Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

2021-03-17 55
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 «Путешествие в мир счётных устройств»

Программное содержание:

- познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком;

- конкретизировать знания детей о способах счёта предметов;

- совершенствовать знания о современных счётных устройствах;

- способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас, расширять кругозор;

- поддерживать познавательный интерес к истории математики.

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

 

Предварительная работа: подбор материала в мини - музей «Мир счётных устройств»; подбор литературы в книжный уголок; подбор материала в «Уголок опытно – экспериментальной деятельности»; подбор иллюстраций для презентации.

Работа с родителями: просьба принести экземпляры для мини – музея «Мир счётных устройств».

Оборудование:

ü проектор;

ü презентация;

ü оборудованиедля мини – музея «Мир счётных устройств».

 

Ход занятия:

Дети сидят за столами.

Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение и подумайте о чём оно.

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой - посмотри

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка - кочерга.

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

 

Цифра вроде буквы О

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это - десять.

Эти цифры по порядку

Запиши в свою тетрадку.

- О чём говорится в стихотворении? (ответы детей) Что автор предлагает нам сделать в конце стихотворения? (записать эти цифры) Какие цифры вы будите записывать? (от 1 до 10) Как вы их запишите? (по порядку).

- А для начала давайте вспомним, как они выглядят и запишем их в воздухе (дети берут ручки и пишут цифры в воздухе).

- Теперь открываем тетради записываем по порядку через клеточку цифры от 1 до 10 (дети записывают цифры в тетради).

- Посчитайте цифры, которые вы записали. (дети считают от 1 до 10)

- Мы с вами живём в 21 веке и цифры нам очень помогают в нашей жизни! Как они помогают, что мы можем посчитать? (ответы детей).

- А вы хотите узнать, как люди считали раньше? Что помогало людям при счёте предметов? (ответы детей) Я вас приглашаю в путешествие в мир счётных устройств.

- Давайте встанем в круг.

        Физкультурная минутка.

Дорогие ребята, друзья! (встаём в круг)

Сидеть на месте нам нельзя. (ходьба по кругу)

Путешествовать вы поспешите (подскоки по кругу)

Ждёт вас много интересных открытий! (останавливаемся и разводим руки в  стороны)

(дети садятся на стулья перед проектором).

Воспитатель: - Давным-давно древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук, а иногда и пальцы ног. Рассмотрите изображения. «Что такое пальцевый счёт?» (слайд №2, 3).

- Это были первые счеты. Но они оказались не удобными потому, что нельзя было на них посчитать, например, до 20 – 30. И тогда человек изобрел другие счеты.

- Следующим шагом в развитии счёта стало использование камешков, косточек, палочек. Ещё для запоминания чисел делали узелки на верёвках. (слайд № 4).

 -Также в старину, если крестьянин-бедняк брал в долг у богатого соседа несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали: одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем-то вроде записной книжки. (слайд 5)

 - Вскоре появился специальный счётный прибор – абак. Абак получил широкое распространение в Египте, Греции, Риме. Древнегреческий абак представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке делали бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая – десяткам и т.д. Римляне усовершенствовали абак, перейдя от деревянных досок, песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками. (слайд № 6).

- Абак был усовершенствован и на свет появились счёты – устройства, состоящие из набора костяшек, нанизанных на стержни. Китайские счёты состояли из деревянной рамки, разделённой на верхние и нижние отделы. (слайд № 7).

- На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Затем появился «дощаный счёт», который почти не отличался от обычных счётов и представлял собой рамку с укреплёнными горизонтальными верёвочками, на которые были нанизаны просветлённые сливовые или вишневые косточки. (слайд №8).

- А в наше время вы можете увидеть вот такие счёты (показ счётов), (слайд 9) Как вы думаете, чем они могут отличаться от «дощатых счётов»? (ответы детей)   

- Но, чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому учёные изобретали различные вычислительные приборы. (слайд № 10).

- В наше время для вычисления сложных чисел и математических операций используют вот эту счетную машину (показ калькулятора) вы, наверное, знаете, как она называется? (ответы детей) (слайд № 11).

- Кто из вас покажет, как им нужно пользоваться? (дети показывают).

- А теперь посмотрите на следующий прибор. Как вы думаете, что это? (ответы детей) Ребята, а что можно делать с помощью компьютера? (ответы детей) Чем компьютер отличается от калькулятора? (ответы детей)

- Вот вы и узнали, как люди считали раньше и теперь. А сейчас я вас приглашаю в мини – музей «Мир счётных устройств» (дети рассматривают экспонаты музея)

- Понравилось ли вам наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей) Как люди считали в древности и что использовали? Из чего были сделаны счёты? Что люди используют теперь? Людям, каких профессий нужны счетные устройства? (дети отвечают) Какое устройство вам понравилось больше всего? (ответы детей).

 

 

 

Приложение 4


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.