Тема 3.1. Танцевальные жанры XX века и современности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 3.1. Танцевальные жанры XX века и современности

2021-03-17 179
Тема 3.1. Танцевальные жанры XX века и современности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познакомить учащихся с генезисом эстрадных танцевальных жанров ХХ века и современности. Дать представление о синтезе музыки и танца, взаимовлиянии в формировании различных жанрово-стилевых направлений танцевальной/музыкальной эстрадной культуры ХХ века и современности. Сформулировать основные понятия, терминологию по теме «Танцевальные жанры ХХ века и современности». Выработать умения характеризовать творческие портреты, специфику исполнительской стилистики, особенности музыки, танцевальных жанров этих направлений на примере творчества ведущих танцоров, музыкантов, коллективов по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками музыки, танцев этих жанрово-стилевых направлений профессиональными музыкантами, танцорами ХХ века и современности. Познакомить с передовыми взглядами искусствоведов о тенденциях развития современного эстрадного танцевального искусства. Научить творчески применять полученные знания на практике. История возникновения жанров. Музыкально-стилистические особенности.  Роль в современной культуре. Влияние на формирование джаза, рок-музыки, других стилевых направлений ЭМК, а также взаимодействие с жанрами «серьёзной» (академической) музыки. Регтайм (США), фокстрот (США, Европа), тустеп (Европа), тэп – данс (США), чечётка (Россия), мэдисон (США, Европа), хали – гали (США), чарльстон (США, Европа), вальс – бостон (США, Европа), канкан (Европа), шейк (США, Европа). Мамбо (Латиноамериканский), румба (Афрокубинский), самба (Бразилия), ламбада, пасадобль (Испания), ча – ча – ча (Куба), калипсо (Афроамериканский; Ямайка), танго (Аргентина, Уругвай), канте – фламенко (Испания) / Танцевальные жанры XX века и современности. XX столетие отмечено поразительным разнообразием культурных и художественных явлений, многие из которых прямо противоположны друг другу по идейной направленности, формам художественного выражения и резко отличаются своими историческими связями и удельным весом в жизни широких кругов. Степень их воздействия на музыкальное и хореографическое искусство зачастую неодинакова (например, импрессионизм в музыке и в хореографии). Но по-разному проявляясь, художественные явления XX века в той или иной мере оказывают влияние на развитие всех форм и жанров данных видов искусств, в том числе и на эволюцию танцевальных жанров. Необходимо отметить, что в конце XIX — начале XX века под воздействием множества социальных факторов в европейском сознании происходят принципиальные сдвиги в отношении к культуре различных внеевропейских народов. Практически неизвестная ранее, теперь она вызывает неподдельный интерес. В музыке эта тенденция становится заметна еще во 2-й половине XIX века в произведениях Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина, Кюи, Сен-Санса, импрессионистов Дебюсси и Равеля и др. композиторов. В их творчестве та замкнутая художественная система, которая существовала ранее и долгое время не поддавалась внешним контактам, испытывает воздействия фольклора народов Востока, ранних форм негритянского джаза. Похожие процессы наблюдаются и в хореографии. Но если классический балет еще остается закрытым для внеевропейских влияний, то бытовая хореография моментально впитывает все новое. В результате уже в конце XIX века европейцам становятся широко известны кубинская хабанера и североамериканский кейк-уок. Эти танцевальные жанры, столь непохожие по манере исполнения на те, которые были распространены в быту ранее, оказывают огромное воздействие на танцевальное искусство, на всю сферу его выразительных средств. Кроме того, прихотливая ритмика, новая образность данных танцев привлекают и композиторов, причем творящих как в легком, развлекательном жанре, так и композиторов академического направления. Таким образом, к началу XX века развитие культуры приводит к тому, что психология европейского общества становится восприимчивой, более «открытой» к влияниям внеевропейского фольклора, в том числе и танцевального. Из всего многообразия художественных стилей, захлестнувших танцевальную музыку Европы в конце XIX — начале XX века, прежде всего, стоит выделить рэгтайм и джаз. Классически законченным видом менестрельного шоу был танец кейк-уок (кекуок) . Ранние формы джаза, представляющие собой своеобразный сплав африканского, англо-кельтского, андалусийского и креольского фольклора, оказали огромное воздействие на танцевальные жанры начала XX столетия. Под влиянием кейк-уока, рэгтайма и джаза в европейский быт начала XX столетия проникают новые танцевальные жанры североамериканского и латиноамериканского происхождения. Законодателем танцевальных мод перед 1-й мировой войной становится Нью-Йорк (в частности, салон супругов Вернон и Айрин Касл). Именно отсюда распространяются самые популярные танцы того времени. Одним из первых американских танцев, вошедших в моду в Европе, стал вальс-бостон. Первая мировая война несколько притормозила развитие танца, но вскоре после ее окончания под влиянием рэгтайма и джаза Европу захлестнула новая волна североамериканских танцев, таких как чарльстон, фокстрот, шимми и др. Переосмысление жизненных идеалов, происходящее в обществе в послевоенные годы, разбудило в людях страсть к танцам. Открывается множество танцевальных школ и залов; особенный расцвет танцевального искусства в этот период наблюдается в Лондоне. 