Тема 2.2. Этапы развития стилевых направлений и исполнительства рок-музыки — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 2.2. Этапы развития стилевых направлений и исполнительства рок-музыки

2021-03-17 88
Тема 2.2. Этапы развития стилевых направлений и исполнительства рок-музыки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познакомить учащихся с генезисом рок-музыки ХХ века и современности на примере жанрово-стилевых направлений. Дать представление о ведущих музыкантах, коллективах – представителях этих жанрово-стилевых направлений. Сформулировать основные понятия, терминологию музыкального языка  рока этого периода. Выработать умения характеризовать жизнь и творчество, специфику исполнительской стилистики, особенности рок-музыки этих направлений на примере творчества ведущих музыкантов, коллективов по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками рок-музыки этих направлений профессиональными музыкантами современности. Познакомить с передовыми взглядами искусствоведов о тенденциях развития современного мирового рока. Научить творчески применять полученные знания на практике. Ритм-энд-блюз (1930-40х годов)- (англ. rhythm and blues) – блюзовый стиль вокально-инструментальных (электрифицированных) ансамблей, возникший под влиянием свинга на рубеже 1930-40х годов в США. Истоки. Генезис. Музыкальный язык. Выдающимися исполнителями Р.-э.-б. являются Мадди Уотерс, Артур Крадап, Луис Джорден, Рей Чарльз, Би Би Кинг, Джон Ли Хукер, Хаулин Вулф. Среди белых исполнителей блюза особо выделяются Джимми Пейдж, Эрик Клэптон, Джон Мэйолл и Алексис Корнер. Рок-н-ролл (1950х годов) – (англ. rock n roll – произв. от rock and roll – раскачиваться и вращаться) – песенно-танцевальная форма, возникшая в США в начале 50-х г.г. ХХ в. на основе кантри-буги, ритм-энд-блюза, хиллбилли и др.. Впервые название «Р.-э.-р.» появилось в 1934 г. на пластинке певицы Басуэлл с записью блюзов, выдержанных в танцевальных ритмах. С 1951 г. его активно популяризовал в своих музыкальных радиопрограммах американский диск-жокей (из города Кливленда) Элан Фрид (псевдоним «Moon Dog»), который придумал название для своей передачи: «Voon Dog Rock and Roll Party». Широкую популярность в США, а позже и в других странах Р.-н-р. Приобрёл благодаря шлягерам «Crazy Man Crazy» (1953) и «Rock Around The Clock» (1955) в исполнении Билла Хейли и его ансамбля «The Comets», вводит в традицию этого стиля клоунаду – манеру игры на инструментах лёжа на полу, стоя на колене, на голове и другие шоу-элементы. Однако самым популярным интерпретатаром Р.-н-р. признан певец и гитарист из Мемфиса Элвис Пресли, дебютировавший в 1955 г. по американскому телевидению и записавший в 1956 г. песню «Heartbreak Hotel», которая стала хитом года. Пресли возглавил многие американские хит-парады, приобрёл международную известность и остался в истории музыки «королём рок-н-ролла». Р.-н-р. характеризуется простой мелодией с несложной гармонией, построенной на остинатно повторяющихся рифах и с метрическими акцентами на слабых 2-й и 4-й долях такта. Гармония Р.-н-р. основана на схеме простого 12-тактного блюза. Музыкальный размер – 4/4, темп – от умеренно-быстрого до быстрого. Исполняется певцом в сопровождении малого (комбо) ансамбля (саксофон, электрогитара, контрабас или бас-гитара, ф-п. или орган, ударные инструменты). В проигрышах солируют саксофон и электрогитара. Другой разновидностью Р.-н.р. является слоу-рок (slow rock) – пьеса в медленном темпе в стиле баллады. Р.