ВИА /творческие портреты групп по выбору/. Авторская песня — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

ВИА /творческие портреты групп по выбору/. Авторская песня

2021-03-17 110
ВИА /творческие портреты групп по выбору/. Авторская песня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познакомить учащихся с генезисом рок-музыки, ВИА, авторской песни ХХ века и современности в СССР, России и Беларуси, жанрово-стилевыми направлениями. Дать представление о ведущих музыкантах, коллективах – представителях этих жанрово-стилевых направлений. Сформулировать основные понятия, терминологию музыкального языка рок-музыки, ВИА, авторской песни этого периода. Выработать умения характеризовать жизнь и творчество, специфику исполнительской стилистики, особенности музыки этих направлений на примере творчества ведущих музыкантов, коллективов по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками музыки этих направлений профессиональными музыкантами ХХ века и современности. Познакомить с передовыми взглядами искусствоведов о тенденциях развития современного рока, ВИА, авторской песни в России, Беларуси. Научить творчески применять полученные знания на практике. Рок – музыка в России, Беларуси - этапы развития. ВИА /творческие портреты групп по выбору/ -  - «Скоморохи», «Пламя», «Цветы», «Группа Стаса Намина», «Весёлые ребята», «Самоцветы», «Песняры», «Ариэль», «Поющие сердца»-1960х г.. -  «Високосное лето», «Машина времени», «Мифы», «Воскресение», «Аквариум»-1970х г.. -  «Зоопарк», «Кино», «Странные игры», «Алиса», «Пикник», «Урфин Джюс», «Браво», «Звуки му», «Наутилус Помпилиус», «Крематорий», «ДДТ», «Бригада С» -1980х г.. - «Чиж и Ко», «Сплин», «ЧайФ», «Агата Кристи», «Ленинград», «Би-2», Земфира, Юлия Чичерина-1990-2000х г../ Авторская песня. Творческие портреты музыкантов /В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор, Б. Окуджава, Ю. Кукин, А. Городницкий, А. Розенбаум/. Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке, зародившаяся в СССР в 1960-е годы под влиянием мировой, прежде всего западноевропейской и американской рок-музыки, также испытавшая влияние бардовской песни. Своего расцвета и массовой популярности русский рок достиг в 1980-е, благодаря ослаблению цензуры в СССР; в этот период появились и приобрели известность такие группы, как «Кино», «Ария», «Алиса», «ДДТ», «Браво», «Наутилус Помпилиус» и другие, а уже известные (как например «Аквариум» и «Машина времени») начали издавать альбомы официально. Русский рок XX века часто рассматривают как единое культурное движение, имеющее некоторые общие музыкальные, эстетические и идейные черты. Важнейшей характерной особенностью является акцент на поэзии и смысле песен, а не на музыкальном жанре непосредственно как таковом. В этом смысле русский рок «подхватил знамя» авторской песни, стал выразителем чаяний, надежд и ценностей поколения 1980-х. В XXI веке в России существуют практически все жанры рок-музыки, распространённые в других странах, из-за чего «русский рок» стал более размытым понятием.  История. Начало. 1960-е годы Рок в СССР появился в 1960-е годы. К середине 1960-х в Москве и Ленинграде сформировались бит-группы, на первых порах исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов /звёзды московского рока 1960-х - «Сокол», «Скифы», «Скоморохи» и англоязычные «Славяне» (группы Александра Градского)/. Уже в 1965 году группа «Сокол» сочинила первую песню на русском языке. В 1962 году школьники Бари Алибасов и Михаил Арапов создали джаз-квинтет, который в 1965 году трансформировался в бит-квартет «Интеграл», где исполнялась джазовая музыка и композиции в стиле The Shadows и The Swinging Blue Jeans, сочинялись собственные твисты и рок-н-роллы. С широким распространением битломании практически в каждой школе создавалась своя рок-группа. Многие из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 1970-х («Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина времени»). Развитие бит-сцены привело к созданию первого рок-клуба «КМ» (по названию кафе-мороженого, в здании которого он находился). Однако музыканты независимых бит-групп сталкивались с двумя проблемами, ограничивавшими их деятельность. Первая состояла в недоступности студий звукозаписи, поэтому до настоящего времени дошло очень мало записей групп 1960-х. Среди них можно выделить записи группы «Скифы», использовавшей разнообразные звуковые эффекты (по мнению основателя американской фирмы «Electro-Harmonics», производящей подобные эффекты, изобретения группы «Скифы» по своим возможностям опережали западный рынок на несколько лет, в чём и состоит уникальность звучания этой группы). Вторая проблема состояла в том, что после завершения высшего образования музыканты бывших независимых групп были вынуждены делать выбор: уйти работать по специальности или вступить в профессиональный коллектив, которым на тот момент являлся ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Но и после распада большинства самых известных команд 1960-х или выезда за рубеж многих их членов, рок-музыка продолжала развиваться за счёт более молодого поколения. В 1972 году московская группа «Оловянные солдатики» записала магнитоальбом «Рассуждения». Позднее «Оловянные солдатики» стали известны тем, что записали песню для мультфильма «Ну, погоди!» — «У попа была собака», хотя ещё в 1968 году группа «Сокол» сделала единственную сохранившуюся запись своего творчества — саундтрек к мультфильму Ф. Хитрука «Фильм, фильм, фильм». Бит-движение также развивалось и в провинции. 