричала: «Паршивый цибулька весь суп испортил!» И отставляла тарелку. Кроме того, лук едкий, от него даже плакать хочется, когда начнёшь резать. И от Гали девочки не раз плакали. Особенно Олечка. Вот Надя и прозвала её Цибулей.

Вообще Галя держалась в палате, как самая тяжёлая больная, часто охала, жаловалась на боль, а во время обхода врачей всегда старалась, чтобы они уделяли ей внимания больше, чем другим. А ведь у неё всего лишь была искривлена одна нога, и то не сильно. Надя ещё прошлым летом, в санатории, заметила, что Цибуля любит вредничать. Вот и три дня назад позвала Надя всех девочек на пир, который устроила так неожиданно. Все обрадовались, быстро сели за стол, а Цибуля подошла к столу с таким видом, будто делает Наде громадное одолжение. И под конец пира, когда на тарелках почти ничего не осталось, Галя спросила Надю:

– Небось не всё на стол выложила, припрятала что‑нибудь сладенькое?

От такого вопроса Надя даже растерялась.

– Ничего не осталось, можешь проверить, – сказала она и покраснела, точно в самом деле что‑нибудь припрятала.

«Какая же эта Скульская бессовестная! И сама неприятная: глаза – щёлки, нос толстый и уши оттопыренные. Даже волосы их не скрывают. Одним своим кислым взглядом на кого хочешь тоску нагонит».

Вот Джаннат Шамхалова совсем другая – весёлая, простая. И смуглое личико у неё очень симпатичное. Особенно когда Джаннат поёт. Голос у неё звонкий‑звонкий. Могла бы со временем певицей стать или музыкальным клоуном. Женщины тоже такими клоунами бывают. Даже интересно: снимет клоун после выступления парик с носом, а под ним женское лицо. Но Джаннат хочет быть учительницей. Только бы ноги вылечить!

Впрочем, больше всех Наде понравилась самая высокая девочка в их палате – Варя из Братска. Конечно, не потому, что она уже хорошо выросла и могла не опасаться, что останется маленькой на всю жизнь. Варя понравилась ей своим спокойным, справедливым характером и ещё умением постоять за себя и подруг. Как раз этого‑то не хватало самой Наде.

Варя была некрасивая, всегда ходила в очках, но две толстые косы, которые она укладывала венцом вокруг головы, шли к ней. И имя Варе очень подходило. В нём тоже слышалось что‑то мягкое и приветливое.

Наде захотелось подружиться с Варей, и после обхода врачей она ей сказала:

– Давай помогу убраться в тумбочке. Ведь тебе трудно наклоняться. – И, не дожидаясь ответа, Надя раскрыла дверцу Вариной тумбочки. – Ой, как тут чисто! – вырвалось у нее. – Выходит, мне не у тебя, а у себя убираться надо.

Девочки рассмеялись и стали вместе выбрасывать из Надиной тумбочки всё лишнее.

– Какие в нашем коридоре красивые вазочки висят, – сказала Надя, расставляя у себя в ящике стеклянные банки с компотом (вчера их принесла мама). – Прямо настоящие стволы берёзок! И на каждой божья коровка ползёт.

– Ну да? – удивилась Варя. – Какая же ты наблюдательная! Я больше тебя здесь лечусь, а коровок на вазочках не заметила.

Наде это было очень приятно услышать. Ведь она в самом деле любит наблюдать и почти всегда что‑нибудь подмечает. Вот и врачей‑женщин она уже ни за что не спутает с медсёстрами, а медсестёр с нянечками. Хотя никаких отличительных знаков, как военные, они не носят. Зато, если внимательно приглядеться, их можно различить по халатам.

Врачи надевают халаты с отложными воротничками и застёгивают их впереди на все пуговицы. На головах у них белые стоячие колпачки. Халаты у врачей накрахмалены так, что, проходя мимо больных, они оставляют какой‑то вкусный хруст, точно кто‑то рядом с аппетитом жуёт капустную кочерыжку.

Медсёстры носят халаты без пуговиц. У них на халатах пояс, который завязывается замысловатым бантом сзади. На головах у медсестёр не шапочки, а белые косынки. Карманы на халатах всегда оттопырены, потому что там лежат бинты и пакетики с таблетками.