-н-р. оказал большое влияние на появление многих вокально-танцевальных форм (твист, хали-гали, мэдисон и др.), песенное творчество композиторов многих стран, а также на возникновение современного рока. Известные исполнители – Чак Берри, Фэтс Доминго, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Бади Холли, Чабби Чекер, Карл Перкинс, Джонни Холидей и др..   Британский бит (1960х г.) – «Мерси-бит» (англ. Mersey – название реки, протекающей в Ливерпуле,  Merseyside – портовый район города) – название стиля английских ливерпульских групп 1960-х годов, произошедшего от названия городской газеты «Merseybeat», которая освещала жизнь бит-групп, формируя общественное мнение по поводу этого рода музыки. Группа «Beatles» - типичный представитель ливерпульского «мерси-бита». Известные ливерпульские группы – «Searchers», «Swinging Blue Jeans», «Merseybeats», «Gerry and the Pacemakers», «Billy J. Kramer and Dakotas», «Fourmost». «The Beatles», «The Rolling Stones» - (творческие портреты). Кантри; кантри-рок (поп–рок) – (англ. country – сельский, деревенский) – народная музыка США,истокикоторой восходят к первым белым поселениям колонистов из Европы (преимущественно англокельтов – англичан, шотландцев, ирландцев), обосновавшихся в Новом Свете ещё в XVII –XVIII в.в.. Сложилась к началу ХХ века в результате длительного процесса смешения архаических форм музыкального фольклора различных европейских народов. Музыка К. подразделяется на сельскую (кантри) и ковбойскую песенно-балладную (вестерн). Сельская (песни и танцы), исполнявшаяся в сопровождении банджо, гитары, мандолины  или небольшого струнного ансамбля, в 20-е годы ХХ века стала называться «хиллбилли» (hillbilly – букв. «парень с холмов») – по имени одного из наиболее популярных её исполнителей, скрипача и певца Билла Хилла (1899-1940). Тематика – приключенческая, дорожная, романтико-бытовая.  Позже, за счёт смешения с афроамериканским фольклором, в частности с блюзом, развился другой исполнительский стиль, получивший название «блюграсс» (bluegrass). Сочетаясь с ковбойскими песнями-балладами т. н. Дикого Запада – вестернами, К. приобрела популярность в городской среде (благодаря грамзаписи и радио) под названием кантри-энд-вестерн (country and western, сокр.  C&W). К 1940-м годам музыка К. коммерциализировалась, превратившись в т. н. «вторичный фольклор» (создаваемый профессиональными авторами). В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой развлекательной музыки, нередко популяризируется в форме театрализованных эстрадных программ – кантри-шоу.   Фолк – рок (с 1960х г.,  англ. folk rock) – музыкальное направление, оформившееся в конце50-х – начале 60-х г.г. ХХ века, когда ритмические приёмы, получившие распространение в поп-музыке, стали использовать в аранжировках народных мелодий. Одним из первых известных исполнителей Ф.-р. стал американский певец и композитор Боб Дилан. Наивысшая популярность Ф.-р. пришлась на середину 60-х. г.г., когда на эстраде появились такие авторы и исполнители, как Ричи Хейвенс, Йони Митчелл, Мелани, а также самые разные группы, использовавшие в своих композициях элементы народной музыки. Известный американский музыковед Алан Ломакс определяет этот стиль так: «… если в «очищенной» от аранжировки рок-композиции слушатель способен хотя бы фрагментарно уловить народные мотивы, значит, мы, безусловно, имеем дело с фольклором». Классическим примером Ф.-р. может служить песня Пола Саймонда и Артура Гарфанкела «El Condor Pasa».   