1 января 1966 года в Харькове местными рок-группами был проведён первый сейшн в Доме культуры железнодорожников. В том же году Сергей Коротков выпустил самиздатовский журнал «Бит-Эхо», который стал первым отечественным рок-н-ролльным журналом. 18 декабря 1966 года в Каменске-Уральском Свердловской области прошёл первый в стране рок-фестиваль, организованный лидером местной бит-группы «Месяцевики» Владимиром Прокиным. В фестивале приняло участие четыре каменских группы. 9 мая 1969 года в Ростове-на-Дону, на Левбердоне, был проведён рок-фестиваль, впоследствии известный как «Вудсток-на-Дону». В фестивале приняли участие четыре ростовские рок-группы: «Утренняя Роса», «Малыш и братья», «Корда» и «Неудачники». Для московского рока ключевым фестивальным событием являлся Ереванский фестиваль, ежегодно проходивший в 1968—1972 годах и собиравший самые крупные московские коллективы. Родоначальником ленинградской магнитоальбомной истории считается Юрий Морозов (1973). Среди записей ленинградских групп первенство принадлежит сохранившимся в хорошем качестве записям бит-группы «Садко», включавшим кавер-версии и собственные песни на русском языке, сделанным ранее опытов Морозова, — в конце 1960-х годов. 1970-е годы -1980-е/историко-стилевой обзор/. Конец 1980-х — начало 1990-х: Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов. Константин Кинчев из группы «Алиса». С 1990-х многие его песни посвящены темам христианства и пан-славизма. С этого периода стали появляться многочисленные новые группы, дорога которых к зрительской аудитории была теперь открыта. В России услышали о группе «Агата Кристи», игравшей психоделический постпанк с элементами готик-рока. Появились такие проекты, как «Смысловые галлюцинации», «Ва-БанкЪ», «Ноль», «Ногу свело!» и другие. Также в конце 1980-х годов начал развиваться русскоязычный христианский рок. Вначале это были группы, состоящие только из протестантов. Наиболее яркие представители — «Трубный зов», «Новый Завет» и другие. Понятие «православный рок» впервые использовал Анатолий Вишняков («Галактическая Федерация»). Как протестная субкультура русский рок потерял своё значение с конца 1980-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося российского шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным русским рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью своих основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет», «Круиз», «Диалог», «Чёрный кофе». Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков серии «Легенды русского рока», активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины. 1990-е — настоящее время (историко-стилевой обзор). Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорировало современные русские рок-группы, в 1990-х и 2000-х появились СМИ, специализирующиеся именно на этой музыке — «Наше радио», телеканал «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал «Fuzz» и другие. В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных за рубежом. Русский рок за пределами России. Артемий Троицкий, Дмитрий Быков, Александр Липницкий, Андрей Макаревич, Стас Намин о русском роке. Документальные передачи об истории русского рока. Авторская песня. Социально-политические и культурные предпосылки возникновения жанра авторской песни, его истоки. Этимология термина «авторская песня» и других ее названий (бардовская, гитарная, самодеятельная, туристическая). Взаимопроникновение музыкального и литературного текстов. Основная тематика (туризм, приключения, сфера чувств и настроений, социальные проблемы, гражданская позиция, публицистика, политические мотивы, осмысление жизни, юмор и сатира, темы войны, патриотизма, героизма, бытовые зарисовки). Клубы самодеятельной песни. Грушинский фестиваль. Отличия «литературной песни» от традиций «синкретизма» в творчестве бардов. Роль гитары в доступности жанра. Краткий обзор творчества российских (А. Галич, Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др.) и белорусских (А. Крупп, Б. и Ю. Вайханские, А. Камоцкий, О. Терещенко, А. Баль и др.) бардов. Бардовские движения в белорусских городах. Прослушивание/видеопросмотр, анализ музыкальных произведений Учащийся: описывает генезис рок-музыки, ВИА, авторской песни ХХ века и современности в СССР, России и Беларуси, характеризует жанрово-стилевые направления; формулирует основные понятия, терминологию музыкального языка рок-музыки, ВИА, авторский песни этого периода; имеет представление о жизни и творчестве ведущих музыкантов, коллективов - представителей жанрово-стилевых направлений этого времени; владеет умениями характеризовать особенности музыки этих направлений, исполнительской стилистики ведущих музыкантов этих направлений по технологии;  называет музыкальные произведения этих направлений и классифицирует аутентичное исполнительство и реконструкцию, обработки профессиональными музыкантами современности; высказывает суждение о тенденциях развития современного рока, ВИА, авторской песни в России, Беларуси; творчески применяет полученные знания на практике.     