Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-12-12 | 60 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исследования межличностного общения и практические наблюдения позволяют все возможные приемы или типы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, условно сгруппировать по параметру "эффективности - неэффективности" с точки зрения реализации целей общения, т.е. ответить на вопрос - какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для установления и развития личных контактов и положительных взаимоотношений с партнером для изучения его профессиональных возможностей, а какие для оказания прямого психологического воздействия, высказывания критики?
В целом основными параметрами эффективности любого практического общения являются умения и навыки человека в использовании, так называемых, «понимающих» и «директивных» приемов реагирования при взаимодействии с другими людьми.
Основными параметрами неэффективности любого реального общения являются склонности и привычки человека прибегать во взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения как неадекватным заместителям понимающего и директивного общения.
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Понимающее общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание и проявление уважения личности собеседника и состоящее из безоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния.
Приемы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительных взаимоотношений, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.д. Эти приемы часто называют общением, ориентированным на собеседника, диагностическим общением или техникой рефлексивного общения.
|
Принижающе-уступчивое общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника, но содержащее реакции неуместного принижения своих чувств, стремлений и целей, а также неоправданные уступки собеседнику.
Директивное общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакций, выражающих собственные оценки, взгляды, стремления и цели. Эти цели как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности могут заключаться в широком смысле в достижении взаимовыгодных соглашений с партнером, в психологическом воздействии на него, в отстаивании своих интересов в условиях разногласий и конфликтов или в собственной защите от агрессивных нападок и угроз со стороны собеседника.
Защитно-агрессивное общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, но осуществляемое в такой форме, которая может унизить чувство собственного достоинства, игнорировать потребности и интересы партнера.
Проиллюстрируем сказанное простыми примерами.
Предположим, что у вас есть подчиненный, сотрудник в вашем отделе,который постоянно опаздывает.
Приведем несколько директивных утверждений для начала обсуждения этого вопроса.
- "Послушай, ты несколько раз опаздывал. Для меня это очень неудобно. Мы этот вопрос уже обсуждали и мне бы хотелось чтобы в будущем ты приходил вовремя".
- "Мне хотелось бы понять твои проблемы и трудности, которые мешают тебе вовремя приходить на работу, давай разберемся с этим вопросом еще раз".
- "Твои опоздания создают массу неудобств для меня и другихсотрудников отдела. Мне придется применить к тебе дисциплинарные меры. Если ты опоздаешь еще раз, тебе будет объявлено взыскание.
|
А вот примеры защитно-агрессивных реакций:
- "Послушай, ты постоянно опаздываешь, я не понимаю, что с тобой происходит. Ты даешь обещания и никогда их не выполняешь. Я прихожу к выводу, что ты ненадежный человек и мне просто трудно доверять тебе".
- "Я допускаю, что у тебя опять возникли какие-то проблемы и именно поэтому ты опять опоздал. Ну до каких пор это будет продолжаться, и почему ты не станешь более ответственным и серьезным?"
- "Я не собираюсь больше терпеть твои опоздания. Еще раз опоздаешь, яобъявлю тебе выговорпоскольку я вижу, что ты совершенно безответственен и недисциплинирован".
Из приведенных примеров можно уловить разницу в формах директивного и защитно-агрессивного поведения.
И эта разница в том, что реагируя директивно, мы выражаем свои чувства, стремления и цели без принижения и нападок, т.е. отрицательных оценочных суждений в адрес личности собеседника, а агрессивное общение такие принижения его личности содержит (ненадежный, трудно доверять, безответственный, недисциплинированный).
Следует отметить, что сообщить собеседнику в возможных негативных последствиях его действий - это директивное поведение:
- "Вы будете наказаны, если будете курить в неположенном месте";
Это утверждение жесткое, но оно не принижает другого человека, не "нападает" на его личность, не умаляет его надежности, ответственности, личностного достоинства.
Это утверждение о конкретной проблеме, ситуации, а не о личности собеседника.
Наоборот, утверждение:
- "Больше терпеть это я не намерен. Ты совершенно безответственный человек. И я накажу тебя за это".
Это догматическое, оскорбительное оценочное суждение. Это личностная нападка на человека и поэтому оно агрессивно.
Аналогичное различие существует между директивным и понимающим общением, с одной стороны и уступчиво-принижающим, с другой.
Вот несколько примеров для иллюстрации.
Допустим, вы не совсем согласны с оппонентом в отношении способа разрешения обсуждаемого вопроса.
Однако, вы хотите понять его точку зрения и продемонстрировать уважение к его позиции. Возможны следующие способы понимающе-директивного реагирования на возникшую ситуацию.
"Я понимаю вас в целом, но хотелосьбы уточнить вашу точку зренияпоподробнее " (реакция, ориентированная на понимание).
|
"Я предпочел бы действовать иным способом при разрешении этой проблемы. Однако, мне хотелось бы подробнеепоговорить о вашем подходе, который по ряду позиций отличается от моего".
Заметьте, что это утверждение содержит эффективную директивную реакцию (прямое неоценочное заявление своей позиции) и одновременно понимающую (проявление интереса и внимания к позиции партнера и стремление полнее ее понять).
"Насколько я понимаю, вы склонны считать, что такая линия поведения будет не лучшим образом способствовать решению этого вопроса" (реакция ориентированная на понимание).
И наоборот, вот несколько возможных реакций принижающе-уступчивого типа на ту же самую ситуацию.
"Я крайне огорчен тем, что мы не можем придти к согласию в этом вопросе. Я даже допускаю, что, наверное, много не понимаю. Но, уж пожалуйста, будьте терпеливы ко мне".
"Я понимаю, что вы можете решить вопрос таким образом. Может быть я не улавливаю чего-то именно потому, что у меня нет такого опыта, как у вас".
Таким образом, важно подчеркнуть необходимость "соединения" приемов директивного и понимающего общения в реальных взаимодействиях и отказаться отсклонности и привычки прибегать во взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения какнеэффективным методамобщения.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!