Психоделия(1960 х г.) – (англ. psychedelic rock)- нонконформистские формы музыки - фолк-рок, блюз-рок-группы, опирающиеся на психологическую основу воздействия на слушателя и полностью отвечающие устремлениям субкультуры хиппи (панк-рок), являясь мощным объединяющим фактором его движения, возникшего в США в середине 1960-х годов; христианские, буддистские и индуистские идеи, имевшие огромное влияние в среде молодых хиппи. Генезис. Музыкальный язык. Образцы: ранние альбомы «Pink Floud», «Sgt. Pepper» «The Beatles», «Their Satanic Majesties Request»,  «The Rolling Stones».   творческие портреты музыкантов /по выбору/ - Дж. Хендрикс, Дж. Джоплин, Дж. Моррисон. Хард – рок(с 1970х г.) –  характеристика стиля на примере творчества групп:   /- «Лед Зеппелин», «Дип Пёпл», «Блэк Сэббет», «Юрайя Хип», «Назарет», «Куин», «Аэросмит», «Бэкмен-Тёрнер Овердрайв», «Скорпионз», «Харт», «Эй-Си/Ди-Си».    Арт – рок (с кон. 1960х г.) –  (англ. art – искусство, творчество, мастерство) – один из стилей современного художественного рока (в 60-70 г.г. ХХ в. назывался прогрессивным роком). Попытки совместить рок-музыку с формами и приёмами классики предпринимались английскими рок-музыкантами начиная с середины 60-х годов. Отдельные элементы раннего арт-рока можно встретить практически у всех великих групп 60-х., но всё же родоначальниками стиля следует считать «The Moody Blues», чей «прогрессив» стоял к требованиям арт-рока наиболее близко. На рубеже 70-х уже вовсю действовали великие арт-роковые группы – «Yes», «Genesis» и «King Crimson», а к середине десятилетия в Англии существовало не менее 16 «звёздных» арт-роковых коллективов. Генезис. Музыкальный язык. Представители: «Jethro Tull», «Emerson, Lake and Palmer», «Tangerine Dream», «Kraftwerk», «Can» и др..   творческие портреты групп /по выбору/- «Прокол Харум», «Ван Дер Граф Дженерейтор», «Кинг Кримсон», «Дженезис», «Йес», «Джетро Талл», «Канзас», «Алан Парсонз Проджект», «Эмерсон, Лейк Энд Палмер», «Пинк Флойд»,Майк Олдфилд)   Рок – опера («Ху», Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс) – черты стиля на примере рок оперы «Иисус Христос - суперзвезда» и др. /по выбору/. Глэм – рок (1970х г.):  краткий обзор исполнительства /по выбору/ - Гэри Глиттер, Дейвид Боуи, Элтон Джон, Марк Боулан, Род Стюарт, «Слейд», «Суит», «Кисс»)   Панк – рок, хардкор (с 1970хг.):  творческие портреты групп /по выбору/ - «Нью-Йорк Доллз», «Реймоунз», «Секс Пистолз», «Дэд Кеннедиз», «Бэд Брейнз», «Блэк Флэг», «Майнор Трет»)   Хэви – метал (с кон. 1970хг.) и современные тенденции развития рок-музыки на примере творчества рок-групп - «Айрон Мейден», «Сэксн», «Деф Леппард», «Эксепт», «Юроп», «Металлика», «Мегадет», «Дрим Тиатер», «Хеллоуин», «Кэндлмасс», «Дэт», «Морбит Эйнджел», «Лакримоза», «Веном») и др.. Прослушивание/видеопросмотр, анализ музыкальных произведений Учащийся: описывает генезис рок-музыки ХХ века и современности на примере жанрово-стилевых направлений, характеризует эти направления; формулирует основные понятия, терминологию музыкального языка рока этого периода; имеет представление о жизни и творчестве ведущих музыкантов, коллективов - представителей жанрово-стилевых направлений этого времени; владеет умениями характеризовать особенности рок-музыки, исполнительской стилистики ведущих музыкантов этих направлений по технологии;  называет произведения рок-музыки и классифицирует аутентичное исполнительство и реконструкцию, обработки рока профессиональными музыкантами современности; высказывает суждение о тенденциях развития современного мирового рока; творчески применяет полученные знания на практике.  

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.