Назначение и виды ремонтов автомобилей — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Назначение и виды ремонтов автомобилей

2021-04-18 125
Назначение и виды ремонтов автомобилей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ремонтом является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния и обеспечения безотказной работы подвижного состава и его составляющих элементов.

В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт АТС подразделяется на капитальный (КР) и текущий (ТР).

Капитальный ремонт предназначен для регламентированного восстановления потерявших работоспособность автомобилей и его основных агрегатов, обеспечения их ресурса до следую­щего КР или спи­сания не менее 80 % от норм для новых автомобилей и агрегатов. К основным агрегатам автомобилей относятся: двигатель, сцепление, коробка передач, раздаточная коробка (при наличии), карданная передача, ведущий мост (передний, задний, средний), ведомые мосты (подвеска), рама (при наличии), кабина грузового автомобиля, кузов автобуса или легкового автомобиля и рулевое управление. Каждый агрегат имеет базовые (корпусные) и основные детали. К базовым или корпусным деталям относятся детали, составляющие ос­нову агрегата и обеспечивающие правильное размещение, взаимное расположение и функционирование всех остальных деталей и агрегата в целом. Работоспособность и ремон­топригодность базовых деталей, как правило, определяют полный срок службы агрегата и условия его спи­сания. Основные детали обеспечивают выполнение функциональных свойств агрегатов и определяют их эксплуа­тационную надежность. Восстановление основных деталей при КР должно обеспечивать уровень качества, близ­кий или равный качеству новых изде­лий. Например, у двигателей базовой деталью является блок цилиндров; основные детали – головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, маховик и распределительный вал. У некоторых агрегатов базовых деталей может быть несколько. Например, у рулевого управления – это картер рулевого механизма, картер золотника гидроусилителя, корпус насоса гидроусилителя.

Агрегат направляется в КР в случаях, когда базовая и основные детали нуж­даются в ремонте, требующем полной разборки агрегата, а также, когда работоспособность агрегата не мо­жет быть восстановлена путем про­ведения ТР.

При КР агрегата пре­дусматривается его полная разборка, дефектацию, восстановление или за­мену деталей с последующей сбор­кой, регулировкой и испытанием.

Основными операциями при КР, например, автомобильных двигателей являются: расточка зеркала цилиндра с последующим хонингованием и шлифование шеек коленчатого вала до следующего ремонтного размера. При этом на ремонтируемый двигатель устанавливаются детали соответствующего ремонтного размера. Это поршни, поршневые кольца, подшипники скольжения (вкладыши) коленчатого вала и прочие. До списания двигателя обычно производится не более трех КР.

При КР обеспе­чивается также восстановление до уровня новых изделий или близкого к нему: зазоров и натягов, взаимного расположения деталей (осей, плоско­стей и т. п.), микро- и макрогеомет­рии рабочих поверхностей, структуры и твердости металла, форм и внеш­него вида составных частей изделия. КР должен производиться преимущественно на специализиро­ванных авторемонтных предприя­тиях.

Направление подвижного сос­тава и агрегатов в КР производится на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств диагностирования при учете пробега, а так­же затрат на ТО и ремонт. Легковые автомобили и автобусы направляются в КР при необходимости КР кузова; грузовые автомоби­ли – при необходимости КР рамы или кабины, а также не менее трех основных агрегатов автомобиля в любом их сочетании.

    Подвижной состав автомобильного транспорта в целом, как правило, подвергается не более чем одному КР. Количество КР отдельных агрегатов не регламентируется.

    Рекомендации о сроках исключения КР полнокомплектных АТС приводится во второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава с учетом достигнутого уровня надежности кузова, кабины, рамы.

Для КР регламентируются ресурс агрегата и автомобиля до последующего КР и продолжительность ремонта (в днях).

Текущий ремонт предназначен для устранения возникших неисправно­стей, а также для обеспечения уста­новленных нормативов пробегов ав­томобилей и агрегатов не меньших, чем до очередного ТО-2. Характерными работами ТР являются: разборочные, сборочные, слесарные, сварочные, дефектовочные, окрасочные, замена деталей и агрегатов из оборотного фонда. При ТР агрега­та допускается замена деталей, до­стигших предельного состояния, кро­ме базовых. У автомобиля при ТР могут заменяться отдельные детали, механизмы, агрегаты, требующие ТР или КР.