Белорусский рок — условное название рок-музыки, созданной музыкантами из Белоруссии. В большинстве случаев бывает белорусско- либо русскоязычным.  История. 1960-е годы С 12 по 14 апреля 1968 года в Минском радиотехническом институте прошёл один из первых в СССР рок фестивалей — «Первый фестиваль бит-ансамблей Минска». Фестиваль был организован комсомолом и приурочен к 50-летию БССР и 50-летию ВЛКСМ. В фестивале приняли участие любительские группы со всего Минска («Алгоритмы», «2+2», «Зодчие», «Рефлексы», «Пингвины», «Грифы», «Весёлые лисы», «Дисканты», «Ювента», «Синие гитары», «Скифы»). По правилам фестиваля каждый ансамбль должен был исполнить семь композиций (произведение советского композитора, произведение белорусской тематики, собственное произведение, инструментальное произведение и три любые композиции по своему выбору). Главный приз «Янтарную гитару» получила группа «Алгоритмы», второй приз «Хрустальную вазу» получили «Зодчие». Один из членов жюри, молодой композитор Игорь Лученок, тогда отметил, что в этой музыке хотелось бы слышать «меньше подражаний» и «больше нашего, советского репертуара». Несмотря на то, что все коллективы, кроме «Алгоритмов», были раскритикованы жюри, о фестивале положительно отозвалась республиканская пресса. Критические замечания сводились к тому, что у музыкантов нет нормального заводского оборудования, а гитары и всю аппаратуру им приходится делать самим. Газета «Чырвоная змена», например, посетовала на то, что профессиональные композиторы мало пишут произведений в жанре биг-бит (в СССР биг-битом в это время называли любую современную электрогитарную музыку: рок-н-ролл, блюз-рок, ритм-энд-блюз и т. д.). Все три дня фестиваля его снимали кинохроникёры «Беларусьфильма». Из отснятого материала был смонтирован небольшой короткометражный 10-минутный фильм под названием «Маршрут № 13» (название одной из песен группы «Алгоритмы»). Пока шёл монтаж фильма в Чехословакии произошли события известные как Пражская весна. В этой связи изменился и политический климат в Советском Союзе. Было принято решение не выпускать готовый фильм на киноэкраны. Фильм пролежал на полке до 1977 года, когда вышел акт о его уничтожении, а также всего рабочего материала к нему. Копию фильма спрятал и сохранил оператор Эдуард Гайдук. 1970-е годы Ещё 1 сентября 1969 года аккомпанирующий ансамбль «Лявоны», организованный Владимиром Мулявиным при минской филармонии, был переведён в разряд вокально-инструментальных. В октябре следующего 1970 года ансамбль принял участие в IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, перед этим сменив название на «более серьёзное» «Песняры». Первый приз в тот раз никому не вручался, а вторую премию разделили «Песняры», Лев Лещенко и грузинский ансамбль «Диэло». Таким образом, «Песняры» получили право на запись альбома. Во время работы над альбомом к «Песнярам» присоединился Леонид Борткевич, участник ансамбля «Золотые яблоки». Альбом вышел в 1971 году. Он не имел названия, поэтому его часто называют по первой песне «Ты мне вясною прыснілася». Эта пластинка разошлась 4-миллионным тиражом. Репертуар «Песняров» состоял в основном из белорусских народных песен, которые Мулявин переложил на биг-битовские и блюзовые мелодии. Хотя сам Мулявин был русским по национальности, он сделал так, что белорусские народные песни пел весь Советский Союз. В 1974 году вышла вторая пластинка «Алеся», куда кроме народных песен вошли уже и песни на стихи белорусских поэтов. В 1976 году на музыкальной ярмарке MIDEM в Каннах, куда приезжают музыканты со всего мира, продавшие больше всего пластинок в своей стране, «Песняры» представляли фирму «Мелодия» и Советский Союз. Там на них обратили внимание американские продюсеры и пригласил на гастроли в Америку. Таким образом, «Песняры» стали первой советской группой гастролировавшей по США. В 1976 году «Песняры» представили рок-оперу на стихи Янки Купалы — «Песня о доле», а в 1978 году концептуальная серия продолжилась оперой «Гусляр». Эти работы были сделаны более серьёзно, чем предыдущие, в стиле арт-рока. В БССР в этот период времени работали и другие ВИА («Верасы», «Сябры»), но они представляли из себя обычную советскую эстраду. 1980-е – настоящее время (историко-стилевой обзор). Белорусский рок как форма протеста. Участие в конкурсах: Представители белорусского рока участвуют в Евровидении. Так, N.R.M. принимала участие в отборе на «Евровидение-2013». В 2017 году Белоруссию на «Евровидение-2017» представляла инди-группа NaviBand, которая прошла в финал конкурса, где заняла 17-е место. Песня «Гісторыя майго жыцця» стала первой песней на белорусском языке, которая была исполнена на конкурсе песни «Евровидение».  

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.