А у нянечек хоть халаты надеты правильно, но кажется, что они носят их задом‑наперед. Это потому, что застёжка у них на спине. Рукава у всех нянечек засучены по локоть. Ведь они постоянно что‑то трут, моют, чистят. Надя не успела вспомнить, какие у них косынки, как вошла нянечка Нина и сказала:

– Погодка‑то, точно лето посерёдке, а вы закупорились. А ну марш на улицу! Мы вам тут порядок наведём. Генералку устроим.

– А почему ты не дома? Ведь всю ночь дежурила? – спросила её Варя.

В ответ маленькая нянечка только руками замахала.

Все знали, что больница для неё – родной дом. Прикурнёт где‑нибудь в уголке после ночного дежурства часок‑другой – и опять за дела. Маленькая нянечка даже в выходные дни в больницу заглядывала. Кому‑то принесёт продукты с рынка, а про кого‑то ей самой узнать захочется, как себя чувствует. Наверное, поэтому её все так и любили.

– А что такое «генералка»? – спросила Надя у девочек.

– Это такая уборка, когда всё вверх дном переворачивают, – проворчала недовольная тем, что надо выходить из палаты, Галя Скульская и тут же предупредила нянечек: – В моей тумбочке ничего не трогайте, сама уберу.

Девочки пошли в сад, а маленькая Нина и другая нянечка, пожилая и грузная, напоминающая своим постоянным пыхтением стиральную машину, уже принялись мыть окна. Потом они вымыли пол, протёрли стеклянную дверь и вынесли во двор одеяла с матрацами. Там они на специально устроенном длинном столе начали выстукивать всё палками.

– Опять, наверное, к нам какое‑нибудь начальство явится, – глядя на нянечек, проворчала Галя‑Цибуля.

 

Глава седьмая. Началось!

 

Ворчала Галя зря. Назавтра в детское отделение не явился никто, кроме медсестёр, которые брали у Нади мазок из горла, кровь из пальца, измерили ей давление и, наконец, повели фотографироваться. Сняли Надю три раза: боком, прямо и спиной. Вернувшись от фотографа, она сейчас же спросила девочек:

– Что мне ещё осталось проверить?

Все стали вспоминать, что им делали перед операциями, но оказалось, каждую проверяли по‑разному, и что будут делать Наде еще, никто не знал.

До обеда больше Надю никто не беспокоил, а после тихого часа, когда она вышла на минутку из палаты, дежурная медсестра передала девочкам, чтобы Надя никуда не отлучалась, так как очень скоро ей нужно будет идти на разбор.

Непонятное слово «разбор» встревожило Надю, она даже побоялась спросить, что это значит. Решила додуматься сама. Надя любила разбираться в непонятном без посторонней помощи. Села на кровать и стала рассуждать так, точно объясняла себе трудную задачу:

«Разбирать можно книги, укладывая их по порядку на полки. С учительницей русского языка, которая ходит ко мне на дом, мы делали разбор ошибок в диктантах».

Но как могут разбирать врачи её, Надя так и не сообразила. Вместо этого начала клевать носом. Должно быть, от напряжения. Прилегла на кровать, повздыхала немножко и задремала. Во сне Надя увидела вот что: будто самый главный доктор (а Надя его ещё в глаза не видела и во сне не разглядела) велел санитарам положить её на операционный стол, потом сделал Наде укол и вдруг взял её руку и, точно какой‑нибудь посторонний предмет, отложил в сторону. Потом туда же положил другую Надину руку. Надя видит это, а сказать не может. Ведь она под наркозом. Только удивляется, зачем ей разбирают руки, когда надо исправлять ноги? И тут она испугалась: вдруг её руки перепутают с Таниными или Валеркиными, ведь они тоже назначены на разбор. Должно быть, от испуга и проснулась. Лицо у Нади горело, губы дрожали.

– Ну чего ты мечешься точно угорелая, – сказала ей нянечка Нина, стараясь успокоить девочку.

– Разбор – это… что такое? – не выдержала Надя.

«Вот что её тревожит, бедняжку», – поняла нянечка и объяснила:

– Разбор для вас самое лёгкое дело. Стой перед врачами да <


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.