1930-е годы были отмечены повышенным интересом к латиноамериканским танцевальным ансамблям, в состав которых входили разнообразные ударные инструменты (маракас, клавес, кубинские барабаны и др.), и к таким танцам, как румба, самба и танго. Наступившая в 1930-х гг. эпоха свинга породила новые, более свободные танцевальные стили (джиттербаг и др.). В 1940—50-х годах, когда джаз, по существу, перестал быть танцевальным жанром и превратился в музыку для концертного исполнения, возросла популярность буги-вуги и танцев стран Карибского бассейна и Латинской Америки типа босса-новы и ча-ча-ча. Также в 1950—60-х годах были распространены афро-американские танцы стиля ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. В 1970-е годы были популярны танцы стиля диско, которые распространились из США по всему миру. В основном их танцевали на дискотеках и в других танцевальных залах. В 1970—90-х годах активные, возбуждающие ритмы рока, рэпа и родственных стилей, исполняемые на электрических гитарах, медных духовых и ударных, подавили мелодическое начало в танцевальной музыке. Сформировалось новое представление о танце как о бесконечном процессе, протекающем под аккомпанемент ритмизованного потока звуков; в таком танце возможны любые движения в любой последовательности. Рэп-музыка обусловила появление разновидностей танца, требующих чрезвычайного владения телом и отличающихся преувеличенным значением ритма в музыкальном сопровождении. Развитие техники бытовых танцев в XX столетии шло по пути отрицания канонов классического танца. На протяжении века в манере их исполнения утверждался импровизационный стиль, движения становились все более произвольными, отчасти механистичными. Стоит отметить, что в современную эпоху сохраняется устойчивый интерес и к некоторым танцам более раннего происхождения — вальсу, польке, мазурке. ***Все вышеперечисленные стили и жанры бытового танцевального искусства мало проявляются в танце и танцевальной музыке академической традиции, развитие которых идет в совершенно другом направлении. Если в творчестве «легкого» жанра, неразрывно связанном с бытом, с эстрадной традицией, все большее значение приобретает развлекательность, комедийность, а также коммерческая целесообразность, то высокохудожественные танцевальные произведения (их музыка и хореография) еще более усложняются, эмоционально и идейно насыщаются. Композиторы и балетмейстеры, используя танцевальные жанры, стремятся наполнить их глубоким философским содержанием, придать им предельно сложные для восприятия внешние формы выражения. В соответствии с этим стилевые направления бытового танца (свинг, босса-нова, рок-н-ролл и др.) практически не используются в академическом искусстве в силу того, что само предназначение их — развлечение, веселье — мало отвечает тому высокохудожественному содержанию, которое характеризует большинство произведений классического стиля. Таким образом, в XX веке между искусством легкого жанра и «высокого» происходит окончательное размежевание. Отныне их развитие идет в разных направлениях. Хотя столь сильное разграничение отнюдь не предполагает изолированности друг от друга. Наоборот, в той или иной степени путь развития данных видов художественного творчества отмечен взаимовлияниями и взаимопроникновениями. Вальс-бостон. Примеры: Хиндемит Фп. сюита «1922»; Канчели Вальс-бостон для фп. и струнного оркестра; Глиэр Балет «Красный мак». Рэгтайм. Композиция «классических» рэгтаймов. Музыка рэгтайма, рэгтайм-оркестры. От этого танца, для которого была характерна последовательность очень медленных и очень быстрых шагов в синкопированном ритме, в дальнейшем произошли тустеп, уанстеп, фокстрот. Кульминационная точка популярности рэгтайма приходится на самое начало 1910-х годов. Примеры: Джоплин Рэгтаймы для фп.; Стравинский Балет «Сказка о беглом солдате и черте»; «Рэгтайм для 11 инструментов»; Мийо Балет «Бык на крыше» и др. произведения; Сати Балет «Парад»; Дворжак Симфония «Из Нового Света»; струнный квартет («Американский»); Равель сцены в мюзик-холльном духе и рэгтайм в опере «Дитя и волшебство». Танго. В Испании в 1-й половине XIX века у андалусийских цыган танго называли любой праздник с танцами. Андалусийское танго. Креольское, Аргентинское танго. Примеры: Шостакович «Золотой век» № 29; Хачатурян К. «Чиполлино». Тустеп. Уанстеп. Квикстеп. Фокстрот. Примеры: Шостакович «Золотой век» № 19. Чарльстон. Шимми. Название «шимми» носит одна из частей фп. сюиты Хиндемита «1922». Буги-вуги. Джиттербаг. Румба. Самба. Мамбо. Ча-ча-ча. Калипсо. Босса-нова. Пасадобль. Рок-н-ролл. Шейк. Твист. Брейк (жанрово-исторический обзор). Прослушивание/видеопросмотр, анализ музыкальных произведений Учащийся: описывает генезис эстрадных танцевальных жанров ХХ века и современности; высказывает суждение о синтезе музыки и танца, взаимовлиянии в формировании различных жанрово-стилевых направлений танцевальной/музыкальной эстрадной культуры ХХ века и современности; формулирует основные понятия, терминологию по теме «Танцевальные жанры ХХ века и современности»; умеет характеризовать творческие портреты ведущих музыкантов, танцоров, коллективов - представителей эстрадных музыкально-танцевальных жанрово-стилевых направлений этого времени; владеет навыками анализа и характеристики особенностей музыки этих направлений, исполнительской стилистики ведущих эстрадных музыкантов, танцоров, коллективов по технологии;  называет музыкальные произведения, хореографические композиции этих направлений и классифицирует аутентичное исполнительство и реконструкцию, обработки профессиональными музыкантами, танцорами современности; высказывает суждение о тенденциях развития современного эстрадного танцевального искусства; творчески применяет полученные знания на практике.

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.