Наиболее распространен заявочный ТР, который выполняется при непосредственном возникновении отказов автомобилей.

Вместе с тем Положение предусматривает и соответствующая эксплуатационная практика свидетельствуют о целесообразности регламентации ряда работ ТР (планово-предупредительный ТР), например, по предупреждению отказов, влияющих на безопасность движения. Наиболее широко это применяется в практике эксплуатации автобусов и автомобилей-такси. Планово-предупредительный ТР оправдан также в случаях, когда стоимость упреждающего устранения отказа ниже стоимости выполнения ремонта по потребности, включая убытки от простоев подвижного состава.

Часть таких операций ТР малой трудоемкости может совме­щаться с ТО (сопутствующий ТР). При сопутствующем ТР выполняется также ремонт КЭ автомобилей, отказ (или близкое его возникновение) обнаруживаются в ходе выполнения ТО.

Некоторые операции ТР выполняются в виде самостоятельных комплексов, например, по поддержанию исправного состояния кузовов, кабин, рам. Они произ­водятся 2–3 раза за срок службы автомобиля и включают: углублен­ный контроль технического состояния элементов; восстановление или заме­ну деталей, достигших предельного состояния; обеспечение герметично­сти и прочности сварных швов; уда­ление продуктов коррозии и нанесе­ние противокоррозионного покрытия; устранение вмятин и трещин; прове­дение мер, обеспечивающих ком­фортные условия для водителей и пассажиров; полную или частичную окраску кузова, кабины, рамы. Такой ремонт называется регламентируемым ТР. Обычно он проводится один раз при пробеге 0.5-0.6 от ресурса автомобиля до очередного КР в межремонтные периоды. Подобные работы производятся чаще всего для специальных автомобилей при повышенных требованиях по условиям безопасности движения или скоростным потребностям. В умеренно-холодном, холодном и очень холодном климатических районах указанные работы выполняются перед наступлением холодного времени года.

К следующему виду ТР следует отнести агрегатный ТР, при котором агре­гаты, требующие капитального (в ряде случаев и текущего) ремонта, меняются на исправные, взятые из оборотного фонда запасных частей и агрегатов АТП. Оборотный фонд, в свою очередь, пополняется агрегатами, капитально отремонтированными или после ТР на АТП, а также на централизованных ремонтных предприятиях; агрегатами новыми и снятыми со списанных автомобилей, имеющими остаточный ресурс, или с автомобилей, попавших в аварию и не подлежащих восстановлению как полноценная штатная единица. Такой алгоритм ТР с заменой агрегатов может применяться и при проведении полного КР автомобиля.

Количество оборотных агрегатов в АТП нормируется. В прил. 4 представлено нормативное количество оборотных агрегатов на 100 списочных единиц автомобилей. Меньшее их количество принимается для АТС, не бывшего в КР и имеющего пробег с начала эксплуатации не более 75% от установленных нормативных пробегов; при годовом пробеге до 40 тыс. км для грузовых автомобилей и до 70 тыс. км – для легковых автомобилей-такси.

 Согласно нормативам, основная доля трудовых затрат на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии приходится именно на ТР (рис. 2.2), что необходимо учитывать при организации и проведении работ инженерно-техническими работниками автопредприятий.

 

Рис. 2.2. Доля работ ТР в производственной программе

     В табл. 2.2 приводятся базовые нормативы ТО и ТР АТС (в сокращении).

 

Таблица. 2.2

Нормативы ТО и ТР АТС

 

Автотранспортные

 средства и их

основные

параметры

Марки, модели

автотранспортных средств

ЕО

ТО-1

ТО-2

ТР,

чел-час

на 1000 км пробега

чел-час

на одно обслуживание

  Легковые автомобили: Малого класса Среднего класса     ВАЗ, ИЖ, АЗЛК ГАЗ-3110     0.30 0.35

 

 

2.30

2.50

 

 

9.20

10.5

    2.80 3.00
  Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: От 0.3 до 1.0 От 1.0 до 3.0 От 3.0 до 5.0 от 5.0 до 8.0   от 8.0 и более     ИЖ-27151 ГАЗ-33021 ГАЗ-3307 ЗИЛ-4331 Урал-377 МАЗ-5335 КамАЗ-5320   0.20 0.30 0.42 0.45 0.55 0.30 0.50

 

2.20

1.50

2.20

2.50

3.80

3.20

3.40

 

7.20

7.70

9.10

10.60

16.50

12.00

14.50

  2.8 3.6 3.7 4.0 6.0 5.8 8.5
  Автобусы: Малого класса Среднего класса Большого класса     ПАЗ-3205, ГАЗ-2213 ЛАЗ-695, ЛАЗ-4202  ЛиАЗ-5256 (ГМП/мех.КП)     0.70 0.80 0.98/0.98

 

 

5.50

5.80

4.63/4.82

 

 

18.00

24.00

23.53/23.54

    5.30 6.50 3.42/3.46
  Прицепы: Одноосные грузоподъемностью до 3.0 т     Все модели     0.10

 

 

0.40

 

 

2.10

    0.40
  Полуприцепы   Все модели   0.20-0.30

 

0.80-1.00

 

4.20-5.00

 

  1.10-1.45
               

 

    Нормативы, приведенные в табл. 2.2, не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30% к суммарной трудоемкости ТО и ТР по АТП. В состав вспомогательных работ входят: ТО и ремонт технологического оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-выгрузочные работы, связанные с ТО и ремонтом АТС; перегон автомобилей внутри АТП; хранение, приемка и выдача материальных ценностей; уборка производственных помещений, связанных с ТО и ремонтом подвижного состава.

    Продолжительность простоев в ТО и ремонтах (ТР и КР) по существующей в РФ системе обслуживаний и ремонтов подвижного состава автомобильного транспорта также строго регламентируются. Нормативы простоев относятся не к основным, а к вспомогательным нормативам ТЭА, которые так же как и основные, корректируются для конкретных АТП. Действующие нормативные значения подвижного состава автомобильного транспорта для российских условий эксплуатации, регламентируемые Положением, представлены в табл. 2.3.

  Таблица 2.3

  Нормативы простоя подвижного состава в ТО и ремонте

Подвижной состав ТО и ТР, дней/1000км КР, дней
Легковые автомобили:    
особо малого класса 0.15
малого класса 0.18
среднего класса 0.22

     

Автобусы:    
особо малого класса 0.20 15
малого 0.25 18
 среднего 0.30 18
большого 0.35 20
особо большого 0.45 25

 

Грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью, т:    
до 1 0.25
свыше 1 до 3 0.30
          3 до 5 0.35
          5 до 6 0.38
          6 до 8 0.43
          8 до 10 0.48
         10 до 16 0.53

 

Внедорожные автомобили-самосвалы грузоподъемностью, т.    
30,0 0.65
45,0 0.75

 

Примечания:

1. Нормы простоя подвижного состава в ТО и ТР учитывают замену агрегатов и узлов, выработавших свой ресурс.

2. Коэффициент технической готовности для прицепов и полуприцепов следует принимать равным коэффициенту технической готовности автомобилей-тягачей.

  

Различные КЭ автомобилей (агрегаты, системы, механизмы узлы и детали) требуют различной трудоемкости ремонтов, а значит и вызванных этим простоев в ТР, что в процентном отношении представлено в табл. 2.4. Исходя из необходимости увеличения производительности АТС в течение суток, преобладающая часть работ по ТО и ТР в автопредприятии должна выполняться в межсменное время.

Таблица 2.4

Распределение простоев (%) автомобилей в ТР и из-за отказов

 различных конструктивных элементов

Конструкционые элементы автомобилей Грузовые дизельные  автомобили большой  грузоподъемности Автобусы большого класса с гидромеханической КП
ДВС 19.5 51
КПП 15.5 25.7
Сцепление 10.1
Задний мост 9.9 1.5
Карданная передача 3.3 2.6
Подвеска 8.7 20.5
Тормозная система 6.4 10.2
Кабина, кузов, оперение, рама 4.5 2.6
Электрооборудование 4.1 10.2
Прочее 13.2 11.4

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.